Научная статья на тему 'ПРАКТИКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАКТИКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА ДОСТУП К ОФИЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ / THE RIGHT TO ACCESS OFFICIAL INFORMATION / INFORMATION OPENNESS / DIGITALIZATION OF PUBLIC SERVICES / PUBLIC AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевченко Т.В.

В статье определены проблемы правового регулирования права на доступ к официальной информации органов государственной власти субъектов РФ, раскрыто содержание отдельных аспектов присутствия публичной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и исполнения государственных функций в цифровой среде. Предложено определение информационной открытости деятельности органов государственной власти; рассмотрены особенности ее законодательного обеспечения в субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шевченко Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICES OF LEGISLATIVE REGULATION OF INFORMATION OPENNESS OF PUBLIC AUTHORITIES OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article defines the problems of legal regulation of the right to access official information of state authorities of the subjects of the Russian Federation, reveals the content of certain aspects of the presence of public authorities in the information and telecommunications network of the Internet and the performance of state functions in the digital environment. The definition of information openness of the activities of state authorities is proposed; the features of its legislative support in the subjects of the Russian Federation are considered

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Т.В. Шевченко,

аспирант кафедры государственного и.муниципального права Сургутского государственного университета

T.V. Shevchenko,

Postgraduate student of the Department of state and municipal law of Surgut State University schev.law@yandex.ru

£

Практики законодательного регулирования информационной открытости органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Аннотация: в статье определены проблемы правового регулирования права на доступ к официальной информации органов государственной власти субъектов ЭС РФ, раскрыто содержание отдельных аспектов присутствия публичной власти §2 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и исполнения государственных функций в цифровой среде. Предложено определение информационной g- открытости деятельности органов государственной власти; рассмотрены осо-^ бенности ее законодательного обеспечения в субъектах Российской Федерации. О Ключевые слова: право на доступ к официальной информации, информацион-

^ ная открытость; цифровизация государственных услуг; органы государственной власти субъектов РФ.

g Practices of legislative regulation

■S of information openness of public authorities

§ of the subjects of the Russian Federation

§

С

Abstract: the article defines the problems of legal regulation of the right to access ^ official information of state authorities of the subjects of the Russian Federation, reveals ® the content of certain aspects of the presence of public authorities in the information and щ telecommunications network of the Internet and the performance of state functions in 2 the digital environment. The definition of information openness of the activities of state С authorities is proposed; the features of its legislative support in the subjects of the Russian Federation are considered 188 Keywords: the right to access official information, information openness;

digitalization of public services; public authorities of the Russian Federation subjects

О

о

Вопрос разграничения компетенции между органами государственной власти в федеративном государстве является традиционным. Возникновение новых сфер законодательного регулирования приводит к тому, что устоявшиеся конституционные формулы требуют обновления. Такой относительно новой сферой правового регу-

лирования стало обеспечение открытости органов государственной власти субъектов РФ в информационно-коммуникационной сфере. Благодаря информационной открытости государственные структуры развивают демократические процессы в социуме. Это проявляется в привлечении граждан к участию в общественном контроле за деятельностью органов власти, что позволяет им реализовывать управленческие функции.

В качестве объекта правового регулирования обозначенная сфера

имеет пограничный характер, объединяя правомочия органов власти

различного уровня. Регулирование права на доступ к официальной ин- j

формации, будучи частью конституционного права на информацию,

является исключительным предметом ведения Федерации, обеспече- ■§ |

ние и защита этого права, равно как и принципы организации органов о и

государственной власти субъектов Федерации, - предмет совместного * |

ведения российского федеративного государства и образующих его .J2 g

субъектов. Наконец, структура регионального законодательства - -gjS

это собственное ведение субъектов РФ. Если рассматривать право 3 о

на официальную информацию как обусловленное конституционным | 3

о a

правом участия в управлении делами государства и правом участия з ^

в осуществлении местного самоуправления, то следует исходить g |

из содержания ст. 72 Конституции РФ и оценивать его как элемент 3 g

общих принципов организации органов публичной (государственной |

и местной) власти. S 1

Открытость органов государственной власти субъектов РФ в ин- g о

формационно-коммуникационной сфере становится сегодня одной og

из важнейших характеристик современной правовой политики. При | о

этом она реализуется в регионах в условиях сохраняющейся неопреде- S |

ленности ее правовых оснований. На уровне федерального законода- §, 3

тельства порядок доступа к официальной информации и обеспечение © S

открытости органов государственной власти субъектов Федерации j 1

в информационно-коммуникационной сфере определяются требова- | 1

ниями Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации s 3

о деятельности государственных органов и органов местного само- 189 управления» [1] и конкретизирующего Постановления Правительства

РФ «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о дея- J

тельности государственных органов и органов местного самоуправ- g

ления в информационно-телекоммуникационной сети» [2]. Важные |

положения содержатся также в подп. 38 п. 2 ст. 26.3 Федерального S

закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах орга- ° низации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,

которым к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере совместного ведения отнесено учреждение, помимо печатного, еще и сетевого издания «для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации» [3]. Конкретизация этих общих положений в законах и подзаконных актах субъектов РФ остается очень вариативной, не сложилось единого подхода ни по количеству принимаемых правовых актов, ни по их предмету. В Курганской области эти вопросы отражены непосредственно в ее Уставе; в городе федерального значения Москве принята Концепция обеспечения жителей города телекоммуникационными услугами для получения социально значимой информации путем создания условий равного доступа к кабельному телевидению .о и интернет-ресурсам, но, как правило, в субъекте РФ принято несколь-^ ко законодательных актов, регулирующих доступ к официальной информации.

ц. Многообразие региональных практик законодательного регули-^ рования обусловлено и тем, что нет единого доктринального подхода О и к основным понятиям, описывающим предмет правового регули-^ рования. Под «информационной открытостью» органов государ-С ственной власти в Постановлении Правительства РФ № 583 имеется 5 в виду «такой организационно-правовой режим предоставления до-££ статочного и необходимого объема общественно значимых сведений ■5 о деятельности органов власти, базирующийся на конституционном праве граждан свободного доступа к информации, где прослеживается О координационное взаимодействие общества со структурами власти» [2, с. 21]. Иное определение дается в распоряжении Правительства

^ ХМАО - Югры: «Информационная открытость исполнительных ор-щ

О ганов государственной власти и органов местного самоуправления ® - законодательно обусловленное, гарантированное и процедурно ^ обеспеченное представление информации о своей деятельности, не содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного 190 доступа» [4].

На основе представленных определений хотелось бы продемон-® стрировать, как на практике законы регионов соответствуют крите© риям «информационной открытости», насколько они обеспечивают * право граждан на доступ к официальной информации.

Типичным примером законодательного регулирования в этой сфере является Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа» [5]. Закон предусматривает, что информация о деятельности судей

предоставляется либо в устной форме, либо в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа, для чего, согласно ст. 3 Закона, «...создаются официальные сайты мировых судей с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос» [5]. Кроме того, «пользователи информацией... имеют право обратиться к мировому судье... с запросом о предоставлении информации о деятельности мировых судей» (ст. 8 Закона) [5]. Аналогичные положения содержатся и в Законе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Ханты-Мансийского ,:э автономного округа - Югры» [6]. Наличие таких положений демон- О стрирует юридическую возможность для граждан реализовать свои ■§ | информационные права при взаимодействии с органом государствен- | и ной власти, в том числе и посредством сети Интернет. ™ |

Нельзя не согласиться с утверждением С. Дубровской и К. С. Жаворонковой: «Информационная открытость деятельности органов Щ власти любого уровня является неотъемлемым критерием комплекс- 3 § ной оценки эффективности государственного управления» [7, с. 58]. | 3 В специальном Постановлении Правительства Ханты- 3 э Мансийского автономного округа - Югры «О едином реестре ин- § |

формационных систем Ханты-Мансийского автономного округа - |§

§

Югры» [8] содержится важное положение, касающееся обеспечения | доступа к информации, содержащейся в реестре. Данное

закрепляет в п. 4.1 и п. 4.2 обязанность оператора реестра обеспечить 3 -Ц

доступ к сведениям, содержащимся в реестре, посредством размеще- ч 1

ния информации на публичном сегменте ТИС Югры. | §

В Постановлении Губернатора Ханты-Мансийского

округа - Югры «Об утверждении типового регламента исполнитель- §, 3

ных органов государственной власти Ханты-Мансийского автоном- в ^

ного округа - Югры» [9] также содержатся положения, позволяющие ^ О

говорить об открытости органов исполнительной власти в информа- | о

ционно-коммуникационной сфере. Например, раздел XII документа 8 3

(«Порядок предоставления информации о деятельности исполни- 191 тельного органа по запросам») обязывает принимать к рассмотрению

запросы, поступающие и в форме электронных сообщений. ^

Открытое управление как в государственных органах власти, так ^

и в органах власти МСУ позволяет обеспечить устойчивое развитие |

не только Югры, но и Российской Федерации в целом. Кроме того, |

в соответствии с постановлением Правительства автономного округа ° № 140-п [10] в сети Интернет был создан единый официальный сайт государственных органов автономного округа (www.admhmao.ru).

По утверждению экспертов проектного центра «Инфометр», Ростовская, Томская области и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра названы в числе регионов, органы исполнительной власти в которых абсолютно открыты в части информации [11]. Речь идет о наличии актуальной информации на сайте правительства региона, а также удобстве ее поиска, обработки и использования. Рейтинг открытости был составлен на основе 115 нормативных и экспертных требований. Удобство интерфейса для граждан оценивалось по шкале от нуля до шести. Проведенное исследование показало, что открытость исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, образующих Сибирский федеральный округ, в информационно-коммуникационной сфере составила 57 %, что ниже среднего показателя по России. Высокие позиции в Сибири заняли правительства .о Томской области, Красноярского края и Омской области (99,2, 80,46 и 78,2 % нормативных требований соответственно). Как отметили ^ эксперты «Инфометра», на правительственных сайтах представлена р. полная информация о деятельности органа власти, а также имеется ^ возможность воспользоваться онлайн-услугами. Показатель откры-О тости в информационно-коммуникационной сфере в субъектах РФ ^ вариативен в диапазоне от 14,6 % до 100 %. Для сравнения: по данным С проектного центра «Информетр», к началу 2020 г. 40 из 72 офици-5 альных сайтов федеральных органов исполнительной власти также ££ не соответствовали требованиям информационной открытости; они ■5 выполняют в среднем 44 % нормативных требований открытости

органов власти в информационно-коммуникационной сфере [11]. О По данным онлайн-издания D-russia.ru, за 2016 г. в Югре показа-д, тель граждан, получающих государственные и муниципальные услуги ^ в электронной форме, составлял 74,1 %, это лучший показатель среди О субъектов РФ, образующих Уральский федеральный округ, и второе ® место среди субъектов РФ. Например, группа «Госуслуги ХМАО» ^ создана во всех популярных социальных сетях. Югра стала одним из немногих субъектов РФ, которые публикуют протоколы и видеоза-192 писи о текущей деятельности исполнительных органов власти. Более того, в округе регулярно раскрывается отчетность по показателям ® эффективности региональных властей.

О Портал открытых данных станет важным шагом, позволяющим * развиваться государственному управлению на уровне субъекта. В Тульской области были изданы документы, закрепляющие механизм открытости государственного управления. Особо стоит отметить, что в регионе действует интернет-портал «Открытый регион 71», содержащий более 20 социальных сервисов по вопросам ЖКХ,

благоустройства, есть возможность напрямую обратиться к региональному правительству [12].

В субъектах РФ разрабатываются стандарты информационной открытости, основная задача которых обеспечить максимальную доступность информации о деятельности органов государственной власти для граждан. Обеспечение прямых трансляций заседаний региональных правительств, судебных процессов в сети Интернет, а также создание сайтов органов власти несомненно способствуют повышению информационной открытости.

Уровень обеспеченности официальной информации в отношении органов местного самоуправления заметно ниже. Как показала С.Е. Гасумова [13], на сайтах органов местного самоуправления ряда § 3 муниципальных образований размещено лишь 10 % обязательной

повышает эффективность решений органов исполнительной власти,

1

и

х и

О 0)

3 §

к опубликованию официальной информации. Автор констатирует, § § что наблюдается значительное отставание в информационной откры- 0 тости местных органов власти и внедрении современных способов 8 | информирования населения в небольших

а следовательно, граждане существенно ограничены в реализации § -о своих прав. щ Щ

На региональном уровне организации государственной власти от- о О крытость в информационно-коммуникационной сфере способствует 3 | исполнению Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N° 601 [3], а именно: ^ 3 упрощает взаимодействие граждан и органов исполнительной власти; 0 *

О "в" 3

улучшает качество жизни; повышает уровень доверия жителей к де- 8 ю ятельности органов государственной власти и удовлетворенности §, |

о

X

от ее результатов. О о

3с 3

в 3

Список литературы: в

1. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государ- ю 3 ственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон | | от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ (в ред. от 28.12.2017) // Собр. законодательства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рос. Федерации. - 2009. - № 7, ст. 776. 193

2. Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети: Постановление Правительства РФ ^ от 10 июля 2013 г. № 583 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. 8 - № 30, ч. 2, ст. 4107. 3

3. Об общих принципах организации законодательных (представи- § тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 42, ст. 5005.

ч со

4. О Концепции открытости исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 декабря 2018 г. № 642-рп // СПС «Гарант».

5. Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа: Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 июня 2010 г. № 63 // Красный Север, спецвыпуск.- 2010. - № 68.

6. Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Ханты-Мансийского автономного округа: Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 10 июля 2010 г. № 113-оз // Собр. законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - 2010. - № 7, ст. 579.

7. Дубровская, Ю.В. Информационная открытость органов власти как важнейший критерий эффективности государственного и муниципального управления / Ю.В. Дубровская, К.С. Жаворонкова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2016. - № 55. - С. 58-75.

■Е 8. О едином реестре информационных систем Ханты-Мансийского авто-5 номного округа - Югры: Постановление Правительства Ханты-Мансийского ^ автономного округа - Югры от 18 января 2008 г. № 6-п // Собрание законо-^ дательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - 2008. - № 1, § ст. 18.

9. Об утверждении типового регламента исполнительных органов

СО

^ государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

С Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа

5 - Югры от 4 августа 2010 г. № 152 // Собр. законодательства Ханты-

«г Мансийского автономного округа - Югры. - 2010. -№ 8, ч. 1, ст. 674.

10. О едином официальном сайте государственных органов Ханты-

К Мансийского автономного округа - Югры: Постановление Правительства ав-

С; тономного округа от 20 апреля 2012 г. № 140-п // Собрание законодательства О

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - 2012. - N° 4, ч. 2, ст. 415. 11. Проектный центр «Инфометр». - URL: https://read.infometer.org/

^ (дата обращения: 05.12.2019). § 12. О программе совершенствования государственного управления

BQ в Тульской области «Открытый регион» на 2014-2016 годы: Постановление

5 Правительства Тульской области от 22 апреля 2014 г. № 209 // Сборник

^ правовых актов Тульской области и иной официальной информации. - URL: http://npatula.ru

194 13. Гасумова, С.Е. Анализ соответствия интернет-ресурсов органов

" местного самоуправления законодательству Российской Федерации //

5 Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2012. - № 1.

О - С. 60-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.