Научная статья на тему 'Практико-ориентированный подход к реализации магистерской программы "менеджмент в образовании" в условиях классического университета'

Практико-ориентированный подход к реализации магистерской программы "менеджмент в образовании" в условиях классического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / TWO-LEVEL SYSTEM OF EDUCATION / МАГИСТРАТУРА / ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИК / ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ / FEATURES OF REALIZATION OF THE MASTER'S PROGRAM PRACTICES / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИК / POINT-RATING SYSTEM OF THE ESTIMATION OF THE TRAINING'S RESULTS / GRADUATE PROGRAMS / MASTER'S TRAINING / MASTER'S PROGRAM PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усынина Наталья Федоровна

Практико-ориентированный подход к магистерской подготовке по направлению «Педагогическое образование» профиль «Менеджмент в образовании» требует выявления и учета особенностей реализации программы практики. Основной особенностью магистерской программы по педагогическому направлению подготовки является наличие различных видов практик: научно-исследовательская, педагогическая и научно-педагогическая. Новые стандарты предъявляют к практике магистрантов особые требования, способствующие эффективности и результативности их подготовки. Особенностью целей, задач и содержания практик является их научная направленность. Так, основной задачей научно-исследовательской практики является приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, а также подбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы магистерской диссертации. Магистерская подготовка имеет не только научную направленность, но и практико-ориентированный характер, поэтому одной из наиболее значимых проблем реализации программы практик является определение базы их прохождения. С бюджетными образовательными учреждениями заключаются пролонгированные договоры на прохождение практик, что позволяет использовать их ресурсы и возможности. Имеет свои особенности и реализация контрольно-оценочного этапа практик, а именно, в связи с переходом на двухуровневую систему образования актуализируется проблема балльно-рейтинговой системы оценивания результатов практик. Основными этапами разработки данной системы оценивания являются: разделение содержания практики на структурно-логические самостоятельные модули; разработка оценочной шкалы по модулю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усынина Наталья Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PRACTICE-ORIENTED APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF THE MASTER PROGRAM "MANAGEMENT IN EDUCATION" IN THE CONDITIONS OF CLASSICAL UNIVERSITY

A practice-oriented approach to the preparation of the master in a direction "Pedagogical education", profile "Management in education", requires the identification and consideration of features of the program implementation practices. The main feature of the master program in pedagogical direction of the preparation is the presence of different types of practices: research, pedagogical and scientific-pedagogical. New standards, perfectly legitimate, place to the practice of the undergraduates special requirements contributing to the efficiency and effectiveness of their training. The feature of aims, tasks and content of the practices is their academic focus. So, the main task of the research practice is to acquire experience in the study of actual scientific problems, as well as the selection of necessary materials for the execution of final qualification work master's thesis. Master's training has not only a scientific focus, but also a practice-oriented nature, therefore, one of the most important problems of the program implementation practices is the definition of the base of their passing. Contracts for internships are prolonged with budgetary institutions, allowing you to use their resources and capabilities. The implementation of a monitoring and evaluation phase of practices has its own characteristics, namely, the problem of the point-rating system of estimation of the training’s results is actualized in connection with the transition to two-level system of education. The main stages of development of this assessment system are: separation of the contents of the practice on structural and logical independent modules; development of the evaluation scale for the module.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированный подход к реализации магистерской программы "менеджмент в образовании" в условиях классического университета»

Усынина Наталья Федоровна

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ..

педагогические науки

УДК 378.046

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ» В УСЛОВИЯХ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

© 2016

Усынина Наталья Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент, декан педагогического факультета Курганский государственный университет, Курган (Россия)

Аннотация. Практико-ориентированный подход к магистерской подготовке по направлению «Педагогическое образование» профиль «Менеджмент в образовании» требует выявления и учета особенностей реализации программы практики. Основной особенностью магистерской программы по педагогическому направлению подготовки является наличие различных видов практик: научно-исследовательская, педагогическая и научно-педагогическая. Новые стандарты предъявляют к практике магистрантов особые требования, способствующие эффективности и результативности их подготовки. Особенностью целей, задач и содержания практик является их научная направленность. Так, основной задачей научно-исследовательской практики является приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, а также подбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации. Магистерская подготовка имеет не только научную направленность, но и практико-ориентированный характер, поэтому одной из наиболее значимых проблем реализации программы практик является определение базы их прохождения. С бюджетными образовательными учреждениями заключаются пролонгированные договоры на прохождение практик, что позволяет использовать их ресурсы и возможности. Имеет свои особенности и реализация контрольно-оценочного этапа практик, а именно, в связи с переходом на двухуровневую систему образования актуализируется проблема балльно-рейтинговой системы оценивания результатов практик. Основными этапами разработки данной системы оценивания являются: разделение содержания практики на структурно-логические самостоятельные модули; разработка оценочной шкалы по модулю.

Ключевые слова: образование, двухуровневая система образования, магистратура, подготовка магистров, магистерская программа практик, особенности реализации магистерской программы практики, балльно-рейтинговая система оценивания результатов практик.

A PRACTICE-ORIENTED APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF THE MASTER PROGRAM «MANAGEMENT IN EDUCATION» IN THE CONDITIONS

OF CLASSICAL UNIVERSITY

© 2016

Usynina Nataliya Fedorovna, candidate of Pedagogical Sciences, Dean of the Department of Pedagogics

Kurgan State University, Kurgan (Russia)

Abstract. A practice-oriented approach to the preparation of the master in a direction "Pedagogical education", profile "Management in education", requires the identification and consideration of features of the program implementation practices. The main feature of the master program in pedagogical direction of the preparation is the presence of different types of practices: research, pedagogical and scientific-pedagogical. New standards, perfectly legitimate, place to the practice of the undergraduates special requirements contributing to the efficiency and effectiveness of their training. The feature of aims, tasks and content of the practices is their academic focus. So, the main task of the research practice is to acquire experience in the study of actual scientific problems, as well as the selection of necessary materials for the execution of final qualification work - master's thesis. Master's training has not only a scientific focus, but also a practice-oriented nature, therefore, one of the most important problems of the program implementation practices is the definition of the base of their passing. Contracts for internships are prolonged with budgetary institutions, allowing you to use their resources and capabilities. The implementation of a monitoring and evaluation phase of practices has its own characteristics, namely, the problem of the point-rating system of estimation of the training's results is actualized in connection with the transition to two-level system of education. The main stages of development of this assessment system are: separation of the contents of the practice on structural and logical independent modules; development of the evaluation scale for the module.

Keywords: education, two-level system of education, graduate programs, master's training, master's program practices, features of realization of the master's program practices, point-rating system of the estimation of the training's results.

Одной из самых значимых реформ XXI столетия в России в системе образования является переход на двухуровневую систему высшего образования, включающую бакалавриат и магистратуру. В 2012 году в Курганском государственном университете была открыта магистерская образовательная программа по направлению «Педагогическое образование», профиль «Менеджмент в образовании», форма обучения - заочная.

Переход на двухуровневую систему образования предполагал внесение структурно-содержательных корректив как в циклы учебных дисциплин, предусмотренных учебными планами и программами, так и в проведение практик.

Проведенный в процессе исследования анализ магистерских программ Московского государственного университета им. Ломоносова, Армавирского государственного педагогического университета, Уральского государственного педагогического университета, Кемеровского государственного университета и анализ практического опыта организации и проведения практик в Курганском государственном университете позволили

составить программу практики по данному направлению подготовки. Практико-ориентированный подход к магистерской подготовке требует выявления и учета особенностей реализации программы практики.

Основной особенностью магистерской программы по данному направлению подготовки является наличие различных видов практик: научно-исследовательская, педагогическая и научно-педагогическая.

Новые стандарты предъявляют к практике магистрантов особые требования, способствующие эффективности и результативности их подготовки [1-4]. Особенностью целей, задач и содержания практик является их научная направленность. Так, основной задачей научно-исследовательской практики является приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, а также подбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации. Педагогическая практика магистрантов имеет целью изучение основ управления в образовательных учреждениях, овладение управленческими умениями и навыками менеджера в образова-

педагогические науки

Усынина Наталья Федоровна ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ...

нии. Научно-исследовательская практика направлена на приобретение магистрантами навыка педагога-исследователя, владеющего современными инструментами науки для поиска и интерпретации информационного материала с целью его использования в педагогической деятельности.

Магистерская подготовка имеет не только научную направленность, но и практико-ориентированный характер, поэтому одной из наиболее значимых проблем реализации программы практик является определение базы их прохождения. Основной базой для прохождения научно-исследовательской и научно-педагогической практик, как правило, является Курганский государственный университет, педагогическая практика магистрантов-заочников проходит в основном по месту их работы в муниципальных бюджетных (казенных) образовательных учреждениях, а также в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Так, в 20122013 уч. году 18,75% магистрантов проходили практику в дошкольных образовательных организациях, 12,5% - в организациях начального и среднего профессионального образования, 56,25% - в общеобразовательных организациях. В 2013-2014 учебном году 14,4% магистрантов проходили практику в дошкольных образовательных организациях, 28,5% - в организациях начального, среднего и высшего профессионального образования, 57,1% - в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования детей. При реализации магистерской программы практик используются возможности бюджетных образовательных учреждений г. Кургана: «Гимназия №31», «Гимназия №19», «Курганский государственный инновационно-методический центр», «Дом детского творчества "Гармония"». С этими учреждениями заключены пролонгированные договоры на прохождение практик, что позволяет использовать их ресурсы и возможности, при этом база практик значительно расширяется.

Педагогическая практика для всех магистрантов включает в себя проведение следующей работы: ознакомление практиканта со структурой образовательного процесса, контингентом учащихся, учительским коллективом; изучение документации образовательного учреждения и особенностей документооборота; подбор и анализ управленческой литературы; участие в разработке и реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний и культурных традиций; участие в организации и проведении воспитательных мероприятий в образовательном учреждении; ознакомление с методической работой в образовательном учреждении; выполнение менеджерских функций (по согласованию с руководителем образовательного учреждения); посещение и анализ (совместно с одним из руководителей) уроков, воспитательных мероприятий.

Для практикантов, имеющих педагогический опыт работы в данной образовательной организации, предполагались дополнительные задания: проектирование и разработка одного из разделов плана учебной (воспитательной) работы образовательного учреждения; проектирование и разработка одного из разделов плана методической работы образовательного учреждения; разработка серии учебно-методических семинаров; подготовка и проведение двух методических семинаров.

Научно-педагогическая практика проходила на историческом и педагогическом факультетах Курганского государственного университета и включала проведение следующих работ [5-7]: изучение нормативной и регламентирующей документации кафедры, учебно-методических материалов, программ учебных дисциплин, курса лекций, планов семинарских занятий, научно-методических материалов, тематики научных направлений кафедры; выполнение такой научно-педагогической работы, как посещение занятий преподавателей кафедры по различным учебным дисциплинам, проведение наблюдения и анализа занятий по согласованию с преподавателем,

разработка конспектов лекций, самостоятельное проведение занятий, проведение внеаудиторных занятий со студентами, формирование методического пакета по избранной учебной дисциплине; участие в работе кафедры, в научных конференциях, семинарах и заседаниях методической комиссии.

На первом этапе прохождения научно-исследовательской практики магистрантам предлагалось проанализировать использование преподавателями современных методик и технологий реализации образовательного процесса, после чего были даны дополнительные разноуровневые задания:

- разработать конспект лекции (семинарского занятия) с элементами выбранной технологии;

- разработать конспект лекции (семинарского занятия) в рамках выбранной технологии;

- разработать конспект лекции (семинарского занятия) в рамках выбранной технологии и провести его.

Имеет свои особенности и реализация контрольно-оценочного этапа практик, а именно, в связи с переходом на двухуровневую систему образования результаты практик оцениваются по балльно-рейтинговой системе. Рассмотрим балльно-рейтинговую систему оценки работы студентов на примере научно-исследовательской практики [8, 9, 10]. Основными этапами разработки данной системы оценивания являлись: разделение содержания практики на структурно-логические самостоятельные модули; разработка оценочной шкалы по модулю. Научно-исследовательская практика представлена разделами: исследование теоретических проблем в рамках программы магистерской подготовки; анализ состояния вопроса; обобщение собранного материала; подготовка текста статьи (доклада) по теме диссертации; оформление отчета и защита практики.

Профессионально-педагогическая подготовка магистрантов направлена на формирование специалиста, отвечающего определенным требованиям ФГОС ВПО по данному направлению [11-15]. Образовательный результат указывается в рамках соответствующих компетенций. Так, в результате прохождения научно-исследовательской практики магистрант должен обладать следующими компетенциями: способностью руководить исследовательской работой обучающихся; способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач; готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки [16-000]. В результате составлялась матрица соотнесения разделов научно- исследовательской практики и формируемых в них профессиональных компетенций.

При разработке оценочной шкалы применяются следующие виды рейтинга: текущий рейтинг, включающий оценку работы студента во время практики; рубежный рейтинг, который осуществлялся по окончании прохождения модуля в заранее установленное время; итоговый рейтинг (защита практики). Полная оценка по практике определяется по сумме баллов, полученных по различным формам текущего и рубежного контроля и баллов, полученных при защите практики. Таким образом, балльно-рейтинговая система, разработанная для всех видов практик, дает возможность получить объективную и полную картину образовательных результатов.

Анализируя результаты всех видов практик, можно отметить, что в целом практики пройдены достаточно успешно: студенты получили дифференцированный зачет, итоговая сумма баллов - не менее 86, уровень качества - 100%.

Итак, проведенный анализ различных аспектов исследуемой проблемы позволяет выделить основные особенности реализации магистерской программы практик в условиях классического университета: научная на-

Усынина Наталья Федоровна педагогические

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ... науки

правленность практик; расширение базы прохождения практик; балльно-рейтинговая система оценивания результатов практик.

В ходе проведения практик выявлены некоторые трудности:

1. Научно-исследовательская практика:

- в составлении библиографии по теме исследования;

- подготовке текста статьи по теме диссертации.

2. Педагогическая и научно-педагогическая практика:

- большой объем отчетных документов;

- трудности в подборе и анализе управленческой литературы.

Руководителями практики были сформулированы предложения по ее совершенствованию:

- в процессе прохождения практики шире использовать современные компьютерные системы, интернет-ресурсы, библиотечные ресурсы учебного заведения, учебное пособие по подготовке магистерской диссертации;

- работать над развитием инициативы и самостоятельности студентов, развивать их стремление к самосовершенствованию, профессиональному самообразованию и самовоспитанию.

С целью регламентации содержания, основного порядка организации и прохождения практики обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» были разработаны методические указания, предназначенные для руководителей практики и магистрантов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Корзникова Г.Г. Менеджмент в образовании: практический курс: учебное пособие для студентов выс. учеб.заведений. - М.: Академия, 2008. 288с.

2. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование.2004. №4. С. 134 - 144.

3. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М.: Юрайт, 2009. 357с.

4. Хуторской А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. научных тр./под ред. А.В. Хуторского. - М.: Изд-во МГУ, 2003. 416с.

5. Практики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова - http://practice.msu. ru/faculty/.

6. Руководителю магистерской программы - http:// www.agpu.net/umu/umo/Magistratura/ Rykovoditelu%20 mag%20prog/

7. Программа академической магистратуры - http:// www.nspu.ru/upload/prienaya_komissia/priemka_2015/ magistratura/anotacii/44_04_02_soc_ps_osn_bez.pdf

8. Павлова Е.С. Рейтинг и оценка уровня знаний студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 90-91.

9. Исмагилова Э.Ф. Влияние отметок на реализацию стимулирующей функции контроля в традиционных и инновационных формах оценивания образовательных достижений учащихся // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 31-33.

10. Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В., Ярдухина С.А. Балльно-рейтинговая система оценки качества успеваемости студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 58-61.

11. Иванюк М.Е., Шатрова Ю.С. Подготовка студентов педагогического вуза к реализации ФГОС ООО в процессе изучения математических дисциплин // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 46-49.

12. Набатова Л.Б., Мазилина Н.А. Педагогические условия формирования методической компетентности педагога профессиональной школы в условиях внедрения ФГОС // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 133-138.

13. Платонова Р.И. Организационно-педагогические

условия подготовки бакалавров-педагогов в условиях реализации ФГОС 3 + // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 79-82.

14. Третьяк И.Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 130-132.

15. Скоробогатова А.И. Повышение качества профессионального образования средствами телекоммуникационных систем в условиях действия ФГОС // Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2014. № 3. С. 69-71.

16. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС // Карельский научный журнал.

2015. № 3 (12). С. 13-14.

17. Ярыгина Н.А., Залалетдинов А.Р. Психолого-педагогические условия формирования исследовательской компетенции в вузе как фундаментальная основа повышения качества образования магистров // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 124-126.

18. Алиева Л.В., Руденко И.В. Роль опытно-экспериментальной работы вуза в развитии теории и практики воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 11-13.

19. Кондаурова И.К., Захарова Т.Г., Гусева М.А. Региональный опыт подготовки и профессионального становления будущих педагогов-математиков в условиях модернизации среднего и высшего математического образования // Балтийский гуманитарный журнал.

2014. № 4. С. 81-84.

20. Зубков А.Ф., Пономарева Н.В. Построение ква-лиметрии компетенций в процессе обучения в высшей школе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 80-84.

21. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Формирование у будущих педагогов-математиков умений и навыков педагога-исследователя в контексте развития профессиональной биографии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 69-72.

22. Асташина Н.И. Подходы к определению структуры, содержания, путей формирования исследовательской компетентности студентов, будущих специалистов в области социокультурного сервиса // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 106-109.

23. Третьякова Е.М. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе педагогической практики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 98-102.

24. Энбом Е.А., Иванова В.А. Особенности формирования и развития исследовательской компетентности студентов в процессе изучения дисциплины «Высшая математика» в техническом вузе // Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10). С. 140-144.

25. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление.

2015. № 3 (12). С. 25-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.