УДК 371
\
ПИШЕМ ДИКТАНТ ПО-НОВОМУ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЕКТА «АРЗАМАССКИЙ ГРАМОТЕЙ»)
Никифорова Ольга Валентиновна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
В СТАТЬЕ РАССМОТРЕНА ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ ДИКТАНТОВ, ПОСВЯЩЁН-НЫХ ЮБИЛЕЙНЫМ ДАТАМ РУССКИХ И СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ-КЛАССИКОВ, КАК ПРОДУКТИВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩЕЙ МНОГОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИКТАНТОВ ЯВЛЯЮТСЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ ПРОЕКТА «АРЗАМАССКИЙ ГРАМОТЕЙ», РЕАЛИЗУЮЩЕГОСЯ В АРЗАМАССКОМ ФИЛИАЛЕ ННГУ. ДОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИКТАНТОВ В ОБУЧЕНИИ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ ЯВЛЯЕТСЯ АКТУАЛЬНЫМ, ПОСКОЛЬКУ ПОДГОТОВКА К ДАННОМУ УПРАЖНЕНИЮ, В КОТОРУЮ ВОВЛЕЧЕНЫ УЧАЩИЕСЯ, ОЖИВЛЯЕТ РАБОТУ, ДЕЛАЕТ ЕЁ БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНОЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, АКТИВИЗИРУЕТ ИХ, РЕШАЕТ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД УЧИТЕЛЕМ-СЛОВЕСНИКОМ. НАПИСАНИЕ ДИКТАНТОВ В ЧЕСТЬ ПАМЯТНЫХ СОБЫТИЙ ИЗВЕСТНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ, ОБЛАДАЯ МЕТОДИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ, ДЕЛАЕТ ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМ И СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ. ПОДЧЁРКИВАЕТСЯ, ЧТО ПРОВЕДЕНИЕ ПОДОБНЫМ ОБРАЗОМ ТРАДИЦИОННОЙ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ ДАЁТ ПЕДАГОГУ ВОЗМОЖНОСТЬ НЕСТАНДАРТНО ПОДОЙТИ К УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МАТЕРИАЛЫ СТАТЬИ МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМИ ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ, РУКОВОДИТЕЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА.
• учитель русского языка • диктант • интерактивные технологии обучения • коммуникативная компетенция
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
Я.А. Коменский
В связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением социокультурной образовательной среды, связанной с динамичным развитием науки и технологий, усилилась потребность в формировании учительского сословия, способного решать задачи модернизации на всех уровнях образования, повысились требования к педагогическим кадрам. Стратегическая цель Арзамасского филиала ННГУ — подготовка педагогических кадров для образо-
вательных учреждений Нижегородской области: учителей, обладающих профессиональными компетенциями и отвечающих требованиям социального заказа и интересам личностного и профессионального саморазвития учащихся, понимающих актуальность и целесообразность нового облика системы образования как комплекса, который создаёт условия для личного и профессионального развития. Поэтому важной проблемой является подготовка учителя, владеющего различными формами обучения и успешно реализующего их в практической деятельности. Именно такой специалист может осуществлять в школах различного уровня качественное обучение, подготовку школьников к самоопределению в соответствии с требованиями современного общества.
В большей степени, чем большинство других школьных предметов, прикладной и жизненно важной дисциплиной является русский язык, формирующий мышление и речь учащихся. От овладения русским языком зависят уровень освоения национальной культуры, обретение российской гражданской идентичности. Образовательным результатом освоения русского языка учащимися является коммуникативная способность, а также компетентность в лингвистике (науке о языке), в частности умение применять лингвистические знания в практике коммуникации. Изучение русского языка играет большую роль в процессе воспитания личности, развития её нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Значит, учитель русского языка должен соответствовать квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя и обязан знать и соблюдать языковые нормы литературного языка, не допускать в устной и письменной речи ошибок, пользоваться словарями разного типа, вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, давать этическую и эстетическую оценку языковых явлений в повседневной жизни на материале интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики, являться активным читателем и зрителем, а также обязан повышать мотивацию к обучению и формированию лингвистической культуры, формировать эмоциональную и рациональную потребность учащихся в коммуникации как жизненно необходимого для человека процесса.
Преподаватели кафедры русского языка и литературы Арзамасского филиала НГГУ, стремясь найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями, используют во внеаудиторной работе со студентами метод проектов, в основе которого лежат развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; формирование критического мышления. С этой целью преподаватели вуза моделируют профессиональную деятельность, в которой коммуникативная
компетентность является основным качеством работника, включая в неё заинтересованных студентов. Так, в Арзамасском филиале ННГУ с 24 мая 2016 г. действует социально-просветительский проект «Арзамасский грамотей», разработанный кафедрой русского языка и литературы историко-филологического факультета.
Цель проекта «Арзамасский грамотей» — актуализация интереса современного человека к русскому языку как национальному языку великого русского народа, культурному наследию Отечества, предмету гордости граждан Российской Федерации.
Задачи проекта:
1) глубокое изучение русского языка;
2) популяризация знаний о русском языке; активизация потребности в изучении русского литературного языка как важнейшего средства межличностной и социальной коммуникации;
3) привлечение внимания к роли русского языка в формировании и укреплении общероссийской идентичности;
4) развитие новых форм популяризации русского языка.
Проект имеет практическую, теоретическую, познавательную значимость результатов. Преподаватели кафедры русского языка и литературы историко-филологического факультета Арзамасского филиала ННГУ вместе со студентами разных факультетов разработали систему мероприятий, посвя-щённых роли русского языка в формировании культурного пространства и в развитии конкурентоспособности языковой личности россиянина, воплощению идеи значимости русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации. Разнообразные мероприятия способствуют: распространению и утверждению представлений о русском языке как общенациональном достоянии народов Российской Федерации; привлечению внимания учащихся к роли русского языка в формировании и укреплении общероссийской идентичности; продвижению, сохранению и поддержке развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации.
Внедрение и пршшш
К содержательной части проекта относятся регулярно проводимые мероприятия, которые можно классифицировать следующим образом:
• организация и проведение филологических праздников (8 сентября — Международный день грамотности, 22 ноября — День словарей и энциклопедий, 29 ноября — День рождения буквы Ё, 24 мая — День славянской письменности и культуры, 25 мая — День филолога, 6 июня — Международный день русского языка и день рождения А.С. Пушкина);
• организация и проведение конкурсов и олимпиад для школьников (конкурс сочинений «Размышление над строкой писателя», олимпиада по церковнославянскому языку «От аза до ижицы»);
• организация и проведение занятий для школьников («Филологические штудии»);
• организация и проведение акций, например «Арзамасский филиал ННГУ — территория без сквернословия», «Неологизмы: мы знакомы?», «Хранить и беречь великое чудо — русскую речь» и др. Методика проведения данных мероприятий будет представлена в следующих статьях автора.
В данной работе даётся описание организации и проведения диктантов «Пишем...» в честь памятных событий известных прозаиков. Написание диктантов, посвящён-ных творчеству русских и советских писателей-классиков, является традиционным мероприятием проекта «Арзамасский грамотей». Подобные мероприятия были посвящены 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева, 200-летию со дня рождения П.И. Мельникова-Печерского, 70-летию со дня рождения Н.М. Коняева, 95-летию со дня рождения Б.Л. Васильева, 95-летию со дня рождения В.А. Солоухина.
Рассмотрим этапы подготовки к диктанту и его проведения.
1. Определение автора диктанта. Будущий словесник обязан знать календарь памятных дат, посвящённых знаменитым литераторам, поэтому студенты получают задание: выбрать автора диктанта с учётом писателей или книг-юбиляров. Например, на октябрь 2019 г. был запланирован и проведён диктант «Пишем Н.А. Островского» (к 115-летию со дня рождения), в феврале
2020 г. будет проведён диктант «Пишем А.П. Чехова» (к 160-летию со дня рождения).
2. Определение даты проведения и подготовка объявления. Студенты на обсуждение преподавателю приносят до 10 вариантов афиш, из которых выбирается один и вывешивается на доске объявлений, а также на сайте Арзамасского филиала ННГУ.
3. Подбор текста диктанта. В школе это делает учитель, используя сборники диктантов. В вузе это можно поручить ответственному студенту. Самое главное — соблюдать требования к диктанту. К подбору текста для диктанта следует отнестись очень внимательно. Текст должен быть живым и интересным, доступным и содержащим новизну. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Материалом для диктантов могут послужить следующие произведения русской классической и современной литературы, книги-юбиляры 2020 г.:
• «Повести Белкина» А.С. Пушкина (190 лет со времени написания и издания цикла);
• «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (180 лет со времени публикации романа);
• «Бедные люди» Ф.М. Достоевского (175 лет со времени написания романа);
• «Дневник лишнего человека» (170 лет со времени издания), «Накануне» И.С. Тургенева (160 лет со времени публикации романа);
• «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого (165 лет со времени публикации цикла);
• «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова (155 лет со времени издания повести);
• «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина (150 лет со времени издания сатирического романа);
• «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского (140 лет со времени выхода в свет романа);
• «Хлеб» Д.Н. Мамина-Сибиряка (125 лет со времени публикации романа);
• «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе» М. Горького (125 лет со времени издания рассказов);
• «Антоновские яблоки» И.А. Бунина (120 лет со времени издания рассказа);
• «Поединок» А.И. Куприна (115 лет со времени публикации повести);
• «Смелая жизнь» Л. А. Чарской (115 лет со времени публикации повести);
• «Кюхля» Ю.Н. Тынянова (95 лет со времени выхода в свет романа);
• «Школа» (90 лет со времени публикации повести), «Военная тайна» (85 лет со времени издания повести), «Тимур и его команда» А.П. Гайдара (80 лет со времени написания и публикации повести);
• «Котлован» А.П. Платонова (90 лет со времени написания повести);
• «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина (90 лет со времени выхода романа отдельным изданием в Париже);
• «Защита Лужина» В.В. Набокова (90 лет со времени издания романа в Берлине);
• «Четвёртая высота» Е.Я. Ильиной (75 лет со времени написания повести);
• «Лолита» В.В. Набокова (65 лет со времени издания романа);
• «Капля росы» В.А. Солоухина (60 лет со времени издания сборника эссе);
• «Поднятая целина» М.А. Шолохова (60 лет со времени выхода в свет 2-го тома романа);
• «Сотников» В. Быкова (50 лет со времени публикации повести);
• «Белый пароход» Ч. Айтматова (50 лет со времени публикации повести);
• «Третий в пятом ряду» А.Г. Алексина (45 лет со времени издания повести);
• «И дольше века длится день» Ч. Айтматова (40 лет со времени выхода в свет романа) и др.
Текст диктанта не должен быть слишком длинным. Нормы объёма известны, их можно найти в нормативных документах, в частности в «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»: для V класса — 90-100 слов, для VI класса — 100-110, для VII — 110-120, для VIII — 120150, для IX класса — 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Норму лучше недовыполнить, чем перевыполнить.
Каждый текст диктанта должен быть насыщен орфограммами и пунктограммами
на изученные правила, но их должно быть не слишком много. Контрольным словарным диктантом проверяется усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества таких слов: для V класса — 15-20, для VI — 20-25, для VII — 2530, для VIII — 30-35, для IX класса — 35-40. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать в себя основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговыми диктантами, проводимыми в конце четверти и учебного года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в V классе — 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в VI — 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в VII — 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в VIII — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в IX классе — 24 различных орфограмм и 15 пунк-тограмм. В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках). В диктантах должно быть: в V классе — не более 5, в VI—VII классах — не более 7, в VI11—IX классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса. Рационально подбирать для объяснительных и других обучающих диктантов более трудные тексты, нежели для контрольных.
Приведём примеры текстов диктантов.
Котов в монастыре много, и все — разные. И все похожи — монастырские... Особенно много котов в самом монастыре.
Внедрение и нрпмш
Так их не видно, но в нужное время все они подтягиваются к трапезным. Каждый — к своей, кому куда положено. Главный тут — кот Моня.
— Настоящий монах! — хвалит его отец Савватий. — Без трапезы никогда не уйдет. На Никольском скиту, что на острове, кот по рыболовной части промышляет. Если увидит кого на мостках, сразу туда и пока не получит «налог», не отстанет от рыбака...
А в больнице Тяпкиным-Ляпкиным кота прозвали.
— Почему?
— А как у Гоголя... Он порядок любил, вот и прозвали Ляпкиным-Тяпкиным...
— И откликался?
— А как же... Подать сюда, скажешь, Ляп-кина-Тяпкина, а он уже сразу тут. Мяукает... Да так строго, требовательно. Чего, дескать, звали? Чего порядок нарушаете? Ну, а самый смешной кот — на ферме.
Он и церковную службу, кажется, изучил. Как только Крестный ход собирается, кот уже обязательно тут. Впереди вышагивает...
(Н.М. Коняев. Монастырские коты)
(145 слов)
* * *
Когда Плужников выбежал наверх — в самый центр незнакомой, полыхающей крепости, — артиллерийский обстрел продолжался, но в ритме его наступило какое-то замедление: немцы начали переносить огневой вал за внешние обводы. Снаряды еще продолжали падать, но падали уже не бессистемно, а по строго запланированным квадратам, и поэтому Плужников успел оглядеться.
Кругом все горело. Горела кольцевая казарма, дома возле церкви, гаражи на берегу Мухавца. Горели машины на стоянках, будки и временные строения, магазины, склады, овощехранилища — горело все, что могло гореть, а что не могло — горело тоже, и в реве пламени, в грохоте взрывов и скрежете горящего железа метались полуголые люди.
И еще кричали лошади. Кричали где-то совсем рядом, у коновязи, за спиной Плуж-никова, и этот необычный, неживотный крик заглушал сейчас все остальное: даже то жуткое, нечеловеческое, что изредка до-
носилось из горящих гаражей. Там, в промасленных и пробензиненных помещениях с крепкими решетками на окнах, в этот час заживо сгорали люди.
Плужников не знал крепости. Они с девушкой шли в темноте, а теперь эта крепость предстала перед ним в снарядных всплесках, дыму и пламени. Вглядевшись, он с трудом определил трехарочные ворота и решил бежать к ним, потому что дежурный по КПП должен был обязательно запомнить его и объяснить, куда теперь являться. А явиться куда-то, кому-то доложить было просто необходимо.
И Плужников побежал к воротам, прыгая через воронки и завалы земли и кирпича и прикрывая затылок обеими руками. Именно затылок: было невыносимо представить себе, что в его аккуратно подстриженный и такой беззащитный затылок каждое мгновение может вонзиться иззубренный и раскаленный осколок снаряда. И поэтому он бежал неуклюже, балансируя телом, странно сцепив руки на затылке и спотыкаясь.
Он не расслышал тугого снарядного рева: рев этот пришел позже. Он всей спиной почувствовал приближение чего-то беспощадного и, не снимая рук с затылка, лицом вниз упал в ближайшую воронку. В считанные мгновения до взрыва он руками, ногами, всем телом, как краб, зарывался в сухой неподатливый песок. А потом опять не расслышал разрыва, а почувствовал, что его вдруг со страшной силой вдавило в песок, вдавило настолько, что он не мог вздохнуть, а лишь корчился под этим гнетом, задыхаясь, хватая воздух и не находя его во вдруг наступившей тьме. А затем что-то грузное, но вполне реальное навалилось на спину, окончательно пригасив и попытки глотнуть воздуха, и остатки в клочья разорванного сознания.
Но очнулся он быстро: он был здоров и яростно хотел жить. Очнулся с тягучей головной болью, горечью в груди и почти в полной тишине. Вначале он — еще смутно, еще приходя в себя, — подумал, что обстрел кончился, но потом сообразил, что просто ничего не слышит. И это совсем не испугало его; он вылез из-под завалившего его песка и сел, все время
сплевывая кровь и противно хрустевшим на зубах песок.
«Взрыв, — старательно подумал он, с трудом разыскивая слова. — Должно быть, тот склад завалило. И старшину, и девчонку ту с хромой ногой...»
(Б.Л. Васильев. В списках не значился)
(457 слов)
4. Разработка бланка для написания диктанта. Эту работу выполняют студенты. Для обсуждения преподавателю приносят варианты бланка, из которых выбирается один.
5. Подготовка студентами презентации до 5-7 минут. Каждый диктант начинается с выступления одного или двух студентов, которые предоставляют интересные факты из биографии писателя, рассказывают о произведении, из которого взят текст диктанта, освещают творческий путь прозаика, подчёркивают связь автора с Нижегородским краем, и т.д.
Так, на диктанте «Пишем Мельникова-Пе-черского» студенты знакомятся с Павлом Ивановичем Мельниковым — русским писателем, беллетристом, этнографом, писавшим под псевдонимами Андрей Печер-ский, Мельников-Печерский. Его псевдоним Печерский был придуман Владимиром Далем. П.И. Мельников был рождён в октябре 1818 г. в Нижнем Новгороде. Главное произведение — романная дилогия «В лесах» и «На горах» о старообрядческом Заволжье середины XIX века, об обычаях местного населения, скитах и тайных сектах, о заготовке леса, о старообрядческих обычаях и верованиях, о хлебной торговле, омонастырских нравах, о поверьях, легендах, о еде.
Диктант «Пишем В.А. Солоухина» проведён в честь 95-летия писателя. Владимир Алексеевич Солоухин — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы», родился 14 июня 1924 г. в селе Алепино Собинского района Владимирской области в крестьянской семье. Он известен как автор лирических автобиографических повестей. Среди них — проникновенные «Владимирские просёлки», необычайно глубокая повесть «Капля росы», экзотический «Терновник»,
драматический «Приговор». «Владимирские просёлки», «Капля росы», очерки о природе «Третья охота» и «Григоровы острова» до сих пор остаются непревзойденными в своём жанре. Есть у него и повесть о превратностях любви, которые подстерегают влюблённых, — «Мать-и-мачеха», и три повести о явлениях окружающего мира. «Третья охота» — о сборе грибов, «Григоровы острова» — о ловле рыбы и «Трава», разумеется, о траве, и острополемические документальные повести о сохранении русской культуры «Письма из Русского музея» и «Чёрные доски». В.А. Солоухин дал в наследство удивительные произведения, проникнутые любовью к родной земле. На первом плане в произведениях Солоухина — любовь к родному дому, родному селу, малой родине и даже к стране.
6. Проведение диктанта. Методика проведения диктанта в вузе полностью соответствует организации данной письменной работы в школе.
Слова с неизученными орфограммами заранее записываются на доске и чётко проговариваются преподавателем во время диктовки. Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы до прочтения текста диктанта в целом. Преподаватель после выступления студентов медленно и выразительно прочитывает весь текст, предлагаемый для диктанта. Затем текст диктанта читается по отдельным предложениям. Каждое предложение преподаватель диктует два раза подряд: первый раз — для восприятия и понимания, а второй раз — для записи. Одно из основных требований к диктующему — это достаточно громкий голос. Диктовать следует, стоя на одном месте, чтобы не заставлять учащихся каждый раз напрягать свой слух по-новому. После записи всех предложений текст диктанта читается преподавателем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены.
7. Проверка диктанта. В вузе с этой целью используется взаимопроверка. Учитывая, что с введением ФГОС ООО поменялись ориентиры современной школы и важными
Внедрение и прпмш
являются не только предметные знания, но и умение использовать эти знания на практике, нужно, чтобы ученик был активным участником образовательного процесса. Поэтому целесообразно учить студента-словесника применять взаимоконтроль и взаимопроверку на уроках. Так будущие учителя учатся объективно оценивать работу одногруппника, не механически, а с обоснованием оценки.
8. Подготовка сертификатов участников диктанта. Данную работу тоже выполняют студенты, которые разрабатывают сертификат участника диктанта.
9. Вручение сертификатов участников диктанта. Как правило, это происходит в торжественной обстановке, во время какого-либо филологического праздника.
Таким образом, будущие учителя русского языка, участвуя в организации и проведении диктантов «Пишем.» в честь
памятных событий известных прозаиков, не просто пишут диктант, но и являются активными деятелями, развивают коммуникативные навыки. Проведение диктантов подобным образом позволяет осуществлять обучение на активной основе, представляет собой как индивидуальную, так и коллективную деятельность учащихся, выполняемую самостоятельно или под непосредственным руководством преподавателя, направлено на творческое освоение того или иного материала и способствует разностороннему развитию студентов, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, а также созданию условий для самореализации личности, формированию способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.
Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле... (Я.А. Коменский). □