Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ РЫНКА ТРУДА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ РЫНКА ТРУДА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / МОДЕЛЬ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / LABOR MARKET / PRACTICE-ORIENTED FORMS OF TRAINING / MODEL OF DUAL TRAINING / MENTORING INSTITUTE / PROFESSIONALLY ORIENTED EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова Л.В., Савченко И.В., Киселёва А.С.

Предложена модель подготовки профессиональных кадров для предприятий ДНР на базе института наставничества с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черникова Л.В., Савченко И.В., Киселёва А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED MODEL FOR TRAINING HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL FOR THE LABOR MARKET OF THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLICS

The model for training the professional personnel for the Donetsk People’s Republics enterprises on the basis of mentoring institute taking into account the real needs of the economy in qualified personnel is offered.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ РЫНКА ТРУДА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Экономика труда, народонаселения и демография

УДК 378:331.5(477.62)

Л.В. ЧЕРНИКОВА, канд. техн. наук,

старший научный сотрудник,

e-mail: lvclvc79@yandex.ua

И.В. САВЧЕНКО, канд. экон. наук,

старший научный сотрудник,

e-mail: sawirwa@mail.ru

А.С. КИСЕЛЁВА, ведущий экономист

ГУ «Институт экономических исследований», Донецк, ДНР

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ РЫНКА ТРУДА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Предложена модель подготовки профессиональных кадров для предприятий ДНР на базе института наставничества с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах.

Ключевые слова: рынок труда, практико-ориентированные формы подготовки кадров, модель дуального обучения, институт наставничества, профессионально-ориентированные технологии обучения.

Chernikova L.V., Savchenko I.V., Kiselova A.S. Practice-oriented model for training highly qualified personnel for the labor market of the Donetsk People's Republics.

The model for training the professional personnel for the Donetsk People's Republics enterprises on the basis of mentoring institute taking into account the real needs of the economy in qualified personnel is offered.

Keywords: labor market, practice-oriented forms of training, model of dual training, mentoring institute, professionally oriented educational technology.

В современных постоянно меняющихся экономических и политических

условиях претерпевают изменения и требования к профессиональному образованию, как высшему, так и среднеспеци-альному. Модернизация образования движется в сторону интеграции различных составляющих образования и преобладающим при этом является компетент-ностный подход. Будущие специалисты стремятся не только накопить знания, умения и навыки в конкретной области, но и освоить как можно больше общих компетенций, которые помогут им в дальнейшем трудоустроиться.

Проблема компетентностного подхода в образовании детально раскрыта в работах таких авторов, как С.Л. Троянская [1], Э.Ф. Зеер [2, 3], Э.Э. Сы-манюк [3], С.А. Новоселов, О.А. Улья-нина [4]. Этот подход к подготовке специалистов хотя и укладывается в рамки требований современного рынка труда и тенденций непрерывного образования, однако охват широкого круга компетенций не дает возможности будущему специалисту достаточно глубоко усвоить те профессиональные (практические) знания и умения, которые, прежде всего, ему необходимы как будущему специалисту в конкретной профессиональной деятельности.

© Л.В. Черникова, И.В. Савченко, А.С. Киселева, 2020

На рынке труда Донецкой Народной Республики (ДНР) сегодня наблюдается дефицит кадров рабочих специальностей. Данная проблема в настоящее время актуальна для большинства стран постсоветского пространства. По данным Центра занятости ДНР в Республике наиболее востребованными являются водители, медсестры, слесари, плотники, рабочие, электрики, горнорабочие и т.д.

[5].

Для удовлетворения потребности государства в таких кадрах необходимо привлекать заинтересованных работодателей к сотрудничеству с вузами и учреждениями среднего профессионального образования (СПО), и на правовой основе путем совместной работы над подготовкой специалистов востребованных отраслей решать проблему кадрового голода.

Пути реализации такого сотрудничества:

1) внедрение системы дуальной модели подготовки высококвалифицированных специалистов в учреждениях СПО;

2) внедрение современных практи-ко-ориентированных форм подготовки специалистов вузов.

Эффективная реализация обоих направлений возможна только на базе развитого института наставничества, особенно при подготовке специалистов среднего звена. Необходимость создания условий для развития наставничества неоднократно подчеркивал президент Российской Федерации В.В. Путин: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях» [6].

Таким образом, целью статьи является совершенствование модели подготовки профессиональных кадров для предприятий ДНР с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах посредством реализа-

ции социального института наставничества.

Одной из самых эффективных и жизнеспособных практико-ориентиро-ванных форм подготовки высококвалифицированных рабочих кадров является дуальное обучение. От обычного профессионального обучения дуальное отличается тем, что за его теоретическую часть отвечает профессиональная образовательная организация (она занимает 3040% учебного времени), а практическая часть подготовки занимает 60-70% и проходит на производственном предприятии, на реальном рабочем месте.

Родоначальником дуального образования и страной, где функционирует самая развитая система дуального обучения, является Германия. Главная её особенность - активное участие государства (как регулятора) и организаций работодателей (как заказчиков).

Проблема внедрения дуального образования в Российских регионах освещена в статьях таких авторов, как Ф.Ф. Дудырев, О.А. Романова [7],

Л.В. Сидакова [8], И.М. Воробева [9], И.И. Фаляхов [10] и др.

Основные характеристики такой системы - практико-ориентированное обучение, развитый институт наставничества и активное участие предприятий в подготовке кадров.

Основные этапы осуществления дуального обучения:

1) создание координационного совета по дуальному образованию (Координатора) из представителей Министерства труда и социальной политики, Министерства образования и науки, Министерства экономического развития;

2) создание нормативной базы по организации и осуществлению дуального обучения; внесение изменений в образовательные программы с учетом требований работодателя; определение условий организации дуального обучения, включая кадровые, методические, информа-

ционные, материально-технические

условия;

3) установление договорных отношений между организациями СПО и предприятиями;

4) создание элементов процесса дуального обучения, а именно: разработка учебных планов и программ с учетом предложений работодателей; обучение педагогов образовательной организации и наставников от производства; разработка учебно-методического обеспечения рабочих программ с учетом дуального обучения; разработка контрольно-оценочных процедур;

5) распределение ответственности за реализацию и результаты дуального обучения между организацией СПО и предприятием: составление графика проведения теоретических и практических занятий; подготовка материально-технической базы для проведения дуального обучения;

6)апробация модели дуального обучения и корректировка учебно-методического обеспечения.

Основными участниками внедрения модели дуального обучения в ДНР являются предприятия-работодатели и организации профессионального образования, работа которых координируется на уровне межотраслевых ведомств и государства (рис. 1).

Основным результатом работы такой системы является подготовка квалифицированных рабочих кадров на основе:

прогнозирования потребности экономики в кадрах;

взаимодействия сфер труда и профессионального образования;

увеличения уровня финансирования образования со стороны предприятий;

развития системы независимой оценки качества подготовки выпускников и педагогических кадров;

разработки и утверждения нормативно-правовой базы.

Главными условиями успешного функционирования модели дуального

обучения являются развитый институт наставничества и активное участие предприятий в подготовке кадров.

Заинтересованные предприятия должны участвовать в формировании заказа на необходимое число специалистов, а также в составлении и реализации учебных программ. Все виды практик студенты проходят на предприятиях на рабочих местах под руководством опытных наставников.

Процесс внедрения дуальной модели обучения требует подготовки соответствующей нормативно-правовой базы на республиканском и локальном уровнях управления.

Прежде всего, в нормативно-правовых актах Республики должно быть определено место данного института в существующей системе профобразования, закреплена основная терминология, определено место данного института в существующей системе профобразования, определены участники реализации данной модели профобразования, принципы финансирования и формирования инфраструктуры, степень ответственности, а также права предприятий и организаций профобразования при реализации образовательного процесса.

Нормативно-правовая база дуального обучения подразумевает обязательное наличие следующих нормативных актов [11]:

«Положение о дуальном обучении»;

«Положение о наставничестве»;

«Положение о базовом предприятии»;

«Типовой договор о реализации образовательного процесса»,

«Типовой ученический договор»,

которые могут быть дополнены следующими документами:

«Положение о производственной практике»;

«Положение о производственном экзамене»;

«Положение о моральном и материальном поощрении лучших выпускников,

ГОСРЕГУЛЯТОР

✓ Разработка и утверждение нормативно-правовых актов

✓ Формирование механизма мотивации для внедрения и реализации ДО (налоговые льготы для предприятий; квоты на финансирование для организаций профобразования и др.)

V

О

£

КООРДИНАТОР

✓ Формирование консолидированного заказа на подготовку кадров для экономики Республики в целом

✓ Организация и содействие взаимодействию предприятий и организаций профобразования в рамках реализации ДО

✓ Аудит и аккредитация предприятий и организаций профобразования для реализации ДО. Формирование реестров предприятий и организаций профобразования, осуществляющих ДО

✓ Контроль за ходом и качеством внедрения и реализации ДО

ПРЕДПРИЯТИЯ-РАБОТОДАТЕЛИ

V Й

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ

✓ Формирование заказа на подготовку кадров

✓ Определение требований к компетенциям и квалификациям в разрезе специальностей

✓ Развитие системы наставничества

✓ Организация производственного обучения (на рабочем месте). Создание профессионально-образовательных центров

✓ Участие в оценке качества образования

✓ Разработка (актуализация) образовательных программ с участием предприятий-работодателей

✓ Обеспечение образовательного процесса. Теоретическая подготовка студентов

✓ Взаимодействие с предприятиями в плане подготовки (переподготовки) преподавателей, осуществляющих теоретическую подготовку студентов

Рис. 1. Модель реализации дуального обучения в ДНР на уровне СПО

преподавателей, мастеров производственного обучения»;

«Положение о Службе содействия трудоустройству выпускников, обученных по дуальной системе подготовки кадров».

Успешное функционирование системы дуального обучения невозможно без развития института наставничества.

По сути, наставничество - это процесс передачи знаний, умений и навыков профессиональной сферы деятельности наиболее квалифицированных специалистов путем взаимодействия наставника с наставляемым, направленный на переда-

чу знаний и умений профессиональной сферы деятельности. Наставники должны обладать высокими профессиональными качествами и пройти дополнительную подготовку по совершенствованию педагогического мастерства.

В качестве основных этапов процесса дуального обучения на базе института наставничества можно выделить следующие:

заключение договора между студентом и образовательной организацией;

закрепление за обучающимися наставников;

стажировка преподавателей на базе предприятия;

обучение наставников; организация процедуры оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся;

составление отчетной документации о проведении дуального обучения. Основные функции наставников: проведение обучения и организации труда студентов в соответствии с программой дуального обучения;

контроль выполнения студентами производственных заданий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

участие в процедуре оценки общих и профессиональных компетенций студентов, освоенных ими в процессе дуального обучения.

Результатами реализации института наставничества будут являться повышение уровня подготовки обучающихся, эффективный межпоколенческий обмен профессиональными навыками и умениями, оптимизация временных и ресурсных затрат, освоение обучающимися профессиональных компетенций, наиболее востребованных работодателями.

В системе высшего образования целесообразно сделать акцент на практико-ориентированных формах подготовки. Среди таких форм можно выделить в качестве самых эффективных следующие:

1) организация различных видов практик (учебной, производственной, преддипломной) для приобретения и закрепления профессиональных компетенций;

2)внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, которые способствуют формированию у студентов профессионально-деятель-ностных качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей по профилю подготовки (тренинги, практикумы, групповая работа, проектные методы, работа со случаем и т.д.);

3) создание в университетах инновационных форм профессиональной занятости студентов для решения реальных научно-практических и опытно-производственных задач по выбранному профилю обучения (имитационно-игровое моделирование, использование технологий для наглядного представления информации о производственных процессах, использование проблемных методов изложения материала).

При этом на теоретическую и практическую части целесообразно отводить примерно равное количество времени. В качестве преподавателей следует привлекать педагогов, имеющих достаточный практический опыт работы, либо опытных сотрудников предприятий-работодателей.

Такое обучение позволяет значительно уменьшить срок адаптации молодого специалиста на производстве и сократить затраты работодателя на послевузовское обучение молодого специалиста.

Выводы

Таким образом, реализация модели дуального обучения в ДНР на уровне среднего профессионального образования на базе института наставничества, а также применение практико-

ориентированных форм подготовки выпускников высших учебных заведений будет способствовать наполнению рынка труда Республики квалифицированными рабочими кадрами на основе реального прогнозирования потребности экономики в кадрах и активного взаимодействия сфер труда и профессионального образования.

Список использованной литературы

1. Троянская, С.Л. Основы компе-тентностного подхода в высшем образовании / С.Л. Троянская. - Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет». - 2016. - 176 с.

2. Зеер, Э.Ф. Теоретические основания профессионального развития человека / Э.Ф. Зеер // Профессиональное образование и рынок труда. - № 1/2013. -С. 8-10.

3. Зеер, Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компе-тентностный подход как фактор реализации инновационного образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Образование и наука. - 2011. - № 8 (87) - С. 3-14.

4. Ульянина, О.А. Компетентност-ный подход в научной парадигме российского образования / О.А. Ульянина // Психолого-педагогические исследования. - 2018. - Т. 10. - № 2. - C. 135-147.

5. Официальный сайт Республиканского центра занятости ДНР [Электронный ресурс]. - URL: http://rcz-dnr.ru/index.php?id=7267

6. Материалы совместного заседания Государственного совета и Комиссии при президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России от 23.12.2013 г. [Электронный ресурс] // ГосМенеджмент. - 2018. - № 8 - URL: http://www.gosman.ru/politics?news=33753

7. Дудырев, Ф.Ф. Дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения / Ф.Ф. Дудырев, О.А. Романова, А.И. Шабалин // Voprosy obrazovani-ya/Educational Studies Moscow. - 2018. -№ 2. - С. 117-138. [Электронный ресурс]. - URL: https://vo.hse.ru/data/2018/ 07/09/1151830967/06%20Dudyrev.pdf

8. Сидакова, Л.В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения / Л.В. Сидакова // Образование и воспитание. - 2016. - № 2. - С. 62-64 [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/803/

9. Воробьева, И.М. Опыт дуального образования как возможный путь повы-

шения эффективности профориентации будущих абитуриентов и профессиональной подготовки студентов технических вузов / И.М. Воробьева [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2015. -№ 11. - С. 1310-1313. - URL: https://moluch.ru/archive/91/19810/

10. Фаляхов, И.И. Диверсификация моделей осуществления наставничества: ментор, тьютор, коуч, фасилитатор и идентификация их готовности к осуществлению наставнической деятельности / И.И. Фаляхов // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2-1 (115). -С. 45-49.

11. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. - Москва. - 2015. - 136 с. [Электронный ресурс]. - URL: http:// osagte.ru/images/Statiya/DOCUM/dualmod el.pdf.

12. Дудина, Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура / Е.А. Дудина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т. 7. -№ 5. - С. 25-36.

13. Эффективное наставничество -[Электронный ресурс]. - URL: http:// adaptation360.ru/effektivnoe-nastavniches tvo

14. Бондаренко, Т.Н., Латкин А.П. Роль практикоориентированного подхода в учебном процессе вуза при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг РФ / Т.Н. Бондаренко, А.П. Латкин // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6 [Электронный ресурс]. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view? id=7784

Статья поступила в редакцию 26.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.