Научная статья на тему 'Практико-ориентированный контекст психолого-педагогического образования в Бельгии'

Практико-ориентированный контекст психолого-педагогического образования в Бельгии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ЦЕНТР / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР / PRACTICE-ORIENTED EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / UNIVERSITY CENTER / PSYCHO-DIAGNOSTIC CENTER / RESEARCH CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьяненко Екатерина Станиславовна

В статье представлен опыт Бельгии по организации практико-ориентированного образовательного процесса подготовки специалистов психологического сопровождения детства. Автор рассматривает организацию и сущность практической направленности пси холого -п ед агогического о бр азования на примере университетских, психодиагностических и исследовательских центров Бельгии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED CONTEXT OF PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION OF BELGIUM

The article presents the experience of Belgium in practice-oriented educational process of training specialists for psychological support of childhood. The author offers to look at the organization and the essence of the practical orientation of psycho-pedagogical education in Belgium by the example of university, psycho-diagnostic and research centers.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированный контекст психолого-педагогического образования в Бельгии»

сравнительная педагогика

COMPARATIVE PEDAGOGY

УДК/uDC 378(493)

Е. С. Лукьяненко Ekaterina Lukyanenko

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННый КОНТЕКСТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛьГИИ

PRACTICE-ORIENTED CONTEXT OF PSYCHO-PEDAGOGICAL EDuCATION OF BELGIuM

В статье представлен опыт Бельгии по организации практико-ориентированного образовательного процесса подготовки специалистов психологического сопровождения детства. Автор рассматривает организацию и сущность практической направленности психолого-педагогического образования на примере университетских, психодиагностических и исследовательских центров Бельгии.

The article presents the experience of Belgium in practice-oriented educational process of training specialists for psychological support of childhood. The author offers to look at the organization and the essence of the practical orientation of psycho-pedagogical education in Belgium by the example of university, psycho-diagnostic and research centers.

Ключевые слова: практико-ориентиро-ванное образование, профессиональные компетенции, университетский центр, психодиагностический центр, исследовательский центр.

Keywords: practice-oriented education, professional competence, university center, psycho-diagnostic center, research center.

Согласно Болонскому процессу, существует единая зона высшего образования в Евро-

пе. Седьмой пункт Болонской декларации гласит: «Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований» [1]. Это свидетельствует о практической направленности высшего образования в политике стран Европы.

В рамках Болонского процесса построена модель компетентностного подхода к высшему образованию. Особое внимание нацелено на формирование специальных (профессиональных) компетенций, то есть практических навыков, умений и способностей, которые являются результатом обучения [2]. Приоритетными в процессе образования остаются взаимосвязь науки и практики, соответствие запросам и потребностям общества, конкретным работодателям. В последнее десятилетие Европейская федерация ассоциаций психологов разрабатывала и продвигала критерии профессиональной подготовки школьных психологов, которые соотносятся с европейской политикой, обеспечивают мобильность специалистов и приемлемы для общепринятых образовательных и профессиональных стан-

дартов школьного психолога [3]. Квалификационные требования, предъявляемые сегодня к педагогу-психологу, содержат широкий спектр практических компетенций, навыков и умения организации психолого-педагогического сопровождения субъектов образования, планирования и экспертизы образовательного процесса, организации психологической помощи и поддержки [4].

Для обеспечения практической направленности психолого-педагогического образования существуют университетские центры. Примером таких центров могут выступать: Центр психологии обучения и экспериментальной психопатологии (Католический университет Левена), Исследовательский институт рынка труда и запросов общества (Католический университет Левена), Центр методики преподавания (Лимбургский католический университетский колледж), Психодиагностический центр (Университет Томаса Мора, Антверпен). По названию центров видно, что сферы их деятельности разнообразны по своей специфике. Однако следует отметить наличие общих характеристик. Во-первых, каждый центр имеет свою рабочую группу, которая координирует исследовательскую, просветительскую и организационную деятельность. Во-вторых, работа данных учреждений строится в трех направлениях: образование, исследование, предоставление услуг (образовательных, организационных, консультативных и др.). В-третьих, центры сотрудничают с различными организациями и объединениями: университетами, центрами, факультетами, кафедрами и лабораториями университетов и колледжей, отдельными исследовательскими группами.

Помимо университетских центров, учреждения высшего образования (университеты и колледжи) осуществляют тесное сотрудничество с различными частными и государственными центрами: исследовательскими центрами, детскими центрами продленного дня, детскими садами, центрами для людей с нарушением в развитии, центрами помощи инвалидам [5]. Все вышеперечисленные центры, как и университетские, служат не только стажировочными площадками, но и потенциальными рабочими местами, так как в зависимости от запросов практики (рынка труда и работодателей) организуется образовательный процесс. Рассмотрим специфику деятельности стажировочных площадок на примере некоторых центров.

Психодиагностический центр факультета прикладной психологии университетского колледжа Томаса Мора, Антверпен

Психодиагностический центр организует свою деятельность в трех направлениях: образование, исследования и организационно-методическое сопровождение [6].

Образовательная деятельность центра заключается в сопровождении процесса обучения, то есть содержательное и материальное обеспечение учебного процесса студентов и научно-методической деятельности преподавателей. Это осуществляется за счет библиотеки психологических тестов и рабочей команды центра (штата специалистов).

Библиотека психологических тестов является информационным ресурсом. Фонд тестов входит в состав основной библиотеки университета Тома Мора и содержит огромную коллекцию психологических тестов (4000 методик) на бумажных носителях и в электронном виде. Студенты и преподаватели имеют к фонду свободный доступ, что обеспечивает результативность исследовательского процесса. При запросе той или иной методики служащие библиотеки находят в каталоге необходимый материал и выдают студенту экземпляр, с которым он может работать в специально отведенных местах библиотеки или самостоятельно дома. Существует также возможность поиска необходимой методики по каталогу через сеть Интернет.

Архив библиотеки содержит не только психологическую литературу, но и исследовательский материал предшествующих поколений: диагностические карты, опросники, протоколы пациентов, которых уже нет в живых (30-40 гг. XX в.); диагностики прошлых лет (пожелтевшие и потертые кубики Векслера).

Исследовательская деятельность центра организуется по следующим направлениям: практико-ориентированные исследования, взаимодействие с организациями и моделирование исследования [6].

В качестве примера можно привести исследование по проблеме развития в норме (для фламандского населения) и валидности тестирования с акцентом на внимание; измерение когнитивных способностей (детей и взрослых).

Ресурсное обеспечение исследования представлено рядом специально оборудо-

ванных кабинетов и лабораторий. Например, кабинет для психологических консультаций, оборудованный зеркалом Гезелла.

В лаборатории психологического диагностирования студенты под руководством преподавателя обучаются работе с клиентом и используют современные компьютерные методики. Материальное оснащение лаборатории включает компьютерное оборудование, содержащее современные методики психологической диагностики, полученные от информационного центра на основе контракта. Студенты как в процессе обучения, так и после его окончания могут приобрести качественный диагностический материал, навыки работы с которым уже сформированы в процессе обучения.

Кроме того, психодиагностический центр осуществляет научно-методическое и организационное сопровождение лиц, заинтересованных в профессиональном развитии:

— организация и проведение семинаров по недавно разработанным и опубликованным тестам и методикам;

— методическое сопровождение преподавателей системы среднего образования (например, консультирование по корректному использованию диагностических методик);

— консультативная деятельность центра;

— предоставление возможности пользования ресурсами библиотеки психологических тестов;

— функционирование психолого-педагогического форума в Интернете для специалистов;

— организация публикаций научно-исследовательских материалов;

— организация и проведение дискуссий [6].

Междисциплинарный

экспертный центр Code,

Антверпен

Этот центр осуществляет сотрудничество с факультетом прикладной психологии университетского колледжа Томаса Мора в Антверпене. Название центра представляет собой акроним CODE, который образован от слов communication (общение) и development (развитие). Цель деятельности центра — «построить мост» между научным исследованием, медицинским обслуживанием и образованием, услугами в сфере образования [7].

Для бельгийской действительности характерно тесное взаимодействие образования и медицины. Именно поэтому миссия центра заключается в максимальном взаимообогащении исследований, медицинского обслуживания и образовательных услуг

Центр Code является междисциплинарным центром, занимающимся научными и практическими исследованиями в области психологии, психолингвистики, психотерапии, логопедии, ортопедагогики, а также оказывает социальную помощь.

В сферу экспертизы центра входит:

— чтение,спеллинг и дислексия;

— математика и математическая инвалидность (Dyscalculia);

— синдром дефицита внимания;

— расстройства аутического спектра;

— многоязычие и другое [7].

Исследовательская деятельность центра

состоит из ряда направлений, связанных с категорией людей, имеющих синдром дефицита внимания, гиперактивность, расстройства аутического спектра и проблемы в обучении. Медицинское обслуживание детей с подобными нарушениями отличается от медицинского обслуживания взрослых [8]. Намного меньше уделяется внимания и меньше проводится исследований в области поддержки взрослых, имеющих подобного рода нарушения. Поэтому и возникает необходимость поиска диагностического инструментария, медицинского лечения.

Система поддержки инвалидов предусматривает не только медицинскую поддержку, но и социальную, создание максимально комфортных условий для активного и полноценного участия людей с ограниченными возможностями во всех сферах жизнедеятельности. «Инвалидность — это не атрибут индивидуальности!»

Например, центром отслеживаются трудности, которые могут возникнуть у студента с синдромом дефицита внимания. Такие ситуации, как сдача экзамена со всеми однокурсниками в волнительной и шумной обстановке, не позволят этому студенту аккумулировать свои способности. Поэтому ему выделяется отдельное помещение и предоставляется возможность сдачи экзамена в спокойных условиях.

Диагностика и сопровождение людей с ограниченными возможностями также входят в сферу деятельности центра.

По своему содержанию и области деятельности центр является платформой для

разработки, проверки эффективности и корректировки содержания программ лечения и сопровождения. Реализуются следующие программы:

— программа для подростков и взрослых с дислексией;

— организационные программы для подростков и взрослых с синдромом дефицита внимания;

— программа поддержки родителей, воспитывающих многоязычных детей.

Центр совместно с университетом Тома Мора организует образовательную и консультативную деятельность не только для лиц с ограниченными возможностями, но и для работников медицинской, образовательной и социальной сфер.

центр для людей с нарушением

в развитии «Ван Тверке»,

Лимбургский округ

Центр для людей с нарушением в развитии «Ван Тверке» находится в небольшом поселке Хеден-Золдер, в Лимбургском округе. Он включает в себя два подразделения:

— центр дневного пребывания для детей;

— центр для проживания взрослых [9].

Одна из особенностей центра в том, что

он представляет собой частную организацию, которая частично субсидируется государством. В настоящее время его посещают 12 детей разного возраста. В нем оказывается помощь детям с различными физическими и умственными нарушениями. Специализированный уход осуществляется воспитателями, физиотерапевтами, дефектологами [9]. Кабинеты центра оснащены современным медицинским оборудованием. Однако при необходимости получения медицинской консультации родителям приходится обращаться в поликлиники или другие медицинские учреждения.

Пребывание детей в центре возможно с 9.00 до 16.00 в будние дни. Таким образом, вечера, выходные и каникулы дети проводят дома, в кругу семьи. Одной из задач центра является помощь родителям в общении с особенным ребенком.

В рамках центра уже третий год осуществляется экспериментальная работа по обучению особых детей. Создано две разновозрастных группы по 4 ребенка с различными нарушениями. Занятия направлены на развитие речи, внимания, моторики. Учитывая специфику данных детей, преподаватели

проявляют творчество. Например, на занятиях по рисованию применяются различные материалы: кисти, валики, губки. Кто-то из детей рисует своей ладошкой, оставляя отпечаток красками. По кругу ставит такие отпечатки, и в результате получается цветок.

Волонтерские группы студентов факультета социальной работы Лимбургского католического университетского колледжа принимают участие в проектах по развитию детей с нарушениями в развитии. Они не только приобретают практические навыки общения и взаимодействия с особыми детьми, но и предлагают апробировать различные методические и диагностические материалы, разработанные в процессе обучения. Примером взаимодействия студентов и центра можно назвать совместную работу в проекте «Море». Дети никогда не видели моря, поэтому создаются определенные ситуации, приближенные к реальности побережья. Возле центра расположен пруд, по которому была организована прогулка в надувной лодке. Некоторые дети находились в лодке под присмотром специалистов, а некоторые совместно с воспитателями. Эмоциональные переживания детей способствовали процессу развития. Один из мальчиков с сильными физическими нарушениями, подражая воспитателю, помахал рукой стоящим на берегу людям.

Студенты предлагают не только идеи организации подобных проектов, но и активно участвуют в их реализации:

— общаются с детьми;

— организуют условия для проведения мероприятия;

— накапливают методический материал, фиксируя процесс и результаты на фото-и видеосъемку;

— делятся приобретенным опытом на практических конференциях и семинарах [9].

На территории поселка располагаются дома, где проживают взрослые с различными нарушениями в развитии. Причем некоторые из них не только живут в специально оборудованных домах, но и работают в самом поселке и центре. Для лиц с тяжелыми физиологическими и умственными нарушениями предусмотрен специализированный уход.

Детский центр «Хаммелтьез»,

Хасселет

Это большой детский центр, состоящий из трех подразделений:

— детский сад для детей от рождения до 2,5 года;

— детский центр продленного дня: группы для детей 2,5-6 лет и 6-12 лет;

— центр поддержки семьи [10].

В соответствии с бельгийским законодательством женщина имеет право на декретный отпуск в течение трех месяцев до рождения ребенка и трех месяцев после. Поэтому существует острая необходимость в подобного рода детских садах для малышей. Группы предполагают содержание 12-15 детей различного возраста от рождения до 2,5 года [11]. Как правило, детей отдают в сад в 3 месяца, исключение составляют дети в возрасте 2-4 недель. Это обусловлено острой необходимостью матери выходить на работу. Дети могут находиться в саду с 6.30 до 22.00 под присмотром квалифицированных воспитателей и нянь, получая необходимый уход и обучаясь элементарным навыкам самообслуживания.

Центр сотрудничает с факультетом социальной работы Лимбургского католического университетского колледжа [12; 13]. В частности, студентами этого факультета разработана методическая карта развития ребенка, которая представляет собой рисунок малыша с выделенными сферами развития (коммуникативные навыки, эмоциональное развитие и т. д.). Карта заполняется каждые 3 месяца воспитателем на каждого ребенка для отслеживания его развития и информирования родителей о достижениях их детей.

Во второе подразделение центра входят группы продленного дня для детей от 3 до 6 лет и от 6 до 12 лет. Предполагается досуговое пребывание детей после школы. Третье подразделение представляет собой центр поддержки семьи. Специалисты центра оказывают педагогическую, психологическую и социальную помощь семьям, испытывающим трудности в воспитании детей, родителям с детьми группы риска, семьям с многочисленными проблемами (multiproblems family). Детский центр «Хаммелтьез» — это многофункциональная организация. Подобного рода центры распространены по всей Бельгии.

Используя вышеперечисленные ресурсы, психолого-педагогическое образование в Бельгии транслирует не только исследовательскую направленность при подготовке специалистов, но и практико-ориентирован-ную, что позволяет качественно и резуль-

тативно организовывать процесс формирования профессиональных компетенций будущих выпускников.

Как известно, в рамках фламандско-рос-сийского проекта опыт организации таких центров был активно внедрен в российскую систему психолого-педагогического сопровождения и социальной поддержки населения. В настоящее время на территории России функционируют многочисленные психолого-педагогические медико-социальные центры (ППМС центры), которые не только оказывают профессиональную помощь населению по вопросам психологической поддержки, но и являются стажировочными площадками для студентов и магистрантов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению подготовки [14].

1. Болонский процесс [Электронный ресурс] // Ви-кипедия: свободная энциклопедия. — URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%EB%EE%ED%F1%EA %E8%E9_%EF%F0%EE%F6%E5%F1%F1.

2. Progress towards the common European objectives in education and training: indicators and benchmarks — Commissions of European Communities, 2010/2011.

3. Education, Training, Professional Profile And Service Of Psychologists In The European Educational System. European School Psychologists Improve Lifelong Learning. — EFPA, 2010.

4. EFPA/N.E.P.E.S. (Oct. 2010). Education, Training, Professional Profile and Service of Psychologists in the European Educational System — Report EU funded ESPIL Project [Электронный ресурс]. — URL: http://www. nepes.eu.

5. Education in Flanders: The Flemish educational landscape in a nutshell / Department of education and training. — Brussels, 2008.

6. Официальный сайт Психодиагностического центра факультета прикладной психологии университетского колледжа Томаса Мора, Антверпен, Бельгия [Электронный ресурс]. — URL: http://www.lessius.eu.

7. Официальный сайт Междисциплинарного экспертного центра Code, Антверпен, Бельгия [Электронный ресурс] // URL: http://www.codelessius.eu/

8. Children and Youth Services Review [Электронный ресурс]. — URL: http://psychrights.org/research/Digest/ ChildrenYouth.

9. Центр для людей с нарушением в развитии «Ван Твер-ке», Лимбургский округ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.weyerkesfeesten.be/weyerke.

10. Официальный сайт Детского центра «Хаммелтьез», Бельгия [Электронный ресурс]. — URL: http://www. hummeltjes.be/Over_ons/3715/hummeltjes.

11. Marleen Dello & Nicole Janssens Education in Flanders: The Flemish educational landscape in a nutshell — Associatie K. U Leuven, 2011.

12. Официальный сайт Лимбургского католического университетского колледжа, Бельгия [Электронный ресурс]. — URL: http://www.khlim.be/lpagina/exchange-student.

13. Официальный сайт Левенского университета, Бельгия [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kuleuven.be/ research/phd/.

14. Лукьяненко Е. С. Практико-ориентированный контекст психолого-педагогического образования в Бельгии // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация : сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. интернет-конф. (25-30 мая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013 г.) / под общ. ред. А. В.Черной. — Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2013. [Электронный ресурс]. — URL: http://sfedu.ru/pls/rsu/docs/ij/U-3347/Folders/ file/poster/poster5.pdf.

УДК/UDC 378.147:61 К. А. Митрофанова

Ksenia Mitrofanova

КОМПЕТЕНТНОСТНЫИ ПОДХОД В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

COMPETENCY-BASED APPROACH IN MEDICAL EDUCATION: FOREIGN RESEARCHERS EXPERIENCE

Проведен обзор зарубежной литературы по вопросам компетентностного подхода в медицинском образовании. Представлены принципы компетентностного подхода, которые необходимо учитывать при создании образовательных программ в медицинском вузе. Предложен анализ понятий компетентности в зарубежных исследованиях. Определены два общих компонента понятия, с которыми согласны все авторы: знания и навыки. Выявлена проблема выпускников медицинских вузов по определению единых понятий «компетентность» и «компетенция» и их компонентов. Отмечена разница между компетенциями, целями, задачами и результатами обучения, а также необходимость создания эффективной модели оценки компетенций студентов медиков.

Foreign research literature on competency-based approach in medical education was reviewed. The principles of competency-based approach to develop medical curriculum were identified. We analyzed concepts of competency presented in foreign researches. We determined only two common components of competency that all authors agreed to. They are knowledge and skills. The problem of developing general definitions for competency and competence and determining their components for medical school graduates still exists. The difference among competences, aims, objectives and results of education was described. It is also necessary to create an effective competence assessment model for medical students.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, выпускник медицинского вуза, оценка результатов обучения, роли врача, до-дипломное медицинское образование.

Keywords: competency, competence, medical school graduate, assessment of educational results, physician roles, undergraduate medical education.

Каждый студент поступает в медицинский вуз с уникальной предрасположенностью, определенными знаниями, опытом, ожиданиями и, возможно, с чувством предназначения. Общепризнана важность соответствия студента медицинскому вузу с точки зрения владения необходимой базой знаний, включая естественные и гуманитарные науки, что и создает образованного человека. На сегодня за рубежом существуют разные подходы к построению образовательной программы в медицинском вузе, например программа, построенная по системам органов, которая фокусируется на организации содержания обучения; программа на основе компетентностного подхода, направленная на результаты обучения; программа, основанная на командной работе, где большее внимание уделяется методам обучения. Однако все существующие программы ориентированы на некоторые части сложной системы, но не учитывают того, как остальные компоненты образовательного процесса могут изменяться и взаимодействовать друг с другом [3], то есть возникла необходимость поиска оптимального подхода к созданию совре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.