Практика развития сетевых схем и методов организации систем образовательных учреждений с изучением русского языка в Болгарии
Стоянка Почеканска, главный эксперт по русскому языку Министерства образования и науки Республики Болгария (София)
Прежде всего, с признательностью хотела бы сказать о том, что десять лет назад судьба свела меня с педагогами, учеными, специалистами и руководителями школ московской системы образования. И вот уже на протяжении длительного времени они являются для меня и многих моих болгарских коллег надежными партнерами в организации и проведении эффективных мероприятий и проектов, направленных на поддержку и укрепление позиций русского языка в Болгарии.
Наше сотрудничество с самого начала носило системный характер, было направлено на создание механизмов взаимодействия, обобщение и трансляцию передового опыта, форм и методик преподавания русского языка. С особой благодарностью мы отмечаем вклад московских коллег в создание, укрепление и развитие на территории Болгарии Национальной сети болгарских базовых учебных заведений с изучением русского языка, в которую входят 45 средних школ, пять детских садов и восемь болгарских университетов.
Опыт международного сотрудничества русистов Болгарии, России и многих других стран в сфере изучения русского языка в школе, детском саду, педагогическом вузе поставил на повестку дня вопрос о создании международной организации, которая могла бы взять на себя функции аналитической, координационной и информационной поддержки русскоязычного образования за рубежами России. И такая организация — Международное педагогическое общество в поддержку русского языка (МПО) — была создана в 2004 году. Она объединила педагогов-русистов и руководителей образовательных учреждений более чем из 30 стран мира. Болгарские коллеги стали соучредителями МПО, они принимают активное участие в работе координационного и экспертного советов МПО, в проводимых при его участии международных мероприя-
тиях на территории разных стран: в Сербии, Латвии, Германии, Молдове, Украине (Крыму), Черногории, Хорватии и др. Первое заседание координационного совета Общества было проведено в Болгарии (Варна, 2004 г.).
Вот лишь основные проекты и мероприятия, реализованные при поддержке Правительства Москвы, Министерства образования, молодежи и науки Республики Болгария и при активном участии членов МПО:
• на территории разных регионов Болгарии реализованы 25 образовательных проектов, в которых приняли участие около 3000 болгарских учителей русского языка и вузовских преподавателей;
• в школах и вузах московской системы образования в рамках проведения конференций, семинаров, стажировок и курсов повышения квалификации приняли участие 350 болгарских учителей русского языка и вузовских преподавателей;
• 100 болгарских школьников провели незабываемые дни в летней школе русского языка «Московия»;
• Около 1000 болгарских школьников принимало участие в фестивалях, конкурсах и олимпиадах, проводимых в соответствии с планами Правительства Москвы по поддержке соотечественников, русского языка и русской культуры за рубежами России.
В июле 2012 года в Болгарии при поддержке Мэрии Софии и Фонда «Русский мир» прошел значимый Международный форум по теме «Качество обучения русскому языку». На тематических заседаниях Форума обсуждались такие актуальные вопросы, как ИКТ в изучении русского языка, интеграционные уроки естественнонаучного цикла и русского языка, особенности преподавания русского языка как инославянского.
Данная международная встреча была запланирована и реализована в рамках одного из основных направлений деятельности МПО — поиска и реализации перспективных путей повышения качества и конкурентоспособности русскоязычного образования, изучения русского языка за рубежами России.
Я уже говорила о Национальной сети базовых школ Болгарии с изучением русского языка. Считаю эту технологию эффективной и призываю всех участников совещания к более активному участию в сетевом формате. «Сетевая макротехнология» помогает систематизировать и оптимизировать принятие организационных и методических решений различного уровня. Она реализуется через следующие шаги:
1) организация самой Сети;
2) определение роли отдельных сегментов в достижении глобальной цели Сети — обеспечение оптимальных условий для изучения и распространения русского языка;
3) первоочередное обеспечение выделенных сегментов учебными материалами, методическими технологиями и педагогическими кадрами, способными эффективно внедрить их в учебный процесс;
4) отработка приемов, методов и технологий для последующего перенесения их во все учебные заведения страны.
В составе участников совещания есть люди, которые на территории своих стран уже реализовали такую макротехнологию. В каждой стране имеется своя специфика, и Сеть приобретает свое определенное название. Речь идет о таких крупных сетевых организациях, как:
• Общество русскоязычных родителей и педагогов Берлина МИТРА;
• Всеукраинская общественная организация «Русская школа»;
• Международная Ассоциация «Евролог».
Мы гордимся тем, что работаем вместе с названными коллегами в рамках различных проектов. Мы учимся друг у друга, помогаем друг другу и таким образом организуем нашу деятельность более плодотворно и эффективно.
Отдельно хотелось бы обратиться к тем, кто принимает решения о проведении того или иного мероприятия, о поддержке того или иного проекта. Говоря фигурально, «небо в наших странах не всегда безоблачно», но в то же время многие люди, энтузиасты русскоязычного образования заслуживают поддержки, нуждают-
ся в помощи и содействии. Поэтому просим принимать решения о снятии одного или другого мероприятия очень осторожно. Мне, например, очень сложно объяснить в Болгарии, почему X летний лагерь «Московия» не состоялся, почему нет международной олимпиады по русскому языку в 2012 году, почему нет стажировок и КПК под эгидой Правительства Москвы.
И, конечно, хотелось бы заявить о неизменной готовности болгарских коллег к сотрудничеству в области укрепления позиций русского языка и культуры.
Негосударственное русскоязычное образование в Германии: опыт и перспективы
Марина Бурд, исполнительный директор Общества русскоязычных родителей и педагогов города Берлина МИТРА
В настоящее время в Германии по разным оценкам проживает от 2,5 до 3 миллионов русскоговорящих граждан. Это одна из самых многочисленных русскоязычных диаспор мира. Несмотря на трагичную историю взаимоотношений обоих государств, сегодня нельзя не отметить благоприятные тенденции: налицо активные экономические, культурные и научные связи между Германией и Россией.
Отношение к родному языку среди наших соотечественников в Германии менялось: от полного нежелания говорить по-русски и попыток забыть все то, что было на бывшей родине (конец 1980-х — 90-е гг.), до готовности регулярных занятий с ребенком родным русским языком (конец 1990-х гг.). И уже начало XXI века связано с формированием устойчивого интереса к воспитанию детей в рамках русской культуры в контексте детского многоязычия. Родители рассматривают русский язык как одно из перспективных направлений образования своих детей, которое в дальнейшем даст возможность не только сохранить культурные традиции семьи, но и расширит возможности будущей профессиональной карьеры.