Научная статья на тему 'Учимся с интересом'

Учимся с интересом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
619
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чебакова Галина Владимировна

В статье рассматривается проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности, акценты в которой должны быть сделаны на развитие и реализацию всех сущностных сил ребёнка. При каких условиях возможно формирование познавательной активности. Приведены примеры форм работы на уроке, позволяющих активизировать познавательную деятельность обучающихся, вызвать интерес к предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учимся с интересом»

Список литературы

1. Безгубое О.И., Горностаева М.В., Королева А.В., Костенич ИА, Пеева ИА, Федоренко ЮМ., Шаповалова Н.Б. Рабочая программа по учебному предмету УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная). СПб., г. Пушкин, 2014. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://cgiahmatova.ru/wp-content/uploads/2014/09/007_UP_muzlit_14.pdf. Загл. с экрана/ (дата обращения: 20.09.2018).

2. Иофис Б.Р. Образовательная программа дополнительного образования детей «Музыкальная литература», изменения внесла Володина Т.Л. М., 2010. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://schubert.arts.mos.ru/upload/medialibrary/cd2/muzykalnaya_literatura.pdf. Загл. с экрана (дата обращения: 20.09.2018).

3. Космачевская Е.Ю., Кузьменко Н.Г. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа по предмету «Слушание музыки». СПб., 2013.

4. Лагутин А.И. Образовательная программа дополнительного образования детей «Музыкальная литература» для учащихся 4-7 классов (от 10-14 лет) и 2-5 классов (от 10-14 лет). Изменения внесены Алексеевой Л.Л., Протасовой И.В., Розановой Н.Ф., Федоровой В.С. М., 2010.

5. Органова Т.Р. Методическая записка по вопросам преподавания музыкальной литературы, М., 2000 [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.gnesin.ru/mediateka/metodicheskie_materialy/uchebnye_programmy/muzlit _pedpraktika_2000, - Загл. с экрана/ (дата обращения: 20.09.2018).

6. Островская Я., Фролова Л. Музыкальная литература. Учебное пособие (1-й год обучения). СПб.: Композитор, 2016. 208 с.

7. Фролов А.А. Музыкальная литература. Секреты музыкального языка: Учебник для 3-го класса ДМШ. СПб.: Композитор, 2014. 222 с.

8. Царева Н.А Слушание музыки: Методическое пособие. М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002. 93 с.

УЧИМСЯ С ИНТЕРЕСОМ Чебакова Г.В.

Чебакова Галина Владимировна - учитель математики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ливенская средняя общеобразовательная школа № 1, село Ливенка, Красногвардейский район, Белгородская область

Аннотация: в статье рассматривается проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности, акценты в которой должны быть сделаны на развитие и реализацию всех сущностных сил ребёнка. При каких условиях возможно формирование познавательной активности. Приведены примеры форм работы на уроке, позволяющих активизировать познавательную деятельность обучающихся, вызвать интерес к предмету.

Ключевые слова: активизация познавательной деятельности обучающихся, формы работы на уроках математики.

Истинный педагог постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит его характера серьёзного труда, требующего усилия воли.

К.Д. Ушинский

«Ученик - это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». А чтобы «зажечь» каждого ученика на уроке, учителю следует много работать над активизацией его познавательной деятельности.

Потребность в деятельности - основной источник активности человека. Форма проявления потребности - мотив - то, что побуждает человека к деятельности. Под учебной деятельностью психологи понимают деятельность, направленную на приобретение знаний о предмете изучения и общих приёмах решения связанных с ним задач.

Формирование познавательной активности возможно при условии, если деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Поэтому необходимо использовать активные методы обучения, стремиться разнообразить формы, методы, приёмы подачи материала, опроса и закрепления. Структуру урока необходимо менять в зависимости от содержания материала, от психологических особенностей детского коллектива данного возраста (скорости переработки информации и восприятия, внимания, особенностей памяти, мышления, доступности знаний).

От школы и от учителя требуется не только дать знания, сформировать программные умения и навыки у всех ребят, но и научить школьников творчески распоряжаться ими. Наши ученики на занятиях бойко анализируют условия задачи, решают её, а на контрольной, значительная часть класса не может решить ей подобную, не говоря уже о задаче, которая требует творческого подхода. На уроке они ориентируются на указания учителя, а самостоятельно организовать свои действия не умеют. Наивысшую радость и удовлетворение дети испытывают от работы, позволяющей им открывать себя: свои способности и возможности. Поэтому уроки необходимо строить так, чтобы детям было интересно, понятно, чтобы не наступало разочарование от учёбы. Глаза детей загораются в тот момент, когда их учат чему-то значительному, важному для жизни, а не для получения отметки. Но как развивать у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение на уроке или дома? Решение этих вопросов зависит от умения учителя овладеть вниманием учеников.

Поэтому форму уроков и внеклассных мероприятий необходимо максимально разнообразить: урок - соревнование, урок - игра, математические турниры. Интересен урок - «побегушки», где детям первоначально раздаются карточки с заданиями в соответствии с их уровнем знаний. По мере их выполнения дети подходят к столу учителя, сверяют свои результаты с готовыми ответами и, если нет ошибок и вопросов по ходу решения, то они сами выбирают себе следующую карточку, любого уровня сложности, и продолжают самостоятельную работу. На таком уроке каждый ребёнок может попробовать свои силы при выполнении сложных заданий. Ученики сильные и слабые не чувствуют себя обделёнными, выполняют намного больший вычислительный объём, чем на обычном уроке. Не секрет, что дети любят уроки, где решаются практические задачи. Так, например, в 5 классе по теме «Формулы» можно предложить детям выполнить расчёты для ремонта классной комнаты, своих квартир, благоустройства школьной территории, самостоятельно изготовить из картона различные по размерам прямоугольные параллелепипеды, кубы, а затем на уроках найти их объёмы, площадь поверхности. Необходимо как можно чаще давать творческие домашние задания, ведь работать можно неограниченное количество времени и использовать дополнительные источники информации. Ребята выполняют яркие листовки, плакаты, на которых изображены задачи с иллюстрациями, кроссворды, ребусы для устного счёта в классе, работают над творческими проектами, изготовляют книжки - самоделки «Для чего нужна математика?!». Довольно много дополнительного материала можно использовать на уроках в виде сказок по данной теме, стихов, которые помогут лучше запомнить им теоретический материал, дать эмоциональную разрядку, а впоследствии ребята могут самостоятельно создавать подобные «шедевры».

25

Учащиеся хорошо воспринимают задания, когда ответы сопровождаются комментариями из других областей знаний. В рубрике урока «Хочу всё знать», можно разгадывать зашифрованные слова на доске. Для этого ученикам нужно самостоятельно решить примеры по карточкам и по схеме найти буквы, соответствующие ответам примеров. Так получается ключевое слово, на которое учитель даёт интересную справку.

Чтобы быстро проверить уровень готовности ученика к уроку, можно использовать графические диктанты, в ходе которых используются вопросы не только на проверку домашнего задания, но и ранее изученные.

Графические диктанты позволяют проверить усвоение материала у каждого учащегося. Суть такой работы в следующем: учитель читает какое-то предложение, если ученики согласны с ним, то в тетради рисуют 0, а если нет - /\. В результате получается своеобразная схема (0Л0/\/\Л), которая очень быстро проверяется. При анализе таких диктантов лучше использовать самооценку и взаимопроверку.

Иногда перед объяснением новой темы урока, можно не формулировать её, а предложить это сделать ученикам, после выполнения буквенного диктанта: учащиеся про себя отвечают на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа, из выделенных букв учащиеся составляют слово или предложение - тему урока.

На уроках дети с интересом выполняют числовые диктанты. Этот приём даёт: во-первых, устный счёт сам по себе полезен на уроках математики, а во-вторых, даётся возможность не только считать, а подсчитывать вещи, понятия, величины, знание которых входит в базовый минимум школьной программы не только по данному предмету, т. е. расширяется кругозор детей. Например, количество вершин прямоугольного параллелепипеда умножьте на порядковый номер ноты «ми»; Найдите сумму цифр года, когда началась Великая Отечественная война...

Такие приёмы дают возможность изгнать скуку с уроков, заинтересовать каждого ученика. «Единство обучения и творчества»- этот девиз как нельзя лучше способствует достижению поставленных целей педагога.

Создание положительных эмоций - это мощный инструмент обучения и воспитания. Поэтому учителю необходимо использовать различные формы активизации учащихся на уроке. Одна из них - дидактическая игра: «Молчанка», «Лесенка», «Быстрый счётчик», «Математический футбол»... Эти виды деятельности позволяют сделать процесс обучения увлекательным, создать высокую активность на уроке, незаметно преодолевать трудности. Вот ещё некоторые примеры заданий:

«Равный счёт». Записывается на доске число. Учащиеся должны придумать пример или задачу, ответом которого является это число.

«Счёт-дополнение». Записывается на доске число. Затем медленно называется число, которое меньше данного. Ученики должны в ответ назвать число, дополняющее данное до записанного.

Перечисленные приёмы работы на уроке составляют всего лишь крупицу того, что учитель может применять на практике. Живя в веке информационных технологий, не испытываем недостатка в дополнительной литературе, это облегчает труд учителя и предоставляет больше времени для творчества.

Какие бы реформы ни проходили в образовании, в конечном итоге, они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в воспитании подрастающего поколения, способного жить в гармонии с окружающей средой и себе подобным.

На современном этапе работы школы, когда главной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, обогащение духовного потенциала воспитанников. Естественно выдвигается на первый план проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности, акценты в которой должны быть сделаны

26

на развитие и реализацию всех сущностных сил ребёнка. У учителя появляется необходимость выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса с учётом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образования, просчитывать их результаты, создавать свою собственную педагогическую концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого учащегося, в преобразующую силу педагогического труда.

Бертран писал: «Большее значение, чем метод, имеет личность учителя, его склонность и способность следить за ходом мыслей ученика и быть ему руководителем, знакомство его не только с научной системой, но и с тем обилием интересных задач, которые оживляют и скрашивают обучение; задачи являются для преподавателя, прежде всего, средством раскрыть перед юной душой вдохновляющие её перспективы».

Список литературы

1. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. М.: Наука, 1991.

2. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе: Математика. Волгоград: Учитель, 2007.

3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М.: Просвещение, 1981.

4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1991.

5. Козина М.Е., Фадеева О.М. Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках. Волгоград: Учитель, 2005.

6. Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг. М.: 1995.

7. Соловейчик И.Л. Я иду на урок математики. 5 класс: Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-

ИНТЕРНАТА

1 2 3

Пушкарская Н.Д. , Стороженко С.В. , Фоменко С.А.

1Пушкарская Нина Дмитриевна - воспитатель; 2Стороженко Снежана Викторовна - воспитатель; 3Фоменко Светлана Анатольевна - учитель начальных классов, Алексеевская общеобразовательная школа-интернат, г. Алексеевка, Белгородская область

Аннотация: социализация - это развернутый во времени процесс освоения растущей личностью социального опыта, переработка его в индивидуально - личностном плане. Проблема социализации ребенка с ОВЗ - одна из наиболее актуальных. Интеграция таких детей в общество не может происходить так же, как у нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом.

Ключевые слова: социализация, коррекция, адаптация, личность, развитие, ограниченные возможности здоровья, дети.

Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.