УДК 37
Н. В. Месенева1
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
В статье рассмотрены вопросы развития профессиональной компетентности студентов-дизайнеров в условиях формирования предпринимательской деятельности вуза и усиления конкуренции на рынке образовательных услуг. Основные направления эффективного профессионального образования рассмотрены на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.
Ключевые слова: дизайн, компетентность, профессиональное обучение, практика, технологии эффективной деятельности.
В условиях современного экономического развития России с появлением свободного рынка труда, интеграции российской образовательной системы в мировую систему образования появилась необходимость в новых подходах к подготовке квалифицированных конкурентоспособных специалистов-дизайнеров выпускников вузов, имеющих сформированное профессиональное мышление, способных к самостоятельной профессиональной деятельности, адаптации к изменяющимся условиям. А это требует новых, более эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса в университете.
Предметом академической учебной дизайн-деятельности является формирование соответствующих научно-методических знаний и практических навыков в процессе обучения будущих профессионалов дизайна разных специализаций [1].
Сегодня выпускникам вузов достаточно сложно применить на практике, полученные знания, умения и навыки, так как в профессиональном образовании не хватает профессиональной практики, полного погружения в профессиональную среду, профессионального воспитания, актуализации профессионального выбора [2]. В настоящее время учебное проектирование отличается от профессионального тем, что
1 © Наталья Валентиновна Месенева, доцент кафедры дизайна Владивостокского государственного университета экономики и сервиса ул. Гоголя, 41, г Владивосток, Приморский край, 690014, Россия, E-mail: [email protected].
осуществляется не в реальных, а в учебных, облегченных условиях и объектом учебного проектирования является не вся деятельность дизайнера в целом, а отдельные профессиональные умения и навыки. Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) на кафедре дизайна структура профессиональной подготовки дизайнеров ориентирована на новые требования и формируется из следующих составляющих:
- профессиональное обучение - освоение профессиональных знаний;
- учебная профессиональная практика (практические учебные занятия) - овладение профессиональными умениями и навыками;
- профессиональное воспитание - воспитание свойств личности, необходимых для успешного применения профессиональных знаний, умений и навыков;
- профессиональная практика, погружение в профессиональную среду - приобретение профессионального опыта, формирование профессиональной культуры;
- актуализация профессионального выбора - мотивация на профессиональное становление и профессиональную деятельность [2].
Конечно, все умения и навыки, а также способы их применения формируются на основе теоретических знаний, включающих общетеоретический и общехудожественный базис; специальные технологические и инженерно-технические знания; знания организационно-технического характера.
Профессиональная подготовка студентов приближена к среде профессиональной деятельности дизайнера, связана с реальным проектированием, с решением отдельных или комплексных задач (принцип, известный еще с начала ХХ века и применяемый в Баухаузе и ВХУТЕМАСе, - погружение в профессиональную среду). Во ВГУЭС студенты-дизайнеры в качестве учебных проектов принимают участие в реальном проектировании, сотрудничают с проектными организациями, выполняют необходимые работы для ВГУЭС (проекты интерьеров кафе, спортивных комплексов, проекты организации территории и др.). Большую роль в становлении студентов-дизайнеров играют участие в конкурсах, выставках, работа на практике в проектных организациях.
С самых ранних этапов подготовки студента в вузе большое внимание уделяется развитию сознательного отношения к профессиональному выбору как в области дизайна вообще, так и в области конкретной специализации. Это одна из важных задач по формированию и направленному развитию мотивов деятельности студентов, актуализации профессионального выбора.
Профессиональное образование направлено на формирование профессиональной компетентности студентов. Компетентность - это мера соответствия знаний, умений и опыта специалиста реальному уровню сложности выполняемых им задач и решаемых проблем. Получая образование, студент должен воспитать в себе целостное социальнопрофессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми [3]. В полной мере профессиональная компетентность проявляется лишь у работающего специалиста, но закладывается уже в период обучения в вузе. Компетентность проявляться в органическом единстве с ценностями человека, при личной заинтересованности в выбранном виде деятельности (проектной) [3].
В любой деятельности, которую выполняет специалист, всегда существует структура, технологии, алгоритм, которые специалист может описать. Именно алгоритм и технологии приводят к запланированному эффективному результату, достижению цели [2]. При этом алгоритм, порядок решения задачи, должен быть достаточно сложным, вариативным и индивидуализированным, и чем выше квалификация специалиста, чем сложнее его деятельность, тем сложнее и более вариативным будет алгоритм.
Основные элементы компетенции специалиста можно представить примерно так.
- технологии эффективной деятельности (определенная последовательность этапов проектирования, характер и задачи каждого этапа, оптимальные для достижения запланированного результата в данных условиях);
- теоретические знания, систематизированная информация о выполняемой деятельности, об условиях этой деятельности (необходимы для осознанного формирования навыков и для вариантного применения алгоритма эффективной деятельности);
- умения и навыки, позволяющие эффективно реализовывать алгоритм эффективной деятельности;
- психологические установки - понимание смысла выполняемой деятельности, позитивное отношение к ней, уверенность в своих силах (мотивация и цель);
- личностные и профессиональные качества, обеспечивающие качество и возможность реализации всех выполняемых действий;
- профессиональный опыт - стабильность и экономичность реализации выбранного алгоритма деятельности [2].
При моделировании компетенции важно соблюдать последовательность цель - деятельность - компетенция. Значительные цели
требуют для своего достижения более сложной деятельности, которая, в свою очередь, нуждается в более высокой компетентности специалиста.
Чтобы определить вид необходимой компетентности, следует обозначить цель деятельности, найти возможные и оптимальные способы ее достижения, смоделировать алгоритм деятельности по достижению данной цели, определить, какие знания, навыки, качества и опыт необходимы для реализации этого алгоритма. Можно заметить, что при изменении условий деятельности, при повышении требований к ее результатам у студента возникает необходимость в совершенствовании самой деятельности.
Для эффективного развития отдельных элементов компетенции применяются:
- метод саморазвития (консультации);
- теоретические знания: лекция, семинар, изучение специальной литературы;
- умения и навыки, опыт - практика, коучинг [2].
Если компетенция студента превышает сложность данных ему задач, то студент чувствует себя неудовлетворенным, а его компетентность начинает снижаться. Необходимо, чтобы требования превышали текущую компетентность студента по какому-то из параметров, в то же время такое превышение должно быть адекватным текущим задачам, что позволит студентам более полно реализоваться.
Профессиональная компетентность проявляется в ценностном отношении к профессии «Дизайнер», реализуется в способности студента менять в себе то, что должно измениться в ответ на изменение ситуации с сохранением целостного мировоззрения и системы ценностных ориентаций.
1. Медведев В.Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна: учеб. пособие. - СПб.: СПГУТД, 2009. - 110 с.
2. Стёганцев А.В. Компетентностный подход к профессиональному
образованию: от профессионального образования к образованию
профессионалов (К докладу на 8-м Международном фестивале бизнес-тренеров), 2010. - 12 с.
3. Бундина Ю.М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров как аксиологическая проблема. // Вестник ОГУ. -2006. - №6.Т. 1. - С. 92 - 97.