Научная статья на тему 'Практико-ориентированная направленность профессиональной подготовки будущих психологов'

Практико-ориентированная направленность профессиональной подготовки будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PRACTICE-ORIENTED VOCATIONAL TRAINING / PRACTICE-ORIENTED EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE PSYCHOLOGISTS / PRACTICE-ORIENTED ORIENTATION OF VOCATIONAL EDUCATION / PRODUCTIVE TRAINING / PRODUCTIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугославская Александра Владимировна

Статья посвящена изучению сущности практико-ориентированной профессиональной подготовки будущих психологов. В работе анализируются основные теоретические аспекты концепции практико-ориентированного образования, обосновывается преимущество практико-ориентированной направленности профессионального образования будущих психологов в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бугославская Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED FOCUS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

The article is devoted to the study of the essence of practice-oriented professional training of future psychologists. The paper analyzes the main theoretical aspects of the concept of practice-oriented education, substantiates the advantage of practice-oriented orientation of professional education of future psychologists in higher education.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированная направленность профессиональной подготовки будущих психологов»

Профессиональной становление и формирование рефлексивных умений у будущих педагогов-психологов в вузе предполагает высокий уровень воспитания у них личностно-профессиональных качеств, от которых во многом зависит формирование их профессиональных качеств и компетенций.

Выводы. Таким образом, процесс рефлексии, как желание будущего педагога-психолога занять активную позицию по отношению к своей профессиональной деятельности, то есть к себе как к субъекту, позволяет осмыслить и оценить ее результативность и спрогнозировать дальнейшее развитие. формирование рефлексивных умений у будущего педагога-психолога будет более успешным, при соблюдении следующих условий: вооружение студентов знаниями, умениями и навыками рефлексии; формирование рефлексивного поведения будущего педагога как комплекс поступков и действий психолога; создание эффективных систем мотивации и стимулирования будущих педагогов-психологов; разработка и внедрение психолого-педагогических технологий в процесс профессиональной подготовки вуза.

Литература:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

2. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. - Пер. с англ. 1997.

3. Косов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие. - М.: Академический проект, 2008. - 240 с.

4. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций. - М.: Педагогика, 2006. - 120 с.

5. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. - Личность: внутренний мир и самореализация. - СПб.: Изд-во «Тускарора». - 1996. - 289 с.

6. Майерс Д. Интуиция. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.

7. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М., 2008. - 200 с.

8. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной - М.: ТЦ «Сфера», 1998. - 130 с.

9. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. - М, 1990. - 215 с.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Бугославская Александра Владимировна

Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Армянск)

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. Статья посвящена изучению сущности практико-ориентированной профессиональной подготовки будущих психологов. В работе анализируются основные теоретические аспекты концепции практико-ориентированного образования, обосновывается преимущество практико-ориентированной направленности профессионального образования будущих психологов в высшей школе.

Ключевые слова: практико-ориентированная профессиональная подготовка, практико-ориентированное образование, профессиональная подготовка будущих психологов, практико-ориентированная направленность профессионального образования, продуктивное обучение, продуктивные технологии.

Annotation. The article is devoted to the study of the essence of practice-oriented professional training of future psychologists. The paper analyzes the main theoretical aspects of the concept of practice-oriented education, substantiates the advantage of practice-oriented orientation of professional education of future psychologists in higher education.

Keywords: practice-oriented vocational training, practice-oriented education, professional training of future psychologists, practice-oriented orientation of vocational education, productive training, productive technologies.

Введение. Анализ Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования [7] и профессионального стандарта «Психолог» социальной сфере» [8] позволяет определить основные требования к профессиональной подготовке будущих психологов в высшей школе, а именно: будущий психолог в социальной сфере должен:

- обладать знаниями основных психологических дисциплин;

- иметь фундаментальные знания о коммуникативных системах и основах межличностного и профессионального общения;

- владеть концепциями гуманитарных и общественных наук и использовать их методы в различных сферах деятельности.

Изучение потребностей современного социума и специфики реализации подрастающим поколением своих потенциальных возможностей обусловила потребность в подготовке высокопрофессиональных психологов, способных работать в поликультурной среде и способствовать гармонизации отношений между молодежью и культурой общения в мировом пространстве.

В современных условиях актуализируется потребность формирования у будущих психологов следующих профессионально значимых качеств:

- высокой профессиональной компетентности;

- инициативности в решении нестандартных задач;

- мобильности;

- креативности;

- способности к самообразованию;

- способности к налаживанию контактов с субъектами профессиональной деятельности;

- способности понимать позицию других;

- умения опосредованно влиять на формирование целесообразного отношения к событиям;

- умения строить гармоничные межличностные отношения в профессиональной сфере;

- умения выступать фасилитатором в становлении ценностных ориентаций;

- высокого уровня речекоммуникативной личности.

Учет требований современного общества и государства актуализирует потребность реализации новой парадигмы профессиональной подготовки будущих психологов в высшей школе, одним из направлений которой является практико-ориентированная подготовка.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение сущности практико-ориентированной направленности профессиональной подготовки будущих психологов в высшей школе.

Изложение основного материала статьи. Осуществление профессионального образования будущих психологов, которые будут отвечать актуальным требованиям современного общества, обосновывает необходимость развития новых направлений профессиональной подготовки. Одним из них является практико-ориентированная направленность профессионального образования будущих специалистов.

Изучение сущности данного направления требует обращения к его истокам в теоретической научной литературе. Анализ теоретических источников позволяет констатировать наличие различных точек зрения на изучаемую проблему, среди которых особое внимание привлекает концепция практик. Теоретические основы концепции практик были заложены в научных трудах М. Хайдеггера [10].

Методология концепции практик переносит акценты из структуры общества и системы общественных отношений на деятельность обучающегося, вовлеченного в эту систему. Согласно рассматриваемой концепции, обучающийся является носителем определенной системы знаний, навыков и умений, реализуемых в действиях. Система практических действий, навыков и умений образует практическое знание, которое является первичным и служит основанием любого «теоретического» знания, основой научной, философской, этической и любой другой рефлексии.

Целесообразность применения основ данной концепции в системе профессиональной подготовки будущих психологов обосновывается следующим: специалист анализируемой нами профессиональной сферы решает практические проблемы, а не познает окружающую среду. Комплекс его практических действий и знаний, который рождаются в результате этих действий, составляют тот фон, ту реальную основу, на основе которой формируются различные знаковые системы, приобретая статус норм и стандартов.

По мнению С.А. Мамыченко, «действия и операции, многократно осуществляемые студентом в ходе практико-ориентированного обучения, интериоризируются с тем, чтобы в новых условиях вновь реализоваться вовне [6, с. 95].

Социальная действительность, с позиций практико-ориентированного подхода, - это сумма человеческих практик, навыков и умений. Так, в процессе овладения набором практических действий будущий психолог приобретает социальную и профессиональную определенность.

Согласно концепции М. Хайдеггера, любая практика состоит из единства трех компонентов:

- совокупности инструментов, предметов, используемых для выполнения определенной задачи, а также совокупности соответствующих знаний, навыков и умений индивида по их применению;

- социального пространства, которое ограничивает целесообразность, деятельность, выполняемую как единство практического задания, инструментов и навыков человека.

- вовлеченного в деятельность обучающегося, который приобретает в этом пространстве свою социальную и субъектную «идентичности» [10].

В данном исследовании мы разделяем мнение С.А. Мамыченко, который полагает, что «практико-ориентированное обучение направлено на овладение как психической, так и предметной деятельностью; оно не только способствует обогащению опыта, но формирует такие личностные структуры, которые позволят индивиду активно включиться в профессиональную деятельность» [6, с. 95].

Практико-ориентированная подготовка как система состоит из комплекса подсистем, включающего действия и операции, способствующие максимальному сближению учебной и профессиональной деятельности [6].

Практико-ориентированная профессиональная подготовка характеризуется совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных составляющих:

- концептуальной;

- содержательной;

- технологической;

- диагностической [2].

Практико-ориентированная подготовка должна реализовываться в четыре стадии.

1. На первой стадии актуализируется имеющейся у студента опыт и происходит получение нового на его основе. Обновление содержания и структуры психолого-педагогической подготовки в направлении усиления его практической ориентированности реализуется как приобретение смоделированного опыта профессионально важных ролей, которые актуальны для анализируемой нами профессии. В рамках данной стадии студенту обеспечивается возможность знакомства с профессионально важными ролями, принятия их как модели поведения в пределах профессии. Диагностика индивидуальных психологических особенностей обучающегося побуждает к рефлексии собственной готовности к реализации указанных ролей, стратегий и тактик профессионального самосовершенствования. Осознание будущим специалистом профессиональной роли позволяет ему критически оценить собственный уровень профессиональных притязаний, дает понимание того, что является истинно важным для будущей профессии.

Вследствие данных процессов формируется психолого-педагогическая компетентность, которая предусматривает ознакомление с психолого-педагогическим содержанием ролей в профессиональной деятельности, то есть с перечнем параметров, комплексом знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения соответствующих ролей [3]. Содержание анализируемой стадии связано с рефлексией имеющегося у личности опыта, приобретенных базовых теоретических знаний, опыта освоения межличностных ролей.

2. Следующая стадия реализуется в процессе профессиональной подготовки на старших курсах и в процессе практики. Воспроизведение усвоенных существенных свойств и социально-профессиональных отношений способствует отражению опыта, полученного студентом на предыдущем этапе. Новый опыт включается в умения и навыки, а также в структуру прошлого опыта. Так, в контексте данной стадии формируется опыт профессионально-ролевой деятельности будущего психолога.

3. В рамках третьей стадии проектируются наиболее целесообразные индивидуальные комплексы профессионально значимых ролей с учетом характера будущей профессиональной деятельности психолога в

социальной сфере. На данном этапе создаются условия для адаптации студентов к будущим профессиональным ролям. Иными словами, на данной стадии формируется ролевая профессиональная компетентность.

4. Четвертая стадия предусматривает апробацию профессиональной роли в процессе практики. В таком контексте во время практики происходят следующие личностные образования:

- конкретизируются предварительно сформированные абстрактные концепции и модели будущей профессиональной деятельности;

- происходит дальнейшее формирование и закрепление навыков и умений в системе нового освоенного практического опыта;

- апробируются знания и профессиональный опыт в профессиональных практических ситуациях [9].

Проанализировав теоретические аспекты практико-ориентированной направленности профессиональной

подготовки будущих специалистов, определим организационно-педагогические особенности указанного концептуального подхода в контексте проблемы реализации профессионального образования будущих психологов высшей школе. Так, практико-ориентированное обучение будущих психологов в высшей школе предусматривает расширение содержания базовых и профессионально-ориентированных психологических дисциплин с целью согласования их с содержанием тренинговых программ. Расширение практического компонента реализуется путем соблюдения межпредметных связей между профессионально-ориентированными дисциплинами.

В контексте данного исследования разделяем точку зрения теоретиков практико-ориентированного подхода в высшем образовании, подчеркивающих, что система практико-ориентированной подготовки будет эффективной при условии обеспечения ее соответствующей продуктивной технологией. Основные идеи продуктивных образовательных технологий создали предпосылки для развития образования, ориентированного на развитие и формирование личности. На основе указанных идей сформировались системы и средства продуктивного обучения. Такое обучение исследователи рассматривают как педагогическую технологию [4].

По мнению Н.Ф. Коряковцевой, практико-ориентированное обучение - это обучение, которое основано на овладении предметными знаниями в процессе практической деятельности и может рассматриваться как процесс совместной деятельности обучающегося и преподавателя, результатом которого является становление у обучающегося навыка смотреть на систему знаний через призму практического опыта, получение творческой самостоятельности и интеллектуальных стимулов, необходимых для профессиональной самореализации [5].

Продуктивное обучение - это такой образовательный процесс, который способствует привлечению будущих специалистов к тем сферам деятельности, которые они выбрали, и организует их деятельность по образовательной программе, разработанной вместе с профессионалами, учитывает практический опыт обучающихся [5].

Целью продуктивного обучения, по мнению Ю.В. Еремина, является развитие личности в обществе, а также совершенствование самого общества [4].

К особенностям продуктивной деятельности А.А. Востриков относит:

- умение обрабатывать большое количество информации, что невозможно без формирования продуктивного, творческого мышления;

- личностный и социальный рост будущих специалистов [1].

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим: одним из направлений эффективной инновационной парадигмы профессионального образования будущих психологов является практико-ориентированное обучение, которое, по нашему мнению, является наиболее целесообразной концептуальной основой формирования профессиональной компетентности будущего психолога. Внедрение практико-ориентированной модели профессиональной подготовки обусловлено необходимостью сочетания теории и практики. Практико-ориентированная подготовка предполагает перемещение акцента с учебной деятельности будущего специалиста на его самостоятельную производительную работу.

Реализация продуктивных образовательных технологий возможна только в практико-ориентированной среде вуза. В этой связи, по нашему мнению, перспективным является определение сущности и реализации практико-ориентированного обучения будущих психологов, способствующей внедрению практико-ориентированных инновационных моделей подготовки специалистов.

Практико-ориентированная подготовка будущих психологов будет успешной, если будет реализовываться путем использования продуктивных образовательных технологий.

Литература:

1. Востриков А.А. Основы теории и технологии компетентностного подхода в элитной школе. Авторская модель. Монография. Изд-во «Продуктивная педагогика». - Томск, 2006. - 218 с.

2. Горбунова Т.В. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности // Вестник ЧГПУ. 2010. №2. С. 93-101.

3. Григорович Л.А., Чернова О.Н., Гришечкина М.В., Билибина О.А. Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности учителя. Результаты эмпирического исследования // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 12-4. - С. 508-511

4. Еремин Ю.В. Принципы построения модели продуктивного обучения профессиональной коммуникации на иностранном языке в педагогическом университете / Ю.В. Еремин, A.B. Рубцова // Проблемы современной филологии и лингводидактики: сб. науч. трудов. - СПб., 2008. - С. 90-96.

5. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: Продуктивные образовательные технологии. - М.: Academia, 2010. - 192 с.

6. Мамыченко С. А. Практико-ориентированная модель обучения студентов в учебном процессе современного вуза // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2017. - № 2. - С. 92-98.

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2016 г. N 549 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры)» // http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/b010103.pdf

8. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N

38575) // http://psp.imc-nev.ru/dokumenty/137-ministerstvo-truda-i-sotsialnoj-zashchity-rossijskoj-federatsii-prikaz-о^24чуи1уа-20 15^-П-514П

9. Смирнова И. Э. Высшее образование в современном мире: тенденции, стратегии, модели обучения: монография / И. Э. Смирнова. - М., 2012. - 132 с.

10. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина. - Харьков: «Фолио», 2003. - 503 с.

Педагогика

УДК 378.1

доктор технических наук, профессор Бойченко Олег Валерьевич

Институт экономики и управления (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь); ассистент Смирнова Оксана Юрьевна

Институт экономики и управления (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

МЕТОДИКА НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В статье рассмотрен алгоритм научного исследования, основные этапы научного исследования, приведены трактовки и определения: актуальности, гипотезы, новизны, теоретических и методологических методы исследования, а также теоретическая и практическая значимость, необходимые при осуществлении исследования.

Ключевые слова: исследование, методы, актуальность, новизна, гипотеза, теоретическая значимость, практическая значимость, задачи исследования.

Annotation. The article considers the algorithm of scientific research, the main stages of scientific research, provides interpretations and definitions: relevance, hypotheses, novelties, theoretical and methodological methods of research, as well as the theoretical and practical significance required for the implementation of the study.

Keywords: research, methods, relevance, novelty, hypothesis, theoretical significance, practical significance, research objectives.

Введение. В современном мире, поток информации приходящийся на любого человека колоссален по своим объемам. Эта статья поможет начинающим ученым (аспирантам) немного разобраться в алгоритме, по которому необходимо осуществлять свое педагогическое исследование.

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера» -Джон Дьюи [3, с. 119].

Изложение основного материала статьи. Каждое научное исследование от творческой идеи до официального представления научного труда имеет неповторимую специфику. Однако всем исследованиям присущи общие особенности, которые включают универсальные последовательные процессы:

1. Выбор темы, обоснование ее актуальности и мониторинг ее разработанности; выбор объекта, предмета, определение цели и задач исследования.

2. Аккумуляция необходимой научной информации, поиск, изучение и анализ литературных источников; выбор направлений исследования.

3. Отработка гипотезы и теоретических предпосылок исследования, определение научного задания.

4. Подбор методов исследования, являющиеся инструментами получения фактических данных, необходимых условий достижения поставленной цели.

5. Обработка и анализ результатов экспериментального исследования.

6. Написание и оформление текста работы: введение, выводы, использованные источники, приложения.

7. Подготовка к защите и защита научного исследования.

Обоснование актуальности выбранной темы - первый этап исследования. Исследование -квалификационный авторский труд. Выбор темы, правильность понимания и оценка темы в своевременном аспекте, со стороны социальной значимости, основные характеристики научной зрелости и профессиональной подготовленности ученого [1, с. 67].

Актуальность исследования - применение полученных научных результатов или знаний в какой-либо отрасли производства в настоящее время. Описание актуальности - уточнение сущности исследуемой проблемы. Проблема возникает в тех случаях, когда приобретенный опыт и знание уже показало свою несостоятельность, а новые еще не приобрели развитой формы. Таким образом, проблема в научном мире -это противоречивая ситуация, которая требует решения. Такие ситуации чаще всего возникают в результате открытие новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеет важное значение, как и их решения. По сути, именно выбор проблемы очень во многом определяет стратегию исследования и направление научного поиска. Сформулировать научную проблему - означает показать умение отделить главное от второстепенного, выявить то, что уже известно и до сих пор неизвестно науке по предмету исследования.

Критерий актуальности динамичный, подвижный, зависит от времени с учетом конкретных и специфических обстоятельств. В самом обобщенном случае актуальность характеризуется степенью расхождения между спросом и предложением научной идеи и практическими рекомендациями. Самой убедительной основой, определяющей актуальность исследования, является социальный заказ, который демонстрирует острые социально значимые проблемы, которые требуют немедленного разрешения.

При обосновании актуальности исследования важно с самого начала выяснить основные противоречия или не соответствия между достигнутым уровнем педагогических знаний и проблемами развития теории и практики. Они могут быть обусловлены как открытием новых фактов и связей, так и появлением вопросов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.