УДК 614.2
Т.Г. БОГДАНОВА
ООО «Медицинский центр «Радужный», 428000, г. Чебоксары, ул. Радужная, д. 12
Современные информационные технологии в управлении процессом охраны репродуктивного здоровья на региональном уровне
Богданова Татьяна Геннадьевна — кандидат медицинских наук, заместитель главного врача, тел. +7-927-667-56-60, e-mail: boss@med.cap.ru, ORCID ID: 0000-0001-5485-8633
цель работы — в статье представлен анализ использования информационных технологий в управлении процессом охраны репродуктивного здоровья в Чувашской Республике.
Материал и методы. Изучены нормативные правовые документы федерального и регионального уровней в области информатизации здравоохранения, в том числе итоги реализации мероприятий национального проекта «Здоровье», регионального стратегического плана реструктуризации системы предоставления медицинской помощи в 2003-2010 гг., Программы модернизации здравоохранения в Чувашской Республике в 2011-2014 гг., государственной программы Чувашской Республики «Развитие здравоохранения» в 2014-2017 гг.
Результаты. Описаны этапы внедрения информационных технологий в службе охраны репродуктивного здоровья на региональном уровне. Отмечено, что поэтапная централизация учреждений службы охраны материнства и детства в Чувашии обусловила необходимость использования современных инфокоммуникационных технологий в данном секторе охраны репродуктивного здоровья. Создание единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в Чувашии позволило осуществить интеграцию подсистемы автоматизированного мониторинга здоровья беременных женщин с другими информационными системами республиканской медицинской информационной системы Чувашии по ведению амбулаторной и стационарной электронной медицинской карты с формированием персонифицированного учета медицинских услуг, оказанных населению репродуктивного возраста.
Заключение. Мероприятия по повышению качества и доступности медицинских услуг в области охраны репродуктивного здоровья, а также структурной эффективности системы предоставления медицинской помощи населению трудоспособного возраста, службы охраны материнства и детства в Чувашии сопровождались внедрением современных информационных технологий в деятельность медицинских организаций. В республике организованы автоматизированная дистанционная экспертиза качества медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и родильницам, а также мониторинг состояния здоровья всего населения трудоспособного возраста, включая результаты диспансеризации, профилактических медицинских осмотров, диспансерного наблюдения.
Ключевые слова: современные информационные технологии, корпоративная медицинская сеть, региональная медицинская сеть, реструктуризация медицинской помощи, качество медицинской деятельности, безопасность медицинской деятельности, охрана репродуктивного здоровья.
DOI: 10.32000/2072-1757-2018-16-6-92-98
(Для цитирования: Богданова Т.Г. Современные информационные технологии в управлении процессом охраны репродуктивного здоровья на региональном уровне. Практическая медицина. 2018. Том 16, № 6, С. 92-98)
T.G. BOGDANOVA
LLC «Raduzhniy» Medical centre, 12 Raduzhnaya Str., Cheboksary, Russian Federation, 428000
Modern information technologies in managing the reproductive healthcare at the regional level
Bogdanova T.G. — PhD (medicine), Deputy Chief Doctor, tel. +7-927-667-56-60, e-mail: boss@med.cap.ru, ORCID ID: 0000-0001-5485-8633
Objective. The article analyzes the use of information technologies in managing the reproductive health care in the Chuvash Republic.
Material and methods. Normative legal documents of the federal and regional levels in the field of healthcare informatization were studied, including the results of the activities of the «Health» national project, the regional strategic plan for restructuring the system of medical care for 2003-2010, the Healthcare Modernization Program in the Chuvash Republic in 2011-2014, the state program of the Chuvash Republic «Development of Healthcare» in 2014-2017.
Results. The stages of introducing information technologies in reproductive health care at the regional level are described. It was noted that the phased centralization of the institutions for the protection of motherhood and childhood in Chuvashia necessitated the use of modern information technologies in this sector of reproductive health care. The introduction of the health information system in Chuvashia allowed integrating the information system for the pregnant women health monitoring with other information systems of the republican medical information system of Chuvashia in order to conduct of an outpatient and in-patient electronic medical documentation and to form a personalized record of medical services rendered to the population of reproductive age.
Conclusion. Measures to improve the quality and accessibility of health services in the area of the reproductive health, as well as the structural effectiveness of the system of providing medical assistance to the working-age population, maternity and childhood services in Chuvashia were accompanied by the introduction of modern information technologies in the activities of medical organizations. In the Republic, an automated remote examination of the quality of medical care for pregnant women is organized, as well as monitoring the health status of the entire working-age population, including the results of medical examinations and preventive medical examinations.
Key words: modern information technologies, corporate medical network, regional medical network, medical care restructuring, quality of medical practice, safety of medical activities, reproductive health care.
(For citation: Bogdanova T.G. Modern information technologies in managing the reproductive healthcare at the regional level. Practical Medicine. 2018. Vol. 16, no 6, P. 92-98)
Введение
Использование современных информационных технологий в работе лечебно-профилактических учреждений Чувашской Республики (ЧР) сопровождало региональный стратегический план реструктуризации системы предоставления медицинской помощи, национальный проект «Здоровье», реализуемые в 2003-2010 гг. Максимальное развитие информатизация получила в 2011-2014 гг. в рамках Программы модернизации здравоохранения республики (Программа модернизации) [1, 2].
В 2011 г. в республике создана единая корпоративная медицинская сеть, объединяющая все учреждения здравоохранения, обеспечено использование унифицированной медицинской информационной системы во всех медицинских организациях региона (МИС МО) в составе Республиканской медицинской информационной системы ЧР (РМИС) с различными подсистемами (региональные тран-закционные системы, управленческие системы, системы для взаимодействия регионального уровня с федеральным центром обработки данных), реализовано централизованное хранение информации о пациентах на основе SAAS-технологий в региональном центре обработки данных. Ее архитектура и технологическая платформа соответствовали основным положениям Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) (утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011 №364 (рис. 1).
Пользователями РМИС в 2016 г. были 138 субъектов информационного обмена (в том числе 68 государственных медицинских организаций (МО), 22 МО немедицинской формы собственности, 38 аптечных организаций, а также Минздрав ЧР, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования ЧР, страховые медицинские организации, учреждения медико-социальной экспертизы) на 9459 рабочих местах. Одним из приоритетов ор-
ганизованной системы в Чувашии определено информационное сопровождение службы охраны репродуктивного здоровья.
Цель исследования — проанализировать использование информационных технологий в управлении процессом охраны репродуктивного здоровья в Чувашской Республике.
Материал и методы исследования
Изучены нормативные правовые документы федерального и регионального уровней в области информатизации здравоохранения, государственная программа РФ «Развитие здравоохранения» (утверждена постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1640), приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011 №364, Постановление Кабинета Министров ЧР от 10 февраля 2011 г. №29, государственная программа ЧР «Развитие здравоохранения» (утверждена Постановлением Кабинета Министров ЧР от 16 мая 2013 г. №185), государственные доклады «О состоянии здоровья населения Чувашской Республики» в 2003-2016 гг.
Результаты исследования и их обсуждение
Внедрение информационных технологий осуществлялось в несколько этапов. В первую очередь, поэтапная централизация МО службы охраны материнства и детства в Чувашии обусловила необходимость использования современных инфо-коммуникационных технологий в данном секторе охраны репродуктивного здоровья [3].
В 2011-2014 гг. в рамках Программы модернизации во всех женских консультациях республики внедрена единая автоматизированная информационная система мониторинга состояния здоровья беременных женщин — «ИС Мониторинг здоровья беременных женщин», как составляющая подсистема РМИС, которая позволила: контролировать
Рисунок 1.
Региональный компонент Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Чувашской Республики Figure 1.
Regional component of the Unified State Information System in the Healthcare Sector of the Chuvash Republic
Федеральный центр обработки данных
Аптечные организации
Медицинские организации
Пенсионный Фонд России
Территориальный Фонд обязательного экспертизы Медицинского страхования
А*.....
Региональный центр обработки данных
Главное бюро медико-ссциальной
*......... _
......—¿Ь
Страховые медицинские организации
Минздрав Чувашии
Республиканская медицинская информационная система
Региональные транзакционные системы
Медицинская информационная система
Компоненты для обеспечения информационного, лингвистического
и процессного взаимодействия регионального уровня с федеральным
Управленческие подсистемы
Региональная система кадрового учета
Персонифицированный учет лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения
Хранилище данных информационных систем медицинских организаций
Централизованный архив медицинских изображений
Информационный модуль для взаимодействия с «внешними» информационными системами
Управление госпитализацией
Системы удаленного мониторинга состояния здоровья отдельных категорий пациентов
Информационный модуль для взаимодействия с общесистемными компонентами федерального уровня
Система обеспечения информационной безопасности
Региональный архив медицинских данных
Медицинский портал
Электронная регистратура
Личный кабинет пациента
_
исполнение стандартов медицинской помощи, оказываемой матери и ребенку, от первичной постановки беременной на учет до родоразрешения и последующкко наблюдения в женской консультации; проводить персонифицированный анализ течения беременности с индивидуальным расчетом потенциальных факторов перинатального риска; определять место родоразрешения женщины — в определенной МО сформированной трехуровневой системы предоставления медицинской помощи матери и ребенку; прогнозировать параметры здоровья новорожденного и особенности патронажа ребенка и женщины в послеродовом периоде.
Важным компонентом, реализованным в «ИС Мониторинг здоровья беременных женщин», стала организация автоматизированной! экспертизы качества медицинской помощи беременным женщинам (ЭКМП) в рамках осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности, которая к-ущесивляеося на следующих уровнях информационного обмена, соответствующих уровням оказания медицинской помощи в сформированной трехуровневой системе по профилю «акушерство-гинекология»: 1-й уровень: женские консультации при центральных районных и городских больницах; 2-й уровень: межтерриториальные центры по оказанию асушерско-гинекологической медицинской помощи (БУ «Новочебоксарский городской перинатальный центр», БУ «Каоашская городская больница», БУ «Батыревская центральная районная больница», БУ «Центральная районная больница Алатырского района» Минздрава Чувашии); 3-й уровень: БУ «Президентский перинатальный
центр» (БУ «ППЦ»), БУ «Городская клиническая больница №1» Минздрава Чувашии.
Проведение дастанцион ной! автоматизированной ЭКМП приобрело особое значение, начиная с 2012 г., когда была практически внедрена централизация родов на 2-м и 3-м уровнях учреждений родовспоможения и организован институт кураторов — ответственных специалистов акушеров-гинекологов в МО 3-го уровня, а также расширен функционал акушерского дистанционного консультативного центра с выездными акушерской и не-онатологической бригадами БУ «ППЦ» (рис. 2).
Основными задачами межтерриториальных центров по оказанию акушерско-гинекологической медицинской помощи, решаемыми с использованием «ИС Мониторинг здоровья беременных женщин» являются: информационное соправождение диспансерного наблюдения беременных на осаове заполнения индивидуальной карты беременной женщины, контроль в on-line режиме за направлением женщин на родоразрешение женскими консультациями учреждений родовспоможения 1-го уровня с прикрепленной территории обслуживания на основании направлений на госпитализацию с учетом группы перинатального риска женщины и даты предполагаемых родов.
Основные задачи учреждений родотспоможе-ния 3-го уровня, реализованные в «ИС Мониторинг здоровья беременных женщин»: координация работ по оказанию квалифицированной медицинской помощи и автом атизированной ЭКМП, оказанной беременным женщинам республики, на основе организации работы специалистов-кураторов, закре-
Рисунок 2.
Организация автоматизированной экспертизы качества медицинской помощи беременным женщинам в Чувашской Республике Figure 2.
Organization of an automated examination of the quality of medical care for pregnant women in the Chuvash Republic
пленных за каждым учреждением родовспоможения 1-го и 2-го уровней по принципу территориальной прикрепленности районов и городов республики, в том числе: анализ в автоматизированном режиме не реже трех раз в сутки сигнальной информации по пациенткам средней и высокой степени перинатального риска в разрезе учреждений родовспоможения с учетом даты предполагаемых родов; планирование госпитализации беременных средней и высокой степеней перинатального риска с учетом предполагаемого срока родов и состояния здоровья женщины; ежедневный автоматизированный анализ информации о наличии беременных женщин с экстрагенитальными заболеваниями (в том числе в разрезе административных территорий); ежедневный автоматизированный контроль исполнения порядка и стандартов оказания медицинской помощи учреждениями родовспоможения 1-го и 2-го уровней, а также обмен информацией по коррекции лечебно-диагностических мероприятий; контроль за своевременным направлением беременных женщин с экстрагенитальной патологией на консультацию к профильным специалистам в учреждениях родовспоможения 1-го и 2-го уровней; ежедневный просмотр сигнальной информации о наличии беременных пациенток, которым было рекомендовано, в силу медицинских показаний, прерывание беременности; информирование сотрудников службы специализированной скорой медицинской помощи (специализированные бригады по оказанию аку-шерско-гинекологической и неонатологической медицинской помощи) о женщинах, угрожаемых по развитию неотложных состояний; анализ отчетных
форм о деятельности учреждений родовспоможения и направление информации о результатах автоматизированной экспертизы качества оказания медицинской помощи Минздрава Чувашии.
На 3-м уровне оказания медицинской помощи организована работа кураторов районных и городских женских консультаций, назначаемых приказами главных врачей МО 3-го уровня из числа наиболее квалифицированных специалистов.
В обязанности куратора входит организация автоматизированной ЭКМП беременным женщинам со средней и высокой степенью перинатального риска по принципу территориального прикрепления. Кроме того, куратор оказывает, в случае необходимости, пациентке лечебно-диагностические консультативные услуги в рамках телемедицинского консилиума, дает рекомендации заведующему женской консультацией (главному районному акушеру-гинекологу), врачу акушеру-гинекологу по плану обследования и лечения пациентки, совместно с участковым акушером-гинекологом планирует место родоразрешения пациентки (МО 2-го или 3-его уровня) (табл. 1).
Следующий этап в развитии информационных технологий службы охраны материнства и детства связан с дальнейшим поэтапным внедрением во всех МО Чувашии унифицированной электронной медицинской карты (Эмк), начиная с 2013 г. согласно мероприятиям подпрограммы «Развитие информатизации в здравоохранении» государственной программы Чувашской Республики «Развитие здравоохранения» [4, 5].
Внедрение ЕГИСЗ в Чувашии позволило осуществить интеграцию подсистемы «ИС Мониторинг
Таблица 1.
Субъекты информационного взаимодействия при осуществлении автоматизированной экспертизы качества медицинской помощи, оказанной беременным женщинам в Чувашии, и их основные функции Table 1.
Subjects of information interaction in the implementation of an automated examination of the quality of medical care provided to pregnant women in the Chuvash Republic, and their main functions
Субъект информационного обмена Основные функции
Министерство здравоохранения Чувашии (главный специалист акушер-гинеколог) Обеспечивает автоматизированный ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
БУ «Президентский перинатальный центр» Минздрава Чувашии Обеспечивает координацию работ по автоматизированной экспертизе качества оказания медицинской помощи беременным женщинам Чувашии (курация специалистами по принципу территориальной прикрепленности районов и городов республики), а также по организационно-методическому сопровождению функционирования «ИС Мониторинг состояния здоровья беременных женщин»
БУ «Медицинский информационно-аналитический центр» Минздрава Чувашии (БУ «МИАЦ») Обеспечивает координацию работ по техническому сопровождению функционирования «иС Мониторинг состояния здоровья беременных женщин»
Женские консультации (1-й уровень оказания медицинской помощи) Обеспечивают информационное сопровождение постановки беременных женщин на учет, диспансерного наблюдения беременных на основе заполнения индивидуальной карты беременной женщины с использованием «ИС Мониторинг состояния здоровья беременных женщин», а также направление женщин на родоразрешение в учреждения родовспоможения определенного уровня в зависимости от группы перинатального риска и даты предполагаемых родов. Реализуют электронную запись на консультативный прием беременных женщин, при необходимости
Межтерриториальные центры по оказанию аку-шерско-гинекологической медицинской помощи (2-й уровень оказания медицинской помощи) Обеспечивают информационное сопровождение постановки беременных женщин на учет, диспансерного наблюдения на основе заполнения индивидуальной карты беременной женщины с использованием «ИС Мониторинг здоровья беременных женщин», а также оказания медицинской помощи в стационаре женщинам, направленным женскими консультациями учреждений родовспоможения 1-го уровня на родоразрешение в зависимости от группы перинатального риска и даты предполагаемых родов
Перинатальные центры (3-й уровень оказания медицинской помощи) Обеспечивает информационное сопровождение постановки беременных женщин на учет, диспансерного наблюдения, на основе заполнения индивидуальной карты беременной женщины с использованием «ИС Мониторинг здоровья беременных женщин», оказания медицинской помощи в стационаре женщинам, направленным женскими консультациями учреждений родовспоможения 1-го и 2-го уровней на родоразрешение в зависимости от группы перинатального риска и даты предполагаемых родов, а также автоматизированную экспертизу качества оказания медицинской помощи беременным женщинам Чувашии по принципу территориального прикрепления (курации) в «ИС Мониторинг состояния здоровья беременных женщин», организуют дистанционные консилиумы.
здоровья беременных женщин» с другими информационными системами РМИС (по ведению амбулаторной и стационарной ЭМК, истории родов, карты новорожденного, истории развития ребенка, персонифицированного учета медицинской помощи, родовых сертификатов и др.) и, таким образом, обеспечить функционирование информационно-аналитической системы «Репродуктивное здоровье женщин» с формированием персонифицированного учета медицинских услуг женщине репродуктивного возраста, а также возможностью ведения в отделении охраны репродуктивного здоровья и кабинетах для супружеских пар с нарушением репродуктивной функции БУ «ППЦ» специализированных регистров с различной патологией, в том
числе с бесплодием, невынашиванием беременности, онкогинекологией и др.
Автоматизированный мониторинг состояния здоровья всего населения трудоспособного возраста, и женщин, и мужчин, включая результаты диспансеризации, профилактических медицинских осмотров, диспансерного наблюдения, а также обращений в МО по поводу заболеваний фиксируются в подсистемах «Персонифицированный учет медицинской помощи» и «Электронная история болезни» РМИС [6].
Разработанный и внедренный в информационных системах алгоритм предполагает регистрацию всех оказанных пациенту медицинских услуг на протяжении всего времени медицинского обеспечения, как внутри одной отдельно взятой МО, так и с воз-
можностью обмена информацией «по вертикали» при обращении пациента за медицинской помощью в другую МО сформированной республиканской трехуровневой системы.
В результате вся информация о пациенте трудоспособного возраста и его репродуктивном здоровье доступна с рабочего места врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-педиатра участкового, а также других врачей-специалистов, в зависимости от определенного уровня доступа к информации. Алгоритм обмена предполагает обеспечение преемственности медицинской информации на всех этапах маршрута пациентов при оказании первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, скорой и неотложной медицинской помощи (рис. 3).
Специальные программные средства «Электронная регистратура», «Формирование листов ожидания на прием в поликлинике», «Управление госпитализацией» способствуют регистрации времени обращения пациента за медицинской помощью, что характеризует ее доступность.
Специальный блок, предназначенный для осуществления автоматизированной ЭКМП, реализованный в подсистеме «Электронная история болезни» РМИС, позволяет оценить своевременность оказания медицинской помощи на основании данных, введенных медицинским персоналом, а также правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации в сравнении с порядками оказания медицинской помощи, кли-
ническими рекомендациями и проанализировать степень достижения результата в соответствии с критериями, определенными приказом Минздрава России от 10 мая 2017 г. №203 (рис. 4).
Кроме того, во всех МО, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, внедрена информационная подсистема по учету прикрепленного населения, ЭМК интегрирована с подсистемой «Мониторинг смертности». Это позволяет анализировать основные причины смертности населения трудоспособного возраста и деятельность каждого врачебного участка и каждого врача, оценивать преемственность и эффективность взаимодействия МО по оказанию медицинской помощи на всех этапах. Обеспечена возможность организации автоматизированного ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на основе ЭКМП, исполнения порядков оказания медицинской помощи федерального уровня и особенностей региональной маршрутизации пациентов (рис. 4).
Таким образом, мероприятия по повышению качества и доступности медицинских услуг в области охраны репродуктивного здоровья, а также структурной эффективности системы предоставления медицинской помощи населению трудоспособного возраста, службы охраны материнства и детства в Чувашии сопровождались внедрением современных информационных технологий в деятельность МО.
Внедрение комплекса медицинских информационных систем в ЧР в рамках РМИС осуществлялось поэтапно во всех МО и на всех уровнях оказания
Рисунок 3.
Организация персонифицированного учета оказанной медицинской помощи населению репродуктивного возраста в Чувашской Республике Figure 3.
Organization of personalized registration of rendered medical assistance to the population of reproductive age in the Chuvash Republic
Первичная медике санитарная пемещь
Специализиреванная медицинская пемещь
Высекетехнелегичная медицинская пемещь
Врач ебщей практики
(семейный врач) Участкевый терапевт
Участкевый педиатр
Врач акушергинекелег
Врач-урелег
Врачи специалисты пе префилям
Врачи центрев здеревья и етделений медицинскей префилактики
Единая электронная медицинская! карта
Персонифицированный учет медицинской помощи
Электренная регистратура
Фермиревание листев ежидания на прием в пеликлинике
Управление геспитализацией
Регистрприкрепленнег населения
Личный кабинет пациента
Специализиреванные регистры населения
Удаленный менитеринг сестеяния здеревья
Рисунок 4.
Схема организации автоматизированного ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Чувашской Республике Figure 4.
Organization chart of automated departmental and internal quality control and safety of medical activities in the Chuvash Republic
Республиканская медицинская информационная система
мис
Персонифицированный учет медицинской помощи»
Качество медицинской помощи
Своевременность оказания медицинской помощи
Степень достижения запланированного результата
Экспертиза качества медицинской помощи
С
Минздрав Чувашии
1 \
БУ «М ЛИАЦ»
Медицинские организации
.вв.
индикаторы эффективности и результативности
Показатели смертности в разрезе нозологий, возраста и пола
Показатели заболеваемости в разрезе нозологий, возраста и пола
Обеспеченность медицинскими кадрами
Обеспеченность медицинским оборудованием
медицинской помощи, чему способствовал ряд реализованных принципиально важных организационно-технических мер: организация ведомственной корпоративной сети, объединяющей все МО региона; использование унифицированной МИС МО во всех МО региона; централизованное хранение информации (на основе SAAs-технологии) в региональном центре обработки данных.
В республике организована автоматизированная дистанционная экспертиза качества медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и родильницам с использованием информационно-аналитической системы «Репродуктивное здоровье женщин» в рамках осуществления ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Автоматизированный мониторинг состояния здоровья женщин и мужчин репродуктивного возраста, включая результаты диспансеризации, профилактических медицинских осмотров, диспансерного наблюдения, обращений в МО по поводу заболеваний, данные основных причин смертности фиксируются в подсистемах «Персонифицированный учет медицинской помощи», «Электронная история болезни», «Мониторинг смертности» РМИС. Алгоритм обмена информацией предполагает обеспечение преемственности медицинской информации на всех этапах маршрута пациентов при оказании первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, скорой и неотложной медицинской помощи и ее доступность, как для врачей первичного звена здравоохранения, так и для специалистов (акуше-
ров-гинекологов, урологов) МО 3-го уровня трехуровневой системы охраны репродуктивного здоровья, сформированной в Чувашии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Герасимова Л.И., Богданова Т.Г., Денисова Т.Г. и др. Использование информационных технологий в здравоохранении Чувашской Республики. В сборнике: Качество жизни и здоровье населентя. Мттериалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию кафедры общественного здоровья и здравоохранения. / Под редакцией д.м.н. РФ, проф. В.С. Лучкевича. — 2014. — С. 132-138.
2. Герасимова Л.И., Шувалова Н.В., Тюрникова С.Р. и др. Современные информационные системы на службе здравоохранения Чувашии. В книге: Материалы Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 90-летию кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения. — 2014. — С. 46-47.
3. Муллина В.П., Богданова Т.Г., Герасимова Л.И. Особенности реализации региональной программы модернизации здравоохранения в части внедрения современных информационных систем // Здравоохранение Чувашии. — 2011. — №4. — С. 5-17.
4. Шувалова Н.В., Герасимова Л.И. Информационное обеспечение управления процессом снижения смертности от болезней системы кровообращения на региональном уровне (по материалам Чувашской Республики) (монография) // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — №11-1. — С. 86-87. URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id = 6230 (дата обращения: 04.05.2017).
5. Герасимова Л.И. Теория создания информационных систем анализа состояния репродуктивного здоровья женщин. Монография. — Чебоксары: Изд-во Чувашского государственного университета, 2000. — 212 с.
6. Шувалова Н.В., Герасимова Л.И. Информационное обеспечение управления процессом снижения смертности от болезней системы кровообращения на региональном уровне (по материалам Чувашской Республики). Монография. — Чебоксары: ГОУ «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, 2013. — 180 с.