Научная статья на тему 'Индивидуальное дистанционное сопровождение ребенка-инвалида в процессе комплексной реабилитации'

Индивидуальное дистанционное сопровождение ребенка-инвалида в процессе комплексной реабилитации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1502
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК-ИНВАЛИД / РЕАБИЛИТАЦИЯ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Златковская О. Г.

Ребенок с инвалидностью должен быть равноправным субъектом общественных отношений, которому общество должно предоставить равные права, равные возможности, равную ответственность и свободный выбор с учетом его особых потребностей. При этом ребенок с инвалидностью должен иметь возможность интегрироваться в общество на своих условиях, поэтому в ГБУСО «ЦМСРИ «Росток» Забайкальского края на протяжении 10 лет работает «Школа ДЦП» для родителей, имеющих детей инвалидов с диагнозом детский церебральный паралич. К каждой семье, где воспитывается ребенок с диагнозом ДЦП, требуется индивидуальный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Златковская О. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальное дистанционное сопровождение ребенка-инвалида в процессе комплексной реабилитации»

миром и, следовательно, эффективнее развития.

происходит коррекция отклоняющегося

Список литературы

1. Детский аутизм: хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына - СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997

2. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. -- М.: Теревинф, 2004

3. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 1997

4. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление. - М., 1993

5. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. - СПб.: ИСПиП, 1998

6. Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта // Аутизм и нарушения развития. - 2004

УДК 376.22

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В

ПРОЦЕССЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Златковская О.Г., 2016 Методист ГБУСО «Центр медико-социальной Реабилитации инвалидов «Росток» Забайкальского края

Аннотация: Ребенок с инвалидностью должен быть равноправным субъектом общественных отношений, которому общество должно предоставить равные права, равные возможности, равную ответственность и свободный выбор с учетом его особых потребностей. При этом ребенок с инвалидностью должен иметь возможность интегрироваться в общество на своих условиях, поэтому в ГБУСО «ЦМСРИ «Росток» Забайкальского края на протяжении 10 лет работает «Школа ДЦП» для родителей, имеющих детей - инвалидов с диагнозом детский церебральный паралич. К каждой семье, где воспитывается ребенок с диагнозом ДЦП, требуется индивидуальный подход.

Ключевые слова: Ребенок-инвалид, реабилитация, семья.

Опыт работы в рамках дистанционного сопровождения детей-инвалидов показывает, что результатом восстановления и коррекции здоровья, трудоспособности, социального статуса личности, ее правового положения, морально - психологического равновесия, уверенности в себе, способности семьи и ребенка интегрироваться в общество недостаточно при разовом курсе комплексной реабилитации, необходима непрерывная помощь и сопровождение данной семьи и ребенка.

Учитывая такие факторы, как отдаленность проживания семьи от социального объекта, тяжесть заболевания, многие семьи не имеют возможности посещать данную школу и получать полный курс комплексной реабилитации, специалистами Центра в индивидуальном плане были

разработаны занятия с использованием компьютерных интерактивных программ для видеосвязи. После прохождения курса реабилитации логопеды, психологи, педагоги, педагоги дополнительного образования продолжали непрерывные занятия с детьми и их семьями в домашних условиях.

Исследуя опыт работы ГБУСО «ЦМСРИ «Росток» Забайкальского края и других регионов Российской Федерации в 2014 году специалистами Центра создана система (технология) занятий «Школы ДЦП» для дистанционной реабилитации (ДР) в онлайн режиме с целью раннего вмешательства в семью, имеющую ребенка с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП).

Дистанционное обучение предполагает реабилитационные мероприятия по программе «Школа ДЦП» для детей инвалидов раннего

возраста.

Цель: Обучение родителей, имеющих детей с ДЦП, приемам коррекционной деятельности в домашних условиях по трем основным аспектам: медицинскому,

психологическому и социальному. Обучающая программа включает в себя теоретические и практические занятия с родителями и детьми в форме общения, консультаций, игры, презентаций.

Задачи дистанционной реабилитации:

1) Информировать родителей по вопросам этиологии, клинике и возможностям коррекции нарушений у детей с детским церебральным параличом.

2) Содействовать созданию благоприятного психологического климата в семье ребенка, способствовать формированию адекватного отношения родителей к ребенку и его заболеванию.

3) Ознакомить родителей с психологическими особенностями детей с

ДЦП.

4) Обучить родителей основным приемам физического воспитания детей с ДЦП в домашних условиях (лечебная гимнастика, массаж).

5) Обучить родителей практическим навыкам организации полноценной жизнедеятельности ребенка, включая социально-бытовую адаптацию, организацию коррекционно-развивающих игр и занятий.

Реализация данных задач включена в учебно-тематический план, который рассчитан на три месяца, продолжительностью 24 часа, с выходом в интернет ежедневно, как на индивидуальные домашние занятия, так и на групповые занятия с помощью интерактивной программы с мульти - интерфейсом на каждую семью.

После каждого занятия проходит контрольный опрос. Если семья по какой-то причине не смогла выйти на видеосвязь, содержание занятия видеоурока отправляется на электронную почту. Для контроля качества проведенных занятий методический отдел разработал рейтинговую анкету для специалистов, которая запускалась после каждого видеоурока.

Учебно-тематический план включает в себя 3 блока:

I. Организационный

II. Основной

III. Оценка результата работы. Мониторинг

Проведение дистанционного обучения предполагает:

- повышение уровня осведомленности родителей по вопросам: этиологии, коррекции нарушений при ДЦП;

- применение родителями полученных навыков в области медицинской, психологической, логопедической и социальной коррекции в домашних условиях;

- повышение качества жизнедеятельности ребенка за счет увеличения способности к передвижению, самообслуживанию, игровой деятельности;

- формирование адекватного и конструктивного подхода у родителей в решении проблем ребенка-инвалида;

- гармонизация отношений в семье ребенка-инвалида;

- расширение социальных контактов семьи и повышение уровня ее адаптации в обществе.

Специалистами ГБУСО «ЦМСРИ «Росток» Забайкальского края были составлены занятия в форме нетрадиционных уроков, таких как: урок - игра на развитие мелкой моторики, пространственных ориентирах, внимания, памяти; урок -презентация; мастер - класс; урок - рассказ, урок - сказка; урок - спектакль, видеомонтаж, тренинговые занятия с родителями, по вопросам социальной адаптации и межличностных отношений в семье.

Для организации художественной студии в домашних условиях выпущены диски по кружевоплетению «Кружевная фантазия» -12 дисков; по нетрадиционным техникам -работа с пластилином, тестом, рисованию тычком.

Механизм реализации дистанционной реабилитации

I блок

Одним из важных моментов дистанционной реабилитации является

организационно - подготовительный блок. Организационно - подготовительный блок включает решение следующих задач:

1. Созданы технические условия, необходимые для внедрения Дистанционной реабилитации: а) создан кабинет, каждое занятие начинается с проверки видеосвязи; б) назначены ответственные: оператор; координатор - организатор; специалисты,

участники дистанционных занятий;

сформирован раздаточный материал для электронной почты: дополнительно

разработанные занятия, расписания, контрольные анкеты.

2. Исследованы технические возможности и условия для реализации данной программы в выбранных семьях.

3. Сформирована целевая группа.

4. Знакомство участников группы с Дистанционной реабилитацией.

5. Произведен подбор кадров.

6. Разработаны программы, темы, рабочие материалы по дистанционным занятиям.

7. Составлены планы - сетки занятий по всем отделениям для каждого специалиста.

8. Составлен учебно -тематический план - сетка на 3 месяца.

9. Разработана система мониторинга и ее осуществление.

10. Формирование целевой группы.

Целевую группу технологии составили

дети-инвалиды с диагнозом ДЦП и их семьи, которые могут обучаться, используя Дистанционную Реабилитацию, и не имеющие медицинские противопоказания для работы с компьютером.

Комплектование группы

осуществлялось с согласия родителей при наличии рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида.

Общую численность детей инвалидов, которым предполагается создать условия для ДР на начальном этапе реализации технологии, в том числе по категориям нарушений развития (заболевания), рекомендуется определять из потенциальных (кадровых, технических, организационных и других) возможностей.

В ГБУСО «ЦМСРИ «Росток» была сформирована целевая группа, проведены исследования 13 семей, выбраны 9 семей - 9 взрослых, 10 детей - инвалидов (1 семья имеет 2-х детей - инвалидов). Возраст детей: 5 детей - 5 лет, 2 ребенка - 10 лет, 1 ребенок - 7 лет, 1 ребенок - 3 года, 1 ребенок - 16 лет, из них 7 мальчиков, 2 девочки. Все дети зачислены в группу с диагнозом ДЦП.

При первичном приеме родителей выявлено:

1) Низкий уровень информированности, ввиду отдаленности от социальных объектов;

2) 75% - семьи неполные, в связи с заболеванием ребенка, один из членов семьи психологически не выдержал и ушел из семьи, т. е. психологический климат в семье не способствует формированию адекватного отношения родителей к ребенку и его заболеванию;

3) Ребенок не организован и находится в состоянии замкнутого пространства.

Группа сформирована, выявлены проблемы семей, определяются направления дистанционной реабилитации.

II блок.

Основные направления Дистанционной реабилитации.

В работе по Дистанционной реабилитации используются 3 направления: медицинское, психолого-педагогическая

коррекция, социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Медицинское направление.

- информирование по этиологии заболевания, способам коррекции, современным методам реабилитации;

- обучение приемам лечебной гимнастики в домашних условиях;

- обучение приемам мышечной растяжки в домашних условиях;

- обучение приемам массажа в домашних условиях:

- знакомство с возможностями кинезитерапии.

Психолого - педагогическая коррекция.

- создание доверительных отношений между родителями и специалистами, работающими с семьей;

- обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы в домашних условиях;

- оказание помощи в решении семейных проблем и гармонизации отношением между всеми членами семьи;

- организация логопедических занятий в домашних условиях

Социальная адаптация.

- занятия по созданию в доме условий для проведения социально-бытовой адаптации, обучение детей социально-средовым навыкам, навыкам самообслуживания;

- знакомство с реабилитационным оборудованием, которое возможно создать в домашних условиях;

- обучение родителей тому, как обеспечить полноценную жизнедеятельность в домашних условиях;

- консультации родителей по правовым основам, вопросам льгот и пособий, разъяснение основ Законов о социальной защите инвалидов.

- формирование безбарьерной и доступной среды:

Безбарьерная: занятие в комнате «модель-квартира инвалида», создание в квартире условий для полноценной жизнедеятельности ребенка, изготовление и использование в коррекции движения средств реабилитации из подручного материала;

Доступная: адреса выписки

реабилитационного оборудования,

рекомендуемая методическая литература.

III блок.

Результативность Дистанционной

реабилитации. Мониторинг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная форма дистанционной реабилитации возможна не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и групповых консультаций взрослых инвалидов в онлайн режиме с использованием всех возможных межведомственных связей с отдаленными регионами Забайкальского края при следующих условиях: подачи заявления, заключения договора, определение и выбор тем занятий, обеспечения технического оснащения, выхода на специалистов -консультантов и базовый центр, где сформирована группа.

Рекомендуемый курс Дистанционной реабилитации в онлайн режиме с участием многопрофильных специалистов при различных степенях физического состояния ребенка эффективен.

Результативность работы

Дистанционной реабилитации очень высока, о чем свидетельствуют данные анкетирования-мониторинга:

1. Все семьи считают проведение занятий в онлайн режиме полезной, интересной и необходимой. Дистанционные занятия дают возможность узнать новое и применять полученные умения, навыки в домашних условиях. Положительный момент, который особенно выделили родители: дети с нетерпением ждали занятий, они проявляли

интерес и желание активно участвовать в занятиях.

2. Слушатели отметили, что специалисты ГБУСО «ЦМСРИ «Росток» не уступают в знаниях коллегам России, что они заинтересованы в помощи детям-инвалидам и их родителям. Каждый специалист очень ответственно отнесся к подготовке занятий и постарался максимально поделиться знаниями по своей теме.

3. Проведен рейтинг специалистов. Основа рейтинга складывалась из таких параметров как, опыт работы; образование, подбор материала к занятиям, презентациям; съемка видеороликов, видеоуроков и, конечно же, оценки удовлетворенности клиентов (объективной оценки слушателей). Рейтинг оценивался по 5-ти бальной шкале, из 12 специалистов 11 получили оценку «отлично», 1 оценку «хорошо».

4. Вывод по подготовке специалистов: кадровый состав подготовлен на «отлично».

5. Получая консультации специалистов, родители приобрели необходимые знания для развития ребенка в домашних условиях; познакомились с родителями, которые воспитывают детей с подобным диагнозом; увидели положительные изменения в развитии своего ребенка; а также изменения физического и эмоционального самочувствия ребенка после занятий. Все родители полностью удовлетворены работой специалистов Центра и организационной работой.

6. В будущем все слушатели хотят продолжения занятия по Дистанционной реабилитации.

7. Оценка качества Дистанционной реабилитации по 5-ти бальной шкале: отлично.

Результат мониторинга (цитата из анкеты): «Благодарим весь коллектив ГБУСО «ЦМСРИ «Росток» за современные методы реабилитации, за внимание, терпение и желание помочь, за знания, любовь, заботу! Спасибо всем огромное: техническому персоналу, врачам, педагогам, психологам!!! Каждый специалист - мастер в своем деле. А иначе и быть не может, ведь не совсем обычных детей лечите!!!»

Таким образом, благодаря

Дистанционной реабилитации ребенок чувствует себя равным со всеми, проявляет свои способности; положительные эмоции

служат пробуждению позитивного отношения к жизни, к людям; у ребенка возникает желание сделать что-то полезное и он проявляет свои способности; демонстрирует свои умения, навыки, у него появляется желание учиться дальше. Социализация проходит успешнее и спокойнее.

Реализация данной программы, прежде всего, позволяет повысить эффективность реабилитации. Другим аспектом такого вида реабилитации является вовлеченность в обычную жизнь, социализация. Не выходя из квартиры, семья не остается один на один со своей бедой, они имеют возможность общения, поддержания коммуникации с врачами, инструкторами, педагогами, психологами, логопедом, психологом, дефектологом, педагогами дополнительного образования, друзьями и другими семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разработанная система мониторинга позволяет оценить эффективность работы специалистов в рамках реализации программы и содержит в себе следующие показатели:

1. Численность обслуженных клиентов за отчетный период, позволяющая оценить частоту единичных обращений граждан и степень групповой включенности клиентов и специалистов учреждений, формирующих группы для консультаций в рамках программы.

2. Количество и тематика проведенных занятий говорит о востребованности определенных тем для занятий и степени вовлеченности специалистов учреждения по тем или иным направлениям.

3. Территория реализации мероприятий программы - показатель, демонстрирующий охват определенных районов края и города, вовлеченных в систему дистанционной реабилитации.

4. Отзывы клиентов, представленные ими по окончании дистанционного курса реабилитации, позволяют увидеть подробную картину оценки ими качества преподнесенного материала, субъективную оценку эффективности реабилитационных мероприятий (изменений, произошедших в физическом, психологическом состоянии ребенка), качества видеосвязи во время занятия и др.

5. Объективная оценка качества проведенных реабилитационных мероприятий на основе специальных измерительных методик, имеющихся в профессиональном арсенале специалиста.

Активная вовлеченность в

дистанционный реабилитационный процесс специалистов по всем направлениям (медицинских работников, педагогов, психологов, специалистов по социальной работе) говорит о комплексном подходе в разрешении конкретных проблемных ситуаций, которые неизбежно возникают во время самостоятельной работы родителей.

Высокая оценка профессиональных качеств в организации и проведении занятий на дистанционном этапе, свидетельствует об ответственности, высоком профессионализме, которые подтверждаются положительными отзывами клиентов.

В плане эффективности

реабилитационной работы наиболее показательна объективная оценка

специалистов. Как известно из практики, после завершения курса реабилитации в стенах Центра, реабилитационный эффект от полученных процедур пропадает, если родитель относится к восстановительной работе со своим ребенком формально и забывает о ней до следующего посещения реабилитационного учреждения.

По завершению работы логопед отмечает: улучшение фонематического уклада и восприятия; развитие речевого дыхания; автоматизацию и дифференциацию сонорных, свистящих, шипящих звуков; развитие грамматического строя речи, связного высказывания; расширение активного и пассивного словарного запаса.

Педагогом дополнительного

образования при проведении заключительной диагностики наблюдается улучшение эмоциональной сферы у ребенка, незначительно улучшилась просодика голоса, произошли изменения в звукопроизношении и звуковоспроизведении. Родители отметили повышение интереса к занятиям (ребенок стал обращать внимание на свой внешний вид перед занятиями), улучшение в разговорной речи.

Педагог-психолог диагностирует

улучшение произвольного внимания, долговременной памяти, мелкой моторики,

логического мышления, расширение активного словарного запаса, нормализации

психоэмоционального состояния родителей и ребенка.

Учителем-дефектологом в результате проведенной итоговой (заключительной) диагностики было отмечена сформированность навыка самостоятельного умывания, умения правильно чистить зубы, правильно раздеваться и одеваться, ребенок научился

правильному поведению за столом и самостоятельному приёму пищи.

Исходя из вышеизложенной

информации, делаем вывод о необходимости дистанционного консультирования семей с детьми-инвалидами, проживающими в отдаленных районах Забайкальского края, а также высокой эффективности

реабилитационной работы с использованием видеосвязи для закрепления и поддержания эффекта в межреабилитационный период.

Список литературы

1. Чередникова Т. Реабилитация удаленного доступа // Московский комсомолец - 2013г.

2. Макеева Д. Дистанционная реабилитация как инновационная программа реабилитации инвалидов // Научное сообщество студентов XXI столетия: сборник статей по материалам международной студенческой научно-практической конференции - август 2016г.

3. Официальный сайт: «Softholm» // «Реа-Мед» представляет проект дистанционной реабилитации. URL: http://www.softholm.com/news/communications/article_2580.html (дата обращения: 05.03.2016).

УДК 542

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ И БИОЛОГИИ

МаксимоваН.Е., 2016 учитель химии и биологии, ГБОУ школа № 93, г. Санкт-Петербург

Аннотация: При обеспечении преемственности между общим и профессиональным образованием возникает необходимость интеграции химического содержания с содержанием других естественно-научных предметов (биологии), которая может быть реализована путем: интеграции знаний по химии и биологии при объяснении химических свойств веществ и их биологических функций; использование химических законов и теорий при объяснении биологических закономерностей; проведения химического эксперимента, моделирующего биологические процессы, происходящие в природе и организме человека; использование химических (эспериментально-теоретических) задач с межпредметным (химико-биологическим) содержанием. Ключевые слова: химико-биологическая интеграция, экспериментально-теоретические задачи.

В настоящее время перед современной школой стоит проблема обеспечения преемственности

между общим и профессиональным образованием, помощи профессиональному самоопределению учащихся. В связи с этим возникает необходимость интеграции химического содержания с содержанием других естественно-научных предметов, в частности с биологией. Именно такая интеграция и определяет сущность вариативной части содержания данного курса.

Взаимосвязи химии и биологии могут осуществляться в трех направлениях: при изучении одного и того же объекта, при использовании общих законов и теорий, при

применении единых методов исследования (смотри таблицу ПРИЛОЖЕНИЕ).

Межпредметные связи химии и биологии широко представлены в работах Д.П.Ерыгина и его научной школы.

Вариативная часть школьного курса химии реализована путем:

-интеграции знаний по химии и биологии при объяснении химических свойств веществ и их биологических функций;

-использование химических законов и теорий при объяснении биологических

содержания может быть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.