УДК 37.013 ББК 74.00 Ч 48
К.Д. Чермит
Доктор педагогических наук, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей педагогики, проректор по учебной работе Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
Н.Ш. Блягоз
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
Л.А. Холодная
Старший преподаватель кафедры профсоюзного движения, гуманитарных и социально-экономических дисциплин Кубанского института социоэкономики и права (филиал) образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений»; E-mail: [email protected]
АДЫГЕЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАО: ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
(Рецензирована)
Аннотация. Данная статья посвящена деятельности Адыгейского научного центра РАО, его сотрудничеству с Российской академией образования и научными и образовательными учреждениями Республики Адыгея и Краснодарского края. В ней освещены цели, задачи и направления деятельности Центра; представлены научно-образовательный потенциал АГУ, на базе которого функционирует Центр, некоторые результаты и дальнейшие перспективы его деятельности.
Ключевые слова: Российская академия образования, научный центр, цель, задачи, направление деятельности, перспективы деятельности.
K.D. Chermit
Docktor of Pedagogy, of Biology, Professor, the Head of General Pedagogy Department, Vice- Rector for Study, the Adyghe State University; E-mail: [email protected]
N.Sh. Blyagoz
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the General Pedagogy Department, the Adyghe State University; E-mail: [email protected]
L.A. Kholodnaya
Senior teacher of Department of the Trade-Union Movement, the Humanities, Social and Economic Disciplines of the Kuban Institute of Social Economics and Law (Branch) of Educational Institution of TraderUnions of the Higher Education "Academy of Work and Social Relations"; E-mail: [email protected]
ADYGHE SCIENTIFIC CENTER OF RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION: PURPOSE, OBJECTIVES, ACTIVITIES AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT
Abstract. This paper is devoted to the activities of the Adyghe Scientific Center of RAE, its cooperation with the Russian Academy of Education and the scientific
and education institutions of the Republic of Adyghea and the Krasnodar Territory. In it, the goals, tasks and activities of the Center are elucidated; the scientific and educational potential of the ASU on the basis of which the Center functions, some results and further prospects of its activity are presented.
Keywords: the Russian Academy of Education, Scientific Center, purpose, tasks, activities, prospects of activity.
Создание научно-образовательных центров Российской академии образования на базе ведущих университетов страны, образовательных организаций высшего образования, известных своими достижениями в области научных и научно-педагогических исследований, берет свое начало с 2015 года. Тогда были открыты центры на базе Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого и Волгоградского государственного социально-педагогического университета. В 2016 году 21 октября в соответствии с Соглашением о научном сотрудничестве между ФГБУ «Российская академии образования» и ФГБУ ВО «Адыгейский государственный университет» был создан Адыгейский научный центр Российской академии образования в ЮФО. В рамках данного соглашения были разработаны и согласованы сторонами соответствующие Положения, Концепция деятельности Центра, подписан договор о сотрудничестве Сторон.
Целью сотрудничества является объединение возможностей Сторон по координации и повышению эффективности использования научного, образовательного и инновационного потенциала Российской академии образования, образовательных и научных организаций Республики Адыгея.
Целью деятельности самого Научного центра является конструирование единого научного пространства в Республике Адыгея в области наук об образовании и его оптимизация, а его задачами:
- координация научных исследований в сфере образования, проводимых в АГУ, научными и образовательными организациями в
Республике Адыгея, и осуществление экспертиз их результатов;
- анализ состояния исследований в области наук об образовании в Республике Адыгея;
- проведение научных исследований по согласованной с Российской академией образования тематике и внедрение результатов в деятельность образовательных организаций республики;
- проведение мероприятий в сфере образования и науки республики;
- оказание методологической, научно-методической поддержки в освоении образовательных стандартов, программ, технологий и механизмов модернизации непрерывного образования (дошкольного, общего, профессионального и дополнительного) в республике и др.
Такая работа Центра позволит:
- презентовать возможности АГУ, образовательных учреждений Адыгеи для участия в важнейших научных исследованиях, которые ведутся Российской академией образования;
- осуществить единство академической, вузовской науки и школьной практики;
- определить основания и критерии для выбора значимых для региона проблем исследования;
- создать ресурсную базу регионального образования и, таким образом, обозначить единое научно-образовательное пространство республики.
Для реализации всего выше-обозначенного и в соответствии с основными направлениями деятельности Российской академии образования в сфере наук об образовании и смежных с ними наук на 20132020 годы работа Адыгейского научного центра РАО при Адыгейском
государственном университете осуществляется по следующим направлениям:
«Целостное развитие личности в системе образования» (научный руководитель: д.п.н., профессор З.К. Меретукова).
В рамках данного направления проводятся исследования: суггесто-педийной культуры как фактора реализации принципа холизма в образовании, когнитивного, этнокультурного, физического, нравственного созревания детей; особенностей школьной адаптации детей; становления личности, когнитивных процессов и познавательной деятельности детей и подростков, личностной социализации детей на различных этапах с учетом региональной мен-тальности, поликультурности, этнического разнообразия Адыгеи. Исследуются: этническая принадлежность обучающегося как основа становления целостной личности, региональные проблемы развития детей в семье, сотрудничество семьи и школы в становлении целостной личности обучающегося, особенности духовного, физического, креативного, художественного, музыкального, религиозного развития детей в целостном развитии личности; экологизация сознания в становлении целостной личности обучающегося. Также в поле научной разработки находятся вопросы социально-личностного развития детей в целостном развитии личности в условиях поликультурного образовательного пространства и целостный педагогический процесс в целостном развитии личности в системе образования и становлении целостной личности.
2. «Научно-теоретическая поддержка освоения образовательных стандартов, программ, технологий и механизмов модернизации непрерывного образования (дошкольного, общего, профессионального и дополнительного) в условиях поликультурного образовательного пространства региона» (науч. Рук.: д.п.н., д.б.н, профессор К.Д. Чермит).
Работа в данном направлении ориентирована на осуществление критериального анализа и оценки состояния регионального образования его ресурсной базы; обобщения педагогического опыта образовательных учреждений различного уровня и профиля; тенденций развития регионального образования; поиска инноваций. Исследуются: региональные проблемы обеспечения эффективности дошкольного, среднего (полного) общего и профессионального образования; социально-личностное развитие детей и развитие межкультурных коммуникаций в процессе организации учебной и внеучебной деятельности школьников в условиях поликультурного образовательного пространства; профессиональное развитие личности в поликультурном образовательном пространстве; региональный опыт формирования культуры здоровья детей в рамках образовательной школы; специфика реализации воспитательного потенциала общего образования с учетом культурно-исторических традиций региона.
3. «Региональные исследования в области предметных методик» (научный руководитель: д.п.н., профессор Ф.К. Уракова).
Деятельность в этом направлении сосредоточена на выявлении, изучении и анализе исследований по методике преподавания дисциплин, передового опыта учителей региона; предметного и метапред-метного содержания образования, опыта школьных межпредметных проектов; методической поддержке учителей в освоении новых образовательных стандартов. В поле научного интереса входят: языковое образование как инструмент формирования билингвальной личности в поликультурном и полиэтническом образовательном пространстве Юга России; речевая реализация двуязычия в условиях полиэтнического образовательного пространства; теория и практика развития
умственных способностей младших школьников в условиях адыго-рус-ского двуязычия; музыкальное обучение в традиционной культуре народов Кавказа.
На основании «Плана мероприятий на 2016-2018 годы Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» в план работы включены темы научно-исследовательских работ, связанных с анализом и оценкой реализации 44 пункта данного документа - «Мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации».
Исследования проводятся по темам: «Адыгейский язык в общеобразовательной и высшей школе: состояние и перспективы» (к.ф.н., доцент М.А. Хачемизова), «Проблема погружения детей в языковое пространство (из опыта работы ДОУ и системы дополнительного образования в Республике Адыгея)» (д.ф.н., проф. Р.Б. Унаро-кова, к.ф.н., доцент М.А. Хачемизова, к.ф.н., доцент М.А. Шхабацева) и др. Создан постоянно действующий семинар по проблеме: «Традиционное и инновационное в обучении русскому языку и литературе в билингваль-ном пространстве» (к.ф.н., доцент Ф.И. Хейшхо, д.ф.н., проф. Х.З. Баги-роков, к.п.н., доцент З.К. Кахужева, к.ф.н., доцент А.К. Пшизова, к.ф.н., доцент Б.Д. Ачох), проводятся сессии для учителей адыгейского языка и литературы на базе кафедры адыгейской филологии АГУ.
На сегодняшний день в целях реализации данного документа разработаны:
- модель языкового образования в формировании билингвальной личности в поликультурном и полиэтническом образовательном пространстве и ее апробация;
- методико-методологический инструментарий эмпирического исследования процесса формирования современной билингвальной языковой личности;
- критерии оценки определения инновационного потенциала и
степени влияния глобализации на формирование современной билинг-вальной личности в этнолингвокуль-турном пространстве Юга России.
В рамках научного направления исследования: «Современные проблемы адыговедения в контексте университетского образования» (Х.З. Багироков, У.М. Па-неш, Р.Б. Унарокова, С.Н. Сиюхов, М.А. Шхабацева):
- опубликованы статьи по ады-говедческим проблемам - языку, литературе, фольклору, этнографии, истории, методикам преподавания дисциплин, в том числе статей студентов, магистрантов и аспирантов в Научном журнале Центра адыгове-дения НИИ КП АГУ, АРИГИ, МЧА «Псалъ» («Слово»). Всего 26;
- выпущена монография: Билингвизм социальный и художественный: репрезентация в языковом пространстве: коллективная монография / под ред. Х.З. Багиро-кова. - Майкоп: редакционно-изда-тельский отдел аГу, 2017. - 324 с.;
- проведены научные мероприятия и конференции международного и республиканского уровня:
1. Международная научная конференция: «Становление и развитие младописьменных языков», посвященная 120-летию языковеда Д.А. Ашхамафа (21-23 июня 2017 г., Майкоп).
2. Республиканские «Керашев-ские чтения-2017», республиканская научная конференция: «Феномен творческой личности Т.М. Керашева в общероссийской культуре» (15 ноября 2017 г., Майкоп, Приказ АГУ от 16 октября 2017 г. № 105).
3. Круглый стол: «Кавказская война в лицах, воспоминаниях участников, очевидцев» (Приказ АГУ от 16 мая 2017 г. № 53).
4. Круглый стол: «Адыгейский язык в современной школе: проблемы изучения и преподавания» (Приказ АГУ от 10 мая 2017 г. № 51).
5. Республиканская сессия постоянно действующего семинара «Традиционное и инновационное в
обучении русскому языку и литературе в билингвальном пространстве» (Приказ Министерства образования и науки РА от 02.03.2017 г. № 204; Приказ АГУ от 06.03.2017 г. № 23);
- успешно защищены диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук:
1. Сиюхов С.Н. Особенности формирования прозы на современную тему в адыгейской литературе 60-80-х гг. и художественное своеобразие дилогии А. Евтыха «Улица во всю ее длину», «Двери открыты настежь». Научный руководитель -профессор У.М. Панеш.
2. Шхабацева Марина Аскарби-евна. «Адыгский детский фольклор в обрядовом, игровом и жанровом контекстах». Научный руководитель- профессор Р.Б. Унарокова.
Сущность научного направления исследования «Современные проблемы адыговедения в контексте университетского образования» заключается в исследовании широкого спектра адыговедческих проблем с целью сохранения адыгского языка, культуры и популяризации истории адыгов, подготовки национальных научно-педагогических кадров. Значимость исследования в поддержке статуса адыгейского языка как государственного языка субъекта Российской Федерации (Республики Адыгея), формирование толерантного пространства межэтнических коммуникаций. Также в планах у исследователей - создание информационной базы данных по адыговед-ческим проблемам для сохранения национальной идентичности и развития адыгского языка в условиях глобализации.
4. «Исследования в области эт-нокультуры и этнопедагогики как основания воспитания и социализации обучающихся в образовательном пространстве Северного Кавказа».
Четвертое направление, наряду с первым и третьим, предоставляет возможность сосредоточить
внимание на выявлении особенностей осуществления образования и воспитания обучающихся Северного Кавказа и конкретно Республики Адыгея. Оно направлено на изучение теоретико-методологических оснований и стратегических приоритетов развития, воспитания и социализации детей и молодежи на Северном Кавказе и возможности этнокультурного ориентирования образовательной системы полиэтнического региона и перспективных научно-педагогических идей ученых Адыгеи по данному направлению исследования; проблемы национальной школы, учебного процесса в контексте интегральности его функциональных реалий в контексте этнопедагогических особенностей, интегративного подхода к педагогическому процессу в поликультурном образовательном пространстве; особенности педагогической деятельности учителя в образовательном пространстве Северного Кавказа.
5. Модернизация системы социально-педагогической реабилитации детей с девиантным поведением, детей сирот и других категорий населения, проживающих в условиях социальной депривации (научный руководитель: д.п.н., профессор Ф.П. Хакунова).
Данное направление ориентировано на разработку методологии и инструментария исследования эффективности замещающей семьи и ее психолого-педагогического сопровождения; путей и форм, модели модернизации технологий и содержания процесса социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением в условиях образовательных учреждений закрытого типа; индивидуального маршрута повышения качества педагогических кадров в условиях образовательных учреждений закрытого типа.
Одним из результатов реализации проекта «Методология и инструментарий исследования эффективности замещающей семьи и ее
психолого-педагогического сопровождения» под руководством Ф.П. Ха-куновой было проведение Международной конференции «Замещающая семья в полисоциальных институтах», в которой приняли участие более 120 человек, включая ученых из Белоруссии, Казахстана, Канады. Мероприятие было организовано и проведено с участием кафедры педагогической психологии факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
В рамках проекта «Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением в условиях образовательных учреждений закрытого типа» (автор к.п.н., доцент М.Э. Паатова) разработана структурно-функциональная модель социально-педагогической реабилитации девиантных подростков в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, опубликована статья «Формирование социально-личностной жизнеспособности девиантных подростков в процессе социально-педагогической реабилитации: теоретико-методологические основы», выпущено учебное пособие: М.Э. Паатова. Проектирование реабилитационно-воспитательных ситуаций в условиях специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа: Учебное пособие / М.Э. Паатова. - Майкоп: Качество, 2017. - 87 с. Также организованы и проведены курсы повышения квалификации по программе: «Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным (общественно опасным) поведением».
6. «Обеспечение Научным центром методологической и методической поддержки педагогических сообществ Республики Адыгея и близлежащих районов Краснодарского края» (научный руководитель: д.п.н., д.б.н., профессор К.Д. Чермит).
Методологическая и методическая поддержка педагогических сообществ Республики Адыгея и близлежащих районов Краснодарского края осуществляется путем организации и проведения курсов повышения квалификации для преподавателей вузов ведущими учеными университета в области педагогики - д.п.н., д.б.н., профессором К.Д. Чермитом, д.п.н., профессором З.К. Меретуковой.
Но надо отметить, что появление данного направления работы Адыгейского научного центра вызвано заключением договора между Адыгейским научным центром РАО и средней общеобразовательной школой №2 имени А.В. Суворова станицы Динской Краснодарского края. Школа является лауреатом конкурсов «Школа года», «Школа XX века», «Школа высшей категории», «Академическая школа», «Школа XXI века». Возглавляет школу выпускник Института физической культуры и дзюдо АГУ Дмитренко Николай Михайлович. Подписание данного договора расширило первоначально заявленные границы деятельности Центра, и учителя данной школы получают методологическую и методическую помощь как непосредственно в самой школе (к.п.н., доцент Н.Ш. Блягоз, к.п.н., доцент Н.К. Куприна), так и в процессе их участия в методологическом семинаре «Методологическая культура педагога в системе связи педагогической науки и практики», проводимом в Адыгейском научном центре РАО. В работе данного методологического семинара в 2017 году приняли активное участие как педагоги СОШ № 2 ст. Динской Краснодарского края, так и СОШ № 1 а. Понежукай Теучежского района РА, а также педагоги РА, магистранты и аспиранты АГУ. Проведение семинара осуществлялось силами преподавательского состава кафедры общей педагогики к.п.н., доцентом Н.К. Куприной, к.п.н., доцентом Н.Ш. Блягоз, к.п.н., доцентом Е.И. Шаровой.
В 2018 году в рамках инновационного научно-образовательного проекта «Наукоград 2018» Адыгейский научный центр РАО совместно с кафедрой общей педагогики Адыгейского государственного университета (к.п.н., доцент Б.К. Джабаты-рова, к.п.н., доцент Н.К. Куприна, к.п.н., доцент Н.Ш. Блягоз) организовал педагогическую лабораторию «Школа будущего». Деятельность лаборатории была ориентирована на формирование у обучающихся старших классов навыка проектной деятельности.
Работу педагогической лаборатории открыл директор Адыгейского научного центра РАО доктор педагогических наук, доктор биологических наук, профессор К.Д. Чермит. Вопросам современных проблем педагогической науки и практики, а также методологического обоснования и технологического подхода к реализации проектной деятельности было посвящено выступление доктора педагогических наук, профессора З.К. Меретуковой.
Гостями лаборатории «Школа будущего» стали учителя и учащиеся общеобразовательных школ Республики Адыгея и Краснодарского края. Результатом работы лаборатории стала модель школы будущего, в процессе создания которой школьники получили опыт проектной деятельности.
7. Обеспечение экспертных функций по отраслям педагогических знаний (научный руководитель: д.п.н, д.б.н, профессор К.Д. Чермит).
За период в полтора года функционирования Адыгейского научного центра РАО созданы в нем экспертные группы общественной экспертизы по:
- общей педагогике;
- теории и методике профессионального образования;
- теории и методике преподавания русского языка;
- теории и методике физического воспитания, спортивной тренировке и адаптивной физической культуры.
Экспертными группами по общей педагогике и по теории и методике физического воспитания, спортивной тренировки адаптивной и оздоровительной физической культуры соответственно рассмотрены и даны экспертные заключения на:
- монографию А.Н. Аутлевой «Полипарадигмальная модель экологической социализации личности в условиях поликультурного образовательного пространства» (24 п.л.);
- сборник научно-методических статей учителей общеобразовательных школ «Актуальные проблемы общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС», представленного по материалам круглого стола и т.д.;
- диссертационную работу А.Г. Василиади, аспиранта Кубанского государственного университета физической культуры, по теме: «Профессионально ориентированная волонтерская подготовка студентов учебных заведений в области физической культуры» и т.д.
Освещая вопрос о направлениях деятельности Адыгейского научного центра РАО, надо остановиться еще на одном направлении, которое по своему содержанию носит временный характер, уже реализовано и заложило материально-техническую базу для функционирования Центра, а именно: направление работы: Организация деятельности Научно-образовательного центра РАО в Республике Адыгея (научный руководитель: д.п.н., д.б.н., профессор К.Д. Чермит).
Благодаря работе в этом направлении созданы Научный центр РАО в Республике Адыгея» (оборудованное место расположения центра, утвержденное штатное расписание; сайт центра), информационно-библиотечный центр для поддержки сообществ педагогов по предметам и предметным областям, а также организована и проведена презентация Центра научной и педагогической общественности. Последнее получило широкое освещение на
республиканском телевидении, в республиканской и университетской прессе.
И в конце статьи хочется обратиться к тем важным задачам, которые поставлены на последнем совещании РАО, куда были приглашены директора региональных центров РАО, вице-президентом РАО академиком В.В. Лаптевым. Они следующие:
- осуществление прикладных научных исследований по основным проблемам развития системы образования регионов;
- сетевые формы организации и осуществления научных исследований;
- реализация результатов научных исследований РАО и РНЦ и НЦ РАО в практике систем образования регионов;
- распространение накопленного опыта и наиболее значимых результатов;
- выстраивание совместной работы РНЦ РАО (и НЦ РАО по возможности) со всеми отделениями РАО по основным направлениям деятельности;
- участие в координации научных исследований в сфере педагогики, психологии и других наук об образовании, проводимых Центрами и научными и образовательными организациями в регионе, максимально используя возможности информационной сети Интернет, сайтов Центров и РАО; и другие.
Для решения поставленных задач Адыгейский государственный университет, на базе которого функционирует Центр, располагает достаточным научным потенциалом. Так, в его структуре находятся: общеуниверситетские кафедры общей педагогики и психологии: факультет педагогики и психологии с кафедрами: «Педагогика и педагогические технологии», «Педагогическая психология»; факультет Социальных технологий и туризма с кафедрой «Социальная педагогика»; Молодежная мастерская
психологического консультирования; курсы повышения квалификации; курсы профессиональной подготовки по специальностям: дошкольная педагогика и психология, психология, менеджмента в образовании, начального образования, естественнонаучного образования; магистратура по подготовке педагогических кадров: «Подготовка педагога к инновационной деятельности в системе образования», «Современные образовательные технологии в начальной школе», «естественнонаучное образование » и др. и аспирантура по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», направленность «Общая педагогика, история педагогики и образования» и т.д.
В состав профессорско-преподавательского состава АГУ входят: 18 докторов педагогических наук, профессоров; 120 кандидатов педагогических наук, доцентов; 6 кандидатов психологических наук, доцентов.
Адыгейский научный центр РАО, являясь структурным подразделением АГУ, может иметь в своем составе кафедры, научные лаборатории, аналитические, экспертные, издательские, организационно-координационные отделы, комиссии, советы и иные структуры, а также временные научно-исследовательские коллективы. Также для выполнения задач, возложенных на него, могут привлекаться штатные работники и совместители, аспиранты и стажеры, студенты университета и других образовательных, научных и иных организаций.
Участие в работе Центра может осуществляться в форме коллективного членства в составе ассоциированных членов и исследовательских лабораторий. На правах ассоциированных членов в состав Центра могут войти: ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Адыгейский
республиканский институт гуманитарных исследований имени Т.М. Керашева («АРИГИ»), Университетская типография, Университетская газета. На правах ассоциированных членов и исследовательских лабораторий - ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева», ГБУ ДПО РА «Адыгейский государственный институт повышения квалификации», Комитеты по образованию (районные), «Естественно-математическая школа АГУ», лицеи, колледжи, МБО СОШ № РА, Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей «Майкопский центр развития творчества детей и юношества» и др. В перспективе работа Центра будет вестись в этом направлении, будут заключаться договоры о сотрудничестве с данными организациями. Это позволит максимально выявить научный и образовательный потенциал каждого образовательного и иного учреждения, организации, объединить его и создать единое научно-образовательной пространство, эффективно функционирующее в сотрудничестве с Российской академией образования.
Примечания:
1. Открытие и перспективы работы Научного центра РАО на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург. URL: http://rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2017/01/ncrao_rgppu.pdf
2. Башкирский научный центр РАО. URL: http://rusacademedu.ru/bashkirskij -nauchnyj -centr-rao/
3. Крымский региональный научный центр Российской академии образования. URL: http://rusacademedu.ru/krymskij-regionalnyj -nauchnyj-centr-rossij skoj-aka-demii-obrazovaniya/).
4. Центр академии образования. URL: https://yadi.sk/i/AqJIWR2l3QADwG.
References:
1. Opening and prospects for the work of the Scientific Center of the Russian Academy of Education on the basis of the Russian State Vocational and Pedagogical University, Ekaterinburg. URL: http://rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2017/01/ ncrao_rgppu.pdf
2. Bashkir Scientific Center of RAO. URL: http://rusacademedu.ru/bashkirskij -nauchnyj -centr-rao/
3. Crimean Regional Scientific Center of the Russian Academy of Education. URL: http://rusacademedu.ru/krymskij-regionalnyj -nauchnyj-centr-rossij skoj-aka-demii-obrazovaniya/).
4. Center of the Academy of Education. URL: https://yadi.sk/VAqJIWR213QADwG.