Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ КЛАССИКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ КЛАССИКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ КЛАССИКА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доманский Валерий Анатольевич, Миронова Наталия Александровна, Попова Наталия Алексеевна

Анализируется возможность применения практикоориентированного подхода в процессе изучения русской классической литературы при обучении студентов-филологов, будущих учителей-словесников; рассматриваются вопросы отбора и структурирования материала; раскрываются особенности организации содержания тематических разделов отдельных методических дисциплин, направленные на повышения качества подготовки конкурентноспособного преподавателя в современных образовательных условиях. Обращение к русской классической литературе в современном мире напрямую связано с духовнонравственным развитием человека, обогащением его внутреннего мира, самопознанием. В разные исторические периоды внимание ученых, методистов, учителей-словесников всегда было приковано к осмыслению классического литературного наследия и поиску эффективных моделей взаимодействия с читателем определенной исторической эпохи. Необходимость опоры на практико-ориентированный подход в процессе изучения русской классической литературы в педагогическом вузе вызвана актуализацией применения полученных фундаментальных знаний в процессе освоения филологических, психолого-педагогических, дидактических и методических дисциплин на практике. Обобщен исследовательский опыт последнего времени, основанный на оценке использования практико-ориентированного подхода в педагогической и методической науке и степени готовности будущих учителей-словесников к пониманию задач, стоящих перед образованием в современном мире. Использование данного подхода к разработке содержания учебных методических дисциплин объясняется интенсивным проникновением образовательной практики в решение профессиональных проблем человека. Это позволяет рассматривать заявленный подход как наиболее эффективный, направленный на выявление, формирование и развитие разнообразных профессиональных компетенций, помогающих решению важнейших проблем вузовского преподавания, а именно развитие у студентов стилей мышления, общения и поведении, памяти, творческих способностей; стимулирование учебно-познавательной активности, культивирование научно-профессионального мировоззрения, формирование профессиональной культуры. Процесс практической деятельности превращается в технологическое и стратегическое применение науки. Развитие инновационных форм деятельности есть одновременно становление новых уровней практики, а появление каждого нового уровня означает и вместе с тем требует его теоретического осмысления, что снова порождает новый уровень практики и способствует использованию практикоориентированного подхода во всех сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе и в высшем педагогическом образовании. Выделены структурные маркеры (потребность; целеполагание; мотивация; целесообразная деятельность в виде ее отдельных актов; предмет, на который направлена эта деятельность; средства, с помощью которых достигается поставленная цель; результат деятельности), принципы организации практико-ориентированного подхода к разработке содержания разделов методических дисциплин (творческий характер любого вида практической деятельности; идея единства теории и практики и одновременно практика - производная от теоретической деятельности; субъект-субъектные отношения между педагогом и студентом при реализации данного подхода). Содержание предложенных тематических разделов «Русская классика и современная литература: точки соприкосновения и отталкивания», «Русская классическая литература и цифровые технологии обучения» может быть интегрировано в преподавание следующих методических дисциплин: «Читательские практики», «Современный урок литературы», «Изучение классической литературы в школе» и др. Применение практико-ориентированного подхода в процессе изучения русской классической литературы в педагогическом вузе - это один из способов обеспечения качественного взаимодействия будущего учителя-словесника с произведениями русской классики с учетом ее функционирования в современной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Доманский Валерий Анатольевич, Миронова Наталия Александровна, Попова Наталия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED APPROACH TO THE STUDY OF RUSSIAN CLASSICS IN HIGHER EDUCATION

He article analyzes the possibility of using a practice-oriented approach in the process of studying Russian classical literature when teaching students-philologists, future teachers of language and literature; the issues of selection and structuring of the material are considered; reveals the features of organizing the content of thematic sections of individual methodological disciplines, aimed at improving the quality of training a competitive teacher in modern educational conditions. The appeal to Russian classical literature in the modern world is directly related to the spiritual and moral development of a person, the enrichment of his inner world, self-knowledge. In different historical periods, the attention of scientists, methodologists, language teachers has always been focused on the comprehension of the classical literary heritage and the search for effective models of interaction with the reader of a certain historical era. The need to rely on a practice-oriented approach in the process of studying Russian classical literature in a pedagogical university is caused by the actualization of the application of the acquired fundamental knowledge in the process of mastering philological, psychological, pedagogical, didactic and methodological disciplines in practice. The article summarizes the recent research experience, based on the assessment of the use of a practice-oriented approach in pedagogical and methodological science and the degree of readiness of future language teachers to understand the tasks facing education in the modern world. The use of this approach to the development of the content of educational methodological disciplines is explained by the intensive penetration of educational practice into solving professional problems of a person. This allows us to consider the approach stated in this article as the most effective, aimed at identifying, forming and developing various professional competencies that help to solve the most important problems of university teaching, namely, the development of students' styles of thinking, communication and behavior, memory, creative abilities; stimulation of educational and cognitive activity, cultivation of a scientific and professional worldview, the formation of a professional culture. The process of practical activity turns into a technological and strategic application of science. The development of innovative forms of activity is at the same time the formation of new levels of practice, and the emergence of each new level means and at the same time requires its theoretical understanding, which again generates a new level of practice and contributes to the use of a practice-oriented approach in all spheres of human life, including in higher pedagogical education. The article highlights structural markers (need; goal-setting; motivation; expedient activity in the form of its individual acts; the subject to which this activity is directed; the means by which the set goal is achieved; the result of the activity), the principles of organizing a practice-oriented approach to developing the content of methodological sections. disciplines (the creative nature of any kind of practical activity; the idea of the unity of theory and practice, and at the same time practice is a derivative of theoretical activity; subject-subject relationship between teacher and student in the implementation of this approach). The content of the thematic sections “Russian classics and modern literature: points of contact and repulsion”, “Russian classical literature and digital learning technologies” proposed in the article can be integrated into the teaching of the following methodological disciplines: “Reading practices”, “Modern literature lesson”, “Study classical literature at school”, etc. The use of a practice-oriented approach in the process of studying Russian classical literature at a pedagogical university is one of the ways to ensure high-quality interaction of the future language teacher with the works of Russian classics, taking into account its functioning in the modern educational environment.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ КЛАССИКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 372.882

DOI: 10.17223/19996195/55/13

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ КЛАССИКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В.А. Доманский, Н.А. Миронова, Н.А. Попова

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00684/21.

Аннотация. Анализируется возможность применения практико-ориентированного подхода в процессе изучения русской классической литературы при обучении студентов-филологов, будущих учителей-словесников; рассматриваются вопросы отбора и структурирования материала; раскрываются особенности организации содержания тематических разделов отдельных методических дисциплин, направленные на повышения качества подготовки конкурентоспособного преподавателя в современных образовательных условиях. Обращение к русской классической литературе в современном мире напрямую связано с духовно-нравственным развитием человека, обогащением его внутреннего мира, самопознанием. В разные исторические периоды внимание ученых, методистов, учителей-словесников всегда было приковано к осмыслению классического литературного наследия и поиску эффективных моделей взаимодействия с читателем определенной исторической эпохи. Необходимость опоры на практико-ориентированный подход в процессе изучения русской классической литературы в педагогическом вузе вызвана актуализацией применения полученных фундаментальных знаний в процессе освоения филологических, психолого-педагогических, дидактических и методических дисциплин на практике. Обобщен исследовательский опыт последнего времени, основанный на оценке использования практико-ориентированного подхода в педагогической и методической науке и степени готовности будущих учителей-словесников к пониманию задач, стоящих перед образованием в современном мире. Использование данного подхода к разработке содержания учебных методических дисциплин объясняется интенсивным проникновением образовательной практики в решение профессиональных проблем человека. Это позволяет рассматривать заявленный подход как наиболее эффективный, направленный на выявление, формирование и развитие разнообразных профессиональных компетенций, помогающих решению важнейших проблем вузовского преподавания, а именно развитие у студентов стилей мышления, общения и поведении, памяти, творческих способностей; стимулирование учебно-познавательной активности, культивирование научно-профессионального мировоззрения, формирование профессиональной культуры. Процесс практической деятельности превращается в технологическое и стратегическое применение науки. Развитие инновационных форм деятельности есть одновременно становление новых уровней практики, а появление каждого нового уровня означает и вместе с тем требует его теоретического осмысления, что снова порождает новый уровень практики и способствует использованию практико-ориентированного подхода во всех сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе и в высшем педагогическом образовании. Выделены

структурные маркеры (потребность; целеполагание; мотивация; целесообразная деятельность в виде ее отдельных актов; предмет, на который направлена эта деятельность; средства, с помощью которых достигается поставленная цель; результат деятельности), принципы организации практико-ориентированного подхода к разработке содержания разделов методических дисциплин (творческий характер любого вида практической деятельности; идея единства теории и практики и одновременно практика - производная от теоретической деятельности; субъект-субъектные отношения между педагогом и студентом при реализации данного подхода). Содержание предложенных тематических разделов «Русская классика и современная литература: точки соприкосновения и отталкивания», «Русская классическая литература и цифровые технологии обучения» может быть интегрировано в преподавание следующих методических дисциплин: «Читательские практики», «Современный урок литературы», «Изучение классической литературы в школе» и др. Применение практико-ориентированного подхода в процессе изучения русской классической литературы в педагогическом вузе - это один из способов обеспечения качественного взаимодействия будущего учителя-словесника с произведениями русской классики с учетом ее функционирования в современной образовательной среде.

Ключевые слова: русская классика; практико-ориентированный подход; литературное образование; содержание учебной методической дисциплины

Введение

В статье анализируется возможность применения практико-ориентированного подхода в процессе изучения русской классической литературы при обучении студентов-филологов, будущих учителей-словесников; рассматриваются вопросы отбора и структурирования материала; раскрываются особенности организации содержания тематических разделов отдельных методических дисциплин, направленные на повышения качества подготовки конкурентноспособного преподавателя в современных образовательных условиях.

На официальном сайте Федерального института оценки качества образования размещены цели проекта Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Будущее образования и навыков: Образование 2030», а именно исследование и прогноз возможного будущего образования в мире [1]. Основной задачей указанного проекта является обеспечение стабильности жизни через сотрудничество людей. При этом образование для устойчивого развития понимается как «процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств - знаний, умений и навыков, отношений, стиля деятельности людей и сообществ, черт личности, компетентностей, обеспечивающих постоянное повышение качества жизни» [2].

В связи с вышеизложенным перед высшим педагогическим образованием поставлена задача обновления профессионального образова-

ния за счет сохранения его фундаментальности и усиления его практической направленности (работы В.А. Болотова, В.П. Борисенкова, В.В. Серикова и др.). В федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики» (реализация проекта осуществляется до 2024 г.) обозначены следующие ключевые показатели: совершенствование системы образования, трансформация центров подготовки по программам «прикладного бакалавриата», поддержка в реализации эффективных проектов, создание базы перспективных образовательных технологий с использованием лучших мировых практик с целью трансформации системы образования.

Таким образом, необходимость опоры на практико-ориентирован-ный подход в процессе изучения русской классической литературы в педагогическом вузе вызвана актуализацией применения полученных фундаментальных знаний в процессе освоения филологических, психолого-педагогических, дидактических и методических дисциплина на практике.

Использование практико-ориентированного подхода к разработке содержания учебных методических дисциплин объясняется интенсивным проникновением образовательной практики в решение профессиональных проблем человека. Это позволяет рассматривать заявленный в данный статье подход как наиболее эффективный, направленный на выявление, формирование и развитие разнообразных профессиональных компетенций, помогающих решению важнейших проблем вузовского преподавания.

Методология исследования

В основе использования практико-ориентированного подхода в современном высшем образовании лежит ориентация теоретических позиций на их практическое применение. Термин «практика» применительно к научно-методическому исследованию подробно описан во многих философских, педагогических и психологических исследованиях, поэтому в данной статье мы ограничимся только выявлением сущности понятий: практика, виды практик как основных структурных единиц практико-ориентированного подхода.

Определению понятия «практика» и необходимости ее вычленения как «специфически человеческой, сознательной, целеполагающей, чувственно-предметной деятельности» [3. С. 490-491] посвящено значительное количество научных трудов в разных областях гуманитарного знания (работы А.П. Огурцова, Л.Г. Спиркина, К.Д. Ушинского, И.Я. Лернера, В.К. Розова, В.П. Зинченко, Б.И. Бадмаева, Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенина, Е.В. Бондаревской, А.К. Марковой, Н.В. Кузьминой и др.). Приоритетным для данного исследования стало вычленение следующих дефиниций понятия «практика»:

- чувственно-предметная форма жизнедеятельности общественно развитого человека, имеющая своим содержанием освоение природных или социальных сил и выражающая специфику человеческого отношения к миру, способ бытия человека в мире. Уровень освоения предмета определяет форму взаимосвязи между предметно-чувственной и познавательной деятельностью [4];

- материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. Практика многогранна и имеет различные уровни, выступает как целостная система действий. Научные знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и человека [5];

- систематическая, многократно повторяющаяся деятельность [6];

- «специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, чувственно-предметная деятельность. Будучи материальной в силу своих предпосылок, средств и конечных результатов, она осуществляется людьми, обладающими сознанием, мышлением, знаниями и практическими применяющими свои интеллектуальные способности. Поэтому практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивание субъективного и распредмечивание объективного. Практика - основа познания и критерий истины» [7. С. 490-491];

- сознательная, целеполагающая, целесообразная человеческая деятельность, как индивидуальная, так и общественная, отличающаяся от мышления, теоретической деятельности своей заранее намеченной направленностью на создание вещей, изменение природной среды обитания людей, решение социальных и политических задач, совершение разного рода поступков, действий. Практика включает в себя и мышление, продумывание путей достижения цели, планирование действий [8].

Обосновывая необходимость выбора практико-ориентированного подхода как научно-теоретической основы при изучении русской классики в педагогическом вузе, мы в первую очередь ориентировались на анализ определенных теоретических позиций. В частности, еще Конфуций утверждал, что умный учится не на собственном опыте, а на опыте других [9]. Очевидна практико-ориентированность как фундаментальных, так и новейших философских исследований. Так, совокупность принципов и законов действия Кант называет «практическим разумом» [10]. Практика рассматривается Кантом как «деятельность нравственно-практического сознания» [10]. По мнению Ф. Бэкона, знание и деятельность едины, а «неудача в практике более всего происхо-

дит от незнания причин» [11. С. 100]. Именно Гегель раскрывает деятельный характер человеческого познания, вычленяет проблему целесообразности, соотношения субъекта и объекта в процессе практической деятельности [12. С. 21-39]. Мера освоения предмета выражается в формах практики, выявляемых через определение «взаимосвязи между предметно-чувственной и познавательной деятельностью» [4. С. 431].

В рамках данного исследования особо акцентируем внимание на следующей форме, при которой практика рассматривается в единстве с научным знанием, которое основывается «на теоретическом постижении предмета, выступает как целостность деятельных операций, адекватных структуре предмета, выявленной в теории» [4. С. 431]. На современном этапе практическая деятельность все более и более воплощает в себе достижения науки. Процесс практической деятельности превращается в технологическое и стратегическое применение науки. Развитие инновационных форм деятельности есть одновременно становление новых уровней практики, а появление каждого нового уровня означает и вместе с тем требует его теоретического осмысления, что снова порождает новый уровень практики и способствует использованию практико-ориентированного подхода во всех сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе и в высшем педагогическом образовании.

Опираясь на философские исследования, учеными в области педагогического образования разработаны методологические основы практико-ориентированного подхода. В частности, важной новацией своего времени стало стремление швейцарского ученого-педагога И.Ф. Песталоцци воплотить идеи развивающего воспитания и обучения на практике, ему также принадлежит мысль об эффективности практики взаимного обучения [13. С. 338]. Известный русский педагог К.Д. Ушинский акцентировал внимание на том, что «теория может быть односторонняя, и эта односторонность ее даже бывает очень полезна, освещая особенно ту сторону предмета, которую другие оставляли в тени; но практика должна быть по возможности всесторонняя» [14. С. 251]. М.Н. Скаткин, раскрывая в дидактике сущность профессиональных способностей, рассматривал необходимость развития «всеобщих («универсальных») способностей, которые делают его Человеком (а не химиком или токарем), т.е. в отношении мышления, нравственности, и здоровья - до современного уровня.

Всестороннее развитие личности предполагает создание для всех без исключения людей равно реальных условий развития своих способностей в любом направлении. Таких условий, внутри которых каждый мог бы беспрепятственно выходить в процессе своего образования на передний край человеческой культуры, на границу уже сделанного и несделанного, уже познанного и еще не познанного, а затем свободно выбирать, на каком участке ему сосредоточить свои личные усилия

[15. С. 9]. Данная позиция учтена при разработке отдельных модулей, раскрывающих особенности изучения классики в методическом аспекте, так как каждый студент после освоения определенного содержания выстраивает индивидуальную траекторию своего методического погружения, на котором впоследствии сосредоточит свои усилия в практической деятельности.

Обосновывая структуру и состав содержания образования, И.Я. Лернер особо акцентирует внимание на необходимости учета «основных структур во всех элементах содержания образования, обеспечивающих учащимся необходимый уровень знаний и опыт творческой деятельности» [16. С. 7], при этом важное значение приобретает именно собственный практический опыт, который должен быть получен в процессе практической деятельности непосредственно в ходе аудиторных занятий. Значимость в подготовке будущего преподавателя, с точки зрения О. А. Абдуллиной, имеет также педагогическая практика, которая «является связующим звеном между теоретическим обучением будущих учителей и их самостоятельной работой в учебно-воспитательных учреждениях и выполняет ряд ответственных функций:

- обучающую (актуализация, углубление и применение теоретических знаний по общественно-политическим, специальным и психолого-педагогическим дисциплинам, формирование педагогических умений и навыков);

- развивающую (развитие познавательной творческой активности будущих учителей, педагогического мышления);

- воспитывающую (формирование мировоззрения, убежденности, социальной активности, профессионально-педагогических качеств личности учителя);

- диагностическую (проверка уровня профессиональной направленности будущих учителей, степени профессиональной подготовленности и пригодности к педагогической деятельности)» [17. С. 51].

По классификации Е.А. Климова профессия педагога относится к типу профессий «человек - человек», поэтому «предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования в данном типе профессий являются социальные системы, сообщества, группы людей и поэтому профессиональное становление происходит в процессе общения, деятельности и других видов активности» [18. С. 4], отсюда особая роль социальной практики в процессе вузовского преподавания. Современные цели педагогического образования предусматривают не только формирование специальных знаний, профессиональных умений, навыков и способов деятельности у студентов, но и их общее интеллектуальное и творческое развитие, удовлетворение познавательных и духовных потребностей.

В процессе образования решается ряд общепрофессиональных задач, таких как развитие у студентов стилей мышления, общения и

поведения, памяти, творческих способностей; стимулирование учебно-познавательной активности, культивирование научно-профессионального мировоззрения, формирование профессиональной культуры. Наряду с базовыми профессиональными качествами современное общество требует от образовательного процесса реализации «гуманитарных требований, связанных с самоопределением личности, созданием условий для ее самореализации, формированием адекватной картины мира, интеграцию личности в системы мировой и национальной культур» [18. C. 54]. Данная позиция также найдет свое отражение в настоящем исследовании при разработке содержания отдельных блоков по изучению русской классической литературы.

В системе современного высшего образования предлагается использовать практико-ориентированный подход исходя из определенных оснований. В частности, Н.П. Клушина, Ю.П. Ветров, Т.Н. Банщикова, Л.Ф. Барлачук и другие ученые использование практико-ориентирован-ного подхода соотносят с организацией любого вида студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной и др.), акцентируя внимание на необходимости погружения студента в профессиональную среду, формированию адекватного восприятия своего представления и понимания профессии с требованиями, предъявляемыми в конкретных условиях с позиции работодателя, необходимости осознания собственной роли в последующей профессиональной деятельности.

Ряд исследователей, а именно А.А. Вербицкий, Е.Г. Плотникова, В.А. Шершнева, В.Г. Авсеев и другие, связывают становление практи-ко-ориентированного подхода в образовании с использованием возможностей профессионально направленного изучения профильных и непрофильных дисциплин. Ф.Г. Ялалов, в свою очередь, считает, что для построения практико-ориентированного образования необходим особый де-ятельностно-компетентностный подход, направленный на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности.

Другие авторы, в частности П.И. Образцов и Т.А. Дмитриенко, говорят о необходимости внедрения профессионально ориентированных технологий обучения как наиболее эффективного способа формирования у студентов значимых качеств личности, а также знаний, умений, навыков, востребованных в последующей профессиональной деятельности и дающих возможность качественно выполнять функциональные обязанности по избранной специальности. Обозначенная выше позиция легла в основу разработки содержания отдельных разделов методических дисциплин, направленных на изучение русской классической литературы в современных образовательных условиях.

Формируя самого субъекта познавательной деятельности, прак-тико-ориентированный подход способствует развитию профессиональных компетенций педагога. Основываясь на данном положении, выде-

лим следующие структурные маркеры практико-ориентированного подхода: потребность; целеполагание; мотивация; целесообразная деятельность в виде ее отдельных актов; предмет, на который направлена эта деятельность; средства, с помощью которых достигается поставленная цель; результат деятельности.

Практико-ориентированный подход в педагогическом вузе реализуется через разработку содержания отдельных разделов методических дисциплин и организацию системы практической подготовки в процессе аудиторных занятий, во внеаудиторной деятельности, в процессе саморазвития и самоподготовки. В частности, при выстраивании методической модели изучения русской классической литературы при освоении отдельных методических дисциплин (например, «Читательские практики», «Современный урок литературы», «Изучение классической литературы в школе», «Актуальные проблемы изучения современной литературы в школе» и др.) нами были выделены следующие принципы организации практико-ориентированного подхода к разработке содержания разделов методических дисциплин:

- творческий характер любого вида практической деятельности;

- идея единства теории и практики и одновременно практика -производная от теоретической деятельности;

- субъект-субъектные отношения между педагогом и студентом при реализации данного подхода.

Исследование и результаты

Не ставя перед собой задачу предложить целостную модель изучения русской классической литературы в процессе подготовки будущего учителя-словесника (это задача не одного серьезного научного исследования), мы на основе обозначенных выше особенностей и принципов прак-тико-ориентированного подхода разработали несколько тематических разделов по отдельным методическим дисциплинам. Содержание предложенных ниже разделов может быть интегрировано в преподавание следующих методических дисциплин: «Читательские практики», «Современный урок литературы», «Изучение классической литературы в школе», «Актуальные проблемы изучения современной литературы в школе» и др.

Содержание раздела «Русская классика и современная литература: точки соприкосновения и отталкивания».

1. Герой времени в русской литературе XIX-XXI вв.: типологические черты:

- Александр Чацкий в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»;

- Евгений Онегин в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»;

- Григорий Печорин в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;

- Евгений Базаров в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»;

- Родион Раскольников в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

- Андрей Болконский, Пьер Безухов и Николай Ростов в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»;

- Григорий Мелихов в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»;

- Юрий Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»;

- Александр Дванов в романе А. Платонова «Чевенгур»;

- Петрович в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»;

- Даниэль Штайн в романе Л. Е. Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик»;

- Александр Плетнев, Герман Бронников и Артем Ковригин в тетралогии А.Г. Волоса «Победитель», «Предатель», «Должник», «Кредитор»;

- Савелий Королев в романе А. Иличевского «Матисс»;

- Александр Тишин в романе З. Прилепина «Санькя»;

- Виктор Служкин в романе А.В. Иванова «Географ глобус пропил»;

- Иван Игнатов в романе Г.Ш. Яхиной «Зулейха открывает глаза»;

- Иннокентий Платонов в романе Е.Г. Водолазкина «Авиатор»;

- Сергей Знаев в романе А. Рубанова «Патриот»;

- Максим Ермаков в романе О. Славниковой «Легкая голова».

2. Военная проза ХХ-ХХ1 вв.: традиции и новаторство. Изображение военных событий их очевидцами и нашими современниками.

Отечественная война 1812 года: И.И. Лажечников «Походные записки русского офицера»; А. Раевский «Из записок русского офицера»; Н. Дурова «Военные записки кавалерист-девицы»; Ф. Глинка «Письма русского офицера», Л.Н. Толстой «Война и мир»;

Кавказская война (1829-1864 гг.): М.Ю. Лермонтов «Кавказец»;

A.А. Бестужев-Марлинский «Лейтенант Белозор»; А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»; А. Уткин «Хоровод»; Л. Н. Толстой «Кавказский пленник».

Крымская война (1853-1856 гг.): Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»; Н. Пирогов «Севастопольские письма»; С. Сергеев-Ценский «Севастопольская страда»; С. Григорьев «Малахов курган»;

Русско-турецкая война (1877-1878 гг.): В.И. Немирович-Данченко «Вперед! Роман из событий последней турецкой войны»;

B.М. Гаршин «Четыре дня»; «Воспоминания рядового Иванова»; В.В. Крестовский «Средний солдат»; А.В. Верещагин «Дома и на войне»: Б. Л. «Были и небыли».

Русско-японская война (1904-1905 гг.): В.В. Вересаев «Рассказы о войне»; К. Ковальский «Из жизни рядового Семена Незабудкина»; А.С. Новиков-Прибой «Цусима».

Первая мировая война (1914-1918 гг.): М. Пришвин «На братской линии»; А. Толстой «Все полетело кверху ногами»; Л. Гумилевский «Бледный ужас», С. Кречетов «В грозных полях»; Е.В. Авдиенко «Последние солдаты империи»; В.С. Пикуль «Моонзунд»; С.Н. Сергеев-Ценский «Преображение России»; А.Н. Толстой «Хождение по мукам»; И.С. Шмелёв «Карусель», «Суровые дни»; М.А. Шолохов «Тихий Дон».

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.): Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»; Э. Казакевич «Звезда»; К. Симонов «Живые и мертвые»; В. Гроссман «Жизнь и судьба»; В. Панова «Спутники»; В. Некрасов «В окопах Сталинграда»; М. Шолохов «Судьба человека»; Г. Бакланов «Мертвые сраму не имут»; Ю. Бондарев «Батальоны просят огня», «Горячий снег»; К. Воробьев «Убиты под Москвой»; В. Быков «Дожить до рассвета», «Сотников»; А. Чаковский «Блокада»; А. Иванов «Вечный зов»; Б. Васильев «А зори здесь тихие»; Г. Бакланов «Навеки -девятнадцатилетние»; В. Богомолов «Иван»; В. Астафьев «Где-то гремит война», «Прокляты и убиты»; А. Адамович, Я. Брыль, В. Колесников «Я из огненной деревни»; С. Алексиевич «У войны не женское лицо»; Г. Владимов «Генерал и его армия»; А. Азольский «Диверсант», «Война на море», «Полковник Ростов»; А. Тургенев «Спать и верить. Блокадный роман»; И. Бояшов «Танкист, или Белый тигр»; Э. Веркин «Облачный полк»; И. Вишневецкий «Ленинград»; Д. Гранин «Мой лейтенант»; Д. Гранин, А. Адамович «Блокадная книга».

Афганская война (1979-1989 гг.): С. Алексиевич «Цинковые мальчики»; Е. Даниленко «Дикополь»; А. Дышев «Двухсотый»; О. Ермаков «Афганские рассказы», «Знак зверя»; А. Козлачков «Запах искусственной свежести»; Э. Пустынин «Афганец»; И. Фролов «Бортжурнал 57-22-10»;

Чеченская война (1994-2009 гг.): А. Бабченко «Алхан-Юрт», «Взлетка», «Десять серий о войне», «Аргун»; З. Прилепин «Патологии»; А. Карасев «Чеченские рассказы»; В. Маканин «Асан»; В. Миронов «Я был на этой войне»; А. Проханов дилогия «Чеченский блюз» и «Идущие в ночи»; Г. Садулаев «Шалинский рейд», «Одна ласточка еще не делает весны», «Апокрифы чеченской войны».

3. Биографическая проза в ХХ-ХХ1 в. Биографические жанры.

Биографические эссе: Ю. Айхенвальд «Силуэты русских писателей»; К. Бальмонт «Горные вершины»; В. Брюсов «Далекие и близкие»; Б. Садовский «Лебединые крики»; М. Волошин «Лики творчества».

Литературные портреты: К. Чуковский «Современники, портреты и этюды»; К. Каверин «О литературе и искусстве»; В. Катаев «Трава забвения», «Алмазный мой венец»; Ю. Либединский «Современники. Воспоминания»; М. Слонимский «Из записок старого человека; Ю. Нагибин «Огненный протопоп», «Учитель словесности», «Царскосельское утро».

Биографический роман: Б. Зайцев «Жизнь Тургенева», «Жуковский»; В. Ходасевич «Державин»; Ю. Тынянов «Пушкин», «Кюхля», «Смерть Вазир Мухтара»; Л. Гроссман «Пушкин»; Ю. Домбровский «Державин»; Ю. Лощиц «Гончаров»; И. Золотусский «Гоголь»; Ю. В. Лебедев «Тургенев».

4. Биографические книги в XXI в. Серия ЖЗЛ.

Традиции биографической прозы XIX и XX вв. в современной биографической литературе: А. Варламов «Алексей Толстой»; «Михаил Булгаков», «Андрей Платонов»; Д. Быков «Борис Пастернак», «Булат Окуджава»; З. Прилепин «Есенин»; С. Куняев «Николай Клюев»; С. Шаргунов «Катаев: погоня за вечной весной».

Беллитризованная биография: А. Марченко «Ахматова: жизнь», «Есенин. Путь и Беспутье»; А. Ганиев «Ее Лиличество Брик на фоне Люцеферова века»; П. Басинский «Лев Толстой: Бегство из рая», «Страсти по Максиму. Горький: девять дней после смерти».

5. Образ читателя и функциональная значимость книги в произведениях А. С. Грибоедова «Горе от ума», А. С. Пушкина «Евгений Онегин», Н.В. Гоголя «Мертвые души», И.А. Гончарова «Обломов», А.П. Чехова «Чтение», Д.Н. Мамина-Сибиряка «О книге», А. Аверченко «Эволюция русской книги», М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Трансформация образа книги и образа писателя в произведениях современных российских писателей: В. Бенигсен «ГенАцид», М. Елизаров «Библиотекарь», М. Галина «Медведки», В. Пелевин «Т», В. Вот-рин «Логопед», В. Сорокин «Манарага», М. Ануфриева «Доктор Х и его дети», Н. Абгарян «С неба упали три яблока», Г. Яхина «Дети мои», А. Волос «Царь Дариан», Е. Водолазкин «Оправдание острова».

6. Литературное творчество и критика. Литературная критика как средство продвижения и оценки художественного текста. Современная литературная критика как зеркало книгоиздательской реальности. Современные критики и литературоведы о русской классике: Олег Лекма-нов, Ирина Сурат, Игорь Сухих, Дмитрий Бавильский, Наталия Азарова, Александр Чанцев, Олег Заславский на страницах журналов «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов», «Нева», «Звезда», «Волга» и др.: материалы свежих номеров, сайты и архивы. «Журнальный зал» (http://magazines.russ.ru/).

Содержание раздела «Русская классическая литература и цифровые технологии обучения»:

1. «Электронная книга» и «электронный текст». Электронные книги как инструмент для комфортного чтения русской классики. Новые возможности ридеров: PocketBook, Amazon Kindle Paperwhite, Reader Book, ONYX BOOX, Tesla Logos и др. Интерфейс электронного текста и технология работы с ним. Основные модели использования электронных текстов в литературном образовании [19]. Copyright как

знак защиты авторского права в сети. Модели создания авторских электронных текстов. Электронная книга как объект научного исследования. Книга Дж. Меркоски «Книга 2.0.Прошлое, настоящее и будущее электронных книг глазами создателя Kindle» (М.: Манн, Иванов и Фер-бер, 2014). Цифровая книга М. Шишкина «Tote Seelen, lebende Nasen» / Мертвые души, живые носы (URL: https://schwingen.net/2018/tote-seelen-lebende-nasen-cifrovajaknigamihailashishkina/).

2. Цифровые технологии обучения русской классике информационного типа. Мультимедийная презентация о художественном произведении как творческое самовыражение разработчика ресурса. Инфо-графика о проблематике литературного произведения. Анализ книги Дж. Элиот «Мировая литература в инфографике». Правила создания инфографики по произведению классической литературы. Интерактивный плакат (тизер) о художественном персонаже. Диалог словесного и изобразительного искусств в тизере о русской классике. Алгоритм проектирования интерактивного плаката. Виртуальная экскурсия по литературному музею, посвященному литературному герою. Виртуальное путешествие по «Дому станционного смотрителя», первому в России музею литературного героя, посвященному главным героям повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Виртуальный тур по «Музею романа "Братья Карамазовы"».

3. Цифровые технологии обучения русской классике интерпретационного типа. Видеолекции о произведениях русской классической литературы. Мобильное приложение «Живые страницы» по произведениям А. С. Пушкина «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»; М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; Н.В. Гоголя «Мертвые души»; Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»; Л.Н. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина»; М.А. Шолохова «Тихий Дон»; И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»; Е.Г. Водолаз-кина «Лавр». Новаторский проект компании Samsung Electronics, группы Tolstoy Digital, школы лингвистики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Сочетание новых технологий и гуманитарных знаний. Тексты классических произведений сопровождаются цифровыми элементами, инфографикой и новыми сценариями навигации. Интерактивные «сценарии» взаимодействия с текстом. Сопоставление событий произведений с реальными историческими фактами. Интерактивная карта событий и маршрутов литературных героев (код доступа: https://www.samsung.com/ru/livepages/). Блоги, YouTube канал по произведениям русской классики. Буктрейлер по тексту классической литературы как инструмент анализа и интерпретации художественного текста. Скрайбинг по мотивам художественного текста. Геймификация по сюжетным линиям произведения, литературным персонажам.

Разработанные разделы послужили инструментом для проектирования содержания методической подготовки студента-филолога. При этом было определено, что практико-ориентированный подход к проектированию указанных выше тематических разделов отдельных методических дисциплин не только формирует методические компетенции будущего учителя-словесника, но и позволяет актуализировать процесс изучения русской классической литературы, максимально вписав его в современное образовательное пространство.

Заключение

Применение практико-ориентированного подхода в процессе изучения русской классической литературы в педагогическом вузе -это один из способов обеспечения качественного взаимодействия будущего учителя-словесника с произведениями русской классики с учетом ее функционирования в современной образовательной среде.

Изучение русской классической литературы в педагогическом вузе как составная часть методической подготовки будущего учителя-словесника - важное направление в процессе формирования и развития практико-ориентированных умений студентов-филологов. В современных образовательных условиях роль данного подхода с каждым годом возрастает. Организация любого вида практической деятельности студента-филолога, в том числе и при освоении методических дисциплин, позволяет будущему учителю-словеснику быстрее адаптироваться к вызовам времени и интегрироваться в образовательную школьную практику.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Проект «Будущее образования и навыков: Образование 2030». URL: https://fioco.ru/

Contents/Item/Display/2201455

2. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориенти-рованному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 15 января. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2007/0115-2.htm.

3. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. Минск : Современное

слово, 2006. 928 с.

4. Огурцов А.П. Философская энциклопедия : в 5 т. / под ред. Ф.В. Константинова. М. :

Сов. энциклопедия, 1960-1970. 740 с.

5. Спиркин Л.Г. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М. : Сов. энциклопедия, 1983. 839 с.

6. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М. : Гардарики, 2004. 1072 с.

7. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. Минск : Современное

слово, 2006. 928 с.

8. Огурцов А.П. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М. : Канон+, РООИ

«Реабилитация», 2009. 1248 с.

9. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М., 2001. 384 с.

10. Кант И. Критика практического разума. М. : Наука, 2007. 528 с.

11. Новый Органон. Л. : ОГИЗ-СОЦЭКГИЗ, 1935. 384 с.

12. Гайденко П.П. Проблема труда в «Реальной философии» Гегеля // Сборник работ аспирантов и студентов философского факультета МГУ. М., 1962. С. 21-39.

13. Песталоцци // Философский словарь: основан Г. Шмидтом / пер. с нем. ; под ред. Г. Шишкоффа ; общ. ред. В.А. Малинина. 22-е, новое, перераб. изд. М. : Республика, 2003. 575 с.

14. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. М., 1974. Т. 1. 584 с.

15. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М. : Педагогика, 1984. 96 с.

16. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. № 2. С. 7.

17. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования : для пед. спец. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1990. С. 40-141.

18. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. Красноярск : Поликом, 2007. 190 с.

19. Миронова Н. А. Цифровые технологии обучения в контексте непрерывного литературного образования. М. : Экон-Информ, 2020. 147 с.

Сведения об авторах:

Доманский Валерий Анатольевич - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогических инноваций и психологии, Санкт-Петербургский институт бизнеса и инноваций (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: valerii_domanski@mail.ru Миронова Наталия Александровна - доцент, кандидат педагогических наук, Московский педагогический государственный университет (Москва, Россия). E-mail: na.mironova@mpgu.edu

Попова Наталия Алексеевна - доцент, кандидат педагогических наук, Московский педагогический государственный университет (Москва, Россия). E-mail: na.popova@mpgu.edu

Поступила в редакцию 30 июля 2021 г.

Practice-oriented approach to the study of Russian classics in higher education Domansky V.A., D.Sc. (Education), Professor, Head of the Department of Pedagogical Innovations and Psychology, Saint Petersburg Institute of Business and Innovation (Saint Petersburg, Russia). E-mail: valerii_domanski@mail.ru

Mironova N.A., Ph.D. (Education), Associate Professor, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia). E-mail: na.mironova@mpgu.edu

Popova N.A., Ph.D. (Education), Associate Professor, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia). E-mail: na.popova@mpgu.edu

DOI: 10.17223/19996195/55/13

The reported study was funded by RFBR, project number 20-013-00684\21.

Abstract. he article analyzes the possibility of using a practice-oriented approach in the process of studying Russian classical literature when teaching students-philologists, future teachers of language and literature; the issues of selection and structuring of the material are considered; reveals the features of organizing the content of thematic sections of individual methodological disciplines, aimed at improving the quality of training a competitive teacher in modern educational conditions. The appeal to Russian classical literature in the modern world is directly related to the spiritual and moral development of a person, the enrichment of his inner world, self-knowledge. In different historical periods, the attention of scientists, meth-

odologists, language teachers has always been focused on the comprehension of the classical literary heritage and the search for effective models of interaction with the reader of a certain historical era. The need to rely on a practice-oriented approach in the process of studying Russian classical literature in a pedagogical university is caused by the actualization of the application of the acquired fundamental knowledge in the process of mastering philological, psychological, pedagogical, didactic and methodological disciplines in practice. The article summarizes the recent research experience, based on the assessment of the use of a practice-oriented approach in pedagogical and methodological science and the degree of readiness of future language teachers to understand the tasks facing education in the modern world. The use of this approach to the development of the content of educational methodological disciplines is explained by the intensive penetration of educational practice into solving professional problems of a person. This allows us to consider the approach stated in this article as the most effective, aimed at identifying, forming and developing various professional competencies that help to solve the most important problems of university teaching, namely, the development of students' styles of thinking, communication and behavior, memory, creative abilities; stimulation of educational and cognitive activity, cultivation of a scientific and professional worldview, the formation of a professional culture. The process of practical activity turns into a technological and strategic application of science. The development of innovative forms of activity is at the same time the formation of new levels of practice, and the emergence of each new level means and at the same time requires its theoretical understanding, which again generates a new level of practice and contributes to the use of a practice-oriented approach in all spheres of human life, including in higher pedagogical education. The article highlights structural markers (need; goal-setting; motivation; expedient activity in the form of its individual acts; the subject to which this activity is directed; the means by which the set goal is achieved; the result of the activity), the principles of organizing a practice-oriented approach to developing the content of methodological sections. disciplines (the creative nature of any kind of practical activity; the idea of the unity of theory and practice, and at the same time practice is a derivative of theoretical activity; subject-subject relationship between teacher and student in the implementation of this approach). The content of the thematic sections "Russian classics and modern literature: points of contact and repulsion", "Russian classical literature and digital learning technologies" proposed in the article can be integrated into the teaching of the following methodological disciplines: "Reading practices", "Modern literature lesson", "Study classical literature at school", etc. The use of a practice-oriented approach in the process of studying Russian classical literature at a pedagogical university is one of the ways to ensure high-quality interaction of the future language teacher with the works of Russian classics, taking into account its functioning in the modern educational environment. Keywords: Russian classics; practice-oriented approach; literary education; content of educational methodological discipline

References

1. Proyekt 'Budushcheye obrazovaniya i navykov: Obrazovaniye 2030' [Project 'The Future of Education and Skills: Education 2030']. https://fioco.ru/Contents/ Item/Display/2201455

2. Yalalov F.G. (2007) Deyatel'nostno-kompetentnostnyy podkhod k praktiko-oriyenti-rovannomu obrazovaniyu [Activity-competence-based approach to practice-oriented education] // Eidos Internet magazine. http://www.eidos.ru/ journal / 2007 / 0115-2.htm.

3. Rapatsevich E.S. (2006) Psikhologo-pedagogicheskiy slovar' [Psychological and pedagogical dictionary]. Minsk: Modern Word. 928 p.

4. Ogurtsov A.P. (1960-1970) Filosofskaya entsiklopediya : v 5 t. [Philosophical Encyclopedia: in 5 volumes]. Ed. F.V. Konstantinov. M. : Soviet encyclopedia. 740 p.

5. Spirkin L.G. (1983) Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. M. : Soviet encyclopedia. Ch. edited by L.F. Ilyichev, P.N. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov. 839 p.

6. Filosofiya: Entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophy: Encyclopedic Dictionary] (2004). M.: Gardariki. Ed. Ivina A. A. 1072 p.

7. Ogurtsov A.P. (2009) Entsiklopediya epistemologii i filosofii nauki [Encyclopedia of Epistemology and Philosophy of Science]. M .: Canon +, ROOI 'Rehabilitation'. 1248 p.

8. Lukyanov A.E. (2001) Lao-tszy i Konfutsiy: Filosofiya Dao [Lao Tzu and Confucius: Philosophy of Tao]. M. 384 p.

9. Kant I. (2007) Kritika prakticheskogo razuma [Critique of practical reason]. M.: Nauka. 528 p.

10. New Organon (1935). L. : OGIZ - SOTSEKGIZ. 384 p.

11. Gaidenko P.P. (1962) Problema truda v 'Real'noy filosofii' Gegelya [The problem of labor in Hegel's Real Philosophy] // Sbornik rabot aspirantov i studentov filosofskogo fakul'teta MGU. M. pp. 21-39.

12. Pestalozzi (2003) // Filosofskiy slovar' [Philosophical Dictionary]: osnovan G. Shmidtom / per. s nem. ; pod red. G. Shishkoffa ; obshch. red. V.A. Malinina. 22-ye, novoye, pere-rab. izd. M.: Respublika. 575 p.

13. Ushinsky K.D. (1974) Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya: v 2 t. [Selected works in Pedagogics: in 2 volumes]. Vol. 1. M. 584 p.

14. Skatkin M.N. (1984) Problemy sovremennoy didaktiki [Problems of modern didactics]. 2-ye izd. M .: Pedagogika. 96 p.

15. Lerner I. Ya. (1996) Razvivayushcheye obucheniye s didakticheskikh pozitsiy [Developing teaching from a didactic position] // Pedagogy, 2. p. 7.

16. Abdullina O.A. (1990) Obshchepedagogicheskaya podgotovka uchitelya v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya [General pedagogical training of teachers in the system of higher pedagogical education]: dlya ped. spets. vyssh. ucheb. zavedeniy. 2-ye izd., pererab. i dop. M. : Prosveshcheniye. pp. 40-141.

17. Adolf V.A., Ilyina N.F. (2007) Innovatsionnaya deyatel'nost' pedagoga v protsesse ego professional'nogo stanovleniya [Innovative activity of a teacher in the process of their professional development]. Krasnoyarsk : Polikom. 190 p.

18. Mironova N.A. (2020) Tsifrovyye tekhnologii obucheniya v kontekste nepreryvnogo literaturnogo obrazovaniya. [Digital learning technologies in the context of lifelong literary education]. M. : Ekon-Inform. 147 p.

Received 30 July 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.