Научная статья на тему 'ПРАКТИКА СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЩЕНИЯ С ОСУЖДЕННЫМИ - ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА'

ПРАКТИКА СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЩЕНИЯ С ОСУЖДЕННЫМИ - ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЩЕНИЕ / ЗАКЛЮЧЕННЫЕ / ОСУЖДЕННЫЙ / ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СОТРУДНИКИ / ПРАВА / INTERNATIONAL STANDARDS / THE TREATMENT OF CONVICTED PRISONERS / PERSONS WITHOUT CITIZENSHIP / FOREIGN NATIONALS / DIPLOMATIC MISSIONS AND CONSULAR POSTS / EMPLOYEES RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко Григорий Александрович

В статье проведен анализ правовой практики применения положений международных стандартов обращения с осужденными - иностранными гражданами и лицами без гражданства. По результатам проведенного анализа сделан вывод о том, что международные стандарты в достаточной мере имплементированы в российское уголовно-исполнительное законодательство и достаточно целенаправленно применяются в практической деятельности уголовно-исполнительной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF HUMAN RIGHTS IN THE IMPLEMENTATION OF THE INTERNATIONAL STANDARDS OF TREATMENT OF THE PRISONERS - FOR EIGN CITIZENS AND PERSONS WITHOUT CITIZENSHIP

This article analyzes the legal practice of the application of the provisions of international standards for the treatment of prisoners-foreign citizens and persons without citizenship. According to the results of the analysis concluded that international standards adequately implemented in the Russian penal enforcement legislation and purposefully applied in practical activities the penal system

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЩЕНИЯ С ОСУЖДЕННЫМИ - ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА»

gs4 права человека ^d

МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,

e-mail: g.maystrenko@yandex.ru

12.00.08 — Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ПРАКТИКА СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЩЕНИЯ С ОСУЖДЕННЫМИ - ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

И ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Аннотация. В статье проведен анализ правовой практики применения положений международных стандартов обращения с осужденными - иностранными гражданами и лицами без гражданства. По результатам проведенного анализа сделан вывод о том, что международные стандарты в достаточной мере имплементированы в российское уголовно-исполнительное законодательство и достаточно целенаправленно применяются в практической деятельности уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: международные стандарты, обращение, заключенные, осужденный, лица без гражданства, иностранные граждане, дипломатические представительства и консульские учреждения, сотрудники, права.

MAISTRENKO Grigory Alexandrovich,

PhD in Law,

senior researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

THE PRACTICE OF HUMAN RIGHTS IN THE IMPLEMENTATION OF THE INTERNATIONAL STANDARDS OF TREATMENT OF THE PRISONERS - FOR EIGN CITIZENS AND PERSONS

WITHOUT CITIZENSHIP

Annotation. This article analyzes the legal practice of the application of the provisions of international standards for the treatment of prisoners-foreign citizens and persons without citizenship. According to the results of the analysis concluded that international standards adequately implemented in the Russian penal enforcement legislation and purposefully applied in practical activities the penal system.

Key words: international standards, the treatment of convicted prisoners, persons without citizenship, foreign nationals, diplomatic missions and consular posts, employees rights.

Следование международным стандартам в деятельности уголовно-исполнительной системы, несмотря на осложнение обстановки на международном уровне, является важнейшим фактором совершенствования уголовно-исполнительного законодательства и практики в сфере повышения

гарантий соблюдения прав и законных интересов осужденных, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства.

Один из важнейших международных документов - Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые на I Конгрессе ООН по предупреждению преступности и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

обращению с правонарушителями в 1955 г. [1], которые были одобрены Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) ООН в его резолюциях 1957, 1977 и 1984 гг. Несмотря на их приоритетное положение среди международно-правовых актов, с момента появления данных Правил прошло уже около 60 лет, поэтому назрела необходимость пересмотреть и скорректировать их. Так, 17 декабря 2015 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла пересмотренные Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (правила Н. Манделы) (далее - МСП 2015 г.).

Рассматривая международные стандарты, касающиеся обращения с иностранными гражданами и лицами без гражданства в сфере исполнения наказаний как наиболее уязвимой категорией осужденных, целесообразно остановиться на совершенствовании отечественного законодательства.

Анализируя решение МСП 2015 г., по сравнению с предыдущей редакцией положения, связанные с заключенными-иностранцами, не изменились, они затрагивают лишь взаимодействие с дипломатическими и консульскими представителями страны гражданства заключенных.

Достаточно большое внимание осужденным (заключенным) - иностранным гражданам и лицам без гражданства было уделено на VII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, который рассмотрел и принял два основополагающих документа, одобренных резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 г. [2]:

1) Типовое соглашение о передаче заключенных-иностранцев;

2) Рекомендации в отношении обращения с заключенными-иностранцами (далее - Рекомендации ООН).

Следует рассмотреть подробнее рекомендации и иные международные нормы, стандарты, правила, которые непосредственно касаются осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства, а также степень их реализации в российском уголовно-исполнительном законодательстве. Так, в соответствии с п. 1 Рекомендации № И (84) 12 Комитета Министров государствам - членам Совета Европы в отношении заключенных-иностранцев, принятой Комитетом Министров 21 июня 1984 г. на 374-м заседании Представителей министров (далее - Рекомендация Совета Европы), помещение заключенного-иностранца в исправительное учреждение не должно осуществляться только на том

основании, что он иностранец. Те же положения в п. 1 Рекомендаций ООН [1].

Статья 73 УИК РФ [5, с. 26], с одной стороны, закрепляет общее правило отбывания наказания в виде лишения свободы по месту жительства для всех категорий осужденных вне зависимости от принадлежности к гражданству и национальности, за некоторыми исключениями, с другой - лишает возможности контактов с лицами того же гражданства, языка, той же религии или культуры, особенно это касается граждан дальнего зарубежья.

Необходимость следовать данной рекомендации в части, касающейся возможности ослабления изоляции и облегчения режима содержания заключенного-иностранца и удовлетворения потребности в контакте с лицами того же гражданства, языка, той же религии или культуры, является одной из причин целесообразности содержания осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства в специализированных исправительных учреждениях, например, смешанного вида, т.е. с участками разных режимов. Тем более, как отметил В.А. Уткин, ни в одних международных документах не содержатся конкретные модели, стандарты построения тюрем, колоний-поселений, а есть лишь наиболее общие принципы построения и функционирования пенитенциарных учреждений [8, с. 16, 17].

В ходе опроса сотрудники практических органов уголовно-исполнительной системы поддержали данное мнение, аргументировав тем, что это необходимо:

- для эффективного взаимодействия с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями;

- для сохранения контакта с лицами того же гражданства, языка, той же религии и культуры;

- для исключения или уменьшения влияния «тюремной» субкультуры;

- для эффективного решения вопросов, связанных с освобождением осужденных указанной категории;

- для обеспечения учреждения нормативными документами на иностранном языке [7, с. 23].

Большое значение для конкретизации алгоритма организации уголовно-исполнительного процесса в отношении осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства имеет Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (Москва, 6 марта 1998 г.), которую подписали страны СНГ и некоторые государства Европы, Африки, Азии.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

Важно, что после помещения в тюрьму их следовало бы незамедлительно информировать в письменной форме на языке, который они понимают, об основных положениях тюремного режима, включая соответствующие правила и нормы (п. 4 Рекомендаций ООН).

Правила 54 и 55 МСП 2015 г. раскрывают не только конкретную информацию, которую необходимо довести до сведения заключенного, но и способы и средства информирования:

- предоставляется на наиболее широко используемых языках в соответствии с потребностями тюремного контингента;

- заключенному, не понимающему ни одного из этих языков, необходимо предоставить помощь переводчика;

- неграмотных заключенных информировать в устном порядке;

- заключенным с теми или иными формами сенсорной инвалидности информацию предоставлять с учетом их потребностей;

- вывешивать краткое изложение указанной информации на видном месте в помещениях общего пользования тюремного учреждения.

ЕПП предусматривают письменную и устную форму информирования на понятном им языке при приеме, и как это будет необходимо, впоследствии всех заключенных о правилах внутреннего распорядка и об их правах и обязанностях в пенитенциарном учреждении (пр. 30.1). В случае необходимости удовлетворения языковых потребностей предоставляются услуги квалифицированных переводчиков и печатные материалы на нескольких языках, используемых в данном пенитенциарном учреждении (пр. 38.3).

Весьма подробно регламентирует порядок ознакомления осужденных с основными положениями тюремного режима п. 9 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (ПВР ИУ), утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 [6]. Осужденные информируются под роспись о применении в ИУ аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, о предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях применения физической силы, специальных средств и оружия. Следует отметить, что ранее в п. 7 ПВР ИУ 2005 г. ознакомление осужденного под роспись не было предусмотрено. Такая процедура не имеет смысла, если осужденный не владеет русским языком, так как в данном пункте не прописан один очень важный нюанс - как ознакомить с правилами осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства, не владеющих русским языком.

Необходимо подчеркнуть, что по пр. 80 МСП 2015 г. директору, его заместителю и другим сотрудникам тюремного учреждения надлежит знать язык, на котором говорят большинство заключенных, или язык, понятный для большинства из них, либо, где это необходимо, пользоваться услугами компетентного переводчика.

Немаловажное значение имеет и пр. 41 МСП 2015 г.: если заключенные не понимают языка, на котором ведется слушание в рамках дисциплинарного разбирательства, или не говорят на нем, им бесплатно предоставляется помощь квалифицированного переводчика. О квалифицированном переводчике упоминается и в пр. 38.3 ЕПП, посредством которого удовлетворяются языковые потребности заключенного.

Альтернативу переводчику предлагает п. 10 Рекомендации Совета Европы в виде предоставления соответствующих возможностей для изучения языка заключенными-иностранцами, на котором говорят в тюрьме.

Главный принцип рекомендаций и правил заключается в том, что иностранным гражданам и лицам без гражданства необходима дополнительная помощь, конкретная информация о правовой помощи (пр. 37.4 ЕПП), если они заключаются в пенитенциарном учреждении государства, не являющегося их родным. Существенную помощь для такой категории осужденных в первую очередь оказывают дипломатические и консульские представители. Следовательно, необходимо без промедления информировать заключенных-иностранцев о праве требовать контакта с такими представителями и, если они желают получить такую помощь, сообщить последнему (п. 6 Рекомендаций ООН, пр. 62 МСП 2015 г., пр. 37 ЕПП).

В случае, если нет дипломатического или консульского представительства в данном государстве, а также беженцам и лицам, не имеющим гражданства, должна быть предоставлена возможность поддерживать связь с дипломатическими представителями государства, взявшего на себя охрану их интересов, или с любым национальным или международным органом, занимающимся их защитой.

Анализ международных и отечественных актов об обращении с осужденными позволяет сделать вывод о том, что международные стандарты в достаточной мере имплементированы в российское уголовно-исполнительное законодательство. Вместе с тем для более эффективного обеспечения правового положения осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства необходимо обеспечить им отбывание наказания в государстве, гражданами которого они явля-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

ются. С этой целью добиваться соблюдения двусторонних договоров о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания, а в случае их отсутствия вести работу по заключению двусторонних договоров.

На взгляд многих ученых-правоведов, практических работников, целесообразно продолжать практику содержания таких осужденных отдельно в специализированных учреждениях.

Таким образом, выполнение международных стандартов обращения с осужденными -иностранными гражданами и лицами без гражданства, с нашей точки зрения, есть одна из основных задач уголовно-исполнительной системы.

Список литературы:

[1] Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными (Приняты в г. Женеве 30.08.1955 г.). URL: http://www. consultant.ru/cons / cgi/online.cgi?req=doc&base =INT&n=15558#03642142100210144 (режим доступа: 11.10.2018).

[2] Рекомендации и резолюции Совета Европы. URL: http://hrlibrary.umn.edu/ russian/euro/Rres&recomm.html (режим доступа: 11.10.2018 г.).

[3] Европейские пенитенциарные правила от 11 января 2006 г. Rec(2006)2. URL: http:// docs.cntd.ru/document/420361984 (режим доступа: 11.10.2018 г.)

[4] Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (Москва, 6 марта 1998 г.). URL:http:// base.garant.ru/1154626/ (режим доступа: 11.10.2018 г.).

[5] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 20.12.2017 г.) // СЗ РФ. 1997. № 2, ст. 198.

[6] Приказ Минюста России от 16 декабря 2016 № 295 (в ред. от 28.12.2017 г.) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 г. № 44930) // СПС «КонсультантПлюс ».

[7] Давыдова Н.В. Применение Европейских пенитенциарных правил в воспитательных

колониях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 1. С. 22 - 25.

[8] Уткин В.А. Пенитенциарные стандарты Совета Европы и векторы реформирования уголовно-исполнительной системы / / Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 1. С. 14 - 18.

Spisok literatury:

[1] Minimal'nye standartnye Pravila obrash-cheniya s zaklyuchennymi (Prinyaty v g. Zheneve 30.08.1955 g.). URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=IN T&n=15558#03642142100210144 (rezhim dos-tupa: 11.10.2018).

[2] Rekomendacii i rezolyucii Soveta Evropy. URL: http://hrlibrary.umn.edu/russian/euro/ Rres&recomm.html (rezhim dostupa: 11.10.2018 g.).

[3] Evropejskie penitenciarnye pravila ot 11 yanvarya 2006 g. Rec(2006)2. URL: http://docs. cntd.ru/document/420361984 (rezhim dostupa: 11.10.2018 g.)

[4] Konvenciya o peredache osuzhdennyh k lisheniyu svobody dlya dal'nejshego ot-byvaniya nakazaniya (Moskva, 6 marta 1998 g.). URL:http://base.garant.ru/1154626/ (rezhim dostupa: 11.10.2018 g.).

[5] Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossi-jskoj Federacii ot 8 yanvarya 1997 g. № 1-FZ (v red. ot 20.12.2017 g.) // SZ RF. 1997. № 2, st. 198.

[6] Prikaz Minyusta Rossii ot 16 dekabrya 2016 № 295 (v red. ot 28.12.2017 g.) \"Ob utver-zhdenii Pravil vnutrennego rasporyadka ispravi-tel'nyh uchrezhdenij\" (Zaregi-strirovano v Miny-uste Rossii 26.12.2016 g. № 44930) // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

[7] Davydova N.V. Primenenie Evropejskih penitenciarnyh pravil v vospitatel'nyh koloniyah / / Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekono-mika, upravlenie. 2016. № 1. S. 22 - 25.

[8] Utkin V.A. Penitenciarnye standarty Soveta Evropy i vektory reformirovaniya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Ugolovno-ispol-nitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2016. № 1. S. 14 - 18.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.