Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПЛОЩАДКИ КАК ИНСТРУМЕНТРЕНОВАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПЛОЩАДКИ КАК ИНСТРУМЕНТРЕНОВАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ-РАБОТОДАТЕЛЬ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПЛОЩАДКА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / НАСТАВНИЧЕСТВО / ДОРОЖНАЯ КАРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягмур Е.А.

В статье определены законодательные и нормативные правовые документы Республики, которые должны обеспечить реализацию практико-ориентированного обучения на базе созданных практико-ориентированных площадок, а также необходимый перечень изменений в их содержательную часть. Сформированы требования к коммерческим организациям-работодателям, обеспечивающим функционирование практико-ориентированных площадок, а также предложены меры административной и налоговой их поддержки. Выделены стадии независимой экспертизы профессиональных компетенций наставников и студентов. Разработаны этапы и документы по диссеминации результатов реализации проекта по внедрению практико-ориентированных площадок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED SITES AS A TOOL FOR THE RENOVATION OF THE VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

The article defines the legislative and regulatory legal documents of the Republic, which should ensure the implementation of the practice-oriented training on the basis of the created practice-oriented sites, as well as the necessary list of changes to their content. Requirements for commercial organizations-employers that ensure the functioning of practice-oriented sites are formed, as well as measures of administrative and tax support for them are proposed. The stages of independent examination of the professional competencies of mentors and students are singled out. Stages and documents on the dissemination of the results of the implementation of the project on the introduction of practice-oriented sites have been developed.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПЛОЩАДКИ КАК ИНСТРУМЕНТРЕНОВАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

УДК 377.6:378.09 (477.62)

Е.А. ЯГМУР, канд. экон. наук, доцент, старший научный сотрудник отдела социально-экономических исследовани, e-mail: yagmurkat@mail.ru

ГБУ «Институт экономических исследований», Донецк, ДНР

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПЛОЩАДКИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕНОВАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

В статье определены законодательные и нормативные правовые документы Республики, которые должны обеспечить реализацию практико-ориентированного обучения на базе созданных практико-ориентированных площадок, а также необходимый перечень изменений в их содержательную часть. Сформированы требования к коммерческим организациям-работодателям, обеспечивающим функционирование практико-ориентирован-ных площадок, а также предложены меры административной и налоговой их поддержки. Выделены стадии независимой экспертизы профессиональных компетенций наставников и студентов. Разработаны этапы и документы по диссемина-ции результатов реализации проекта по внедрению практико-ориентированных площадок.

Ключевые слова: профессиональное образование, образовательное учреждение, коммерческая организация-работодатель, практико-ориентированное обучение, практико-ориентированная площадка, социальное партнерство, наставничество, дорожная карта.

Yagmur E.A. Practice-oriented sites as a tool for the renovation of the vocational education system of the Donetsk People's Republic.

The article defines the legislative and regulatory legal documents of the Republic,

which should ensure the implementation of the practice-oriented training on the basis of the created practice-oriented sites, as well as the necessary list of changes to their content. Requirements for commercial organizations-employers that ensure the functioning of practice-oriented sites are formed, as well as measures of administrative and tax support for them are proposed. The stages of independent examination of the professional competencies of mentors and students are singled out. Stages and documents on the dissemination of the results of the implementation of the project on the introduction of practice-oriented sites have been developed.

Keywords: vocational education, educational institution, business organization-employer, practice-oriented training, practice-oriented platform, social partnership, mentoring, roadmap.

На современном этапе интеграции профессионального образования ДНР и коммерческих организаций-работодателей реализация практико-ориентированного обучения (далее - ПОО) требует соответствующие изменения: в законодательных и нормативно-правовых актах - на республиканском уровне; материально-технической базе и внутренних регламентах - на уровне организаций профессионального образования и коммерческих организаций.

© Е.А. Ягмур, 2022

Проблема организации практического обучения на базе практико-ориенти-рованных площадок, а также регулирование взаимодействия между его участниками (образовательным учреждением, коммерческой организацией и обучающимся) находит свое отражение в научных работах Н.В. Антоновой, Ж.Н. Шмелевой [1, с. 77-80], К.А. Климова, Л.Л. Мешко-вой, В.В. Смирнова, А.В. Топильского [2, с. 120-137], О.В. Миниахметова [3, с. 167-169], Е.А. Дудина [4, с. 29-34] и др. Авторы рассматривают положительный опыт внедрения ПОО в регионах Российской Федерации, акцентируют внимание на необходимости возрождения и развития Института наставничества в коммерческих организациях, раскрывают квалификационные требования, основные задачи и функциональные обязанности наставников в условиях ПОО, определяют фундамент для разработки нормативно-правовых документов по организации и функционированию практико-ориентиро-ванных площадок в коммерческих организациях реального сектора экономики.

Целью статьи является обоснование необходимости создания практико-ориентированных площадок в системе профессионального образования Донецкой Народной Республики путем разработки элементов Дорожной карты по реализации внедрения этого проекта.

В рамках данного исследования практико-ориентированной площадкой (далее - ПОП) признается действующая коммерческая организация, являющаяся ведущей в своей отрасли экономики, на которой проводится практико-ориентиро-ванное обучение путем внедрения студентов в реальный производственный процесс организации, что обеспечивает получение конкретных практических навыков и умений на каждом рабочем месте в рамках профессиональных компетенций определенного образовательного направления подготовки.

Организационные аспекты создания ПОП зависят от объектов, субъектов, материально-технической базы (источников финансирования) и различных направлений развития. В процессе организации и функционирования ПОП объектом является сам учебно-воспитательный процесс профессиональной подготовки специалистов в системе высшего и среднего профессионального образования с учетом профессиональных и социальных компетенций студентов на различных ступенях образовательного процесса с применением методов наставничества в рамках адаптивной подготовки будущих специалистов. Субъектами, обеспечивающими деятельность ПОП, выступают государственные органы власти, профессиональные образовательные учреждения (далее -ОУ), коммерческие организации-работодатели.

Главным инструментом взаимодействия ОУ и коммерческой организации-работодателя будет Дорожная карта реализации проекта по внедрению ПОП, что будет включать в себя три этапа и состоят из следующих элементов (табл. 1).

Расшифровка мероприятий, составляющих элементы Дорожной карты реализации проекта по внедрению ПОП в разрезе этапов:

Инициация и планирование:

1.1. Создание Центра координации ПОО на базе организованных в коммерческих организациях ПОП, основными участниками которого являются коммерческие организации-работодатели и ОУ, деятельность которых регулируется на уровне государства (сотрудники Министерства образования и науки ДНР (далее -МОН), Министерства труда и социальной политики ДНР (далее - МТСП), Министерства экономического развития ДНР (далее - МЭР)).

Таблица 1

Элементы Дорожной карты реализации проекта по внедрению практико-ориентированных площадок (разработано автором)

Этапы Направления /Мероприятия Прогнозируемые результаты Сроки1

Инициация и планирование Создание Центра координации ПОО на базе организованных ПОП Центр координации ПОО на базе организованных ПОП в коммерческих организациях

Определение отраслей экономики, что являются приоритетными для внедрения ПОП Перечень отраслей, по которым необходимо создать ПОП.

Перечень организаций, на которых будут открыты ПОП

Установление направлений подготовки, что являются приоритетными для внедрения ПОП. Перечень направлений подготовки, по которым студенты будут обучаться на базе ПОП

Выбор источников финансирования функционирования ПОП Смета организации ПОП

Доработка нормативно-правовых документов, обеспечивающих систему профессионального образования в ДНР Содержательные элементы законодательных и нормативных документов, которые будут обеспечивать реализацию ПОО на базе созданных ПОП

Внедрение и функционирование Формирование регламентного обеспечения по организации и функционированию ПОП Положение о создании и функционировании ПОП

Договор социального партнерства по программам ПОО на базе ПОП

Установление требований к коммерческим организациям, на которых организовываются ПОП Перечень требований к коммерческим организациям для открытия ПОП на их базе

Формирование элементов образовательной программы, учитывающей получение практических навыков на базе ПОП по каждому направлению подготовки Образовательные программы в разрезе направлений подготовки с учетом практической подготовки на базе ПОП

Внедрение и функционирование Обновление квалификационных требований к подготовке специалистов по направлениям подготовки, что станут приоритетными при реализации проекта по внедрению ПОП Актуализация профессиональных образовательных стандартов в части квалификационных требований к выпускникам, предъявляемых рынком труда в разрезе направлений подготовки

Обеспечение независимой экспертизы профессиональных компетенций наставников и студентов, участвующих в реализации проекта по внедрению ПОП Квалификационный экзамен наставников по профессиональным умениям и личностным навыкам

Результат профессиональной пробы студента в виде конкретного продукта

Формирование Комплекса мер административной и налоговой поддержки коммерческих организаций-работодателей, участвующих в реализации проекта по внедрению ПОП Перечень мероприятий административной и налоговой поддержки коммерческих организаций-работодателей, участвующих в реализации проекта по внедрению ПОП

Мониторинг и завершение Мониторинг эффективности деятельности ПОП Отчет о результатах деятельности ПОП

Диссеминация результатов реализации проекта по внедрению ПОП Создание диссеминационной сети по локализации и мультипликации инновационного опыта

Анализ результатов внедрения проекта по функционированию ПОП Аналитический отчет о результатах внедрения ПОП и степени влияния внедрения проекта на повышение коэффициента трудоустройства выпускников

1 Сроки выполнения мероприятий устанавливаются Центром координации по мере реализации проекта.

Центр координации ПОО, учитывая инициативы ОУ и коммерческих организаций-работодателей, должен: обеспечить формирование государственного заказа на необходимое количество определенных специалистов, исходя из реальной потребности в кадрах на основании мониторинга кадрового ресурса предприятий Республики; регулировать разработку учебных планов для обеспечения практических программ подготовки на базе ПОП; координировать составление графиков проведения практических занятий на базе ПОП для студентов; организовать проведение соответствующей переподготовки преподавателей ОУ и наставников с предприятий согласно требованиям, выдвигаемых ПОО.

1.2. Определение реальных возможностей ОУ и коммерческих организаций для организации ПОП (финансирование процесса, наличие опытных наставников и соответствующей материально-технической базы).

1.3. Выбор источников финансирования деятельности ПОП предполагает распределение объемов финансирования между Республиканском бюджетом и коммерческими организациями, которые могут быть вовлечены путем предоставления налоговых льгот или других социальных гарантий.

1.4. Внесение изменений в содержательную часть законодательных и нормативных правовых документов Республики, которые в дальнейшем будут обеспечивать реализацию ПОО на базе созданных ПОП - Закон ДНР «Об образовании» [5], Государственные образовательные стандарты среднего/высшего профессионального образования по различным направлениям подготовки [6], Комплекс мер по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в общеобразователь-

ных организациях, развития системы среднего профессионального образования и населения на период до 2025 г., утвержденного МОН дНр [7], Приказ МОН ДнР «Об утверждении Положения об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования ДНР» [8], Приказ МОН ДНР «Об утверждении Типового положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования ДНР» [9], а именно:

дать определения используемых специальных терминов относительно всех элементов ПОО (практико-ориентирован-ное обучение, практико-ориентированная площадка, социальное партнерство и т.д.);

изложить в основной части указанных выше законодательных и нормативных правовых документов Республики цели, задачи и средства достижения реализации практико-ориентированного обучения;

определить полномочия органов исполнительной власти, осуществляющих функции по государственному контролю и надзору в сфере образования и науки (осуществление государственного контроля и надзора в сфере образования за деятельностью образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, осуществляющих ПОО, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в системе практико-ориентирован-ного профессионального образования; лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности организаций всех типов и форм собственности, осуществляющих ПОО по установленным образовательным программам; осуществление мониторинга в системе практико-ориентированного профессионального образования на государствен-

ном уровне; разработка и издание нормативных правовых актов, принятие методических рекомендаций в системе прак-тико-ориентированного обучения и т.д.);

определить права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства (коммерческая организация-работодатель, образовательное учреждение) в рамках ПОО и т.п.

Внедрение и функционирование:

2.1 Распределение полномочий между участниками социального партнерства:

возложение на Центр координации ПОО функций по разрешению спорных вопросов взаимодействия, исключение дублирования функциональных обязанностей, закрепление ответственности за невыполнение мероприятий, включенных в Дорожную карту реализации проекта по внедрению ПОП;

составление и заключение Договора социального партнерства по программам ПОО на базе ПОП между ОУ и коммерческими организациями, осуществляющими ПОО по направлениям подготовки соответствующей образовательной программы.

2.2 Установление требований к коммерческим организациям, на которых организовываются ПОП, а именно: сфера деятельности коммерческой организации является приоритетной для экономического развития Республики; коммерческая организация испытывает необходимость в расширении штатной численности сотрудников и является в будущем потенциальным работодателем для выпускников ОУ; кадровая потребность коммерческой организации подтверждена необходимыми расчетами оптимальной численности штата с прогнозными данными на 5 лет; коммерческая организация не предполагает резкого изменения выпускаемого продукта (либо резкого сокращения производственного ассортимента) или технологии производства продукта;

коммерческая организация имеет собственную материально-техническую базу, позволяющую открыть на ее базе ПОП (помещение, оборудование, инструменты, спецодежду и т.д.); коммерческая организация имеет в своем штате сотрудников, что могут и хотят осуществлять наставническую деятельность на базе ПОП.

2.3 Формирование элементов образовательной программы, учитывающей получение практических навыков на базе ПОП по каждому направлению подготовки, разработка рабочих учебных планов по выбранным специальностям, годового графика и плана мероприятий по обеспечению образовательного процесса, формирование списков обучающихся по программе ПОО на базе ПОП; издание Приказа об организации ПОО на базе ПОП и направлении обучающихся в коммерческую организацию, закреплении за группой обучающихся руководителя практической подготовки со стороны ОУ и коммерческой организации.

2.4 Обновление квалификационных требований к подготовке специалистов по направлениям подготовки, что станут приоритетными при реализации проекта по внедрению ПОП, а именно стоит учитывать современные тенденции на рынке труда, такие как гибкость персонала, обладающего знаниями в смежных отраслях и способных участвовать в кросс-командах, а также онбординг, предполагающий быстрый вход в профессию, с краткосрочной адаптацией к рабочему месту. Такого рода требования к специалистам способно обеспечить нормально функционирующее ПОО на базе созданных ПОП.

2.5 Обеспечение независимой экспертизы профессиональных компетенций наставников и студентов, участвующих в реализации проекта по внедрению ПОП, предполагающее проведение:

квалификационного экзамена наставников по профессиональным и личностным навыкам, то есть охватывающего основные знания и умения, предъявляемые к конкретной профессии (умение работать с инструментами и оборудованием, знание его технических характеристик, мер безопасности в работе и т.д.), а также личностные характеристики наставника (стрессоустойчивость, гибкость и креативность, а главное осознание, что не каждый профессионал может быть наставником, а умение «обучать» - это мастерство).

профессиональной пробы студента с демонстрацией конкретного продукта, что явился ее результатом, а также защиты отчета о ее прохождении.

2.8 Формирование Комплекса мер административной и налоговой поддержки коммерческих организаций-работодателей, участвующих в реализации проекта по внедрению ПОП:

налоговая поддержка (налоговые льготы (понижение ставки налога на прибыль на определенный период, включение части расходов на организацию ПОП в валовые расходы), налоговые каникулы (освобождение от уплаты налогов на определенный период) и т.п.

административная поддержка (договор о подготовке студента с обязательной отработкой в коммерческой организации в течение 3 лет после выпуска, обеспечение государственным заказом на производство конкретного продукта без тендерного участия) и т.д.

Мониторинг и завершение:

3.1 Обобщение первого опыта реализации практического обучения на базе созданных ПОП в коммерческих организациях ДНР и составление рекомендаций по усовершенствованию профессионального образования ДНР в рамках ПОО.

3.2 Диссеминация результатов реализации проекта по внедрению ПОП пу-

тем распространения реализованного положительного опыта организации образовательных программ ПОО на базе созданных ПОП в Республике на заинтересованные органы власти, ОУ и коммерческие организации Республики. Архитектором диссеминации будет Центр координации ПОО на базе организованных ПОП, что будет отвечать за локализацию опыта (Отчет о функционировании ПОП, позволяющий получить информацию об этапах создания ПОП и ее основных элементах) и мультипликацию опыта (Комплекс общереспубликанских мероприятий по проектированию и конструированию сети пилотных ПОП для адаптации опыта и передачи его в массовую практику).

3.3 Разработка системы показателей качества выпускаемых специалистов: экономическая эффективность и рентабельность представленных выпускниками инновационных проектов, количество выпускников, трудоустроенных по профилю образования, оценка степени влияния внедрения проекта по реализации ПОП на повышение коэффициента трудоустройства выпускников и т.д.

Выводы.

Таким образом, с целью успешной реализации проекта по внедрению ПОП в ДНР, а также для совершенствования системы социального партнерства ОУ с коммерческими организациями-работодателями необходимо решить ряд актуальных задач: сформировать условия для сотрудничества с коммерческими организациями-работодателями; создать современные ПОП для взаимодействия между работодателями и ОУ; разработать и реализовать системы вовлечения работодателей в образовательный процесс, а также системы поддержки инновационных, научно-исследовательских, творческих и социальных проектов, выполняемых по заказу работодателей; организовать эффективную систему межструктурного взаи-

модействия по вопросам развития социального партнерства образовательных учреждений с коммерческими организациями-работодателями.

Список использованной литературы

1. Антонова, Н.В. Опыт внедрения практико-ориентированного подхода к обучению в аграрном вузе / Н.В. Антонова, Ж.Н. Шмелева // Современные исследования социальных проблем. -2017. - № 4. - С. 75-85.

2. Климов, К.А. Практико-ориенти-рованное обучение в системе высшего образования: монография / К.А. Климов, Л.Л. Мешкова, В.В. Смирнов, А.В. То-пильский. - Тамбов: Изд-во Пер-шина Р.В., 2016 - 144 с.

3. Миниахметова, О.В. Подготовка наставников предприятий к организации практического обучения студентов в условиях внедрения элементов дуального обучения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - Нижний Новгород: Научно-издательский центр «Открытое знание», 2019. - № 1(30). - С. 165-170.

4. Дудина, Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2017. - Т. 7. - № 5. - С. 25-36.

5. Закон Донецкой Народной Республики № 55-IHC от 19 июня 2015 г. [Электронный ресурс] Об образовании - URL: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/

6. Государственные образовательные стандарты среднего/высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики по различным направлениям подготовки [Электронный ресурс]. - URL: http://mondnr.ru/dokumen ty/category/8-standarty

7. Приказ Минстерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 45 от 19 янв. 2018 г. [Электронный ресурс] Об утверждении Комплекса мер по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся в организациях осуществляющих образовательную деятельность в общеобразовательных организациях, развития системы среднего профессионального образования и населения на период до 2025 г. - URL: http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/

8. Приказ Минстерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 1171 от 10 ноября 2017 г. [Электронный ресурс] Об утверждении Положения об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования ДНР. - URL: http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/

9. Приказ Минстерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 911 от 16 декабря 2015 г. [Электронный ресурс] Об утверждении Типового положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования ДНР. - URL: http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/

E.A. YAGMUR, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, senior research associate of the Department of Social and Economic Research, e-mail: yagmurkat@mail.ru

SFI «Economic Research Institute», Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 03.02.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.