SOCILOGICAL SCIENCES
PRACTICAL ORIENTED WORK ON THE REGULATION OF THE ADVERSE PSYCHOEMOTIONAL STATE OF ADOLESCENTS BY ART TREATMENT MEANS Hrychev A.Yu. (Russian Federation) Email: Hrychev441 @scientifictext.ru
Hrychev Anton Yuryevich - Social Teacher, STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE CITY OF MOSCOW SCHOOL № 887, MOSCOW, Graduate Master Degree (psychological and pedagogical education), DEPARTMENT OF SOCIAL AND AGE PSYCHOLOGY, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION TAMBOV STATE UNIVERSITY NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN, TAMBOV
Abstract: the article analyzes the experimental work with students of adolescence. Namely, the effectiveness of art therapy classes in order to correct their adverse psycho-emotional state in five components: anxiety, frustration, aggressiveness, rigidity, self-doubt. The experimental results described in the article suggest that art therapy sessions with adolescents, in order to correct their psycho-emotional sphere, are effective. This study will be useful and interesting in psychological and educational practice.
Keywords: art therapy, adolescence, pedagogy, psychology, experimental work, socialization.
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОТА ПО РЕГУЛЯЦИИ
НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ Хрычев А.Ю. (Российская Федерация)
Хрычев Антон Юрьевич - социальный педагог, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
Школа № 887, г. Москва, соискатель академической степени магистра (психолого-педагогическое образование), кафедра социальной и возрастной психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов
Аннотация: в статье анализируются опытно-экспериментальная работа с обучающимися подросткового возраста. А именно, эффективность занятий арт-терапией с целью коррекции их неблагоприятного психоэмоционального состояния по пяти компонентам: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность, неуверенность в себе. Описанные в статье результаты эксперимента позволяют утверждать, что арт-терапевтические занятия с подростками, с целью коррекции их психоэмоциональной сферы, являются эффективными. Данное исследование будет полезным и интересным в психолого-педагогической практике.
Ключевые слова: арт-терапия, подростковый возраст, педагогика, психология, опытно-экспериментальная работа, социализация.
УДК 37.013.42
Данная работа проводилась в ГБОУ «Школа № 887» города Москвы. В эксперименте приняло участие 52 подростка: мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 14 лет. 26 обучающихся составляют экспериментальную группу, где после
исследования показателей критериев психоэмоциональной сферы будет апробирована арт-терапевтическая программа. И 26 обучающихся другого класса составляли контрольную группу.
Целью данного этапа работы являлось измерение компонентов психоэмоциональной сферы подростков до и после экспериментального исследования с применением программы арт-терапевтического воздействия [14].
Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов. Констатирующий этап ставил задачу изучения исходного состояния компонентов психоэмоциональной сферы подростков с помощью наблюдения и тестирования. Задача формирующего этапа эксперимента предусматривала практическое изменение психоэмоциональной сферы подростков посредством арт-терапевтического воздействия на специальных занятиях. На контрольном этапе выявлялись конечные результаты изменения психоэмоциональной сферы подростков в комплексе составляющих её компонентов.
На констатирующем этапе эксперимента были определены компоненты психоэмоциональной сферы подростков: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность, неуверенность в себе [5].
На констатирующем этапе эксперимента подросткам также были предложены два теста Г.Ю. Айзенка, адаптированные к проводимому исследованию. В первый из них входили вопросы, направленные на выявление:
- различных психических состояний;
- отношения подростка к различным трудностям;
- особенностей поведения;
- умения быстро (медленно) переключаться с одного состояния на другое.
Вопросы первого теста были разбиты на четыре блока:
I блок (с 1 по 10 вопрос) - выявляли уровень тревожности;
II блок (с 11 по 20 вопрос) - определяли степень фрустрации;
III блок (с 21 по 30 вопрос) - раскрывали величину агрессивности;
IV блок (с 31 по 40 вопрос) - выявляли уровень ригидности.
Вопросы второго теста были направлены на выявление степени неуверенности в себе [2].
Результаты проведенного наблюдения и тестирования участников экспериментальной группы позволили выявить исходный уровень развития компонентов психоэмоциональной сферы подростков на контрольном этапе. Агрессивность подростков представлена следующим образом: низкий уровень имеют 20% опрошенных, 8% - уровень ниже среднего, средний уровень был выявлен у 54% детей, уровень выше среднего у 10% и высокий уровень зафиксирован у 8% тестируемых. Выявлены следующие уровни развития ригидности: низкий уровень у 8% подростков, уровень ниже среднего у 10%, средний уровень имеют 58%, уровень выше среднего наблюдается у 14% ребят и высокий уровень у 10%. Тревожность представлена так: низкий уровень выявлен у 23% опрошенных, уровень ниже среднего у 21%, средний уровень обнаружен у 40% детей, уровень выше среднего у 16%, высокого уровня зафиксировано не было. Уровни фрустрации представлены таким образом: низкий уровень имеют 16% тестируемых, 20% - уровень ниже среднего, средний уровень выявлен у 32% подростков, уровень выше среднего у 18% и высокий уровень обнаружен у 14% респондентов. При определении неуверенности в себе обнаружились следующие уровни: 7% - низкий уровень, 12% - уровень ниже среднего, средний уровень имеют 23% опрошенных, уровень выше среднего был выявлен у половины испытуемых и высокий уровень зафиксирован у 8% подростков.
Результаты проведенного наблюдения и тестирования участников контрольной группы позволили выявить исходный уровень развития компонентов психоэмоциональной сферы подростков на контрольном этапе. Агрессивность подростков представлена следующим образом: низкий уровень имеют 22%
опрошенных, 7% - уровень ниже среднего, средний уровень был выявлен у 52% детей, уровень выше среднего у 12% и высокий уровень зафиксирован у 7% тестируемых. Выявлены следующие уровни развития ригидности: низкий уровень у 9% подростков, уровень ниже среднего у 11%, средний уровень имеют 56%, уровень выше среднего наблюдается у 13% ребят и высокий уровень у 11%. Тревожность представлена так: низкий уровень выявлен у 22% опрошенных, уровень ниже среднего у 22%, средний уровень обнаружен у 41% детей, уровень выше среднего у 15%, высокого уровня зафиксировано не было. Уровни фрустрации представлены таким образом: низкий уровень имеют 15% тестируемых, 19% - уровень ниже среднего, средний уровень выявлен у 34% подростков, уровень выше среднего у 19% и высокий уровень обнаружен у 13% респондентов. При определении неуверенности в себе обнаружились следующие уровни: 8% - низкий уровень, 13% - уровень ниже среднего, средний уровень имеют 22% опрошенных, уровень выше среднего был выявлен у 49% испытуемых и высокий уровень зафиксирован у 8% подростков.
На втором формирующем этапе эксперимента с подростками проводилась работа, направленная на изменение их психоэмоциональной сферы.
С целью реализации развивающей деятельности, к работе была привлечена экспериментальная группа обучающихся.
Перед слушанием музыки и занятием другими видами арт-терапии, с подростками была проведена беседа в форме знакомства, во время которой обращалось пристальное внимание на манеру поведения и манеру общения ребят. Важным фактором являлось то, что для подростков не должно существовать шаблонов в понимании музыки и занятием другими видами деятельности. Каждый ребенок является личностью и зачастую именно новый взгляд на что-либо позволяет сделать открытие и наилучшим образом развить творческие и интеллектуальные способности [7].
Завершением формирующего этапа опытно-экспериментальной работы стало повторное тестирование по двум тестам Айзенка, которое должно было точно показать, насколько изменилось психоэмоциональное состояние подростков в контрольной и экспериментальной группах. Проведя эту часть работы, на контрольном этапе были проанализированы изменения в психоэмоциональной сфере подростков [11].
Результаты тестирования показали, что психоэмоциональное состояние подростков в контрольной группе по всем пяти критериям (агрессивность, ригидность, тревожность, фрустрация, неуверенность в себе) практически не изменились. Данная информация по каждому критерию в отдельности наглядно представлена в таблицах ниже.
Таблица 1. Агрессивность
Уровни (справа) Низкий (0-20%) Ниже среднего (20-40%) Средний (40-60%) Выше среднего (60-80%) Высокий (80-100%)
Результат до эксперимента 22% 7% 52% 12% 7%
Результат после эксперимента 20% 9% 53% 10% 8%
Таблица 2. Ригидность
Уровни (справа) Низкий (0-20%) Ниже среднего (20-40%) Средний (40-60%) Выше среднего (60-80%) Высокий (80-100%)
Результат до эксперимента 9% 11% 56% 13% 11%
Результат после эксперимента 10% 13% 53% 12% 12%
Таблица 3. Тревожность
Уровни (справа) Низкий (0-20%) Ниже среднего (20-40%) Средний (40-60%) Выше среднего (60-80%) Высокий (80-100%)
Результат до эксперимента 22% 22% 41% 15% 0%
Результат после эксперимента 20% 23% 43% 14% 0%
Таблица 4. Фрустрация
Уровни (справа) Низкий (0-20%) Ниже среднего (20-40%) Средний (40-60%) Выше среднего (60-80%) Высокий (80-100%)
Результат до эксперимента 15% 19% 34% 19% 13%
Результат после эксперимента 16% 18% 36% 20% 10%
Таблица 5. Неуверенность в себе
Уровни (справа) Низкий (0-20%) Ниже среднего (20-40%) Средний (40-60%) Выше среднего (60-80%) Высокий (80-100%)
Результат до эксперимента 8% 13% 22% 49% 8%
Результат после эксперимента 8% 14% 25% 46% 7%
Сводные результаты изменений по всем компонентам психоэмоциональной сферы подростков контрольной группы отражены в диаграмме ниже.
Рис. 1. Диаграмма. Контрольная группа
Результаты тестирования показали, что психоэмоциональное состояние подростков в экспериментальной группе по всем пяти критериям (агрессивность, ригидность, тревожность, фрустрация, неуверенность в себе) заметно улучшились. Данная информация по каждому критерию в отдельности наглядно представлена в таблицах ниже.
Таблица 6. Агрессивность
Уровни (справа) Низкий (0-20%) Ниже среднего (20-40%) Средний (40-60%) Выше среднего (60-80%) Высокий (80-100%)
Результат до эксперимента 20% 8% 54% 10% 8%
Результат после эксперимента 30% 26% 34% 6% 4%
Таблица 7. Ригидность
Уровни (справа) Низкий (0-20%) Ниже среднего (20-40%) Средний (40-60%) Выше среднего (60-80%) Высокий (80-100%)
Результат до эксперимента 8% 10% 58% 14% 10%
Результат после эксперимента 15% 22% 46% 10% 7%
Таблица 8. Тревожность
Уровни (справа) Низкий (0-20%) Ниже среднего (20-40%) Средний (40-60%) Выше среднего (60-80%) Высокий (80-100%)
Результат до эксперимента 23% 21% 40% 16% 0%
Результат после эксперимента 29% 36% 27% 8% 0%
Таблица 9. Фрустрация
Уровни (справа) Низкий (0-20%) Ниже среднего (20-40%) Средний (40-60%) Выше среднего (60-80%) Высокий (80-100%)
Результат до эксперимента 16% 20% 32% 18% 14%
Результат после эксперимента 22% 33% 24% 12% 9%
Таблица 10. Неуверенность в себе
Уровни (справа) Низкий (0-20%) Ниже среднего (20-40%) Средний (40-60%) Выше среднего (60-80%) Высокий (80-100%)
Результат до эксперимента 7% 12% 23% 50% 8%
Результат после эксперимента 9% 21% 34% 31% 5%
Сводные результаты изменений по всем компонентам психоэмоциональной сферы подростков экспериментальной группы отражены в диаграмме ниже.
Рис. 2. Диаграмма. Экспериментальная группа
Таким образом, полученные результаты позволяют утверждать, что арт-терапевтические занятия с подростками, с целью коррекции их психоэмоциональной сферы, являются эффективными. Данное исследование будет полезным и интересным в психолого-педагогической практике. Оно позволит организовать эффективную деятельность по регуляции неблагоприятного психоэмоционального состояния подростков средствами арт-терапии.
Список литературы /References
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1999. 672 с.
2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: «Эксмо пресс», 2000. 512 с.
3. Богомолов В.О. Тестирование детей: серия «Психологический практикум». Ростов н/Д: Феникс, 2004. 352 с.
4. Зимбардо Ф. Формирование самооценки / Самосознание и защитные механизмы личности. Самара: Изд. дом "Бахрах", 2003. 656 с.
5. ИльинЕ.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
6. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999. 256 с.
7. Коттлер Д., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб.: Питер, 2001. 424 с.
8. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика, 2000. № 9. С. 27-34.
9. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. М.: ВЛАДОС, 2001. Кн. 2: Психология образования. 608 с.
10. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академический Проект; Трикста, 2008. 400 с.
11. Соловьёва С.А. Профориентационные исследования личности школьника: учебное пособие к спецкурсу / под ред. М.И. Старова. Тамбов, 1992. 137 с.
12. Старикова С. Арт-терапевтические методы в школе // Народное образование, 2007. № 8. С. 193-197.
13. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства. / Самозознание и защитные механизмы личности. Самара: Изд. дом «Бахрах», 2003. 656 с.
14. Экспериментальная психология / пер. с франц. / ред.-составители П. Фресс и Ж. Пиаже. Выпуск 5. М.: Прогресс, 1975. 283 с.
15. Энциклопедический справочник медицины и здоровья / ред.-сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004. 960 с.
Список литературы на английском языке /References in English
1. Abramova G.S. Developmental psychology: a textbook for university students. M.: Academy, 1999. 672 p.
2. Bandura A., Walters R. Teenage aggression. Exploring the effects of parenting and family relationships. M.: "Eksmo press", 2000. 512 p.
3. Bogomolov V.O. Testing children: a series of "psychological practice". Rostov n / a: Phoenix, 2004. 352 p.
4. Encyclopedic handbook of medicine and health / ed.-comp. K. Lucis. M.: Russian Encyclopedic Partnership, 2004. 960 p.
5. Experimental psychology / Per. from French / ed. compilers P. Fress and J. Piaget. Issue 5. M.: Progress, 1975. 283 p.
6. Ilyin E.P. Emotions and feelings. SPb.: Peter, 2001. 752 p.
7. Kopytin A.I. Basics of art therapy. St. Petersburg: Lan, 1999. 256 p.
8. Kottler D., BrownR. Psychotherapeutic counseling. SPb.: Peter, 2001. 424 p.
9. Lebedeva L.D. Art Therapy in Pedagogy // Pedagogy. 2000. №9. P. 27-34.
10. Nemov R.S. Psychology: study guide for students. higher ped. studies. Institutions. M.: VLADOS, 2001. Book. 2: Educational Psychology. 608 p.
11. Petrushin V.I. Music psychology: a textbook for universities. 2nd ed. M.: Academic Project; Tricksta, 2008. 400 p.
12. Shibutani T. I-concept and self-esteem. / Self-awareness and protective mechanisms of personality. Samara: Ed. House "Bakhrakh", 2003. 656 p.
13. Solovyov S.A. Vocational orientation studies of the student's personality: textbook for the special course/ed. M.I. Starov. Tambov, 1992. 137 p.
14. Starikova S. Art therapy methods at school // Public Education, 2007. № 8. P. 193-197.
15. Zimbardo F. Formation of self-esteem / Self-consciousness and protective mechanisms of personality. Samara: Ed. House "Bakhrakh", 2003. 656 p.