Бурдо Е. П.
Литература
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 04.11.2014 № 333-ФЗ) // Российская газета. 1996. 27 янв.
3. По данным аналитиков в ближайшие два-три года реальные доходы населения в России могут снизиться на 10 %. Понимая это, в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. Президент России Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что «впереди время сложное, напряженное...». Свои надежды на будущее Президент России связывает с традиционными ценностями, переданными предками, в число которых, безусловно, вхо-
входит семья, материнство и детство. См.: Российская газета. 2014. 5 дек.
4. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ros
stat/ru/statistics/population/motherhood/# (дата обращения:
04.02.2015) . На 1 января 2015 г. население России насчитывало 146 270 033 чел., в том числе 26,6 млн. детей в возрасте до 18 лет. URL: http://www.statdata.ru/largest_regions_russia (дата обращения: 04.02.2015).
5. Министерство образования и науки Республики Марий Эл: Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за 2010-2013 годы. URL: http://марийэл.рф/minobr/pages (дата обращения: 04.02.2015).
6. Куропацкая Е. Г. Права ребенка, находящегося под опекой (попечительством) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4.
7. URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения:
04.02.2015) .
E. P. Burdo
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION
OF GUARDIANSHIP AND CUSTODY OF CHILDREN IN THE RUSSIAN FEDERATION
In the work legal bases of the institutions of guardianship and curatorship are examined.
Key words: the guardianship and custody, minors.
BURDO Evgeniy Petrovich - Candidate of Law, Authorized under the Head of the Republic of Mari El on Child Rights in the Administration of the Head of the Republic of Mari El, Assistant Professor of the Department of Civil law and the Process, the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected].
УДК 340.1
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Кондратенко Зарина Камилевна,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
В статье автор рассматривает понятие предупреждения юридических конфликтов и способы предупреждения юридических конфликтов, анализирует причины возникновения юридических конфликтов. Право рассматривается как регулятор общественных отношений, предупреждающий конфликты.
Ключевые слова: юридический конфликт, предупреждение юридического конфликта, причины юридического конфликта.
Под предупреждением конфликта понимают такое воздействие на элементы конфликта (объект, субъекты, мотивы их поведения и т. д.), при котором устраняются объективные и субъективные причины назревающего столкновения, разрешаются противоречия неконфликтными способами [13, с. 273]. Однако разрешение противоречий, а именно разрешение конфликта, представляет собой иной процесс. М. М. Васягина использует понятие «профилактика юридического конфликта», под которым понимает осуществляемую на общесоциальном, общеправовом,
индивидуальном, конкретном уровнях государственными органами, организациями, общественными объединениями в пределах своей компетенции с применением определенных средств и методов необходимую деятельность, направленную на проведение профилактических мероприятий по предупреждению, предотвращению и пресечению конфликтного поведения в правовой сфере, выявлению и устранению конфликтогенных факторов, то есть причин и условий, способствующих возникновению деструктивных юридических конфликтов, а также активному воздей-
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
59
Практика реализации норм Конституции Республики Марий Эл
ствию на лиц с устойчивой конфликтной антиобщественной, противоправной ориентацией в целях недопущения совершения ими деструктивных конфликтных действий [4]. Анализ данного определения позволяет говорить о том, что профилактика юридического конфликта включает в себя меры по его предупреждению.
Считаем, что под предупреждением юридического конфликта следует понимать деятельность по выявлению и устранению причин и условий юридического конфликта. Многосторонний анализ сути конфликтных ситуаций и мотивов поведения субъектов еще на ранних стадиях помогает предупредить и избежать многих конфликтов. Предупреждение конфликтов предполагает также проведение социальной, экономической, культурной политики, направленной на улучшение благосостояния народа, уважение и защиту прав и свобод человека и гражданина.
Следует отметить, что право не только разрешает конфликты, но и порождает их, а непосредственно конфликтные процессы в обществе изменяют право [3, с. 15-17]. Ю. П. Юрьева полагает, что «конфликты представляют собой одно из проявлений тех противоречий, которые являются прямым следствием недостатков правового регулирования» [18, с. 147].
А. А. Данельян отмечает, что противоречия действующего законодательства являются лишь поводами для возникновения корпоративных конфликтов, но не его причинами [7, с. 91]. В отличие от этих авторов М. Н. Кузьмина считает, что противоречия между людьми могут возникать вследствие нарушения норм права, общепризнанных принципов и норм морали, в результате ошибочных действий официальных властных структур [12, с. 10]. Однако нарушение - это поведенческий акт субъекта, который представляет собой следствие, а не причину конфликта. С. Ю. Филиппова считает, что причиной конфликта является противоречие интересов [15, с. 383].
Возникновение и развитие конфликтов, в том числе и юридических, обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных [1, с. 233]. Так, к объективным причинам конфликтов относятся такие обстоятельства, которые привели к столкновению интересов, мнений, установок. В возникновении конфликта обычно можно обнаружить те или иные объективные причины, способствовавшие столкновению интересов социальных субъектов. Например, конфликты между наследниками по вопросам принятия наследства или столкновение интересов собственников соседних земельных участков по вопросам размещения строений основаны на противоречиях, закономерно вытекающих из объективно сложившейся ситуации, в которой столкнулись реальные потребности каждой из сторон.
К субъективным причинам относятся обстоятельства, которые связаны с индивидуальными особенностями оппонентов. К организационно-управленческим
60
причинам относятся те, которые связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп. К числу социально-психологических относятся причины, обусловленные непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы. Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников [11, с. 27-31]. В общественной жизни существует немало противоречий и, следовательно, конфликтов, которые не вызваны какими-то серьезными причинами, а коренятся в характерах людей, настроениях, вкусах, образе жизни и восприятии окружающей действительности и других субъективных факторах и не имеют прямого отношения к их действительным мотивам и потребностям [6, с. 56].
Говоря о юридических конфликтах, следует заметить, что они возникают в сфере общественных отношений, урегулированных правом либо подлежащих правовому регулированию (юридические отношения). Отметим, что нормы морали, нравственности, традиции и обычаи сохраняют свое значение в обществе. Например, заключение брачного договора между супругами правомерно, однако в глазах окружающих может выглядеть как поведение, не соответствующее нормам или требованиям обычая, получить в силу этого негативную оценку и привести к возникновению конфликта.
Можно выделить следующие причины возникновения юридических конфликтов: 1) несоответствие уровня развития правосознания в обществе реальным правовым отношениям; 2) существование устаревших норм, их несоответствие судебной практике и объективным потребностям; 3) коллизии и пробелы в праве; 4) расширение границ права при регулировании общественных отношений; 5) легитимация новых правоотношений; 6) определение законодателем модели прекращения юридического конфликта [11, с. 27-31].
Рассмотрим предупредительные меры, направленные на выявление и устранение причин и условий юридических конфликтов.
Правовое прогнозирование - это систематическое и непрерывно ведущееся исследование будущего состояния государственно-правовых процессов, темпов их протекания и конкретных сроков осуществления, проводимое специально организованными для этого научными коллективами на основе принципиальных положений общей теории права и отраслевых юридических дисциплин, а также положений социальной прогностики [5, с. 7].
К процедурам прогнозирования относятся следующие: выявление причин, порождающих противоречие между участниками конфликта; выявление потенциальных субъектов возможного конфликта; определение направления развития конфликтной ситуации; прогнозирование инцидента; предвидение ответного действия другой стороны [13, с. 272].
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Кондратенко З. К.
Собственно предупреждение ведется только в границах, устанавливаемых требованиями к регулированию общественных взаимоотношений, а именно: психологическими, нравственными, правовыми [16, с. 115]. Процесс предупреждения конфликта имеет место или целесообразен только в том случае, если возникает реальная опасность перерастания отношений в деструктивные формы, как-то: распад семьи, увольнение с работы и т. д.
Устранение причин и условий конфликта возможно на разных уровнях. С точки зрения психологии устранение причин юридического конфликта предполагает воздействие на мотивацию участников, идеологическое воздействие посредством проведения правового воспитания. Правовое воспитание - это целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры [2, с. 66]. Такое воздействие может осуществляться путем информирования граждан об общеобязательных нормах, разъяснения мотивов и целей установления государством таких масштабов, убеждения в их необходимости, справедливости и социальной ценности, предупреждения о возможных последствиях отклонения от них и т. д. [17, с. 78-79].
Н. С. Емельянов и Н. Ф. Бережкова отмечают, что от уровня правосознания зависит качество законов, а также то, каким будет поведение человека в обществе - правомерным или неправомерным, социально полезным или социально опасным [8, с. 74-77].
Отметим, что с помощью права можно воздействовать не только на мотивацию возможных субъектов конфликта, но и на объективные обстоятельства, способствующие его появлению. Так, в нормах права содержатся запреты, ограничения, поощрения, обязывания, закрепления в уполномочивающей или управомочивающей формах. В частности, запрет направлен на вытеснение нежелательных, недопустимых общественных отношений, представляющих, с точки зрения законодателя, явную угрозу нормальному развитию общества и влекущих за собой возникновение конфликта. Запрещающие нормы содержатся в Уголовном кодексе РФ [14], который устанавливает уголовную ответственность за совершенные преступления, в Кодексе РФ об административных правонарушениях [9], который устанавливает административную ответственность за совершенные правонарушения, и других нормативно-правовых актах.
Закрепление в правовых нормах тех или иных правил поведения связано с подтверждением государственной властью наличия определенных общественных отношений. Так, Конституция РФ [10] содержит нормы о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, идеологическом многообразии и многопартийности, что гарантируется, обеспечивается принудительной силой государства.
Позитивное обязывание предполагает указание на вид и меру должного поведения субъекта обществен-
ного отношения. Например, обязанность возместить причиненный вред, платить алименты, не препятствовать собственнику пользоваться своим имуществом. Выполнение таких обязанностей способствует предупреждению возникновения конфликтной ситуации [17, с. 78-79].
Таким образом, право как общеобязательный регулятор поведения оказывает непосредственное предупредительное влияние в отношении причин и условий юридических конфликтов.
Литература
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 233.
2. Бабаев В. К., Баранов В. М., Толстик В. А. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. М.: Юристъ, 2002. С. 66.
3. Баранникова Т. С. Юридические конфликты: причины возникновения и степень воздействия на общественное правосознание // История государства и права. 2008. № 21. С. 15-17.
4. Васягина М. М. Профилактика юридического конфликта как многоуровневый процесс: автореф. дис. ... канд. юрид наук. Нижний Новгород, 2006. 29 с.
5. Гаврилов О. А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М.: Изд-во ИГиП РАН, 1993. С. 7 (128 c.)
6. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. С. 56.
7. Даниельян А. А. Корпорация и корпоративные конфликты. М.: Камерон, 2007. С. 91.
8. Емельянов Н. С., БережковаН. Ф. Правовое воспитание и предупреждение правового конфликта // Административное право и процесс. 2012. № 3. С. 74-77.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от
02.05.2015) // Российская газета. 2001. № 256. 31 дек.
10. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
11. Кузбагаров А. Причины возникновения юридического конфликта и примирение конфликтующих как способ их разрешения // Арбитражный и гражданский процесс. М.: Юрид. мир, 2006. № 3. С. 27-31.
12. Кузьмина М. Н. Юридический конфликт: теория и практика разрешения. М.: Юрлитинформ, 2008. С. 10.
13. Социология права: учебник / В. М. Сырых, В. Н. Зен-ков, В. В. Глазырин и др.; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. 3-е изд., стер. М., 2004. С. 273.
14. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015, с изм. от 07.04.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
15. Филиппова С. Ю. Инструментальный подход в науке частного права: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 383.
16. Фортова Л. К. Правовая конфликтология: Конспект лекций. Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2006. С. 115.
17. Чулюкин И. Л. Право как средство предупреждения и разрешения социальных конфликтов // Вестник экономики, права и социологии. 2009. № 3. С. 78-79.
18. Юрьева Ю. П. Корпоративные конфликты в российских акционерных обществах // Право и политика. 2006. № 8. С. 147.
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
61
In the article author considers prevention of legal conflicts' concept and ways of legal conflicts' preventing. The author analyzes the causes of legal conflicts. The right is considered as a regulator of social relations, preventing conflicts.
Key words: legal conflict, warning of the legal conflict, the reasons for the legal conflict.
KONDRATENKO Zarina Kamilevna - Candidate of Law, Senior lecturer of the Department of Civil llaw and the Process of the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
УДК 342.41+347.963
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
Лаптева Ольга Александровна,
помощник прокурора Республики Марий Эл, аспиратнка Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: о.а[email protected]
В статье анализируется федеральное и региональное законодательство, затрагивающее практику реализ-хации норм Конституции Республики Марий Эл в деятельности органов прокуратуры.
Ключевые слова: прокурор, органы прокуратуры, Республика Марий Эл.
Анализ действующего федерального и регионального законодательства позволяет выделить два направления деятельности органов прокуратуры, в основе осуществления которых нормы Конституции Республики Марий Эл:
1) реализация органами прокуратуры республики права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ - Государственном Собрании Республики Марий Эл;
2) участие органов прокуратуры республики в конституционном судопроизводстве - наделение прокурора РМЭ правом обращения в Конституционный суд Республики Марий Эл.
Кроме того, Конституция Республики Марий Эл регламентирует процедуру согласования с органами государственной власти субъектов Республики Марий Эл кандидатуры прокурора республики.
Рассмотрим обозначенные направления деятельности более подробно.
1. Реализация прокуратурой Республики Марий Эл права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ -Государственном Собрании Республики Марий Эл.
Конституция РФ [1] 1993 года в ч. 1 ст. 104 содержит исчерпывающий перечень субъектов права законодательной инициативы, в который органы прокуратуры не включены. Вместе с тем в законодательстве предусмотрена возможность участия прокуроров в правотворческой деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1
«О прокуратуре РФ» [3] прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности (ч. 4 ст. 1). Закон также закрепляет за прокурором возможность вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов (ст. 9) [3]. Формы участия прокурора в правотворческой деятельности различны, к ним, в частности, относятся: внесение соответствующих предложений; выступление на заседаниях; участие в рабочих группах для разработки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов.
Вместе с тем решение вопроса о наделении прокурора правом законодательной инициативы в представительном органе субъекта - прерогатива регионального законодателя. В частности, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [4] устанавливает, что конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ - представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта РФ, общественным объединениям, а также гражданам, прожи-
62
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015