УДК 37
Месенева Наталья Валентиновна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия
Практико-ориентированная деятельность студентов вуза в процессе их подготовки к профессиональной деятельности
Рассмотрены вопросы развития профессиональной компетентности сту-дентов-дизайнеров в условиях формирования предпринимательской деятельности вуза и усиления конкуренции на рынке образовательных услуг. Основные направления эффективного профессионального образования рассмотрены на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.
Ключевые слова и словосочетания: дизайн, компетентность, профессиональное обучение, проект.
В настоящее время дизайн среды - одна из наиболее перспективных и динамично развивающихся сфер деятельности современного общества, и из этого следует, что вопросы подготовки профессиональных кадров в индустрии современного дизайна сегодня особенно актуальны и важны. Основной задачей российского профессионального образования в области дизайна на сегодняшний день является подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.
С учетом современных концепций и инновационных технологий, проявляющихся во всех сферах человеческой жизни, возросли требования к уровню профессиональной подготовки выпускников вузов, требования к самообразованию, умению самостоятельно мыслить, оптимизировать свою деятельность, принимать нетривиальные решения. Предметом академической учебной дизайн-деятельности является формирование соответствующих научно-методических знаний и практических навыков в процессе обучения будущих профессионалов дизайна разных специализаций [1].
В связи постоянным увеличением объема и усложнением содержания профессиональной деятельности специалистов дизайнеров интеграция образования и производства в наше время является объективной современной тенденцией в развитии профессиональной подготовки студентов дизайнеров в высших учебных заведениях. Конкурентоспособность молодых специалистов дизайнеров на рынке труда зависит от качества и эффективности профессионального обучения в вузе. Основные базовые навыки практической профессиональной деятельности студент получает в процессе практикоориентированного обучения в высших учебных заведениях. Практикоориентированное обучение студентов специализации «Дизайн среды» заключается в овладении основными базовыми принципами проектирования дизайна среды при выполнении реальных проектов объектов дизайна среды.
Образовательный процесс практико-ориентированного обучения на кафедре дизайна ВГУЭС в настоящее время строится на выполнении реальных проектов по заказам предприятий, фирм и организаций как города, так и края. Практико-ориентированная направленность учебного процесса формирует у студентов специализации «Дизайн среды» при выполнении учебных проектов по дисциплине «Проектирование в дизайне среды» следующие главные, базовые профессиональные навыки: умение проводить предпроектный анализ, характеристику выполняемого дизайнерского проекта; умение работать как в группе с другими студентами и специалистами, так и индивидуально; умение выполнять эскизные и рабочие проекты дизайн-объектов различного назначения; умение реализовывать и согласовывать готовые проектные решения на практике.
За 2011 - 2012 учебный год на кафедре дизайна ВГУЭС студентами 4 и 5 курсов были выполнены следующие практико-ориентированные проекты по заказам предприятий и организаций города и края:
- Разработка интерьеров австралийского офиса в г. Владивостоке (4 курс, 7 семестр, 2011 г.).
- Разработка интерьеров кафе в г.Владивостоке (4 курс, 8 семестр, 2012 г.).
- Разработка интерьеров медицинской клиники (5 курс, 9 семестр, 2012 г.).
- Разработка интерьеров мотеля по трассе М60 (5 курс, 9 семестр, 2012 г.).
- Разработка интерьеров международной школы ВГУЭС (5 курс, 10 семестр, 2013 г.).
- Разработка интерьеров физкультурно-оздоровительного комплекса ВГУЭС (5 курс, 10 семестр, 2013 г.).
Следует отметить, что при работе над дизайнерскими проектами для каждой группы студентов с разным уровнем готовности к будущей профессиональной деятельности разрабатывались индивидуальные практикоориентированные задания.
Выполнение представленных проектов позволило реализовать методику формирования профессионального мышления дизайнера, способного отвечать требованиям современного рынка труда и быть востребованным в региональных областях России, где желательно быть специалистом многопрофильного дизайнерского уровня [2].
В результате выполнения реальных, практико-ориентированных проектов различного назначения содержание учебной проектной деятельности студентов дизайнеров отражает специфику будущей профессиональной деятельности, способствует раскрытию творческих способностей студентов, формированию у студентов профессионально значимых качеств. Основой системы обучения является практико-ориентированная деятельность студентов, включающая при использовании практико-ориентированных проектов создание проблемных ситуаций в процессе обучения, отражающих содержание будущей профессиональной деятельности.
Содержание проектных заданий направлено на формирование умений и навыков студентов самостоятельно приобретать профессиональные специальные знания, способствует стремлению к самообразованию, вовлечению в научную деятельность. Практико-ориентированные проектные задания ориентированы на привлечение студентов к научно-исследовательской работе, участие в выставках, конкурсах и конференциях, выступление с докладами на научных конференциях. При подготовке проектных студенческих работ и докладов к выставкам, конкурсам и конференциям учитываются главные принципы организации деятельности студенческих научнопрактических исследований: актуальность, научность, систематичность проводимых исследований, учет региональных особенностей. Такая работа позволяет студентам осознать потребность постоянного пополнения знаний, изучения научной литературы, формирует готовность применять полученные знания при решении комплекса практических профессиональных задач, оказывает положительное влияние на формирование профессиональнопознавательной мотивации, стимулирует самостоятельную познавательную деятельность студентов при освоении ими профессиональных знаний, умений и навыков, способствует развитию профессионально значимых качеств. Практическая значимость изучаемого материала является одним из основных факторов, влияющих на формирование положительной мотивации обучения. Практико-ориентированные учебные дизайнерские проекты формируют у студентов необходимые профессиональные компетенции, а также открывают в процессе обучения дополнительные возможности, например:
- учитывать требования работодателей при подготовке специа-листов-дизайнеров, владеть информацией о квалификационных требованиях работодателей;
- иметь постоянный доступ к информации о современном рынке труда, иметь возможность отслеживать меняющуюся структуру профессии;
- возможность организовывать учебные и производственные практики студентов в современном секторе промышленности;
- иметь возможность знакомиться с новыми, меняющимися тенденциями профессиональной деятельности;
- возможность независимой оценки качества образовательных программ и качества подготовки выпускников специалистов дизайнеров работодателями;
- знакомиться с информацией о передовом опыте своих коллег, организации профессиональных конференций, семинаров, лекций, выставок, конкурсов;
- знакомство с техническими, финансовыми возможностями и индивидуальными требованиями заказчика;
- возможность обучения студентов в производственных условиях.
Основные направления взаимосвязи подготовки специалистов дизайнеров с производством заключаются во включении специалистов предприятий в проведение учебного процесса: руководство специалистами предприятий учебными и производственными практиками, курсовым и дипломным проектированием. При этом темы дипломных проектов и курсового проектирования подбираются по реальной производственной тематике. Связь с практикой, ориентированная на самостоятельное принятие решений, работа над реальными дизайнерскими проектами в фирмах формируют у студентов-дизайнеров в области профессиональной подготовки специалистов следующие необходимые принципы в обучении:
- самостоятельная работа студентов;
- потребность к постоянному самосовершенствованию;
- инициативность;
- умение строить взаимоотношения с клиентом, понимание нужд и ожиданий заказчика;
- умение найти положительное решение возникших проблем;
- позитивность, позитивный настрой к решению возникающих проблем;
- мотивация в совершенстве владеть современными информационными технологиями и активно использовать их в своей работе;
- мотивация непрерывно повышать свою квалификацию, поскольку знания в современном обществе быстро устаревают.
Большое значение в составе профессиональных требований к специалисту, повышении эффективности и качества профессиональной подготовки имеют такие качества, как широкий социальный кругозор, профессиональная компетентность; принцип опережающего профессионального образования; учет особенностей региона, его прошлого, настоящего и будущего.
Практико-ориентированная профессиональная подготовка студентов дает возможность выпускать конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Востребованность выпускников на рынке труда - одна из основных задач учебного заведения, критерий качества профессиональной подготовки специалистов.
Приближение профессиональной подготовки специалистов к условиям их будущей работы особенно важно в условиях быстрых экономических и социальных перемен. К основным требованиям профессиональной подготовки специалистов относят готовность выпускников к изменениям на производстве, профессиональную мобильность в условиях динамичных перемен на рынке труда. Для этого необходимо, чтобы содержание профессиональной подготовки отражало конкретные условия будущей работы выпускников-дизайнеров и обеспечивало возможность работы в широком профиле профессиональной подготовленности. В профессиональной подготовке специалистов все более явным становится отход от узкопрофессиональной модели. Большее значение приобретает в подготовке специалистов-дизайнеров получение системного общего образования, позволяющего выпускникам быстрее адаптироваться к сложной современной технике, новым компьютерным технологиям. Модернизация деятельности студентов в учебной и научно-исследовательской работе, а также реализация индивидуально-дифференцированного подхода обеспечивают необходимое соотношение системного общего образования и профессионально-прикладной направленности, личностную значимость знаний и умений. Качество подготовки специалиста характеризуется готовностью студентов к высокопроизводительному труду, психофизиологической выносливостью, уровнем профессиональной квалификации, широким профилем профессиональной подготовленности.
Модель российского образования на период до 2020 г. рассматривает в качестве одного из направлений инновационного образования новый тип обучения, характеризующийся большим объемом самостоятельной работы и активным вовлечением студентов в реальные проекты, успешная реализация которых невозможна без устойчиво сформированной проектной культуры будущих специалистов [3].
Таким образом, проведение в жизнь практико-ориентированной деятельности студентов-дизайнеров позволяет активизировать их учебнопознавательную и научно-исследовательскую работу, в результате чего подготовка студентов вуза к будущей профессиональной деятельности становится эффективнее.
1. Медведев В.Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна: учеб. пособие / В.Ю. Медведев. - СПб.: СПГУТД, 2009. - 110 с.
2. Ахметова А.М. ИКТ (информационные технологии) в профессии дизайнера / А.М. Ахметова // Визуальная культура: дизайн, реклама, информационные технологии: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011.
3. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1 - 3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т. «Высшая школа экономики». - М., 2008.