Научная статья на тему 'КОМПОНЕНТЫ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА-ФИЛОЛОГА К РЕПЕТИТОРСТВУ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ВИДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

КОМПОНЕНТЫ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА-ФИЛОЛОГА К РЕПЕТИТОРСТВУ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ВИДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / РЕПЕТИТОРСТВО / РЕПЕТИЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВУЗОВСКИХ ДИСЦИПЛИН И ПРАКТИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колова Светлана Дмитриевна

В статье на основе анализа содержания профессионального обучения учителей-словесников рассматриваются возможности вузовских дисциплин и практик как компонентов подготовки к репетиторской деятельности. Выявленные компоненты интегрируют различные аспекты подготовки учителей-словесников, связанные с реализацией педагогической модели «студент-репетитор»: проектирование репетиционно-образовательного маршрута обучающегося, проведение индивидуальных занятий со школьниками (репетиторство), учебные ситуации, актуальные для отработки навыка репетиторства по русскому языку (подготовка школьников к ОГЭ, ЕГЭ; организация и курирование проектно-исследовательской деятельности школьников; подготовка к олимпиадам и конкурсам по русскому языку).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENTS OF TRAINING UNIVERSITY STUDENT-PHILOLOGIST FOR TUTORING AS ANOTHER TYPE OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Having analyzed the content of professional training teachers-philologists, the article examines the perspectives of university courses and practice in terms of preparing students for tutoring. It reveals the components of various aspects of teacher-philologist training related to the process of implementing the “student-tutor” pedagogical model: elaborating the student’s would-be educational route, giving one-to-one classes and cases relevant for practicing the Russian language in terms of tutoring (preparing students for the OGE, EGE; organizing and supervising project and research activities with students; training for olympiads and competitions in Russian).

Текст научной работы на тему «КОМПОНЕНТЫ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА-ФИЛОЛОГА К РЕПЕТИТОРСТВУ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ВИДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37.016:811.161.1(045)

КОМПОНЕНТЫ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА-ФИЛОЛОГА К РЕПЕТИТОРСТВУ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ВИДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

COMPONENTS OF TRAINING UNIVERSITY STUDENT-PHILOLOGIST FOR TUTORING AS ANOTHER TYPE OF EDUCATIONAL ACTIVITY

© 2021

С.Д. Колова S.D. Kolova

В статье на основе анализа содержания профессионального обучения учителей-словесников рассматриваются возможности вузовских дисциплин и практик как компонентов подготовки к репетиторской деятельности. Выявленные компоненты интегрируют различные аспекты подготовки учителей-словесников, связанные с реализацией педагогической модели «студент-репетитор»: проектирование репетиционно-образовательного маршрута обучающегося, проведение индивидуальных занятий со школьниками (репетиторство), учебные ситуации, актуальные для отработки навыка репетиторства по русскому языку (подготовка школьников к ОГЭ, ЕГЭ; организация и курирование проектно-исследовательской деятельности школьников; подготовка к олимпиадам и конкурсам по русскому языку).

Ключевые слова: индивидуализация обучения; репетиторство; репетиционно-образовательный маршрут; образовательные возможности вузовских дисциплин и практик.

Having analyzed the content of professional training teachers-philologists, the article examines the perspectives of university courses and practice in terms of preparing students for tutoring. It reveals the components of various aspects of teacher-philologist training related to the process of implementing the "student-tutor" pedagogical model: elaborating the student's would-be educational route, giving one-to-one classes and cases relevant for practicing the Russian language in terms of tutoring (preparing students for the OGE, EGE; organizing and supervising project and research activities with students; training for olympiads and competitions in Russian).

Keywords: personal training; tutoring; training educational route; educational perspectives of university courses and practice.

Организация учебного процесса в современной школе требует не только выбора технологий и приемов преподавания, но и учета темпа обучения сообразно индивидуальным особенностям (различиям) и образовательным потребностям обучающихся. Эту проблему успешно решает репетиторство - индивидуальная работа с обучающимся в формате дополнительных занятий.

Репетиторство как дополнительный вид образовательной деятельности реализует особые функции: достижение большей, чем при фронтальных или групповых видах классной работы, индивидуализации в обучении, контроль за выполнением самостоятельной работы обучаемого. Оно позволяет дифференцировать содержание учебного материала, степень трудности заданий, способы действий, создает благоприятные условия для успешного формирования предметных компетенций обучаемого.

В современной образовательной ситуации востребован профессиональный репетитор, умело осуществляющий процесс индивидуализации обучения школьников, актуализирующий у обучающегося целый комплекс частных и общих предметных, а также проектных или исследовательских компетенций. Навык репетиторства формирует у будущего учителя-словесника культуру профессионального выбора и ответственность за последствия этого выбора, развивая способность к самостоятельной профессиональной деятельности, и обеспечивает качественное усвоение технологии и методики обучения конкретному учебному предмету.

Современный учитель должен быть готов к проектированию репетиционно-образовательного маршрута обучающегося: 1) профессионально и качественно владеть умениями закреплять и углублять знания

учащихся по филологическим дисциплинам, полученные в школе; 2) готовить школьников к экзаменам различной сложности, олимпиадам, конкурсам. Решение этой задачи требует от педагогического вуза актуализации содержательных и методических компонентов профессиональной подготовки учителя.

Подготовка репетитора как специальное направление высшего педагогического образования - малоизученная проблема. Методические рекомендации по технологии репетиторства в различных предметных областях являются разрозненными и не предлагают общих подходов к решению данной проблемы. Внимание акцентируется на необходимости формирования у студентов представлений об индивидуализации современного школьного образования [1], развития навыков проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся [2-4]. Исследования продуктивности практи-ко-ориентированного подхода к подготовке будущих специалистов позволяют определить формы моделирования репетиционно-образовательного маршрута в образовательной области «Русский язык и литература» [5].

Анализ работ убеждает в том, что вузовская подготовка студентов-репетиторов является более продуктивной в том случае, если закрепление обучающимися знаний осуществляется в процессе решения и моделирования профессиональных задач [6] или в ситуациях, имитирующих профессиональную деятельность на практике [7]. Предложенная в научных исследованиях Н.А. Беловой, Л.П. Водясовой, Е.А. Кашкаревой, Д.В. Макаровой система профессиональной подготовки позволяет будущим учителям-словесникам быть профессионально мобильными. Решение проблемы обучения репетиторству традиционно предлагается в контексте многоаспектного совершенствования профессиональных компетенций студентов педагогических вузов [7-9].

Анализ системы подготовки студентов к профессиональной деятельности, сложившейся в МГПУ имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск) (направление подготовки Педагогическое образование, профили «Русский

язык. Литература») позволил определить содержательные и методические компоненты реализации педагогической модели «студент-репетитор».

Погружение в теорию и практику репетиторства целесообразно начать с пред-выпускного IV курса, когда у будущего педагога уже заложена мотивационная основа изучения теоретических дисциплин и приобретения первичного профессионального опыта в рамках практик различных видов.

С целью успешной реализации названной педагогической модели в содержании ряда учебных дисциплин были определены тематические блоки для моделирования учебных ситуаций, актуальных для отработки навыка репетиторства. Были выделены следующие наиболее востребованные в практике современного репетиторства направления:

1) развитие/совершенствование учебных способностей школьников;

2) подготовка обучающихся к новой процедуре оценки качества общего образования - Всероссийским проверочным работам (ВПР);

3) подготовка старшеклассников к Государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ, ЕГЭ, Итогового сочинения;

4) организация и курирование проектов и научно-исследовательской деятельности школьников;

5) подготовка к олимпиадам и конкурсам, в том числе «перечневым» и международным;

6) подготовка будущих абитуриентов к сдаче дополнительных вступительных испытаний (ДВИ) в вуз по гуманитарному профилю.

Работа по первому и второму направлениям требует от студента-репетитора демонстрации первичных профессиональных умений на уровне исполнителя. Подготовка школьников к Государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ, ЕГЭ, Итогового сочинения предполагает синтез профессиональных, универсальных, а также творческих компетенций будущих репетиторов. Четвертое, пятое и шестое направления подразумевают актуализацию у студентов

Компоненты вузовской подготовки студента-филолога к репетиторству как дополнительному виду образовательной деятельности

не только базовых профессиональных компетенций, но и творческих, креативных способностей.

Технологические аспекты актуализации содержательных и методических компонентов профессиональной подготовки студента-филолога к репетиторству как дополнительному виду образовательной деятельности предполагают последовательную реализацию теоретического и практического этапов.

Теоретический этап - это формирование «содержательного поля» репетиторства как вида деятельности, знакомство с методическими условиями проведения индивидуальных занятий со школьниками, выявление области образовательных затруднений обучающихся, подборка необходимого методического инструментария и т.п.

При конструировании практического этапа учитывались широкие образовательные возможности подготовки студентов к репетиторству, предоставляемые рядом дисциплин методического цикла («Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте интегративных связей», «Подготовка школьников к итоговой аттестации по русскому языку», «Организация проектного обучения в школе») и, конечно, педагогической практикой. Студенты непосредственно осуществляют профессиональные действия в условиях имитационного (в рамках лекционных и практических занятий по методическим курсам) и реального учебно-образовательного процесса (в период производственной практики).

В системе высшего педагогического образования подготовка студентов к репетиторству по образовательной области «Русский язык. Литература» представляется особо актуальной и эффективной. Она реализуется в том числе в рамках индивидуально ориентированного вариативного модуля педагогической практики «Тьютор Малой школьной академии» (он существует наряду с модулями «Тьютор центра продленного дня», «Волонтер», «Вожатый летнего лагеря», «Практика общественного наблюдения»). Руководителями практик

разработаны рабочие программы вариативных модулей и методические рекомендации для студентов, осуществляющих данный вид практико-ориентированной профессиональной подготовки.

Целью вариативного модуля педагогической практики «Тьютор Малой школьной академии» является реализация принципа индивидуализации при освоении студентами дополнительного вида профессионально-педагогической деятельности - репетиторства, а одной из задач - обеспечение проектирования каждым студентом своей индивидуальной образовательной программы педпрактики.

Базами для практики данного вида являются учебно-исследовательские школы и другие инновационные подразделения педвуза (https://www.mordgpi.ru/activi-ties/extracurri cul ar-activiti es/ori entation-acti -vity), а также Образовательный центр «Сириус» Образовательного Фонда «Талант и успех» (г. Сочи). Школа филолога «Логос», функционирующая в рамках Малой школьной академии на базе вуза, обладает широкими возможностями базовой площадки производственной практики, где практиканты могут наблюдать в работе опытных преподавателей уникальные технологии филологической подготовки, методики индивидуальных и групповых занятий, вебинаров по сложным вопросам ОГЭ и ЕГЭ.

В ходе исследования выявлено, что включение студентов в деятельность, готовящую их к репетиторству, требует не только овладения предметной областью, но и формирования готовности к практическому выполнению репетиционных действий. Исследование позволяет определить следующие содержательные и методические компоненты подготовки студента к репетиционной деятельности:

1. Становлению практико-ориентиро-ванной профессиональной деятельности и стимулированию педагогического творчества способствует освоение ряда прак-тико-ориентированных филологических дисциплин и методических курсов, которое создает условия для выхода за пределы

требований стандартов высшего педагогического образования и совершенствования профессиональных компетенций будущих педагогов.

2. Практическая подготовка будущих учителей-филологов в условиях вуза должна быть ориентирована на формирование профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять проектирование, реализацию и педагогическое сопровождение репетиционных занятий, оказывающих студентам помощь в определении технологий дополнительной подготовки.

3. Готовность будущего педагога к проектированию репетиционно-образовательно-го маршрута имеет профессиональное содержание, предполагающее осуществление репетиторства как дополнительного вида образовательной деятельности с учетом личностных, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

4. Педагогически целесообразное построение вариативного модуля педагоги-

ческой практики «Тьютор Малой школьной академии», тщательный отбор его содержательного наполнения обеспечивают достижение соответствующего уровня готовности будущих учителей-словесников к проектированию индивидуальных занятий с обучающимися, способствуют формированию устойчивой положительной мотивации студента к репетиторской деятельности.

Решение проблемы подготовки репетитора как специального направления высшего педагогического образования целесообразно связывать с педагогической моделью «студент-репетитор», созданной на базе МГПУ имени М. Е. Евсевьева, с реализацией индивидуального подхода в обучении, компетентностного подхода к подготовке учителя в отдельно взятой предметной области, с осуществлением во время профессиональной подготовки профессиональной подготовки практико-ориентированной деятельности.

* * *

1. Шевченко М.С. Профессиональная подготовка студентов-филологов педагогического вуза: методологические подходы // Гуманитарно-педагогическое образование. 2018. Т. 4, № 3. С. 150— 160.

2. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика). М. : Сентябрь, 2004. 208 с.

3. Лебединцев В.Б. Проблема индивидуализации обучения в общеобразовательной школе // Инновации в образовании. 2013. № 5. С. 35-47.

4. Individualization of School Education as a Study Object at the Distance Courses of Teacher s Qualification Enhancement / E.A. Zhindeeva [et al.] // International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Vol. 8, № 2.1. P. 852-857.

5. Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся: педагогический аспект : монография / В.М. Липатова [и др.]. Тула : Тульское производственное полиграфическое объединение, 2017. 192 с.

6. Моделирование и решение профессиональных задач в процессе подготовки мобильного учителя русского языка / Н.А. Белова [и др.] // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10, № 1(37). С. 12-19.

7. Практико-ориентированная подготовка педагога к проектированию индивидуального образовательного маршрута обучающегося / И.Б. Буянова [и др.] // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10, № 3(39). С. 16-23.

8. Кирдянова Л.В., Трушкина Ю.И. Инновационные формы методической подготовки студентов-филологов в педвузе к работе с одаренными детьми по русскому языку с учетом ФГОС ООО // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10, № 1(37). С. 111-115.

9. Колова С.Д., Врублевский А.А. Образовательно-эффективные виды и формы контроля знаний студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10(64). С. 82-185.

10. Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования // Школьные технологии. 2000. № 2. С. 53-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.