Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОЧНОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОЧНОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
практико-ориентированный подход / уголовно-исполнительная система / образование / учебный процесс / административное право.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирмамитова С.А., Митюкова Ю.А.

В статье рассматриваются вопросы внедрения практико-ориентированного подхода в образовательный процесс учебных заведений, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний России. Акцентируется внимание на форме проведения занятий в очном или заочном формате: приглашение практического работника или работа с онлайн ресурсами на примере преподавания учебной дисциплины «Административное право» с учетом приобретаемой ими специализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирмамитова С.А., Митюкова Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОЧНОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ»

БИРМАМИТОВА С.А.,

Старший преподаватель кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России кандидат юридических наук, e-mail: birmamitova_sa@mail.ru

МИТЮКОВА Ю.А.,

Старший преподаватель кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России, e-mail: mityuikova-yulia@yandex.ru

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОЧНОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы внедрения практико-ориентиро-ванного подхода в образовательный процесс учебных заведений, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний России. Акцентируется внимание на форме проведения занятий в очном или заочном формате: приглашение практического работника или работа с онлайн ресурсами на примере преподавания учебной дисциплины «Административное право» с учетом приобретаемой ими специализации.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, уголовно-исполнительная система, образование, учебный процесс, административное право.

BIRMAMITOVA S.A.,

Senior Lecturer of the Department of Administrative and Financial Law Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia

Candidate of Legal Sciences.

MITYUKOVA Y.A.,

Senior Lecturer of the Department of Administrative and Financial Law Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia

PRACTICE-ORIENTED APPROACH WHEN CONDUCTING TRAINING SESSIONS IN ADMINISTRATIVE AND LEGAL DISCIPLINES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE PENAL SYSTEM IN FULLTIME AND DISTANCE FORMAT

Annotation. The article discusses the issues of implementing a practice-oriented approach in the educational process of educational institutions subordinate to the Federal Penitentiary Service of Russia. Attention is focused on the form of conducting classes in full-time or correspondence format: inviting a practical worker or working with online resources on the example of teaching the discipline "Administrative Law", taking into account the specialization they acquire.

Key words: practice-oriented approach, penal enforcement system, education, educational process, administrative law.

Концепция развития уголовно-исполни- ная распоряжением Правительства Российской тельной системы Российской Федера- Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р приори-ции на период до 2030 года, утвержден- тетной целью определяет повышение эффектив-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-9-199-201 NIION: 2018-0076-9/22-987 MOSURED: 77/27-023-2022-9-1185

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ности пенитенциарной службы, совершенствование организации ее деятельности, формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала. В связи с этим Федеральная служба исполнения наказаний России нуждается в высококвалифицированных специалистах, способных оперативно и профессионально решать поставленные задачи в различных отраслях права. Это прямая и непосредственная задача ведомственного вуза. Кроме того, современные Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования требуют от обучающихся «знать, уметь, владеть», что предполагает активное внедрение практического опыта в образовательный процесс. В этой связи появляется интерес к применению практико-ори-ентированного подхода. Он предполагает обучение курсантов таким образом, чтобы профессиональный опыт нарабатывался в процессе теоретического обучения путем создания условий, приближенных к реальным. При организации процесса подготовки специалиста уголовно-исполнительной системы и разработке наполнения образования внимание акцентируется на двой-стенности и направленности на практическую составляющую. Это даст возможность готовить будущих работников пенитенциарной системы, с навыками диалогического общения, имеющих терпимый подход к позиции и мнению сотрудников, способных вычленять суть из общей картины, выбирать наилучший путь решения, видеть наперед и оценивать результаты, что является основными профессиональными признаками компетентности востребованного специалиста [1, с.52].

Несмотря на важность практико-ориентиро-ванного подхода для профессионального образования, его модели еще не имеют необходимой теоретической и методической наработки. Исходя из современных реалий организации практико-о-риентированного подхода в вузе, следует заключить об отсутствии разработанных эффективных методик профессиональной подготовки обучающихся, отсутствии технологий, позволяющих обеспечить высокое качество выпускников для правоприменительной сферы. Практико-ориентиро-ванный подход должен применяться как в аудиторной, так и внеаудторной работе.

Основные позиции ученых касаемо реализации практико-орентированного подхода во внеаудиторной деятельности сводятся к организации всех видов практик для реального приобретения обучающимися профессиональных компетенций по соответствующему профилю обучения [2, с.23];

Сложнее определить направления рассматриваемого подхода в процессе проведения учебных занятий. Здесь от преподавателя требуется не просто ознакомление обучающихся с учебным

материалом, а более активные способы подачи информации. Свою эффективность доказал метод проблемного изложения материала, когда преподавателем обозначается проблема и предлагаются пути ее преодоления. При этом обучающиеся следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способами и приемами научного мышления. Приобретение подобного опыта позволит курсантам на практике находить оптимальные законные способы разрешения спорных ситуаций.

Следует отметить, что в период динамических изменений, происходящих в органах исполнительной власти, приглашение на занятия практических работников позволяет является ощутимый вклад в уголовно-исполнительной системе, преподаватель, порой не имея практического опыта, проходя практику или стажировку, не всегда связанную с преподаваемыми дисциплинами, не успевает качественно отслеживать, реагировать на оперативные изменения в деятельности практических органов. В связи с этим под угрозу ставится полноценная реализация задачи практической направленности обучения. В данной ситуации эффективным решением является приглашение специалистов, способных обозначить проблемы правоприменения и пути их разрешения. А в условиях дистанционного обучения имеется возможность привлекать практических работников без выезда в учебное заведение и особых временных затрат. Кроме того, положительным моментом является расширение территориального охвата привлекаемых специалистов, что позволяет приобрести неоценимый опыт и провести сравнительный анализ способов решения тех или иных вопросов, выявить типичные нарушения действующего законодательства.

В.В. Васильев, А.Г. Супрунов, Д.М. Столпо-вский выделяют следующие формы участия практика в зависимости от его интеграции в учебный процесс:

—практический работник проводит занятие самостоятельно;

— занятие проводится преподавателем совместно с практическим работником;

— практический работник выступает на занятии с докладом или сообщением;

— комментирование практическим работником ответов обучаемых по практическим заданиям [3,с.148].

Каждая форма участия имеет свои цели, порядок организации, достигаемый результат. Наиболее эффективной формой, на наш взгляд, является выступление практического работника с сообщением. Данная форма участия состоит из трех этапов: подготовительный (где с практиком обсуждаются вопросы, которые необходимо осве-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

тить в сообщении), основной (само выступление и диалог в виде вопросов и ответов) и заключительный (когда преподаватель резюмирует проведенную встречу, расставляет акценты).

По результатам такой формы проведения занятия курсанты могут наблюдать практическую направленность преподаваемой дисциплины, единство и согласованность взглядов профессорско-преподавательского состава и практических работников. Занятия с участием практических работников всегда вызывают особой интерес у обучающихся, но не всегда оказывается просто организовать эти встречи по следующим причинам, так как не каждый практический работник способен выступать перед большой аудиторией. А если занятие проходит в дистанционном формате, то преобладают сложности технического характера, связанные с неумением пользоваться программами, обеспечивающими подключение к занятию или отсутствием на рабочем месте технической возможности для подключения к аудитории. Зачастую последняя причина возникает в случаях необходимости привлечения к занятиям сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Следующим способом внедрения практи-ко-ориентированного подхода при проведении занятий является использование информации, размещенной на веб-сайтах органов государственной власти. Этому способствует современное развитие цифровизации госуправления. Статья 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что информация, имеющаяся в распоряжении государственных органов является официальной. Государственные органы, в соответствии с действующим законодательством, обязаны обеспечить её достоверность и актуальность.

Как правило, работа с интернет-источниками в онлайн-режиме позволяет знакомиться обучающимся со статистическими данными, государственной отчетностью, практикой правоприменения. Это позволяет курсантам в дальнейшем произвести мониторинг процессов и явлений в сфере государственного управления, проанализировать статистические данные за определенный период времени, выявить сильные и слабые стороны деятельности госоргана, лучше ориентироваться во многих вопросах профессиональной деятельности.

Хотя литература в области административного права специально никак не рассматривает отчетность в качестве самостоятельного предмета изучения, а учебные пособия в данной сфере вообще не касаются данных вопросов, значение ее очевидно для будущего практического работника.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

Например, рассматривая на занятиях вопрос о порядке рассмотрения обращений в органы государственной власти и местного самоуправления в рамках изучения дисциплины «Административное право», обучающиеся изучают информацию, размещенную на сайте ФСИН России о количествах обращений сотрудников УИС, осужденных и иных граждан в ФСИН России, характерных вопросах, по которым они поступают, результаты их рассмотрения.

Конечным результатом использования прак-тико-ориентированного подхода является итоговая модель поведения выпускника, с помощью реализации им профессиональных видов деятельности, формируемых в процессе учебы и после прохождения практик.

Список литературы:

[1] Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация контрольно-оценочной деятельности преподавателя вуза в условиях электронного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-2. С. 51-56.

[2] Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Роль веби-наров в подготовке специалистов в сфере жкх: эфективный опыт обучения специалистов в сфере ЖКХ//Вестник Мининского университета. -2015. -№ 4 (12). -С. 23-25.

[3] Васильев В.В., Супрунов А.Г., Столпо-вский Д.М. Проблемные вопросы методики проведения практического занятия с привлечением сотрудников практических органов внутренних дел (на примере учебной дисциплины«Админи-стративная деятельность органов внутренних дел»)// Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России, no. 23, 2013, С. 147-149

Spisok literatury:

[1] Vaganova O.I., Smirnova ZH.V., Trutanova A.V. Organizaciya kontrol'no-ocenochnoj deya-tel'nosti prepodavatelya vuza v usloviyah elektron-nogo obucheniya // Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovaniya. 2017. № 56-2. S. 51-56.

[2] Smirnova ZH.V., Muhina M.V. Rol' vebina-rov v podgotovke specialistov v sfere zhkkh: efek-tivnyj opyt obucheniya specialistov v sfere ZHKKH // Vestnik Mininskogo universiteta. -2015. -№ 4 (12). -S. 23-25.

[3] Vasil'ev V.V., Suprunov A.G., Stolpovskij D.M. Problemnye voprosy metodiki provedeniya prakticheskogo zanyatiya s privlecheniem sotrud-nikov prakticheskih organov vnutrennih del (na prim-ere uchebnoj discipliny«Administrativnaya deya-tel'nost' organov vnutrennih del») // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii, no. 23, 2013, S. 147-149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.