Научная статья на тему 'Практико-ориентированные задачи по математике как средство повышения качества обучения'

Практико-ориентированные задачи по математике как средство повышения качества обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1312
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЗАДАЧА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Сахаяна Николаевна

В статье приведены примеры формулировок задач по математике, решение которых предполагает практико-ориентированное направление деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированные задачи по математике как средство повышения качества обучения»

исключительно с опытом. Тем более что каждый ребёнок - непредсказуем, и неизвестно, удастся ли его запись, или нет. Здесь звукорежиссёру полагается быть хорошим психологом и педагогом. Именно поэтому в данной дипломной работе уделено огромное внимание психологии и педагогике. В процессе звукозаписи детей без этих знаний не обойтись. При такой работе бок о бок стоят приоритеты звукорежиссёрские - достижение АСЗ, педагогические - привить детям различные качества, психологические - прорабатывание комплексов и страхов и избавление от них. И трудно сказать, который из них «главнее». Анализируя такой широкий спектр знаний и навыков, необходимых звукорежиссёру в работе с детьми, хочется, чтобы такого рода «детская звукорежиссура» стала отдельной ветвью всей звукорежиссёрской науки.

В любом случае, уже сам факт, что силами педагога и звукорежиссёра происходит творческое приобщение ребёнка к искусству, является важным моментом воспитательной деятельности. А совместное стремление звукорежиссёра, педагога и ребёнка к улучшению качества аудиотрека (с каждым дублем делать его всё совершеннее) является важным моментом развития личности ребёнка, приучает его к труду, заставляет прикладывать усилия, без которых полноценное развитие творческой личности невозможно.

Литература

1. Античная культура. Литература, театр, искусство, А 72 философия, наука: Словарь-справочник / под ред. В. Н. Ярхо. М.: Высш. Шк., 1995. 383 с., ил.

2. Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы: Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. М., 2006. 632 с.

3. Словарь специальных терминов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.StudFiles.ru/preview/1836234/page:32/ (дата обращения: 04.12. 2016).

Практико-ориентированные задачи по математике как средство повышения качества обучения Назарова С. Н.

Назарова Сахаяна Николаевна / 'Яагатоуа БакНагуапа Мгко1аеупа - студент, кафедра методики преподавания математики, Институт математики и информатики Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в статье приведены примеры формулировок задач по математике, решение которых предполагает практико-ориентированное направление деятельности учащихся. Ключевые слова: математика, практико-ориентированная задача, методика обучения.

Не секрет, что сегодня большинство образовательных учреждений постепенно переориентируются на образовательные стандарты третьего поколения. В связи с этим возникает проблема подготовки для общества квалифицированных специалистов, акцентируя внимание именно на математике как на фундаментальной и востребованной науке.

Профессиональная направленность обучения позволяет рассматривать математику, во-первых, как средство, с помощью которого можно спроектировать процесс профильно-ориентированного обучения, во-вторых, как форму специфической межпредметной взаимосвязи общих и профессиональных знаний.

Исходя из этого, особо актуальным в настоящее время считают развитие у учащихся интеллектуальных навыков конструирования и моделирования математических. Поэтому сегодня особо актуальным становится систематический подход к обучению математике на основе практико-ориентированного обучения, которое успело себя уже зарекомендовать в рамках экспериментального применения и на факультативных занятиях по математике.

Виды практико-ориентированных заданий по математике [1]:

- Аналитические (определение и анализ цели);

- Организационно-подготовительные (планирование и организация индивидуальной, групповой или коллективной работы по созданию объектов, анализ и исследование свойств объектов труда);

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 12(24) 2016 | 94 |

- Оценочно-коррекционные (сформировать оценку действиям и осуществить коррекцию процесса и результатов деятельности, провести небольшой поиск способов совершенствования деятельности).

Одно из представленных выше направлений практико-ориентированных заданий - это задачи, с производственным содержанием. Ниже приведем несколько примеров таких задач [2].

1. Сколько в связке электродов для электросварки, если их общее масса 5 кг, а каждый электрод - кусок стальной проволоки длиной 45 см и диаметром 5 мм?

2. Сколько из листа оцинкованного железа прямоугольной формы размером 150х100 можно сделать бидонов с крышками, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда длиной 20 см, шириной 15 см, высотой 30 см, если расход на швы составляет 0,4% всей площади листа?

3. Столяр имеет в своем распоряжении заготовки - бруски стандартного сечения длиной 2100 мм. Для каждого стола ему нужно 4 ножки по 900 мм и две поперечные планки по 600 мм. Найдите все возможные варианты раскроя материала и выберите из них оптимальный.

Что касается изучения раздела геометрии, то здесь еще больше возможности с практической точки зрения организовать процесс обучения математике.

В процессе изучения темы «Перпендикулярность в пространстве» учащиеся в практической деятельности должны работать с предметами, напоминающими эти геометрические фигуры.

В качестве домашнего задания можно предложить изготовить наглядные пособия, необходимые для объяснения темы, например, модели пересечения прямых и плоскостей, двух плоскостей, набор двугранных углов и т. д. Работая над ними, учащиеся могут выполнить дополнительные задания проблемного характера:

- просверлить ряд отверстий в толстостенной плите из оргстекла, дерева, текстолита или пенопласта, строго перпендикулярно плоскости ее основания, с помощью ручной дрели;

- закрепить несколько деревянных реек перпендикулярно листу фанеры, металлических прутьев перпендикулярно листу фанеры или листу жести;

- закрепить два листа фанеры или картона, имеющих неправильную форму, под различными заданными углами (300; 900; 1200 и т. д.);

- прикрепить перпендикулярно листу фанеры или картона другой лист.

Как можно видеть, для эффективной реализации подхода практико-ориентированного обучения математике большими возможностями обладают задачи с практическим содержанием.

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Учащиеся получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.

Литература

1. Волкова В. Ф. Реализация практико-ориентированного образования на уроках математики //

Молодой ученый, 2014. № 11.1. С. 32-33.

2. Печёнкина Е. Н. Практико-ориентированные задачи на уроках математики в основной

школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: М1р://гМос8.Л1ос8/гш1ех-100680/ (дата

обращения: 01.12.2016).

| 95 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 12(24) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.