Научная статья на тему 'К вопросу формирования профессиональной компетентности студентов-дизайнеров'

К вопросу формирования профессиональной компетентности студентов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИКА / ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Месенева Наталья Валентиновна

В статье рассмотрены вопросы развития профессиональной компетентности студентов-дизайнеров в условиях формирования предпринимательской деятельности вуза и усиления конкуренции на рынке образовательных услуг. Основные направления эффективного профессионального образования рассмотрены на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of formation of professional competence of students of designers

In article problems of development of professional competence of students of designers in the conditions of formation of enterprise activity of high school and competition strengthening in the market of educational services are considered. The basic directions of effective vocational training are considered on an example of the Vladivostok state university of economy and service.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования профессиональной компетентности студентов-дизайнеров»

УДК 37

Н. В. Месенева1

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

В статье рассмотрены вопросы развития профессиональной компетентности студентов-дизайнеров в условиях формирования предпринимательской деятельности вуза и усиления конкуренции на рынке образовательных услуг. Основные направления эффективного профессионального образования рассмотрены на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

Ключевые слова: дизайн, компетентность, профессиональное обучение, практика, технологии эффективной деятельности.

В условиях современного экономического развития России с появлением свободного рынка труда, интеграции российской образовательной системы в мировую систему образования появилась необходимость в новых подходах к подготовке квалифицированных конкурентоспособных специалистов-дизайнеров выпускников вузов, имеющих сформированное профессиональное мышление, способных к самостоятельной профессиональной деятельности, адаптации к изменяющимся условиям. А это требует новых, более эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса в университете.

Предметом академической учебной дизайн-деятельности является формирование соответствующих научно-методических знаний и практических навыков в процессе обучения будущих профессионалов дизайна разных специализаций [1].

Сегодня выпускникам вузов достаточно сложно применить на практике, полученные знания, умения и навыки, так как в профессиональном образовании не хватает профессиональной практики, полного погружения в профессиональную среду, профессионального воспитания, актуализации профессионального выбора [2]. В настоящее время учебное проектирование отличается от профессионального тем, что

1 © Наталья Валентиновна Месенева, доцент кафедры дизайна Владивостокского государственного университета экономики и сервиса ул. Гоголя, 41, г Владивосток, Приморский край, 690014, Россия, E-mail: [email protected].

осуществляется не в реальных, а в учебных, облегченных условиях и объектом учебного проектирования является не вся деятельность дизайнера в целом, а отдельные профессиональные умения и навыки. Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) на кафедре дизайна структура профессиональной подготовки дизайнеров ориентирована на новые требования и формируется из следующих составляющих:

- профессиональное обучение - освоение профессиональных знаний;

- учебная профессиональная практика (практические учебные занятия) - овладение профессиональными умениями и навыками;

- профессиональное воспитание - воспитание свойств личности, необходимых для успешного применения профессиональных знаний, умений и навыков;

- профессиональная практика, погружение в профессиональную среду - приобретение профессионального опыта, формирование профессиональной культуры;

- актуализация профессионального выбора - мотивация на профессиональное становление и профессиональную деятельность [2].

Конечно, все умения и навыки, а также способы их применения формируются на основе теоретических знаний, включающих общетеоретический и общехудожественный базис; специальные технологические и инженерно-технические знания; знания организационно-технического характера.

Профессиональная подготовка студентов приближена к среде профессиональной деятельности дизайнера, связана с реальным проектированием, с решением отдельных или комплексных задач (принцип, известный еще с начала ХХ века и применяемый в Баухаузе и ВХУТЕМАСе, - погружение в профессиональную среду). Во ВГУЭС студенты-дизайнеры в качестве учебных проектов принимают участие в реальном проектировании, сотрудничают с проектными организациями, выполняют необходимые работы для ВГУЭС (проекты интерьеров кафе, спортивных комплексов, проекты организации территории и др.). Большую роль в становлении студентов-дизайнеров играют участие в конкурсах, выставках, работа на практике в проектных организациях.

С самых ранних этапов подготовки студента в вузе большое внимание уделяется развитию сознательного отношения к профессиональному выбору как в области дизайна вообще, так и в области конкретной специализации. Это одна из важных задач по формированию и направленному развитию мотивов деятельности студентов, актуализации профессионального выбора.

Профессиональное образование направлено на формирование профессиональной компетентности студентов. Компетентность - это мера соответствия знаний, умений и опыта специалиста реальному уровню сложности выполняемых им задач и решаемых проблем. Получая образование, студент должен воспитать в себе целостное социальнопрофессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми [3]. В полной мере профессиональная компетентность проявляется лишь у работающего специалиста, но закладывается уже в период обучения в вузе. Компетентность проявляться в органическом единстве с ценностями человека, при личной заинтересованности в выбранном виде деятельности (проектной) [3].

В любой деятельности, которую выполняет специалист, всегда существует структура, технологии, алгоритм, которые специалист может описать. Именно алгоритм и технологии приводят к запланированному эффективному результату, достижению цели [2]. При этом алгоритм, порядок решения задачи, должен быть достаточно сложным, вариативным и индивидуализированным, и чем выше квалификация специалиста, чем сложнее его деятельность, тем сложнее и более вариативным будет алгоритм.

Основные элементы компетенции специалиста можно представить примерно так.

- технологии эффективной деятельности (определенная последовательность этапов проектирования, характер и задачи каждого этапа, оптимальные для достижения запланированного результата в данных условиях);

- теоретические знания, систематизированная информация о выполняемой деятельности, об условиях этой деятельности (необходимы для осознанного формирования навыков и для вариантного применения алгоритма эффективной деятельности);

- умения и навыки, позволяющие эффективно реализовывать алгоритм эффективной деятельности;

- психологические установки - понимание смысла выполняемой деятельности, позитивное отношение к ней, уверенность в своих силах (мотивация и цель);

- личностные и профессиональные качества, обеспечивающие качество и возможность реализации всех выполняемых действий;

- профессиональный опыт - стабильность и экономичность реализации выбранного алгоритма деятельности [2].

При моделировании компетенции важно соблюдать последовательность цель - деятельность - компетенция. Значительные цели

требуют для своего достижения более сложной деятельности, которая, в свою очередь, нуждается в более высокой компетентности специалиста.

Чтобы определить вид необходимой компетентности, следует обозначить цель деятельности, найти возможные и оптимальные способы ее достижения, смоделировать алгоритм деятельности по достижению данной цели, определить, какие знания, навыки, качества и опыт необходимы для реализации этого алгоритма. Можно заметить, что при изменении условий деятельности, при повышении требований к ее результатам у студента возникает необходимость в совершенствовании самой деятельности.

Для эффективного развития отдельных элементов компетенции применяются:

- метод саморазвития (консультации);

- теоретические знания: лекция, семинар, изучение специальной литературы;

- умения и навыки, опыт - практика, коучинг [2].

Если компетенция студента превышает сложность данных ему задач, то студент чувствует себя неудовлетворенным, а его компетентность начинает снижаться. Необходимо, чтобы требования превышали текущую компетентность студента по какому-то из параметров, в то же время такое превышение должно быть адекватным текущим задачам, что позволит студентам более полно реализоваться.

Профессиональная компетентность проявляется в ценностном отношении к профессии «Дизайнер», реализуется в способности студента менять в себе то, что должно измениться в ответ на изменение ситуации с сохранением целостного мировоззрения и системы ценностных ориентаций.

1. Медведев В.Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна: учеб. пособие. - СПб.: СПГУТД, 2009. - 110 с.

2. Стёганцев А.В. Компетентностный подход к профессиональному

образованию: от профессионального образования к образованию

профессионалов (К докладу на 8-м Международном фестивале бизнес-тренеров), 2010. - 12 с.

3. Бундина Ю.М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров как аксиологическая проблема. // Вестник ОГУ. -2006. - №6.Т. 1. - С. 92 - 97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.