УДК 340
РОССИЙСКАЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА С УЧЕТОМ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
© 2015 Д. М. Латыпова
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемных вопросов внедрения европейских международных стандартов в нормы российского уголовно-исполнительного законодательства.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная политика, международное пенитенциарное право, трудовая занятость осужденных, ЕКПП.
RUSSIAN PENAL POLICY TAKING INTO ACCOUNT THE INTERNATIONAL STANDARDS
© 2015 D. Latypova
Summary. The article is devoted to the problematic issues of implementation of the European international standards in the norms of the Russian criminal legislation.
Keywords: penal policy, international penal law, labor employment ofprisoners, the CPT.
Говоря об уголовно-исполнительной политике, следует отметить, что она получила отражение во многих действующих в настоящее время нормативно-правовых актах, которые либо разработаны, либо приводятся в соответствие с международными стандартами и нацелены на сужение практики принудительной изоляции от общества.
По сравнению с законодательством советского периода сейчас значительную роль стали играть наказания, не связанные с лишением свободы. Авторы отмечают, что в тех случаях, когда лишение свободы применяется, появилось гораздо больше возможностей для направления осужденных в колонии-поселения, которые по условиям содержания схожи с существующими в развитых европейских странах «тюрьмами открытого типа». Расширились также основания для досрочного освобождения от отбывания наказания1.
Уголовно-исполнительная политика - это самостоятельное направление политики противодействия преступности, которое заключается в разработке и реализации стратегии и тактики деятельности государства в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, а также ресоциализации лиц, отбывающих уголовные наказания2.
Уголовно-исполнительная политика по сути является частью уголовной политики в широком ее понимании.
Целью уголовно-исполнительной политики является противодействие преступности путем разработки концепций, направленных на совершенствование механизма исполнения и отбывания уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, для восстановления социальной справедливости, исправления осужденных и предупреждения преступности; а также формирование согласованного уголовно-исполнительного законодательства и оптимизация практики его применения3.
1 Федотова И. Н. Российская уголовно-исполнительная система: современный этап модернизации // Российское общество и государство: актуальные проблемы на современном этапе: материалы Международной научно-практической конференции. - Владимир, 2009. - С. 333-340.
2 Дуюнов В. К. Уголовно-правовая политика и ее место в политике противодействия преступности // Проблемы российского законодательства: история и современность: материалы межрегионой научно-практической конференции (Тольятти, 3-4 февраля 2006 г.). - Самара: Самарская гуманитарная академия, 2006. - Ч. 2. - С. 114.
3 Демидова О. В. Определение целей и принципов уголовно-исполнительной политики с учетом международных стандартов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2010. - № 5.
Анализ ряда международных документов в сфере обращения с осужденными и организации исполнения уголовных наказаний показывает, что уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации в основном восприняло закрепленные в них цели.
В настоящее время все большее внимание уделяется обсуждению вопроса соответствия действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства европейским и международным стандартам, что определило появление такой подотрасли международного уголовного права как международное пенитенциарное (уголовно-исполнительное) право.
Ю. В. Трунцевский среди предпосылок образования международного пенитенциарного права отмечает расширенные сферы действия международного права, признание приоритетов общепризнанных принципов и договорных норм международного права над национальным законодательством, повышение активности государств для совместного решения пенитенциарных проблем, интеграцию государств в целях соединения усилий в пенитенциарной практике .
Многие ученые обращались к классификации уголовно-исполнительных стандартов5. Наиболее удачной является классификация, предложенная В. А. Уткиным6.
Согласно предлагаемой классификации международные стандарты подразделяются по следующим основаниям:
- по степени общности: универсальные и специальные. Первые содержатся в документах общего характера, относятся к правам человека вообще и не предназначены специально для регламентации обращения с заключенными, например, Всеобщая декларация прав человека. Среди документов, содержащих стандарты специального назначения, следует назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенным, Европейские пенитенциарные правила;
- по степени обязательности: стандарты, соблюдение которых обязательно для всех национальных систем исполнения наказаний, например, Международный пакт «О гражданских и политических правах», и стандарты, которые носят рекомендательный характер и внедряются в законодательство и практику исполнения наказаний с учетом национальных, экономических, политических и иных условий, например, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными;
- по источникам происхождения: стандарты, принятые международными правительственными организациями (ОНН, Совет Европы), и стандарты, принятые неправительственными организациями (Международная ассоциация помощи заключенным, Тюремное братство и др.);
- по широте действия: мировые и региональные. Некоторые международные стандарты принимаются специально в отношении отдельных категорий правонарушителей, например несовершеннолетних, или определенных профессиональных групп (врачей, должностных лиц по охране правопорядка).
Исследователи вопросов внедрения международно-правовых норм в отечественное законодательство отмечают несоответствие многих положений и фактического состояния условий исполнения уголовных наказаний международным пенитенциарным стандартам.
Так, Ф. М. Городинец отмечает невыполнение рекомендаций Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г. в части соблюдения половых различий между осужденными и персоналом исправительного учреждения . Некоторые положения международных пенитенциарных стандартов и правил уголовно-исполнительное законодательство
4 Трунцевский Ю. В. Международное пенитенциарное право как отрасль международного права // Московский журнал международного права. - 1999. - № 1. - С. 29.
5 Пономарев П. Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации. - Рязань, 1994. - С. 3-7; Сизый А. Ф. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации. - Рязань, 1996. - С. 9-19.
6 Уткин В. А. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации. - Томск, 1998. - С. 5-6.
7 Городинец Ф. М. Имплементация международно-правовых норм при исполнении наказания в виде лишения свободы в российском законодательстве и правоприменительной практике: монография. - СПб., 2002. - С. 163.
России приводится в соответствие до сих пор. В частности, норма, содержащаяся в ч. 3 ст. 12 УИК РФ, при ее буквальном толковании допускала проведение над осужденными медицинских и иных опытов, которые не ставят под угрозу их жизнь и здоровье. Лишь в 2009 г. в ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации были внесены изменения, и рассмотренное противоречие было устранено посредством закрепления в ч. 3 ст. 12 УИК РФ указания на то, что осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований8.
Многие положения отечественного уголовно-исполнительного законодательства, в том числе в области привлечения осужденных к труду, приведены в соответствие с международными стандартами, и часть из них уже реализуется на практике.
В УИК РФ (ст. 103) и Законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» (ст. ст. 13, 14 и 17) закреплено соответствующее международным стандартам положение, предусматривающее право и обязанность администрации привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности и, по возможности, специальности. В настоящее время полная трудовая занятость осужденных в условиях становления рыночных отношений остается одной из главных проблем уголовно-исполнительной политики, однако уголовно-исполнительное законодательство и российская пенитенциарная система в целом ориентированы на ее разрешение. Современное отечественное законодательство в области привлечения осужденных к труду постоянно совершенствуется и приводится в соответст-
9
вие с международными правовыми документами .
В ч. 1 Правила 100 Европейских пенитенциарных правил 2006 г. указывается на необходимость предоставления заключенным, дела которых еще не рассмотрены в суде, возможности работать10.
Согласно ч. 2 данного Правила на работающих заключенных должны распространяться все положения Правила 26, которые в свою очередь рекомендуют совмещать работу с «элементами профессиональной полготовки», предоставлять заключенным возможность выбирать интересующий их вид трудовой деятельности, организовывать трудовую деятельность, максимально схожую с методами аналогичной работы в обществе. Выполнение данных требований требует как соответствующего финансирования, так и широкого проведения плановых организационно-технических мероприятий. В настоящее время соответствующий уровень закрепления труда лиц, содержащихся в следственных изоляторах, в действующем законодательстве не отражен.
В области трудовой занятости осужденных с практической точки зрения важным остается вопрос о необходимости максимального приближения организации производственного процесса в исправительном учреждении к тем методам и процессам работы, которые будут востребованы в обществе, когда осужденный отбудет назначенное ему наказание и перед ним встанет вопрос о трудоустройстве. Для обеспечения этой задачи необходимо направить усилия на совершенствование системы подготовки: повышение квалификации и переподготовку рабочих как в профессиональных училищах, создаваемых при исправительных учреждениях, так и непосредственно на производстве, с учетом требований рынка труда11.
8 Федеральный закон от 19 июля 2009 г. № 191-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 29. - Ст. 3628.
9 Демидова О. В. Определение целей и принципов уголовно-исполнительной политики с учетом международных стандартов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2010. - № 5.
10 Рекомендация Комитета министров Совета Европы (2006) государствам - членам Совета Европы о Европейских пенитенциарных правилах // СПС «Гарант» (дата обращения: 07.02.2013).
11 Емельянова Е. В. Теоретические, организационные и правовые основы труда осужденных в условиях реформирования УИС: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2010.
Широко обсуждаемыми на сегодняшний день являются вопросы соответствия условий содержания осужденных в исправительных учреждения международным стандартам. Пристальное внимание Европейский комитет по предупреждению попыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (далее - ЕКПП) обращает на проблему нормы жилой площади на каждого осужденного. Это особо подчеркивается в п. 30 11-го генерального доклада за 2001 г.: «Правительства должны предусмотреть в законах определенные нормы, отвечающие требованиям уважения человеческого достоинства, а также необходимости охраны здоровья и соблюдения правил гигиены и санитарии». ЕКПП установил некоторые минимальные нормы: 4 кв. м на одного осужденного в многоместных камерах и 6 кв. м - в одноместных камерах.
В России осужденные содержаться в многоместных спальных помещениях. ЕКПП считает это положение недопустимым. У каждого осужденного отсутствует некое личное пространство, велик риск возникновения угрозы безопасности как осужденных, так и учреждения в целом. Кроме того, это способствует распространению тюремной субкультуры и созданию преступных группировок осужденных.
Остро стоит вопрос о соответствии содержания несовершеннолетних осужденных международным пенитенциарным стандартам.
Согласно п. 5.1 Минимальных стандартных правил ООН (Пекинские правила, принятые 29 ноября 1985 г.) система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение их благополучия и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей всегда были соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения12. Пекинские правила определяют цели обращения с правонарушителями в исправительных учреждениях.
Главным принципом формирования системы воспитательных центров для несовершеннолетних осужденных должно быть обеспечение их раздельного содержания в зависимости от общественной опасности совершенных преступлений и уровня криминальной зараженности личности.
Несовершеннолетним в исправительных учреждениях должен обеспечиваться уход, защита и вся необходимая помощь - социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также в области образования и профессиональной подготовки. В процессе посещения ряда учреждений для несовершеннолетних члены ЕКПП обратили внимание на то, что сотрудники, обеспечивающие безопасность, носят резиновые палки. ЕКПП считает это недопустимым.
Молодым женщинам-правонарушителям, помещенным в исправительное учреждение, должно уделяться особое внимание с учетом их личных нужд и проблем. Учреждения принудительного содержания для женщин функционируют отдельно от мужских, исключением являются колонии-поселения, где могут содержаться преступники обоих полов. С 2004 г. в России упразднены женские колонии строгого режима, также действующее законодательство не допускает заключения женщин в тюрьмы. При исправительных учреждениях есть дома ребенка, в которых содержатся дети, родившиеся в период отбывания срока. Остро стоит проблема обеспечения условий содержание беременных и женщин, имеющих малолетних детей. ЕКПП настаивает на том, чтобы женщины рожали в больницах вне тюремного учреждения.
В интересах благополучия несовершеннолетних, помещенных в исправительное учреждение, их родители или опекуны должны иметь право их посещать.
Необходимо поощрять межминистерское и межведомственное сотрудничество с целью обеспечения соответствующей академической или, по возможности, профессиональной подготовки находящихся в исправительных учреждениях несовершеннолетних с той целью, чтобы после выхода из исправительного учреждения они имели полноценное об-разование13.
12 Основы ювенального права: учебное пособие: в 3 т. - Воронеж, 2001. - Т. 2. - С. 94.
13 Там же. - С. 108-109.
Представляют интерес Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) от 14 декабря 1990 г. В процессе применения стандартов государствам предлагается руководствоваться следующими принципами: 1) обеспечить активное участие общественности на всех стадиях реализации рассматриваемых мер; 2) создать надлежащее соотношение между правами преступников, их жертв, интересами общественной безопасности и предупреждения преступности; 3) использовать стандарты с учетом национальных условий страны и целей системы уголовного правосудия; 4) иметь широкий набор мер для того, чтобы гибко реагировать на
характер и степень тяжести преступления, личность и интересы общества;
с\ 14
5) минимальное вмешательство при применении мер .
В заключение следует отметить, что начавшийся процесс внедрения норм международных европейских стандартов в действующее российское уголовное и уголовно-исполнительное законодательство далек от завершения. Уголовно-исполнительная политика направлена на данный курс, однако предстоит большая работа по приведению российского законодательства в соответствие с международными нормами обращения с осужденными.
Библиографический список
Городинец, Ф. М. Имплементация международно-правовых норм при исполнении наказания в виде лишения свободы в российском законодательстве и правоприменительной практике: монография / Ф. М. Городинец. - СПб., 2002.
Демидова, О. В. Определение целей и принципов уголовно-исполнительной политики с учетом международных стандартов / О. В. Демидова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2010. - № 5.
Дуюнов, В. К. Уголовно-правовая политика и ее место в политике противодействия преступности / В. К. Дуюнов // Проблемы российского законодательства: история и современность: материалы межрегионой научно-практической конференции (Тольятти, 3-4 февраля 2006 г.).
- Самара: Самарская гуманитарная академия, 2006. - Ч. 2. - С. 114.
Емельянова, Е. В. Теоретические, организационные и правовые основы труда осужденных в условиях реформирования УИС: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Е. В. Емельянова. - М., 2010.
Основы ювенального права: учебное пособие: в 3 т. - Воронеж, 2001. - Т. 2.
Пономарев, П. Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации / П. Г. Пономарев. - Рязань, 1994.
Рекомендация Комитета министров Совета Европы (2006) государствам - членам Совета Европы о Европейских пенитенциарных правилах [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 07.02.2013).
Сизый, А. Ф. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации / А. Ф. Сизый. - Рязань, 1996.
Трунцевский, Ю. В. Международное пенитенциарное право как отрасль международного права / Ю. В. Трунцевский // Московский журнал международного права. - 1999. - № 1. - С. 29.
Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. В. И. Селиверстова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2010.
Уткин, В. А. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации / В. А. Уткин. - Томск, 1998.
Федеральный закон от 19 июля 2009 г. № 191-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 29. - Ст. 3628.
Федотова, И. Н. Российская уголовно-исполнительная система: современный этап модернизации / И. Н. Федотова // Российское общество и государство: актуальные проблемы на современном этапе: материалы Международной научно-практической конференции. - Владимир, 2009.
- С. 333-340.
14 Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. В. И. Селиверстова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2010. - С. 535.