Т.В. Шевченко,
аспирант кафедры государственного и.муниципального права Сургутского государственного университета
T.V. Shevchenko,
Postgraduate student of the Department of state and municipal law of Surgut State University schev.law@yandex.ru
£
Практики законодательного регулирования информационной открытости органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Аннотация: в статье определены проблемы правового регулирования права на доступ к официальной информации органов государственной власти субъектов ЭС РФ, раскрыто содержание отдельных аспектов присутствия публичной власти §2 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и исполнения государственных функций в цифровой среде. Предложено определение информационной g- открытости деятельности органов государственной власти; рассмотрены осо-^ бенности ее законодательного обеспечения в субъектах Российской Федерации. О Ключевые слова: право на доступ к официальной информации, информацион-
^ ная открытость; цифровизация государственных услуг; органы государственной власти субъектов РФ.
g Practices of legislative regulation
■S of information openness of public authorities
§ of the subjects of the Russian Federation
§
С
Abstract: the article defines the problems of legal regulation of the right to access ^ official information of state authorities of the subjects of the Russian Federation, reveals ® the content of certain aspects of the presence of public authorities in the information and щ telecommunications network of the Internet and the performance of state functions in 2 the digital environment. The definition of information openness of the activities of state С authorities is proposed; the features of its legislative support in the subjects of the Russian Federation are considered 188 Keywords: the right to access official information, information openness;
digitalization of public services; public authorities of the Russian Federation subjects
О
о
Вопрос разграничения компетенции между органами государственной власти в федеративном государстве является традиционным. Возникновение новых сфер законодательного регулирования приводит к тому, что устоявшиеся конституционные формулы требуют обновления. Такой относительно новой сферой правового регу-
лирования стало обеспечение открытости органов государственной власти субъектов РФ в информационно-коммуникационной сфере. Благодаря информационной открытости государственные структуры развивают демократические процессы в социуме. Это проявляется в привлечении граждан к участию в общественном контроле за деятельностью органов власти, что позволяет им реализовывать управленческие функции.
В качестве объекта правового регулирования обозначенная сфера
имеет пограничный характер, объединяя правомочия органов власти
различного уровня. Регулирование права на доступ к официальной ин- j
формации, будучи частью конституционного права на информацию,
является исключительным предметом ведения Федерации, обеспече- ■§ |
ние и защита этого права, равно как и принципы организации органов о и
государственной власти субъектов Федерации, - предмет совместного * |
ведения российского федеративного государства и образующих его .J2 g
субъектов. Наконец, структура регионального законодательства - -gjS
это собственное ведение субъектов РФ. Если рассматривать право 3 о
на официальную информацию как обусловленное конституционным | 3
о a
правом участия в управлении делами государства и правом участия з ^
в осуществлении местного самоуправления, то следует исходить g |
из содержания ст. 72 Конституции РФ и оценивать его как элемент 3 g
общих принципов организации органов публичной (государственной |
и местной) власти. S 1
Открытость органов государственной власти субъектов РФ в ин- g о
формационно-коммуникационной сфере становится сегодня одной og
из важнейших характеристик современной правовой политики. При | о
этом она реализуется в регионах в условиях сохраняющейся неопреде- S |
ленности ее правовых оснований. На уровне федерального законода- §, 3
тельства порядок доступа к официальной информации и обеспечение © S
открытости органов государственной власти субъектов Федерации j 1
в информационно-коммуникационной сфере определяются требова- | 1
ниями Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации s 3
о деятельности государственных органов и органов местного само- 189 управления» [1] и конкретизирующего Постановления Правительства
РФ «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о дея- J
тельности государственных органов и органов местного самоуправ- g
ления в информационно-телекоммуникационной сети» [2]. Важные |
положения содержатся также в подп. 38 п. 2 ст. 26.3 Федерального S
закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах орга- ° низации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,
которым к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере совместного ведения отнесено учреждение, помимо печатного, еще и сетевого издания «для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации» [3]. Конкретизация этих общих положений в законах и подзаконных актах субъектов РФ остается очень вариативной, не сложилось единого подхода ни по количеству принимаемых правовых актов, ни по их предмету. В Курганской области эти вопросы отражены непосредственно в ее Уставе; в городе федерального значения Москве принята Концепция обеспечения жителей города телекоммуникационными услугами для получения социально значимой информации путем создания условий равного доступа к кабельному телевидению .о и интернет-ресурсам, но, как правило, в субъекте РФ принято несколь-^ ко законодательных актов, регулирующих доступ к официальной информации.
ц. Многообразие региональных практик законодательного регули-^ рования обусловлено и тем, что нет единого доктринального подхода О и к основным понятиям, описывающим предмет правового регули-^ рования. Под «информационной открытостью» органов государ-С ственной власти в Постановлении Правительства РФ № 583 имеется 5 в виду «такой организационно-правовой режим предоставления до-££ статочного и необходимого объема общественно значимых сведений ■5 о деятельности органов власти, базирующийся на конституционном праве граждан свободного доступа к информации, где прослеживается О координационное взаимодействие общества со структурами власти» [2, с. 21]. Иное определение дается в распоряжении Правительства
^ ХМАО - Югры: «Информационная открытость исполнительных ор-щ
О ганов государственной власти и органов местного самоуправления ® - законодательно обусловленное, гарантированное и процедурно ^ обеспеченное представление информации о своей деятельности, не содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного 190 доступа» [4].
На основе представленных определений хотелось бы продемон-® стрировать, как на практике законы регионов соответствуют крите© риям «информационной открытости», насколько они обеспечивают * право граждан на доступ к официальной информации.
Типичным примером законодательного регулирования в этой сфере является Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа» [5]. Закон предусматривает, что информация о деятельности судей
предоставляется либо в устной форме, либо в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа, для чего, согласно ст. 3 Закона, «...создаются официальные сайты мировых судей с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос» [5]. Кроме того, «пользователи информацией... имеют право обратиться к мировому судье... с запросом о предоставлении информации о деятельности мировых судей» (ст. 8 Закона) [5]. Аналогичные положения содержатся и в Законе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Ханты-Мансийского ,:э автономного округа - Югры» [6]. Наличие таких положений демон- О стрирует юридическую возможность для граждан реализовать свои ■§ | информационные права при взаимодействии с органом государствен- | и ной власти, в том числе и посредством сети Интернет. ™ |
Нельзя не согласиться с утверждением С. Дубровской и К. С. Жаворонковой: «Информационная открытость деятельности органов Щ власти любого уровня является неотъемлемым критерием комплекс- 3 § ной оценки эффективности государственного управления» [7, с. 58]. | 3 В специальном Постановлении Правительства Ханты- 3 э Мансийского автономного округа - Югры «О едином реестре ин- § |
формационных систем Ханты-Мансийского автономного округа - |§
§
Югры» [8] содержится важное положение, касающееся обеспечения | доступа к информации, содержащейся в реестре. Данное
закрепляет в п. 4.1 и п. 4.2 обязанность оператора реестра обеспечить 3 -Ц
доступ к сведениям, содержащимся в реестре, посредством размеще- ч 1
ния информации на публичном сегменте ТИС Югры. | §
В Постановлении Губернатора Ханты-Мансийского
округа - Югры «Об утверждении типового регламента исполнитель- §, 3
ных органов государственной власти Ханты-Мансийского автоном- в ^
ного округа - Югры» [9] также содержатся положения, позволяющие ^ О
говорить об открытости органов исполнительной власти в информа- | о
ционно-коммуникационной сфере. Например, раздел XII документа 8 3
(«Порядок предоставления информации о деятельности исполни- 191 тельного органа по запросам») обязывает принимать к рассмотрению
запросы, поступающие и в форме электронных сообщений. ^
Открытое управление как в государственных органах власти, так ^
и в органах власти МСУ позволяет обеспечить устойчивое развитие |
не только Югры, но и Российской Федерации в целом. Кроме того, |
в соответствии с постановлением Правительства автономного округа ° № 140-п [10] в сети Интернет был создан единый официальный сайт государственных органов автономного округа (www.admhmao.ru).
По утверждению экспертов проектного центра «Инфометр», Ростовская, Томская области и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра названы в числе регионов, органы исполнительной власти в которых абсолютно открыты в части информации [11]. Речь идет о наличии актуальной информации на сайте правительства региона, а также удобстве ее поиска, обработки и использования. Рейтинг открытости был составлен на основе 115 нормативных и экспертных требований. Удобство интерфейса для граждан оценивалось по шкале от нуля до шести. Проведенное исследование показало, что открытость исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, образующих Сибирский федеральный округ, в информационно-коммуникационной сфере составила 57 %, что ниже среднего показателя по России. Высокие позиции в Сибири заняли правительства .о Томской области, Красноярского края и Омской области (99,2, 80,46 и 78,2 % нормативных требований соответственно). Как отметили ^ эксперты «Инфометра», на правительственных сайтах представлена р. полная информация о деятельности органа власти, а также имеется ^ возможность воспользоваться онлайн-услугами. Показатель откры-О тости в информационно-коммуникационной сфере в субъектах РФ ^ вариативен в диапазоне от 14,6 % до 100 %. Для сравнения: по данным С проектного центра «Информетр», к началу 2020 г. 40 из 72 офици-5 альных сайтов федеральных органов исполнительной власти также ££ не соответствовали требованиям информационной открытости; они ■5 выполняют в среднем 44 % нормативных требований открытости
органов власти в информационно-коммуникационной сфере [11]. О По данным онлайн-издания D-russia.ru, за 2016 г. в Югре показа-д, тель граждан, получающих государственные и муниципальные услуги ^ в электронной форме, составлял 74,1 %, это лучший показатель среди О субъектов РФ, образующих Уральский федеральный округ, и второе ® место среди субъектов РФ. Например, группа «Госуслуги ХМАО» ^ создана во всех популярных социальных сетях. Югра стала одним из немногих субъектов РФ, которые публикуют протоколы и видеоза-192 писи о текущей деятельности исполнительных органов власти. Более того, в округе регулярно раскрывается отчетность по показателям ® эффективности региональных властей.
О Портал открытых данных станет важным шагом, позволяющим * развиваться государственному управлению на уровне субъекта. В Тульской области были изданы документы, закрепляющие механизм открытости государственного управления. Особо стоит отметить, что в регионе действует интернет-портал «Открытый регион 71», содержащий более 20 социальных сервисов по вопросам ЖКХ,
благоустройства, есть возможность напрямую обратиться к региональному правительству [12].
В субъектах РФ разрабатываются стандарты информационной открытости, основная задача которых обеспечить максимальную доступность информации о деятельности органов государственной власти для граждан. Обеспечение прямых трансляций заседаний региональных правительств, судебных процессов в сети Интернет, а также создание сайтов органов власти несомненно способствуют повышению информационной открытости.
Уровень обеспеченности официальной информации в отношении органов местного самоуправления заметно ниже. Как показала С.Е. Гасумова [13], на сайтах органов местного самоуправления ряда § 3 муниципальных образований размещено лишь 10 % обязательной
повышает эффективность решений органов исполнительной власти,
1
и
х и
О 0)
3 §
к опубликованию официальной информации. Автор констатирует, § § что наблюдается значительное отставание в информационной откры- 0 тости местных органов власти и внедрении современных способов 8 | информирования населения в небольших
а следовательно, граждане существенно ограничены в реализации § -о своих прав. щ Щ
На региональном уровне организации государственной власти от- о О крытость в информационно-коммуникационной сфере способствует 3 | исполнению Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N° 601 [3], а именно: ^ 3 упрощает взаимодействие граждан и органов исполнительной власти; 0 *
О "в" 3
улучшает качество жизни; повышает уровень доверия жителей к де- 8 ю ятельности органов государственной власти и удовлетворенности §, |
о
X
от ее результатов. О о
3с 3
в 3
Список литературы: в
1. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государ- ю 3 ственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон | | от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ (в ред. от 28.12.2017) // Собр. законодательства
Рос. Федерации. - 2009. - № 7, ст. 776. 193
2. Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети: Постановление Правительства РФ ^ от 10 июля 2013 г. № 583 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. 8 - № 30, ч. 2, ст. 4107. 3
3. Об общих принципах организации законодательных (представи- § тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 42, ст. 5005.
ч со
4. О Концепции открытости исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 декабря 2018 г. № 642-рп // СПС «Гарант».
5. Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа: Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 июня 2010 г. № 63 // Красный Север, спецвыпуск.- 2010. - № 68.
6. Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Ханты-Мансийского автономного округа: Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 10 июля 2010 г. № 113-оз // Собр. законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - 2010. - № 7, ст. 579.
7. Дубровская, Ю.В. Информационная открытость органов власти как важнейший критерий эффективности государственного и муниципального управления / Ю.В. Дубровская, К.С. Жаворонкова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2016. - № 55. - С. 58-75.
■Е 8. О едином реестре информационных систем Ханты-Мансийского авто-5 номного округа - Югры: Постановление Правительства Ханты-Мансийского ^ автономного округа - Югры от 18 января 2008 г. № 6-п // Собрание законо-^ дательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - 2008. - № 1, § ст. 18.
9. Об утверждении типового регламента исполнительных органов
СО
^ государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
С Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа
5 - Югры от 4 августа 2010 г. № 152 // Собр. законодательства Ханты-
«г Мансийского автономного округа - Югры. - 2010. -№ 8, ч. 1, ст. 674.
10. О едином официальном сайте государственных органов Ханты-
К Мансийского автономного округа - Югры: Постановление Правительства ав-
С; тономного округа от 20 апреля 2012 г. № 140-п // Собрание законодательства О
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - 2012. - N° 4, ч. 2, ст. 415. 11. Проектный центр «Инфометр». - URL: https://read.infometer.org/
^ (дата обращения: 05.12.2019). § 12. О программе совершенствования государственного управления
BQ в Тульской области «Открытый регион» на 2014-2016 годы: Постановление
5 Правительства Тульской области от 22 апреля 2014 г. № 209 // Сборник
^ правовых актов Тульской области и иной официальной информации. - URL: http://npatula.ru
194 13. Гасумова, С.Е. Анализ соответствия интернет-ресурсов органов
" местного самоуправления законодательству Российской Федерации //
5 Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2012. - № 1.
О - С. 60-66.