Научная статья на тему 'Организация информационного обмена между структурными подразделениями ГАУЗ «РБСМЭ МЗ рт»'

Организация информационного обмена между структурными подразделениями ГАУЗ «РБСМЭ МЗ рт» Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
269
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационный обмен / организация / структурные подразделения / судебно-медицинская экспертиза / Татарстан / an information exchange / the organization / structural divisions / a forensic medical examination / Tatarstan

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Тимерзянов Марат Исмагилович, Морозюк Нина Владимировна

Представлены особенности организации информационного обмена между структурными подразделениями бюро судебно-медицинской экспертизы Татарстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Тимерзянов Марат Исмагилович, Морозюк Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF THE INFORMATION EXCHANGE BETWEEN STRUCTURAL DIVISIONS OF TATARSTAN FORENSIC MEDICAL EXAMINATION BUREAU

Features of the organization of an information exchange between structural divisions of a bureau of a forensic medical examination of Tatarstan presented.

Текст научной работы на тему «Организация информационного обмена между структурными подразделениями ГАУЗ «РБСМЭ МЗ рт»»

© М.И. Тимерзянов, Н.В. Морозюк, 2015 УДК 340.6

39

М.И. Тимерзянов, Н.В. Морозюк ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА МЕЖДУ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГАУЗ «РБСМЭ МЗ РТ»

ГАУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ»

(начальник - к.м.н. М.И. Тимерзянов)

Представлены особенности организации информационного обмена между структурными подразделениями бюро судебно-медицинской экспертизы Татарстана.

Ключевые слова: информационный обмен, организация, структурные подразделения, судебно-медицинская экспертиза, Татарстан.

THE ORGANIZATION OF THE INFORMATION EXCHANGE BETWEEN STRUCTURAL DIVISIONS OF TATARSTAN FORENSIC MEDICAL EXAMINATION BUREAU M.I. Timerzjanov, N.V Morozjuk

Features of the organization of an information exchange between structural divisions of a bureau of a forensic medical examination of Tatarstan presented.

Key words: an information exchange, the organization, structural divisions, a forensic medical examination, Tatarstan.

Использование современных информационных технологий является необходимым условием эффективной деятельности и приоритетным направлением развития судебно-медицинской службы Республики Татарстан. Важнейшей составляющей информатизации ГАУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ» (далее - бюро) является организация оперативного информационного обмена между структурными подразделениями бюро, что особенно актуально для взаимодействия с районными (межрайонными) судебно-медицинскими отделениями. Применение возможностей интернета существенно расширило возможности судебно-медицинских экспертов в получении научно-практической информации для повышения профессиональной квалификации и решения практических экспертных задач.

Это стало возможным благодаря подключению бюро к государственной интегрированной системе телекоммуникаций Республики Татарстан (ГИСТ РТ). ГИСТ РТ была создана в 2004 году в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан №1233-р от 19.08.2004 г. для нужд органов государственной власти РТ, научно-образовательных организаций и учреждений бюджетной сферы. Оборудование ГИСТ РТ установлено во всех крупных населенных пунктах Республики Татарстан. Сегодня в едином информационном пространстве республики при поддержке ГИСТ РТ работают практически все государственные организации Республики Татарстан.

Доступ в интернет в рамках ГИСТ РТ в настоящее время имеется во всех районных (межрайонных) судебно-медицинских отделениях, а также во всех структурных подразделениях, располагающихся в г.Казани.

Электронная почта - наиболее простой и всем знакомый способ передачи информации. Главным преимуществом электронной почты является оперативное доведение информации до каждого структурного подразделения. У всех руководителей и ключевых сотрудников имеются официальные почтовые ящики в домене tatar. ru, принятом во всех государственных организациях Республики Татарстан. Использование почтовых ящиков единого формата с помощью программного средства MS Outlook упрощает поиск необходимого адресата, для чего достаточно указать имя и фамилию на русском языке.

Передача информации по электронной почте в бюро регламентируется «Порядком направления документов по электронной почте» [2]. Согласно регламенту, по электронной почте направляются информационные письма, запросы, заключения экспертиз и акты исследования,

результаты лабораторных исследований (в отсканированном виде) и другая служебная информация. Направление документов по электронной почте служит лишь для ускорения передачи информации и не заменяет их почтовое отправление на бумажном носителе.

Отправление документа осуществляется в течение текущего рабочего дня, если документ предоставлен до 16:00, или на следующий рабочий день до 12:00, если документ предоставлен после 16:00. Документы с пометкой «срочно» и визой руководителя структурного подразделения отправляются немедленно. Подтверждением о прочтении письма адресатом является ответ адресата, собственноручно написанный, а не сформированный автоматически почтовой программой.

Недостатком такого вида документооборота является то, что электронные документы лишь дополняют бумажные, но не заменяют их. Это связано, прежде всего, с тем, что информационный обмен с помощью стандартных средств электронной почты осуществляется на доверительной основе и достоверность документов гарантируется лишь должностным статусом сотрудника, ответственного за прием-получение электронной почты. Заключения эксперта и акты исследования, отсканированные и отправленные по электронной почте, не имеют доказательной силы и не могут фигурировать в суде в качестве письменных свидетельств.

Перенос документооборота с бумажных носителей в электронную среду позволяет значительно повысить оперативность и «прозрачность» обращения документов и обеспечить необходимый сервис для хранения, поиска и систематизации электронных документов.

С 2010 года бюро является участником Единой межведомственной системы электронного документооборота органов государственной власти Республики Татарстан (ЕМСЭД). ЕМСЭД, действующая в Республике Татарстан с 2005 года, позволяет рационально использовать время и ресурсы, ускоряет процесс согласования и принятия решения. К ЕМСЭД подключены все министерства, ведомства и муниципалитеты, государственные и муниципальные учреждения, а также ряд коммерческих организаций республики [3].

Указом Президента Республики Татарстан [5] определены условия (положение о документообороте организации), при которых оригинал документа существует в электронном виде, а его копии при необходимости могут изготавливаться на бумаге. Юридическая значимость документов, созданных в ЕМСЭД, обеспечивается элек-

40

тронно-цифровыми подписями (ЭЦП). Механизм ЭЦП использует сертифицированные программные средства и удовлетворяет всем нормативным документам по криптографической защите информации. ЭЦП обеспечивает однозначную идентификацию автора документа и защиту документа от несанкционированного изменения. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» [5] уравнивает ЭЦП электронного документа с собственноручной подписью на бумажном носителе [1].

Возможности ЕМСЭД используются для организации внутреннего электронного документооборота бюро. В настоящее время доступ к ЕМСЭД имеют начальник бюро, его заместители, заведующие структурными подразделениями, районные судебно-медицинские эксперты. В ЕМСЭД в электронном виде создаются и направляются следующие документы: приказы и распоряжения, запросы и ответы на них, письма о проведении мероприятий, отчеты, графики, планы, докладные и служебные записки, справки и т.д. Исключение составляют документы постоянного срока хранения: нормативные правовые акты, приказы по личному составу и основной деятельности, доверенности, соглашения, уставные документы и т.д.

Использование для передачи информации электронных средств связи способствует активному взаимодействию бюро с органами государственного управления. В электронном виде сдаются статистические, кадровые, финансовые отчеты, проходят электронные торги по закупкам необходимого оборудования, расходных материалов, медикаментов и реактивов.

Еще одним видом информационного обмена между структурными подразделениями бюро является использование сайта судебно-медицинской службы РТ - www.sudmedrt.kgts.ru. Дизайн и структура сайта разработаны с учетом всех современных требований. Здесь регулярно размещаются материалы об общественных мероприятиях, проводимых в бюро, участиях в конференциях и других значимых событиях в жизни бюро. Новостная лента обновляется не менее двух раз в неделю и сопровождается фоторепортажем.

В структуре сайта имеется закрытый раздел с ограниченным доступом только для сотрудников бюро - личный кабинет. Здесь размещается методическая и справочная информация, необходимая в работе заведующего структурным подразделением. С 2014 года с помощью личного кабинета сайта бюро проводится ежедневный мониторинг оперативной информации о производстве судебно-медицинских экспертиз и исследований трупов. Сводка заполняется в режиме онлайн в день поступления и ежедневно находится на контроле у заместителя начальника бюро по экспертной работе и начальника бюро. Такой мониторинг позволяет контролировать оперативную ситуацию в районах республики. Все случаи детской смертности, крупных ДТП с гибелью двух и более лиц, случаи смерти на производстве и другие резонансные случаи находятся на особом контроле у руководства бюро, принимаются оперативные меры по быстрому и качественному исследованию трупа. По необходимости врачу судмедэксперту районного судебно-медицинского отделения, в зоне обслуживания которого произошло чрезвычайное происшествие, оказывается вся необходимая консультативная и организационная помощь.

В личном кабинете также выполняется сбор ежемесячной отчетности по количеству выданных медицинских свидетельств о смерти, в т.ч. предварительных. Свод данных, поступивших из районных (межрайонных) судебно-медицинских отделений, формируется автоматически, что оптимизирует процесс сбора информации.

Информационные технологии применяются в бюро и для живого общения. С 2014 г. в бюро в рамках еженедельных рабочих совещаний врачей судебно-медицинских экспертов проводятся сеансы видеосвязи с районными (межрайонными) судебно-медицинскими отделениями. Для организации видеосвязи используется программа Skype. Выступающий (заведующий, врач судебно-медицинский эксперт судебно-медицинского отделения) предоставляет краткий отчет об объеме работы, выполненном за неделю, обозначает проблемы, высказывает предложения, отвечает на вопросы присутствующих. Также регулярно проводятся видеосовещания с участием 4-6 районов, на которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы организации и проведения судебно-медицинских экспертиз.

Методический Совет бюро также применяет на своих заседаниях видеосвязь, например, для заслушивания аттестационных материалов врачей судебно-медицинских экспертов, претендующих на присвоение или подтверждение квалификационной категории. Ранее, для этого требовалось личное присутствие аттестуемого.

Помогает в ежедневном общении и мобильная корпоративная связь. С 2010 года все сотрудники бюро, в том числе в районах республики, имеют возможность подключения к корпоративному тарифному плану с безлимитными бесплатными разговорами между абонентами корпоративной группы. Преимущества такого вида взаимодействия очевидны. Это и сокращение расходов бюро на телефонную и междугороднюю связь, возможность быстрого оповещения сотрудников в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, оперативное решение всех возникающих рабочих вопросов.

Электронное взаимодействие невозможно без соблюдения правил информационной безопасности. Для безопасной передачи служебной информации, в том числе персональных данных, нами совместно со специалистами Учебно-научного центра информационной безопасности (г.Йошкар-Ола) разработан проект защищенной корпоративной сети VipNet. Такая сеть уже функционирует в Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, и бюро в скором времени войдет в эту систему для безопасного обмена информацией как между структурными подразделениями, так и с Минздравом РТ.

Развитие информационных технологий является одним из приоритетных направлений Концепции развития судебно-медицинской службы РТ. Нашей основной задачей является создание единой автоматизированной системы судебно-медицинской службы Республики Татарстан. Разработка такой глобальной информационной системы с учетом всех потребностей судебно-медицинской службы, Министерства здравоохранения и правоохранительных органов требует значительных ресурсов: временных, материальных, финансовых, интеллектуальных. Создание автоматизированной системы объединит всю судебно-медицинскую службу в едином информационном поле.

Литература:

1. Письмо ЦИТРТ№01/756 от 25.07.10 г. «О степени информационной безопасности сведений».

2. Регламент «Порядок направления документов по электронной почте» от 27.03.10 г.

3. Спиридонов В.А., Морозюк Н.В., Чугунова Е.В. Информационный обмен между структурными подразделениями РБСМЭ МЗ РТ //Актуальные вопросы судебной медицины и права. — Казань, 2011. — С. 40-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.