Научная статья на тему 'Практика внедрения централизованного оформления медицинских свидетельств о смерти в бу "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" Минздрава Чувашской Республики'

Практика внедрения централизованного оформления медицинских свидетельств о смерти в бу "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" Минздрава Чувашской Республики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СМЕРТНОСТЬ / МЕДИЦИНСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О СМЕРТИ / ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ / СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / INFORMATIONAL SUPPORT / SOFTWARE SUPPORT / DEATH RATE / MEDICAL DEATH CERTIFICATES / ABNORMAL ANATOMY / MEDICO-LEGAL INVESTIGATION / CHUVASH REPUBLIC / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Плюхин Сергей Викторович

Цель исследования. Изучить опыт внедрения информационных технологий в Чувашской Республике на уровне Бюджетного учреждения «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Чувашской Республики. Материал и методы. Выполнен анализ учетно-отчетной статистической документации за 2008-2017 гг., а также анализ финансирования и развития информатизации в Чувашской Республике по сравнению с Российской Федерацией. Показаны этапы внедрения информационных систем в патологоанатомическую и судебно-медицинскую службы. Результаты. Разработанная в 2015 г. современная программа «Мониторинг смертности» позволяет получать в режиме реального времени необходимые расширенные сведения о состоянии смертности по всей Чувашской Республики, анализировать смертность по классам, по возрасту, по территориальным данным. Централизованное оформление медицинских свидетельств о смерти систематизирует контроль качества во всех подразделениях на уровнях руководства Бюро, Минздрава Чувашии, МИАЦ. Проводятся персонифицированный учет смертности граждан в привязке к амбулаторному участку его проживания и контроль за оформлением медицинских свидетельств без вскрытий в районных больницах. Обеспечивается эффективное взаимодействие медицинских организаций с Фондом ОМС и со страховыми медицинскими организациями. Заключение. Применение современных программ позволяет улучшать взаимодействие медицинских организаций и совершенствовать их работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Плюхин Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF IMPLEMENTATION OF CENTRALIZED REGISTRATION OF MEDICAL DEATH CERTIFICATES IN BI "REPUBLIC OFFICE OF THE CHIEF MEDICAL EXAMINER" OF THE CHUVASH MINISTRY OF HEALTHCARE

Objective. To study the implementation of information technology in the Chuvash Republic at the level of the BI «Republic Office of the Chief Medical Examiner» of the Chuvash Ministry of Healthcare, Cheboksary. Material and methods. Analysis of accounting and reporting statistical documentation from 2008 to 2017. We have analyzed the investment and the development of informational support in the Chuvash Republic by comparing it to the one of the Russian Federation. We showed the steps of implementation of informational systems into the pathologicoanatomic and medicolegal services. Results. In 2015 we developed a modern program «Monitoring of death», which allows to get important and advanced information about death situation in Chuvash Republic in real-time mode. It allows to analyze death cases according to classes, ages and territory. The united filing system of medical death certificates systematizes the quality control in all departments at the level of administrative authority of the Chief, the Chuvash Ministry of Healthcare and MIAC. A patient-specific recording of citizens’ death is maintained in relation to the out-patient department of place of residence and control of making out medical death certificates without autopsy in regional hospitals. It provides an effective cooperation between all medical organizations and the compulsory medical insurance institution and with other insurance medical organizations. Conclusion. The use of modern programs makes it possible to improve the interaction of medical organizations and improve their work.

Текст научной работы на тему «Практика внедрения централизованного оформления медицинских свидетельств о смерти в бу "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" Минздрава Чувашской Республики»

СРОЧНО В НОМЕР

DOI: 10.26347/1607-2502201809-10061-066

ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ОФОРМЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СВИДЕТЕЛЬСТВ О СМЕРТИ В БУ «РЕСПУБЛИКАНСКОЕ БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ» МИНЗДРАВА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Цель исследования. Изучить опыт внедрения информационных технологий в Чувашской С.В. Плюхин

Республике на уровне Бюджетного учреждения «Республиканское бюро судебно-медицин- „ ,

,, „ БУ «Республиканское

ской экспертизы» Министерства здравоохранения Чувашской Республики. , ' ,

бюро судебно-

Материал и методы. Выполнен анализ учетно-отчетной статистической документации за ..

,„„п _„.,_ . . „ медицинской экспертизы»

2008—2017 гг., а также анализ финансирования и развития информатизации в Чувашской .

_ ^ „ - г, 1 Минздрава Чувашии,

Республике по сравнению с Российской Федерацией. Показаны этапы внедрения информа- _

_ _ г. Чебоксары, Россия ционных систем в патологоанатомическую и судебно-медицинскую службы.

Результаты. Разработанная в 2015 г. современная программа «Мониторинг смертности» позволяет получать в режиме реального времени необходимые расширенные сведения о состоянии смертности по всей Чувашской Республики, анализировать смертность по классам, по возрасту, по территориальным данным. Централизованное оформление медицинских свидетельств о смерти систематизирует контроль качества во всех подразделениях на уровнях руководства Бюро, Минздрава Чувашии, МИАЦ. Проводятся персонифицированный учет смертности граждан в привязке к амбулаторному участку его проживания и контроль за оформлением медицинских свидетельств без вскрытий в районных больницах. Обеспечивается эффективное взаимодействие медицинских организаций с Фондом ОМС и со страховыми медицинскими организациями.

Заключение. Применение современных программ позволяет улучшать взаимодействие медицинских организаций и совершенствовать их работу.

Ключевые слова: информатизация, программное обеспечение, смертность, медицинские свидетельства о смерти, патологическая анатомия, судебно-медицинская экспертиза, Чувашская Республика, Российская Федерация

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

PRACTICE OF IMPLEMENTATION OF CENTRALIZED REGISTRATION OF MEDICAL DEATH CERTIFICATES IN BI «REPUBLIC OFFICE OF THE CHIEF MEDICAL EXAMINER» OF THE CHUVASH MINISTRY OF HEALTHCARE

Objective. To study the implementation of information technology in the Chuvash Republic at the level of the BI «Republic Office of the Chief Medical Examiner» of the Chuvash Ministry of Healthcare, Cheboksary.

Material and methods. Analysis of accounting and reporting statistical documentation from 2008 to 2017. We have analyzed the investment and the development of informational support in the Chuvash Republic by comparing it to the one of the Russian Federation. We showed the steps of implementation of informational systems into the pathologicoanatomic and medicolegal services. Results. In 2015 we developed a modern program «Monitoring of death», which allows to get important and advanced information about death situation in Chuvash Republic in real-time mode. It allows to analyze death cases according to classes, ages and territory. The united filing system of medical death certificates systematizes the quality control in all departments at the level of administrative authority of the Chief, the Chuvash Ministry of Healthcare and MIAC. A patient-spe-

S.V Plukhin

«Republic Office of the Chief Medical Examiner» of the Chuvash Ministry of Healthcare, Cheboksary

cific recording of citizens' death is maintained in relation to the out-patient department of place of residence and control of making out medical death certificates without autopsy in regional hospitals. It provides an effective cooperation between all medical organizations and the compulsory medical insurance institution and with other insurance medical organizations. Conclusion. The use of modern programs makes it possible to improve the interaction of medical organizations and improve their work.

Keywords: informational support, software support, death rate, medical death certificates, abnormal anatomy, medicolegal investigation, Chuvash Republic, Russian Federation.

Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

Выступая 17 июля 2008 г. на заседании президиума Государственного совета в г. Петрозаводске, Президент России Д.А. Медведев отметил, что реализация Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная в феврале 2008 г. является наиболее актуальной задачей развития нашей страны. Электронное государственное управление у многих специалистов ассоциируется с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе органов государственного управления. Институт IBM определяет это понятие несколько иным образом: «Электронное государственное управление — это соединение административных процессов и технологических решений в определенной среде, заставляющей правительственные организации продвигать стратегии, ориентированные на граждан, при одновременном повышении эффективности своей деятельности и открытости информации» [1].

В рамках Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики (ЧР) до 2020 г., направленной на развитие конкурентоспособной экономики, в республике создана современная цифровая телекоммуникационная инфраструктура, объединяющая органы исполнительной власти, учреждения образования, культуры, здравоохранения и социальной защиты в единое информационное пространство на основе реализации принципов стандартизации и унификации информационных технологий. Созданы единый республиканский и 26 муниципальных центров обработки данных, удостоверяющий центр ЧР. Сформирована инфраструктура электронного Правительства: функционирует официальный веб-портал органов власти, портал государственных услуг, на котором доступна для граждан информация о более чем 3700 социально значимых услугах в электронном виде. С использованием ИКТ реализуются основные направ-

ления приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, мониторинг состояния здоровья населения ЧР на основе персонифицированного учета оказанной медицинской помощи.

Информационные технологии позволили решить две социально важные задачи: обеспечить общедоступность медицинского обслуживания населения и единый высокий стандарт качества медицинской помощи пациенту независимо от места его лечения.

По данным Института развития информационного общества, ЧР по итогам 2009—2010 гг. занимает 9-е место в рейтинге регионов по степени готовности к широкомасштабному использованию ИКТ для социально-экономического развития, по значению подиндекса «ИКТ в медицине» — 12-е место (2008 г. — 26-е место). В республике создана корпоративная медицинская сеть, объединяющая все учреждения здравоохранения, работу которой координирует Региональный центр обработки данных (РЦОД) в системе здравоохранения и социальной защиты населения.

Основными функциями РЦОД, организованного в 2009 г. на базе ГУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» Минздравсоц-развития Чувашии (ГУЗ «МИАЦ»), определены: формирование и актуализация социального регистра населения ЧР; организация персонифицированного учета оказанной медицинской и социальной помощи всем категориям населения; информационное обеспечение системы оценки объемов, качества и эффективности медицинской и социальной помощи в ЧР; разработка и реализация инновационных проектов на базе современных инфокоммуникационных технологий.

Кроме того, ГУЗ «МИАЦ» с 2010 г. является уполномоченной организацией субъекта по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт граждан и резервным центром

обработки данных ЧР. Деятельность РЦОД обеспечивается Минздравсоцразвития ЧР совместно с Государственным комитетом ЧР по связи и информатизации [2]. В Российской Федерации и в Чувашии, в частности, внедрение медицинских информационных систем (МИС) и электронного медицинского документооборота в службы судебно-медицинской экспертизы и патологоана-томической анатомии происходило медленно. Начиная с оснащения медицинских организаций компьютерной техникой и каналов связи, заканчивая отсутствием финансирования в нужном объеме. Процессы разработки и согласования бюджетов отдельных государственных организаций не имеют механизмов перераспределения средств в межведомственные информационные системы. Одной из важных проблем здравоохранения РФ является организация и управление сбором и обработкой медицинских показателей. Для ведения статистических работ двух служб судебно-медицинской экспертизы и патологической анатомии по регионам необходим был целый штат медицинских статистов.

Цель исследования: изучить опыт внедрения информационных технологий в ЧР на уровне Бюджетного учреждения «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Чувашской Республики.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Выполнен анализ учетно-отчетной статистической документации БУ «Республиканского патологоа-натомического бюро» Минздрава ЧР и БУ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» Минздрава ЧР с 2008 г. по 2017 г., в том числе в условиях объединения двух служб.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Долгое время БУ «Республиканское патолого-анатомическое бюро» Минздрава ЧР и БУ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» Минздрава ЧР существовали обособленно друг от друга. Но в 2015 г. эти две организации объединили, создав единое учреждение и начали работать по двум направлениям. В настоящее время в БУ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» Минздрава ЧР насчитывается 470 штатных единиц. В ЧР работает 12 межрайонных патологоанатомических отде-

13,1 13,2 12,6 25----

20-

15 _13_13_13Л_

-------—--------

10 -

5-

О-

2015 2016 2017

—Россия —»—Чувашия

Рис. 1. Общая смертность населения Российской Федерации и Чувашской Республики за 2015—2017 гг. на 1000 населения

3,3

-343

6,5 — — _ 5,6 5,4

2015 2016 2017

—•- Россия —•—Чувашия

Рис. 2. Младенческая смертность в Российской Федерации и Чувашской Республике за 2015— 2017 гг. на 1000 населения

лений и 11 межрайонных отделений судебно-медицинской экспертизы. В 3 межрайонных отделениях врачи совмещают свою деятельность по двум специальностям, работая врачом-патологоанатомом и врачом судебно-медицинской экспертизы.

По данным Чувашстата, в 2015 г. общая численность населения составляла 1 238 071 человек, а в 2017 г. — 1 231 117 человек. За 3 года убыль населения составила на 6954 человека (-0,6%). Показатель общей смертности в 2017 г. в ЧР удалось заметно снизить, несмотря на то что по Российской Федерации этот показатель возрос (рис. 1) [3, 4].

Уровень младенческой смертности по ЧР в течение 3 лет удалось стабилизировать и удержать на одном и том же уровне (рис. 2).

Источником информации о причинах смерти в медицинских организациях являются записи в медицинских свидетельствах о смерти.

После введения компьютерной техники с 2008 г. основной сложностью программирования была ограниченность ресурсов компьютера. В результате все медицинские документы, отчетные и статистические данные оформлялись вручную.

Рис. 3. Выделенные средства из федерального бюджета на информатизацию здравоохранения в Российской Федерации и Чувашской Республики (млн руб.)

Информатизация в России началась в 2008 г., когда вышло поручение Президента Российской Федерации о создании и развитии государственной информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи гражданам России, а Минздравсоцразвития России выпустил приказ «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения». Впервые в работу была запущена программа информатизации здравоохранения с очень большим, около 30 млрд. руб., финансовым обеспечением. Были поставлены задачи, связанные с поставками техники и программного обеспечения (ПО), с созданием компьютерных сетей, интеграцией с медицинским оборудованием, архивами медицинских снимков, обучением медперсонала и т.д. Общая сумма выделенного финансирования на закупку ПО и услуг по информатизации здравоохранения в России за 2013—2016 гг. составила 19 млрд. 145 млн руб. Общая сумма фактически заключенных контрактов за этот же период составила 17 млрд. 352 млн руб. (90,6% от суммы финансирования состоявшихся конкурсных процедур). Информатизация здравоохранения, в части программного обеспечения и соответствующих услуг для государственного сектора, представляла из себя рынок объемом от 4 до 5 млрд. руб. в год. В 2015 г. объем этого рынка существенно сократился—на 44,4% до размера 3,6 млрд. руб., в 2016 г. показал рост в 10% [5].

Финансирование информатизации здравоохранения осуществляется, главным образом, за счет региональных бюджетов, внебюджетных средств и ОМС. При детальном анализе сумм,

выделенных из федерального бюджета на информатизацию здравоохранения в Российской Федерации и ЧР, видно, что с 2015 г. в ЧР выделение средств на информатизацию снизилось на 3,87%, в 2016 г. еще на 3,52%, а в 2017 г. на 2,62% (рис. 3). В 2016 г. по рейтингу развития информационного общества, ЧР заняла 13-е место, совсем немного уступив Республике Татарстан и Сахалинской Республике [6].

В 2008 г. Минздравом ЧР медицинским организациям выделены средства на закупку компьютерной техники и проведение локальных сетей. В результате Бюро смогли установить ПО «Система сбора, накопления и анализа данных о смертности», разработанную в Центральном научно-исследовательском институте организации и информатизации здравоохранения Минздрав-соцразвития России для оформления и выписки медицинского свидетельства о смерти [7].

Для введения в действие данной программы, Минздравом ЧР изданы ряд приказов, регламентирующих: порядок ведения региональной базы данных медицинских свидетельств о смерти в ЧР; взаимодействие сторон в случаях ненасильственной и насильственной смерти; перечень сопроводительной медицинской документации; прикрепление медицинских организаций для проведения патологоанатомических вскрытий; порядок мероприятий при обнаружении тела умершего на дому без признаков насильственной смерти.

Данную программу установили во все пато-логоанатомические и судебно-медицинские отделения, а также в медицинские организации, которые осуществляли выписку медицинских свидетельств о смерти без проведения вскрытия. Программа обеспечивала выписку «Медицинских свидетельств о смерти» в автоматизированном режиме с предоставлением базы данных в Бюджетное учреждение «Медицинский информационно-аналитический центр» Минздрава ЧР. Функционировала эта программа с 2008 г. по 2015 г. включительно. Однако у этой программы имелись определенные недостатки: вся отчетность собиралась на сервере Бюджетного учреждения «Медицинский информационно-аналитический центр» Минздрава ЧР; врачи статисты Бюро и медицинских организаций, а также главные специалисты Министерства здравоохранения не имели доступа к базе данных. Со време-

нем, назрела необходимость внедрения новой программы с новыми возможностями, и в августе 2015 г. во все патологоанатомические и судебно-медицинские отделения была установлена новая программа «Мониторинг смертности». Новая программа «Мониторинг смертности», введенная в действие приказом Минздрава ЧР в 2016 г. позволила:

— проводить организационно-методическому отделу статистический анализ смертности населения с автоматизированным составлением ежедневных, ежемесячных и ежегодных отчетов с разделением групп по полу, возрасту, причинам смерти и другим необходимым критериям, и задаваемым параметрам (определение места прописки и жительства), прикрепленному по поликлиническому участку;

— иметь удобный доступ к базе данных в оп-Нпе режиме как со стороны МИАЦ, так и со стороны Бюро;

— проводить контроль за правильностью, полнотой заполнения всех строк медицинского свидетельства, кодированием и выбором первоначальной причины смерти в оп-Нпе режиме, что позволяет повысить достоверность статистики причин смерти;

— освободить врачей-патологоанатомов и судебно-медицинских экспертов от сбора, составления текущих, периодических отчетов и предоставления их в лечебный отдел Минздрава и МИАЦ.

Данная программа не требует специальных условий, она устанавливается на рабочем столе пользователя. Для входа в программу требуется ввести свой логин и пароль.

У каждого пользователя данной программы имеется различный уровень доступа к информации. Максимальный уровень доступа к программе имеет МИАЦ. Следующий уровень доступа у заместителей начальника Бюро, которые могут проверять предварительные диагнозы. Врачи-патологоанатомы и судебно-медицинские эксперты на рабочих местах имеют возможность только выписывать свидетельство о смерти. Медицинские статисты видят информацию о выписке свидетельств о смерти и могут составлять статистические отчеты, но доступ к редактированию информации у них закрыт. Сотрудники Минздрава, медицинских организаций, главные специалис-

ты Минздрава ЧР — видят только статистические данные.

Таким образом, централизованное оформление медицинских свидетельств о смерти в автоматизированном режиме позволяет:

1) более эффективно работать двум службам в условиях объединения: судебно-медицинской экспертизе и патологоанатомической анатомии;

2) проводить контроль качества во всех подразделениях на уровнях руководства Бюро, Минздрава Чувашии, МИАЦ;

3) осуществлять персонифицированный учет смертности граждан в привязке к амбулаторному участку его проживания;

4) осуществлять контроль за выписками медицинских свидетельств без вскрытий в районных больницах;

5) обеспечивать эффективное взаимодействие медицинских организаций с Фондом ОМС и со страховыми медицинскими организациями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объединение двух служб судебно-медицинской экспертизы и патологической анатомии, а также применение современных программ с дифференцированной доступностью к использованию этих программ различными службами позволяют эффективно улучшать и совершенствовать работу медицинских организаций здравоохранения ЧР.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сериков С. Электронное государственное управление — состояние, перспективы, проблемы. Доступно по: http:// www.storagenews.ru/18/ibm-e-gov-18.pdf. Ссылка активна на 05.07.2018.

2. Муллина В.П., Богданова Т.Г., Герасимова Л.И. Особенности реализации региональной программы модернизации здравоохранения в части внедрениея современных информационных систем. Здравоохранение Чувашии. 2011. 4: 3—6.

3. Богданова Т.Г., Герасимова Л.И., Антонова И.В. Многолетняя динамика смертности населения трудоспособного возраста в Чувашской Республике. Здравоохранение Чувашии. 2018; 1: 5—13.

4. Демографический ежегодник Чувашской Республики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике (Чувашстат). 2017. 154 с. 2018 г. 48 с.

5. Исследование: Госзакупки ПО и услуг по информатизации здравоохранения в 2013—2016 гг. Исследование

подготовлено компанией К-МИС. Доступно по: http:// zdrav.expert/a/361372. Ссылка активна на 05.07.2018.

6. Игорь Шустерман. ИТ в здравоохранении: от первых идей к современному состоянию. PC Week/RE № 7 (884) 21 апреля 2015. Доступно по: https://www.it-week.ru/idea/article/detail.php?ID=171454 Ссылка активна на 05.07.2018.

7. Погорелова Э.И., Секриеру Е.М., Вайсман Д.Ш., Анто-нюк В.В. Руководство по кодированию причин смерти. М.:ЦНИИОИЗ, 2008. С. 74.

Поступила 16.07.2018 Принята к опубликованию 30.07.2018

REFERENCES

1. Serikov S. Elektronnoye gosudarstvennoye upravleniye — sostoyaniye, perspektivy, problemy [Electronic state management — condition, prospects, problems]. Available at: http://www.storagenews.ru/18/ibm-e-gov-18.pdf. Accessed on 05.07.2018. (In Russian).

2. Mullina V.P., Bogdanova T.G., Gerasimova L.I. Osoben-nosti realizatsii regional'noy programmy modernizatsii zdravookhraneniya v chasti vnedreniyeya sovremennykh informatsionnykh system [Features of the implementation of the regional program for the modernization of health care in the part of the introduction of modern information systems]. Zdravookhraneniye Chuvashii [Health care of Chuvashia]. 2011. 4: 3—6. (In Russian).

3. Bogdanova T.G., Gerasimova L.I., Antonova I.V. Mnogo-letnyaya dinamika smertnosti naseleniya trudosposobnogo vozrasta v Chuvashskoy Respublike [Long-term dynamics of mortality of the working-age population in the Chuvash Republic]. Zdravookhraneniye Chuvashii [Health care of Chuvashia]. 2018; 1: 5—13. (In Russian).

4. Demograficheskiy yezhegodnik Chuvashskoy Respubliki [Demographic Yearbook of the Chuvash Republic]. Terri-torial'nyy organ federal'noy sluzhby gosudarstvennoy sta-tistiki po Chuvashskoy Respublike (Chuvashstat) [Chu-vashstat]. 2017. 154 s. 2018 g. 48 s. (In Russian).

5. Issledovaniye: Goszakupki PO i uslug po informatizatsii zdravookhraneniya v 2013—2016 gg. [Research: State purchases of software and services for the informatization of health in 2013—2016.]. Issledovaniye podgotovleno kompaniyey K-MIS. Available at: http://zdrav.expert/a/ 361372. Accessed on 05.07.2018. (In Russian).

6. Igor' Shusterman. IT v zdravookhranenii: ot pervykh idey k sovremennomu sostoyaniyu [IT in health care: from the first ideas to the current state]. PC Week/RE № 7 (884) 21 aprelya 2015. Available at: https://www.itweek.ru/idea/ar-ticle/detail.php?ID=171454. Accessed on 05.07.2018. (In Russian).

7. Pogorelova E.I., Sekriyeru Ye.M., Vaysman D.Sh., An-tonyuk V.V. Rukovodstvo po kodirovaniyu prichin smerti [Guide to the coding of causes of death]. M.:TSNIIOIZ, 2008. S.74. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received on 16.07.2018 Accepted for publication on 30.07.2018

Сведения об авторах:

Плюхин Сергей Викторович — заочный аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «ИГМА»; начальник БУ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» Минздрава Чувашии; главный внештатный специалист по патологической анатомии Минздрава Чувашии. 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пирогова 24. Тел. 8-927-667-85-50. E-mail: plugin@rbsme.ru

About the authors:

Plukhin Sergey V. — Corresponding post-graduate student of the Department of Public Health and Public Health of the Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education in «IGMA»; Chief of the BI «Republic Office of the Chief Medical Examiner» of the Chuvash Ministry of Healthcare; the main freelance specialist on pathological anatomy of the Ministry of Healthcare of Chuvashia. 428000, Chuvash Republic, Cheboksary, ul. Pirogova 24. Tel.8-927-667-85-50. E-mail: plugin@rbsme.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.