3.7. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
КОНФЛИКТОВ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА: ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
Купцова Ольга Владимировна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва. E-mail: Sabrina03@list.ru
Аннотация
Задачи: Статья ставит своей целью оценку норм профессиональной морали как фактора предупреждения конфликтов, возникающих при осуществлении в государстве правоохранительной деятельности.
Методология: Исследование проводилось посредством методов анализа и синтеза, формально-юридического, историко-правового, системно-структурного, сравнительно-правового методов при изучении научных работ по теоретико-правовой и профессионально-этической проблематике, кодексов этики государственных служащих правоохранительных органов.
Выводы: Дана оценка норм законодательства и кодексов профессиональной этики структур правоохранительной системы России, направленных на предотвращение конфликтов. В контексте рассматриваемой темы охарактеризован конфликт интересов в деятельности государственных служащих, отмечена карательная направленность одноименного института в современном российском законодательстве и правоприменительной практике. Требования профессиональной этики представляются значимым фактором предупреждения конфликтов в правоохранительной деятельности государства, поскольку призваны снять психологическую напряженность в коммуникативных процессах, ориентировать на добросовестное выполнение профессиональных функций, нивелируя тем самым разногласия как внутри коллектива, так и в отношениях с населением, с иными органами власти и институтами гражданского общества. Усвоение ценности и содержания норм профессиональной морали выступает важной гарантией поддержания личной репутации сотрудников правоохранительных органов, обеспечения авторитета конкретного правоохранительного института и правоохранительной системы государства в целом.
Заключение: Статья может быть интересна студентам, профессорско-преподавательскому составу, научным сотрудникам, исследующим проблемы профессиональной этики, теории права, правоохранительной деятельности.
Ключевые слова: конфликт; конфликт интересов; правоохранительная деятельность; предупреждение конфликтов; профессиональная этика.
PREVENTION OF CONFLICTS IN LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF THE STATE: PROFESSIONAL ETHICS REQUIREMENTS
Kuptsova Olga Vladimirovna, PhD at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Na-
tional Research Mordovia State University named after N.P.Ogarev. E-mail: Sabrina03@list.ru
Annotation
Objectives: The article aims to assess the professional morality norms as a factor in preventing conflicts arising in the implementation of the state law enforcement activity.
Materials and methods: The study was conducted by means of analysis and synthesis, formal-legal, historical, legal, system-structural, comparative legal methods in the study of scientific works on theoretical and legal and professional-ethical issues, codes of ethics of civil servants law enforcement.
Results: The estimation of the legislation and professional codes of ethics norms of the Russia law enforcement system's structures, aimed at prevention of conflict. In the context of the topic is characterized by a conflict of interests in activities of public officials, the punitive orientation of the namesake of the Institute in the modern Russian legislation and law enforcement practice is marked. Professional ethics requirements represented a significant factor in conflict prevention in the law enforcement activities of the state as designed to remove the psychological tension in communicative processes, to focus on the conscientious performance of professional functions, thereby offsetting differences within the team and in relations with the public, other authorities and civil society institutions. The assimilation values and the content of the professional morality norms is an important guarantee of maintaining the personal reputation of law enforcement officers, ensure the credibility of a particular law enforcement institution and the law enforcement system of the state in general.
Conclusion: The article may be of interest to students, faculty, researchers, researching the problems of professional ethics, theory of law, law enforcement. Keywords: conflict; conflict of interest; law enforcement; conflict prevention; professional ethics.
В учебной и научной литературе предлагается множество определений конфликта. При наиболее общем подходе данное понятие раскрывается через противоречие, столкновение, описывается как проявление (форма внешнего выражения) противоречия. Это особый вид кооперации сторон, предполагающий разно-направленность интересов, мнений, намерений, действий [14, с. 6]. В этой связи конфликт определяется либо как противоречие и столкновение точек зрения, либо как различия в интересах сторон, либо как разногласия между сторонами. Данные точки зрения отражают разные стороны конфликта, поэтому абсолютизировать какую-либо из них нецелесообразно. Конфликт предполагает и противоречия, и столкновение интересов, и разногласия субъектов, включая их противодействие. Применительно к правоохранительной сфере конфликт представляет собой столкновение, противоборство, возникающее в процессе деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка в государстве.
Необходимо оговориться, что сама правоохранительная деятельность понимается неоднозначно. В широком смысле она охватывает функционирование всех государственных органов, обеспечивающих реализацию прав и свобод граждан, законность и правопорядок. В узком смысле - рассматривается как деятельность специально уполномоченных органов, существующих только или преимущественно в целях выявления, пресечения и предупреждения правонарушений. Более того, в одном случае к субъектам пра-воохраны (правоохранительным структурам) относят
исключительно органы государственной власти, в другом - и органы власти, и правозащитные организации [13, с. 177; 15, с. 542-547].
В данной статье правоохранительная деятельность понимается в узком смысле слова (как деятельность специально управомоченных субъектов) с признанием субъектами правоохраны государственных органов. В этой связи конфликт в правоохранительной деятельности государства может рассматриваться как столкновение (противоборство) сторон, как минимум одной из которых выступает правоохранительный орган (его сотрудники).
Не претендуя в рамках заявленной темы на всеобъемлющий анализ классификации конфликтов, возникающих в правоохранительной деятельности, отметим, что здесь возможны внутриличностные, межличностные конфликты, конфликты между личностью и группой. Это могут быть вертикальные (в отношениях субординации) или горизонтальные (вне отношений власти-подчинения) конфликты, конфликты внутри правоохранительного органа (организации), между сотрудником правоохранительного института и иным лицом (гражданином, организацией), между представителями правоохранительных структур.
Повышенное внимание в современном законодательстве и научных работах по проблемам функционирования государственного аппарата и правоохранительной деятельности в частности уделяется понятию «конфликт интересов». Одним из первых оно было легально закреплено в статье 27 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [8] для обозначения ситуации, когда личная заинтересованность указанных в статье лиц влияет (может повлиять) на исполнение ими своих профессиональных обязанностей, когда возникают противоречия (либо есть угроза их возникновения) между такой заинтересованностью и законными интересами саморегулируемой организации, что может причинить вред законным интересам последней.
В отношении государственной службы содержание конфликта интересов впервые было раскрыто в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Позднее в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [7] данное понятие было конкретизировано и определено как ситуация, когда личная заинтересованность гражданского служащего влияет (может повлиять) на объективное исполнение им должностных обязанностей, когда возникает (может возникнуть) противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами субъектов правоотношений (граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации, России), способное привести к причинению вреда этим законным интересам указанных субъектов (п. 1 ст. 19). В настоящее время статья 19 отсылает к Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в статье 10 которого закреплено аналогичное определение рассматриваемого понятия.
Непосредственно правоохранительную деятельность (отдельное ее направление) регулируют нормы Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11] (далее - Закон о службе в органах внутренних дел). Статья 71 данного закона определяет, что понимается под конфликтом
интересов, под личной заинтересованностью сотрудника органов внутренних дел, закрепляет возможные меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Вышеуказанные нормы дают основание утверждать, что конфликт интересов представляет собой разночтения в заинтересованности, в целях сторон (государственного служащего и другого субъекта правоотношений). При этом позиция государственного служащего неправомерна, так как предполагает отступление от объективного исполнения должностных обязанностей, влечет за собой причинение вреда интересам граждан и иных указанных в законе субъектов. Данные разночтения выступают предпосылкой конфликтного противодействия. В традиционном для конфликтологической науки понимании это предконфликтная ситуация, когда еще нет активного противостояния сторон, лишь государственный служащий осознает свои интересы и намеревается совершить или совершает направленные на их удовлетворение деяния.
В настоящее время конфликт интересов сопряжен с ответственностью сотрудников правоохранительных органов, с карательными мерами, хотя изначально он выступал основанием самоотвода, был направлен на предоставление государственному служащему права не выполнять какие-либо профессиональные функции в связи с личной заинтересованностью и права передать эти функции другому служащему [5, с. 31].
Заметим также, что международные и европейские акты этико-правовой направленности оперируют схожими с российским «конфликтом интересов» понятиями «коллизии интересов» и «столкновение интересов» [4; 6]. Содержательных различий данные понятия не имеют. Этимологически и конфликт, и коллизия раскрываются через столкновение [12, С. 278, 287].
Участие сотрудника правоохранительного органа в конфликте (в качестве субъекта, стороны) нежелательно для государства, поскольку сигнализирует о ненадлежащем исполнении обязанностей «стражами правопорядка», подрывает доверие граждан к правоохранительным структурам, дезорганизует работу правоохранительной системы в целом. Во избежание подобных явлений нормативно (в законодательстве, кодексах профессиональной этики) закреплены положения, направленные на предупреждение и пресечение конфликтогенного поведения лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность.
Требования профессиональной этики, направленные на предупреждение конфликтов в правоохранительной сфере, могут быть конкретизированы в большей или меньшей степени. Иными словами, норма профессиональной морали может содержать непосредственно требование о предупреждении конфликта либо предполагать профилактическую направленность, не закрепляя напрямую указания о недопустимости (о предотвращении) конфликта.
Так, Закон о службе в органах внутренних дел предписывает сотруднику принимать меры к исключению возможностей возникновения конфликтов интересов, обязывает руководство обеспечивать их предотвращение или урегулирование (см. ст. 71, подп. 13 п. 1 ст. 12). Согласно пункту 4 статьи 82 Закона непринятие сотрудником органов внутренних дел (как стороной конфликта) мер по предотвращению (урегулированию) конфликта интересов выступает основанием увольнения в связи с утратой доверия. Уволен может быть и руководитель, знавший о личной заинтересованности подчиненного, приводящей к конфликту интересов, и
не принявший меры по предупреждению (урегулированию) такого конфликта (см. подп. 1 и 2 п. 4 ст. 82). Аналогичные положения содержат Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» [10] (см. ст. 30.2) и Федеральный закон от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [9] (см. ст. 41.9). Статья 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» обязывает судью, участвующего в производстве по делу, заявить самоотвод при возникновении конфликта интересов либо поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.
Пункт 3 статьи 5 Кодекса судейской этики [1] запрещает судье какую-либо деятельность, приводящую к конфликту интересов, когда личная заинтересованность может повлиять на исполнение им профессиональных обязанностей. От конфликта интересов, конфликтных ситуаций судью непосредственно предостерегают также статьи 8, 9, 10, 17 Кодекса судейской этики. Подпункт «л» пункта 9, пункт 26 Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации [2] предписывают сотрудникам следственных органов избегать конфликтных ситуаций, наносящих ущерб личной репутации или авторитету Следственного комитета Российской Федерации. Схожая норма закреплена и в Кодексе этики прокурорского работника Российской Федерации [3] (п. 1.4). Согласно пункту 15 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих при исполнении должностных обязанностей государственные и муниципальные служащие не вправе допускать личную заинтересованность, которая может привести к конфликту интересов.
Вместе с тем и в законодательстве, и в кодексах юридической этики содержатся нормы, направленные на предотвращение конфликтов косвенно (без непосредственного указания на таковое). В частности, Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации предписывает проявлять корректность и внимательность в общении с гражданами (без проявлений высокомерия, бюрократизма, формализма, неуважительного отношения к законным просьбам и требованиям граждан), сохранять выдержку и эмоциональную устойчивость, запрещает истребовать от физических и юридических лиц информацию, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законом, поддерживать конструктивное сотрудничество с коллегами, быть тактичным, доброжелательным, внимательным по отношению к ним (см. п. 24-26 Кодекса). Аналогичные рекомендации и требования предъявляются к поведению государственных служащих системы органов внутренних дел и прокуратуры (см. в частности подп. 3, 6 п. 1 ст. 13 Закона о службе в органах внутренних дел, п. 10, 25, 26 Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, п. 2.1.7, 2.1.8, 2.1.12, 2.1.14, 3.1, 4.1 Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации).
Указанные нормы и ряд иных положений законодательства и кодексов юридической этики выступают гарантией предотвращения конфликтов в правоохранительной деятельности, поскольку призваны снять психологическую напряженность в отношениях,
ориентировать на добросовестное, качественное выполнение профессиональных функций, что является залогом недопущения разногласий как внутри коллектива, так и в отношениях с населением, с иными органами власти, институтами гражданского общества.
В целом профессиональная мораль удерживает (или как минимум призвана удерживать) сотрудников правоохранительных органов от ненадлежащего (антигуманного, дискриминирующего, агрессивного и т. п.) поведения, предотвращая тем самым вовлечение их в социальные столкновения. При этом применительно к любому уровню и направлению правоохранительной деятельности следует помнить, что предотвращение (предупреждение) конфликта всегда имеет большую социальную полезность, чем его прекращение.
Список литературы:
1. Кодекс судейской этики: [Утв. VIII Всероссийским съездом судей от 19 дек. 2012 г.] // Бюллетень актов по судебной системе. 2013. № 2.
2. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации: [Утв. Председателем Следственного комитета Российской Федерации 11 марта 2011 г.] [Электронный ресурс]. - Доступ из ин-форм.-справочн. системы «Гарант».
3. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации: [Утв. Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 марта 2010 г. № 114] // Законность. 2010. № 6.
4. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conven-tions/int_code_of_conduct.shtml. (разд. II) (дата обращения: 14.10.2017).
5. Мельникова Н. А., Крижановский С. В. Конфликт интересов в системе мер профилактики коррупции на правоохранительной службе // Рос. следователь. 2015. № 23. С. 30-33.
6. Модельный кодекс поведения для государственных служащих [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901802716. (ст. 13) (дата обращения: 14.10.2017).
7. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.
8. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12 января 1996 г. № 7-Фз // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.
9. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.
10. О Следственном комитете Российской Федерации: федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1. Ст. 15.
11. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ: // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
12. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН; Рос. фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. М. 1994. С. 278, 287.
13. Хозикова Е. С. Некоторые аспекты подготовки сотрудников правоохранительных органов // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 6. С. 177-180.
14. Худойкина Т. В., Васягина М. М. Профилактика юридического конфликта: теория и практика: монография. Саранск, 2007. 196 с.
15. Шагиева Р. В., Шагиев Б. В. Правоохранительная деятельность: проблемы теоретического обоснования // Административное и муниципальное право. 2014. № 6 (78). С. 538-549. йО!: 10.7256/19992807.2014.6.11376.
Статья проверена программой Антиплагиат.
Оригинальность текста 80,73 %.
Рецензия
на статью кандидата юридических наук, доцента Купцовой Ольги Владимировны «Предупреждение конфликтов в правоохранительной деятельности государства: требования профессиональной этики»
Статья доцента О. В. Купцовой «Предупреждение конфликтов в правоохранительной деятельности государства: требования профессиональной этики» затрагивает актуальные проблемы профилактики конфликтного поведения при осуществлении правоохранительной деятельности с использованием инструментария юридической этики.
В статье представлена оценка правовых и этических норм, направленных на предотвращение конфликтов в правоохранительной системе России, дана этико-правовая характеристика конфликта интересов в деятельности государственных служащих. Обоснована социальная ценность профессиональной морали как фактора предотвращения социальных противоречий при осуществлении правоохраны, необходимого условия обеспечения авторитета правоохранительной системы государства.
Материалы статьи О. В. Купцовой могут быть востребованы при проведении научных исследований, подготовке учебных материалов по теоретико-правовой и этической проблематике, в правоохранительной деятельности.
Статья рекомендуется для публикации в открытой печати, ранее не публиковалась.
Доктор юридических наук, профессор, Зав. кафедрой правовых дисциплин ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева» Т.В.Худойкина