Научная статья на тему 'ПРАКТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ИНФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ АВСТРАЛИИ И США)'

ПРАКТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ИНФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ АВСТРАЛИИ И США) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / информальное образование / социализация / онлайн-социализация / непрерывное образование / интернет / признание информального образования / youth / informal education / socialization / online socialization / continuous education / Internet / recognition of informal education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демин П. Н.

Введение. В современном обществе, в котором большую роль играют информационные технологии, важнейшим ресурсом становятся постоянно обновляемые знания. Необходимость их непрерывного пополнения ведет к трансформациям образования, которое также становится непрерывным. Непрерывность реализуется в числе прочего в информальном образовании. Именно оно в современных условиях становится важной средой формирования личности, особенно если оно приобретает относительно регулируемый и целенаправленный характер. Использованию и улучшению социализирующего потенциала информального образования посвящен ряд исследований в зарубежных странах. Так, в Австралии и США механизмы и формы социализации молодежи в рамках данного типа образования активно разрабатываются как на научно-теоретическом, так и практическом уровнях. Цель статьи — поиск и анализ форм социализации в информальном образовании за рубежом (на примере Австралии и США). Методология и методы исследования. В основе исследования — представления о социализации, концепция непрерывного образования, концепции онлайн-социализации. Применяются сравнительный метод и метод анализа литературы. Результаты исследования. Информальному образованию присущи самостоятельность, случайность, имплицитность и интегративность. В Австралии и США субъекты образовательной деятельности задействуют потенциал информальной образовательной среды с привлечением самых разнообразных ресурсов. В обеих странах созданы и действуют механизмы признания результатов информального образования. В Австралии практики информального образования, связанные с идеями активного общественного участия и гражданства, создают пространство для формирования у молодежи гражданственности. В США информальная среда включает в себя широкий спектр компонентов, способствующих приобретению индивидами социально необходимых знаний и навыков. В обеих странах значительную роль в социализации в информальном образовании играют информационные технологии. Заключение. В Австралии и США создаются организационно-правовые и финансовые условия для работы с молодежью в поле информального образования, направленной на социализацию данной группы. Активно действуют общественные организации. Большое внимание уделяется формированию гражданской позиции, а также адаптации к условиям информационного общества. Активно используются формы онлайн-социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF YOUTH IN INFORMAL EDUCATION IN FOREIGN COUNTRIES (ON THE EXAMPLE OF AUSTRALIA AND THE USA)

Introduction. In modern society, in which information technologies play an important role, constantly updated knowledge becomes the most important resource. A modern person needs to constantly replenish them, which leads to the transformation of education, which also becomes continuous. Continuity is also realized in informal education. It is precisely this, in modern conditions, that becomes an important environment for the formation of a personality, especially if it acquires a relatively regulated and purposeful character. A number of studies in foreign countries are devoted to the use and improvement of the socializing potential of informal education. For example, in Australia and the USA, mechanisms and forms of youth socialization within this type of education are being actively developed both at the scientifictheoretical and practical levels. The purpose of the article is to search and analyze forms of socialization in informal education abroad (on the example of Australia and the USA). Research methodology and methods. The study is based on the concept of socialization, the concept of lifelong education, the concept of online socialization. The comparative method and the method of literature analysis are used. Research results. Informal education is characterized by independence, randomness, implicitness and integrativeness. In Australia and the United States, educational actors use the potential of the informal educational environment with a wide variety of resources. Both countries have established and operate mechanisms for the recognition of the results of informal education. In Australia, informal education practices linked to ideas of active participation and citizenship create spaces for youth to become citizens. In the United States, the informal environment includes a wide range of components that facilitate the acquisition of socially necessary knowledge and skills by individuals. In both countries, information technologies play a significant role in socialization in informal education. Conclusion. In Australia and the United States, organizational, legal and financial conditions are being created for working with young people in the field of informal education, aimed at socializing this group. Public organizations are active. Much attention is paid to the formation of citizenship, as well as adaptation to the conditions of the information society. Forms of online socialization are actively used.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ИНФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ АВСТРАЛИИ И США)»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

УДК 37

ПРАКТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ИНФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ АВСТРАЛИИ И США)

Введение. В современном обществе, в котором большую роль играют информационные технологии, важнейшим ресурсом становятся постоянно обновляемые знания. Необходимость их непрерывного пополнения ведет к трансформациям образования, которое также становится непрерывным. Непрерывность реализуется в числе прочего в ин-формальном образовании. Именно оно в современных условиях становится важной средой формирования личности, особенно если оно приобретает относительно регулируемый и целенаправленный характер. Использованию и улучшению социализирующего потенциала информального образования посвящен ряд исследований в зарубежных странах. Так, в Австралии и США механизмы и формы социализации молодежи в рамках данного типа образования активно разрабатываются как на научно-теоретическом, так и практическом уровнях.

Цель статьи — поиск и анализ форм социализации в информальном образовании за рубежом (на примере Австралии и США).

Методология и методы исследования. В основе исследования — представления о социализации, концепция непрерывного образования, концепции онлайн-социализации. Применяются сравнительный метод и метод анализа литературы.

Результаты исследования. Информальному образованию присущи самостоятельность, случайность, имплицитность и интегративность.

П. Н. Демин

Аспирант, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: dpn33@yandex.ru

Pavel N. Demin

Postgraduate Student, Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Как цитировать статью: Демин П. Н. Практика социализации молодежи в информальном образовании в зарубежных странах (на примере Австралии и США) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 3 (76). С. 171-184.

В Австралии и США субъекты образовательной деятельности задействуют потенциал информальной образовательной среды с привлечением самых разнообразных ресурсов. В обеих странах созданы и действуют механизмы признания результатов информального образования. В Австралии практики информального образования, связанные с идеями активного общественного участия и гражданства, создают пространство для формирования у молодежи гражданственности. В США информальная среда включает в себя широкий спектр компонентов, способствующих приобретению индивидами социально необходимых знаний и навыков. В обеих странах значительную роль в социализации в информальном образовании играют информационные технологии.

Заключение. В Австралии и США создаются организационно-правовые и финансовые условия для работы с молодежью в поле информального образования, направленной на социализацию данной группы. Активно действуют общественные организации. Большое внимание уделяется формированию гражданской позиции, а также адаптации к условиям информационного общества. Активно используются формы онлайн-социализации.

Ключевые слова: молодежь, информальное образование, социализация, онлайн-социализация, непрерывное образование, интернет, признание информального образования.

Введение

Одной из характеристик развития современного общества является стремительный прогресс в информационно-технической сфере, возникновение новых технологий, усиление потока информации. Информационное общество, где «основу экономики составляют нематериальные товары и услуги и где знания и умения приобретают первостепенное значение» [7], ставит человека перед необходимостью изменить отношение к образованию как конечному процессу. В таких условиях освоение соответствующих ФГОС образовательных программ в рамках специально созданных для этого организаций становится лишь одним из элементов получения знаний, формирования умений, навыков и компетенций. Образование выходит за рамки официально установленных программ и планов, и формальные пути его получения дополняются информальными, где человек получает образование самостоятельно в ходе повседневной жизни. Широкие возможности для этого предоставляет интернет как материально-технологическая основа информационного общества.

Глобальная инфокоммуникационная сеть Интернет не только меняет подход к привычному формальному и неформальному образованию, но и становится важнейшим фактором социализации и предоставляет широкие возможности для самостоятельной познавательной деятельности.

При этом образование является одним из средств осуществления социализации подрастающего поколения. Социализация как индивидуализированный процесс развития индивида через приобщение к социокультурному опыту, усвоению социальных норм ценностей, научение социальным ролям и вхождение в систему социальных отношений в качестве сформированной личности происходит как в рамках образования, так и за пределами образовательных организаций. Сферами ее осуществления могут быть различные типы образования: формальное, неформальное и информальное. Но во всех вариантах центральным принципом социализирующих воздействий должно быть внимание к личности подростка и учет его индивидуальности.

Расширение, во многом благодаря сети Интернет, возможностей спонтанного обучения вне формальных образовательных институтов привело к выделению в рамках образования трех взаимосвязанных типов: формального (formal learning), неформального (non-formal learning) и информального (informal learning). Нормативно-правовые основы разделения образования на формальное, неформальное и информальное при уделении равного внимания всем трем компонентам были установлены Меморандумом непрерывного образования Европейского союза [7]. В данном документе информальное и неформальное образование выделяются в отдельные виды в контексте идеи принципа непрерывности образования (lifelong learning).

При этом указанные виды образования определяются в меморандуме следующим образом:

- формальное образование выделяется по признаку его завершения выдачей общепризнанного диплома или аттестата;

- неформальное образование обычно не сопровождается выдачей документа и реализуется в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером;

- информальное образование трактуется как индивидуальная познавательная деятельность в нашей повседневной жизни, которая не обязательно является целенаправленной [7]. В нашем исследовании

мы будем придерживаться этого определения.

Сетевизация и прогресс в области информационно-коммуникационных технологий создают условия для самостоятельной познавательной активности как детей, так и взрослых, когда источником знаний из самых различных отраслей может служить интернет. Это актуализирует проблему информального образования как фактора развития личности и социализации, который необходимо учитывать в работе с молодежью. Данная проблема имеет два аспекта: придание информальному образованию относительно управляемого характера вместо стихийного с целью решения задач социализации подрастающего поколения и учет результатов информального образования при обучении в колледже или университете. При этом информальное образование не сводится к познавательной активности в цифровой среде, оно включает и приобретение знаний в физической и социальной действительности.

Интернет в данной статье рассматривается в двух аспектах.

Во-первых, как важнейший фактор формирования информационного общества, в котором наряду с формальным образованием приобретает значимость и информальное, чем обеспечивается непрерывный характер формирования необходимых знаний, умений и компетенций человека.

Во-вторых, как современное средство, позволяющее решать задачи социализации молодежи с учетом требований сетевой эпохи.

В поиске путей решения указанной проблемы представляется интересным опыт таких зарубежных государств, как Австралия и США. В этих странах активно обсуждаются в научном дискурсе и реализуются на практике различные формы социализации в рамках информального образования.

Цель статьи

Поиск и анализ форм социализации молодежи в информальном образования в Австралии и США.

Методология и методы исследования

В основе исследования — представления о социализации, концепция непрерывного образования, концепции онлайн-социализации. Применяются сравнительный метод и метод анализа литературы.

Социализация в рамках образования не сводится к воспитанию как целенаправленной деятельности по формированию определенных

качеств личности обучающихся. Социализация в рамках образования подразумевает создание условий для социального развития личности учащихся, прежде всего через их включение в различные виды общественной активности, проектную деятельность, коммуникацию и т.д. Если воспитание предполагает непосредственное воздействие, то социализация носит более опосредованный характер и ориентирована на активное участие обучающихся в работе общественных организаций, молодежных движений и реализации социальных проектов.

Результаты исследования

Специфика информального образования Информальное образование является сложным и многоаспектным феноменом, все многообразие трактовок которого, согласно мнению Н. В. Ляшевской, можно свести к трем подходам: личностно-деятельнос-тному, в рамках которого оно трактуется как вид деятельности человека, социокультурному, в котором данный вид образования представляется как спонтанное получение знаний и опыта, и эвтагогическому, рассматривающему информальное образование в качестве самообразования [6].

Т. В. Лискина и Н. С. Паульзен на основе анализа имеющихся дефиниций информального образования помещают его в гуманистический контекст: по их мнению, этот вид образования представляет собой «саморазвитие человека, мотивированное житейским любопытством, значимым примером, а также личностными качествами, такими как стремление к познанию нового, расширение кругозора, поиск ответов на проблемные вопросы и выходов из проблемных ситуаций, любознательность и внимательность» [4].

В других отечественных исследованиях по данной проблематике подчеркивается, что информальное образование реализуется в повседневной жизни, при этом субъектами образовательного процесса здесь выступают социум, социокультурная среда и сама личность [5].

Информальное образование можно определить как «университеты жизни». При этом к его формам относятся посещение музеев или научных и других ярмарок и выставок; просмотр телевизионных программ или прослушивание радиопередач образовательной или научной тематики; чтение текстов по образованию, технике и т.д.; участие в научных конкурсах; посещение лекций и конференций; чтение литературно-художественных изданий; социальные действия различных групп молодежи,

направленные на самостоятельное познание окружающей действительности, т.е. речь идет об осознанной и регулярной деятельности, которая приобретает характер социальных практик. [3].

Информальное обучение характеризуется следующими чертами:

1. Самостоятельность — учебная деятельность, инициированная и управляемая учащимся, включая постановку целей, определение ресурсов, выбор стратегии и оценку результатов.

2. Случайность — случайный побочный продукт другой учебной деятельности, который происходит вне прямого потока сознания учащегося как незапланированное или непреднамеренное следствие выполнения чего-то другого.

3. «Тихое» обучение — наиболее тонкая форма информального обучения, которое происходит на подсознательном уровне на основе интуиции, личного опыта или эмоций, уникальных для отдельного учащегося.

4. Интегративность — интеграция бессознательного неявного знания с осознанной учебной деятельностью, обеспечивающей творческое понимание посредством нелинейной неявной обработки [14].

Информальное образование может служить действенной средой социализации молодежи, так как предполагает спонтанность и интегри-рованность в повседневную жизнь социализируемых, включает больший элемент самостоятельности и свободы, к которой так стремится молодежь.

Значительный опыт в социализации в рамках информального образования накоплен в Австралии и США. Учет спонтанного приобретения знаний в течение повседневной жизни как важного пласта социализации и развития личности позволяет субъектам образовательной деятельности в этих странах формировать информальную образовательную среду с привлечением самых разнообразных ресурсов. Также интерес к опыту данных стран обусловлен тем, что они стали одними из первых, где стали признаваться результаты информального обучения при зачислении на обучение по формальным образовательным программам.

Социализация в информальном образовании в Австралии

В Австралии осуществляется признание информального образования при присвоении степеней и квалификаций в различных областях знаний, что позволяет сделать подготовку человека более практико-ори-ентированной, а также сэкономить ресурсы на реализацию формальных

образовательных программ.

Австралийский консультативный совет системы квалификаций (создан в 2004 г.) закрепил за признанием предшествующего обучения статус процесса, в ходе которого осуществляется оценивание неформального и информального обучения человека, чтобы определить, в какой степени этот человек достиг требуемых результатов обучения, результатов компетенций или стандартов для поступления и / или частичного или полного достижения требуемого уровня квалификации. В 2007 году Австралийский стандарт статистической информации по управлению профессиональным образованием и обучением (AVETMISS) внес незначительное дополнение к этому определению, подчеркнув, что процесс разработан таким образом, чтобы сосредоточить внимание на «ранее непризнанных навыках и знаниях», полученных вне формальной системы образования и обучения [10, p. 9].

Преимуществами признания информального образования для общества являются избежание ненужного дублирования обучения; поощрение повышения квалификации и знаний; более эффективное трудоустройство; ускоренное продвижение по программе обучения; экономия времени и денег частных лиц и работодателей.

Пробная Программа признания, проведенная Управлением по квалификациям штата Виктория в 2004 году, выявила ряд преимуществ признания информального образования для учащихся: улучшение перспектив трудоустройства; формальная проверка и сертификация предыдущего обучения; увеличение индивидуальных портфелей и расширенный доступ к формальному образованию и возможностям профессиональной подготовки [10].

В Австралии работа с молодежью в области информального образования заключается в вовлечении молодых людей в развитие и совершенствование гражданских и политических структур общества, влияющих на их жизнь в частности и жизнь социума в целом. При таком подходе молодые люди рассматриваются как активные граждане, обладающие инициативностью и способные к новаторству.

Практики информального образования, основанные на концепциях активного участия и гражданства, создают пространство для формирования у молодежи гражданственности через демократический диалог в критическом восприятии социальной действительности, обнаружении социальных противоречий и выработке реальных способов их разре-

шения через реализацию молодежных инициатив.

Согласно мнению австралийских исследователей, к формам социализации в рамках информального образования можно отнести:

- чтение;

- использование компьютера или интернета;

- просмотр телевизора;

- прослушивание радио;

- посещение библиотек;

- посещение публичных лекций;

- волонтерство;

- обучение у семьи, друзей и коллег;

- обучение на рабочем месте;

- участие в наставничестве на рабочем месте;

- обучение через испытания и ошибки.

Музеи, библиотеки и волонтерские организации предоставляют учащимся множество возможностей для информального обучения. В некоторых случаях этот опыт может быть ступенькой к формальной квалификации.

Веб-сайты, блоги, сайты социальных сетей и другие электронные средства массовой информации имеют широкий охват и способствуют информальному обучению, которое может привлечь учащегося, желающего получить более формальное обучение, но информация в Глобальной сети не всегда может быть надежной, что связано с переменным качеством информации и инструкций, передаваемых в этой нерегулируемой среде [11].

Как считают австралийские специалисты, появление новых технологий означает, что пространство для информального обучения постоянно развивается. Теперь доступ к вики-страницам, блогам и социальным сетям можно получить через интернет не только с компьютеров и ноутбуков, но и с мобильных телефонов, что ведет к слиянию «виртуальных и физических пространств». В будущем онлайн-технологии позволят развивать дистанционно управляемое и дающее широкие возможности для распространения знаний образование [11].

Интернет-сети могут предоставить учащимся возможности для участия в досуговых формах активности, которые способствуют развитию навыков, полезных для обучения. Ряд теорий обучения поддерживают интеграцию обучения с информационными и коммуникативными на-

выками в академическом и развлекательном контекстах [13].

В Австралии онлайн-социализация на основе информального (спонтанного) обучения осуществляется посредством разнообразных сетевых сервисов и групп онлайн-сетей, среди которых: (1) тематические форумы; (2) сайты соревнований и сетевых многопользовательских игр; (3) файлообменные сервисы (например, Napster); (4) корпоративные сайты и сайты электронной коммерции (например, онлайн-банкинг, интернет-магазины); (5) информационные сайты (например, карты и расписания).

Участие в этих онлайн-сетях может позволить учащимся развить множество полезных навыков, включая поиск в базе данных, фильтрацию информации, хранение и извлечение данных, критический анализ ресурсов и эффективное онлайн-общение [12].

Все указанные навыки являются важными для современного молодого человека как члена цифрового общества, где значительная часть жизни проходит в онлайн-пространстве. Поэтому так важна цифровая социализация, которой уделяется пристальное внимание в Австралии.

Социализация в информальном образовании в США

В США признание результатов информального образования возможно в рамках следующих механизмов:

1. Система оценки предыдущего обучения (Prior Learning Assessment) — индивидуализированная форма оценки, специально разработанная для взрослых учащихся, в которой признаются их навыки и компетенции, полученные в результате предшествующего формального или неформального обучения, опыт работы и жизненный опыт. Именно опыт работы и жизненный опыт относятся к результатам информального обучения.

2. Отраслевые сертификаты и лицензии — это полученные в процессе экзамена документы, удостоверяющие полномочия. Федеральная межведомственная рабочая группа NCES по расширенным показателям набора и успеваемости (GEMEnA) работает над четким определением параметров, охватываемых каждым из этих полномочий, и разработкой стратегий для измерения их распространенности и связи с результатами трудоустройства.

3. Учет профессиональных отраслевых наград [16].

В США тысячи организаций посвящают себя реализации обучения в информальной среде. Информальная среда включает в себя широкий

спектр видов активности, таких как семейные дискуссии, посещение музеев, природных центров, или повседневные занятия, такие как садоводство, а также развлекательные мероприятия, например походы и рыбалка, а также участие в клубах. Все это может способствовать приобретению и расширению научных знаний в повседневной жизни.

Уделяется внимание информальному изучению наук. Так, американский Комитет по изучению науки в неформальной среде в своей деятельности исходит из того, что «большая часть научного обучения, часто незаметного, происходит вне школы в информальной среде, которая включает повседневную деятельность или специально созданные условия и программы» [9].

В США социализация в информальном образовании реализуется в следующих формах:

- информальное обучение в семье и в территориальной общине,

- участие в «школах инноваций»,

- «неявное» (спонтанное усвоение фоновых знаний) обучение в школах,

- посещение научных центров и музеев [15].

Более подробная классификация форм социализации в информальном образовании в США предполагает его деление на два подвида: частично управляемое и повседневно-спонтанное. Организованное включает следующие формы:

1. Бескредитное (не предполагающее получение зачетных единиц) образование в школах и колледжах, направленное на профессиональную ориентацию и начало карьеры или на совершенствование технических знаний.

2. Обучение, основанное на работе, в ходе которого формируются необходимые для конкретного рабочего места технические навыки. В его рамках выделяются ученичество, стажировки, кооперативное образование.

3. Обучение через волонтерство и социальное служение, в ходе которого у молодежи развиваются кросс-культурные компетенции.

4. Наставничество и тренерство для адаптации к рабочему месту [16].

Повседневное информальное обучение включает самостоятельное,

когда обучающийся сам пытается решить определенную проблему и ищет информацию, проявляя интерес к данной теме, случайное, когда получаемые знания или формируемые навыки становятся побочными продуктами ежедневной активности обучаемого, и «молчаливое», со-

стоящее в бессознательной выработке навыков и усвоении неявных знаний [16].

Примером реализации информального образования может служить деятельность организации Informal Learning Experiences, Inc. Это организация, которая поддерживает музеи, правительственные и культурные организации, ассоциации и общества, университеты, фонды и коммерческие выставки в разработке программ и выставок, а также эффективных стратегий управления, которые создают возможности спонтанного образования для людей через участие в различных формах социальной и гражданской активности. Они осуществляют консультирование по вопросам информального образования, координируют деятельность учреждений образования и культуры в сфере предоставления услуг населению [12].

Все более важную роль в молодежной политике США начинают играть такие формы социализации, которые опосредованы инфокоммуника-ционными технологиями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это связано тем, что с переходом в цифровую эру американским государством был взят курс на формирование у молодежи таких необходимых для полноценной в современных условиях жизни качеств, как креативность, жизнестойкость, эмоциональный интеллект, финансовая грамотность и ряд других. При этом важным подходом к цифровой социализации была выбрана геймификация, то есть обучение через специально созданные интерактивные игры. «В ходе такой игры происходит обучение в социуме: люди переживают личный, индивидуальный опыт, он меняется в зависимости от партнеров [2, с. 71].

Среди форм онлайн-социализации в информальном образовании в США можно отметить интерактивные образовательные проекты (например, проект Института культуры Google, в котором хранится в оцифрованном виде культурное наследие человечества) [1].

Заключение

Таким образом, в рассмотренных странах создаются организационно-правовые и финансовые условия для работы с молодежью в поле информального образования, направленной на интеграцию подростков и молодежи в существующие социальные структуры путем формирования социально нормативных качеств личности, а также навыков критического оценивания и инициирования изменений в рамках общественных

институтов и условий социальной среды.

Если в Австралии больший упор делается на формирование активной гражданской позиции, что служит эффективным средством формирования и развития гражданского общества, реализации принципов демократизма и сохранения тем самым социальной и политической стабильности, то в США значительное внимание уделяется адаптации молодежи к условиям современного информационного общества. Информальное образование как инструмент цифровой социализации позволяет решать проблемы, порождаемые современной ситуацией, когда мир становится все более нестабильным и изменчивым, потоки информации все более интенсивными и разнообразными, а технологический прогресс кардинально меняет нашу жизнь, вызывая реакцию, которую еще полвека назад Э. Тоффлер назвал «шоком будущего» [8].

В социализации в информальном образовании все интенсивнее проявляет себя онлайн-формат, так как, с одной стороны, интернет и мобильные технологии стирают физические границы для доступа к той или иной информации, что повышает ее доступность, а с другой стороны, несомненной является важность адаптации к цифровому обществу, чего невозможно достигнуть без развития практик онлайн-социализации.

Литература

1. Веселова В. В. Ведущие тенденции в организации процесса информационной социализации в США // Воспитание и социализация как педагогические категории и феномены в контексте изучения современных научных источников разных стран мира: монография. М.: Новое время, 2017. 208 с.

2. Веселова В. В. Новое в теории и практике социализации молодежи США в начале «цифрового столетия» // Проблемы науки. 2016. № 23 (65). С. 69-73.

3. Жукова А. В. Формальное, неформальное и информальное образование: социологический анализ понятий // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений: докл. и мат-лы XV Междунар. науч. конф. В 2-х ч. / под общ. ред. И. М. Ильинского. Ч. 1. М., 2019. С. 412-418.

4. Лискина Т. В., Паульзен Н. С. Современные подходы к определению понятия «информальное образование» // Известия Байкальского государственного университета. 2018. Т. 28, № 1. С. 131-137.

5. Ляшевская Н. В. Актуальность информального образования в контексте непрерывного образования // Вестник СИБИТа. 2018. № 4 (28) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/aktualnost-informalnogo-obrazovaniya-v-kontekste-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.08.2020).

6. Ляшевская Н. В. Информальное образование: подходы к определению понятия // Известия ВГПУ 2019. № 7 (140) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ informalnoe-obrazovanie-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya (дата обращения: 11.08.2020).

7. Меморандум непрерывного образования Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (дата обращения: 11.08.2020).

8. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2008. 560 с.

9. Bell P., Lewenstein B., Shouse A. W., et al (Editors). Learning Science in Informal Environments.

People, Places and Pursuits // The National Academy of Sciences, Engineering, Medicine [Электронный ресурс]. URL: https://www.nap.edU/read/12190/chapter/1 (дата обращения: 11.08.2020).

10. Clayton B., Smith L. Recognising non-formal and informal learning: participant insights and perspectives // A National Vocational Education and Training Research and Evaluation Program Report, 2009 [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/37377546_Recognising_ non-formal_and_informal_learning_participant_insights_and_perspectives (дата обращения: 11.08.2020).

11. Halliday-Wynes S., Beddie F. Informal learning in a glance [Электронный ресурс]. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED507131.pdf (дата обращения: 11.08.2020).

12. Informal Learning Experiences, Inc. [Электронный ресурс]. URL: https://informallearning. com/ (дата обращения: 11.08.2020).

13. Northcote M. T., Kendle A. Informal online networks for learning: Making use of incidental learning through recreation. Avondale College, Faculty of Education, 2001 [Электронный ресурс]. URL: http:/ /www.aare.edu.au/data/publications/2001/nor01596.pdf (дата обращения: 11.08.2020).

14. Richard E. West Foundations of Learning and Instructional Design Technology [Электронный ресурс] URL: https://lidtfoundations.pressbooks.com/chapter/informal-learning-by-boileau/ (дата обращения: 11.08.2020).

15. Rogoff B., Callanan M., Gutierrez K., et al. The Organization of Informal Learning // Sage Journal. 2016. Vol. 40, No. 1. P. 356-401. DOI: https://doi.org/10.3102/0091732X16680994.

16. Van Noy M., James H., Bedley C. Reconceptualizing Learning: A Review of the Literature on Informal Learning. Education and Employment Research Center, School of Management and Labor Relations, Rutgers, the State University of New Jersey, 2016. 75 p.

SOCIALIZATION OF YOUTH IN INFORMAL EDUCATION IN FOREIGN COUNTRIES (ON THE EXAMPLE OF AUSTRALIA AND THE USA)

Introduction. In modern society, in which information technologies play an important role, constantly updated knowledge becomes the most important resource. A modern person needs to constantly replenish them, which leads to the transformation of education, which also becomes continuous. Continuity is also realized in informal education. It is precisely this, in modern conditions, that becomes an important environment for the formation of a personality, especially if it acquires a relatively regulated and purposeful character. A number of studies in foreign countries are devoted to the use and improvement of the socializing potential of informal education. For example, in Australia and the USA, mechanisms and forms of youth socialization within this type of education are being actively developed both at the scientific-theoretical and practical levels.

The purpose of the article is to search and analyze forms of socialization in informal education abroad (on the example of Australia and the USA).

Research methodology and methods. The study is based on the concept of socialization, the concept of lifelong education, the concept of online socialization. The comparative method and the method of literature analysis are used.

Research results. Informal education is characterized by independence, randomness, implicitness and integrativeness. In Australia and the United States, educational actors use the potential of the informal educational environment with a wide variety of resources. Both countries have established and operate mechanisms for the recognition of the results of informal education. In Australia, informal education practices linked to ideas of active participation and citizenship create spaces for youth to become citizens. In the United States, the informal environment includes a wide range of components that facilitate the acquisition of socially necessary knowledge and skills by individuals. In both countries, information technologies play a significant role in socialization in informal education.

Conclusion. In Australia and the United States, organizational, legal and financial conditions

are being created for working with young people in the field of informal education, aimed at socializing this group. Public organizations are active. Much attention is paid to the formation of citizenship, as well as adaptation to the conditions of the information society. Forms of online socialization are actively used.

Keywords: youth, informal education, socialization, online socialization, continuous education, Internet, recognition of informal education.

References

• Bell P., Lewenstein B., Shouse A. W., et al (Editors). Learning Science in Informal Environments. People, Places and Pursuits // The National Academy of Sciences, Engineering, Medicine [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.nap.edu/read/12190/chapter/! (data obrashcheniya: 11.08.2020).

• Clayton B., Smith L. Recognising non-formal and informal learning: participant insights and perspectives // A National Vocational Education and Training Research and Evaluation Program Report, 2009 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.researchgate.net/publication/37377546_Recognising_ non-formal_and_informal_learning_participant_insights_and_perspectives (data obrashcheniya: 11.08.2020).

• Halliday-Wynes S., Beddie F. Informal learning in a glance [Elektronnyj resurs]. URL: https://files.eric. ed.gov/fulltext/ED507131.pdf (data obrashcheniya: 11.08.2020).

• Informal Learning Experiences, Inc. [Elektronnyj resurs]. URL: https://informallearning.com/ (data obrashcheniya: 11.08.2020).

• Liskina T. V., Paul'zen N. S. Sovremennye podhody k opredeleniyu ponyatiya «informal'noe obra-zovanie» // Izvestiya Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. T. 28, № 1. S. 131-137. [In Rus].

• Lyashevskaya N. V. Aktual'nost' informal'nogo obrazovaniya v kontekste nepreryvnogo obrazovaniya // Vestnik SIBITa. 2018. № 4 (28) [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktual-nost-informalnogo-obrazovaniya-v-kontekste-nepreryvnogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: 11.08.2020). [In Rus].

• Lyashevskaya N. V. Informal'noe obrazovanie: podhody k opredeleniyu ponyatiya // Izvestiya VGPU. 2019. № 7 (140) [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informalnoe-obra-zovanie-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya (data obrashcheniya: 11.08.2020). [In Rus].

• Memorandum nepreryvnogo obrazovaniya Evropejskogo soyuza [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.znanie.org/docs/memorandum.html (data obrashcheniya: 11.08.2020). [In Rus].

• Northcote M. T., Kendle A. Informal online networks for learning: Making use of incidental learning through recreation. Avondale College, Faculty of Education, 2001 [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.aare.edu.au/data/publications/2001/nor01596.pdf (data obrashcheniya: 11.08.2020).

• Richard E. West Foundations of Learning and Instructional Design Technology [Elektronnyj resurs] URL: https://lidtfoundations.pressbooks.com/chapter/informal-learning-by-boileau/ (data obrashcheniya: 11.08.2020).

• Rogoff B., Callanan M., Gutierrez K., et al. The Organization of Informal Learning // Sage Journal. 2016. Vol. 40, No. 1. P. 356-401. DOI: https://doi.org/10.3102/0091732X16680994.

• TofflerE. Shokbudushchego. M.: AST, 2008. 560 s. [In Rus].

• Van Noy M., James H., Bedley C. Reconceptualizing Learning: A Review of the Literature on Informal Learning. Education and Employment Research Center, School of Management and Labor Relations, Rutgers, the State University of New Jersey, 2016. 75 p.

• Veselova V. V. Novoe v teorii i praktike socializacii molodezhi SShA v nachale «cifrovogo stoletiya» // Problemy nauki. 2016. № 23 (65). S. 69-73. [In Rus].

• Veselova V. V. Vedushchie tendencii v organizacii processa informacionnoj socializacii v SShA // Vospitanie i socializaciya kak pedagogicheskie kategorii i fenomeny v kontekste izucheniya sovremen-nyh nauchnyh istochnikov raznyh stran mira: monografiya. M.: Novoe vremya, 2017. 208 s. [In Rus].

• Zhukova A. V. Formal'noe, neformal'noe i informal'noe obrazovanie: sociologicheskij analiz ponyatij // Vysshee obrazovanie dlya XXI veka: rol' gumanitarnogo obrazovaniya v kontekste tekhnologicheskih i sociokul'turnyh izmenenij: dokl. i mat-ly XV Mezhdunar. nauch. konf. V 2-h ch. / pod obshch. red. I. M. Il'inskogo. Ch. 1. M., 2019. S. 412-418. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.