In the article author considers prevention of legal conflicts' concept and ways of legal conflicts' preventing. The author analyzes the causes of legal conflicts. The right is considered as a regulator of social relations, preventing conflicts.
Key words: legal conflict, warning of the legal conflict, the reasons for the legal conflict.
KONDRATENKO Zarina Kamilevna - Candidate of Law, Senior lecturer of the Department of Civil llaw and the Process of the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
УДК 342.41+347.963
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
Лаптева Ольга Александровна,
помощник прокурора Республики Марий Эл, аспиратнка Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: о.а[email protected]
В статье анализируется федеральное и региональное законодательство, затрагивающее практику реализ-хации норм Конституции Республики Марий Эл в деятельности органов прокуратуры.
Ключевые слова: прокурор, органы прокуратуры, Республика Марий Эл.
Анализ действующего федерального и регионального законодательства позволяет выделить два направления деятельности органов прокуратуры, в основе осуществления которых нормы Конституции Республики Марий Эл:
1) реализация органами прокуратуры республики права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ - Государственном Собрании Республики Марий Эл;
2) участие органов прокуратуры республики в конституционном судопроизводстве - наделение прокурора РМЭ правом обращения в Конституционный суд Республики Марий Эл.
Кроме того, Конституция Республики Марий Эл регламентирует процедуру согласования с органами государственной власти субъектов Республики Марий Эл кандидатуры прокурора республики.
Рассмотрим обозначенные направления деятельности более подробно.
1. Реализация прокуратурой Республики Марий Эл права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ -Государственном Собрании Республики Марий Эл.
Конституция РФ [1] 1993 года в ч. 1 ст. 104 содержит исчерпывающий перечень субъектов права законодательной инициативы, в который органы прокуратуры не включены. Вместе с тем в законодательстве предусмотрена возможность участия прокуроров в правотворческой деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1
«О прокуратуре РФ» [3] прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности (ч. 4 ст. 1). Закон также закрепляет за прокурором возможность вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов (ст. 9) [3]. Формы участия прокурора в правотворческой деятельности различны, к ним, в частности, относятся: внесение соответствующих предложений; выступление на заседаниях; участие в рабочих группах для разработки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов.
Вместе с тем решение вопроса о наделении прокурора правом законодательной инициативы в представительном органе субъекта - прерогатива регионального законодателя. В частности, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [4] устанавливает, что конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ - представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта РФ, общественным объединениям, а также гражданам, прожи-
62
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Лаптева О. А.
вающим на территории данного субъекта РФ (ч. 1 ст. 6).
Прокурору Республики Марий Эл право законодательной инициативы в Государственном Собрании РМЭ предоставлено на основании статьи 74 Конституции Республики Марий Эл [2].
Это очень важный и положительный момент. Прокуратура в ходе осуществления надзорных функций охватывает практически все сферы общественных отношений, урегулированные нормами законодательства. Прокурорами регулярно осуществляется анализ состояния законности и правопорядка на поднадзорной территории. Таким образом, в органах прокуратуры аккумулируется важнейшая информация о состоянии законности и правопорядка, а также о состоянии правового регулирования, наличии коллизий и пробелов в законодательстве. Реализация прокуратурой республики предоставленного права законодательной инициативы способствует приведению регионального законодательства в соответствие с изменениями, вносимыми в нормативные правовые акты федерального уровня, устранению пробелов и коллизий в правовом регулировании.
За период 2013-2015 гг. по инициативе прокуратуры республики Государственным Собранием Республики Марий Эл принято 7 законов.
К примеру, по инициативе республиканской прокуратуры принят Закон Республики Марий Эл от 1 августа 2013 г. № 31-З «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Республике Марий Эл» [9].
В развитие норм Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [2] законом республики установлено, что гражданин вправе получить в государственном органе, органе местного самоуправления, организации, на которую возложено осуществление публично значимых функций, информацию, в том числе по телефону, о факте получения и дате регистрации его обращения.
Для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов I и II групп и их законных представителей, беременных женщин, родителей, пришедших на личный прием с ребенком в возрасте до трех лет (включительно), граждан старше 70 лет предусматривается право на личный прием во внеочередном порядке.
По инициативе прокуратуры РМЭ в 2013-2015 гг. неоднократно вносились изменения в закон РМЭ «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республики Марий Эл» [7], в закон республики «О противодействии коррупционным проявлениям на территории Республики Марий Эл» [8]. Цель внесенных изменений - приведение отдельных норм указанных законов в соответствие с поправками, внесенными в федеральное законодательство.
В 2015 году прокурор республики инициировал принятие Закона Республики Марий Эл «О внесении
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
изменения в статью 11.1 Закона Республики Марий Эл «О противодействии коррупционным проявлениям на территории Республики Марий Эл» [10].
Данным законом региональное законодательство приведено в соответствие с федеральным, а именно: скорректированы запреты, установленные для работников республиканских учреждений, наделенных полномочиями по контролю и надзору за деятельностью юридических и физических лиц, а также полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях.
Наделение Конституцией РМЭ прокурора правом законодательной инициативы, несомненно, является гарантией формирования единства правового пространства, своевременного приведения регионального законодательства в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Во многом схожие задачи решаются прокурорами путем участия в конституционном судопроизводстве.
2. Наделение прокурора РМЭ правом обращения в Конституционный суд Республики Марий Эл. Взаимодействие прокуратуры РМЭ с Конституционным судом РМЭ.
В силу ст. 86 Конституции РМЭ [2] в республике действует Конституционный суд Республики Марий Эл.
В соответствии со ст. 95 Конституции РМЭ [2] прокурор наделен правом обращения в Конституционный суд РМЭ с запросом о соответствии Конституции РМЭ: а) законов Республики Марий Эл, принятых по вопросам ведения органов государственной власти Республики Марий Эл или по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Марий Эл, если нет в производстве Конституционного суда Российской Федерации дела по аналогичному вопросу или принятого им решения;
б) нормативных правовых актов Главы Республики Марий Эл, Государственного Собрания Республики Марий Эл, Правительства Республики Марий Эл;
в) уставов муниципальных образований и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Аналогичные нормы содержатся в ст. ст. 3, 80 Закона РМЭ от 11 марта 1997 г. № 14-З «О Конституционном суде РМЭ» [6]. В соответствии со ст. 73 указанного закона прокурору не позднее чем в семидневный срок со дня их подписания направляются все постановления Конституционного суда РМЭ.
С целью совершенствования дальнейшего взаимодействия 9 августа 2012 г. между прокуратурой республики и Конституционным судом РМЭ заключено соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает меры по совместной защите конституционных прав и свобод, в том числе посредством конституционного правосудия, информационный обмен между сторонами о нарушениях в указанной сфере правоотношений и принятых в связи с ними мерах. Соглаше-
63
Практика реализации норм Конституции Республики Марий Эл
ние предусматривает формы сотрудничества: взаимный обмен решениями и имеющейся в их распоряжении правовой информацией в области конституционных прав и свобод; сотрудничество в совершенствовании регионального законодательства в целях защиты прав и свобод человека и гражданина и приведении его, в случае необходимости, в соответствие с конституционными требованиями, общепризнанными нормами и принципами международного права; участие в проводимых сторонами мероприятиях по актуальным вопросам права, в судебных заседаниях в рамках, предусмотренных конституционным судопроизводством; при необходимости участие в работе коллегии прокуратуры, координационных совещаниях правоохранительных органов; осуществление иных совместных проектов по развитию законодательства и совершенствованию системы защиты конституционных прав и свобод.
На судебные заседания по делам, затрагивающим конституционные права граждан, приглашаются сотрудники прокуратуры, мнение прокуратуры учитывается при принятии решений (за 2013-2015 годы сотрудники республиканской прокуратуры приняли участие в 8 таких заседаниях Конституционного суда РМЭ).
К примеру, в 2014 году положение пункта 2.6.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка детей на учет для зачисления в муниципальные образовательные учреждения города Йошкар-Олы, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) в редакции, утвержденной постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 января 2014 года № 87 [11], признано не соответствующим Конституции РМЭ, ее статьям 7 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 27, 43 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) в той мере, в какой оно увязывает зачисление детей в дошкольное образовательное учреждение городского округа «Город Йошкар-Ола» с предоставлением документа, подтверждающего постоянную или временную регистрацию на территории муниципального образования.
Позиция суда соответствовала позиции прокурора.
3. Отмечая значимость норм Конституции республики, следует остановиться на законодательно предусмотренной процедуре согласования с органами государственной власти субъектов РФ кандидатур прокуроров субъектов Федерации.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [3] прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
Указанный вопрос нашел дальнейшее урегулирование в Конституции РМЭ [2], статьей 96 которой установлено, что прокурор Республики Марий Эл назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с Главой Республики Марий Эл и Г осударственным Собранием Республики Марий Эл.
Таким образом, нормы Конституции РМЭ, предоставляя прокурору перечисленные правомочия, в целом выступают дополнительной гарантией формирования единого правового пространства.
Литература
1. Конституция Российской Федерации официальный текст опубликован 21.07.2014 на Официальном интернетпортале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
2. Конституция Республики Марий Эл // Марийская правда. 1995. 7 июля.
3. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
5. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
6. Закон Республики Марий Эл от 11 марта 1997 г. № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл» // Марийская правда. 1997. № 51.
7. Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 г. № 69-З «О профилактике алкоголизма, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, токсикомании в Республике Марий Эл» // Марийская правда. 2008. № 224
8. Закон Республики Марий Эл от 7 мая 2010 г. № 15-З «О противодействии коррупционным проявлениям на территории Республики Марий Эл» // Марийская правда. Официальный еженедельник. 2010. № 18.
9. Закон Республики Марий Эл от 1 августа 2013 г. № 31-З «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Республике Марий Эл» // Официальном интернет-портале Республики Марий Эл http://www.portal.mari.ru - 02.08.2013.
10. Закон Республики Марий Эл от 5 мая 2015 г. № 20-З «О внесении изменения в статью 11.1 Закона Республики Марий Эл "О противодействии коррупционным проявлениям на территории Республики Марий Эл» // Официальный интернетпортал Республики Марий Эл http://www.portal.mari.ru, 06.05.2015.
11. Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка детей на учет для зачисления в муниципальные образовательные учреждения города Йошкар-Олы, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) в редакции, утвержденной постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 января 2014 года № 87 // Йошкар-Ола. 2014. № 3.
64
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Маслова С. В.
O. A. Lapteva
PRACTICE OF CONSTITUTIONAL NORMS' REALIZATION OF THE REPUBLIC OF MARI EL
IN PROSECUTION'S ACTIVITIES
In the article the federal and regional legislation is analyzed, affecting the practice of realization of norms of the Constitution of the Republic of Mari El in prosecution's activities.
Key words: prosecutor, the prosecutor's office, Republic of Mari El.
LAPTEVA Olga Aleksandrovna - Assistant Prosecutor of the Republic of Mari El, Postgraduate student of the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
УДК 346.56+347.963
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
Маслова Светлана Васильевна,
кандидат юридических наук, судья Конституционного суда Республики Марий Эл, доцент кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
В статье автор раскрывает некоторые вопросы взаимодействия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации с органами прокуратуры Российской Федерации, в том числе вопросы взаимодействия Конституционного суда Республики Марий Эл с прокуратурой Республики Марий Эл.
Ключевые слова: конституционный (уставной) суд, прокуратура, взаимодействие, конституционное судопроизводство.
В соответствии с частью 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации наравне с другими формами судопроизводства судебная власть осуществляется также посредством конституционного судопроизводства. На уровне субъектов Российской Федерации в рамках реализации положений ст. 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», начиная уже с 1997-1998 годов, продолжается непрерывный процесс создания конституционных (в республиках) и уставных (в иных регионах) судов. Не стала исключением и Республика Марий Эл, где 18 июня 1998 года Конституционный суд Республики Марий Эл был сформирован в правомочном составе. Так, согласно ст. 94 Конституции Республики Марий Эл Конституционный суд Республики Марий Эл относится к суду республики.
Конституционный суд Республики Марий Эл - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Аналогичная формулировка в настоящее время
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 14-23-23001.
содержится практически во всех региональных законах о конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодательство субъектов Российской Федерации отразило основные черты юридической и государственно-властной природы конституционных (уставных) судов: правовой статус -судебные органы; по функциональному предназначению - суды, осуществляющие конституционный контроль; по основным принципам деятельности - органы, самостоятельно и независимо осуществляющие судебную власть; по процессуальной форме деятельности - судебные органы, осуществляющие конституционное судопроизводство.
На сегодняшний день в субъектах, где учреждены конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, завершилось становление органов государственной власти на региональном уровне, поскольку наличие такого суда - необходимый элемент конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
К органам публичной власти, обеспечивающим конституционную законность на региональном уровне, можно также отнести и прокуратуру Российской
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
65