Купцова О. В.
ИСХОДНЫЕ НАЧАЛА ПРЕВЕНТИВНО-КОНФЛИКТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОРАЛИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
18. ЭТИКА (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.05)
18.1. ИСХОДНЫЕ НАЧАЛА ПРЕВЕНТИВНО-КОНФЛИКТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОРАЛИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Купцова Ольга Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, доцент
Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
Аннотация
Задачи: Статья нацелена на оценку потенциала норм профессиональной морали как института превенции конфликтов с участием сотрудников правоохранительных органов. В этой связи предпринята попытка выявления нравственных принципов предупреждения конфликтов в правоохранительной деятельности государства, проанализированы нормы законодательства и кодексов профессиональной этики, направленные на предупреждение конфликтов в правоохранительной сфере.
Методология: Исследование проводилось посредством методов анализа и синтеза, формально-юридического, системно-структурного, сравнительно-правового методов при изучении научных работ по теоретико-правовой и профессионально-этической проблематике, кодексов этики государственных служащих правоохранительных органов.
Выводы: Проведенное исследование позволяет выделить основными принципами предупреждения конфликтов в правоохранительной деятельности государства принципы уважения достоинства субъектов общения, толерантности, гуманизма, справедливости. Требования профессиональной этики, направленные на предупреждение конфликтов в правоохранительной сфере, имеют разную степень конкретизации, как прямую, так и косвенную направленность на предотвращение конфликтов с участием сотрудников правоохранительных органов, выступают необходимым элементом системы профилактики конфликтного поведения при реализации государственной функции правоохраны.
Заключение: Статья может быть интересна студентам, профессорско-преподавательскому составу, научным сотрудникам, исследующим проблемы профессиональной этики, теории права, деятельности правоохранительных органов, предупреждения юридических конфликтов.
Ключевые слова: профессиональная этика, государственный служащий, правоохранительные органы, предупреждение юридических конфликтов.
INITIAL PRINCIPLES OF THE PREVENTIVE-CONFLICT ORIENTATION OF PROFESSIONAL MORALITY IN LAW ENFORCEMENT
Kuptsova Olga V., PhD in law, assistant professor, assistant professor Place of employment: National Research Mordovia State University
Abstract
Objectives: The article is aimed at assessing the potential of the norms of professional morality as an institution for conflict prevention involving law enforcement officers. In this regard, an attempt was made to identify moral principles for preventing conflicts in law enforcement activities of the state, analyzed the norms of legislation and codes of professional ethics aimed at preventing conflicts in law enforcement.
Materials and methods: The research was carried out by methods of analysis and synthesis, formal legal, system-structural, comparative legal methods in the study of scientific works on theoretical and professional and ethical issues, codes of ethics for civil servants of law enforcement agencies. The requirements of professional ethics aimed at preventing conflicts in the law enforcement sphere have a different degree of specification, both direct and indirect focus on conflict prevention involving law enforcement officers, act as an essential element of the system for the prevention of conflict behavior in the implementation of the state law enforcement function.
Conclusion: The article may be of interest to students, faculty, researchers working on the issues of professional ethics, theory of law, law enforcement activities, prevention of legal conflicts.
Keywords: professional ethics, public servant, law-enforcement authorities, legal conflicts prevention.
Профессиональная мораль как свод нравственных норм, требований, которыми необходимо руководствоваться в профессиональной деятельности, приобретает особую ценность в системе государственной служ-
бы в целом [9, с. 7] и в сфере правоохраны в частности, что объясняется тесной связью правовых и моральных норм, а также повышенными требованиями общества к представителям государства, обеспечива-
Социально-политические науки
3'2018
ющим законность и правопорядок, защиту законных интересов граждан и организаций, восстановление нарушенных прав и свобод.
Соглашаясь с выделением ряда этических положений в качестве принципов бесконфликтного общения [10; 11, с. 194], а также обобщая положения действующего российского законодательства и кодексов юридической этики, отметим следующие нравственные начала (принципы) предупреждения конфликтов в правоохранительной деятельности государства:
- принцип неприкосновенности (уважения) достоинства субъектов общения;
- принцип толерантности;
- принцип гуманизма;
- принцип справедливости.
Данные принципы раскрываются в кодексах юридической этики, в частности, следующими требованиями:
- проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и иных государств, учитывать культурные и другие особенности различных социальных групп, воздерживаться от любых действий и высказываний дискриминационного характера (по признакам расы, национальности, пола, языка, гражданства, социального, семейного, имущественного положения, политических или религиозных предпочтений);
- воздерживаться от грубости, заносчивости, пренебрежительного тона, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных обвинений, от угроз, оскорбительных выражений, от действий, препятствующих нормальному общению, провоцирующих противоправное поведение;
- быть вежливым, корректным, внимательным, доброжелательным в общении с гражданами и коллегами;
- в отношениях с подчиненными устанавливать равномерную, справедливую служебную нагрузку, не допускать предоставления отдельным сотрудникам незаслуженных благ и привилегий, покровительства, карьерного выдвижения, преимуществ в связи с родством, землячеством, личной преданностью, «перспективой» получения корыстной выгоды.
Четкое разграничение отмеченных требований как проявлений содержания того или иного принципа бесконфликтного общения в правоохранительной сфере вряд ли возможно уже потому, что эти принципы тесно взаимосвязаны. Так, уважение достоинства лица сопряжено с терпимым отношением к его социальным особенностям, недопустимостью заносчивости, оскорбительных выражений и действий, требованием воздерживаться от грубости, быть корректными, внимательными (проявлением милосердия). Принцип справедливости выражается не только в установлении справедливой нагрузки на подчиненных, но и в запрете предъявлять неправомерные обвинения, в недопустимости ущемления прав граждан по мотивам религиозной, этнической и иной социальной принадлежности.
Нормы профессиональной морали направлены на предотвращение конфликтов между представителями правоохранительных органов и населением, внутри коллектива правоохранительного органа, между сотрудниками правоохранительных органов и представителями внешних (по отношению к данному органу) структур (СМИ, организации, иные органы власти). При этом общение со всеми субъектами требует уважения их чести и достоинства, корректности, сдержанности, внимательности.
В отношениях с гражданами и организациями сотрудник правоохранительных органов должен быть «пластичным и вариативным», учитывать многообразие форм организованной деятельности людей, высокий уровень формализации отношений между представителями юридических лиц, приоритет групповых, общественных интересов и целей, публичность диалога при привлечении средств массовой информации.
Во взаимоотношениях с коллегами важно учитывать следующие нормы этики внутри- и межведомственных контактов [1]:
- изначально необходимо инициировать консенсуальный (кооперативный) стиль совместной работы;
- стремиться к поиску (акцентированию) обоюдного интереса в решении поставленных перед каждой структурой задач;
- помнить о принадлежности к определенному ведомству (отделу), не абсолютизируя при этом «ведомственный интерес»;
- не совершать действий, которые могут спровоцировать (усугубить) межведомственный конфликт;
- при появлении разногласий не переходить на обсуждение личностных качеств друг друга - предметом спора является не личность, а убеждения, взгляды;
- исключить вероятность использования «статусных возможностей» (ранговых показателей, административных ресурсов и т. п.).
Требования профессиональной этики, направленные на предупреждение конфликтов в правоохранительной сфере, имеют разную степень конкретизации. Норма профессиональной морали может содержать непосредственно требование о предупреждении конфликта либо предполагать профилактическую направленность, не закрепляя напрямую указания о недопустимости (о предотвращении) конфликта.
Например, Закон о службе в органах внутренних дел [8] обязывает сотрудника принимать меры к исключению возможностей возникновения конфликтов интересов, а руководство - обеспечивать их предотвращение или урегулирование (см. ст. 71, подп. 13 п. 1 ст. 12). Непринятие сотрудником органов внутренних дел (как стороной конфликта) мер по предотвращению (урегулированию) конфликта интересов является основанием увольнения в связи с утратой доверия (п. 4 ст. 82 Закона, см. также подп. 1 и 2 п. 4 ст. 82 Закона). Аналогичные нормы содержат Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» [7] (см. ст. 30.2) и Федеральный закон от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [6] (см. ст. 41.9).
Судью от конфликта интересов и конфликтных ситуаций непосредственно предостерегают статьи 5, 8, 9, 10, 17 Кодекса судейской этики[2]. Сотрудникам следственных органов и органов прокуратуры Российской Федерации также предписывается избегать конфликтных ситуаций, наносящих ущерб личной репутации или авторитету своего правоохранительного органа (подп. «л» п. 9, п. 26 Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации [4] подп. «л» п. 10 Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего [3]).
Вместе с тем и в законодательстве, и в кодексах юридической этики содержатся нормы, имеющие косвенную направленность на предотвращение конфликтов [5, с. 124]. Такие нормы выполняют превентивную функцию, поскольку ориентируют на добросовестное, правомерное поведение, направлены на предотвращение или снижение психологической напряженности в отношениях.
В целом нормы профессиональной морали выступают значимым фактором предупреждения вовлечения сотрудников правоохранительных органов в конфликты, обязательным элементом системы профилактики конфликтного поведения при реализации государственной функции правоохраны.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 85%.
Купцова О. В.
ИСХОДНЫЕ НАЧАЛА ПРЕВЕНТИВНО-КОНФЛИКТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОРАЛИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Список литературы:
1. Коваленко В. И., Лобанов К. Н., Брагин А. А., Максимов И. С. Конфликтология: учебник. Белгород,2009.138 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yurpsy.com/files/ucheb/konflikt/08.htm.
2. Кодекс судейской этики [Утв. VIII Всероссийским съездом судей от 19 декабря 2012 г.] // Бюллетень актов по судебной системе. 2013. № 2.
3. Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации: [Утв. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 79][Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
4. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации [Утв. Председателем Следственного комитета Российской Федерации 11 апреля 2011 г.] [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Купцова О. В. Предупреждение конфликтов в правоохранительной деятельности государства: требования профессиональной этики // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 6. С. 122-125.
6. О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон от 17 января 1992 года № 2202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
7. О Следственном комитете Российской Федерации: Федер. закон от 28 декабря 2010 года № 403-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1. Ст. 15.
8. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
9. Оболонский А. В. Этика и ответственность в публичной службе // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 1. С. 7-32.
10. Сафьянов В. И. Этика общения: учеб. пособие. М.: «Мир книги», 1998. 164 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook123/01/.
11. Худойкина Т. В., Купцова О. В.Этический кодекс как корпоративный акт юридической клиники // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 5. С. 193-195.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью кандидата юридических наук, доцента Купцовой Ольги Владимировны «Исходные начала превентивно-конфликтной направленности профессиональной морали в
правоохранительной деятельности» В статье доцента О. В. Купцовой «Исходные начала пре-вентивноконфликтной направленности профессиональной морали в правоохранительной деятельности» представлен анализ норм профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов как фактора предупреждения конфликтов в сфере правоохраны.
Дана оценка положений законодательства и кодексов профессиональной этики, непосредственно или опосредованно нацеленных на предотвращение конфликтов между представителями правоохранительных органов и гражданами, внутри коллектива правоохранительного органа, между сотрудниками правоохранительных органов и представителями иных структур (иных органов власти и организаций).
Автором обоснованно выделяются в качестве принципов предупреждения конфликтов в правоохранительной деятельности государства принципы уважения достоинства субъектов общения, толерантности, гуманизма, справедливости. Оправданно делается замечание о взаимосвязи этих принципов и неприемлемости абсолютного разграничения их содержания.
Материалы статьи О. В. Купцовой могут быть востребованы при проведении научных исследований по теоретико-правовой, этической и юридико-конфликтологической проблематике, использованы при подготовке кодексов этики и служебного поведения государственных служащих.
Статья рекомендуется для публикации в открытой печати, ранее не публиковалась.
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правовых дисциплин ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
Н. А. Курмаева