Научная статья на тему 'Российская уголовно-исполнительная политика с учетом международных стандартов'

Российская уголовно-исполнительная политика с учетом международных стандартов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
282
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / PENAL POLICY / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL PENAL LAW / ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ ОСУЖДЕННЫХ / LABOR EMPLOYMENT OF PRISONERS / ЕКПП / CPT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Латыпова Динара Мансуровна

Статья посвящена исследованию проблемных вопросов внедрения европейских международных стандартов в нормы российского уголовно-исполнительного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN PENAL POLICY TAKING INTO ACCOUNT THE INTERNATIONAL STANDARDS

The article is devoted to the problematic issues of implementation of the European international standards in the norms of the Russian criminal legislation.

Текст научной работы на тему «Российская уголовно-исполнительная политика с учетом международных стандартов»

УДК 340

РОССИЙСКАЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА С УЧЕТОМ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

© 2015 Д. М. Латыпова

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемных вопросов внедрения европейских международных стандартов в нормы российского уголовно-исполнительного законодательства.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная политика, международное пенитенциарное право, трудовая занятость осужденных, ЕКПП.

RUSSIAN PENAL POLICY TAKING INTO ACCOUNT THE INTERNATIONAL STANDARDS

© 2015 D. Latypova

Summary. The article is devoted to the problematic issues of implementation of the European international standards in the norms of the Russian criminal legislation.

Keywords: penal policy, international penal law, labor employment ofprisoners, the CPT.

Говоря об уголовно-исполнительной политике, следует отметить, что она получила отражение во многих действующих в настоящее время нормативно-правовых актах, которые либо разработаны, либо приводятся в соответствие с международными стандартами и нацелены на сужение практики принудительной изоляции от общества.

По сравнению с законодательством советского периода сейчас значительную роль стали играть наказания, не связанные с лишением свободы. Авторы отмечают, что в тех случаях, когда лишение свободы применяется, появилось гораздо больше возможностей для направления осужденных в колонии-поселения, которые по условиям содержания схожи с существующими в развитых европейских странах «тюрьмами открытого типа». Расширились также основания для досрочного освобождения от отбывания наказания1.

Уголовно-исполнительная политика - это самостоятельное направление политики противодействия преступности, которое заключается в разработке и реализации стратегии и тактики деятельности государства в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, а также ресоциализации лиц, отбывающих уголовные наказания2.

Уголовно-исполнительная политика по сути является частью уголовной политики в широком ее понимании.

Целью уголовно-исполнительной политики является противодействие преступности путем разработки концепций, направленных на совершенствование механизма исполнения и отбывания уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, для восстановления социальной справедливости, исправления осужденных и предупреждения преступности; а также формирование согласованного уголовно-исполнительного законодательства и оптимизация практики его применения3.

1 Федотова И. Н. Российская уголовно-исполнительная система: современный этап модернизации // Российское общество и государство: актуальные проблемы на современном этапе: материалы Международной научно-практической конференции. - Владимир, 2009. - С. 333-340.

2 Дуюнов В. К. Уголовно-правовая политика и ее место в политике противодействия преступности // Проблемы российского законодательства: история и современность: материалы межрегионой научно-практической конференции (Тольятти, 3-4 февраля 2006 г.). - Самара: Самарская гуманитарная академия, 2006. - Ч. 2. - С. 114.

3 Демидова О. В. Определение целей и принципов уголовно-исполнительной политики с учетом международных стандартов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2010. - № 5.

Анализ ряда международных документов в сфере обращения с осужденными и организации исполнения уголовных наказаний показывает, что уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации в основном восприняло закрепленные в них цели.

В настоящее время все большее внимание уделяется обсуждению вопроса соответствия действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства европейским и международным стандартам, что определило появление такой подотрасли международного уголовного права как международное пенитенциарное (уголовно-исполнительное) право.

Ю. В. Трунцевский среди предпосылок образования международного пенитенциарного права отмечает расширенные сферы действия международного права, признание приоритетов общепризнанных принципов и договорных норм международного права над национальным законодательством, повышение активности государств для совместного решения пенитенциарных проблем, интеграцию государств в целях соединения усилий в пенитенциарной практике .

Многие ученые обращались к классификации уголовно-исполнительных стандартов5. Наиболее удачной является классификация, предложенная В. А. Уткиным6.

Согласно предлагаемой классификации международные стандарты подразделяются по следующим основаниям:

- по степени общности: универсальные и специальные. Первые содержатся в документах общего характера, относятся к правам человека вообще и не предназначены специально для регламентации обращения с заключенными, например, Всеобщая декларация прав человека. Среди документов, содержащих стандарты специального назначения, следует назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенным, Европейские пенитенциарные правила;

- по степени обязательности: стандарты, соблюдение которых обязательно для всех национальных систем исполнения наказаний, например, Международный пакт «О гражданских и политических правах», и стандарты, которые носят рекомендательный характер и внедряются в законодательство и практику исполнения наказаний с учетом национальных, экономических, политических и иных условий, например, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными;

- по источникам происхождения: стандарты, принятые международными правительственными организациями (ОНН, Совет Европы), и стандарты, принятые неправительственными организациями (Международная ассоциация помощи заключенным, Тюремное братство и др.);

- по широте действия: мировые и региональные. Некоторые международные стандарты принимаются специально в отношении отдельных категорий правонарушителей, например несовершеннолетних, или определенных профессиональных групп (врачей, должностных лиц по охране правопорядка).

Исследователи вопросов внедрения международно-правовых норм в отечественное законодательство отмечают несоответствие многих положений и фактического состояния условий исполнения уголовных наказаний международным пенитенциарным стандартам.

Так, Ф. М. Городинец отмечает невыполнение рекомендаций Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г. в части соблюдения половых различий между осужденными и персоналом исправительного учреждения . Некоторые положения международных пенитенциарных стандартов и правил уголовно-исполнительное законодательство

4 Трунцевский Ю. В. Международное пенитенциарное право как отрасль международного права // Московский журнал международного права. - 1999. - № 1. - С. 29.

5 Пономарев П. Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации. - Рязань, 1994. - С. 3-7; Сизый А. Ф. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации. - Рязань, 1996. - С. 9-19.

6 Уткин В. А. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации. - Томск, 1998. - С. 5-6.

7 Городинец Ф. М. Имплементация международно-правовых норм при исполнении наказания в виде лишения свободы в российском законодательстве и правоприменительной практике: монография. - СПб., 2002. - С. 163.

России приводится в соответствие до сих пор. В частности, норма, содержащаяся в ч. 3 ст. 12 УИК РФ, при ее буквальном толковании допускала проведение над осужденными медицинских и иных опытов, которые не ставят под угрозу их жизнь и здоровье. Лишь в 2009 г. в ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации были внесены изменения, и рассмотренное противоречие было устранено посредством закрепления в ч. 3 ст. 12 УИК РФ указания на то, что осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований8.

Многие положения отечественного уголовно-исполнительного законодательства, в том числе в области привлечения осужденных к труду, приведены в соответствие с международными стандартами, и часть из них уже реализуется на практике.

В УИК РФ (ст. 103) и Законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» (ст. ст. 13, 14 и 17) закреплено соответствующее международным стандартам положение, предусматривающее право и обязанность администрации привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности и, по возможности, специальности. В настоящее время полная трудовая занятость осужденных в условиях становления рыночных отношений остается одной из главных проблем уголовно-исполнительной политики, однако уголовно-исполнительное законодательство и российская пенитенциарная система в целом ориентированы на ее разрешение. Современное отечественное законодательство в области привлечения осужденных к труду постоянно совершенствуется и приводится в соответст-

9

вие с международными правовыми документами .

В ч. 1 Правила 100 Европейских пенитенциарных правил 2006 г. указывается на необходимость предоставления заключенным, дела которых еще не рассмотрены в суде, возможности работать10.

Согласно ч. 2 данного Правила на работающих заключенных должны распространяться все положения Правила 26, которые в свою очередь рекомендуют совмещать работу с «элементами профессиональной полготовки», предоставлять заключенным возможность выбирать интересующий их вид трудовой деятельности, организовывать трудовую деятельность, максимально схожую с методами аналогичной работы в обществе. Выполнение данных требований требует как соответствующего финансирования, так и широкого проведения плановых организационно-технических мероприятий. В настоящее время соответствующий уровень закрепления труда лиц, содержащихся в следственных изоляторах, в действующем законодательстве не отражен.

В области трудовой занятости осужденных с практической точки зрения важным остается вопрос о необходимости максимального приближения организации производственного процесса в исправительном учреждении к тем методам и процессам работы, которые будут востребованы в обществе, когда осужденный отбудет назначенное ему наказание и перед ним встанет вопрос о трудоустройстве. Для обеспечения этой задачи необходимо направить усилия на совершенствование системы подготовки: повышение квалификации и переподготовку рабочих как в профессиональных училищах, создаваемых при исправительных учреждениях, так и непосредственно на производстве, с учетом требований рынка труда11.

8 Федеральный закон от 19 июля 2009 г. № 191-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 29. - Ст. 3628.

9 Демидова О. В. Определение целей и принципов уголовно-исполнительной политики с учетом международных стандартов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2010. - № 5.

10 Рекомендация Комитета министров Совета Европы (2006) государствам - членам Совета Европы о Европейских пенитенциарных правилах // СПС «Гарант» (дата обращения: 07.02.2013).

11 Емельянова Е. В. Теоретические, организационные и правовые основы труда осужденных в условиях реформирования УИС: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2010.

Широко обсуждаемыми на сегодняшний день являются вопросы соответствия условий содержания осужденных в исправительных учреждения международным стандартам. Пристальное внимание Европейский комитет по предупреждению попыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (далее - ЕКПП) обращает на проблему нормы жилой площади на каждого осужденного. Это особо подчеркивается в п. 30 11-го генерального доклада за 2001 г.: «Правительства должны предусмотреть в законах определенные нормы, отвечающие требованиям уважения человеческого достоинства, а также необходимости охраны здоровья и соблюдения правил гигиены и санитарии». ЕКПП установил некоторые минимальные нормы: 4 кв. м на одного осужденного в многоместных камерах и 6 кв. м - в одноместных камерах.

В России осужденные содержаться в многоместных спальных помещениях. ЕКПП считает это положение недопустимым. У каждого осужденного отсутствует некое личное пространство, велик риск возникновения угрозы безопасности как осужденных, так и учреждения в целом. Кроме того, это способствует распространению тюремной субкультуры и созданию преступных группировок осужденных.

Остро стоит вопрос о соответствии содержания несовершеннолетних осужденных международным пенитенциарным стандартам.

Согласно п. 5.1 Минимальных стандартных правил ООН (Пекинские правила, принятые 29 ноября 1985 г.) система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение их благополучия и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей всегда были соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения12. Пекинские правила определяют цели обращения с правонарушителями в исправительных учреждениях.

Главным принципом формирования системы воспитательных центров для несовершеннолетних осужденных должно быть обеспечение их раздельного содержания в зависимости от общественной опасности совершенных преступлений и уровня криминальной зараженности личности.

Несовершеннолетним в исправительных учреждениях должен обеспечиваться уход, защита и вся необходимая помощь - социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также в области образования и профессиональной подготовки. В процессе посещения ряда учреждений для несовершеннолетних члены ЕКПП обратили внимание на то, что сотрудники, обеспечивающие безопасность, носят резиновые палки. ЕКПП считает это недопустимым.

Молодым женщинам-правонарушителям, помещенным в исправительное учреждение, должно уделяться особое внимание с учетом их личных нужд и проблем. Учреждения принудительного содержания для женщин функционируют отдельно от мужских, исключением являются колонии-поселения, где могут содержаться преступники обоих полов. С 2004 г. в России упразднены женские колонии строгого режима, также действующее законодательство не допускает заключения женщин в тюрьмы. При исправительных учреждениях есть дома ребенка, в которых содержатся дети, родившиеся в период отбывания срока. Остро стоит проблема обеспечения условий содержание беременных и женщин, имеющих малолетних детей. ЕКПП настаивает на том, чтобы женщины рожали в больницах вне тюремного учреждения.

В интересах благополучия несовершеннолетних, помещенных в исправительное учреждение, их родители или опекуны должны иметь право их посещать.

Необходимо поощрять межминистерское и межведомственное сотрудничество с целью обеспечения соответствующей академической или, по возможности, профессиональной подготовки находящихся в исправительных учреждениях несовершеннолетних с той целью, чтобы после выхода из исправительного учреждения они имели полноценное об-разование13.

12 Основы ювенального права: учебное пособие: в 3 т. - Воронеж, 2001. - Т. 2. - С. 94.

13 Там же. - С. 108-109.

Представляют интерес Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) от 14 декабря 1990 г. В процессе применения стандартов государствам предлагается руководствоваться следующими принципами: 1) обеспечить активное участие общественности на всех стадиях реализации рассматриваемых мер; 2) создать надлежащее соотношение между правами преступников, их жертв, интересами общественной безопасности и предупреждения преступности; 3) использовать стандарты с учетом национальных условий страны и целей системы уголовного правосудия; 4) иметь широкий набор мер для того, чтобы гибко реагировать на

характер и степень тяжести преступления, личность и интересы общества;

с\ 14

5) минимальное вмешательство при применении мер .

В заключение следует отметить, что начавшийся процесс внедрения норм международных европейских стандартов в действующее российское уголовное и уголовно-исполнительное законодательство далек от завершения. Уголовно-исполнительная политика направлена на данный курс, однако предстоит большая работа по приведению российского законодательства в соответствие с международными нормами обращения с осужденными.

Библиографический список

Городинец, Ф. М. Имплементация международно-правовых норм при исполнении наказания в виде лишения свободы в российском законодательстве и правоприменительной практике: монография / Ф. М. Городинец. - СПб., 2002.

Демидова, О. В. Определение целей и принципов уголовно-исполнительной политики с учетом международных стандартов / О. В. Демидова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2010. - № 5.

Дуюнов, В. К. Уголовно-правовая политика и ее место в политике противодействия преступности / В. К. Дуюнов // Проблемы российского законодательства: история и современность: материалы межрегионой научно-практической конференции (Тольятти, 3-4 февраля 2006 г.).

- Самара: Самарская гуманитарная академия, 2006. - Ч. 2. - С. 114.

Емельянова, Е. В. Теоретические, организационные и правовые основы труда осужденных в условиях реформирования УИС: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Е. В. Емельянова. - М., 2010.

Основы ювенального права: учебное пособие: в 3 т. - Воронеж, 2001. - Т. 2.

Пономарев, П. Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации / П. Г. Пономарев. - Рязань, 1994.

Рекомендация Комитета министров Совета Европы (2006) государствам - членам Совета Европы о Европейских пенитенциарных правилах [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 07.02.2013).

Сизый, А. Ф. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации / А. Ф. Сизый. - Рязань, 1996.

Трунцевский, Ю. В. Международное пенитенциарное право как отрасль международного права / Ю. В. Трунцевский // Московский журнал международного права. - 1999. - № 1. - С. 29.

Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. В. И. Селиверстова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2010.

Уткин, В. А. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации / В. А. Уткин. - Томск, 1998.

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. № 191-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 29. - Ст. 3628.

Федотова, И. Н. Российская уголовно-исполнительная система: современный этап модернизации / И. Н. Федотова // Российское общество и государство: актуальные проблемы на современном этапе: материалы Международной научно-практической конференции. - Владимир, 2009.

- С. 333-340.

14 Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. В. И. Селиверстова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2010. - С. 535.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.