УДК 930; 77.056+778.6
DOI: 10.24412/2070-9773-2024-12216-184-189
Дата поступления (Submitted) 01.12.2024
Дата принятия к печати (Accepted) 15.12.2024
Практики использования цветных диапозитивов в экспедиционной фотосъемке второй половины ХХ в.
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА СТАНУЛЕВИЧ
кандидат исторических наук, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН 199034, г Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3 e-mail: nadstanul@kunstkamera.ru
Аннотация. Цветные диапозитивы являются неотъемлемой частью экспедиционных материалов XX века. Тем не менее анализ их использования в качестве особого вида иллюстративного источника о научных полевых работах ранее не проводился. Для рассмотрения феномена использования обращаемых фотопленок, позволяющих в дальнейшем изготовить слайд/диапозитив, вместо печати цветных фотографий необходим комплексный анализ оснащения экспедиций, условий съемок и общекультурных практик второй половины ХХ в.
На первом этапе изучения экспедиционных слайдов в традиции исторической фотографии была предпринята попытка оценить объём такого материала в коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Экспедиционная практика второй половины XX века, не включавшая уже активные документирование в дневниках процессов фотосъёмки, может быть оценена через анализ фотографической литературы - руководств и справочников.
Сбор статистической информации о коллекциях Кунсткамеры производился через внутримузейную базу данных КАМИС и отдельные тематические подборки, созданные сотрудниками в середине 2000-х гг. Были проанализированы рекомендации по съемкам в путешествиях и по созданию цветных изображений, изданные в СССР в период с 1950-е по 1990-е гг. Была использована литература общего фотографического профиля, а также издания по процессам цветной фотографии и руководства для съёмок вне павильонов и фотостудии.
Сделаны выводы о том, что слайды/диапозитивы выбирались съемочной группой научных экспедиций из-за оптимальных параметров светочувствительности обращаемых пленок, возможности демонстрации и даже индивидуального просмотра изображений без печатания цветных фотографий на бумаге.
Ключевые слова: слайд, диапозитив, цвет, экспедиция, промышленность, СССР
Practices of Using Colour Transparencies in Expedition Photography in the Second Half of the Twentieth Century
NADEZHDA ALEXEEVNA STANULEVICH
Candidate of Science Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the
Kunstkamera), Research Fellow 199034 Russia Saint-Petersburg, Universitetskaya emb., 3 e-mail: nadstanul@kunstkamera.ru
Abstract. Colour transparencies are an integral part of 20th century expeditionary materials. Nevertheless, their use as a special type of illustrative source about scientific fieldwork has not been analysed before. In order to consider the phenomenon of using reversed photographic film, which allows to produce a transparency instead of printing colour photographs, a comprehensive analysis of expedition equipment, shooting conditions, and general cultural practices of the second half of the twentieth century is necessary.
At the first stage of studying expedition slides in the tradition of historical photography, an attempt was made to estimate the volume of such material in the collection of the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera). The expeditionary practice of the second half of the 20th century, which did not include active documentation of photography processes in diaries, can be assessed through the analysis of photographic literature - manuals and reference books.
Statistical information on the Kunstkamera's collections was collected through the KAMIS intramuseum database and individual thematic compilations created by the staff in the mid-2000s. Recommendations on travel photography and colour imaging published in the USSR between the 1950s and 1990s were analysed. General photographic literature was used, as well as publications on the processes of colour photography and guidelines for shooting outside pavilions and photographic studios.
It is concluded that transparencies were chosen by the crew of scientific expeditions because of the optimal light sensitivity parameters of reversed films, the possibility of demonstration and even individual viewing of images without printing colour photographs on paper. Keywords: slide, colour, expedition, USSR, film
Значимость визуальных материалов для гуманитарных наук особо отмечается исследователями последних десятилетий. Тем не менее институциональные особенности научных центров накладывают свои отпечатки на практики обращения с фотографическими источниками. Так, например, в этнографических музеях особое внимание уделяется визуальной фиксации исследуемых явлений при полевой работе [1, с. 178]. При чем для таких музеев как Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (далее Кунсткамера) первичными для исследований будут фотографические негативы, привезенные из экспедиций. В большинстве случаев фотографические отпечатки или иначе фотографии выполнялись для просмотра и анализа отснятых кадров в виде контрольных, малоформатных листов. В таких условиях статус слайдов или диапозитивов имеет особое значение и как объектов, готовых к просмотру даже без применения специального оборудования - на просвет, и как примеров цветной фотографической технологии второй половины ХХ в.
Накопленные знания по истории фотографии, реставрации фотоматериалов и аналитические обзоры цветных фотографических коллекций только начинают обсуждаться специалистами. Чаще всего к изучению цвета в фотографии обращаются либо со специальными вопросами, либо в силу наличия релевантного объема данных изображений для анализа [2, с. 159].
Практика использования в научных целях цветной фотографии, прежде всего, описывается в рамках истории фотографии и возможности передачи цвета для той или иной отрасли. Актуальными являются исследования зарубежных историков фотографии и реставраторов о технико-культурные феномена использования слайдов/диапозитивов в повседневных и исследовательских практиках [3]. Можно считать, что на процесс изучения влияет и сравнительно небольшая продолжительность массового использования цветной фотографии по сравнению с монохромными фотографиями.
Использование цветных фотографий в советских научных экспедициях можно проследить через сопоставление материалов в коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Также эволюция включения в фотографические практики цветных материалов, возможно восстановить через анализ руководств и справочников для фотографов.
Использование цветных слайдов вместо цветных отпечатков в научной экспедиционной фотографии второй половины ХХ в. является предметом данного исследования.
Изучение вопроса изготовления цветных слайдов для демонстрации материалов экспедиции прояснит не только состав коллекций, но и раскроет детали обращения с цветными фотоматериалами во второй половине ХХ в.
Для описания феномена включения цветных фотографических материалов, и особенно позитивных изображений на прозрачной основе будут решать следующие исследовательские задачи:
Выявление особенностей описания материалов в музейной документации для уточнения поисковых запросах в базах данных.
Определение состава экспедиционных съемок второй половины ХХ в., поступивших в коллекцию Кунсткамеры.
Выявление тенденций экспедиционной съемки второй половины ХХ в.
Анализ специальной фотографической литера-туры:справочников и руководств по не студийной съемке на предмет рекомендаций по использования цветных фотографических материалов.
Данное исследование будет базироваться на анализе учетной документации и самих коллекционных материалов Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Необходимо отметить, что целенаправленный анализ фотографических коллекций Кунсткамеры по параметру содержания цветных фотоматериалов ранее не проводился.
Роль фотографических коллекций как дополнительных и менее важных, чем вещевые коллекции привела к появлению особой музейной практики в учреждениях этнографического профиля [4, с. 186]. В Х1Х-ХХ вв. достаточно кратко описывались фотографических материалы, использовались различные варианты обозначений признаков предметов, часто не согласованные с профессиональной фотографической терминологией. Это приводит к искажениям исследовательских выводов фотографических коллекциях и информации, которую они содержат. С течением времени оказалось, что именно иллюстративные материалы в некоторых случаях являются единственным источником о том или ином явлении, изучаемом этнографами.
К началу XXI в. исследователи отмечали, что во многих этнографических музеях нет четко сформулированных принципов оценки и описания иллюстративных источников, включая фотографию [5, с. 193]. На данный момент крупнейшие российские музеи пошли по пути создания корпуса внутренней документации, опираясь на мировой и отечественный опыт работы с фотоколлекциями. В тоже время этот процесс по-прежнему не имеет единой стратегии и терминологического корпуса. Необходимо отметить, что проблема использования разных вариаций словосочетаний в музейной практике не является только проблемой российских музеев. В мае 2021 г., исследователи и кураторы из Нидерландов на конференции, посвященной анализу, сохранению, консервации и оцифровке цветных фотографий и фильмов, сообщили о ходе работы по созданию стандартизованных названий и описаний фотографических материалов. Так новая стандартизированная терминология может улучшить понимание фотографических объектов в
коллекциях [6, p. 46].
Действительно выявление коллекций, содержащих цветные фотографические материалы, ограничено из-за отсутствия единого стандарта в описании фотографии. Проблему с названиями типов предметов можно описать следующим образом. Существует два термина для обозначения позитивного изображения на прозрачной основе - «слайд» или «диапозитив». И обо слова нашли применение в описании состава коллекций Кунсткамеры. Негативы также могут определяться не одним вариантом слова, а двумя - «негатив», «пленка».
Для данного исследования были использованы данные о фотографических коллекциях Кунсткамеры, хранящиеся в специализированной базе данных «КАМИС», а также внутренняя документация Лаборатории аудиовизуальной антропологии, включающая сводную таблицу о фотографических коллекциях Кунсткамеры, созданную в программе Microsoft Excel в середине 2000-х гг.
Конкретизация поисковых запросов с целью выявить экспедиционные материалы, отснятые с помощью цветных технологий, с учетом традиций наименования материалов в советских период позволила получить следующие результаты.
Общее число коллекций, содержащих фотографические негативы и/или позитивы на пленочной основе (слайды или диапозитивы), в Кунсткамере насчитывается порядка 1700 при общем числе всех коллекций фотографического характера в 2700. Тогда как коллекций в описаниях, которых присутствуют термины «слайд», «диапозитив» и «кинопленка» не более 300. Еще меньше встречается упоминание о цветном характере материалов, использованных в экспедициях - 21. При этом нужно отметить, что первые цифры относятся к материалам, отснятым в том числе в стенах самого музея, то есть не экспедиционных. Согласно данным о времени сбора или съемки материалов, цветные фотографические материалы стали использоваться во второй половине 1950-х гг. Пик применения цветных пленок в экспедиционной работе сотрудников Кунсткамеры приходится на 1970-е гг. Соотношение объема монохромного и цветного материала в каждой коллекции можно оценить, как 90 % к 10 %. При этом средняя численность кадров в коллекции составляет около 300 единиц.
Тенденцию, исходя из численного и контентного анализа фотографических коллекций Кунсткамеры, заключается в использовании в экспедиционной работе цветных фотографических материалов на пленочной основе во второй половине ХХ в. в качестве особо ценных съемок, где передача цвета была значимой, по мнению участников экспедиции. При этом нельзя не отметить роль слайдов/ диапозитивов в возможностях просмотра материалов и их использования в научной и просветительской деятельности научных сотрудников.
На данном этапе мы подходим к рассуждениям о том, по какой причине сотрудники экспедиций использовали для презентации цветных съемок именно слайды/диапозитивы, а не фотографические отпечатки. Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть условия, которые влияли на тип,
качество и количество материалов, привезенных из экспедиций второй половины ХХ в.
К факторам влияния на состав экспедиционных фотографических коллекций можно отнести: обеспечительные и организационные возможности, условия съемок, технические процессы обработки материалов для их презентации. Описание практик использования цветных фотографических материалов далее будет приведено на основе анализа справочников и руководств для фотографов 1950-1990-х гг.
Планирование и организация экспедиций с использованием фотографической техники приводило к решениям, частично ограничивающим возможности использовать повсеместно цветные фотографические материалы. Исходя из рекомендаций для фотографов-туристов в 1961 г., мы узнаем, что при наличии в группе только одного фотоаппарата было принято отказываться от использования цветных материалов, «чтобы не заниматься перезарядкой на ходу» [7, с. 9]. При этом варианты использования в таком случае только цветофотографических пленок критикуются авторами специальной литературы, из-за качества последующей печати фотографий и возрастании стоимости материалов и их обработки при большом количестве съемок [7, с. 10]. Отмечается удобство использования группой путешественников нескольких фотоаппаратов для одновременной съемки на разные типы материалов, с возможностью также использовать разные объективы для достижения наилучших результатов [7, с. 9].
Решающей при подготовке экспедиции являлась и оценка веса, объема оборудования. Использование малоформатных камер считалось наиболее удобным не только с точки зрения их собственных габаритов, но и при учете веса и объема приспособлений и фотографических материалов к ним. В уже упомянутом издании «Фотографу-туристу» приведены следующие аргументы в пользу выбора типов фотоаппаратов [7, с. 11]:
«Для малоформатной камеры запас на 1000 снимков будет состоять примерно на 50 м кинопленки, т.е. небольшой коробки, которую легко поместить в кармане рюкзака. Для фотоаппарата формата 6х9 см он будет состоять из 6 коробок размером минимум 5х25 см, т.е. займет довольно много места».
Авторы издания отмечали, что вес фотографических приспособлений еще больше возрастает при использовании форматной пленки или пластин 9х12 см.
Таким образом мы можем объяснить часто встречающиеся в коллекциях Кунсткамеры типовое сходство материалов по признаку размера, когда негативная пленка и слайды/диапозитивы имеют один типоразмер.
Условия съемок вносят свои коррективы в качество, количество и вообще наличие тех или иных типов материалов в музейных коллекциях. На страницах издания «Фотографу-туристу» фиксируется практика использования пленки высокой светочувствительности для возможности производства кадра в любых обстоятельствах. При этом авторы критикуют повсеместное использование таких
материалов, т.к. считают такие пленки специализированными, а не универсальными [7, с. 13]. По их мнению, при увеличении светочувствительности пленки увеличивается ее зернистость, что приводит к ухудшению резкости. Отмечается также, что необходимо было обращать особо внимание на сроки и условия хранения фотографических пленок, которые с течением времени подвержены «старению», выражающемуся в уменьшении светочувствительности. Они предостерегали фотографов от ситуации «вы пользуетесь обычной пленкой средней чувствительности, но очень зернистой» [7, с. 14]. Авторы не ограничивались критикой, они предлагали использовать в качестве универсальных материалов для внестудийной съемки пленки с чувствительностью 90-130 единиц, и для летнего периода, в который происходило большинство поездок - 45-65 единиц. Приведенные диапазоны светочувствительности позволят нам в дальнейшем оценить применяемые на практике материалы.
Немаловажным условием являлись внешние обстоятельства природного и техногенного характера, которые ограничивали фотографические процессы при внестудийных, экспедиционных съемках. Качество воды являлось ключевым фактором для получения качественных цветных изображений, особенно фотографических отпечатков на бумаге [8, с. 214]. Вода в целом, было очень важна для осуществления фотографических съемок. Температура растворов, качество воды и наличие примесей, увеличение мягкости воды в весенний период из-за таяний снегов оказывало влияние на фотографию 1950-х гг. [9, с. 90-91]. Использование при приготовлении растворов, особенно цветного проявителя, дистиллированной или кипяченой воды, отмечалось и десятилетия позднее [10, с. 296]. При этом преимущество в работе экспедиций отдавалось монохромным или черно-белым материалам с точки зрения легкости их обработки, сохранности пленок даже в непроявленном виде при транспортировке до места сдачи.
Практики пост экспедиционного обращения с материалами также способно прояснить особенности использования цветных слайдов/диапозитивов взамен печати цветных фотографий, например. Одним из наиболее важных условий при работе с цветными материалами в том числе в стенах музеев является возможность сохранения полученных кадров. Как отмечали советские специалисты по цветной фотографии в своих работах для широкого круга читателей, сохранность фотографических отпечатков, и особенно цветных, в первую очередь зависело от тщательности их промывки, по их мнению [8, с. 215]:
«Даже незначительные количества тиосульфата натрия, оставшегося после промывке в слое, способствуют образованию окрашенных продуктов окисления и ускоряют процесс обесцвечивания красителей. В условиях повышенной влажности и температуры воздуха эти процессы протекают особенно быстро и изменение цвета может быть замечено уже в первые месяцы хранения отпечатков».
В связи с этим получение цветных отпечатков с отснятых материалов практически не вошло в
обиход участников экспедиции, заменив фотографии на более простые в получении слайды/диапозитивы, тем не менее также подверженные выцветанию и потере оптической плотности. Скорее всего именно размер и возможность демонстрации на проекционных экранах стали решающими факторами при выборе последующих способов обращения с экспедиционными материалами. Стоит отметить, что именно эти свойства диапозитивов описывались во второй половине ХХ в. как наиболее привлекательные. А именно, «портативность, высокое качество изображения, низкая стоимость, возможность быстро получить сразу несколько десятков пригодных для рассматривания снимков» [11, с. 141]. Предлагалось использовать для просмотра диаскоп или диапроекции, на отражающие или просветные экраны с многократным увеличением изображения [10, с. 332]. В качестве любительских способов тиражирования цветного изображения в конце 1980-х гг. предлагалось использовать обращенную фотобумагу, либо на обычную, обработанную по схеме с обращением или переснимать диапозитивы на цветную обращаемую пленку [12, с. 119].
Необходимо отметить, что разнообразие материалов было ограничено мощностями советских производств и возможностями производства цветных фотографических материалов в должном объеме и качестве. Это влияло на указанное ранее соотношение монохромных и цветных материалов в рамках одной и той же экспедиционной коллекции, а также объясняет количество нестандартных рекомендаций по способам получения цветных отпечатков или демонстрационных материалов в руководствах советского периода.
Сопоставление информации из литературы разных периодов позволил определить разнообразие и качество материалов, которыми могли пользоваться экспедиционные группы при цветной фотографической съемке. Руководство 1971 г. «Учись фотографировать» содержит технические параметры материалов, используемых в период, который является для коллекций Кунсткамеры наиболее представительным в плане цветных материалов. В данном издании были названы три наименования цветной негативной фотопленки отечественного производства: «Фото ЦНЛ-32», «Фото ЦНЛ-65», «ДС-4» [13, с. 165]. Два десятилетия позднее энциклопедический справочник по фотографии, изданный в Минске фиксирует четыре наименования советских цветных негативных пленок, а также светочувствительные параметры вышеупомянутых наименований. Пленка фотографическая цветная негативная ДС-4 имела общую светочувствительность не менее 50 единиц, пленка фотографическая цветная негативная малой светочувствительности маскированная ЦНД-32 - не менее 32 единиц [10, с. 156].
Для изготовления слайдов использовались обращаемые фотографические материалы, которые позволяли получить позитивное изображение на том же фотоматериале, на котором производилась съемка [14, с. 213]. В энциклопедическом справочнике перечислены следующие пленочные обращаемые материалы: пленка фотографическая
цветная обращаемая высокой резкости ЦО-25 со светочувствительностью не менее 25 единиц, пленка фотографическая цветная обращаемая ЦО-32Д - не менее 32 единиц, пленка цветная обращаемая повышенной светочувствительности ЦО-64 - не менее 63 единиц [10, с. 157]. Всего к 1992 г. советская промышленность по данным справочника выпускала пять наименования советских цветных обращаемых пленок. В данном исследовании нам было интересно узнать параметры материалов, которые были в производстве продолжительное время, в том числе в период наиболее интенсивного применения цветных материалов.
Что касается цветной фотобумаги, то в СССР выпускалась цветная фотобумага типов «Фото-цвет-4», «Фотоцвет-11» (не подлежала глянцеванию) и фототкань цветная «ФТЦ» [10, с. 161]. Исходя из данных руководств 1970-х гг. и энциклопедии 1992 г., можно говорить об ограниченном ассортименте фотографической бумаги по сравнению с обращаемыми материалами, которые включали себя сразу основу и для негативного фотографического процесса, и для позитивного. Тем не менее специалисты по фотографии отмечали в своих работах недостатки обращаемых материалов и технологических процессов при их применении. Таковыми были сложность повторного изготовления изображения, которое по сути являлось уникальным, дополнительные технологические операции, необходимость использования демонстрационного оборудования, а также точное определение и со-
Литература и источники
блюдение экспозиции при съемках [8, с. 217].
Информация о составе фотографической коллекции Кунсткамеры позволила выявить следующие тенденции в использовании фотографии в советских научных экспедициях второй половины ХХ в. В качестве основного съемочного материала применялись черно-беле пленочные негативы. Начиная с середины 1950-х гг. экспедиций применяли цветные материалы и чаще всего обращаемые пленки в количественном соотношении примерно 10% от общего числа отснятых в поездке кадров. Цветные фотографические отпечатки практически не использовались для просмотра и демонстрации полевых работ. Исследователи чаще всего сталкиваются в коллекциях Кунсткамеры со слайдами/ негативами как примерами цветных фотоматериалов.
Сопоставление информации из профессиональной фотографической литературы позволило сделать вывод о том, что слайды/диапозитивы выбирались съемочной группой научных экспедиций из-за:
Параметров светочувствительности обращаемых пленок, которые вписывались в границы чувствительности материалов, рекомендуемых для съемок вне фотостудий и других помещений.
Возможности демонстрации и даже индивидуального просмотра изображений без печатания цветных фотографий на бумаге, ассортимент которой в СССР был ограничен по сравнению с обращаемыми цветными пленками.
1. Дьяченко В.И. Фотоиллюстративные коллекции Отдела Сибири. // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 48: 285 лет Петербургской Кунсткамере: Материалы итог. науч. конф. МАЭ РАН, посвящ. 285-летию Кунсткамеры / Отв. ред. Ч.М. Таксами. СПб: Наука. С.-Петерб. изд. фирма РАН, 2000. С. 178-184.
2. Затуловская Л.Д. Обзор коллекции фотографий Орловского объединенного литературного музея И.С. Тургенева. Фотографии Л.Н. Андреева и М. М. Пришвина в составе рукописно-документального фонда // Фотография в музее: сб. докладов международной конференции (Санкт-Петербург, 21-23 мая 2013). СПб: РОСФОТО, 2013. С. 155-162.
3. Oliveira Fernandes L., Roldäo Ё., Tavares E. Fading memories: Assessing colour slide film's cultural impact in Portugal and abroad// 3nd Edition of Colour Photography and Film: Sharing knowledge of analysis, preservation, conservation, migration of analogue and digital materials: Book of Abstract, Amsterdam, 12-13 сентября 2024 года. Florence: Gruppo del Colore - Associazione Italiana Colore, 2024. pp. 6.
4. Прищепова В.А. Иллюстративные собрания по Средней Азии и Казахстану в фондах Кунсткамеры (вторая половина XIX в. - 1917 г.) // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 48: 285 лет Петербургской Кунсткамере: Материалы итог. науч. конф. МАЭ РАН, посвящ. 285-летию Кунсткамеры / Отв. ред. Ч.М. Таксами. СПб: Наука. С.-Петерб. изд. фирма РАН, 2000. С. 185-190.
5. Соболева Е.С. Иллюстративные музейные коллекции как этнографический источник (на примере индонезийского фонда МАЭ) // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 48: 285 лет Петербургской Кунсткамере: Материалы итог. науч. конф. МАЭ РАН, посвящ. 285-летию Кунсткамеры / Отв. ред. Ч.М. Таксами. СПб: Наука. С.-Петерб. изд. фирма РАН, 2000. С. 190-195.
6. Van der Gulik K., Pilko M., Jürgens M., Stigter S., Von Waldthausen C. Towards a Standardised Terminology for Photographic Materials in The Netherlands // Colour Photography and Film: Sharing knowledge of analysis, preservation, conservation, migration of analogue and digital materials: Book of Conference Proceedings. Milano: Gruppo del Colore — Associazione Italiana Colore, 2021. pp. 46-49. URL: https://www.gruppodelcolore.org/wp-content/uploads/2021/07/ PhotoFilm2021_Proceedings_final.pdf (дата обращения 28.08.2024).
7. Вендровский К.В., Жутовский Б.И. Фотолюбителю-туристу / Под ред. канд. техн. наук Е.А. Иофиса. М.: Искусство, 1961. 100 с.
8. Горбатов В.А., Тамицкий Э.Д. Цветная фотография. М.: «Легкая индустрия», 1972, 264 с.
9. Шубина Г.Е., Антонов С.М., Артюшин Л.Ф. Цветная фотография / Под ред. канд. техн. наук Е.А. Иофиса. М.: Искусство, 1958. 211 с.
10. Фотография: энциклопедический справочник / Белорусская энциклопедия; под ред. П.И. Боярова и др. Минск: БелЭн, 1992. 399 с.
11. Шеклеин А.В. Фотографический калейдоскоп. М.: Химия, 1988. 192 с.
12. Волгин А.Г. Техника цветной фотографии. М.: Искусство, 1987. 144 с.
13. Яковлев М.Ф. Учись фотографировать. М.: Искусство, 1977. 222 с.
14. Фотокинотехника / гл. ред. Е.А. Иофис. М.: Советская энциклопедия, 1981. 447 с.
References
1. D'yachenko V.I. Fotoillyustrativnye kollekcii Otdela Sibiri [Photo-illustrative collections of the Siberia Division]. Sbornik Muzeya an-tropologii i etnografii [Proceedings of the Museum of Anthropology and Ethnography]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 2000, vol. 48. pp.
178-184.
2. Zatulovskaya L.D. Obzor kollekcii fotografij Orlovskogo ob"edinennogo literaturnogo muzeya I.S. Turgeneva. Fotografii L.N. Andreeva i M. M. Prishvina v sostave rukopisno-dokumental'nogo fonda [Review of the collection of photographs of the Orel United Literary Museum of I.S. Turgenev. Photographs of L.N. Andreev and M.M. Prishvin as part of the manuscript and documentary fund]. Fotografiya v muzee: sbornik dokladov mezhdunarodnoj konferencii [Photography in Museum: Proc. of 20l3 Int. Conf. Photography in Museum]. Saint Petersburg: ROSFOTO Publ., 2013. pp. 155-162.
3. Oliveira Fernandes L., Roldäo E., Tavares E. Fading memories: Assessing colour slide film's cultural impact in Portugal and abroad. 3nd Edition of Colour Photography and Film: Sharing knowledge of analysis, preservation, conservation, migration of analogue and digital materials: Book of Abstract, Amsterdam, 12-13 sentyabrya 2024 goda. Florence: Gruppo del Colore - Associazione Italiana Colore, 2024. pp. 6.
4. Prishchepova V.A. Illyustrativnye sobraniya po Srednej Azii i Kazahstanu v fondah Kunstkamery (vtoraya polovina XIX v. - 1917 g.) [Illustrative collections on Central Asia and Kazakhstan in the collections of the Kunstkamera (second half of the XIX century - 1917)]. Sbornik Muzeya antropologii i etnografii [Proceedings of the Museum of Anthropology and Ethnography]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 2000, vol. 48. pp. 185-190.
5. Soboleva E.S. Illyustrativnye muzejnye kollekcii kak etnograficheskij istochnik (na primere indonezijskogo fonda MAE) [Illustrative museum collections as an ethnographic source (on the example of the Indonesian collection of the MAE)]. Sbornik Muzeya antropologii i etnografii [Proceedings of the Museum of Anthropology and Ethnography]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 2000, vol. 48. pp. 190-195.
6. Van der Gulik K., Pilko M., Jürgens M., Stigter S., Von Waldthausen C. Towards a Standardised Terminology for Photographic Materials in The Netherlands. Colour Photography and Film: Sharing knowledge of analysis, preservation, conservation, migration of analogue and digital materials: Book of Conference Proceedings. Milano: Gruppo del Colore — Associazione Italiana Colore, 2021. pp. 46-49. URL: https://www.gruppodelcolore.org/wp-content/uploads/2021/07/PhotoFilm2021_Proceedings_final.pdf
7. Vendrovskij K.V., Zhutovskij B.I. Fotolyubitelyu-turistu [Amateur photographer - tourist]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1961. 100 p.
8. Gorbatov V.A., Tamickij E.D. Cvetnaya fotografiya [Colour photography]. Moscow: «Legkaya industriya» Publ., 1972, 264 p.
9. Shubina G.E., Antonov S.M., Artyushin L.F. Cvetnaya fotografiyalColour photography]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1958. 211 p.
10. Boyarova P.I. and others (eds.) Fotografiya: enciklopedicheskij spravochnik [Photography: encyclopaedic guide]. Minsk: BelEn Publ., 1992. 399 p.
11. Sheklein A.V. Fotograficheskij kalejdoskop [Photographic kaleidoscope]. Moscow: Himiya Publ., 1988. 192 p.
12. Volgin A.G. Tekhnika cvetnoj fotografii [Colour photography technique]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1987. 144 p.
13. Yakovlev M.F. Uchis' fotografirovat' [Learn to take pictures]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1977. 222 p.
14. Iofis E.A. (ed.) Fotokinotekhnika [Photo and cinema technique]. Moscow: Sovetskaya enciklopediya Publ., 1981. 447 p.
© «Клио», 2024 © Станулевич H.A., 2024