ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
УДК 339.543(005.95)
DOI 10.24412/1815-0683-2024-3-5-16
Н. К. СЕМЕНОВА*, О. К. ШТАБНАЯ**
Практика управления деятельностью таможенных органов по формированию кадрового состава
СЕМЕНОВА Нина Константиновна -кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики таможенного дела и управления. [email protected].
SEMENOVA N. K. - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economics of Customs Affairs and Management.
ШТАБНАЯ Ольга Константиновна -главный государственный таможенный инспектор отдела государственной службы и кадров. [email protected].
SHTABNAYA O. К. - Chief State Customs Inspector of the Civil Service and Personnel Department.
Рассмотрены функции управления персоналом в системе организационно-управленческой деятельности таможенных органов Российской Федерации. Проанализированы отдельные направления работы подразделений кадровой службы таможенных органов на примере отдела государственной службы и кадров Владивостокской таможни, даны рекомендации по совершенствованию подбора и отбора кадров.
Ключевые слова: организационно-управленческая деятельность, функции управления персоналом, подбор, отбор персонала, кадровая обеспеченность.
N.K. SEMENOVA, O.K. SHTABNAYA Practice of Managing the Activities of Customs Authorities for the Formation of Personnel
The functions of personnel management in the system of organizational and managerial activities of the customs authorities of the Russian Federation are considered. The individual areas of activity of the departments of the personnel service of customs authorities are analyzed on the example of the activities of the Department of State Service and Personnel of the Vladivostok Customs, recommendations are given to improve the activities of the personnel selection department.
Keywords: organizational and managerial activities, personnel management functions, recruitment, personnel selection, staffing.
' Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.
Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.
** Владивостокская таможня. 690090, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21 а. Vladivostok Customs. 21 a, Posyetskaya Str., Vladivostok, 690090.
Таможенные органы России - динамично развивающаяся система, требования к ее функционированию со стороны как государства, так и участников внешнеэкономической деятельности и всего мирового сообщества постоянно повышаются, поэтому совершенствование методов управления в данной сфере крайне необходимо. В условиях глобализации, нестабильной политической обстановки и стратегических изменений особое внимание уделяется вопросам организационно-управленческой деятельности в системе таможенных органов нашей страны.
В теории управления государственными органами, к которым относятся и таможенные, особую роль отводят функциям управления, т. к. они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях. Управленческий процесс, направленный на достижение целей таможенных органов, представляет собой последовательность управленческих действий по решению возникающих проблем, связанных с динамичностью и неопределенностью внешней среды. Этими действиями являются управленческие функции, к которым, как правило, относят анализ и прогнозирование оперативно-служебной обстановки, планирование, организацию, регулирование, учет и контроль [10].
Для реализации управленческих функций применяют различные методы, представляющие собой способы или приемы целенаправленного воздействия управляемой системы в целях установления наиболее эффективного порядка использования трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов.
Руководствуясь положениями Стратегии развития до 2030 г., ФТС России ориентируется на достижение следующей стратегической цели: «формирование качественно новой, насыщенной "искусственным интеллектом", быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, "умной" таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства»1. Без должностных лиц, имеющих высокий профессионализм и качественную подготовку, это реализовать невозможно. Однако, помимо упомянутых характеристик, кадры таможенных органов должны уметь гибко реагировать на изменяющиеся условия внешней среды, иметь способность быстро усваивать новые знания и осваивать новые технологии, а также непрерывно совершенствовать профессиональные умения и навыки.
Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г. установлен целевой ориентир 18 - «повышение эффективности
1 Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р.
управления кадровым составом таможенных органов». В достижении этого ориентира главная роль отводится кадровой службе.
В существующих реалиях негативным фактором организационно-управленческой деятельности как составной части управленческой деятельности является недостаточное внимание совершенствованию работы кадровых подразделений таможенных органов РФ в части подбора и отбора персонала по имеющимся вакансиям. Так, в исследованиях, посвященных проблемам формирования и совершенствования кадрового потенциала таможенной службы, отмечено, что сложившаяся процедура подбора, отбора, аттестации должностных лиц, к которым относятся сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие (ФГГС), недостаточно эффективно стимулирует их профессиональный рост, следовательно, и повышение кадрового потенциала таможенной службы [1; 8; 11]. Для решения указанной проблемы необходимо внедрять современные кадровые технологии при отборе и подборе персонала.
Проблемам организации и управления таможенными органами уделяли значительное внимание современные авторы С. В. Барамзин, В. В. Макрусев, В. Ю. Дианова, В. В. Пилипчук с соавторами [2; 4; 6; 9]. Работы В. М. Масловой, В. Р. Веснина, А. Я. Кибанова ориентированы на исследования системы управления персоналом как подсистемы организации (объекта управления) [3; 5; 7].
Система управления персоналом реализуется через специфические (конкретные) функции, т. е. специализированные виды управленческой деятельности в рамках кадровой политики организации, отличающиеся однородностью содержания выполняемых работ и их целевой направленностью, в сфере обеспечения кадровой политики.
К основным функциям управления персоналом относят:
- планирование потребностей;
- подбор, отбор и найм;
- адаптация;
- развитие персонала и повышение квалификации;
- продвижение по службе;
- оценка и вознаграждение.
Вышеуказанные функции управления персоналом связаны между собой, и изменения, происходящие в составе каждой из функций, вызывают необходимость корректировки всех функциональных задач и обязанностей. Следовательно, применение инновационных подходов к кадровой работе крайне актуально.
Одной из основных функций таможенных органов является фискальная. На рисунках 1, 2 представлена динамика перечислений средств
в федеральный бюджет в 2020-2023 гг. и динамика грузооборота Владивостокской таможни, свидетельствующие о значительно возросшей нагрузке на персонал. Согласно отчетным данным, за период с 2020 по 2023 г. грузооборот в регионе деятельности Владивостокской таможни возрос на 136,15 %, перечисления в государственный бюджет за тот же период выросли на 294,46 %.
1 200 1 000 800 600 400 200 0
977,6
800,0
588,5
332,0
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
Рис. 1. Динамика перечислений средств Владивостокской таможней в федеральный бюджет, млрд руб.
20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
17,7
16,3
13,0
15,0
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
Рис. 2. Динамика грузооборота Владивостокской таможни, млн т
Организационно-штатная работа как ответная реакция на происходящие изменения во Владивостокской таможне была направлена, в первую очередь, на оптимизацию использования имеющейся штатной численности и, во-вторых, на восполнение трудовых ресурсов для снижения постоянно возрастающей нагрузки на кадровый состав для обеспечения эффективной деятельности структурных подразделений таможни (табл. 1).
В связи с возрастающей нагрузкой на персонал таможни вышестоящими структурами таможенных органов осуществлено выделение
дополнительной штатной численности. Коэффициент укомплектованности кадрами таможни нестабилен, что обусловлено влиянием факторов среды прямого и косвенного воздействия на деятельность таможенных органов. Наименьшая величина коэффициента укомплектованности составила в 2023 г. - 90,8 %.
Таблица 1
Укомплектованность и численность кадрового состава Владивостокской таможни
Показатель Всего Категория
Сотрудники ФГГС Работники
2020 г.
Численность, чел.
штатная 920 453 436 31
фактическая 854 432 400 22
Не укомплектовано, ед. 66 21 36 9
Укомплектовано, % 92,8 95,4 91,7 70,9
2021 г.
Численность, чел.
штатная 942 468 443 31
фактическая 869 428 419 22
Не укомплектовано, ед. 73 40 324 9
Укомплектовано, % 92,3 91,5 94,6 70,9
2022 г.
Численность, чел.
штатная 933 473 429 31
фактическая 874 434 420 20
Не укомплектовано, ед. 59 39 9 11
Укомплектовано, % 93,7 91,7 97,9 64,5
2023 г.
Численность, чел.
штатная 1006 502 473 31
фактическая 913 443 453 17
Не укомплектовано, ед. 93 59 20 14
Укомплектовано, % 90,8 88,2 95,8 54,8
Для принятия управленческого решения по функции «планирование потребностей в персонале» необходимо учитывать величины коэффициентов оборота по приему и выбытию кадров таможенного органа (табл. 2). Результаты расчета обеспеченности кадрами могут быть использованы
для принятия решений по найму или увольнению, а также для разработки стратегии управления персоналом в целом и корректировки кадровой политики.
Табпица2
Коэффициенты оборота по приему и выбытию кадров Владивостокской таможни, %
Категория Коэффициент оборота
По приему По выбытию
2021 г.
Сотрудники 4,08 4,51
ФГГС 9,13 6,02
Работники 0,86 0,86
Всего 14,07 11,39
2022 г.
Сотрудники 7,45 6,77
ФГГС 7,57 8,37
Работники 1,03 1,26
Всего 16,06 16,40
2023 г.
Сотрудники 9,17 8,17
ФГГС 10,40 8,17
Работники 0,45 0,78
Всего 20,02 17,11
Деятельность по формированию кадрового состава Владивостокской таможни осуществляется отделом государственной службы и кадров (ОГСК) в соответствии с приказом ФТС России от 08.04.2011 № 758 «Об утверждении типовых положений о подразделениях кадровой службы регионального таможенного управления и кадровых подразделений таможни». Организационное, методическое руководство и контроль деятельности отдела осуществляет кадровая служба ДВТУ, а в части выполнения задач и функций, возложенных на отдел, - заместитель начальника таможни (курирующий кадровые подразделения). Работа ОГСК строится на основе планов работы таможни и отдела, сочетания принципа единоначалия при решении вопросов служебной деятельности и персональной ответственности каждого федерального государственного служащего отдела.
Кадровая служба таможенных органов при подборе персонала использует как внутренние, так и внешние источники. На рис. 3 представлены общеизвестные методы отбора персонала.
Рис. 3. Методы отбора персонала
Из вышеперечисленных методов отбора персонала графологические (экспертиза почерка для оценки личности) и астрологические методы (носящие вспомогательный характер) в системе таможенных органов не используются.
Так как персонал таможенных органов подразделяется на категории: должностные лица, в состав которых входят сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие (ФГГС), и работники, соответственно и нормативные правовые акты, регулирующие подбор и отбор кадров в таможенных органы, имеют особенности. Показатели динамики кадрового состава по должностям Владивостокской таможни представлены в табл. 3.
Общими документами, регламентирующими прием на службу должностных лиц, являются Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который
определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях ФТС России и основы правового положения должностных лиц таможенных органов, Федеральный закон от 05.12.2022 № 498-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Прием на работу персонала категории работники осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Таблица 3
Показатели динамики кадрового состава Владивостокской таможни
Штатная численность, ед. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. Абсолютный прирост 2023 /20 г., ед. Темп роста 2023 /20 г., % Темп прироста 2023 /18 г., %
ФГГС 400 419 420 453 53 113,25 13,25
Сотрудники 432 428 433 443 11 102,55 2,55
Работники 22 22 20 17 -5 77,27 -22,73
Всего 854 869 873 913 59 106,91 6,91
Методика, порядок и сроки проведения конкурса на замещение вакантной должности представлены в приказе ФТС России от 18.07.2024 № 715 «Об утверждении Порядка и сроков работы конкурсных комиссий для проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации и Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации».
Одним из этапов подбора и отбора персонала является психологическое обследование кандидатов, состоящее из ряда специальных мероприятий, направленных на изучение деловых и личностных качеств, способствующих осуществлению профессиональной деятельности, а также выявление уровня социально-психологической адаптации, оценку личностного потенциала кандидатов и предотвращение поступления на службу лиц, склонных к девиантному поведению. Обследование претендентов проводится психологом ОГСК с обязательным соблюдением норм профессиональной этики и ответственности за правильность применения психологических методов в соответствии с «Положением об организации работы по проведению психологического исследования, тестирования в таможенных органах Российский Федерации» (приказ ФТС России от 18.09.2018 № 1484).
Для проведения тестирования по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности, в тестовые задания
включены вопросы на знание основ законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, законодательства о противодействии коррупции, русского языка, информационно-коммуникационных технологий, а также используются тесты, рекомендованные Минтруда РФ.
Под конкурсом в системе государственной службы понимается особая процедура подбора кадров на вакантные государственные должности в соответствии с решением конкурсной комиссии. Такое решение является юридическим основанием для назначения на соответствующую должность государственной службы либо отказа в таком назначении. Решение комиссии обязательно для государственного органа и его руководителя. Подбор кадров на конкурсной основе позволяет обеспечить штатный состав государственной службы высокопрофессиональными специалистами.
Сведения о количестве объявленных конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы, количество претендентов на замещение должности гражданской службы представлены в табл. 4.
Одним из значимых источников пополнения кадрового состава таможенных органов является кадровый резерв. На конкурсные комиссии возложено формирование из числа государственных гражданских служащих и иных граждан Российской Федерации кадрового резерва для замещения должностей гражданской службы по результатам проведения конкурсов на замещение вакантных должностей и конкурсов на включение в кадровый резерв (приказ ФТС России от 07.04.2017 № 548 «Об утверждении Инструкции об организации работы по формированию кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие руководящие должности в таможенных органах Российской Федерации», табл. 5).
Количество гражданских служащих, назначенных из кадрового резерва в различные временные периоды, составляет около 40-60 %, что свидетельствует о проблемах в организационной работе с резервистами со стороны как специалистов ОГСК, так и руководителей функциональных подразделений и таможенных постов Владивостокской таможни.
В своей деятельности кадровым подразделениям таможенных органов (отделам, службам), руководствуясь Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г., крайне важно внедрять инновационные кадровые технологии. К таким инструментам организационной деятельности, обеспечивающим инновационное развитие, можно отнести цифровые интервью (использование онлайн-интервью, включая видеоконференции, чат-боты для интерактивного общения с кандидатами), нейро-сети, виртуальную реальность, искусственный интеллект.
Таблица 4
Сведения о конкурсах на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы за 2020-2023 гг.
Показатель Год Темп роста, %
2020 2021 2022 2023 2021/20 г. 2022/21 г. 2023/22 г.
Кол-во объявленных конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы из них состоялось 13 11 26 21 11 9 14 7 200,0 190,9 42,3 42,9 127,3 77,8
Среднее кол-во претендентов на замещение должности гражданской службы 13 9 9 4 69,2 100,0 44,4
Кол-во отказов в приеме документов для участия в конкурсе 1 3 0 0 300,0 0,0 0,0
Кол-во претендентов, включенных в кадровый резерв по результатам конкурса 72 82 69 20 113,9 84,1 29,0
Внедрение нейросети в процедуру подбора кандидатов может помочь в определении наиболее подходящих профилей и скрининге кандидатов на основе определенных критериев. Нейросеть может использоваться для сбора и анализа данных о кандидатах из различных источников, включая социальные сети, для определения индивидуальных потребностей и предпочтений кандидата, в том числе личностных черт. Виртуальная реальность, имитирующая реальные условия работы, позволяет оценить навыки и реакцию кандидата на различные ситуации. Искусственный интеллект может использовать алгоритмы машинного обучения для сопоставления найденной информации с критериями, важными для конкретной вакансии. Все это может помочь в быстром и более точном подборе и отборе наиболее подходящих кандидатов для собеседования перед конкурсными процедурами. Использование цифровых технологий позволяет
стандартизировать процесс собеседования и уменьшить влияние личных предубеждений и субъективности при выборе кандидатов.
Таблица 5
Сведения по количественному составу персонала, включенного в кадровый резерв Владивостокской таможни
Показатель Год Темп роста, %
2020 2021 2022 2023 2021/20 г. 2022/21 г. 2023/22 г.
Всего включено
гражданских служащих 58 89 90 139 153,4 101,1 154,4
В том числе
по результатам:
конкурса
на включение
в кадровый резерв 10 33 59 119 330,0 178,8 201,7
конкурса на заме-
щение вакантной
должности 41 50 31 20 122,0 62,0 64,5
аттестации 7 6 0 5 85,7 0 -
Количество граж-
данских служащих,
назначенных из кад-
рового резерва 25 71 23 82 284,0 32,4 0,0
Внедрение инновационных кадровых технологий при реализации специфических (конкретных) функций управления персоналом отделами государственной службы и кадров при отборе и подборе персонала на гражданскую службу в долгосрочной перспективе обеспечат результативное и стабильное функционирование таможенных органов Российской Федерации в условиях макроэкономических угроз и повышающихся требований к безопасности государства.
Список литературы
1. Алексеева Е. В., Захаров П. В. Некоторые аспекты совершенствования системы управления персоналом в таможенных органах российской федерации // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 61-5. С. 64-66.
2. Барамзин С. В. Исследование систем управления: учеб. пособие. М.: РИО РТА, 2007. 160 с.
3. Веснин В. Р. Управление человеческими ресурсами: учебник. М.: Проспект, 2019. 704 с.
4. Дианова В. Ю., Макрусев В. В., Маркина О. В. Развитие таможенных институтов: монография. М.: РТА, 2009. 250 с.
5. Кибанов А. Я. Экономика управления персоналом: учебник. М.: ИНФРА-М, 2013. 427 с.
6. Макрусев В. В., Любкина Е. О. Управление компетентностным потенциалом должностных лиц таможенных органов: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. 108 с.
7. Маслова В. М. Подходы к оценке труда персонала организации // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 4. С. 44-52.
8. Петрушко Е. Н. Технология совершенствования конкурсного отбора на должности федеральной государственной гражданской службы в таможенные органы Российской Федерации // Теория. Практика. Инновации. 2016 С. 26-34.
9. Пилипчук В. В., Плоткина Н. П. Проблемы совершенствования управления таможенной деятельностью и направления их решения // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 3. С. 45-51.
10. Пилипчук В. В., Семенова Н. К., Плоткина Н. П. Управление таможенными органами Российской Федерации на основе применения теории организационно-управленческой деятельности: монография. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2017. 88 с.
11. Семенова Н. К. Об оценке эффективности деятельности кадровых подразделений таможенных органов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 1 (102). С. 95-102.
© Семенова Н. К., Штабная О. К., 2024 © Зешепоуа N. К., 8Ы:аЬпауа О. К., 2024
Для цитирования:
Семенова Н. К., Штабная О. К. Практика управления деятельностью таможенных органов по формированию кадрового состава // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2024. № 3(108). С. 5-16.