Научная статья на тему 'ПРАКТИКА СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ (ФОРС-МАЖОРА) ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАКТИКА СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ (ФОРС-МАЖОРА) ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРС-МАЖОР / FORCE MAJEURE / ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА / CHAMBER OF COMMERCE AND INDUSTRY / КОНТРАКТ / CONTRACT / ОБЯЗАТЕЛЬСТВО / OBLIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арефкина Марина Юрьевна

Настоящая статья написана автором на основе теоретических и практических знаний, полученных в результате многолетней практики работы в качестве сотрудника ТПП России, в чьи профессиональные обязанности входило рассмотрение обращений заявителей по вопросам о форс-мажоре, а также подготовка и оформление сертификатов о форс-мажоре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of witnessing of force majeure circumstances (force majeure) by Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation

This article is written on the basis of the theoretical and practical knowledge gained as a result of authors long-term practice of work as the employee of Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation whose professional duties included consideration of addresses of applicants on questions of force majeure, and also preparation and execution of force majeure certificates.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ (ФОРС-МАЖОРА) ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРАКТИКА СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ (ФОРС-МАЖОРА) ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АРЕФКИНА Марина Юрьевна,

кандидат юридических наук Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), специалист по ВЭД ООО «Станкофлот». E-mail: arefkina@gmail.com

Краткая аннотация: Настоящая статья написана автором на основе теоретических и практических знаний, полученных в результате многолетней практики работы в качестве сотрудника ТПП России, в чьи профессиональные обязанности входило рассмотрение обращений заявителей по вопросам о форс-мажоре, а также подготовка и оформление сертификатов о форс-мажоре.

Abstract: This article is written on the basis of the theoretical and practical knowledge gained as a result of authors long-term practice of work as the employee of Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation whose professional duties included consideration of addresses of applicants on questions of force majeure, and also preparation and execution of force majeure certificates.

Ключевые слова: Форс-мажор, торгово-промышленная палата, контракт, обязательство.

Keywords: Force majeure, Chamber of Commerce and Industry, contract, obligation.

Понятие форс-мажора в различных национальных правовых системах существенно отличается[1]. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ)[2] не использует его вовсе, заменяя понятием обстоятельства непреодолимой силы. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В английском праве также отсутствует категория "форс-мажор", но сторона может быть освобождена от ответственности в случаях, когда исполнение делается невозможным вследствие фрустрации, которая может быть результатом физической, материальной или юридической невозможности исполнения, либо проистекать из существенного изменения обстоятельств, которые лишают контракт цели, делают исполнение бесцельным или существенно отличным от тех целей, которые сторонами предполагались [3]. Как отмечают российские специалисты, критерием применения доктрины фрустрации (или тщетности) договора "является происходящее после заключения договора радикальное изменение обстоятельств, в результате которого исчезает сама основа договора, так как его исполнение будет фактически означать, что исполняется новый договор, совершенно отличный от того, который стороны первоначально заключили"[4].

Как отмечается в отечественной научной литературе, законодательство стран континентальной правовой семьи, как правило, не дает определения непреодолимой силы и даже не закрепляет перечень ее признаков. Однако в доктрине и судебной практике таких стран, как Франция, Германия, Швейцария, были выработаны признаки непреодолимой силы: прежде всего, ее внешний (посторонний) характер, непредвиден-

ность, непредотвратимость, чрезвычайность [5]. Зарубежные специалисты отмечают определенные расхождения в оценке форс-мажора между указанными странами. Например, Дж. Де-люм указывает на то, что согласно праву Германии (§ 275(1) ГГУ) и Италии (ст. 1218 и 1256 ГК Италии) обязанная сторона не ответственна за форс-мажорное обстоятельство, тогда как во Франции при оценке форс-мажора должны присутствовать дополнительные факторы (в частности непредвиденность и исключительность обстоятельства, делающие исполнение невозможным), которые должны быть таковыми для каждого, а не только для обязанной стороны [6].

Различия в содержании понятия «форс-мажор» в национальном праве сделало невозможным закрепление в Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 [7] терминов и категорий, характерных для определенных правовых систем. Руководствуясь стремлением придать Венской конвенции большую гибкость (и, таким образом, универсальность), ее разработчики использовали абстрактные категории; например, вместо понятия "форс-мажор" или "непреодолимая сила" она закрепляет категорию "препятствия вне контроля [8].

В настоящей статье в качестве универсального термина, объединяющего понятия «обстоятельства непреодолимой силы», «форс-мажор», «препятствие вне контроля сторон» и аналогичных по значению, автором будет использован термин «обстоятельства форс-мажора».

Поскольку понятие форс-мажора различно в национальных правовых системах, постольку сторонам рекомендуется включать положения о форс-мажоре в свои контракты, учитывая особенности конкретного договора. Однако действительность данных положений будет зависеть от того, насколько они совместимы с императивными требованиями применимого к контракту права, включая нормы международных конвенций [9]. При этом суд не вправе расширять или уменьшать соответствующий перечень, а также подходить к его толкованию с по-

Гражданское право

зиции национального права, даже если в национальном праве используются внешне схожие формулировки. Стороны, которые пользуются стандартными оговорками о форс-мажоре, например оговоркоИ, рекомендованной Международной торговой палатой (МТП) [10], должны учитывать обстоятельства заключения и исполнения конкретного контракта.

Однако, вне зависимости от того, что именно стороны имеют ввиду под «форс-мажором» - обстоятельства непреодолимой силы, препятствия вне контроля или иные, обязательным условием большинства контрактов является документальное подтверждение наличия указанных обстоятельств.

По общему правилу, сложившемуся в мировой правоприменительной практике, свидетельствование обстоятельств форс-мажора осуществляется торгово-промышленной палатой страны, где данное обстоятельство имело место.

Процедура свидетельствования обстоятельств форс-мажора, а также форма документа, выдаваемого торгово-промышленными палатами в качестве такого свидетельства, регулируется национальным законодательством. В ряде стран, таких как Нидерланды, торгово-промышленные палаты свидетельствуют лишь само событие, подтверждая его соответствующей справкой. При этом палаты не дают оценок тому, каким образом обстоятельства форс-мажора повлияли на выполнение контракта, и повлияли ли вообще.

Что касается России, то в соответствии с подпунктом «н» пункта 3 статьи 15 Закона Российской Федерации от 07 июля 1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (далее - Закон о торгово-промышленных палатах) [11] свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации относится к полномочиям Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее - ТПП России).

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.2. "Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)", утвержденного постановлением Правления ТПП России от 23.12.2015 N 173-14 (далее - Положение о форс-мажоре) [12], ТПП России свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), наступившие на территории Российской Федерации.

Таким образом, ТПП России свидетельствует обстоятельства форс-мажора только по внешнеторговым контрактам и только те, которые произошли на территории Российской Федерации. Это необходимо особенно подчеркнуть, поскольку на практике российские компании при заключении договоров, не имеющих никакого отношения к внешней торговле, довольно часто вносят в договор условия о том, что в случае наступления обстоятельств форс-мажора указанные об-

стоятельства должны быть подтверждены документом ТПП России. Подобная оговорка может привести к тому, что стороны при обращении в ТПП России для свидетельствования обстоятельств форс-мажора по договору, не являющемуся внешнеторговой сделкой, рискуют получить официальный отказ.

Вопрос о том, какие сделки относятся к внешнеторговым, является в российской правовой науке дискуссионным [13], однако на практике рассматривается ТПП России в соответствии с пунктом 1.3. Положения о форс-мажоре, который определяет понятие «внешнеторговая сделка» с учетом положений статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" [14].

Что же касается вопроса о том, какой документ может быть надлежащим подтверждением обстоятельств форс-мажора, наступивших на территории Российской Федерации, по договорам, не обладающими признаками внешнеторговой сделки в соответствии с положениями указанной выше статьи, то представляется, что таким подтверждением является документ, выданный государственным органом Российской Федерации, в компетенцию которого входит подтверждение событий, с которыми стороны контракта связывают нарушение исполнения своих обязательств. Так, например, если обязательства стороны по договору были нарушены вследствие аномальных погодных условий, то надлежащим подтверждением таких обстоятельств будет являться документ, выданный Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидрометом России).

Из общего правила, содержащегося в пункте 2.2. Положения о форс-мажоре, существуют два исключения, а именно, ТПП России вправе свидетельствовать обстоятельства форс-мажора в следующих случаях:

- введение иностранным государством запретов и ограничений в области предпринимательской деятельности, осуществления валютных операций, а также иных ограничительных и запретительных мер, действующих в отношении Российской Федерации или российских хозяйствующих субъектов, если такие меры повлияли на выполнение указанными лицами обязательств по внешнеторговым сделкам;

- когда документально подтверждено, что на территории иностранного государства компетентный орган, подтверждающий событие, препятствующее российскому хозяйствующему субъекту выполнить обязательство по внешнеторговой сделке, или осуществляющий функцию по свиде-тельствованию обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), прекратил свою деятельность.

Указанные исключения являются новеллой Положения о форс-мажоре и результатом обобщения ТПП России практики работы российских компаний в условиях введения

рядом стран экономических санкций против России, а также практики работы российских компаний в условиях вооруженных конфликтов на территории иностранных государств, и продиктованы защитой интересов российских участников внешнеэкономической деятельности.

Что касается формы, в которой ТПП России свидетельствует обстоятельства форс-мажора, то в соответствии с пунктом 2.3. Положения о форс-мажоре свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) осуществляется путем оформления и выдачи сертификата о форс-мажоре. Указанный сертификат представляет собой юридическое заключение о том, как обстоятельства форс-мажора повлияли на выполнение сторонами своих обязательств по внешнеторговому контракту. Сертификат о форс-мажоре может быть использован в качестве документа, подтверждающего отсутствие вины одной из сторон внешнеторгового контракта за неисполнение своих обязательств.

При этом важно отметить, что в случае возникновения спора, касающегося наличия форс-мажорных обстоятельств или отсутствия вины контрагента, наличие сертификата о форс-мажоре не исключает права на судебную защиту стороны, чьё право нарушено. Сертификат о форс-мажоре оценивается судом в числе остальных доказательств по делу. На основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ [15] арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, при этом никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.

В соответствии с пунктом 4.1. Положения о форс-мажоре решение о выдаче сертификата о форс-мажоре принимается ТПП России в каждом конкретном случае, исходя из условий договора (контракта), документов и сведений, предоставленных заявителем. При этом определяется совокупность следующих признаков:

- наличие обязательств по внешнеторговой сделке (договору, контракту) и срок их исполнения;

- наличие обстоятельств (событий), которые не могли быть разумно предвидены стороной договора (контракта), имеют чрезвычайный и непредотвратимый характер, а также документов, выданных компетентными органами (организациями), подтверждающих такие обстоятельства (события);

- причинно-следственная связь между наступившими обстоятельствами (событиями) и невозможностью полностью или частично выполнить обязательства по договору (контракту) с учетом срока исполнения таких обязательств;

- период, в течение которого действуют обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор);

- другие факты, необходимые для выдачи сертификата о форс-мажоре.

Говоря о практике свидетельствования обстоятельств форс-мажора ТПП России необходимо отметить, что в настоящее время на основании Закона о торгово-промышленных палатах в Российской Федерации существует 180 торгово-промышленных палат [16]. При этом исключительным правом свидетельствовать обстоятельства форс-мажора обладает только ТПП России. Остальные торгово-промышленные палаты на основании пункта 4.10. Положения о форс-мажоре вправе лишь осуществлять консультирование заинтересованных лиц по вопросам оформления и выдачи ТПП России сертификатов о форс-мажоре.

В целом же, практика свидетельствования обстоятельств форс-мажора ТПП России представляется весьма успешной. Несмотря на то, что установленная Положением о форс мажоре процедура является достаточно непростой, как для заявителей, ввиду предоставления большого пакета документов, так и для сотрудников ТПП России, ввиду необходимости исследования большого объёма информации и выявления причинно-следственных связей, выдаваемые ТПП России сертификаты о форс-мажоре зачастую помогают заявителям решить ряд серьезных юридических проблем.

Библиография:

1. Канашевский В.А. Условия о форс-мажоре во внешнеэкономических контрактах // Журнал российского права. 2009. № 2. С. 99-110.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 05.12.1994, N 32, ст. 3301

3. Delaume G. Law and Practice of Transnational Contracts. Oceana Publications. N.Y., 1988. P. 50.

4. Гражданское и торговое право зарубежных государств: Учеб. / Отв. ред. Е.А. Васильев, А.С. Комаров. Т. 1. М., 2004. С. 474.

5. Гражданское и торговое право зарубежных государств: Учеб. / Отв. ред. Е.А. Васильев, А.С. Комаров. Т. 1. М., 2004. С. 468 - 470.

6. Delaume G. Op. cit. P. 50.

7. UNCITRAL Digest of Case Law on the UN Convention on the International Sales of Goods от 8 июня 2004 г. // http://www.uncitral.org/uncitral/ru/case_law/digests/cisg.html (см. п. 6 комментария к ст. 1).

8. Канашевский В.А. Условия о форс-мажоре во внешнеэкономических контрактах // Журнал российского права. 2009. № 2. С. 99-110.

9. Канашевский В.А. Условия о форс-мажоре во внешнеэкономических контрактах // Журнал российского права. 2009. № 2. С. 99-110

10. Публикация МТП N 421 Е "Форс-мажорные обстоятельства и затруднения" (Force Majeure and Hardship); см.: ICC Force Majeure & Hardship Clauses 2003 //http://www.luyulei.cn/Intl_legal_practice/06_ICC_Force_Majeure_and_Hardship_Clause_2003.htm.

11. Российская газета. N 154, 12.08.1993.

12. Информация с официального сайта ТПП России https://uslugi.tpprf.ru/ru/services/32772/ по состоянию на 25.04.2017

13. Международное частное право: учебник: в 2 т. / Е.А. Абросимова, А.В. Асосков, А.В. Банковский и др.; отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабато-ва. М.: Статут, 2015. Т. 2: Особенная часть. 764 с.

14. Симатова Е.Л. Использование термина "внешнеэкономическая сделка" в гражданском законодательстве РФ // Lex russica. 2014. N 11. С. 1296-1303.

15. Собрание законодательства РФ. 15.12.2003, N 50, ст. 4850

16. Собрание законодательства РФ. 29.07.2002, N 30, ст. 3012.

17. Информация с официального сайта ТПП России https://tpprf.ru/ru/ttpp/all_ttpp/ по состоянию на 25.04.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.