Научная статья на тему 'Международные стандарты в области труда осужденных и их реализация в отечественной уголовно-исполнительной системе'

Международные стандарты в области труда осужденных и их реализация в отечественной уголовно-исполнительной системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
262
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ / НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ТРУД ОСУЖДЕННЫХ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / INTERNATIONAL LABOR STANDARDS OF CONVICTED / PENAL SYSTEM / EMPLOYMENT / POST-PENITENTIARY RESOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емельянова Елена Владимировна

Данная статья посвящена проблемам соблюдения международных стандартов обращения с осужденными в части обеспечения их права на труд и совершенствования в связи с этим национального уголовно-исполнительного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LABOUR STANDARDS AND CONVICTED IN DOMESTIC PENAL SYSTEM

This article is devoted to the improvement of penal legislation of Russia in the field of labor of convicts based on the priority of universally recognized norms and principles of international law. Based on different classifications of criminal law standards author concludes that their general conformity with the Russian standards and principles and, at the same time, the need to optimize them to the specific social and legal guidelines.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты в области труда осужденных и их реализация в отечественной уголовно-исполнительной системе»

- введение во всех местах лишения свободы дисциплинарного устава, который бы определял: a) поведение, считающееся нарушением дисциплины; б) характер и срок налагаемых дисциплинарных взысканий; в) кто из служащих уполномочен налагать такие взыскания;

- увеличение численности персонала мест заключения с тем, чтобы обеспечить общую безопасность тюрем и центров и защитить сотрудников и заключенных от возможных актов насилия со стороны других заключенных. С 2009 г. в Мексике функционирует новая академия для сотрудников системы исполнения наказаний, для учебы в которой будущие офицеры проходят жесткий отбор. Так, с мая 2009 г. из 16 тыс. соискателей, готовых работать в федеральной пенитенциарной системе, на службу было принято 1700 человек7;

- введение системы учета в тюрьмах с указанием не только факта и основания поступления заключенного в учреждение, но и данных о нем, о наложенных взысканиях, их продолжительности и имени сотрудника, наложившего взыскание;

- укрепление национального механизма предотвращения пыток путем соединения усилий всех ведомств, организаций гражданского общества и агентств, занимающихся вопросами сотрудничества.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что ряд факторов: экономические проблемы, обострение межнациональных и межэтнических конфликтов, рост преступности, сопровождающийся усилением «карательных мер» в отношении населения и тем самым увеличения числа заключенных; криминализация бедности, распространение наркомании и рост числа ВИЧ-инфицированных, коррупция чиновников и т.д. - значительно затрудняет применение международных стандартов обращения с заключенными в Мексиканских Соединенных Штатах и делает их полную реализацию весьма отдаленной перспективой.

1 Конституция Мексиканских Соединенных Штатов (5 февраля 1917 г.). [Электр. ресурс] http://www.vivamexico.ru/ wpcontent/uploads/2011/10/constitution_of_mexico_rus.pdf (Дата обращения: 13.10.2012 г.).

2 См.: Там же. С. 9.

3 См.: Там же. С. 9.

4 Например, тюрьма Орьентев рассчитана на 4766 человек, а в действительности в ней содержится 11 288 заключенных, т.е. переполнение составляет почти 200 % (прим. О.Ю. Ельчаниновой).

5 Например, в 2011 г. из тюрьмы штата Тамаулипас сбежало более 150 осужденных. За последние 2 года из мексиканских тюрем совершили побеги более 500 заключенных (прим. О.Ю. Ельчаниновой).

6 Доклад о посещении Мексики Подкомитетом по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения наказания [Электронный ресурс] // http://www.2.ohchr.org/english/bodies/cat/ opcat/docs/ReportMexico_ru.pdf (Дата обращения 02.09.2012 г.)

7 См.: Там же. С. 254.

УДК 341

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

© 2012 Е. В. Емельянова

Аннотация. Данная статья посвящена проблемам соблюдения международных стандартов обращения с осужденными в части обеспечения их права на труд и совершенствования в связи с этим национального уголовно-исполнительного законодательства.

Ключевые слова: международно-правовые стандарты обращения с заключенными, нормы международного права, принципы международного права, труд осужденных, Международная организация труда.

INTERNATIONAL LABOUR STANDARDS AND CONVICTED IN DOMESTIC PENAL SYSTEM

© 2012 E. Emelyanova

Summary. This article is devoted to the improvement of penal legislation of Russia in the field of labor of convicts based on the priority of universally recognized norms and principles of international

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ И РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНЫХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

law. Based on different classifications of criminal law standards author concludes that their general conformity with the Russian standards and principles and, at the same time, the need to optimize them to the specific social and legal guidelines.

Keywords. ■ international labor standards of convicted, penal system, employment, post-penitentiary resocialization.

Интеграция с мировым сообществом стала существенным фактором обновления российского уголовно-исполнительного законодательства. В настоящее время Конституцией Российской Федерации провозглашен приоритет общепризнанных норм и принципов международного права по отношению к национальному законодательству. В соответствии с ним было скорректировано уголовно-исполнительное законодательство России1.

Международно-правовые стандарты обращения с заключенными - это принятые на международном уровне документы, направленные на совершенствование национального законодательства и практики в сфере исполнения наказания. Данные документы не равнозначны по своему юридическому статусу, но едины в выражении стремления мирового сообщества максимально скоординировать политику, средства и методы обращения с осужденными в духе либерализации и гуманных начал, а также приоритета общечеловеческих ценностей.

Как уже было сказано, международные стандарты не равнозначны по своему юридическому статусу. Многие ученые обращались к классификации данных стандартов2. Наиболее удачной, на наш взгляд, является классификация, проведенная В.А. Уткиным, который распределил их по следующим критериям. степени общности, степени обязательности; источнику происхождения, широте (территориальным масштабам) действия; отношению к отдельным категориям правонарушителей или применительно к определенным профессиональным группам персонала органов и учреждений, исполняющих наказания3.

Целесообразно более подробно остановиться на характеристике отдельных международных стандартов в части регламентации труда осужденных.

Одним из важнейших международных документов является Всеобщая декларация прав человека, в ст. 2 которой провозглашено, что права и свободы человека относятся ко всем без исключения. Некоторые положения декларации непосредственно касаются осужденных к уголовным наказаниям и заключенных под стражу.

В 1930 г. Международной организацией труда (МОТ) была принята Конвенция № 29 о принудительном или обязательном труде, ратифицированная СССР в 1956 г. В конвенции приводится понятие принудительного или обязательного труда. это - всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Конвенция запрещает такой труд, однако не включает в него всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа. Определено условие, что такая работа или служба должны производиться под надзором и контролем государственных властей, и такое лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ. В соответствии с п. 1 ст. 103 УИК РФ осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, а администрация обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. На основании ст. 106 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут привлекаться к работам без оплаты труда, причем только к работам по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.

Среди специальных международных стандартов наиболее полным и подробным документом, регламентирующим обращение с заключенными, являются Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые ООН в 1955 г. (далее -Правила ООН), согласно которым отбывающие наказания должны быть соответствующим образом подготовлены к жизни на свободе, для этого специальный раздел (п.п. 71 - 76)

посвящен труду заключенных. Установлено в частности, что все заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психологическими способностями, удостоверенными врачом. Организация и методы работы в заведении должны максимально приближаться к тем, которые приняты за их стенами, чтобы заключенные таким образом приближались к условиям труда на свободе. За свой труд заключенные должны получать справедливое вознаграждение в рамках определенной системы.

Несмотря на то, что Правила ООН необязательны для государств членов ООН, они получили широкое признание в мире как практические рекомендации по исполнению наказаний и стали основой для принятия других специальных документов.

Первая попытка по разработке подобных стандартов в Европе была предпринята в 1973 г. Данные правила были направлены на то, чтобы адаптировать к европейским условиям Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. В 1987 г. Европейские пенитенциарные правила были тщательным образом переработаны с тем, чтобы, выражаясь языком пояснительного меморандума, «последовательно реализовать нужды и чаяния тюремных администраций, заключенных и сотрудников пенитенциарных учреждений по обеспечению позитивного, реалистичного и современного подхода к вопросам управления и обращению с заключенными»4.

В современных Европейских пенитенциарных правилах (далее - ЕПП) (Я) 2006) труду посвящено три правила: в разделе общих вопросов данных правил посвящено правило 26, в части 7 (заключенные, дела которых еще не рассмотрены в суде) - правило 100, в части 8 (осужденные заключенные) - правило 105 (в отличие от прежней редакции 1987, где труду было отведено только одно правило 74). Это свидетельствует о возрастающей роли труда в воспитании оступившегося человека.

Согласно п. 1 правила 26 ЕПП (Я) 2006) труд в местах заключения следует рассматривать как позитивный элемент внутреннего режима и никогда не применять в качестве наказания. Это необходимо для борьбы с возможными злоупотреблениями. Предлагаемая заключенным работа должна отвечать современным стандартам и требованиям, а ее организация - удовлетворять требованиям современной системы менеджмента и производства. Работа должна служить целям общего развития всех заключенных; этой же цели служит требование, согласно которому занятость должна содействовать повышению их возможности зарабатывать деньги.

Принцип нормализации (правило 5 ЕПП (Я) 2006) подкрепляет многие из положений о работе, содержащихся в правиле 26 ЕПП (Я) 2006). Так, положения, регулирующие вопросы здравоохранения и безопасности, продолжительности рабочего дня и даже участия в национальной системе социального обеспечения, должны полностью совпадать с положениями, регулирующими труд работников вне тюремной системы. Настоящий подход представляет собой развитие идей, закрепленных в Резолюции № Я (75) 25 Комитета министров о труде заключенных, принятой 18 сентября 1975 г.5 Такой же подход должен применяться и при рассмотрении вопроса об уровне вознаграждения заключенных за их труд. В идеале все заключенные должны получать зарплату, сопоставимую с получаемой в обществе в целом6.

Вопрос о привлечении к работам заключенных, в отношении которых приговор еще не вынесен, оговаривается в правиле 100 ЕПП (Я) 2006), а в отношении уже осужденных -в правиле 105 ЕПП (Я) 2006). Включение правила 26 ЕПП (Я) 2006) в раздел общих вопросов представляет собой нововведение в существовавшую практику, так как работа всегда распространялась только на приговоренных заключенных. Сегодня растет понимание того, что заключенные, приговор в отношении которых все еще не вынесен, тоже имеют право работать. Положения правила 26 распространяются на все виды работ, к выполнению которых привлекаются заключенные вне зависимости от того, являются ли они лицами, приговор в отношении которых еще не вынесен, и которые работают по собственному желанию, или приговоренные заключенные, которые работать обязаны.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНЛАРТОВ И РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНЫХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Европейские пенитенциарные правила несколько иначе, чем Правила ОНН, подходят к рассмотрению вопроса обучения заключенных. Так п. 4 правила 28 ЕПП (Я) 2006) гласит: «...по внутреннему режиму статус образования должен быть не ниже, чем статус труда, и заключенные не должны оказываться ущемленными в финансовом плане или иначе по причине участия в образовательных программах». Таким образом, заключенные должны получать вознаграждение за участие в обучении, если оно осуществляется в течение рабочего дня и входит в индивидуальную программу исправления. В Правилах ОНН (пр. 77) сказано только об обеспечении возможности для заключенных дальнейшего образования, а для неграмотных и молодежи оно должно быть обязательным, а также о взаимосвязи с действующей в стране системой образования.

В 1975 г. Комитет министров Совета Европы, сознавая значение труда в качестве важного и значимого элемента в обучении и реабилитации заключенных и важной части непосредственного управления пенитенциарными учреждениями, а также принимая во внимание ограничения, возникающие вследствие сложностей тюремного содержания, определяемых человеческим фактором и организационной структурой пенитенциарных учреждений, принял Резолюцию (75) 25 о труде заключенных. Правительствам государств -членов Совета Европы рекомендуется:

1) предоставлять определенный статус и определенный приоритет труду осужденных;

2) обеспечивать достаточные ресурсы для поддержания программ трудового воспитания в соответствии с потребностями пенитенциарных учреждений;

3) полностью использовать для этих целей адекватные и современные системы управления, технические и производственные процессы;

4) приспосабливать к внетюремным стандартам условия труда, задачи производства и оплату труда, насколько это практически возможно, принимая во внимание особый характер труда в тюрьмах;

5) признавать при отборе и подготовке персонала важность труда и его воздействие на процессы управления на всех уровнях;

6) координировать систему распределения производственных работ с другими аспектами управления пенитенциарными режимами.

Несмотря на то, что Европейские пенитенциарные правила и Резолюция (75) 25 о труде заключенных носят для администраций учреждений, исполняющих наказания, рекомендательный характер, они, тем не менее, возлагают определенные моральные и политические обязательства на принявшие их европейские государства.

Что касается международных документов, принимаемых в отношении отдельных категорий правонарушителей, в частности несовершеннолетних, то здесь следует назвать Конвенцию о правах ребенка, принятую Генеральной Ассамблеей ОНН в 1989 г. Основным международным документом в сфере исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних являются Минимальные стандартные правила ОНН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), утвержденные в 1985 году. Кроме Пекинских правил 14 декабря 1990 г. Генеральной Ассамблеей ОНН были приняты Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, которыми помимо прочего определяются условия получения образования, профессиональной подготовки и участия в трудовой деятельности. В 2008 г. Советом Европы приняты Европейские правила для несовершеннолетних правонарушителей, по отношению к которым применены санкции или ограничительные меры (см.: (2008) 11).

В настоящее время многие положения отечественного уголовно-исполнительного законодательства, в том числе в области привлечения осужденных к труду, приведены в соответствие с международными стандартами, и часть из них уже реализуется на практике.

Согласно отечественному уголовно-исполнительному законодательству труд - это одно из основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ), а не элемент кары, поэтому его условия и оплата объективно не могут быть направлены на причинение

осужденным страданий. В ст. 103 УИК РФ устанавливается обязанность каждого осужденного трудиться, однако это не противоречит ни требованиям международно-правовых норм, ни Конституции Российской Федерации.

В соответствии с отечественным уголовно-исполнительным законодательством (п. 5 ст. 103 УИК РФ) производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных. Более того, в соответствии с требованиями ст. 1 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда. Это положение отнесено к принципам деятельности уголовно-исполнительной системы и не случайно закреплено в двух важнейших законодательных актах, регулирующих деятельность исправительных учреждений. Оно направлено на предотвращение возможных злоупотреблений при организации труда в местах лишения свободы и еще раз подчеркивает приоритет конечной цели наказания - исправления осужденных.

В ст. 103 УИК РФ, ст. ст. 13, 14 и 17 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» устанавливаются право и обязанность администрации привлекать осужденных к труду. Как общество в целом, так и сами осужденные заинтересованы в том, чтобы труд, организуемый в местах лишения свободы, был производительным, а приобретаемая (или совершенствуемая) там профессия и квалификация были бы востребованы после их освобождения.

Согласно ст. 103 УИК РФ осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных (ЦТАО), в учебно-производственных мастерских (УПМ) и на предприятиях исправительных учреждений (ГУПы). Соответственно и руководство производственным процессом в ЦТАО, УПМ, ГУПах осуществляется администрацией этих учреждений. В то же время закон предусматривает возможность организации труда осужденных на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

В правовой статус осужденных входят права и обязанности, в том числе и в сфере труда, распространяющиеся на всех граждан. Иными словами, часть норм, закрепленных в Трудовом кодексе Российской Федерации, действует в отношении осужденных непосредственно. Прежде всего это относится к нормам, устанавливающим правила охраны труда и техники безопасности. Поэтому ч. 1 ст. 104 УИК РФ носит бланкетный характер и предписывает при организации труда осужденных соблюдать продолжительность рабочего времени, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

При инвалидности, которая означает существенную или полную потерю трудоспособности, а также при достижении осужденными мужчинами возраста 60 лет, а осужденными женщинами 55 лет, при общем трудовом стаже 25 и 20 лет соответственно эти лица приобретают право на получение пенсий по инвалидности или старости. Кроме того, осужденные, находившиеся ранее на иждивении, имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца (ст. 98 УИК РФ).

Максимальная продолжительность рабочего дня или недели устанавливается законом или на основе административных постановлений с учетом местных правил и обычаев в области условий труда свободных рабочих (ст. 104 УИК РФ).

При организации труда лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, сохраняется принцип материальной заинтересованности. Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает, что труд осужденных оплачивается в соответствии с законодательством о труде. На этих лиц распространяются премиальные системы оплаты труда, коэффициенты и другие виды надбавок и доплат к заработной плате, действующие в государственном секторе производства, за исключением вознаграждения за выслугу лет, надбавок и льгот за работу в районах Крайнего Севера (ст. 105 УИК РФ).

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНЛАРТОВ И РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУЛА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНЫХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Важной особенностью правового статуса осужденных является то, что им предоставляется право без ограничения приобретать продукты питания, предметы первой необходимости за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий и социальных пособий. Они также вправе расходовать на эти цели средства, помимо заработанных, например, полученные по переводам. Но предельная сумма таких средств ограничена, а ее размер зависит от вида исправительного учреждения и условий отбывания наказания, в которых содержится осужденный.

Именно эти направления в сфере труда осужденных названы приоритетными в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года . Одной из основных текущих и перспективных задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой в сфере труда осужденных, является максимальное приближение организации производственного процесса и методов работы к тем, которые приняты на производстве вне исправительного учреждения с целью адаптации этих лиц к условиям труда на свободе. Для обеспечения этой задачи предполагается осуществить мероприятия, направленные на совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих как в профессиональных училищах, создаваемых при исправительных учреждениях, так и непосредственно на производстве, с учетом требований рынка труда.

Как видим, многие положения отечественного уголовно-исполнительного законодательства в области привлечения осужденных к труду отражают рекомендации международных стандартов, прочно входят в практику деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания. Однако имеются стандарты, применение которых требует определенного времени и соответствующих экономических и иных условий.

Например, в ст. 103 УИК РФ, ст.ст. 13, 14 и 17 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» устанавливаются право и обязанность администрации привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности и, по возможности, специальности. К сожалению, достичь полной трудовой занятости лиц, лишенных свободы, в условиях рыночных отношений весьма проблематично. Привлекать осужденных к работе по специальности в условиях одного исправительного учреждения тоже пока не представляется реальным.

В деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, есть и иные проблемы, связанные с практическим применением международных стандартов, в том числе в области трудовой занятости осужденных. Однако мы можем констатировать, что уголовно-исполнительное законодательство и российская пенитенциарная система в целом ориентированы на разрешение этих проблем. Современное отечественное законодательство в области привлечения осужденных к труду постоянно совершенствуется и приводится в соответствие с международными правовыми документами.

При этом следует подчеркнуть, что международные стандарты - не панацея, а ориентир. В целом содержащиеся в них установки сообразны нашим, отечественным. Воспринимая их, следует помнить о том, что международные стандарты исполнения наказаний представляют собой в первую очередь некое соотношение социально-правовых ориентиров общества, уровня его благополучия и традиционных представлений о средствах, которые есть у общества для исправления осужденного. В связи с этим их не следует рассматривать как безоговорочно воспринимаемые нашей теорией и практикой догмы. Они являют собой определенное соотношение между условиями существования законопослушной части общества и условиями, способствующими исправлению преступников. Оптимизация такого соотношения и является юридической сущностью управления в сфере исполнения наказаний, разумеется, во взаимосвязи с получаемыми результатами организации процесса исполнения наказаний. Участие осужденных в труде значимо не только как способ искоренения их паразитизма, обусловившего их преступную деятельность, но и как реальный вклад в прогресс общества, что предполагает соответствующее отношение к условиям их труда, его оплате и последующей ресоциализации отбывших наказание.

1 О внесении изменений в статью 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: федер. закон от 3 апр. 2008 г. № 40-ФЗ // Российская газета. - 2008. 9 апр.

2 См., напр.: Понамарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации. - Рязань, 1994. - С. 3 - 7; Сизый А. Ф. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации. - Рязань, 1996. - С. 9 - 19.

3 Уткин В. А. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации. - Томск, 1998. - С. 5 - 6.

4 Комментарий к тексту Европейских пенитенциарных правил REC (2006)2. Введение. URL:http://www.fsin.ru/index.php? s=c4dd6f5b26ffe57eaccf764b55d2b0a8&showtopic=390.

5 URL:http://www. lawmix.ru/abro.php?id=127.

6 Комментарий к тексту Европейских пенитенциарных правил REC (2006)2. Введение. URL: http://www.fsin.ru/index.php ?s=c4dd6f5b26ffe57eaccf764b55d2b0a8&showtopic=390.

7 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772 // http://www.rg.ru/2011/03/08/penitenciariya-site-dok.html

УДК 341

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЩЕНИЯ С ОСУЖДЕННЫМИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2012 П. Н. Кобец

Аннотация. Статья посвящена характеристике путей и способов реформирования российского уголовно-исполнительного законодательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами.

Ключевые слова : права и свободы человека, общепризнанные принципы и нормы международного права, российское право, осужденный к лишению свободы.

PROBLEMS OF REALIZATION OF THE INTERNATIONAL STANDARDS OF TREATMENT WITH THE CONVICTS IN THE PENAL POLICY OF RUSSIAN FEDERATION

© 2012 P. Kobets

Summary. The article is devoted to a description of ways and means of reforming the Russian penal legislation in accordance with the generally recognized principles and norms of international law and international treaties.

Keywords: human rights and freedoms, universally recognized principles and norms of international law, Russian law, sentenced to imprisonment.

Конституция РФ, провозгласив новые приоритеты и принципы взаимоотношений личности и государства (признание прав и свобод человека высшей ценностью, построение правового государства и др.), гарантировала осужденным к лишению свободы, как и всем гражданам России, права и свободы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, которые признаются частью правовой системы нашего государства и подлежат применению наравне с национальным законодательством.

В первое десятилетие XXI в. российское право претерпело кардинальные преобразования, свидетельствующие о стремлении привести в соответствие с общепризнанными нормами международного права порядок и условия исполнения наказаний, а также содержания под стражей. Существенным фактором обновления российского уголовно-исполнительного законодательства стала более активная интеграция Российской Федерации в мировое сообщество. В 1996 г. она вступила в Совет Европы, принимая на себя обязательства более последовательно реализовывать в законодательстве и практике общепринятые международные нормы, составляющие юридическую основу деятельности мирового сообщества, и прежде всего положения, касающиеся обеспечения прав и свобод гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.