Научная статья на тему 'Профессиональное педагогическое образование в Бельгии'

Профессиональное педагогическое образование в Бельгии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
687
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / STRUCTURE AND CONTENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION / ЯЗЫКОВО-КУЛЬТУРНЫЕ СООБЩЕСТВА / LINGUISTIC AND CULTURAL COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Л. В.

В статье раскрываются особенности развития современного педагогического образования в Бельгии. Сопоставлены структура и содержание педагогического образования во Фламандском и Французском языково-лингвистических сообществах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION IN BELGIUM

The special features of the development of contemporary pedagogical education are revealed in this article. The structure and content of pedagogical education in Flemish and French Communities are compared.

Текст научной работы на тему «Профессиональное педагогическое образование в Бельгии»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 2 (05). Июнь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 37.013.74(493)(045) ББК 74.4(4Бел) О-664

Л. В. Орлова Архангельск, Россия

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В БЕЛЬГИИ

В статье раскрываются особенности развития современного педагогического образования в Бельгии. Сопоставлены структура и содержание педагогического образования во Фламандском и Французском языково-лингвистических сообществах.

Ключевые слова: педагогическое образование, структура и содержание педагогического образования, языково-культурные сообщества.

L. V. Orlova Arkhangelsk, Russia

THE PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION IN BELGIUM

The special features of the development of contemporary pedagogical education are revealed in this article. The structure and content of pedagogical education in Flemish and French Communities are compared.

Key words: pedagogical education; structure and content of pedagogical education; linguistic and cultural communities.

Статъя подготовлена во время стажировки в Католическом университете г. Лёвен (Бельгия) в рамках программы ERASMUS MUNDUS

© Орлова Л. В., 2015

Российские политические и социально-экономические реформы, осуществляемые в настоящее время, ведут к становлению открытого общества, к вхождению России в мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы, охватывающие экономику, науку, образование, наиболее интенсивно происходят в Европе. Однако несмотря на взаимное сближение, тенденцию к формированию единого образовательного пространства, каждая национальная система образования в целом и система педагогического образования в частности сохраняют свои традиции. Целью написания статьи является выявление особенностей профессиональной подготовки будущих педагогов в Бельгии.

Наш интерес к этой стране обусловлен её особым статусом в объединенной Европе, поскольку она является одной из стран-основательниц Европейского Союза (ЕС) и Европейского Валютного Союза. Брюссель - столица Бельгии и одновременно столица ЕС, в этом городе находятся: Европейский Парламент, Совет Европейского Союза, Европейская Комиссия, Экономический и Социальный комитет, Комитет регионов, Совет Европы, Генеральный секретариат Бенилюкса и Западноевропейского союза, Информационный центр ООН, штаб-квартира НАТО, а также штаб-квартиры 1750 международных организаций, более 1300 иностранных предприятий и более 170 дипломатических представительств.

Тем не менее, в самой Бельгии сохраняются разногласия между фламандским и валлонским сообществами, остро проявившиеся еще в 1960-е и 1970-е годы. Тогда дело доходило до открытых столкновений, вследствие чего была установлена «лингвистическая граница» между Фландрией и Валлонией, появились раздельные для двух сообществ министерства образования, культуры и экономического развития. В апреле 1993 г. парламент Бельгии одобрил поправки к Конституции, согласно которым королевство превратилось в федерацию трёх автономных регионов: Фландрии, Валлонии и Брюсселя (имеющего статус двуязычного), а также трёх языково-культурных сообществ: Фламандского (57 % населения), Французского (42 % населения), и Немецкого (около 0,5 %). Федеральные власти обеспечивают международную политику, национальную без-

опасность и благосостояние населения. Регионы проводят собственную политику в сфере экономики, охраны окружающей среды, а сообщества - в сфере образования, культуры и спорта.

В стране принята национальная система квалификаций, в которой имеется пять типов педагогической квалификации:

1. Квалификация воспитателя дошкольного учреждения (работа с детьми в возрасте 3-6 лет).

2. Квалификация учителя начальной школы (возраст учащихся - 6-12 лет).

3. Квалификация учителя-предметника первого и второго циклов средней школы для учеников 12-16 лет.

4. Квалификация учителя технических/профессиональных предметов (возраст обучающихся у этой категории педагогов - 12-18 лет).

5. Квалификация учителя-предметника для второго и третьего циклов средней школы для учащихся 15-18 лет.

Педагогическое образование можно получить в учебных заведениях трёх уровней: первые три типа квалификации - в Высших педагогических колледжах, называемых Высшими педагогическими институтами во Французском сообществе (длительность обучения - три года), квалификацию четвертого типа - в Высших технических институтах (два / четыре года обучения), а квалификацию пятого типа - в университетах (пять лет обучения). Структура и содержание программ находятся в компетенции двух разных Министерств образования (регионов Фландрии и Валлонии), поэтому перечень предметов, изучаемых во Фламандском сообществе, незначительно отличается от перечня предметов Французского сообщества (Таблица).

Таблица

Предметы, изучаемые будущими учителями-предметниками в высших педагогических колледжах / институтах Бельгии

Фламандское сообщество Французское сообщество

Предметы психолого-педагогиче- Предметы психолого-педагогиче-

ского цикла: ского цикла:

Науки об образовании (психология, Психология-методология

педагогика, дидактика) Дидактика

Медиа и компьютер Компьютерное обучение

Главные предметы: Основные предметы:

Родной язык Французский язык

Второй язык (французский) Второй язык (нидерландский / ан-

Английский глийский / немецкий)

Математика Математика

Дополнительные предметы История

История География

Этика/Религия Естественные науки

География Пластические искусства

Биология Музыкальное воспитание

Физика Физическое воспитание

Экономика Спорт и психо-мобильность

Как правило, учитель-предметник преподаёт две или три учебных дисциплины. Во Фламандском сообществе студент имеет право выбрать для преподавания в средней школе один главный предмет и два дополнительных. Во Французском сообществе основные предметы сгруппированы по секциям: 1) физическое воспитание / спорт / пластические искусства; 2) французский язык сочетается с историей или этикой; нидерландский с английским или немецким; математику объединяют с физикой или экономикой, или этикой; 3) физика-химия-

биология; география-химия-биология; география-история-социальные науки и экономика [Soetaert R., Van Heule K., 2008, p. 25-27].

Для будущих воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальной школы Фламандского и Французского языково-культурных сообществ предметы психолого-педагогического цикла идентичны тем, что изучают учителя-предметники. Основные предметы, изучаемые студентами Французского сообщества, совпадают для педагогов первых трёх квалификаций. Во Фламандском сообществе будущие воспитатели изучают в колледже родной язык, математику, окружающий мир (интегрированные биология, география и история), семейное воспитание, музыку, графику, физическое воспитание, трудовые навыки. А будущие учителя начальных классов, помимо перечисленных учебных предметов, изучают религию / этику и второй язык (французский).

Студенты проходят обязательную практику в школе под руководством опытного преподавателя. Во Фламандском сообществе на 1-м курсе предусмотрена 4-недельная практика, на 2-м курсе - 8-недельная, на 3-м курсе период практики составляет 16 недель и представляет собой так называемую «сэндвич-модель» (модель чередующегося обучения): две недели студенты учатся, а следующие две - проходят практику в школах. Такая модель оптимизирует процесс подготовки будущего учителя, которому необходимо овладевать методикой преподавания нескольких предметов. Количество времени, проводимое на практике студентами Французского сообщества, может незначительно отличаться, это зависит от программы конкретного учебного заведения (1-й курс: +/- 2 недели; 2-й курс: +/- 4 недели; 3-й курс: 15-недельная школьная практика) [Soetaert R., Van Heule K., 2008, p. 30].

Помимо квалификации воспитателя или учителя, студенту, успешно окончившему Высший педагогический колледж / институт и набравшему 180 кредитов ECTS*, присваивается степень бакалавра и Квалификация учителя начальной школы или учителя-предметника первого и второго циклов средней школы.

В Бельгии существует система так называемой «социальной поддержки» для тех, кто не может обучаться профессии в течение целого дня. Это образовательные программы заочной формы обучения, реализуемые в Высших технических институтах в течение четырех лет, как правило, в вечернее время или по субботам и воскресеньям. Программы состоят из следующих четырех модулей:

Модуль А - владение языком, решение актуальных педагогических проблем, навыки общения, медиаобразование (минимум 120 - максимум 150 часов).

Модуль В - педагогика, психология, общая дидактика, теория и практика методики преподавания выбранных предметов (минимум 300 - максимум 360 часов).

Модуль С - педагогика, психология, общая дидактика, теория и практика методики преподавания выбранных предметов (минимум 180 - максимум 270 часов) - только для студентов, имеющих сертификат о высшем образовании.

Модуль D - педагогическая этика, законодательная база и организационные основы системы образования (минимум 90 - максимум 120 часов).

Минимальное количество часов соответствует двум годам обучения (четыре семестра), максимальное - четырем (восемь семестров). Для изучения выбирается три модуля - В и С идентичны по содержанию, оба предусматривают прохождение практики в школе, но отличаются по количеству часов. Студентам и Французского, и Фламандского сообществ, освоившим эти образовательные программы, выдается Сертификат педагогического мастерства, который свидетельствует о Квалификации учителя технических/профессиональных предметов и дает право преподавать их учащимся первого, второго и третьего циклов средней школы.

Программа подготовки учителей-предметников в университете построена по синхронной или последовательной модели обучения, т. е. предметы психолого-педагогического цикла изучаются либо одновременно с основным предметом, либо после того, как получена степень бакалавра (180 кредитов ECTS) по этому предмету, студент специализируется в сфере наук об образовании в магистра-

туре (120 кредитов ECTS). Перечислим учебные дисциплины психолого-педагогического цикла: история образования, общая дидактика, психология подросткового возраста, практическая педагогика, теория методики преподавания выбранных предметов, практика методики преподавания выбранных предметов.

Изучение последних двух дисциплин предполагает прохождение практики в школе по «сэндвич-модели»: двухнедельный курс обучения в студенческой аудитории чередуется с двухнедельной педагогической практикой в школе. Обучение в университете по педагогическим специальностям завершается написанием магистерской диссертации, присвоением степени магистра и получением Квалификации учителя-предметника для второго и третьего циклов средней школы.

В заключение подчеркнем, что созданная в Бельгии национальная система педагогических квалификаций позволяет совершенствовать систему профессиональной ориентации и непрерывного профессионального обучения. Она не идет вразрез с интеграционными процессами, охватившими Европу, поскольку Бо-лонская декларация ориентирована не на унификацию систем высшего образования, а на консолидацию единого европейского университетского пространства [Sayer J., 2009, p. 165]. Несомненным достижением системы педагогического образования Бельгии является использование модели чередующегося обучения, получившей широкое распространение во многих западноевропейских странах.

*Примечание

Кредиты ECTS - это численные значения (от 1 до 60), присвоенные учебным курсам для того, чтобы описать объем работы студентов, необходимый для усвоения каждого курса. Они отражают количество лекций, практических занятий, семинаров, лабораторных работ, самостоятельных работ, экзаменов и зачетов за полный учебный год в вузе. Система кредитов ECTS основана на учете полной нагрузки студентов, а не ограничивается только аудиторными часами.

Библиографический список

1. Sayer J. European perspectives of teacher education and training / In: Policy and Politics in Teacher Education. Milton Park, Abingdon, 2009, pp. 155-167.

2. Soetaert R., Van Heule K. Teacher Education in Belgium / In: Teacher Education in Europe: Evaluation and Perspectives. Brussels/Osnabruck: European Commission, 2008, pp. 22-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.