Научная статья на тему 'Международные стандарты в области привлечения осужденных к труду и их реализация в уголовно-исполнительном законодательстве России'

Международные стандарты в области привлечения осужденных к труду и их реализация в уголовно-исполнительном законодательстве России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1931
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ТРУД ОСУЖДЕННЫХ / PUNISHMENT / INTERNATIONAL STANDARTS / LABOUR OF THE PRISONERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емельянова Елена Владимировна

Рассматриваются особенности реализации привлечения осужденных к труду в свете международных стандартов, их реализация в уголовно-исполнительном законодательстве России, принципы привлечения к труду осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article deals with the peculiarities of labour therapy program realization for the convicts in the light of international standarts, its realization in Russian Penal Law, principles of prisoner"s work in the prisons.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты в области привлечения осужденных к труду и их реализация в уголовно-исполнительном законодательстве России»

№ 318

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Январь

2009

ПРАВО

УДК 348.8

Е.В. Емельянова

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ТРУДУ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

Рассматриваются особенности реализации привлечения осужденных к труду в свете международных стандартов, их реализация в уголовно-исполнительном законодательстве России, принципы привлечения к труду осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях.

Ключевые слова: наказание, международные стандарты, труд осужденных.

Одним из основных факторов обновления отечественного уголовно-исполнительного законодательства в начале 90-х годов стала более активная интеграция Российской Федерации в мировое сообщество. Вступив в 1996 г. в Совет Европы, Россия приняла на себя обязательства последовательной реализации в законодательстве и практике исполнения наказаний общепризнанных международных норм, составляющих юридическую основу мирового сообщества, и прежде всего положения, касающегося обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В этой связи возникает вопрос о возможности и необходимости труда в местах лишения свободы, его экономической и воспитательной значимости. Для нас представляет интерес в этом плане опыт зарубежных стран с развитой демократической системой.

Среди международных стандартов наиболее полным и подробным документом, определяющим порядок организации исполнения наказаний, являются Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые ООН в 1955 г. (далее Правила ООН). Согласно Правилам ООН отбывающие наказания должны быть соответствующим образом подготовлены к жизни на свободе. В связи с этим самостоятельный раздел (п. 71-76) посвящен труду заключенных, в котором предписано, что все заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психологическими способностями, удостоверенными врачом; организация и методы работы в заведении должны максимально приближаться к тем, которые приняты за их стенами, чтобы заключенные таким образом приближались к условиям труда на свободе; за свой труд заключенные должны получать справедливое вознаграждение в рамках определенной системы.

Вступление России в Совет Европы потребовало обращения к подобным стандартам, разработанным и принятым европейским сообществом. В современных Европейских Пенитенциарных правилах (ЕПП) ((К) 2006) труду посвящены три правила: в разделе общих вопросов Правило 26, в части 7 (заключенные, дела которых еще не досмотрены в суде) Правило 100, в части 8 (осужденные заключенные) Правило 105 (в отличие от прежней редакции 1987, где труду было отведено только одно правило 74).

Согласно п. 1 Правила 26 труд в местах заключения следует рассматривать как позитивный элемент внутреннего режима и никогда не применять в качестве

наказания. Это необходимо для борьбы с возможными злоупотреблениями. Предлагаемая заключенным работа должна отвечать современным стандартам и требованиям, а ее организация - удовлетворять требованиям современной системы менеджмента и производства. Работа должна служить целям общего развития всех заключенных; этой же цели служит требование, согласно которому занятость должна содействовать повышению их возможности зарабатывать деньги.

Принцип нормализации, закрепленный в Правиле 5, подкрепляет многие из положений о работе, содержащиеся в Правиле 26. Так, например, положения, регулирующие вопросы здравоохранения и безопасности, продолжительности рабочего дня и даже участия в национальной системе социального обеспечения, должны полностью совпадать с положениями, регулирующими труд работников вне тюремной системы. Настоящий подход представляет собой развитие идей, закрепленных в Рекомендации № К (75) 25 Комитета министров о труде заключенных. Такой же подход должен применяться и при рассмотрении вопроса об уровне вознаграждения заключенных за их труд. В идеале все заключенные должны получать зарплату, сопоставимую с получаемой в обществе в целом.

Как уже было сказано, вопрос о привлечении к работам заключенных, в отношении которых приговор еще не вынесен, оговаривается в Правиле 100, а в отношении уже осужденных - в Правиле 105. Включение Правила 26 в раздел общих вопросов представляет собой нововведение в существовавшую практику, т.к. работа всегда распространялась только на приговоренных заключенных. Сегодня растет понимание того, что заключенные, приговор в отношении которых все еще не вынесен, тоже имеют право работать.

Несколько иначе, в отличие от Правил ООН, Европейские Правила рассматривают обучение заключенных. Так, п. 4 Правила 28 ЕПП гласит: «По внутреннему режиму статус образования должен быть не ниже, чем статус труда, и заключенные не должны оказываться ущемленными в финансовом плане или иначе по причине участия в образовательных программах». Таким образом, заключенные должны получать вознаграждение за участие в обучении, если оно осуществляется в течение рабочего дня и входит в индивидуальную программу исправления.

В 1975 г. Комитет министров Совета Европы, сознавая значение труда в качестве важного и значимого элемента в обучении и реабилитации заключенных и важной части непосредственного управления пенитенциарными учреждениями, а также принимая во внимание ограничения, возникающие вследствие сложностей тюремного содержания, определяемых человеческим фактором и организационной структурой пенитенциарных учреждений, принял Резолюцию (75) 25 о труде заключенных. Правительствам государств-членов Совета Европы рекомендуется:

1) предоставлять определенный статус и определенный приоритет труду осужденных;

2) обеспечивать достаточные ресурсы для поддержания программ трудового воспитания в соответствии с потребностями пенитенциарных учреждений;

3) полностью использовать для этих целей адекватные и современные системы управления, технические и производственные процессы;

4) приспосабливать к внетюремным стандартам условия труда, задачи производства и оплату труда, насколько это практически возможно и принимая во внимание особый характер труда в тюрьмах;

5) признавать при отборе и подготовке персонала важность труда и его воздействие на процессы управления на всех уровнях;

6) координировать систему распределения производственных работ с другими аспектами управления пенитенциарными режимами.

Несмотря на то что Европейские Пенитенциарные правила и Резолюция (75) 25 о труде заключенных носят рекомендательный характер для администраций учреждений, исполняющих наказания, они, тем не менее, возлагают определенные моральные и политические обязательства на принявшие их европейские государства.

В настоящее время многие положения российского уголовно-исполнительного законодательства, в том числе в области привлечения осужденных к труду, приведены в соответствие с международными стандартами, и часть из них уже реализуется на практике.

В соответствии с отечественным уголовно-исполнительным законодательством труд является одним из основных средств исправления осужденных (ст.9 УИК РФ). В ст. 103 УИК РФ устанавливается обязанность каждого осужденного трудиться, и это не противоречит требованиям ни международно-правовых норм, ни Конституции Российской Федерации.

Согласно уголовно-исполнительному законодательству Российской Федерации (п. 5 ст. 103 УИК РФ) производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных.

Более того, в соответствии с требованиями ст. 1 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда. Это положение отнесено к принципам деятельности уголовно-исполнительной системы и не случайно закреплено в двух важнейших законодательных актах, регулирующих деятельность исправительных учреждений. Оно направлено на предотвращение возможных

злоупотреблений при организации труда в местах лишения свободы и еще раз подчеркивает приоритет конечной цели наказания - исправление осужденных.

Правовой статус осужденных определяется соответствующим набором прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, в том числе и в сфере труда, распространяющихся на всех граждан. Иными словами, часть норм, закрепленных в Трудовом кодексе Российской Федерации, действует в отношении осужденных непосредственно. Прежде всего это относится к нормам, устанавливающим правила охраны труда и техники безопасности. Поэтому ч. 1 ст. 104 УИК РФ носит бланкетный характер и предписывает при организации труда осужденных соблюдать продолжительность рабочего времени, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

При инвалидности, которая означает существенную или полную потерю трудоспособности, а также при достижении осужденными мужчинами возраста 60 лет, а осужденными женщинами 55 лет, при общем трудовом стаже соответственно 20 и 25 лет эти лица приобретают право на получение пенсий по инвалидности или старости. Кроме того, осужденные, находившиеся ранее на иждивении, имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца (ст. 98 УИК РФ).

Максимальная продолжительность рабочего дня или недели устанавливается законом или на основе административных постановлений с учетом местных правил и обычаев в области условий труда свободных рабочих (ст. 104 УИК РФ).

При организации труда лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, сохраняется принцип материальной заинтересованности.

Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает, что труд осужденных оплачивается в соответствии с законодательством о труде. На этих лиц распространяются премиальные системы оплаты труда, коэффициенты и другие виды надбавок и доплат к заработной плате, действующие в государственном секторе производства, за исключением вознаграждения за выслугу лет, надбавок и льгот за работу в районах Крайнего Севера (ст. 105 УИК РФ).

Как видим, многие положения отечественного уголовно-исполнительного законодательства в области привлечения осужденных к труду соответствуют рекомендациям международных стандартов и входят в практику деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания. Однако имеются стандарты, применение которых требует определенного времени и соответствующих экономических и иных условий.

Например, в ст. 103 УИК РФ, ст. 13, 14 и 17 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» устанавливаются право и обязанность администрации привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности и, по возможности, специальности.

К сожалению, достичь полной трудовой занятости лиц, лишенных свободы, в современных условиях весьма проблематично. Привлекать осужденных к работе по специальности в условиях одного исправи-

тельного учреждения тоже пока не представляется возможным.

В деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, есть и иные проблемы, связанные с практическим применением международных стандартов, в том числе в области трудовой занятости осужденных. Однако мы можем констатировать, что уголовноисполнительное законодательство и российская пенитенциарная система в целом ориентированы на разрешение этих проблем.

Современное отечественное законодательство в области привлечения осужденных к труду постоянно

Статья представлена научной редакцией «Право» 22 сентября 2008 г.

совершенствуется и приводится в соответствие с международными правовыми документами. Только за последние три года Федеральная служба исполнения наказаний приняла участие в подготовке и юридическом сопровождении ряда федеральных законов и постановлений Правительства, затрагивающих вопросы трудовой занятости осужденных, среди них Федеральный закон от 06.06.2007 № 91-ФЗ, Постановление Правительства от 07.11.2005 года № 660, Распоряжение Правительства от 27.10.2007 № 1499-р, Постановление Правительства от 17.03.2008 № 175 и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.