Научная статья на тему 'Практика работы с детьми с ранним детским аутизмом с использованием аппарата «Реамед-Полярис»'

Практика работы с детьми с ранним детским аутизмом с использованием аппарата «Реамед-Полярис» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
579
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК-ИНВАЛИД / АУТИЗМ / КОРРЕКЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Васильева Н.Н.

В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние два десятилетия отмечается значительное увеличение количества детей с выраженными расстройствами аутистического спектра. По данным ВОЗ в настоящее время распространенность заболевания аутизмом в Мире составляет примерно по одному на 88. В этой связи одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возможностями и образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика работы с детьми с ранним детским аутизмом с использованием аппарата «Реамед-Полярис»»

УДК 376.24

ПРАКТИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АППАРАТА «РЕАМЕД-ПОЛЯРИС»

Васильева Н.Н., 2016 ГБУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток»

Забайкальского края»

Аннотация: В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние два десятилетия отмечается значительное увеличение количества детей с выраженными расстройствами аутистического спектра. По данным ВОЗ в настоящее время распространенность заболевания аутизмом в Мире составляет примерно по одному на 88. В этой связи одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возможностями и образовательными потребностями.

Ключевые слова: ребенок-инвалид, аутизм, коррекция, реабилитация.

Уже сегодня существует множество методик и разработок, направленных на лечение аутизма и снижению его проявлений. Одной из таких методик является использование аппарата функционального биоуправления по электрофизиологическим параметрам и микрополяризации зон головного, спинного мозга «Реамед-Полярис».

«Реамед-Полярис» специально был разработан сотрудниками института нейрофизиологии им. Н.П. Бехтеревой для улучшения коммуникативных функций и нивелирования таких симптомов у детей, страдающих аутизмом, как эхолалия и стереотипия (повторяющиеся речь и действия), развития речевой функции. В основе микрополяризаци, применяемой в качестве лечебной процедуры, лежат физиологические механизмы, обеспечивающие изменение уровня поляризации клеточной и синаптической мембраны под воздействием постоянного тока малой силы, что, соответственно, создает новый уровень активности нервного субстрата

непосредственно в подэлектродном

пространстве и дистантно расположенных нервных окончаниях. Микрополяризация - это решение проблемы регуляции функций организма с применением неинвазивных методов лечения, путем воздействия физическими факторами.

Эффективная коррекция нарушений нервной системы нетравматическими и физиологически обоснованными методами позволяет снизить не только уровень инвалидизации, но и необходимость проведения трудоемких и дорогостоящих инвазивных (медикаментозных) методов

лечения, уменьшить их возможные токсические влияния, оптимизировать действия других лечебных процедур.

С января 2015г. в ГУСО «ЦМСРИ «Росток» была разработана коррекционная программа развития ребенка с ранним детским аутизмом «Мой мир» с использованием аппарата функционального биоуправления по электрофизиологическим параметрам и микрополяризации зон головного, спинного мозга «Реамед-Полярис». Учитывая большую потребность в данной медицинской процедуре и опираясь на просьбу общественных некоммерческих организаций, в лице родителей детей, страдающих расстройствами аутистического спектра, специалистами центра была разработана интегрированная методика коррекционных занятий с применением данной процедуры.

Программа разделена на два блока: I. Медицинский блок -

физиотерапевтические процедуры на аппарате «Реамед-Полярис». Цель медицинского блока - коррекция ведущего патологического звена (подбор индивидуальной схемы для каждого ребенка), следовательно, нормализация психоэмоционального фона, улучшение когнитивных функций, памяти, речи, волевого контроля и обучаемой способности.

II. Коррекционный блок -

коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом. Основная цель коррекционного блока - развитие умений социального взаимодействия: формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, эмоциональных контактов ребенка и общения в целом с людьми и окружающей его социальной средой.

Физиопроцедура с использованием аппарата «Реамед-Полярис» назначается после консультации с врачом-неврологом с учетом имеющихся противопоказаний:

1. Индивидуальная непереносимость электрического тока;

2. Наличие злокачественных образований;

3. Простудные и инфекционные заболевания;

4. Высокая температура тела;

5. Прививки;

6. Наличие инородных тел в черепе (например, заменитель костной ткани) или позвоночнике.

Все коррекционно-развивающие

занятия с психологом проводятся непосредственно после физиотерапевтической процедуры на аппарате «Реамед-Полярис», т.к. происходит активизация зон головного мозга, отвечающих за познавательное и речевое развитие, следовательно, повышается эффективность коррекционного процесса. Продолжительность каждого занятия 20-30 минут в зависимости от возраста и психологических особенностей каждого ребенка.

Программой предусмотрено

применение дидактических и специальных методов обучения: объяснение, демонстрация, практические занятия, тренировочные упражнения, дидактические игры, широкое использование наглядных пособий и языкового материала, доступного детям с ранним детским аутизмом. Особое значение имеют наглядно-действенные средства и приемы, помогающие формированию представлений и понятий. Все методы рассчитаны на полисенсорный характер восприятия материала детьми.

Первым и основным приемом коррекционного воспитания ребенка с детским аутизмом является создание для него адекватно-организованной среды. Все пространство мы разделили на зоны: в игровой зоне решаются задачи сюжетно-ролевой игры, обучающая зона включает в себя материалы для развития мелкой и крупной моторики («Дидактическая черепаха»,

модифицированная доска Сегена, панели Монтессори, мягкие модули), в театрализованной зоне используется дидактический материал для имитации голосов животных и птиц. Также применяются

пальчиковые игры, песочная и музыкальная терапия, игры с водой.

В процессе коррекционно-развивающих занятий происходит подготовка ребенка к активному контакту с окружающим миром, формирование правильного поведения, развитие познавательных навыков.

В первой группе, объединяющей самые тяжелые случаи дезадаптации, и во второй, которая характеризуется избирательностью отношений со средой, наиболее эффективным стал метод совмещенных действий. После проведения коррекционной работы у детей формировалась функция прослеживания и зрительно-мотороная координация. Далее в процессе манипуляций с предметами, развивалось тактильное, зрительно-тактильное, мышечное и кинестетическое восприятие. Эффективными оказались следующие игры: «Куда села муха», «Кто шел по дорожке домой», «Куда положить» и другие.

В третьей и четвертой группах - дети с замещением внешней среды, с неврозоподобными расстройствами,

эффективно применялась сюжетно-ролевая игра, применение дидактических игр.

Ваня Б. 4 года. После первичной диагностики было выявлено, что ребенок плохо идет на контакт, не выполняет инструкций педагога, не соотносит цвета и их названия, не различает геометрические фигуры, величину предметов, в активном словаре используется 4-5 слов. Основными задачами курса были: обучение выполнению различных адекватных целенаправленных игровых действий с объектами, развитие познавательных навыков, усвоение сенсорных эталонов, расширение пассивного и активного словарного запаса.

После курса занятий Ваня был выписан с положительной динамикой: у ребенка повысилась контактность, в активном словаре появилось до 10 новых слов, стал зрительно соотносить цвет предметов и называть их (красный, синий, желтый), появились новые игровые действия с привычными предметами.

Со слов мамы (запись из журнала): «Ребенок стал повторять больше слов, стал различать основные цвета, научился зрительно различать формы, дома выполняет больше заданий и поручений».

Артём А. 6 лет. Первичная диагностика выявила следующее: ребенок не идет на

контакт, отмечается полевое поведение, склонен к стереотипиям, отсутствует речь, присутствует повышенная тревожность и агрессия, не различает сенсорные эталоны. Основные задачи курса занятий: обучение ребенка простым навыкам контакта, смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта, расширение имеющегося уровня игровых возможностей.

После курса занятий Артём был выписан без динамики: на контакт с дефектологом шел по настроению, осталась агрессия и стереотипии, задания, направленные на познавательное развитие отказывался выполнять. Такой результат объясняется тем, что ребенок относится к наиболее тяжелой группе аутизма, с более сложными проявлениями, а также он впервые проходил такой курс реабилитации.

Илья М. 5 лет. После первичной диагностики было выявлено, что ребенок плохо идет на контакт, не соотносит цвета с их названием, не различает геометрические фигуры, величину предметов, в активном словаре используется 6-7 слов, ребенок склонен к стереотипиям. Основными задачами курса были: расширение имеющегося уровня игровых возможностей, развитие

познавательных навыков, развитие предметно-практических действий, формирование поисковых способов ориентировки в задании, расширение активного словаря.

После курса занятий Илья был выписан с незначительной динамикой: ребенок стал лучше идти на контакт, выполнять задания во взаимодействии со взрослыми, начал соотносить основные цвета с названием, уменьшились проявления навязчивых движений.

Работа с семьей - это одна из составляющих всего курса реабилитации. Особенность работы с родителями заключается в формировании у них адекватного восприятия собственного ребенка, его особенного поведения, формирования активной позиции участия в коррекционном процессе. Работа психолога и родителей должна проходить по одной программе. Коррекционно-развивающие занятия,

проводимые психологом, в основном, проходят в присутствии родителей, что является важным в создании пространства партнёрства и доверия между семьёй и

педагогом. Родители лучше понимают состояние ребёнка, его проблемы, цели и задачи работы. Развивается родительская компетентность, вырабатывается единый подход к формированию тех или иных навыков. Родители проходят своеобразный практикум, как правильно организовать занятие с ребёнком дома, получают домашнее задание, уточняют со специалистом ближайшие задачи.

Очень часто ребенок ведет себя так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых. Родителям, вкладывающим много сил в воспитание и обучение, необходимо получить от своего ребенка «обратную связь».

Однако это происходит не всегда. Поэтому психолог обращает особое внимание родителей на то, что для такого ребенка полезно создание семейных ритуалов, совместное чтение, массаж - это способствует спокойствию и уверенности в себе.

Работая с аутичными детьми, психолог и родители совместными усилиями развивают их воображение, обучают эффективным способам общения со сверстниками, а значит, и адаптируют ребенка к условиям окружающего мира.

Оценка уровня развития ребенка-аутиста, его интеллект, способность к вербальной коммуникации, эмоционально-поведенческая сфера, проводится комплексно со всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий.

Учитывая опыт и результаты проведенной работы, мы уверенно можем утверждать, что именно благодаря сочетанию воздействия аппарата «Реамед-Полярис» и коррекционно-развивающих занятий с психологом, происходит наиболее

эффективная настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром.

Реализация данной коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Учитывая опыт и результаты проведенной работы, мы уверенно можем утверждать, что именно благодаря сочетанию воздействия аппарата «Реамед-Полярис» и коррекционно-развивающих занятий с психологом, происходит наиболее эффективная настройка ребенка к активному контакту с окружающим

миром и, следовательно, эффективнее развития.

происходит коррекция отклоняющегося

Список литературы

1. Детский аутизм: хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына - СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997

2. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. -- М.: Теревинф, 2004

3. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 1997

4. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление. - М., 1993

5. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. - СПб.: ИСПиП, 1998

6. Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта // Аутизм и нарушения развития. - 2004

УДК 376.22

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В

ПРОЦЕССЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Златковская О.Г., 2016 Методист ГБУСО «Центр медико-социальной Реабилитации инвалидов «Росток» Забайкальского края

Аннотация: Ребенок с инвалидностью должен быть равноправным субъектом общественных отношений, которому общество должно предоставить равные права, равные возможности, равную ответственность и свободный выбор с учетом его особых потребностей. При этом ребенок с инвалидностью должен иметь возможность интегрироваться в общество на своих условиях, поэтому в ГБУСО «ЦМСРИ «Росток» Забайкальского края на протяжении 10 лет работает «Школа ДЦП» для родителей, имеющих детей - инвалидов с диагнозом детский церебральный паралич. К каждой семье, где воспитывается ребенок с диагнозом ДЦП, требуется индивидуальный подход.

Ключевые слова: Ребенок-инвалид, реабилитация, семья.

Опыт работы в рамках дистанционного сопровождения детей-инвалидов показывает, что результатом восстановления и коррекции здоровья, трудоспособности, социального статуса личности, ее правового положения, морально - психологического равновесия, уверенности в себе, способности семьи и ребенка интегрироваться в общество недостаточно при разовом курсе комплексной реабилитации, необходима непрерывная помощь и сопровождение данной семьи и ребенка.

Учитывая такие факторы, как отдаленность проживания семьи от социального объекта, тяжесть заболевания, многие семьи не имеют возможности посещать данную школу и получать полный курс комплексной реабилитации, специалистами Центра в индивидуальном плане были

разработаны занятия с использованием компьютерных интерактивных программ для видеосвязи. После прохождения курса реабилитации логопеды, психологи, педагоги, педагоги дополнительного образования продолжали непрерывные занятия с детьми и их семьями в домашних условиях.

Исследуя опыт работы ГБУСО «ЦМСРИ «Росток» Забайкальского края и других регионов Российской Федерации в 2014 году специалистами Центра создана система (технология) занятий «Школы ДЦП» для дистанционной реабилитации (ДР) в онлайн режиме с целью раннего вмешательства в семью, имеющую ребенка с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП).

Дистанционное обучение предполагает реабилитационные мероприятия по программе «Школа ДЦП» для детей инвалидов раннего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.