Научная статья на тему 'Практико-ориентированное обучение для обучающихся с ОВЗ'

Практико-ориентированное обучение для обучающихся с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1800
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ТРАЕКТОРИЯ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / PRACTICE-BASED LEARNING / EDUCATIONAL PROCESS / TRAINING OF DISABLED PERSONS AND PERSONS WITH DISABILITIES / THE TRAJECTORY OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шефер Светлана Николаевна

Основной целью в данном подходе это построение оптимальной модели (технологии), сочетающих применение теоретических знаний в решении практических вопросов и связанных с формированием компетенций молодого рабочего. Создание процесса практико-ориентированного обучения даст возможность предельно точно приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии, возможности построений целостного учебного процесса, создаст условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих работников с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шефер Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice-Oriented Training for Students with Disabilities

The main goal in this approach is the optimal model (technology) that combines the application of theoretical knowledge in solving practical problems and associated with the formation of competence of the young worker. The creation process of practice-based learning will provide an opportunity very precisely to bring the content of training courses to future profession, possibility of build a holistic educational process; will create conditions for the purposeful formation of competitiveness of future employees with disabilities.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированное обучение для обучающихся с ОВЗ»

Шефер С.Н. Практико-ориентированное обучение для обучающихся с ОВЗ // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №3. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/735-00320. - ISSN 2413-4066

УДК 377.35

Шефер Светлана Николаевна

Мастер производственного обучения

БПОУ ОО «Одесский сельскохозяйственный техникум», с. Буняковка, Омская обл. [email protected]

Практико-ориентированное обучение для обучающихся с ОВЗ

Аннотация. Основной целью в данном подходе - это построение оптимальной модели (технологии), сочетающих применение теоретических знаний в решении практических вопросов и связанных с формированием компетенций молодого рабочего. Создание процесса практико-ориентированного обучения даст возможность предельно точно приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии, возможности построений целостного учебного процесса, создаст условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих работников с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, образовательный процесс, обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, траектория построения образовательного процесса.

В Российской Федерации на законодательном уровне получение инвалидами полноценного профессионального образования является одним из наиболее эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности. Поэтому обеспечение реализации этого права людей с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. В настоящее время стали четче обозначаться новые подходы к организации и реализации профессионального образования данной категории лиц.

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Получение образования лицами данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В Одесском казачьем сельскохозяйственном техникуме обучаются семь групп студентов (1-2 курсы) с ограниченными возможностями здоровья по профессиям: «Маляр строительный, штукатур, облицовщик-плиточник», «Швея», «Слесарь по ремонту с\х машин и оборудования», «Овощевод». За 8 лет работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, группы сформированы по 10-12 человек, (2009 году начинали только с двух групп по 9 человек), более ста восьмидесяти выпускников техникума получили путевку в жизнь. Педагогическим коллективом образовательного учреждения накоплен

1

интересный опыт работы по организации и проведению комплексной реабилитации инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Реабилитация строится на принципе индивидуального подхода с учетом личностных особенностей и состояния здоровья, обучающихся и включает в себя две составляющие: профессиональную (образовательный процесс) и социально-психологическую. То есть наряду с профессиональной реабилитацией техникум осуществляет комплекс социальных услуг: социально-бытовые, социально-экономические, социально-психологические и социально-правовые.

Мы реализуем не только модель образовательной интеграции, которая предусматривает формирование смешанных учебных групп, объединяющих обучающихся из числа инвалидов и обучающихся сирот, не имеющих функциональных отклонений в здоровье. Учебные группы в техникуме разновозрастные. Обучающиеся получили предшествующее образование в неодинаковых условиях: имеют документы об окончании адаптивных школ-интернатов, учились в общеобразовательных школах в коррекционных классах (VIII вида). Данные факторы усложняют организацию и проведение образовательного процесса, с одной стороны. С другой стороны, обучение способствует развитию у обучающихся толерантности. Интегрированное образование способствует не только приобретению профессии, но и эффективной социализации личности.

Для того чтобы максимально подготовить студентов к своей трудовой деятельности, в своей работе я использую практико - ориентированное обучение в основе которого лежит сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки.

Я, являюсь мастером производственного обучения по профессии «Маляр строительный, штукатур, облицовщик-плиточник» с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида) и для того чтобы подготовить конкурентоспособного рабочего на занятиях учебной практики применяю такие технологии через внедрение которых можно добиться максимального результата.

В группе 13 человек, группа смешанная 5 девушек, 8 юношей. Образовательный процесс выстроен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с целью создания благоприятных условий для профессионального обучения, реабилитации и адаптации подростков с нарушениями в умственном и физическом развитии.

Особенности психофизического развития лиц с ограниченной возможностью здоровья поступающих на обучение по профессии «Маляр строительный, штукатур, облицовщик-плиточник» проявляются в основной характеристике учебно-познавательной деятельности.

Уровень развития внимания весьма низок, внимание рассеянное. Восприятие и ощущения формируется замедленно и с большим количеством недостатков (замедленный темп умственной работоспособности). Низок темп зрительного восприятия, для данных обучающихся характерно нарушение памяти. Чтобы прочно усвоить тему, им необходимо многократное повторение, так как у них ослаблена регулирующая функция мышления. Быстрая утомляемость, редко замечают свои ошибки, не умеют сопоставить свои мысли и действия. Большие затруднения представляют виды письменной деятельности под диктовку, им легче переписывать текст.

Вместе с тем, обучающиеся имеют устойчивый интерес к практической деятельности, что при оптимальной нагрузке компенсирует их умственную отсталость. Для облегчения освоения трудовых навыков предоставляю свободный темп работы, добиваясь автоматизации действий с применением норм выработки. При обучении практических навыков использую наглядно-практический метод обучения. Словесная передача учебной информации является лишь дополнением к практическим и наглядным методам. В результате формируется трудовой стереотип, который способствует успешной врабатываемости.

В рамках реализации практико-ориентированного обучения стараюсь создать такую обстановку на уроке, которая погружает студентов в профессиональную среду, соотносит их представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным временем, способствует развитию способности применения теоретических знаний на практике, выполнению определенных профессиональных и социальных функций, позволяет студентам упражняться в профессиональной деятельности.

Впервые месяцы учебной практики, которые проходят в мастерских техникума, основной формой учебной практики является фронтальная работа. Она заключается в том, что все студенты выполняют одинаковые задания. При такой форме мастер проводит единый вводный инструктаж, объясняя особенности работы, предупреждает о, типичных ошибках при этом опирается единые нормы в производственных условиях, коллективно обсуждаются причины неудач и ошибок. Такая коллективная работа студентов способствует восприятию одними обучающихся удачных приемов у других и поиску выхода из затруднения за счет обмена опытом. Здесь необходимо дать студентам возможность высказаться, пусть даже неправильно, а при выполнении задания стараться стимулировать первые удачи. Это создает ситуацию успеха, развивает у студентов познавательный интерес, чувство удовлетворенности своей работой. И здесь мастер уделяет особое внимание налаживанию психологической совместимости, созданию в группе атмосферы товарищества и взаимного уважения. Проявляя наблюдательность и педагогический такт, мастер ровно и одинаково доброжелательно относится ко всем, опираясь на актив.

Затем на уроках учебной практики предполагаю работу в парах. Комплектуются пары с учетом пожеланий и способностей (сильный и слабый). Работая в паре, студенты могут помогать и обсуждать задание, проверять и оценивать работу. Это развивает у них взаимопомощь, поддержку и терпимость. Работой группы на занятии руководит студент (бригадир), эти функции выполняются поочерёдно, что соответствует реалиям трудовой жизни, когда необходимо и руководить, и подчиняться. Все работают под контролем мастера, который помогает разрешить проблемные ситуации. Это создаёт атмосферу сотрудничества и духа взаимопомощи. При этом мастер контролирует работу в парах и отмечает индивидуальные результаты каждого.

Формирую смешанные бригады, куда включаются и «сильные», и «средние», и «слабые» обучающиеся. Контролирую, чтобы в состав их вошли обучающиеся, отношения, между которыми носят доброжелательный характер. Сущность бригадной организации труда в том, что члены бригады, выполняя свои задания, добиваются выполнения общего для всей бригады производственного задания (учебно- производственные работы составлены на основании ЕНиР8), что сказывается на повышении производительности и качества работы, расширении возможностей для взаимопомощи и коллективной творческой активности обучающихся.

В рамках практико-ориентированного обучения развивается внутренняя мотивация студента, так как появляется возможность свободного выбора способов решения обсуждаемой проблемы; студенты ощущают собственную компетентность; переживают собственную автономию.

Производственная (профессиональная) практика является составной частью практико-ориентированного обучения. Практика проводится по профилю специальности непосредственно на предприятии, в организации, учреждении. На практике студенты приобретают первоначальный опыт профессиональной деятельности по своей специальности.

В процессе прохождения практики у студентов формируются профессиональные умения и навыки; систематизируются знания путем их применения на деле; расширяется кругозор благодаря изучению работы конкретных предприятий и учреждений.

Выполнение студентами индивидуальных заданий в ходе прохождения практики, сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формирует у студента первоначальный самостоятельный профессиональный опыт. Материал, подобранный студентом в ходе практики, используется в дальнейшем при курсовом проектировании.

Для оценки профессионально-личностных качеств проводится квалификационный экзамен, позволяющий провести оценку, еще на этапе обучения. Это соответствует не только требованиям ФГОС, но и требованиям, которые предъявляет жизнь к выпускникам техникума, а именно получение практико-ориентированных навыков в процессе прохождения обучения.

Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО при Министерстве образования и науки Российской Федерации утверждены «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса». Реализация основных положений, содержащихся в этом документе, в определенной степени способствует разрешению проблем, существующих в образовательной подготовке инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональной деятельности.

Обозначим некоторые из этих проблем.

На сегодняшний день недостаточно разработана нормативно-правовая база деятельности профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО), ведущих обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Нормы по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами должны быть закреплены в локальных нормативных актах ПОО. Образцов подобных локальных актов не существует.

Осуществление названных требований позволит упорядочить нормативно-правовую базу деятельности ПОО в данном направлении.

Сегодня по-прежнему одним из актуальных остается вопрос о разработке ФГОС профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Их психофизиологические особенности должны определять трудоемкость, продолжительность и эффективность процесса обучения. В этих стандартах должны быть прописаны различные модели и формы (индивидуальное, интегрированное, инклюзивное, дистанционное обучение) внутренних структур профессиональных образовательных организаций. С учетом психофизических и психофизиологических особенностей инвалидов должны быть обоснованы требования к результатам освоения ОПОП по профессии СПО или специальности.

Кроме этого, особое внимание следует уделить обеспечению обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Необходимо разработать индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучающихся с ОВЗ и инвалидов с учетом того, что возможно увеличение сроков обучения этой категории лиц.

Новые подходы в организации профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в нашей стране не исчерпываются вышеуказанными мероприятиями, требованиями и рекомендациями.

Комплексная реабилитация в условиях профессиональной образовательной организации СПО становится одной из основных задач деятельности техникума.

Из вышесказанного следует, что главная цель уроков учебной практики состоит в том, чтобы каждый студент обладал высокой квалификацией, профессионализмом, раскрыл свои индивидуальные способности и, как следствие, видел перспективу своего развития, стремился к профессиональному росту, чувствовал себя уверенно на рынке труда, стал

конкурентоспособным специалистом. Для создания практико-ориентированного взаимодействия мастеру необходимо верить и доверять студентам, стимулировать и поддерживать их стремление к саморазвитию.

Ссылки на источники:

1.Патрушев С.Б., Птушкин Г.С., Траулько Е.В., Пустовой Н.В. Теоретические основы формирования государственных (специализированных) образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья.// Среднее профессиональное образование. 2009, № 1.

2.Требования к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе требования к средствам обучения и воспитания. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3.Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования.// Инновации в проф

4.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.

5. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012, www.sisp.nkras.ru

6.Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ - 2011. - № 1 (0,6 п. л.).

7.Скамницкий А.А., Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании, М., 2006. - 247 с.

8.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

Shefer Svetlana

Master

Odesskoe Agricultural College, Bunyakovka

Practice-Oriented Training for Students with Disabilities.

Abstract. The main goal in this approach is the optimal model (technology) that combines the application of theoretical knowledge in solving practical problems and associated with the formation of competence of the young worker. The creation process of practice-based learning will provide an opportunity very precisely to bring the content of training courses to future profession, possibility of build a holistic educational process; will create conditions for the purposeful formation of competitiveness of future employees with disabilities.

Keywords: practice-based learning, educational process, training of disabled persons and persons with disabilities, the trajectory of development of educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.