О ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ЧЕШКО С.Л.
В статье представлен пошаговый алгоритм проектирования образовательных программ профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе модульно-компетентностного подхода, а также структура плана учебного процесса.
The article presents stepwise algorithm for projection of educational vocational training programs for people with disabilities on the basis of modular-competence-based approach, as well as a plan of the educational process.
Возможности в профессиональной подготовке выпускников специальных (коррекционных) школ ограничены. Это проявляется в узком круге видов доступного профессионального труда и уровне квалификации, в медленном темпе освоения программы, ограничениях при овладении учебным материалом на достаточном уровне для организации самостоятельной деятельности. Что, однако, не отрицает реальной способности лиц с умственной отсталостью к овладению несложными профессиями и возможности успешной трудовой деятельности в условиях производства.
Повышение требований к качеству, производительности и мобильности труда рабочих в современных условиях производства требуют:
- изменения действующей системы трудовой подготовки в условиях школы,
- более тесной интеграции систем профессионально-трудовой подготовки школы, профессионального обучения в условиях профессионального образовательного учреждения и предприятий,
- содержательного и технологического совершенствования профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования,
- создания условий развития личностных качеств лиц с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения успешной социализации и интеграции в профессиональный социум.
Отсутствие современной нормативной базы, а именно учебно-планирующей документации
профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья, актуализирует необходимость поиска и анализа имеющегося опыта работы отдельных образовательных учреждений профессионального образования, разработки и апробирования образовательных программ по различным профессиям: «Маляр, штукатур», «Столяр строительный, плотник», «Облицовщик-плиточник, облицовщик синтетическими материалами», «Овощевод, цветовод», по которым осуществляется подготовка в ГБОУ НПО СО Социально-профессиональный лицей «Строитель».
Алгоритм проектирования образовательной программы профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья
Образовательная программа профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается и утверждается образовательным учреждением. Программа согласовывается с работодателями, со специальным (коррекционным) образовательным учреждением, в котором осуществляется трудовое обучение, предпрофильная и профильная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья. Содержание программы может корректироваться на основе анализа потребностей в умениях, востребованных на рынке труда.
Образовательная программа профессиональной подготовки представляет собой совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие воспи-
тание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной практики (производственного обучения) и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий, фонд оценочных средств.
Ведущим принципом построения образовательных программ профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе модульно-компетентностного подхода является принцип постоянной обратной связи разработчиков программ с требованиями работодателей к умениям и знаниям работников. Информация об этих требованиях может быть получена на основе маркетинговых исследований из двух источников: во-первых, анализ рынка труда и, во-вторых, анализ потребностей в умениях.
1 шаг. Анализ рынка труда и потребностей в умениях.
После выявления функций, т.е. реальных действий, выполняемых работником определенной профессии различных уровней квалификации (базовый разряд - 2, повышенный - 3 разряд), и тех компетенций, которые необходимы для выполнения этой профессиональной деятельности, составляется так называемая функциональная карта профессии. Выявленные функции в дальнейшем будут положены в основу разработки образовательной программы профессиональной подготовки, так как представляют собой набор необходимых компетенций работника, которые будут результатами обучения.
2 шаг. Составление функциональной карты профессии.
Следующим необходимым шагом будет анализ квалификационных требований к работникам определенных профессий в соответствии с разрядами (2, 3 квалификационный разряд), представленными в едином тарифно-квалификационном справочнике. Примеры отраслевых выпусков ЕТКС:
- единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 2, (II). Разделы: «механическая обработка металлов и других материалов», «металлопокрытия и окраска»,
«эмалирование», «слесарные и слесарно-сборочные работы».
- единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 3. Раздел:
«Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы».
ЕТКС содержит тарифно-квалификационные характеристики, сгруппированные в выпуски и разделы по производствам и видам работ, независимо от того, на предприятиях какого министерства (ведомства) эти производства или виды работ имеются. В ЕТКС, как правило, каждая профессия встречается только в одном из разделов, за исключением случаев, когда необходимо именовать профессию в точном соответствии со списком производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготную государственную пенсию.
При анализе необходимо выделить те требования к присвоению повышенного разряда, которые могут быть освоены лицами с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от вида (I - VIII) и включены в образовательную программу в качестве вариативной составляющей.
3 шаг. Анализ квалификационных требований.
Анализ федерального государственного образовательного стандарта по профессии, который представляет собой комплекс требований с минимальным прописыванием содержания и с минимальным указанием на конкретные дисциплины, включает комплекс общих и профессиональных компетенций, которые должен освоить выпускник. Необходимо определить компетенции, которыми могут овладеть лица с ограниченными возможностями здоровья с учетом психофизических особенностей.
4 шаг. Анализ содержания федерального государственного образовательного стандарта.
Знакомство с методическими рекомендациями по профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья и выделение особенностей освоения учебного материала теоретического цикла, практического обучения. Выделение видов работ, которые не могут быть выполнены данной категорией обучающихся, ограничениями выполнения отдельных видов работ, видов работ, которые могут быть выполнены без ограничений. Соотнесение их с квалификационными требованиям по разрядам, умениями, определенными в функциональной карте, требованиями федерального государственного образовательного стандарта по профессии.
5 шаг. Выделение видов деятельности, необходимых и доступных для освоения лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональный модуль является совокупностью осваиваемых компетенций, определённых ФГОС НПО. В свою очередь, профессиональная компетенция - это знания, умения и практический опыт по определённому виду деятельности. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо выделить только те профессиональные компетенции, которые могут быть освоены ими на теоретическом и практическом обучении в соответствии с особенностями психофизического развития. Общепрофессиональный цикл определяет дисциплины, соответствующие данным компетенциям и обеспечивает освоение теоретических основ вида деятельности.
6 шаг. Определение профессиональных компетенций основных модулей, тем дисциплин теоретического цикла, соответствующих данным компетенциям.
Преемственность профессионального обучения запрашивает выстраивание логики формирования результата, представленного профессиональными и общими компетенциями, которое происходит в рамках всех циклов профессиональной программы по профессии от школы до обучения в учреждении профессионального образования. Анализ школьной программы трудового обучения предполагает выделение профессиональных компетенций, осваиваемых на данном уровне и имеющих место в профессиональной подготовке, отсев тех умений, которые не могут быть освоены учащимися (возрастные особенности, несостоятельность материальной базы, невостребованность на рынке труда).
7 шаг. Анализ программы трудового обучения специальной (коррекционной) школы по профилю подготовки.
Модульно-компетентностный подход предполагает использование деятельностных технологий, т.е. предпочтение освоению практических умений и приобретение производственного опыта. Изучение теоретических основ должно быть достаточным для выполнения конкретного вида деятельности. В целях осознания учащимися необходимости изучения дисциплины и увеличения времени на практическое освоение компетенции предлагается проведение интегрированных и бинарных занятий.
8 шаг. Определение соотношения объема теоретического обучения и практической подготовки, производственной практики.
Реализация модульно-компетентностного обучения в процессе проектирования основной профессиональной образовательной программы предполагает разработку:
- структуры модульной программы, отражающей основные требования образовательного стандарта по дисциплинам учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по профессии, определяемую работодателем;
- учебных и методических материалов для обучающихся, преподавателей и мастеров производственного обучения на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности;
- системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения, применяемой с учетом соответствующих принципов и механизмов.
9 шаг. Структурирование образовательной программы.
Для разработки программы профессионального модуля (ПМ) необходимо выделить все компетенции, которые окончательно формируются в рамках модуля.
Каждый модуль должен отражать планируемые результаты обучения (деятельность обучающегося), содержание обучения (критерии деятельности и оценки), формы и методы обучения. Границы модуля при его разработке определяются уровнем компетентности, т. е. совокупностью теоретических знаний и практических навыков, которые обучающийся должен продемонстрировать после изучения модуля [1, с.9].
Раздел профессионального модуля - часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний. Оформление разделов модуля осуществляется на основе формируемых компетенций.
Оформление программы рекомендуется осуществлять на основе подходов к оформлению в соответствии с требованиями ФГОС НПО, что обеспечит единство подходов к структурированию содержания программ.
«При этом необходимо избегать дублирования материала в рамках взаимосвязанных программ общепрофессиональных дисциплин и модулей, предусматривать повышение уровня усвоения того или иного материала, которое начинается при изучении общепрофессиональных дисциплин и продолжается при освоении модуля» [1, с.10].
10 шаг. Разработка профессионального модуля.
Разработка фонда оценочных средств, которая предполагается структурой образовательной программы профессиональной подготовки, предусматривает оценку образовательных результатов в рамках модульно-компетентностного подхода, которая также обладает своими особенностями.
Во-первых, оценка производится независимо по каждому конкретному модулю. Процедура оценивания предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по данному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции.
Во-вторых, оценка базируется на критериях, при этом критерии оценки заранее определяются и формулируются в терминах результатов деятельности - задач модуля.
Оценка компетенций, в отличие от экзаменационных испытаний, ориентированных на выявление объема и качества усвоенных знаний, предполагает приоритетное использование объективных методов диагностики деятельности [1, с.13].
11 шаг. Разработка критериально-оценочной системы профессиональных модулей.
Большую роль в основной профессиональной образовательной программе играет освоение компетенций на трех уровнях: ознакомительном (узнавание ранее изученных объектов и свойств), репродуктивном выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) и продуктивном (проблемном) планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) уровнях, что необходимо учитывать при разработке оценочного инструментария.
12 шаг. Разработка плана учебного процесса.
Отдельным этапом в разработке образовательной программы является разработка плана учебного процесса.
Считаем целесообразным рассмотреть примерные требования к содержанию учебного плана, определить примерные дисциплины, необходимые и возможные для освоения учащимися с огра-
ниченными возможностями здоровья, исходя из опыта деятельности образовательных учреждений профессионального образования, а также на основе комплектов учебной документации для профессиональной подготовки рабочих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья [2, 3,
4, 5, 6, 7].
Учебный план по профессиям рабочих для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью) предполагает срок обучения не менее 2 лет при обязательной нагрузке не более 34 часов в неделю. Содержание учебного плана ориентировано на требования квалификационных характеристик Единого тарифно-квалификационного справочника соответствующих профессий, потребностей рынка труда и запросов работодателей, с учетом норм федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования и ориентировано на подготовку рабочего с уровнем квалификации 2-3 разряда, при этом 2 разряд является базовым (на примере образовательной программы профессиональной подготовки «Маляр, штукатур»).
Программа профессиональной подготовки для лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе структуры, заложенной в федеральных государственных образовательных стандартах начального профессионального образования, предусматривает:
- общеобразовательную подготовку (в том числе коррекционно-развивающей направленности в части теоретической подготовки);
- профессиональную подготовку.
- факультативы (в том числе коррекционно-развивающей направленности в части теоретической и практической подготовки);
- промежуточную аттестацию;
- государственную итоговую аттестацию;
- консультации.
Общеобразовательная подготовка может включать следующие предметы:
- Основы Российского законодательства;
- Основы информатики;
- Эффективное поведение на рынке труда (речевой практикум);
- Основы естествознания;
- Черчение с элементами художественного дизайна;
- Математика в профессии;
- Урал. Человек. Истоки;
- Психология профессионального общения;
- Народные художественные промыслы;
- Основы безопасности жизнедеятельности;
- Физическая культура.
Профессиональная подготовка включает:
Общепрофессиональный цикл:
- Основы материаловедения;
- Основы электротехники;
- Основы строительного черчения;
- Основы технологии отделочных строительных работ;
- Основы экономики строительства;
- Охрана труда с правилами электротехнической безопасности;
- Основы экологических знаний;
- Безопасность жизнедеятельности.
Профессиональный цикл.
Профессиональные модули (междисциплинарный курс (МДК), учебная практика (производственное обучение) в учебно-производственных мастерских, производственная практика в условиях предприятия.
Профессиональный модуль 1.
МДК «Технология штукатурных работ».
Учебная практика по овладению компетенциями модуля.
Производственная практика на предприятии.
Профессиональный модуль 2.
МДК «Технология малярных работ».
Учебная практика по овладению компетенциями модуля.
Производственная практика на предприятии.
Факультативы:
Тренинг личностного роста.
Социальная адаптация.
Основы проектировочной деятельности.
Домашний менеджмент.
Дизайн внутренних помещений.
Объем учебного времени, отводимого на освоение программы, в рамках предлагаемой структуры представлен в таблице (Таблица 1).
Таблица 1. Объем учебного времени, отводимого на освоение программы, в рамках плана учебного процесса
Раздел Примерный объем часов (1 вариант) Примерный объем часов (2 вариант) Примерный объем учебного времени
Общеобразовательная подготовка 579 часов 590 часов 22 %
Профессиональная подготовка 2028 часов 2102 часа 78%
В том числе:
Теоретическое обучение 516 часов 548 часов 20%
Учебная практика 1224 часа 618 часов 47%-23%
Производственная практика 288 часов 936 часов 11%-35%
Итого обязательного обучения 2607 часов 2692 часа
Промежуточная аттестация предусмотрена в рамках часов практики 34 часа
Государственная итоговая аттестация 24 часа 34 часа
За рамками расписания:
Факультативы 100 часов 156 часов
Консультации 60 часов 200 часов
Соотношение теории и практики 42 % / 58 % 42%/58%
Соотношение общеобразовательной и профессиональной подготовки 22%/78% 22%/78%
Примечание 1: вариант 1 рассматривается из опыта работы ПУ № 15 г. Шадринска Курганской области, 2003 год, комплект учебной документации допущен Министерством образования Российской Федерации в качестве примерной учебно-программной документации для профессиональной подготовки рабочих. Протокол № 9 от « 22 » мая 2003 г.
Примечание 2: вариант 2 рассматривается из опыта работы ГБОУ НПО СО «Социально-профессиональный лицей «Строитель»» г. Екатеринбург, 2011 год, комплект учебной документации разработан в рамках реализации программы развития образовательного учреждения 2007-2010 гг. «Комплексное сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в процессе получения ими профессионального образования», апробирован в рамках деятельности базовой площадки ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования».
Примечание 3: в варианте 2 часы производственной практики увеличены с целью создания условий социализации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональный социум при индивидуальном комплексном сопровождении.
Учебная практика (производственное обучение) проводится образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуется, чередуясь с теоретическими занятиями, в рамках профессиональных модулей. Раздел «Производственная практика» реализуется в течение 1-го и 2-го курсов. Производственная практика проводится образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуется концентрированно на предприятиях ремонтно-строительного направления, жилищно-коммунального хозяйства города.
График производственного обучения составляется образовательным учреждением и ежегодно корректируется.
Раздел «Промежуточная аттестация»- 34 часа (одна неделя) проходит в форме поэтапных квалификационных испытаний по окончании профессионального модуля. Обучающиеся демонстрируют овладение общими и профессиональными компетенциями маляра, штукатура в учебнопроизводственной мастерской, на объектах лицея. По полностью освоенным компетенциям обучающимся выдаются сертификаты, которые они вкладывают в свое Портфолио для предъявления на государственной итоговой аттестации.
Раздел «Государственная итоговая аттестация» - 34 часов, проводится по завершении обучения в форме выполнения выпускной практической квалификационной работы и защиты выпускной письменной квалификационной работы (в форме пояснительной записки к выпускной практической квалификационной работе).
Согласно требованиям ФГОС для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются консультации (индивидуальная, групповая форма по выбору образовательного учреждения) в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 51 академический час в неделю при 34-часовой недельной нагрузке для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включает все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению образовательной программы профессиональной подготовки. В учебном плане ОП ПП «Маляр. Штукатур» отражена нагрузка, отведенная под факультативные занятия в объеме 2 часа в неделю, то есть на весь курс обучения запланировано 156 часов. Темы факультативных занятий и их учебные планы формируются по запросам обучающихся в первую неделю сентября.
Содержание рабочих учебных программ, по которым осуществляется профессиональная подготовка, разрабатывается педагогами лицея, рассматривается на заседаниях методических объединений и утверждается заместителем директора. В связи с отсутствием специальных учебных пособий для профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья, преподавателями теоретической подготовки разработаны рабочие тетради по предметам «Черчение», «Основы экологии», электронные презентации по темам, демонстрационные фильмы, опорные конспекты, ситуационные задания, сценарии ролевых игр. Мастерами производственного обучения разработаны технологические карты, рабочие листы.
Таким образом, содержание образовательной программы профессиональной подготовки, план учебного процесса отражают особенности подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- преобладание практической профессиональной подготовки над теоретической,
- преобладание профессиональной теоретической подготовки над общеобразовательной,
- коррекционно-развивающая направленность предметов общеобразовательной подготовки и факультативов,
- наличие консультаций для эффективного индивидуального сопровождения обучающихся в процессе освоения программы,
- наличие отдельного блока «Безопасность жизнедеятельности»,
- расширенный блок «Физическая культура» с элементами адаптивной физкультуры,
- наличие лабораторных и практических работ (до 50 %) в структуре междисциплинарного курса. Данные материалы могут быть использованы педагогами и руководителями для проектирования образовательных программ профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Библиографический список:
1. Темняткина О.В. Методика проектирования основной профессиональной образовательной программы ОУ НПО и СПО на основе ФГОС нового поколения. Методическое пособие. [Текст]/О.В.Темняткина, - Екатеринбург: ИРО, 2011.
2. Комплект учебной документации для профессиональной подготовки рабочих по профессии «Маляр строительный» из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве примерной учебнопрограммной документации для профессиональной подготовки рабочих. Протокол № 3 от « 17 » марта 2004 г. - М., 2004.
3. Кравченко Л.А. Опыт создания информационно-методических условий для организации учебного процесса по образовательным программам профессиональной подготовки учащихся с ОВЗ на основе требований ФГОС [Текст] // Обновление содержания и технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов Всерос. науч.-практ. конференции: в 2 ч. Ч.1/ Гос.бюджетное образоват.учреждение доп.проф.образования Свердл. обл. «Институт развития образования». - Екатеринбург: ИРО, 2011.
- С. 289-291.
4. Кулишова Г.П. Оценка качества обучения в условиях коррекционного отделения профессионального училища: Методическое пособие. [Текст]/Г.П.Кулишова, Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2004.- 76 С.
5. Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. [Текст]/Г.П.Кулишова - М., 2006.- 104 С. (Коррекционная педагогика).
6. Чешко, С.Л. Педагогическое сопровождение учащихся-выпускников специальных (коррекционных) школ 8 вида в профессиональном образовании и роль работодателя в этом процессе. [Текст]/С.Л.Чешко //Научно-методическое сопровождение региональной системы начального и среднего профессионального образования: педагогический поиск: сборник материалов региональной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч.!./Екатеринбург: ИРРО, 2007. - с.385-388.
7. Чешко С.Л. Профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья. [Текст] /С.Л.Чешко//Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- 2011.- № 9.- С. 219-234.
8. Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей НПО и СПО на основе ФГОС НПО и ФГОС СПО, утвержденных 28 сентября 2009 г. директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования и науки РФ И.М. Реморенко.
Ключевые слова: образовательные программы, профессиональная подготовка, лица с ограниченными возможностями здоровья.
Keywords: educational programs, vocational training, people with disabilities.