УДК 798
ПРАКТИКА ЙОГИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФИЗИЧЕСКОГО, УМСТВЕННОГО, ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ
Алексей Александрович Токарев
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физкультуры, тел. (383)361-01-80, e-mail: [email protected]
В статье представлена развернутая информация об одной из известных и популярных оздоровительных практик - йоге. Раскрыта суть данной системы, показано влияние занятий не только на физическую составляющую человека, но и духовную и психологическую. Обоснована польза и показана перспектива занятиями йогой для учащейся молодежи. Предложены различные варианты использования йоги на занятиях в вузе со студентами различных медицинских групп.
Ключевые слова: йога, физическое, духовное и психологическое развитие, физическая культура, физическое воспитание, преподаватель, педагог.
THE PRACTICE OF YOGA IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PHYSICAL CULTURE AS AN EFFECTIVE TOOL FOR PHYSICAL, MENTAL, SPIRITUAL DEVELOPMENT, EDUCATION AND HEALTH OF YOUNG PEOPLE
Aleksei A. Tokarev
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior lecturer of the Department of physical education, tel. (383)361-01-80, e-mail: [email protected]
The article presents detailed information on one of the famous and popular health practices yoga. The essence of this system, shows the influence of training not only on the physical components of man, but also spiritual and psychological. Justified use and shows the prospect the yoga for students. Proposed use yoga in the classroom at the University with students of different medical groups.
Key words: yoga, physical, spiritual and psychological development, physical culture, physical education, teacher, teacher.
В наше время нас окружает большое количество информации о различных практиках, пришедших к нам из Европы, Китая, Индии. Это и ци-гун, и «пила-тес», и, конечно же, йога. Мы задались вопросом - насколько востребованы, приемлемы и допустимы эти системы для занятий с молодежью в вузе? В нашей статье мы рассмотрим одну из самых популярных восточных гимнастик -йогу. Статья основана не только на теоретическом обзоре, но многие наблюдения и выводы получены из собственного опыта одного из авторов.
И так, что же такое йога? Кто-то считает ее сектантством, кто-то - религией, а кто-то модным течением. Если обратиться к википедии: йога — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность раз-
личных духовных, психических и физических практик, для управления психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения человеком возвышенного духовного и психического состояния.
Отсюда вытекает ответ на вопрос: зачем заниматься йогой? Чтобы стать и быть сильным, спокойным и уравновешенно гармоничным человеком. Другими словами - практика йоги это всего лишь платформа для дальнейшей эффективной жизни и деятельности человека. Почему мы говорим «человека», а не «людей»? Потому что йога для каждого будет своя, окрашенная своими красками, как нормальное явление, что каждый человек живет в своем мире и видит этот мир по-своему. Для кого-то это будет просто гимнастика, кто-то увидит в этом большее, но, то, что практика йоги заставляет работать ум -это гарантированно.
Есть такое понятие в медицине как психо-физический или психосоматический фактор. Это значит, что физиология неразрывно влияет на психологию, а психология на физиологию. Например, совершенно точно, что негативные мысли, страхи и переживания ведут к различным проблемам со здоровьем. Есть даже теория, что определенные эмоции влияют на работу определенных органов. И когда эмоция «не отработана» возникают психосоматические заболевания. В наше время в основе до 80% заболеваний лежат именно факторы психосоматики. Эффективными при решении данной проблемы являются многие оздоровительные практики: телесно-ориентированные, дыхательные [1]. Йога так же относиться к этим практикам.
В практике йоги психическое состояние выравнивается за счет физического напряжения. Это объясняется тем, что мозговая деятельность снижается за счет физической работы. Можно назвать это перераспределением энергии из умственной в физическую. Плюс на это влияет отток крови от мозга к мышцам. Это как раз и является одной из задач оздоровительных практик - дать отдых мозгу за счет физической нагрузки. Это особенно важно, а порой и просто необходимо для учащейся студенческой молодежи.
Такой эффект в йоге называется "остановить внутренний диалог", что как раз и дает выравнивание психологического состояния. По сути это одна из основных задач практики, "остановить внутренний диалог" и конфликт внутри себя. И как следствие, должна произойти и остановка конфликта вокруг себя. А это, безусловно, будет полезно для формирования высококачественных взаимоотношений как между студентом и преподавателем, так и между самими молодыми людьми, тем более что во время занятий обязательно делается акцент на правильном общении. Расслабленный ум позволяет нам видеть мир в более реалистичном свете, жить и работать спокойнее.
Большое и, наверное, еще одно основное значение в практике играет определенное дыхание - пранаяма. Гимнастика йогов это «упражнения, нанизанные на дыхание". В комплексе, упражнения с дыханием приводят к такому состоянию, которое позволяет достичь и физического удовлетворения и психического спокойствия.
Что же касается физической части, то в йоге можно "прокачать" мышцы на глубоком уровне за счет статического напряжения используя самые простые упражнения - асаны. Это на 100% исключает травмоопасность при практике, а упражнения на растяжку делают суставы гибкими. При всем этом еще и расширяется картина о собственных возможностях своего тела.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что при регулярной практике может меняться физическая форма, и характер, и мировоззрение, и питание, что немаловажно, и как следствие самочувствие и сама жизнь меняется к лучшему. Йога - это просто: перестаньте принимать все не нужное и даже опасное внутрь - и в желудок, и в голову. Йога - это не только упражнения, это философия, это мир, в котором ресурсов хватит на всю жизнь. Мы уверенны, что это и есть физическая культура.
Однако, как и при занятиях любым делом, в йоге тоже есть определенные противопоказания и рекомендации, своего рода «техника безопасности».
Есть такая пословица: "йога сделает из умного человека мудреца, глупого же превратит в идиота и приведет к проблемам со здоровьем". По этому, для начала нужно определиться кто ты, и зачем тебе все это нужно? Это первый вопрос, который мы рекомендуем в обязательном порядке задавать на занятиях.
Далее мы хотели бы сделать акцент на теме преподавания практики йоги для молодежи в ВУЗе, на сколько это может быть актуально и востребованно у молодых людей. Ведь, на первый взгляд, занятия йогой адресованы людям скромным, спокойным, кого не нужно без конца поправлять, развлекать и говорить про правильно- не правильно. Усидчивым, вдумчивым, системным, людям, которые хотят остановить свой бег и задумываются о своей жизни, что не подходит, на наш взгляд, под описание характера молодежи в целом.
Как говорил известный педагог Антон Семенович Макаренко - "молодежь надо держать в ежовых рукавицах, не надо с ней заигрывать. Молодость - это болезнь, которая проходит, не нужно ругать или не любить молодежь, нужно относиться к ним, как к болезни, в социально-политическом смысле все беды от молодежи, это люди у которых мало знаний, мало жизненного опыта, нет мудрости жизни». Слова эти была написаны давно, в абсолютно другое время, однако «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко до сих пор является классикой педагогики.
Так имеет ли смысл тратить силы и ждать педагогических результатов? И тем более в возрасте 20 + когда мало кто серьезно задумывается по поводу здоровья. Предполагаем - практика покажет. Многое зависит от педагога, который должен быть максимально спокоен и открыт.
На уроках физкультуры мы много занимаемся и мало говорим.
Если наш предмет подразумевает физическое воспитание, то можно уделять внимание и теоретической части, и роль воспитателя очень к лицу преподавателю физической культуры. По крайней мере, при занятиях йогой для молодых людей такой воспитательный момент лишним не будет, а может быть и заинтересует, как новая информация для размышления.
Из всего разнообразия педагогических приемов и методов при занятиях йогой мы бы предложили использовать так называемый метод Сократа. Он основывается на проведении диалога между индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск, и где собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывается, сам, обнаруживая свои знания или наоборот свое неведение.
Целью метода является ориентировать собеседника на самопознание и обнаружение неясного и скрытого, а так же рождения истины в голове собеседника.
Точно так же на тренировке ваше внимание направляется на ваше тело и ощущения, расширяя объем восприятия, оставляя ваше внимание наедине с самим собой. Тренировки йоги про то, как научить слышать себя, наблюдать за телом и эмоциями, глубже себя понимать и находить опору внутри.
Возможно, студенту это не всегда нравится. Но в этом и проявляется талант педагога, проявляется его педагогическое мастерство. В умении убедить, что здесь нужно работать самому, никто не научит разбираться в себе, и никто не подскажет свой путь лучше Вас самих. Именно здесь происходит переход от просто преподавателя к преподавателю-педагогу (др. -греч. пагбауюуо^, «ведущий ребёнка»).
И еще одна сторона вопроса. Йога - материальна. Она материальна как вещь, как что то, что ты купил, нашел, приобрел, это у тебя есть, это твое, это можно потрогать, брать, носить с собой, всегда ,в любом месте пользоваться этим, она не приедается, не надоедает, потому что всегда новая и разная, йога-материальна! И ей можно поделиться, можно продать, можно подарить..
К вопросу о включении занятий йогой в учебный курс вуза.
Безусловно, речь не идет о включении занятий йогой в течение всего
Урока, особенно со студентами основной группы. Однако с учетом большого спектра воздействия на организм, условиями. Начиная с материальной базы и заканчивая распределением студентов по медицинским группам, мы предложили бы рассматривать предложенный нами вид наряду с такими видами практик как пилатес, телесно-ориентированные и дыхательные практики. Особый акцент хотелось бы сделать на применении йоги для студентов специальных медицинских групп и освобожденных от практических занятий. Применение йоги или отдельных частей этой практики является наиболее оптимальным вариантом с учетом состояния здоровья студентов данных групп [2].
В конечном итоге практика йоги учит осознанно заниматься как физической культурой, так и проявлять осознанность в каких либо действиях в целом в жизни. Лучшим результатом практики будет то, если занимающийся по истечению определенного времени скажет себе, что он видит в себе перемены, которые обязательно произойдут, ибо вся практика йоги направлена именно на это.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Капленко О.М. Использование телесно-ориентированных практик в коррекции психосоматических заболеваний // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск : СГГА, 2014. Т. 2. - С. 141-145.
2. Сагеева Г.Н. Методика обучения студентов специального учебного отделения с использованием элементов йоги. Социальные и медико-биологические аспекты здоровьесбе-режения населения средствами адаптивной физической культуры : материалы всероссийской научно-практической конференции / под ред. О.В. Балберовой. - Салават: Типография ФОБОС. - 2013. - С. 185-187.
© А. А. Токарев, 2016