Научная статья на тему 'На пути к сотрудничеству со странами Европы в рамках программы «Темпус'

На пути к сотрудничеству со странами Европы в рамках программы «Темпус Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Валерия, Черная Анна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На пути к сотрудничеству со странами Европы в рамках программы «Темпус»

Проекты и прожекты

Валерия Мухина, Анна Черная

НА ПУТИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ СО СТРАНАМИ ЕВРОПЫ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ТЕМПУС»

I. История программы «Темпус»

Программа «Темпус» финансируется Европейским Союзом с 1990 г. Рассматривая высшее образование в качестве важнейшего приоритета своей деятельности, Европейский Союз фокусирует в программе «Темпус» интересы расширения сотрудничества государств и отдельных вузов в контексте реализации Лиссабонской стратегии и Болонского процесса. Россия официально присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г. на конференции министров образования европейских стран в Берлине, подтвердив свое намерение войти в единое общеевропейское пространство высшего образования, формирование которого и является основной целью Болонского процесса. Болонская Болонская декларация (Bologna Declaration) подписа-

декларация на в июне 1999 г. в итальянском городе Болонья министра-

ми 29 европейских стран, ответственными за высшее образование. Основные идеи Болонской декларации исходят из Великой хартии университетов - Magna Charta Universitatum (Болонья, 1988) и Сорбоннской декларации (Париж, 1998). В настоящее время число стран, подписавших Болонскую декларацию, возросло до 45. В Болонской декларации изначально было указано шесть основных направлений деятельности: 1 - введение понятных, сравнимых степеней, Приложения к диплому; 2 - переход на систему высшего образования, состоящую из двух циклов; 3 - введение системы зачетных единиц как средства развития мобильности студентов; 4 - развитие мобильности студентов, преподавателей, научных работников и административно-управленческого персонала; 5 - разви-

Ключевые задачи

программы

«Темпус»

Потенциальные участники проектов

Приоритеты

программы

«Темпус»

тие сотрудничества в области обеспечения качества с целью разработки сравнимых критериев и методик; 6 -формирование европейского пространства высшего образования с акцентом на образовательные программы, межвузовское сотрудничество, интегрированные программы обучения и научных исследований.

Впоследствии к этим направлениям были добавлены следующие четыре: 7 - введение третьего цикла в общую систему высшего образования; 8 - придание европейского измерения высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение его привлекательности и конкурентоспособности; 9 - обеспечение социальной направленности высшего образования; 10 - развитие обучения в течение жизни.

Ключевые задачи программы «Темпус» концентрируются в следующих направлениях: 1 - содействие реформированию и модернизации высшего образования в странах-партнерах; 2 - повышение качества и роли высшего образования; 3 - развитие потенциала учебных заведений высшего образования стран-партнеров и стран Европейского Союза; 4 - содействие развитию человеческих ресурсов; 5 - обеспечение роста взаимопонимания между народами и культурами.

Ежегодно Исполнительное Агентство по образованию, культуре и аудиовизуальным средствам Educational Audiovisual Culture Executive Agency (EACEA) Европейского Союза объявляет очередной конкурс программы «Темпус», победители которого поддерживаются грантами. В настоящее время в рамках программы «Темпус IV» открыт прием заявок для участия в пятом конкурсе проектов.

К участию в конкурсе допускаются представители четырех групп стран:

1 - двадцать семь стран-членов Европейского Союза; 2 - шесть стран из региона Западных Балкан; 3 - шестнадцать стран из Южной и Восточной зон добрососедства Европейского Союза и Российская Федерация; 4 - пять республик Центральной Азии.

Европейское агентство EACEA объявляет приоритеты очередного конкурса проектов программы «Темпус», которые отражают актуальные для стран Европейского Союза и стран-партнеров задачи модернизации высшего образования. Программа «Темпус IV» реализуется с 2008 г. и поддерживает совместные проекты (Joint Projects) и проекты по структурным мерам (Structural Measures).

Целевые приоритеты совместных проектов

Приоритеты проектов по структурным мерам

Особенности пятого конкурса (2012 г.)

Для совместных проектов, в которых участвуют университеты стран Европейского Союза и стран-партнеров, приоритеты «Темпус IV» нацелены на развитие потенциала высших учебных заведений, многостороннее партнерство высших учебных заведений стран ЕС и стран-партнеров. Тематика проектов включает в себя: разработку и реформирование вузовских программ трехуровневого образования - бакалавриат, магистратура, докторантура (для России - аспирантура и докторантура); введение европейской системы переноса зачетных единиц (ЕОТЯ) в учебных планах; признание дипломов и степеней в европейском пространстве высшего образования.

Другая линия проектов «Темпус IV» - структурные меры - поддерживает инициативы в области реформирования и модернизации систем высшего образования. Тематика проектов затрагивает интересы национальной стратегии в области высшего образования, нормативно-правового обеспечения, организационной структуры управления, процедур аккредитации, общественной оценки образовательной политики на государственном уровне. В консорциумы проектов по Структурным мерам обязательно должны входить министерства, отвечающие за высшее образование в странах-партнерах. В противном случае заявка будет отклонена ввиду несоответствия формальным требованиям.

Для объявленного на 2012 г. пятого конкурса приоритетными будут заявки, демонстрирующие влияние вузов-участников проектов на реформирование системы высшего образования; предполагающие участие репрезентативного количества вузов в странах-партнерах; легитимирующие активное участие студентов, женщин, социальных партнеров, неправительственных и других неакадемических организаций.

II. Национальные приоритеты России

Российский национальный офис программы «Тем-пус» по согласованию с Министерством образования и науки Российской федерации определяет национальные приоритеты России, в рамках которых могут быть сформированы подаваемые проектные предложения.

На информационной сессии в национальном офисе программы «Темпус» в Российской федерации 2 ноября 2011 г. директор представительства «Темпус» доктор педагогических наук Ольга Олейникова объявила российские приоритеты для совместных проектов: 1) реформирование образовательных программ; 2) введение при-

нятой Болонской декларацией системы кредитно-зачетных единиц (ECTS); 3) разработка программ трех циклов: бакалавриат, магистратура, аспирантура/докторантура; 4) признание дипломов и степеней. В ежегодной процедуре отбора национальных приоритетов определяются академические области. В определенных для пятого конкурса заявок приоритетных академических областях психология объявлена в социальных и общественных науках.

III. Участники проекта

Для того, чтобы иметь право получить грант Европейского Союза, заявители должны отвечать следующим критериям: иметь статус юридического лица в странах ЕС или странах-партнерах, быть аккредитованными государственными или частными учебными заведениями высшего образования. Обязательное условие для университетов стран Европейского Союза - членство в Хартии европейских университетов Erasmus University Charter.

Консорциум Подготовительный этап оформления конкурсной

университетов документации предполагает поиск университетов -потенциальных партнеров, входящих в проектный консорциум. Консорциум университетов, участвующих в подаче заявки, формируется из числа европейских и российских учреждений высшего образования.

Грантозаявители По регламенту конкурса проектов программы «Тем-

пус», один из вузов - членов консорциума выполняет функции грантозаявителя. Как правило, Евросоюз отдает большее предпочтение заявкам, в которых грантозая-витель - европейский университет. В нашем случае это университетский колледж г. Левен. Университет-гран-то за я витель координирует деятельность университетов - членов консорциума на этапе подготовки заявки и берет на себя ответственность по сбору и оформлению необходимой конкурсной документации.

Бенефициарий Положительное решение Европейской Комиссии

о присуждении гранта является основанием для утверждения университета-грантозаявителя в статусе бенефициария. Бенефициарий подписывает грантовое соглашение с Европейской Комиссией, регламентирующее юридическую ответственность за распоряжение грантом, управление, координацию и мониторинг деятельности участников проекта. В полномочия бенефициария входит составление отчетной документации по гранту.

Финансовые и временные условия проекта

IV. Критерии присуждения гранта

Экспертиза и оценка поданных конкурсных заявок осуществляется независимыми экспертами ЕС по пяти критериям. Значимость проекта с удельным весом 25% оценивает соответствие тематики и содержания проекта национальным/региональным приоритетам. В проекте должны быть определены ключевые проблемы и потребности стран-партнеров и потенциальных заинтересованных сторон (анализ потребностей), сформулированы реалистичные и значимые для стратегий стран-партнеров задачи. Качество партнерства с удельным весом 20% оценивается по представленности в проектной заявке опыта, имеющегося у каждого из университетов-участников. Партнерство должно обеспечивать отражение регионального разнообразия партнеров, сбалансированное распределение обязанностей (нет «спящих» партнеров). Качество содержания и методики реализации проекта с удельным весом в 25% оценивается, исходя из академического содержания и методических подходов, обеспечивающих качество и мониторинг проекта, роли и ответственность каждого партнера. Распространение и устойчивость с удельным весом 15% оценивает возможности распространения информации о результатах проекта за его пределами в долгосрочной перспективе с использованием визуальных средств идентификации проекта в СМИ, в научных и академических журналах, исходя из рекомендаций «Темпус» "Sustainability through Dissemination" («Устойчивость посредством диссеминации»). Бюджет и обоснованность расходов с удельным весом 15% оценивается, исходя из экономической целесообразности расходования грантовых средств для реализации ожидаемых результатов. Согласно рекомендациям «Темпус», проект должен соответствовать требованиям ставок заработной платы и командировочных расходов с учетом типа задания в проекте, а не статуса лица, выполняющего это задание, и бюджетных лимитов по оплате труда и расходам на оборудование.

Объемы финансирования проекта общей продолжительностью от 24 до 36 месяцев устанавливаются Европейским Союзом в пределах от 500 000 до 1 500 000 евро. Временной регламент определяет дату опубликования объявления о конкурсе, сроки подачи заявок и другие процедуры отбора и оценки поданных проектов.

Относительно пятого конкурса проектов временной регламент выглядит следующим образом: объяв-

Консорциум российских университетов -участников конкурса проектов

ление о конкурсе в октябре 2011 г.; подача заявок (крайний срок - 23 февраля 2012 г.); оценка экспертами - март-апрель 2012 г.; консультации с министерством образования стран-партнеров и представительством ЕС в странах-партнерах - май 2012 г.; решение о поддержке и публикация результатов - июль 2012 г.; подготовка и подписание грантовых соглашений -июль-сентябрь 2012 г.; начало реализации проектов -15 октября 2012 г.

V. Подготовка проектной документации для участия в четвертом и пятом конкурсах «Темпус IV»

В 2009 году с инициативой подготовки проектной заявки в четвертом конкурсе программы «Темпус IV» выступил католический университетский колледж г. Левен, Бельгия.

Сотрудник департамента социальной работы Мау-ритс Вайсманс, назначенный руководством колледжа в качестве координатора проектной заявки, обратился к Анне Викторовне Черной с предложением о формировании консорциума российских вузов. Вопрос о выборе российского вуза-партнера не вызвал сомнений: Московский педагогический государственный университет, кафедра психологии развития, возглавляемая доктором психологических наук, профессором, действительным членом РАО Валерией Сергеевной Мухиной - альма-матер многих профессиональных психологов.

По инициативе бельгийской стороны в состав консорциума с российской стороны в 2010 г. вошли также: Российский государственный педагогический университет (РГПУ им. А. И. Герцена), Санкт-Петербург и Пермский государственный педагогический университет (ПГПУ).

С 2009 г. под руководством и при непосредственном участии В. С. Мухиной формировалась команда российских вузов - будущих участников конкурса проекта «Темпус IV». По инициативе В. С. Мухиной в 2010 г. в состав консорциума вошел Бурятский государственный университет, Улан-Удэ (координатор - доктор психологических наук Туяна Дугарова). В 2011 г. на этапе подготовки заявки для участия в пятом конкурсе проектов к консорциуму российских университетов присоединился Дальневосточный федеральный университет, филиал в городе Южно-Сахалинске (координатор Елена Манчилина, кандидат психологических наук, доцент).

В состав консорциума от европейской стороны вошли три университетских колледжа ассоциации като-

лических университетов: колледж г. Левен; колледж г. Лимбург; колледж г. Антверпен. Кроме них: Технологический университет г. Вотерфорд, Ирландия; университет г. Гронинген, Голландия; университет г. Манчестер, Англия.

VI. Проектные предложения

Учитывая имеющийся в российских вузах образовательный и научный потенциал, в 2010 г. мы предложили европейской стороне подготовить проектную заявку по разработке международной междисциплинарной магистерской программы «Психологическое сопровождение детско-юношеского развития».

Содержание заявки обсуждалось в течение двух лет.

Первоначально бельгийская сторона предложила макет учебного плана, в котором учебные модули были сгруппированы в логике «кто что знает, тот то и будет представлять».

Во время встречи в ноябре 2011 г. В. С. Мухина высказала идею структурирования содержания учебного плана в строгой логике современной системы научных знаний, группируя при этом сопряженные дисциплины в самостоятельные модули.

По существу, в данном случае речь шла о принятой в мировой практике профессионального образования стратегии модульной организации учебного процесса, декларируемой европейским сообществом в Болонской декларации и принятой в российском образовании. Под образовательным модулем понимается автономная организационно-методическая структура образовательной программы, которая включает в себя дидактические цели, ориентированные на отработку совокупности профессионально-ориентированных компетенций*.

Приняв предложение такой организации и участия российской стороны в лице МПГУ и ЮФУ в реализации двух модулей, бельгийская сторона долго колебалась, что отражено в достаточно непоследовательной позиции, при которой название модулей постоянно менялось. В окончательном варианте, то есть практически через месяц после встречи, М. Вайсманс подтвердил наше участие в разработке и реализации модулей.

В результате достигнутых в ходе проходивших в течение двух лет телеконференций (январь, сентябрь 2010 г.) и встреч в МПГУ (январь, ноябрь 2011 г.) была

* Письмо Минобразования РФ от 16.06.2002 № 14-55353/15.

Идейное ядро магистерской программы

сформирована матрица образовательной магистерской программы, содержание которой выстроено в логике концепции феноменологии развития и бытия личности В. С. Мухиной. Программу структурируют три блока образовательных модулей: 1) феноменология развития: основные тенденции в позитивных достижениях и негативных образованиях личности на этапах детско-юношеского возрастов; 2) психологическое сопровождение и поддержка развития в детско-юношеском возрасте: концептуальные подходы в Европе и России; 3) опыт эмпирического исследования детского и юношеского развития (общий контур всех модулей и обзор исследовательских методов).

Подготовленная для проектной заявки матрица учебного плана международной междисциплинарной магистерской программы «Психологическое сопровождение детско-юношеского развития» выстроена в логике концепции феноменологии развития и бытия личности В. С. Мухиной. Её монография «Личность: Мифы и Реальность» (2-е издание) отражает концептуальное видение человека в мире, его развитие и бытие как личности, а учебник для университетов «Возрастная психология: Феноменология развития», выдержавший 13 изданий, стал настольной книгой для специалистов, студентов и магистрантов, изучающих психологию.

Территориально входящие в состав консорциума вузы представляют два столичных региона (Москву и Санкт-Петербург) - МПГУ и РГПУ, Южный (ЮФУ, Ростов-на-Дону), Сибирский (БГУ, Улан-Удэ), Дальневосточный (ДФУ) федеральные округа, восток европейской части России (ПГПУ, г. Пермь).

Такая ситуация создает условия для реализации идей программы «Темпус» относительно дессимина-ции - распространения опыта и идей междисциплинарной международной магистерской программы в странах-партнерах, а также расширяет возможности развития педагогических факультетов вузов, реализующих основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлениям «Психология», «Психолого-педагогическое образование».

VII. Обзор исследований в Европе и России относительно проблем детского и юношеского развития

Краткий обзор исследований в Европе и США свидетельствует о значительном количестве детей, имеющих психологические проблемы. Многоаспектные крос-скультурные исследования в нескольких странах обе-

спечивают оценку проблем детства. F. Verhulst (1995)* провел оценку проблем детства, основанную на материалах по 49 странам, с охватом более чем 240 000 детей, и выявил, что в среднем дети, имеющие показатели нормы развития относительно общей численности, составляют 12,3%. В большинстве исследований показано, что проблемы чаще имеют место у девочек, чем у мальчиков. R. Roberts, C. Roberts (2007)** установили, что 17,1% городских подростков в больших мегаполисах с пригородами в Соединенных Штатах Америки имеют показатели как минимум одного из психических расстройств DSM-IV-TR***.

Как следствие этого, в исследованиях российских ученых отмечены качественные психические, психофизиологические, личностные изменения, характеризующиеся негативными тенденциями в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста****.

Различные исследовательские области (психология, педагогика, социальная работа, педагогическое образование, психиатрия, педиатрия и т. д.) могут внести свой вклад в анализ и экспертизу среды, чтобы создать более эффективное сотрудничество между заинтересованными дисциплинами в сфере сопровождения детского и юношеского развития. В исследовательском фокусе этого мультидисциплинарного и междисциплинарного сотрудничества отдельный ребенок выступает в качестве субъекта, личности. Это должно позволить специалистам заинтересованных областей знаний значительно снизить количество проблем, которые испытывает современный ребенок.

РАО исследует комплекс социальных проблем, негативно сказывающихся на развитии и социализации

* Marijke B. Hofstra, Md, Jan Van Der Ende, Ms and Franke C. Verhulst. Adolescents' self-reported problems as predictors of psy-chopathology in adulthood: 10-year follow-up study // The British Journal of Psychiatry. - 2001. - № 179. - P. 203-209.

** Roberts R. E., Roberts C. R Ethnicity and risk for psychiatric disorder among adolescents // Research in Human Development. -2007. - № 40 (1-2). - Р. 89-118.

*** Руководство для диагностики и статистики психических расстройств психики (DSM) - стандартная классификация для оценки показателей психического здоровья в США.

**** Обзор подготовлен вице-президентом РАО академиком Д. И. Фельдштейном, 2010: Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 1. -C. 45-54.

детей и подростков: деформация института брака и семьи; сохранение социальных рисков и агрессивность стихийных факторов социализации; ослабление педагогического потенциала средств культуры и массовой информации; социальные девиации и устойчивость асоциальных тенденций в детской среде; отсутствие межведомственной координации для решения проблем детского и подросткового развития.

Как следствие этого - качественные психические, психофизиологические, личностные изменения, характеризующиеся негативными тенденциями в развитии детей дошкольного и младшего школьного воз-

« *

раста отмечены в исследованиях российских ученых : 1 - дефицит произвольности - по сравнению с 1970-ми годами, когда произвольность была признана возрастной нормой развития, в настоящее время она сформирована у 10% детей; 2 - социальная некомпетентность, имеющая место у 25% младших школьников, 30% социальных решений которых носит явно выраженный негативный характер; 3 - эмоциональная напряженность, повышенный уровень тревожности и страхов, повышенная агрессивность, интерес ко включенности в асоциальные объединения; 4 - рост числа основных форм психических заболеваний, количество которых увеличивается каждые 10 лет на 10-15%, а также 20% порогом детей с минимальными мозговыми дисфункциями; 5 - изменение социальных ориентиров детей, характеризующееся социальной аномией - разрушением традиционных ценностных ориентаций, имеющим место. На фоне высоких показателей интеллектуального развития -50-55% детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют показатели ^ 115 и выше баллов; 6 -выраженные трудности в обучении, проявляющиеся в нарушениях внимания, произвольной регуляции и саморегуляции, связанные с несформированностью или дисфункцией фронто-таламической регулятор-

о **

ной системы .

Феноменологические особенности развития в подростковом и юношеском возрасте, по данным В. С. Мухиной, помимо возможных позитивных достижений делают возможным кризис становящейся личности и несфор-

* Обзор подготовлен вице-президентом РАО академиком Д. И. Фельдштейном, 2010.

** Данные Института возрастной физиологии РАО, 19982002.

мированность внутренней личностной позиции, что является предпосылкой возникновения негативных образований и специфических психологических трудностей подростка и юноши (аддиктивные и противоправные формы поведения; агрессивность; социопати-ческие проявления; эскапизм; маргинализация сознания и ряд других особенностей)*.

В основе построения концепции психологического сопровождения детско-юношеского развития - разрабатываемая В. С. Мухиной теория и практика работы детского психолога: концепция кабинета детского психолога, методы работы психолога с детьми, подростками в обыденной жизни и экстремальных ситуациях, диагностический и стимульный материал, патентные свидетельства (см. указания на основные работы)**.

К участию в проекте привлечены практики. Российские вузы-партнеры МПГУ, ЮФУ, БГУ, ПГПУ подготовили комплект договоров с региональными учреждениями и организациями, имеющими непосредственное отношение к проблемам психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, социальной поддержки детства.

* Основные положения концепции научной школы

B. С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности».

** Указания на основные работы:

1. Мухина В. Выставка «Кабинет детского психолога - игро-терапия в экстремальной и повседневной практике» в Художественно-педагогическом музее игрушки РАО, Сергиев Посад // Развитие личности. - 2005. - № 1. - С. 15-26.

2. Мухина В. С. Игрушка как средство профессиональной деятельности психолога // Первые Бартрамовские чтения. 29-30 сентября 2003 г. - Сергиев Посад, 2004.

3. Мухина В. Инициации подростков во временных объединениях как условие личностного роста и стигматизация личности в подростковой среде // Развитие личности. - 2000. - № 1. -

C. 79-89; 2000. - № 3-4. - С. 157-190.

4. Мухина В. С. Психологическая экспресс-помощь в чрезвычайных ситуациях масштабных катастроф / Психология экстремальных ситуации / Под ред. В. В. Рубцова, С. Б. Малых. - М., 2007. - С. 56-76.

5. Мухина В. Специализированному кабинету детского психолога -10 лет // Развитие личности. - 1998. - № 3-4. - С. 4-15.

6. Мухина В. С. Комплект перчаточных кукол для психотерапии // Патент № 381441993. - М., 1993.

7. Мухина В. С. Комплект кукол этнографический для психотерапии // Патент № 381451993. - М., 1993.

8. Мухина В. С., Волосников А. А. «А»-тест - ВИЗИЭС: способ оценки продуктивности психических функций и эмоциональной стабильности человека // РОСПатент МПК 6А61В5/16. -М.,1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

южный

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МПГУ: 1 - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве; 2 - Московский городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа «Дети улиц»; 3 - Министерство образования Иркутской области; 4 -Некоммерческая организация «Центр социальной терапии»; 5 - ГБУ СОШ № 1106 г. Москвы; 6 - Специальная общеобразовательная школа № 1 г. Москвы.

ЮФУ: 1 - Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»; 2 - Региональная общественная организация «Наука Здоровья»; 3 - Лицей № 13 Пролетарского района г. Ростова-на-Дону; 4 - Детский сад объединенного вида № 49 г. Новочеркасска - экспериментальная площадка Министерства образования Ростовской области и кафедры психологии развития и возрастной психологии ПИ ЮФУ; 5 -Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Выбор» г. Батайска.

Остальные ВУЗы дорабатывают свои договоры.

При построении матрицы учебного плана международной междисциплинарной магистерской программы авторы опирались на фундаментальные идеи о феноменологии развития и бытия личности, а также на возможный потенциал всех участников проекта (см. матрицу учебного плана).

Матрица учебного плана международной междисциплинарной магистерской программы «Психологическое сопровождение детско-юношеского развития»

Авторы:

Мухина В. С., доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, зав. кафедрой психологии развития МПГУ, Москва, координатор консорциума российских университетов по подготовке заявки проекта «Темпус»;

Черная А. В., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития и возрастной психологии ПИ ЮФУ, Ростов-на-Дону, координатор консорциума российских университетов по подготовке заявки проекта «Темпус».

Документ подготовлен 1-5 ноября 2011 г.

Учебный план

Название образовательных блоков Университет, лектор, ответственный за подготовку Кол-во кредитов Кол- во часов

БЛОК 1, СЕМЕСТР 1 Позитивные достижения и негативные образования личности в детско-юношеском возрасте 1. Феноменология развития: основные тенденции в позитивных достижениях и негативных образованиях личности на этапах детско-юношеского возраста (общий контур всех модулей) МПГУ, ЮФУ, Левен, Бельгия 6 (3/3) 180

2. Общение: родители и дети (общение отцов и детей) Вотерфорд, Ирландия 6 180

3.Множественные проблемы детей в семье Голландия, Гренинген 6 180

4. Под прессингом группы: конформизм, негативизм, самостоятельность в детском и юношеском возрасте Голландия, Гренинген 6 (3/3) 180

5. Внутренняя позиция на этапах детского и юношеского возрастов: восхождение к самостоятельности и свободе личности МПГУ, ЮФУ, Манчестер, Англия 6 (3/3) 180

БЛОК 2, СЕМЕСТР 2 Психологическое сопровождение и поддержка развития в детско-юношеском возрасте 6. Психологическая сопровождение и поддержка развития в детско-юношеском возрасте: концептуальные подходы в Европе и России (общий контур всех модулей) МПГУ, ЮФУ, Левен, Бельгия 6 (3/3) 180

7. Диагностика, ориентированная на конкретное действие Левен, Бельгия 6 180

8. Классификация, диагностика и оценка Антверпен, Бельгия 6 180

10. Рефлексивные методы и этические подходы Манчестер, Англия 6 180

11. Тренды в специальном образовании Лимбург, Бельгия 6 180

БЛОК 3, СЕМЕСТР 3 12. Опыт эмпирического исследования детско-юношеского развития Вотрерфорд, Ирландия 6 180

13. Организация и политика 14. Межкультурные коммуникации: кросскультурный подход 15. Практика и супервизия Антверпен, Бельгия Лимбург, Бельгия Российские ВУЗы 6 6 12 720

БЛОК 4, СЕМЕСТР 4 16. Практика и супервизия 6 180

17. Исследование и написание магистерской диссертации Все ВУЗы 24 720

3600

9.01.2012 Curriculum Master program Заключительный вариант, направленный М. Вайсмансом после согласований со всеми университетами

Semester 1 Positive achievement and negative form of child and youth development I. Феноменология развития: основные тенденции в позитивных достижениях и негативных образованиях личности на этапах детско-юношеского возраста (общий контур всех модулей) MPGU Moscow, SFU Rostov-on-Don 5 (3/3) 150

1. Новая методологическая рамка программы: диагностика, ориентированная на действие помощь (CARE) - методология и инструменты классификации, диагностики и оценки KHLeuven and Lessius Antwerpen 5 150

2. Тенденции в специальном образовании KHlim and Lessius 5 150

3. Практико-ориентированные программы в российских регионах Perm and Saint-Petersburg 5 150

4. Коммуникации отцов и детей и фокус на семьях, имеющих множественные проблемы WIT and Hanze Groningen 5 (3/3) 150

5. Внутренняя позиция на этапах детского и юношеского возрастов: восхождение к самостоятельности и свободе личности MPGU Moscow, SFU Rostov-on-Don 5 (3/3) 150

Semester 2 6. Психологическое сопровождение и поддержка развития в детско-юношеском возрасте: концептуальные подходы в Европе и России (общий контур всех модулей) KHLeuven MPGU Moscow, SFU Rostov-on-Don 5 (3/3) 150

7. Использование новых информационных технологий (дистанционное и e-learning обучение, фильмы, социальные медиа) KHlim and Manchester 5 150

8. Коммуникации в междисциплинарной команде специалистов Hanze Groningen, Perm, Saint-Petersburg 5 150

Psychological support and care of child and youth development 9. Межкультурные коммуникации Moscow, Sachalinsk, Ulan Ude 5 150

10. Empowering Youth: Strengthening Programmes and People (YAR) Manchester and KHLIm 5 150

11. Альтернативные способы работы с молодыми людьми: наружное и основанное на опыте изучение Manchester and KHlim 5 150

Semester 3 Опыт эмпирического исследования детского и юношеского развития (общий контур всех модулей и обзор исследовательских методов) WIT 5 150

12. Практика и супервизия KHLeuven MPGU Moscow, SFU Rostov-on-Don 25 750

Semester 4 13. Рефлексивные методы и этические подходы Lessius 5 150

14. Исследование и написание магистерской диссертации WIT 25 750

3600

В содержании учебного плана помимо названных блоков В. С. Мухиной предложена региональная программа «Психологическое сопровождение подростков, лишенных родительского попечительства».

С 2009 г. В. С. Мухина руководит реализацией своей концепции психологического сопровождения подростков с девиантным поведением в г. Иркутске, где практически осуществляет эту идею докторант, министр образования Иркутской области В. С. Басюк*.

Сущность концепции психологического сопровождения подростков, состоящих на учете в КДН, состоит: 1 - в обучении подростков глубинной рефлексии на других и на себя; 2 - в создании условий, демонстрирующих многообразие возможностей выбора жизненного пути; 3 - в создании условий, обучающих навыкам социализации (послушанию, дисциплине, свободе выбора и ответственности за свой выбор).

Конкретные условия, вводящие подростка в социальную реальность (помимо детского дома и школы): 1 - предоставление работы; 2 - обучение тому, как приумножить заработанные деньги (анализ возможностей банков; выбор наиболее продуктивного банка; планирование приобретений и др.); 3 - сопровождение психоло-

* В. С. Мухина около 15 лет работала по этой программе в детских домах г. Москвы, а так же в детских оздоровительных центрах «Артек», «Орленок», «Океан».

гов, социальных работников, работа с психологическими проблемами; 4 - сопровождение церкви, духовное наставничество; 5 - переписка с лицами, осужденными на пожизненное заключение как путь к размышлению о жизненной позиции личности и о последствиях предпочтений ценностей аморализма; 6 - погружения в новые значимые условия жизни для возможного выбора жизненного пути (практика в летних лагерях кадетского корпуса; спортивные секции за пределами детских домов и др. мероприятия); 7 - подростковые круглые столы «Рефлексии на приобретенный опыт»: периодичность раз в полгода; ведущие круглых столов сами подростки. [Опыт под эгидой РАО.]

В 2012 г. в г. Иркутске планируется научно-практическая конференция «Психологическое сопровождение подростков, лишенных родительского попечительства» с международным участием. Организаторы конференции - В. С. Мухина и В. С. Басюк.

В. С. Басюк приглашен координатором проектной заявки Мауритсом Вайсмансом в г. Левен (Бельгия) вместе со всеми участниками программы «Темпус» для совместной работы.

В соответствии с регламентом программы «Темпус» участники берут на себя обязательства по подготовке проектной документации и подачи конкурсной заявки. Инициативная группа от российской стороны независимо от решения Евросоюза по поводу поддержки или отклонения гранта планирует разработку межуниверситетской магистерской программы «Психологическое сопровождение детского и юношеского развития» с ее последующей международной аккредитацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.