Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение таможенных органов России'

Кадровое обеспечение таможенных органов России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3912
544
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / STAFFING / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / NORTH-WEST CUSTOMS ADMINISTRATION / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / FEDERAL CIVIL SERVICE WORKFORCE / ШТАТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ / СТРУКТУРА КАДРОВ / STAFF STRUCTURE / КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / PERSONNEL RESERVE / THE OFFICIALS OF THE CUSTOMS AUTHORITIES / CUSTOMS OFFICIALS WITH SPECIAL RANKS / AUTHORIZED NUMBER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведева Марина Вадимовна

В статье проведен анализ динамики штатной численности, структуры кадров, обеспеченности трудовыми ресурсами таможенных органов Российской Федерации и Северо-Западного региона. Рассмотрены отдельные проблемы кадрового обеспечения таможенных органов Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Медведева Марина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAFFING OF THE RUSSIAN CUSTOMS AUTHORITIES

The dynamics of authorized number of staff, staff structure, complement of staff of the Customs authorities of the Russian Federation and Northwestern region are analyzed in the article. Some problems of staffing of the Russian Customs authorities were considered

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение таможенных органов России»

УДК 342.9

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

Медведева Марина Вадимовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, к.э.н., доцент кафедры экономики таможенного дела, e-mail: marinamedv@mail.ru

В статье проведен анализ динамики штатной численности, структуры кадров, обеспеченности трудовыми ресурсами таможенных органов Российской Федерации и Северо-Западного региона. Рассмотрены отдельные проблемы кадрового обеспечения таможенных органов Российской Федерации

Ключевые слова: кадровое обеспечение; таможенные органы; Северо-Западное таможенное управление; должностные лица; федеральные государственные гражданские служащие; штатная численность, структура кадров; кадровый резерв

STAFFING OF THE RUSSIAN CUSTOMS AUTHORITIES

Medvedeva Marina V.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Economics and Customs, PhD, e-mail: marinamedv@mail.ru

The dynamics of authorized number of staff, staff structure, complement of staff of the Customs authorities of the Russian Federation and Northwestern region are analyzed in the article. Some problems of staffing of the Russian Customs authorities were considered

Keywords: staffing; Customs authorities; NorthWest Customs Administration; the officials of the Customs authorities; customs officials with special ranks; federal civil service workforce; authorized number; staff structure; personnel reserve

Для цитирования: Медведева М.В. Кадровое обеспечение таможенных органов России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной

академии. 2017. № 4 (64). С. 13-19.

Кадровое обеспечение играет важную роль в эффективном функционировании таможенных органов. В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [1] особое внимание уделено вопросам укрепления кадрового потенциала. В числе основных задач -совершенствование работы по подбору и расстановке кадров, обеспечение необходимого профессионального уровня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, создание условий и реализация возможностей для получения должностными лицами таможенных органов образования, переподготовки и повышения квалификации.

В Комплексной программе развития Федеральной таможенной службы (ФТС) России на период до 2020 года [2] приоритетными являются также вопросы сохранения высококвалифицированного кадрового потенциала таможенных органов и привлечения молодых специалистов, совершенствования работы с кадрами. Эти вопросы особенно актуальны в условиях непростой экономической ситуации в нашей стране, сокращения штата в разных ведомствах, в том числе в таможенных органах, и ввиду других изменений.

В кадровый состав таможенных органов России входят три категории работающих:

- сотрудники таможенных органов, которым присваиваются специальные звания - занимают руководящие должности в таможенных органах, проходят службу в правоохранительных, а также в морских и авиационных подразделениях (плавающий и летный состав);

- федеральные государственные гражданские служащие (ФГГС), которым присваиваются классные чины - большая часть работающих в функциональных подразделениях таможенных органов;

- работники - не являются государственными служащими и должностными лицами, их труд имеет обеспечивающий, вспомогательный характер (водители, механики, архивариусы, кладовщики и др.), большая часть работников трудится не в таможенных органах, а в образовательных, медицинских и санаторно-курортных учреждениях, находящихся в ведении ФТС России.

Перечисленные категории работающих присутствуют в штате практически каждого таможенного органа. Важно отметить, что сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов являются должностными лицами и государственными служащими. В связи с этим некорректно, на наш взгляд, называть всех работающих в таможенных органах (например, в таможне или на таможенном посту) сотрудниками или работниками. Подобные случаи некорректного употребления названий категорий работающих в таможенных органах нередки в периодической литературе и на различных интернет-сайтах.

Охарактеризуем изменения штатной численности работающих в системе таможенных органов РФ (табл. 1, рис. 1) [3]. В сведения о штатной численности входят не только данные о предельном количестве работающих в таможенных органах - в Федеральной таможенной службе, региональных таможенных управлениях, таможнях и на таможенных постах, - но и в учреждениях,

О

гА Н

И А

Ц И

я И

у П

РА

Е

hi Н

И

hi А

АМОЖЕ

hi Н

Н О

Д

hi я

Н hi Л

Сг Н

О

п н сг

5

76972

77131

78000 -

76000 -

74000 -

72000 -

70000 -

68000 -

66000 -

64000 -

2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 1. Штатная численность работающих в системе таможенных органов России с 2007 по 2011 г., ед.

69222

находящихся в ведении ФТС России (образовательных, медицинских и санаторно-курортных), и не входят данные о количестве работающих в подведомственном ФТС ФГУП «РОСТЭК», как показано в табл. 1 и на рис. 1.

Таблица1

Штатная численность кадрового состава таможенных органов Российской Федерации, ед. Категория

работающих/ 2007 2008 2009 2010 2011

годы

ФГГС 40163 43689 46893 46893 42277

Сотрудники 18888 18688 17453 17453 15790

Работники 10171 11296 12626 12785 12210

Всего 69222 73673 76972 77131 70277

С 2007 по 2010 г. штатная численность работающих в системе таможенных органов РФ увеличилась на 7909 единиц, или на 11 %, однако в 2011 году наблюдается ее снижение, в частности по сравнению с 2010 г. - на 6854 ед. (9 %). Процесс сокращения штата начался ввиду Указа Президента РФ от 31.12.2010 № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» и в рамках оптимизации

организационнои структуры таможенных органов Российской Федерации.

В сборниках «Таможенная служба РФ» 2012 года и более поздних отсутствуют сведения об общей штатной численности работающих в системе таможенных органов. Приведены только данные о предельной численности должностных лиц: в 2012 г. -59 663 ед., в 2013 - 52 361 ед., в 2014 - 52 361 ед. [4]. В 2015 г. численность штата сокращена на 5 052 ед. должностей, в том числе на 3 737 ед. должностей федеральных государственных гражданских служащих» [5]. Если предположить, что предельная численность сотрудников в 2015 г. не изменилась, то предельная численность должностных лиц в 2015 г. составила 48 624 единицы. В первом квартале 2016 года завершено 10-процентное сокращение численности федеральных государственных гражданских служащих (сокращено 897 единиц в таможенных органах) [6]. В соответствии с Приказом ФТС от 26.01.2017 № 111 «Об утверждении численности и фонда оплаты труда сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, на 2017 год» общее количество

70 000

60 000

50 000

£ 40 000

О)

30 000

20 000

10 000

62 377

64 346 64 346

59 663

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

годы

Рис. 2. Штатная численность должностных лиц таможенных органов РФ

0

штатных единиц к концу 2016 г. составило 56 975, в том числе: сотрудников - 12 609, федеральных государственных гражданских служащих - 32 955, работников - 11 411.

Таким образом, предельная численность всех работающих в системе таможенных органов в 2016 г. по сравнению с 2010 г. (в этот период была максимальной) сократилась на 20 156 ед. или на 26 %. Изменения в штатной численности должностных лиц таможенных органов отражены на рис. 2. Предельная численность должностных лиц в 2016 г. стала меньше на 18 782 ед. (на 29 %), чем в 2010 г.

Сокращение штатной численности таможенных органов обусловлено разными причинами: и общей тенденцией уменьшения штатной численности федеральных государственных органов, и сокращением основных показателей внешней торговли, дальнейшим внедрением в практическую деятельность таможенных органов России современных информационных технологий и упрощением таможенных формальностей.

Одним из значимых аспектов количественных характеристик кадрового обеспечения таможенных органов является структура кадров (рис. 3).

Наибольшую долю (58 %) от числа всех работающих в рассматриваемом нами ведомстве составляют федеральные государственные гражданские служащие, 22 % - сотрудники, и наименьшую долю (20 %) - работники. Однако структура кадров в отдельных таможенных органах существенно отличается от структуры кадров в целом в таможенной системе России. Например, по данным отдела государственной службы и кадров Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), удельный вес федеральных государственных гражданских служащих, сотрудников и работников в общей штатной численности СЗТУ и подчиненных ему таможнях представлен ниже в табл. 2 следующим образом.

Таблица 2

Структура кадров СЗТУ и подчиненных таможен (по состоянию на 31.12.16), %

Таможенный орган ФГГС Сотрудники Работники Всего

Северно-Западное ТУ 54,1 28,8 17,1 100

Архангельская 58,6 27,8 13,7 100

Балтийская 82,5 15,2 2,4 100

Выборгская 82,7 13,0 4,3 100

Карельская 70,5 22,8 6,7 100

Кингисеппская 74,8 18,7 6,5 100

Мурманская 60,3 30,9 8,9 100

Псковская 75,3 18,5 6,3 100

Пулковская 79,1 15,2 5,7 100

Санкт- Петербургская 69,6 17,9 12,5 100

Себежская 71,2 20,9 7,9 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С-З оперативная 9,4 89,8 0,9 100

Итого: 71,6 21,1 7,3 100

Сотрудники

ФГГС

Работники

Рис. 3. Структура кадров таможенной системы РФ по состоянию на 31.12.2016

В структуре кадров практически всех таможен и СЗТУ преобладают ФГГС, наибольшая их доля в Выборгской и Балтийской таможнях (82,7 % и 82,5 % соответственно). В таможнях, расположенных на севере (Мурманской, Карельской, Архангельской, Выборгской), и в аппарате управления СЗТУ доля сотрудников выше, чем в других таможнях региона. Структура кадров Северо-Западной оперативной таможни (СЗОТ) кардинально отличается от структуры кадров остальных таможен. В ней среди работающих преобладают сотрудники (по данным на 31.12.2016 - 89,8 % от общей штатной численности), а на долю ФГГС и работников приходится только 9,4 % и 0,9 % соответственно.

В целом в СЗТУ и подчиненных таможнях большую часть работающих составили федеральные государственные гражданские служащие (71,6 %), доля сотрудников - 21,1 %, а работников - 7,3 % от общей штатной численности (рис. 4).

ФГГС

Сотрудник и

Работники

Рис. 4. Структура кадров СЗТУ и подчиненных таможен по состоянию на 31.12.2016

Неоднородность кадрового состава таможенных органов усложняет работу подразделений государственной службы и кадров. В частности, прием на службу (работу) и ее прохождение регламентируется разными нормативно-правовыми актами, требует ведения или заполнения соответствующих документов для каждой категории работающих.

К числу основных показателей, характеризующих с количественной стороны обеспеченность кадрами таможенных органов России, относится коэффициент укомплектованности (укомплектованность), определяющийся в процентах как отношение списочной численности к штатной

Анализируя показатели с 2007 по 2016 г., представленные нами в виде рис. 5, становится понятно,

что самый низкий показатель укомплектованности таможенных органов России кадрами в 2009 году (88,4 %). В дальнейшем этот показатель растет и достигает максимального значения 94,8 % в 2015 г. Однако в 2016 г. заметно его снижение до уровня 94 % (рис. 5).

Коэффициент укомплектованности кадрами СЗТУ и подчиненных таможен в отношении трех категорий работающих (рис. 6) показывает, что лучше всего в указанный период таможенные органы северо-западного региона укомплектованы ФГГС (более 94 %).

В 2016 г. данные СЗТУ и подчиненных ему таможен (рис. 7) свидетельствуют о том, что наименьший показатель укомплектованности кадрами - в Пулковской таможне (85,9 %), наиболее укомплектована трудовыми ресурсами Архангельская таможня (96 %).

Как правило, коэффициенты укомплектованности кадрами таможенных органов уменьшаются в периоды, благоприятные для экономики страны и внешней торговли, когда увеличивается востребованность специалистов в околотаможенной сфере, что стимулирует отток кадров из таможенных органов в коммерческие структуры с более высоким уровнем оплаты труда. Однако изменение данного показателя в конкретном таможенном органе может быть обусловлено возрастной составляющей, реорганизацией таможенных органов и другими причинами.

При рассмотрении проблем кадрового обеспечения таможенных органов РФ, безусловно, очень важны и качественные характеристики штата, профессиональный уровень подготовки должностных лиц и работников таможенных органов. Среди основных направлений совершенствования работы с кадрами - повышение качества формирования кадрового состава, совершенствование системы профессионального развития должностных лиц и работников таможенных органов, повышение их профессионализма и компетентности, повышение престижа службы в таможенных органах [2].

Большую часть работающих в таможенных органах, таким образом, составляют федеральные государственные гражданские служащие (58 %). К сожалению, уровень их оплаты труда, на наш взгляд, не способствует повышению престижа службы в таможенных органах и привлечению высококвалифицированных граждан. Средняя ежемесячная сумма выплат федеральным государственным гражданским служащим региональных таможенных управлений по состоянию на 2017 г. (включая ежемесячное денежное содержание материальное стимулирование в виде ежеквартальных премий), по нашим подсчетам, составляет 40 316 руб. В объявлениях о приеме документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы некоторых таможенных органов приводятся следующие сведения об оплате труда: денежное содержание государственных гражданских

служащих в зависимости от занимаемой должности, стажа государственной гражданской службы и классного чина составляет от 16 000 до 28 000 руб. [7]. Размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации не увеличивались после 2013 г. Долгожданное их повышение с 1 января 2018 г. в 1,04 раза [8], по нашему мнению, вряд ли поможет решить проблему недостаточно высокого уровня оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов.

Другая проблема кадрового обеспечения таможенных органов -длительный срок заполнения вакансий должностей государственной гражданской службы. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» поступление гражданина на гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Процедура и сроки проведения конкурсного отбора на замещение должности государственной гражданской службы в таможенных органах регламентируются Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 (ред. от 10.09.2017) «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» и Методикой проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы, сроков и порядка работы конкурсных комиссий в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной Приказом ФТС России от 16.03.2015 № 441 (ред. от 18.07.2017). Согласно данному Приказу ФТС конкурсант должен представить документы в кадровое подразделение таможенного органа в течение 21 дня со дня размещения объявления об их приеме на официальном сайте таможенного органа в сети «Интернет». Не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса секретарь конкурсной комиссии таможенного органа, в котором проводится конкурс, информирует граждан Российской Федерации (гражданских служащих), допущенных к участию в конкурсе, о дате, месте, времени и условиях его проведения. Для проверки предоставленных документов требуется время, как правило, срок от объявления о приеме документов на сайте таможенного органа до проведения второго этапа конкурса достигает двух месяцев.

Решению этой проблемы способствовал Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2017 № 96 «Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа», который определяет порядок формирования

96 94

92

93 88 86 84

а/1 я

2337 2338 2339 2313 2311 2312 2313 2314 2315

Рис. 5. Укомплектованность кадрами таможенных органов России, %

ФГГС Сотрудники Работники

Рис. 6. Укомплектованность кадрами СЗТУ и подчиненных таможен, %

2316

2314

2315

2316

Рис. 7. Укомплектованность кадрами СЗТУ и подчиненных таможен в 2016 г., %

кадрового резерва с целью своевременного замещения должностей федеральной гражданской службы в будущем. С марта 2017 г. на основании данного указа Президента РФ положения о кадровом резерве приняты многими федеральными органами исполнительной власти, в том числе Федеральной налоговой службой [9] и Федеральным казначейством [10]. Аналогичный приказ ФТС по-прежнему имеет статус проекта. Кроме того, ни названный выше Указ Президента, ни проект приказа ФТС о кадровом резерве не дает ответов на ряд вопросов. Конкурс на включение в кадровый резерв происходит в отношении определенных должностей. При этом нет гарантий, будут ли эти должности вакантны в ближайшее время. Возможна ситуация, когда в резерве - специалисты правоохранительной деятельности, а в отделах тылового блока - нехватка должностных лиц и наоборот. Кроме того, в указанных выше документах не оговорено, какое количество лиц может находиться в кадровом резерве и в течение какого времени.

Одной из ключевых проблем в настоящее время является сложность трудоустройства в таможенные органы выпускников Российской таможенной академии (РТА). После внесения изменений в Устав РТА в 2014 г. [11] выпускники очной формы обучения не распределяются в таможенные органы, а «поступают на службу в таможенные органы РФ в соответствии с законодательством РФ». К тому же если Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» сохраняет преимущество выпускников РТА и филиалов, поступающих на должности сотрудников таможенных органов, заключающееся в том, чтобы не проходить испытательный срок, то в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Приказе ФТС от 16.03.2015 № 441 «Об утверждении методики проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы, сроков и порядка работы конкурсных комиссий в таможенных органах Российской Федерации» не закреплено право выпускников РТА и филиалов поступать на таможенную службу вне конкурса. До принятия указанного приказа ФТС действовал аналогичный Приказ ФТС от 08.09.2006 № 858 «Об утверждении методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, порядке и сроках работы конкурсных комиссий в таможенных органах РФ», где также не предусмотрены льготы при трудоустройстве в таможенные органы выпускников РТА и филиалов. Однако это не мешало их распределению до 2014 г. включительно [12]. Кроме того, практически все выпускники РТА и филиалов при распределении поступали на службу в таможенные органы в качестве федеральных государственных гражданских служащих, а не сотрудников.

В последние годы сложилась ситуация, когда выпускники профильного вуза, находящегося в ведении ФТС, не имеют льгот и преимуществ при прохождении конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы в таможенных органах. В современных условиях распределение всех выпускников РТА и филиалов в таможенные органы невозможно. Однако представляется целесообразным, на наш взгляд, включать в кадровый резерв таможенных органов лучших выпускников РТА и филиалов, показавших высокий уровень знаний, умений и навыков, а также обладающих необходимыми деловыми и морально-психологическими качествами. Сегодня, пока не утверждено положение о кадровом резерве Федеральной таможенной службы, особенно важно и своевременно включить в данный документ соответствующие положения.

Автором рассмотрены некоторые проблемы кадрового обеспечения таможенных органов Российской Федерации, связанные с поступлением и сохранением на службе федеральных государственных гражданских служащих:

- низкий уровень оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих, составляющих 58 % от общего числа работающих в таможенных органов, что не способствует привлечению и сохранению на службе высококвалифицированных специалистов;

- длительность заполнения вакансий должностей государственной гражданской службы в таможенных органах;

- отсутствие льгот при поступлении на службу в таможенные органы выпускников единственного в стране высшего учебного заведения, находящегося в ведении ФТС - Российской таможенной академии, что, наряду с низким уровнем оплаты труда ФГГС (особенно молодых специалистов), по нашему мнению, не стимулирует выпускников к службе в таможенных органах.

Повышение уровня оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов России осложнено ограниченными в настоящее время возможностями федерального бюджета. Однако данная проблема может быть решена, на наш взгляд, хотя бы адресно (например, дополнительные меры материальной поддержки молодых специалистов), что в дальнейшем послужит темой другого исследования. Решению второй и третьей проблем будет способствовать, как нам кажется, утверждение Федеральной таможенной службой Положения о кадровом резерве, в которое следует включить пункты, предусматривающие льготный порядок поступления на службу в таможенные органы лучших выпускников Российской таможенной академии и ее филиалов. Предложения, изложенные нами в статье, направлены на повышение интереса и привлечение к службе в таможенных органах хорошо подготовленных, квалифицированных специалистов и формирование высокопрофессионального кадрового состава.

Библиографический список:

1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Таможенная служба Российской Федерации в 2007 году. Таможенная служба Российской Федерации в 2008 году. Таможенная служба Российской Федерации в 2009 году. Таможенная служба Российской Федерации в 2010 году. Таможенная служба Российской Федерации в 2011 году // Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=7995&Item id=1845 (дата обращения: 10.12.2017).

4. Таможенная служба Российской Федерации в 2012 году. Таможенная служба Российской Федерации в 2013 году. Таможенная служба Российской Федерации в 2014 году // Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=7995&Item id=1845 (дата обращения: 10.12.2017).

5. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году // Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения: 10.12.2017).

6. Таможенная служба Российской Федерации в 2016 году // Официальный сайт ФТС России. URL: http:// www.customs.ru/index.php?option=com_content&vi ew=article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения: 10.12.2017).

7. Вакантные должности государственной гражданской службы // Официальный сайт ФТС России. URL: http://sztu.customs.ru/index.php?option=com_co ntent&view=article&id=17644:2012-11-13-08-07-10&catid=220:2012-02-09-07-34-48&Itemid=232 (дата обращения: 10.12.2017).

8. Указ Президента РФ от 12.12.2017 № 594 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы» // Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».

9. Приказ ФНС России от 16.06.2017 № ММВ-7-4/511@ «Об утверждении Положения о кадровом резерве Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Приказ Казначейства России от 29.08.2017 № 22н «Об утверждении Положения о кадровом резерве Федерального казначейства» // Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».

11. Приказ ФТС от 27.03.2014 № 549 «О внесении изменений в Устав государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия», утвержденный приказом ФТС России от 30.05.2011 № 1111» // Официальный сайт ФТС России. URL: http://rta.customs.ru/nrta/attachments/1812_ prikazFTS549%20(2).pdf (дата обращения: 10.12.2017).

12. Медведева М.В. Распределение выпускников Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии: анализ данных, проблемы и перспективы // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. Юбилейный выпуск. 2014. № 2 (50). С. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.