Научная статья на тему 'Организационно-правовой аспект региональной информатизации: опыт Ханты-Мансийского автономного округа - Югры'

Организационно-правовой аспект региональной информатизации: опыт Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
448
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брагина Е.М., Орлова Д.С.

В статье рассмотрен опыт Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере правового и организационного обеспечения процесса внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти, отмечены существующие проблемы и перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Брагина Е.М., Орлова Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовой аспект региональной информатизации: опыт Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»

международный научный журнал «инновационная наука»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

№10/2015

ISSN 2410-6070

УДК 353

Е.М. Брагина

к.и.н., доцент кафедры менеджмента

Д.С. Орлова студент Института систем управления и информационных технологий ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет», г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ: ОПЫТ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Аннотация

В статье рассмотрен опыт Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере правового и организационного обеспечения процесса внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти, отмечены существующие проблемы и перспективы развития.

Ключевые слова

государственное управление, информационно-коммуникационные технологии, региональная

информатизация

Повышение эффективности современной системы государственного управления невозможно представить без внедрения информационно-коммуникационных технологий. Основные приоритеты этого процесса определены такими стратегическими документами как «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 года № 2227), «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» (утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 года); «Концепция региональной информатизации» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2769-р). В них особое внимание уделяется развитию информатизации органов государственной власти и местного самоуправления регионов. Одним из важнейших условий успешной реализации региональной информатизации является «обеспечение комплексного управления внедрением информационно-коммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации» [1, с. 2].

В связи с данными стратегическими направлениями представляется актуальным рассмотрение опыта регионов в сфере информатизации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Оправдано обращение к опыту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, который признан одним из региональных лидеров по уровню развития информационного общества и электронного правительства. Это подтверждается независимыми рейтингами, подготовленными неправительственными организациями. Так, в соответствии с Индексом готовности регионов России к информационному обществу, который рассчитывает Институт развития информационного общества, автономный округ входит в пятерку лидеров в общероссийском рейтинге. Югра так же считается одним из лидеров по использованию населением электронных услуг. В рейтинге Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, определяющем долю граждан, зарегистрированных в Единой системе идентификации и аутентификации с целью получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, автономный округ занял 2 место среди субъектов РФ.

Единый официальный сайт государственных органов власти автономного округа (www.admhmao.ru) сохраняет лидирующие позиции в рейтинге официальных сайтов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, который ежегодно проводит «Фонд Свободы Информации». В 2014 году по результатам данного мониторинга сайт занял 3 место в рейтинге по уровню информационной открытости среди всех официальных сайтов органов власти субъектов Российской Федерации [2, с.5].

206

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Свидетельством авторитета, завоеванного автономным округом в сфере информатизации, стало неоднократное проведение в Ханты-Мансийске международных IT-форумов с участием стран БРИКС.

Важными направлениями, позволяющими автономному округу успешно развиваться в анализируемой сфере, является постоянное совершенствование правового регулирования и организационного структуры органов власти. Рассмотрим некоторые современные приоритеты данного процесса.

Полномочия в сфере информатизации в автономном округе реализуют Губернатор, Дума, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органы исполнительной власти и местного самоуправления.

К полномочиям Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относится прежде всего правовое обеспечение информатизации. В Югре ежегодно принимаются нормативные правовые акты, регламентирующие данный процесс. В настоящее время действуют Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2013 № 61-оз «О государственных информационных системах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.04.2010 № 79-оз «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 сентября 2014 года № 70-оз «Об универсальной электронной карте» и др.

Механизмы реализации правовых норм разрабатываются в подзаконных актах. Так, в 2014 году принято около 400 правовых актов в сфере информатизации, в том числе 6 постановлений Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 11 постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [2,с. 4].

В системе нормативного правового регулирования особая роль принадлежит реализации программноцелевого метода. В 2006 - 2010 годах в автономном округе была успешно реализована программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Электронная Югра». Затем была принята целевая программа автономного округа «Информационное общество - Югра» на 2011-2015 годы, на основе которой разработана государственная программа автономного округа «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2014 - 2020 годы. Программы определили в качестве стратегических целей формирования информационного общества в Югре повышение качества жизни населения автономного округа, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного и муниципального управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий [3].

В 1997 году Ханты-Мансийский автономный округ одним из первых создал в структуре исполнительной власти специальный орган, уполномоченный в сфере информатизации - Комитет по информационным ресурсам Администрации Губернатора автономного округа. Постановлением Губернатора автономного округа от 22.07.2010 №138 Комитет преобразован в Департамент информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющий функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая информационные технологии в развитии информационного общества и при формировании электронного правительства, а также при выполнении научных исследований и инновационных разработок), связи, телекоммуникаций и использования результатов космической деятельности [4,с.1].

Департамент информационных технологий автономного округа реализует данные функции непосредственно и через подведомственные организации, среди которых Бюджетное учреждение «Окружной центр информационно-коммуникационных технологий», Автономное учреждение «Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий», Бюджетное учреждение «Центр обработки вызовов и мониторинга систем обеспечения безопасности жизнедеятельности».

Особое место в организационной структуре региональных органов власти, уполномоченных в сфере информатизации, занимают координационные органы и органы, обеспечивающие участие общественности в принятии управленческих решений.

207

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

В 2009 году был создан Совет при Губернаторе автономного округа по развитию информационного общества. Совет является коллегиальным совещательным органом, созданным для обеспечения взаимодействия исполнительных органов государственной власти автономного округа, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Югры, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с развитием информационного общества на территории автономного округа.

Основными задачами Совета являются:

- обеспечение координации мероприятий по развитию информационного общества на территории автономного округа;

- определение приоритетных направлений развития информационного общества на территории автономного округа;

- анализ практики реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, в автономном округе, других субъектах Российской Федерации;

- выработка рекомендаций по проведению мероприятий, необходимых для достижения практических результатов взаимодействия между всеми участниками процесса развития информационного общества на территории автономного округа [5].

Работа Совета является открытой. Так, в 2014 году кроме членов Совета в заседаниях участвовали 26 представителей общественности. Следует отметить, что на Совете обсуждаются наиболее актуальные проблемы информатизации. Например, в 2014 году были рассмотрены вопросы о состоянии развития сетей связи в целях обеспечения доступа к сети Интернет и ликвидации информационного неравенства между населением отдаленных населенных пунктов и городов Югры; о повышении удовлетворенности граждан качеством оказания государственных и муниципальных услуг; о внедрении системы автоматизации делопроизводства и электронного документооборота в органах государственной власти автономного округа; о реализации комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности «Безопасный регион» в автономном округе и другие. По итогам работы Совета было дано более 60 поручений Губернатора [5].

В 2013 году при Департаменте информационных технологий автономного округа создан Общественный совет. Его задачами являются расширение непосредственного участия гражданского общества в разработке и экспертизе решений, а также осуществление общественного контроля в сфере информатизации. Деятельность совета призвана совершенствовать механизмы обратной связи Департамента с гражданами и общественными объединениями, привлекать их к разработке и реализации управленческих решений.

В 2014 году членами Общественного совета были обсуждены проект бюджета автономного округа, выделяемого на реализацию мероприятий в сфере информатизации, материалы «Стратегии социальноэкономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года», итоги реализации целевых программ, анализ деятельности Департамента и его подведомственных организаций. Советом были рассмотрены результаты участия общественности в антикоррупционных мероприятиях, реализуемых Департаментом, а также результаты мониторинга правоприменительной практики законодательства РФ, связанной с повседневными потребностями граждан [2,с. 6].

Следует отметить ряд проблем и перспективных направлений совершенствования организационного и правового обеспечения процесса информатизации в Югре. Существующие окружные стратегические документы и планы информатизации необходимо уточнить и переработать с учетом комплексного подхода к региональной информатизации, согласованности проектов и приоритетов, сформулированных в таких нормативных актах как «Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», «Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде», новая редакция государственной программы «Информационное общество до 2020 года», «Концепция региональной информатизации».

208

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Реализуемые региональные государственные программы нуждаются в корректировке с учетом потребностей импортозамещения и необходимости обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации в государственных информационных системах.

Дальнейшего совершенствования требует инфраструктура электронного правительства, прежде всего повышение эффективности и удобства пользования Единой системой межведомственного электронного документооборота.

Нормативное правовое и организационное регулирование, методическая и экспертная поддержка необходимы для координации работы в сфере информатизации органов местного самоуправления. Речь идет о преодолении существующего разнобоя, о разработке единого подхода к содержанию административных регламентов типовых муниципальных услуг для их перевода в электронный формат.

Требует совершенствования нормативная правовая база, регламентирующая работу Территориальной информационной системы (ТИС) Югры, предназначенной для информационного и научно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений. В целях повышения ее востребованности необходимо нормативно закрепить приоритет информации в ТИС по сравнению с другими формами предоставления информации для постоянного использования органами государственной власти и местного самоуправления.

В заключении можно сделать вывод, что в Югре ведется большая работа по нормативному правовому и организационному обеспечению процесса информатизации органов государственной власти и местного самоуправления, по повышению прозрачности и подотчетности их деятельности, расширению возможностей участия представителей общественных организаций в разработке, экспертизе принимаемых управленческих решений. Это является одним из важных условий успешного развития региональной информатизации.

Список использованной литературы:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2769-р «Об утверждении Концепции региональной информатизации».

2. Отчет о развитии информационного общества и формировании электронного правительства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2014 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры/ Департамент информационных технологий / Деятельность (дата обращения 01.09.2015).

3 Государственная программа автономного округа «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2014 - 2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры/ Государственные программы (дата обращения 02.09.2015).

4. Положение о Департаменте информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа -Югры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры/ Департамент информационных технологий/ Положение (дата обращения 02.09.2015).

5. Материалы Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по развитию информационного общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры/ Департамент информационных технологий / Совет при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Юры по развитию информационного общества (дата обращения 05.09.2015).

© Е.М. Брагина, Д.С. Орлова, 2015

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.