ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 6 (123). С. 185-197. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 6 (123), pp. 185-197.
Научная статья
УДК 378.1 https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-6-123-17
EDN: KUGFKZ
Практико-ориентированный подход в обучении и представления курсантов ВИПЭ ФСИН России об исправительном учреждении
Эльвира Викторовна Зауторова
Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия,
Научно-исследовательский институт ФСИН России, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1334-2654
Аннотация. В настоящее время возникает потребность в поиске различных форм, средств и методов для совершенствования процесса подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы. В статье рассматривается значимость практико-ориентированного подхода в процессе обучения, представлена такая его форма, как выездные практические занятия на базе исправительных учреждений, проанализированы представления курсантов младших курсов юридического факультета об исправительном учреждении и организации воспитательной работы с осужденными.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, вузы ФСИН России, образовательный процесс, курсанты, практико-ориентированное обучение, исправительные учреждения, профессиональное становление личности
Для цитирования: Зауторова Э. В. Практико-ориентированный подход в обучении и представления курсантов ВИПЭ ФСИН России об исправительном учреждении // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 6 (123). С. 185-197.
https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-6-123-17
Practice-oriented approach in teaching and ideas about the correctional institution among cadets of Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation
Elvira V. Zautorova
Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Vologda, Russia, Scientific Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1334-2654
Abstract. Currently, it becomes necessary to search for various forms, means and methods to improve the training process for the penal enforcement system. The article examines the importance of a practice-oriented approach in the learning process, presents its form as field practical classes at
® Зауторова Э. В., 2024
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
ISSN 1994-0637 185
(print)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Э. В. Зауторова. Практико-ориентированный подход в обучении и представления курсантов ВИПЭ СИН России об исправительном учреждении
correctional institutions, analyzes the junior law school cadets' ideas about a correctional institution and the organization of educational work with convicts.
Keywords: penal enforcement system, universities of the Federal Penitentiary Service of Russia, educational process, cadets, practice-oriented training, correctional institutions, professional development of personality
For citation: Zautorova E. V. Practice-oriented approach in teaching and ideas about the correctional institution among cadets of Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 6 (123), pp. 185-197. (In Russ.) https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-6-123-17
Введение
В последние годы реформирование уголовно-исполнительной системы Российской Федерации позволило добиться существенных положительных результатов. Это касается как материально-технического оснащения, организации воспитательной и психокоррекционной работы с осужденными, так и других направлений деятельности исправительных учреждений. В основе успешного решения всех поставленных задач лежит качественная подготовка каждого сотрудника, обладающего высокими профессиональными умениями и навыками, готового к повышенной психологической и физической нагрузкам, ответственного, справедливого, проявляющего морально-волевые и нравственные качества.
Подготовку компетентных кадров для пенитенциарной системы осуществляют ведомственные образовательные организации. При этом отметим, что в настоящее время востребованы специалисты, обладающие практико-ориентированными компетенциями, умеющие самостоятельно и быстро решать различные профессиональные задачи.
Вместе с тем анализ практики подготовки специалистов для уголовноисполнительной системы показывает, что отмечается недостаточный уровень сформированное™ профессиональных, профессионально-специализированных компетенций у выпускников вузов, иногда встречается даже боязнь непосредственного несения службы в практических органах, что не позволяет осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне в соответствии с требованиями законодательства. Теоретические знания, полученные на лекционных и семинарских занятиях, обучающиеся не всегда могут применить на практике.
Так, согласно исследованию А. А. Герасимова, около 30 % сотрудников в течение первых месяцев службы оказываются не готовы к тому объему обязанностей, который им предстоит выполнять. Опрос более ста сотрудников исправительных учреждений, проходящих службу в должностях начальников структурных подразделений, свидетельствует о недостаточной их подготовленности не только к действиям в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, но и в условиях применения мер безопасности. Так, по мнению двух третей респондентов (среди них - начальники отделов безопасности, режима, отделов охраны, (отделений) по конвоированию), сотрудники уголовно-исполнительной системы не в полной мере обладают необходимыми знаниями
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
186 ISSN 1994-0637
(print)
Э. В. Зауторова. Практико-ориентированный подход в обучении и
представления курсантов ВИПЭ СИН России об исправительном
учреждении
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
и умениями, способствующими их эффективной деятельности в экстремальных условиях1.
Это подтверждают и результаты опроса курсантов. Так, большинство обучающихся (2-4 курсы) разных факультетов ВИПЭ ФСИН России при ответе на вопрос: «Что нужно сделать для совершенствования образовательного процесса?», который задавался после завершения курса «Пенитенциарная педагогика», отмечают недостаточное количество занятий, учебных часов, отведенных на выездные практические занятия на базе исправительных учреждений. Действительно, организация занятий вне учебных аудиторий института имеет большое значение в профессиональном становлении будущих специалистов. Так, организация выездных практических занятий по дисциплине «Пенитенциарная педагогика» - это не только соответствие учебного процесса федеральным государственным образовательным стандартам, но и возможность самим курсантам увидеть, как организуется процесс исправления, осуществляется воспитательная и психокоррекционная работа, реализуются законные права, обязанности и интересы осужденных в местах лишения свободы. Это позволяет наиболее эффективно добиться цели преподавания, а именно - овладения курсантами определенными умениями и навыками.
Отметим противоречие между потенциальными возможностями практикоориентированного обучения в ведомственном вузе, позволяющего оптимизировать образовательный процесс, и недостаточным количеством учебных часов и уровнем методической разработанности практико-ориентированного обучения в образовательных организациях ФСИН России.
Практико-ориентированный подход в обучении
Практико-ориентированный подход в педагогической науке означает, что в образовательном процессе решается основная задача подготовки будущих специалистов - создание условий для развития профессиональной компетентности личности. При условии включения в образовательный процесс практических действий, заданий возникает образовательное пространство, где теоретическая база получает свое практическое воплощение. Данный подход к обучению создает возможность постепенно наращивать профессиональную квалификацию будущего специалиста1 2.
Практико-ориентированный подход, позволяющий освоить образовательную программу в условиях, приближенных к реальной профессиональной ситуации, сформировать у обучающихся необходимые компетенции с помощью выявления практических задач в учебное время, преодолеть отчуждение между теорией и прак-
1 Герасимов А. А. Некоторые вопросы организации профессионального обучения вновь принятых сотрудников УИС // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2019. № 1 (1). С. 70-74. EDN: XBTLCE
2 Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении. Москва: «Эйдос», 2012. 73 с.; Хотькина О. К. Использование учебного рабочего места «Инспектор отдела специального учета» в реализации практической направленности обучающихся» // Организация образовательного процесса в вузах: современное состояние, проблемы и перспективы: сборник материалов научно-методической конференции (г. Рязань, 30-31 марта 2017 г.). Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2017. С. 275-280.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
ISSN 1994-0637 187
(print)
Э. В. Зауторова. Практико-ориентированный подход в обучении и
представления курсантов ВИПЭ СИН России об исправительном
учреждении
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
тикой, нашел отражение в трудах Ю. Б. Луневой, О. И. Вагановой, Ж. В. Смирновой1, Ю. Ветрова, Н. Клушиной1 2, Н. Б. Крыловой3, И. А. Лыковой4, М. М. Олесовой5, Л. В. Павловой6, С. С. Полисадова7, А. В. Савицкой8, Ф. Ялалова9,
И. В. Якусевич10 11 и др. Исследователи отмечают, что преобладание теории в обучении способствует неверному усвоению знаний. Содержание программ обучения должно раскрывать связи между знаниями и повседневной деятельностью сотрудника, быть максимально приближено к реальным условиям служебной деятельности11.
1 Лунева Ю. Б., Ваганова О. И., Смирнова Ж. В. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 122-126.
2 Ветров Ю., Клушина Н. Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 43-46. EDN: IBKJND
3 Крылова Н. Б. Культурология образования. Москва: Народное образование, 2000. 269 с.
4 Лыкова И. А. Сущность культурных практик и их значение для развития ребенка // Педагогика искусства. 2016. № 2. С. 92-97.
5 Олесова М. М. Применение практико-ориентированных технологий обучения в вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики: в 3-х ч. Ч. 2. 2017. № 7-2 (73). C. 201204.
6 Павлова Л. В. Практико-ориентированное обучение (из опыта стажировки в Швейцарии) // Социосфера. 2013. № 4-2. С. 91-92.
7 Полисадов С. С. Практико-ориентированное обучение в вузе // Уровневая подготовка специалистов: электронное обучение и открытые образовательные ресурсы: сборник трудов I Всероссийской научно-методической конференции (г. Томск, 20-21 марта 2014 г.). Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2014. С. 349-352.
8 Савицкая А. В. Практико-ориентированный подход в обучении: обзор зарубежной литературы и проблема реализации в вузе // European Social Science Journal. 2013. № 4 (32). С. 6674.
9 Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 89-93.
10 Якусевич И. В. Практико-ориентированный подход в подготовке будущих учителей
начальной школы к формированию у обучающихся культурных навыков // Universum: психология и образование. 2023. № 11 (113). С. 9-11. URL:
https://7universum.com/ru/psy/archive/item/16179 (дата обращения: 15.12.2023).
11 Ватылев Г. М. Актуальные проблемы профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы в современной России // Современные тенденции развития образования: компетенции, технологии, кадры: сборник материалов научно-методической конференции (г. Рязань, 21-22 марта 2019 г.). Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. С. 25-28; Рудый А. А. Интервью // Кто есть кто в образовании и науке. 2014. № 1 (11). URL: http://ktovobrnauke.ru/2014/1/anatoliy-rudyy-zadacha-sistemy-vedomstvennogo-profobrazovaniya-obespechit-kachestvennuyu-podgotovku-kadrov-sposobnyh-k-vypolneniyu-sluzhebnyh-zadach-na-sovremennom-etape-razvitiya-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy.html (дата обращения: 15.12.2023); Пешня И. С. Интерактивные технологии обучения как средство развития профессиональной компетентности курсантов военизированного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Иркутск: [б. и.], 2005. 24 с.; Тарабуев Л. Н. Совершенствование системы подготовки лиц, впервые принятых на службу в уголовноисполнительную систему, к действиям при оружии и стрельбе // VI Педагогические чтения, посвященные памяти профессора С. И. Злобина: сборник научных статей (г. Пермь, 2 октября
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
188 ISSN 1994-0637
(print)
Э. В. Зауторова. Практико-ориентированный подход в обучении и
представления курсантов ВИПЭ СИН России об исправительном
учреждении
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
Увеличение числа практических занятий с отработкой умений и навыков, особенно на выездных практических занятиях на базе исправительных учреждений, внедрение инновационных методов в учебный процесс способствуют формированию профессионального опыта обучающихся при погружении их в служебную деятельность с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Также это обеспечивает вовлечение курсантов в работу, активную деятельность, так как мотивация к изучению теоретического материала идет от потребности в решении практической задачи. В этом случае традиционная дидактическая триада «знания - умения -навыки» дополняется новой дидактической единицей - «опыт деятельности». Некоторые обучающиеся обладают соответствующими знаниями, умениями и навыками, но при этом не умеют их применять на практике, а дальше, вероятно, не смогут их применить и в служебной деятельности. Подход в обучении «знания - умения - навыки -опыт деятельности» позволит будущим сотрудникам уверенно и самостоятельно принимать практические решения в профессиональной деятельности1.
Несмотря на значимость практико-ориентированного обучения для современного образовательного процесса ведомственного вуза, его содержание и формы еще не получили достаточной теоретической и методической разработки. В образовательных организациях ФСИН России при подготовке будущих сотрудников не уделяется достаточного внимания организации и проведению практических занятий, особенно выездных, на территории исправительных учреждений, не в полной мере используются возможности имитационных обучающих средств и т. д. В связи с этим у курсантов слабо сформированы умения и навыки, позволяющие обеспечить в дальнейшем эффективное противодействие противоправному поведению со стороны подозреваемых, обвиняемых и осужденных* 1 2.
Организация для курсантов выездного практического занятия в исправительном учреждении
При проведении выездных практических занятий в рамках учебной дисциплины «Пенитенциарная педагогика» обучающимися осуществляется выполнение постав-
2020 г.). Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. Т. 2. С. 176-180.
1 Батищева Е. В. Учебные рабочие места и их роль в подготовке специалистов для УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 6. С. 46-48; Вотинов А. А. Профессионально-педагогическая подготовка кадров ФСИН // Казанская наука. 2015. № 7. С. 136-138. EDN: UGTJIH; Зауторова Э. В., Бодрова Е. В. Практико-ориентированное обучение в образовательных организациях высшего образования ФСИН России // Пенитенциарная наука. 2021. № 3 (55). Т. 3. С. 575-564. https://doi.org/10.46741/2686-9764-2021-15-3-575-584
2 Гайдукова О. М. Особенности профессионального обучения сотрудников уголовноисполнительной системы // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2019. № 1 (1). С. 113-116. EDN: BRQUNM; Жаркой М. Э. Дополнительное профессиональное образование работников уголовно-исполнительной системы и Болонский процесс: задача сохранения качества подготовки специалистов // Современные тенденции развития системы образования: сборник научных статей (г. Чебоксары, 25-28 апреля 2019 г.). Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2019. С. 255-259; Чайковский Д. С., Изотова В. Ф. Влияние технологий AR и VR на образовательный процесс // Информационные технологии в образовании. 2020. № 3. С. 316-319. EDN: QJFEKI
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
ISSN 1994-0637 189
(print)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Э. В. Зауторова. Практико-ориентированный подход в обучении и представления курсантов ВИПЭ СИН России об исправительном учреждении
ленных задач не только под руководством преподавателя, но и сотрудников воспитательного отдела исправительного учреждения. Так, на базе исправительной колонии для осужденных женщин № 1 УФСИН России по Вологодской области, расположенной в городской черте, впервые для курсантов второго курса юридического факультета состоялось выездное практическое занятие в рамках изучаемой учебной дисциплины «Пенитенциарная педагогика». Цель практического занятия: познакомиться с деятельностью начальника отряда, изучить особенности воспитательной работы с осужденными женщинами.
В ходе экскурсии по учреждению курсанты посетили основные объекты колонии: карантинное отделение, помещение дежурной части, познакомились с отрядной системой отбывания наказания, побывали в центре трудовой адаптации, на участках усиленного контроля и дисциплинарного изолятора, посетили столовую, клуб и храм. Интерес у обучающихся вызвал отряд для проведения отпусков, где трудоустроенные осужденные в период ежегодного отпуска могут провести время с повышенным комфортом.
Также в ходе занятия курсанты познакомились с принципами, целями и задачами воспитательной и психологической работы с осужденными женщинами, получили массу впечатлений от первого посещения исправительного учреждения. В конце занятия была возможность задать вопросы начальнику отряда. В основном вопросы касались организации воспитательной работы, трудоустройства осужденных, начисления им заработной платы, погашения исков и алиментов и др.
Отметим также, что процесс обучения приобретает смысл для курсантов и значимость, а также становится интересным, если для них создаются условия и возможности для выражения своей точки зрения, критического оценивания фактов и явлений, проявления творчества и активности. Учитывая, что курсанты впервые находились в исправительном учреждении, нам было важно сравнить их представления об исправительном учреждении до и после его посещения.
Представления курсантов об исправительном учреждении до и после его посещения
Учитывая, что ответы обучающихся касались различных сторон деятельности исправительного учреждения, мы разделили их на несколько тематических блоков:
- проход в исправительное учреждение: «Удивила долгая процедура прохода (в 3 этапа), строго по времени», «Проход через КПП оказался тяжелым и муторным. Проверяли досконально, включая проверку подошвы обуви и головные уборы»;
- территория и наполнение исправительного учреждения: «Думал, что от силы будет сто осужденных женщин, но сильно удивился, что их было около пятисот», «Меня удивил магазин с достаточно обширным выбором разнообразных продуктов, к тому же есть выдача онлайн-заказов, но цены очень высокие...», «На зданиях присутствуют мотивационные плакаты, есть специально отведенное место для курения», «Думала, что будет грязной территория, а она вся очищена аккуратно от снега, не сугробами, а аккуратными кантиками», «Имеется даже плац»;
- внешний вид осужденных: «Ухоженные и опрятные», «Одежда чистая, по размеру и по сезону», «Как оказалось, женщины находятся в обычной физической форме», «Я думал, есть запрет на макияж, как у курсанток, но у некоторых осужденных
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
190 ISSN 1994-0637
(print)
Э. В. Зауторова. Практико-ориентированный подход в обучении и
представления курсантов ВИПЭ СИН России об исправительном
учреждении
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
он присутствовал. Может им разрешили в качестве поощрения?», «Я думал, что осужденные будут смотреть на нас с презрением и иметь изможденный вид, но оказалось, что все очень даже приемлемо», «В моем ожидании я должна была увидеть уставших и не выспавшихся осужденных, пренебрегающих гигиеной», «Увидел красивых девушек»;
- особенности поведения осужденных: «Ожидал увидеть много сотрудников, которые сопровождают осужденных, а они свободно сами передвигаются», «Не знала, что осужденным запрещено одиночное передвижение по территории. Они стоят, ждут друг друга. И еще удивило, что при виде сотрудника осужденные здороваются», «Я ловил на себе ускользающие взгляды, это можно скорее назвать страхом», «Казалось, что осужденные между собой находятся в дружеских отношениях, видя нас, они перешептывались, но не показывали своей неприязни», «Осужденные везде одни. Увидел всего двух офицеров на территории, чему был сильно удивлен», «Я ожидал увидеть тяжелые взгляды осужденных, но они оказались обычными людьми»;
- жилая зона для осужденных: «Я думал, что они проживают в серых и мрачных помещениях, а оказалось - в светлых и чистых. У каждого есть прикроватная тумбочка», «Думала, что осужденные живут по 40 человек, но они живут в комнатах до 12 человек», «В спальных помещениях приятно находиться», «В облегченных условиях можно заправлять кровать своим цветным бельем», «Думал, что осужденные находятся за решетками, а они - в многоспальных комнатах», «Предполагал, что осужденным ничего нельзя хранить, но на тумбочках у них стояли фотографии родственников - я думаю, это способствует их перевоспитанию»;
- общение осужденных с сотрудниками: «Я раньше думал, что сотрудники относятся к осужденным пренебрежительно, как к нелюдям...». «Я думала, что осужденные после разрешения просто заходят в кабинет начальника отряда, а оказывается -на кабинете висит напечатанная форма обращения, где необходимо каждый раз называть свое имя и фамилию, срок отбывания наказания, статью и т. д.», «Осужденные вежливые, но и сотрудники им улыбаются», «Думал, что будет жестко и грубо, а оказалось все довольно тактично в общении сотрудник - осужденный», «Доброжелательно отвечала осужденная на наши вопросы, вообще с радостью проявляла желание общаться, а я думал, что они ненавидят людей в погонах»;
- поручения осужденных женщин: «Я удивился, что осужденные ходят в наряды, как мы. У “тумбочки” стояла осужденная, она отвечала за обстановку в отряде, а также отвечала на телефонные звонки сотрудников со стационарного телефона», «Это важное поручение, помогающее поддерживать безопасность и дисциплину в исправительной колонии»;
- досуг осужденных: «У них есть клуб, который похож на актовый зал в нашем институте, что было интересно и вызывало противоречивые эмоции», «Как оказалось, осужденные рисуют красивые картины, вышивают, делают интересные предметы своими руками, сочиняют сценки и готовят праздничные мероприятия», «Я вообще не знала, что осужденным разрешено заниматься творческой деятельностью», «На стенде в одном из отрядов я увидела план с воспитательными мероприя
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
ISSN 1994-0637 191
(print)
Э. В. Зауторова. Практико-ориентированный подход в обучении и
представления курсантов ВИПЭ СИН России об исправительном
учреждении
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
тиями на месяц, среди которых были турнир по шахматам и разнообразные концерты»;
- трудовая деятельность осужденных: «Осужденные шьют форменную одежду, работают в столовой, готовят пищу и получают за это заработную плату. Цех по пошиву формы очень большой, а курирует их гражданский работник, указывает на недостатки в работе и объясняет, как их исправить», «По окончании курсов швеи осужденные сдают квалификационный экзамен», «Я думала, что в местах заключения работают бесплатно, а им платят деньги!», «Не знала, что у осужденных есть выбор трудовой деятельности», «Я узнал, что, работая на кухне, осужденная получает заработную плату в 16 тыс. руб. Да, она небольшая, но они могут оплатить штрафы и накопить на жизнь после освобождения», «Осужденные имеют право на отпуск по истечению шести месяцев непрерывной работы»;
- меры поощрения осужденных: «Думала, что осужденным положено свидание не более двух часов», «Оказывается, осужденным могут предоставить выход на сутки за пределы исправительного учреждения. Я был очень удивлен данному факту» и т. д.
Анализируя представления курсантов, можно отметить, что к середине второго курса они достаточно приблизительно, а порой и искаженно представляют место своей будущей трудовой деятельности и специфику службы в исправительном учреждении («Я заметила значительные расхождения между своими представлениями об исправительном учреждении до его посещения и после»). В связи с этим необходимо усилить практическую составляющую образовательного процесса в ведомственном вузе для эффективной подготовки будущих сотрудников.
Результаты
Организация выездных практических занятий в рамках реализации практико -ориентированного подхода в образовательном процессе ведомственного вуза формирует положительное отношение курсантов к своей будущей профессиональной деятельности, повышает заинтересованность в учебном процессе, а также помогает отрабатывать теоретические навыки в реальных условиях.
Представления курсантов, впервые посещающих исправительное учреждение, значительно расходятся со сформировавшимся у них мнением о местах лишения свободы: исправительное учреждение они представляли устрашающим, с угнетающей обстановкой, непривлекательными жилыми помещениями и т. д. Курсанты-второкурсники мало знают об организации трудовой деятельности осужденных, получении ими заработной платы, о предоставляемых возможностях для повышения профессионального и общеобразовательного уровня осужденных и т. д. При этом обучающиеся отмечают, что осужденные женщины проживают в хороших условиях, а сотрудники доброжелательны в общении.
В связи с этим необходимо отметить эффективность выездных практических занятий на базе исправительных учреждений для процесса обучения будущих сотрудников.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
192 ISSN 1994-0637
(print)
Э. В. Зауторова. Практико-ориентированный подход в обучении и
представления курсантов ВИПЭ СИН России об исправительном
учреждении
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
Выводы
Практико-ориентированный подход в учебном процессе высших образовательных организаций ФСИН России с эффектом погружения обучающегося в будущую служебную деятельность помогает построить процесс обучения в неразрывной связи теории и практики, способствует эффективному профессиональному становлению и развитию личности, что в конечном счете будет способствовать стратегическому развитию пенитенциарной системы. В связи с этим возникает потребность в поиске различных форм, средств и методов для совершенствования процесса подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы.
При этом важно, чтобы курсанты уже на младших курсах (1-2 курсы) могли получать практические навыки работы с осужденными. Благодаря регулярным выездным практическим занятиям, организуемым на базе исправительных учреждений различных видов, будущие сотрудники УИС будут лучше понимать практическую реализацию теоретических знаний, научатся анализировать результаты и принимать решения по производственным ситуациям в условиях конкретного исправительного учреждения, работать в команде.
Закрепление полученных на занятиях теоретических знаний на практике позволяет сформировать у обучающихся интерес к профессии, развить чувство ответственности, инициативу, волю и настойчивость, повысить уровень организаторских способностей, «погрузить» обучающихся в реалии служебной деятельности. К тому же включение практико-ориентированного подхода в процесс обучения оптимизирует профессиональную адаптацию молодых сотрудников к службе в УИС.
В конце представляем мнение одного из курсантов: «Данное исправительное учреждение представлялось абсолютно по-другому, вероятно из-за того, что знания были основаны только на информации из кинофильмов и Интернета. Однако, посетив исправительную колонию, появилось представление о местах лишения свободы, об организации воспитательной работы с осужденными и условиях их содержания. Для осужденных женщин созданы все необходимые условия для трудовой деятельности, удобного проживания, развития их личностных качеств. При этом отмечу, что сотрудники и вся система произвели на меня положительное впечатление. Я стал лучше представлять свою будущую профессиональную деятельность».
Список литературы / References
Батищева Е. В. Учебные рабочие места и их роль в подготовке специалистов для УИС. Ведомости уголовно-исполнительной системы, 2014, № 6, с. 46-48.
Batishcheva E. V. Practice workplaces and their role in the specialists' training for the penal correctional system. Bulletin of the penal correctional system, 2014, no. 6, pp. 46-48. (In Russ.)
Ватылев Г. М. Актуальные проблемы профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы в современной России. Современные тенденции развития образования: компетенции, технологии, кадры: сборник материалов научно-методической конференции (г. Рязань, 21-22 марта 2019 г.). Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2019, с. 25-28.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
ISSN 1994-0637 193
(print)
Э. В. Зауторова. Практико-ориентированный подход в обучении и
представления курсантов ВИПЭ СИН России об исправительном
учреждении
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
Vatylev G. M. Current problems of employees' professional training within the penal correctional system in modern Russia. Modern trends in the development of education: competencies, technologies, personnel: Proceedings of the scientific and methodological conference (Ryazan, 2122 March 2019). Riazan': Akademiia prava i upravleniia Federal'noi sluzhby ispolneniia nakazanii, 2019, pp. 25-28. (In Russ.)
Ветров Ю., Клушина Н. Практико-ориентированный подход. Высшее образование в России, 2002, № 6, с. 43-46. EDN: IBKJND
Vetrov Iu., Klushina N. Practice-oriented approach. Higher education in Russia, 2002, no. 6, pp. 43-46. (In Russ.) EDN: IBKJND
Вотинов А. А. Профессионально-педагогическая подготовка кадров ФСИН. Казанская наука, 2015, № 7, с. 136-138. EDN: UGTJIH
Votinov A. A. Professional educational training for Federal Penitentiary Service of Russia. Kazan Science, 2015, no. 7, pp. 136-138. (In Russ.) EDN: UGTJIH
Гайдукова О. М. Особенности профессионального обучения сотрудников уголовноисполнительной системы. Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России, 2019, № 1 (1), с. 113-116. EDN: BRQUNM
Gaidukova O. M. Features of professional training of employees within the penitentiary system. Bulletin of the Tomsk Institute of advanced training of employees the Federal Penitentiary Service of Russia, 2019, no. 1 (1), pp. 113-116. (In Russ.) EDN: BRQUNM
Герасимов А. А. Некоторые вопросы организации профессионального обучения вновь принятых сотрудников УИС. Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России, 2019, № 1 (1), с. 70-74. EDN: XBTLCE
Gerasimov A. A. Some questions of organising professional training of the newly recruited employees of the penal correction system. Bulletin of the Tomsk Institute of advanced training of employees the Federal Penitentiary Service of Russia, 2019, no. 1 (1), pp. 70-74. (In Russ.) EDN: XBTLCE
Жаркой М. Э. Дополнительное профессиональное образование работников уголовноисполнительной системы и Болонский процесс: задача сохранения качества подготовки специалистов. Современные тенденции развития системы образования: сборник научных статей (г. Чебоксары, 25-28 апреля 2019 г.). Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2019,
с. 255-259.
Zharkoi M. E. Additional professional education of employees of the penal and correctional system and the Bologna Process: the task of preserving the quality of specialist training. Modern trends in the development of the education system: Collection of scientific articles (Cheboksary, 2528 April 2019). Cheboksary: Izdatel'skii dom “Sreda”, 2019, pp. 255-259. (In Russ.)
Зауторова Э. В., Бодрова Е. В. Практико-ориентированное обучение в образовательных организациях высшего образования ФСИН России. Пенитенциарная наука, 2021, № 3 (55),
т. 3, с. 575-564. https://doi.org/10.46741/2686-9764-2021-15-3-575-584
Zautorova E. V., Bodrova E. V. Practice-oriented training in higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. Penitentiary System, 2021, no. 3 (55), vol. 3, pp. 575-564. (In Russ.) https://doi.org/10.46741/2686-9764-2021-15-3-575-584
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
194 ISSN 1994-0637
(print)
Э. В. Зауторова. Практико-ориентированный подход в обучении и
представления курсантов ВИПЭ СИН России об исправительном
учреждении
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
Крылова Н. Б. Культурология образования. Москва, 2000. 272 с.
Krylova N. B. Cultural studies of education. Moscow, 2000. 272 p. (In Russ.)
Лунева Ю. Б., Ваганова О. И., Смирнова Ж. В. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2018, № 6 (32), с. 122-126.
Luneva Iu. B., Vaganova O. I., Smirnova Zh. V. Practice-oriented approach in professional education. Innovative economy: prospects for development and improvement, 2018, no. 6 (32), pp. 122126. (In Russ.)
Лыкова И. А. Сущность культурных практик и их значение для развития ребенка. Педагогика искусства, 2016, № 2, с. 92-97.
Lykova I. A. The essence of the cultural practices and their meanings for child development. Art education, 2016, no. 2, pp. 92-97. (In Russ.)
Олесова М. М. Применение практико-ориентированных технологий обучения в вузе. Филологические науки. Вопросы теории и практики: в 3-х ч, ч. 2, 2017, № 7-2 (73), с. 201-204.
Olesova M. M. Application of practically oriented technologies of training in higher education establishment. Philology. Theory & Practice: in 3 parts, part 2, 2017, no. 7-2 (73), pp. 201-204. (In Russ.)
Павлова Л. В. Практико-ориентированное обучение (из опыта стажировки в Швейцарии). Социосфера, 2013, № 4-2, с. 91-92.
Pavlova L. V. Practice-oriented learning (from the experience of an internship in Switzerland). Sociosphere, 2013, no. 4-2, pp. 91-92. (In Russ.)
Пешня И. С. Интерактивные технологии обучения как среДство развития профессиональной компетентности курсантов военизированного вуза: автореф. Дис. ... канД. пеД. наук. Иркутск: [б. и.], 2005. 24 с.
Peshnia I. S. Interactive technologies of training as a means of developing cadets' professional competence in paramilitary higher education institution: Abstract Cand. thesis in Pedagogical Sciences. Irkutsk, 2005. 24 p. (In Russ.)
Полисадов С. С. Практико-ориентированное обучение в вузе. Уровневая подготовка специалистов: электронное обучение и открытые образовательные ресурсы: сборник труДов IВсероссийской научно-метоДической конференции (г. Томск, 20-21 марта 2014 г.). Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2014, с. 349-352.
Polisadov S. S. Practice-oriented learning in higher education. Degree training of specialists: elearning and open educational resources: Proceedings of the I All-Russian Scientific and Methodological Conference (Tomsk, 20-21 March 2014). Tomsk: Natsional'nyi issledovatel'skii Tomskii politekhnicheskii universitet, 2014, pp. 349-352. (In Russ.)
Рудый А. А. Интервью // Кто есть кто в образовании и науке, 2014, № 1 (11). URL: http://ktovobrnauke.ru/2014/1/anatoliy-rudyy-zadacha-sistemy-vedomstvennogo-profobrazovaniya-obespechit-kachestvennuyu-podgotovku-kadrov-sposobnyh-k-vypolneniyu-sluzhebnyh-zadach-na-sovremennom-etape-razvitiya-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy.html (дата обращения: 15.12.2023).
Rudyi A. A. Interview // Who is who in education and science, 2014, no. 1 (11). Available at: http://ktovobrnauke.ru/2014/1/anatoliy-rudyy-zadacha-sistemy-vedomstvennogo-profobrazovaniya-
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
ISSN 1994-0637 195
(print)
Э. В. Зауторова. Практико-ориентированный подход в обучении и
представления курсантов ВИПЭ СИН России об исправительном
учреждении
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
obespechit-kachestvennuyu-podgotovku-kadrov-sposobnyh-k-vypolneniyu-sluzhebnyh-zadach-na-sovremennom-etape-razvitiya-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy.html (accessed: 15.12.2023). (In Russ.)
Савицкая А. В. Практико-ориентированный подход в обучении: обзор зарубежной литературы и проблема реализации в вузе. European Social Science Journal, 2013, № 4 (32), с. 66-74.
Savitskaia A. V. Practice-oriented approach in teaching: review of foreign literature and the problem of implementation in higher education. European Social Science Journal, 2013, no. 4 (32), pp. 66-74. (In Russ.)
Тарабуев Л. Н. Совершенствование системы подготовки лиц, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему, к действиям при оружии и стрельбе. VI Педагогические чтения, посвященные памяти профессора С. И. Злобина: сборник научных статей (г. Пермь, 2 октября 2020 г.). Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2020, т. 2, с. 176-180.
Tarabuev L. N. Improvement of the training system for people first recruited to the penal system to act with weapons and shooting. VI Pedagogical Readings in Memory of Professor S. I. Zlobin: Collection of scientific articles (Perm, 2 October 2020). Perm': Permskii institut Federal'noi sluzhby ispolneniia nakazanii, 2020, vol. 2, pp. 176-180. (In Russ.)
Хотькина О. К. Использование учебного рабочего места «Инспектор отдела специального учета» в реализации практической направленности обучающихся». Организация образовательного процесса в вузах: современное состояние, проблемы и перспективы: сборник материалов научно-метоДической конференции (г. Рязань, 30-31 марта 2017 г.). Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. 2017. с. 275-280.
Khot'kina O. K. Using the training workplace ‘Inspector of the special accounting department' in the implementation of students' practical orientation'. Organisation of the educational process in higher education institutions: current state, problems and prospects: Proceedings of the scientific and methodological conference (Ryazan, 30-31 March 2017). Riazan': Akademiia prava i uprav-leniia Federal'noi sluzhby ispolneniia nakazanii, 2017, pp. 275-280. (In Russ.)
Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении. Москва: Эйдос, 2012. 73 с.
Khutorskoi A. V. Metadisciplinary approach in teaching. Moscow: Eidos, 2012. 73 p. (In Russ.)
Чайковский Д. С., Изотова В. Ф. Влияние технологий AR и VR на образовательный процесс. Информационные технологии в образовании, 2020, № 3, с. 316-319. EDN: QJFEKI
Chaikovskii D. S., Izotova V. F. Impact of AR and VR technologies on the educational process. Information technologies in education, 2020, no. 3, pp. 316-319. (In Russ.) EDN: QJFEKI
Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию. Высшее образование в России, 2008, № 1, c. 89-93.
Ialalov F. Activity-competence approach to practice-oriented education. Higher education in Russia, 2008, no. 1, pp. 89-93. (In Russ.)
Якусевич И. В. Практико-ориентированный подход в подготовке будущих учителей начальной школы к формированию у обучающихся культурных навыков. Universum: психология и образование, 2023, № 11 (113), с. 9-11. URL:
https://7universum.com/ru/psy/archive/item/16179 (дата обращения: 15.12.2023).
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
196 ISSN 1994-0637
(print)
Э. В. Зауторова. Практико-ориентированный подход в обучении и
представления курсантов ВИПЭ СИН России об исправительном
учреждении
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
Iakusevich I. V. Practice-oriented approach in the training of future primary school teachers to develop students' cultural skills. Universum: psychology and education, 2023, no. 11 (113), pp. 911. Available at: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/16179 (accessed: 15.12.2023). (In Russ.)
Сведения об авторе
Эльвира Викторовна Зауторова - доктор педагогических наук, профессор; https://orcid.org/0000-0002-1334-2654, [email protected], профессор кафедры юридической психологии и педагогики Вологодского института права и экономики ФСИН России (2, ул. Щетинина, 160026 Вологда, Россия), ведущий научный сотрудник Научноисследовательского института ФСИН России (15a, стр. 1, ул. Нарвская, 125130 Москва, Россия), член-корреспондент Международной академии наук и педагогического образования; Elvira V. Zautorova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, https://orcid.org/0000-0002-1334-2654, [email protected], Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia (2, ul. Shchet-inina, 160026 Vologda, Russia), Leading researcher at the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (15a, str. 1, ul. Narvskaia, 125130 Moscow, Russia), Corresponding member, International Academy of Sciences and Higher Education.
Статья поступила в редакцию 20.03.2024; одобрена после рецензирования 08.04.2024; принята к публикации 22.04.2024.
The article was submitted 20.03.2024; Approved after reviewing 08.04.2024; Accepted for publication 22.04.2024.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 6
Cherepovets State University Bulletin •2024 • No. 6
ISSN 1994-0637 197
(print)