В качестве модного знака может выступить передовой педагогический опыт. Учителя, работающие в регионах нередко ориентируются на передовой опыт работы московских школ. В некоторых регионах перенимают идеи и создают на практике школы-комплексы. Конечно, ориентир для подражания - это не всегда модный ориентир. На наш взгляд, образование в МГУ уже давно является престижным, и происходящее в нашем университете для многих вузов выступает в качестве такого ориентира. Сегодня в социальных сетях, на каналах и форумах, посвященных высшему образованию, по самым разным вопросам нередко встречается фраза: «А в МГУ это делают так!».
Выводы. Возвращаясь к вопросу влияния моды на образовательное пространство и на его элементы необходимо отметить, что под влиянием моды образующиеся могут реализовать свои вкусовые предпочтения. Мода влияет на образовательную среду, на характер взаимодействия с ней образующегося. При этом само влияние моды на образовательное пространство и внутри его весьма ограничено. Мода действует тогда и в тех областях, где люди добровольно, по собственной инициативе и без нормативных предписаний принимают решения. Когда они имеют дело с практическим расчетом, правовым предписанием или традицией, действия участников образовательных отношений регулируются иными механизмами. Завершая данную статью не могу не отметить ещё одно обстоятельство. Занимаясь педагогическими исследованиями у меня было четкое понимание рациональных оснований использования понятия «образовательное пространство», хотя сегодня я не могу исключить и того, что здесь без влияния моды не обошлось!
Литература:
1. Пономарев, Р. Е. Модные тенденции и дизайн образовательного процесса / Р.Е.Пономарев // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2022. - № 1. - С. 115-127
2. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. - Т. 3. / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Искусство, 1969. - 621 с.
3. Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. - Москва: Мир книги: Литература, 2010. - 414 с.
4. Блумер, Г. Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору / Г. Блумер // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.11. Социология. - М., 2008. - №2. - С. 127-149
5. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.:"Добросвет" 2000. - 387 с.
6. Тард, Г. Законы подражания / Г. Тард. - М.: Академический Проект, 2011. - 304 с.
7. Мода: за и против / [В.И. Толстых и др.]; под ред. В.И. Толстых. - М.: «Искусство», 1973. - 288 с.
8. Расширенное заседание Совета Российского Союза ректоров: [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/video-78019879_456239975 (Дата обращения: 23.04.2023).
Педагогика
УДК 377.112.4
кандидат искусствоведения, доцент Предоляк Анна Анатольевна
Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Терентьев Юрий Юрьевич Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); соискатель Шульц Юлия Владимировна
Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)
ПРАКТИКА РАБОТЫ НА КЛАВИШНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ
ЗВУКОРЕЖИССЕРА
Аннотация. Статья посвящена основным вопросам оптимизации учебного процесса посредством использования клавишных музыкальных инструментов (синтезаторов) в системе обучения музыкальной звукорежиссуре. Рассматриваются типы синтезаторов: профессиональные, полу-профессиональные, непрофессиональные. Приводятся технические характеристики и типы моделей синтезаторов. Отдельно рассматриваются цифровые рояли и клавиатуры. В зависимости от характеристик и возможностей синтезаторов определяются области применения клавишных электронных инструментов в педагогической деятельности преподавателя. В качестве примера использования синтезаторов приводится предмет для обучения звукорежиссёров: «Практика работы на клавишных электронных инструментах». Подробно разбирается технология создания аранжировки на полу-профессиональном и профессиональном клавишном электронном музыкальном инструменте. Оговариваются различные уровни использования и работы с синтезаторами. Приводятся примеры профессионального применения полу-профессионального и профессионального синтезаторов.
Ключевые слова: клавишные электронные музыкальные инструменты, синтезаторы, музыкально-информационные технологии, мультимедиа, музыкальная информатика, оптимизация музыкального образования, аппаратно-программные средства работы с музыкальной информатикой.
Annоtation. The article is devoted to the main issues of optimizing the educational process through the use of keyboard musical instruments (synthesizers) in the system of teaching musical sound engineering. The types of synthesizers are considered: professional, semi-professional, non-professional. The technical characteristics and types of synthesizer models are given. Digital pianos and keyboards are considered separately. Depending on the characteristics and capabilities of synthesizers, the areas of application of keyboard electronic instruments in the pedagogical activity of the teacher are determined. As an example of the use of synthesizers, a subject for training sound engineers is given: "The practice of working on keyboard electronic instruments". The technology of creating an arrangement on a semi-professional and professional keyboard electronic musical instrument is analyzed in detail. Various levels of use and work with synthesizers are discussed. Examples of professional use of semi-professional and professional synthesizers are given.
Key words: keyboard electronic musical instruments, synthesizers, musical and information technologies, multimedia, musical informatics, optimization of musical education, hardware and software tools for working with musical informatics.
Введение. Предмет «Практика работы на клавишных электронных инструментах» занимает в системе подготовки звукорежиссера особое место. С одной стороны, предмет является непосредственно практическим курсом и преподается в индивидуальном порядке. С другой, именно синтезаторы считаются у студентов самыми «демократичными» и популярными устройствами создания фонограмм. Учащиеся с удовольствием осваивают их и работают с ними в процессе обучения. Поэтому, несмотря на сложность управления у некоторых синтезаторов, проблем с их изучением у преподавателя и студентов обычно не возникает. При освоении синтезатора преподаватель преследует сразу несколько целей:
1. Ознакомить студентов с различными инструментами (синтезаторами, если таковые, конечно, имеются).
2. Дать представление о различных возможностях и функционале представленных инструментов (синтезаторов).
3. Максимально раскрыть творческий потенциал студента, направить на будущую практическую работу (проектная деятельность).
Изложение основного материала статьи. Прежде чем подробно раскрыть представленные задачи, рассмотрим основные параметры клавишных электронных инструментов. Все клавишные музыкальные инструменты можно разделить на три категории: непрофессиональные, полупрофессиональные и профессиональные. Непрофессиональные синтезаторы имеют следующие характеристики: клавиатура насчитывает 32-49, и реже 61 клавишу; сами клавиши нестандартные (уменьшенного размера, часто рассчитаны на детскую руку и сделаны из пластмассы). Панель управления имеет «аэродромность» (светящиеся разноцветные клавиши); имеются встроенные в корпус звуковые динамики и небольшой символьный дисплей. Центральное место занимают звуковые стили, которые используются в авто-аккомпанементе. Отсюда эти синтезаторы называют еще «самоиграйками». Подобные синтезаторы не имеют секвенсоров, MIDI-совместимости (их нельзя подсоединять к компьютеру или к другому MIDI-устройству, не имеют дисковода для гибких дисков). Исходя из этого, непрофессиональные синтезаторы полностью неприемлемы для использования в студиях звукозаписи и для серьезных целей. Они могут быть пригодны лишь для развлечения или обучения детей, представляя собой скорее игрушку, нежели инструмент. Широко эти синтезаторы представлены моделями фирм CASIO (Lk-50, Lk-60 и другие), YAMAHA (серия PSS-6,-12,-16,-26,-31, серия PSR 73,-77,- 78,-185,-215, -320). Полупрофессиональные синтезаторы имеют следующие характеристики: клавиатура имеет 61 или 76 клавиш, клавиши стандартные, рассчитанные уже на руку взрослого человека; имеется автоаранжировщик с большим количеством стилей, причём стили могут загружаться вовнутрь инструмента, «аэродромность» панели управления может сохраняться, однако начинает присутствовать и строгий чёрный дизайн. Наличие динамиков звука в корпусе сохраняется, но в 76 клавишных моделях они могут отсутствовать. Эти инструменты имеют 8-16 трековый секвенсор; 28-32-64-128 - голосую полифонию с объемом банков инструментов, доходящих до 1000. Они имеют встроенный флэш - накопитель, MIDI-совместимость и могут быть включены в MIDI-сеть. Современные модели имеют достаточно большие и даже сенсорные (реагирующие на прикосновение пальцев) дисплеи. Эти синтезаторы представлены следующими моделями: ROLAND (Е-28, Е-38, Е-68, Е-300, Е-500, EM-55, ЕМ-2000, G-600, G-800, G-1000, VA-3, VA-5, VA-7,VA-76, G-70), KORG (i-3, i-30, is-40, is-50, ix-300, PA-800, РА-1Х Pro), KAWAI (X 130, X 150 D, Z 1000), YAMAHA (PSR 330, PSR 530, PSR 630, PSR730, PSR2000, PSR4000, PSR7000, DGX-500, PSR8000, PSR9000, 9000Pro, GENOS). Непосредственно на инструментах этого типа могут быть различные названия, так на коргах может стоять: INTERACTIVE MUSIC WORKSTATION (интерактивная музыкальная рабочая станция), на роландах - INTELLIGENT (или ARRANGER) MUSIC WORKSTATION (интеллектуальная музыкальная рабочая станция). Несмотря на то, что некоторые инструменты по цене и параметрам звука «дотягивают» до профессионального уровня, эти синтезаторы все же не используются в студиях звукозаписи, поэтому их часто называют ещё «домашние» синтезаторы. Они наиболее пригодны в школах, детских студиях, лицеях, музыкальных школах, ресторанах, ЗАГСах, где требуется максимальная гибкость и быстрый качественный результат. В последнее время среди дорогих моделей этого направления наметилась тенденция сближения с мини-студиями. Такие модели стали оснащаться входами для микрофонов, жёсткими дисками (винчестерами) с возможностью прямой записи звука, портами непосредственной связи с компьютером (SCSI, USB). Необходимо учесть, что полупрофессиональные синтезаторы в силу своей универсальности и «всеядности» - самый популярный и раскупаемый тип среди всех синтезаторов. Профессиональные синтезаторы имеют следующие характеристики: строгий черный дизайн панели управления, клавиатура 61, но чаще 76 или 88 клавиш, сами клавиши на некоторых моделях могут быть выполнены из дерева или из пластика высокого качества. Механика «жёсткая», рассчитанная на многолетнее использование. Весь дизайн синтезатора выполнен в черном тоне. Панель управления не имеет «аэродромности», а кнопки лишь слегка подсвечиваются. Профессиональные синтезаторы не имеют автоаранжировщика, главное в них - это банк звуков с возможностью его расширения, мощный с глубокими параметрами редактирования секвенсор, а так же наличие всевозможных MIDI-эффектов (арпеджиатор, глиссандо, гитарные переборы и другие). Естественно, эти инструменты имеют полную MIDI-совместимость. Количество голосов полифонии в этих инструментах может достигать 256, количество треков от 16 до 48. Среди инструментов этого класса различают Playback синтезаторы и семплеры. Главное различие между этими типами синтезаторов в способе хранения сэмплов. Подробно на этих способах мы остановимся ниже, а сейчас же укажем основные модели различных фирм-производителей:
Playback-синтезаторы: Roland (ХР-60, ХР-80, JV-50, JV-90, JV-1000, XV-88, FA-08, FA-76 Fantom), Korg (Х-2, Х-3, N-264, N-364), Ensoniq (KS-32, KT-76, TS-10, TS-12, MR-61, MR-76, ZR-76), Yamaha (QS-300, W-5, W-7), Alesis (QS-6, QS-7, QS-6.2, QS-8.2).
Cемплеры: Korg (Karma, Nautilus, Kronos), Ensoniq (ASR-10, ASR-88), Kurzweil (K-2500, K-2500 X, K-2600, K-2700, PC-3, K-8, PC-4 Series, Forte Series), E-mu (E-4k, PK-6, MK-6, XK-6), Kawai (K5000W). Последнее поколение синтезаторов Korg связано с созданием синтезатора Korg KARMA. Этот инструмент впервые позволял загружать алгоритмы исполнительских вариаций, а также создавать уникальные инструментальные фразы, ритмико-инструментальные фрагменты и иные музыкальные структуры, управляемые и изменяемые в реальном времени. Этому инструменту можно лишь задать тему, всю стилевую и вариационную обработку он может сделать сам. В некотором роде синтезатор Korg Karma и его дальнейшее развитие, это был шаг навстречу искусственному интеллекту - композитору, и той звуковой виртуальной реальности будущего, которая нас всех ожидает. Профессиональные синтезаторы Roland серии XV (XV-88, Fantom, FA-08 в нашем классе для работы студентов) и серии VA (VA-5,VA-7, VA-76) снабжены инфракрасными контроллерами дистанционного управления D - Beam. В сочетании с алгоритмами модуляции Matrix Control и управляемые только взмахами рук (подобно знаменитому «Терменвоксу») они позволяют выразить самые тонкие нюансы исполнения композиции. Видимо, в дальнейшем это приведёт к созданию синтезаторов, на которых можно будет не только создать аранжировку, но и продирижировать её в момент воспроизведения со всеми динамическими оттенками, ускорениями и замедлениями. Подобные виртуальные оркестры - синтезаторы, с одной стороны, потребуют от аранжировщика навыков дирижирования, с другой - они будут способны «оживить» звучание созданной композиции, приблизив её к оригинальному оркестровому исполнению.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что синтезаторы и семплеры выпускаются в рэковом (или коробочном) исполнении, с возможностью установки в специальную рэковую стойку на студиях звукозаписи. В этом случае в них используется только «начинка» (банк звуков, тон - генератор, обработка, реже секвенсор). Эти звуковые модули подлежат установки в MIDI - сеть и управляются с помощью внешней MIDI-клавиатуры и компьютера: Roland (RA-95, RA-800, SC-88 Pro, XV-5050, XV-5080, S-760), Korg (X3R, X5 DR, NS 5R), E-MU (Proteus 2000\2500), Ensoniq (MR Rack) и другие.
Кроме того, существует два основных способа звукогенерации в клавишных музыкальных инструментах:
^ аналоговые синтезаторы, использующие в качестве звукогенераторов осцилляторы. Аналоговые синтезаторы создавали новые звуки из шума и любых других звуков, ранние аналоговые синтезаторы использовали осцилляторы, управляемые напряжением для создания волновых форм, которые затем изменялись при помощи фильтров. Основным способом звукогенерации в аналоговых синтезаторах становится синтез звука с использованием частотной модуляции (FM
synthesis). Он был изобретен Джоном Чоунингом из Стэндфордского университета и стал знаменитым благодаря огромной популярности синтезатора Yamaha DX7. Достоинство этих синтезаторов в широкой возможности создания собственных волновых форм и звуков с помощью специальных алгоритмов. На сегодняшний день аналоговые синтезаторы широко не выпускаются за редким исключением (Roland JP-8000, Alesis ION, Andromeda и др.). Причинной тому послужило, с одной стороны, весьма скромные возможности этих синтезаторов (малое количество голосов полифонии, небольшое количество тембров, отсутствие секвенсора и т.п.), с другой - вследствие использования осцилляторов, управляемых напряжением тока, даже незначительные изменения последнего приводило к изменению высоты строя инструмента, поэтому невозможно было сохранить этот синтезатор настроенным. Тем не менее, на сегодняшний день у этих синтезаторов остаётся много поклонников, желающих поэкспериментировать со звуками и тембрами. Этот тип синтезаторов относится исключительно к профессиональным инструментам. В классе для работы с клавишными инструментами КГИК, имеется уникальная модель Yamaha MODX-7. Это гибридный инструмент, интересно сочетающий в себе как аналоговый синтез, так и обладающий банком тембров и элементами семплера. В целом же, аналоговые синтезаторы были вытеснены цифровыми синтезаторами;
^ цифровые синтезаторы вместо осцилляторов используют микропроцессоры и цифровую обработку звукового сигнала (digital signal processing, DSP). Они создают свои звуковые волновые формы из последовательности бинарных чисел. Цифровые данные затем преобразуются в аудиосигнал с помощью цифро-аналогового преобразователя (аналогично тому, как оно происходит на звуковой карте) и посылается на усилитель. И Playback - синтезаторы и семплеры в качестве исходных звуковых волн они используют семплы - звуки живых инструментов, записанные специальным образом, закольцованные, обработанные и помещенные в специальный банк звуков. Это общий принцип работы Рlayback -синтезаторов и семплеров. Главное их отличие в том, что в Playback - синтезаторе звуки компрессированы (сжаты) и хранятся в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ) - Wavetable (WT) банке. WT - синтезатор представляет собой «маленький цифровой магнитофончик», который с разной скоростью, а значит и на различной высоте воспроизводит семпл. Отсюда и его название - Wavetable (табличный синтезатор). В семплерах же звуки требуют загрузки в оперативное запоминающее устройство (ОЗУ). Эта загрузка может происходить как из внутренней памяти семплера (ПЗУ) так и с внешних накопителей (флоппи дисковод, CD-ROM и другое). Количество загружаемых звуков зависит от объема оперативной памяти: чем больше ОЗУ, тем больше звуков можно загрузить. По меткому выражению музыканта и звукорежиссёра Виктора Бабиньяна, если бы работу с синтезаторами можно было бы сравнить с работой художника-дизайнера, то работу с аналоговыми синтезаторами можно было бы сравнить с написанием картины красками, с Playback -синтезаторами - с аппликацией, работа же с семплерами - приравнивалась к работе с фотографиями. Всё зависит от вкуса и возможностей.
Несколько особняком стоят MIDI-клавиатуры (клавиатурные MIDI-контролеры). Они также различаются по качеству и количеству клавиш, возможностям и способам управления. Естественно, предпочтение следует отдавать клавиатурам с большим объемом клавиш, устойчивой механикой (взвешенная клавиатура), наличием дополнительных функций. Приведем примеры наиболее удачных моделей: Akai MX 1000, Fatar Studio 2001, Roland A-80, Yamaha KX-88. Кроме клавиатурных MlDI-контроллеров существуют и альтернативные MIDI-контроллеры: духовые (MIDI-саксофон Akai EWI3000, MIDI-кларнет Yamaha WX11), гитарные MIDI-контроллеры (GR-09), струнные MIDI-контроллеры, ударные, педальные и даже вокальные MIDI-контроллеры преобразующие пение в MIDI-сообщения.
Примером соединения в одном синтезаторе всех (!) основных технологий звукового синтеза может послужить синтезатор фирмы Roland V-Synth. Этот универсальный инструмент объединяет в себе такие технологии синтеза и обработки звука, как технология эластичного аудио VariPhrase, физическое (графическое) моделирование составных звуковых объектов COSM, наконец, семплирование и моделирование аналогово синтеза! В нашем классе таким инструментом совмещения двух основных методов синтеза является Yamaha MODX-7: AWM2 + FM-X синтезы.
Выводы. Таким образом, клавишный электронный музыкальный инструмент (синтезатор) представляет собой универсальный музыкальный инструмент, практического назначения и применения в педагогической практике формирования навыков и умений будущего звукорежиссера. Используя инструменты высокого класса преподавателю при обучении студентов становиться возможным выполнение таких сложных педагогических задач, как:
1. Широкое ознакомление студентов и, в итоге, освоение ими достаточно сложных функциональных устройств высокого уровня, какими являются современные профессиональные синтезаторы. В этом смысле, если компьютерная программа имеет одинаковый интерфейс на любом компьютере и даже в разных операционных системах, то каждое поколение синтезаторов, а зачастую и каждый в отдельности, имеют разные операционные системы с различными и различающимися функциями и операциями. С одной стороны, это резко усложняет изучение конкретной модели синтезатора, требует тщательного изучения мануала синтезатора (а мы со студентами смотрели уроки на YouTube для освоения Yamaha MODX-7). С другой стороны, это серьезно расширяет творческий диапазон в освоении разных моделей, и в итоге, призывает относиться к каждой отдельной модели синтезатора не просто как к машине с кнопочками и функциями, а как к полноценному инструменту со своим присущим тембром и тембрами, своим голосом и соответствующими характеристиками. Например, можно отчетливо представлять разницу звучания тембров «ямах», «роландов» и «курцвейлов».
2. Полноценное знакомство с многочисленными тембрами инструментов, как искусственными, так и имеющими аналоги в жизни: оркестровые и народные инструменты, многочисленные органы, гитары и т.д. Собственно, с этого и начинается освоение каждого синтезатора, кроме того, я часто прошу, а иногда студенты и сами начинают записывать где, в какой категории и под каким номером находится тот или иной, наиболее понравившийся тембр.
3. В силу выше сказанного, налицо фактическое изучение на практике инструментоведения и оркестровки, реальная работа с музыкальной палитрой и, фактически, с партитурой. Мне приходится давать конкретные знания по инструментовке, диапазонам и характеристикам оркестровых инструментов.
4. Освоение синтезаторной клавиатурой в той или иной мере, повышение своего исполнительского мастерства игры на фортепианной клавиатуре. В силу соответствующей сложности я ставлю занятия, разбивая студентов на пары, где один студент более совершенен в игре на клавиатуре, а другой, в освоении функционала инструмента. Хотя попадаются и уникумы (студентка 5 курса МЗР КГИК Мелита Пилунц сразу приступившая к созданию фонограмм).
5. Получение навыков работы с музыкальным произведением на всех этапах работы с музыкальным материалом: проигрывание клавира, выбор тембров, создание плана инструментовки, работа с секвенсером синтезатора, запись по трекам партий и, наконец, сохранение готовой аранжировки в необходимом формате.
6. Творческий подход к выбору произведения для аранжировки, отбор необходимых тембров, которые будут использованы, наконец, исполнение и запись необходимых треков будущего шедевра! Все это раскрывает творческую инициативу студента, позволяет расширить его творческий, общемузыкальный и теоретический потенциал. А в целом, создать тот необходимый базис навыков, который позволит будущему звукорежиссеру закрепить свой профессионализм в
практическом применении знаний и опыта работы с клавишными музыкальными инструментами (синтезаторами) в своей специальности и дальнейшей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Берроуз, Терри. Все о клавишах. Подробный самоучитель игры на фортепиано и синтезаторе / Терри Берроуз. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2011. - 192 с.
2. Бекенова, Д.У. Информационные технологии в музыкальном образовании / Д.У. Бекенова, Ж.А. Мухатаева // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита, 2013.
3. Бурнатов, Д. Музицируем с синтезатором. Учебное пособие / Д. Бурнатов. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2014. - 585 с.
4. Горбунова, И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда / И.Б. Горбунова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2004. - №9.
5. Исенко, А.И. Музыкальное моделирование как метод комплексного развития музыканта / А.И. Исенко // Процессы музыкального торчества. - М., 2000. - Вып. 4. - № 156.
6. Кейтер, Дж. Компьютеры-синтезаторы речи / Дж. Кейтер. - М.: Книга по требованию, 2012. - 248 с.
7. Красильников, И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования: автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук (13.00.02) / Красильников Игорь Михайлович. - Москва, - 2007.
8. Сиддикова, Г.Ш. Использование современных компьютерных технологий в системе музыкального образования / Г.Ш. Сиддикова // Молодой ученый. - 2016. - №4.
9. Парнес, Д.Г. Безнотный определитель аккордов для фортепиано, синтезатора, аккордеона / Д.Г. Парнес. - М.: АСТ, 2009. - 715 с.
10. Трифонова, Н.И. Играем на синтезаторе "Yamaha". Учебное пособие. Выпуск 3 / Н. Трифонова. - М.: Композитор -Санкт-Петербург, 2014. - 823 с.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогический наук, старший преподаватель кафедры английского языка Присмотрова Оксана Сергеевна
Одинцовский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (г. Одинцово)
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В МАГИСТРАТУРЕ ПО ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ
«ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ»
Аннотация. В связи с наступлением четвертой промышленной революции, повсеместное внедрение и использование искусственного интеллекта стало одним из приоритетных направлений развития России. Подготовка высококвалифицированных кадров в области искусственного интеллекта способствует реализации ключевых государственных стратегий и достижению поставленных целей на период до 2030 года. В статье рассматривается вопрос отбора содержания обучения профессионально-ориентированного курса английского языка для магистерской программы «Искусственный интеллект». Автором проанализированы различные подходы к определению содержания обучения английскому языку, предложенные отечественными и зарубежными исследователями. В рамках проведенного исследования были выделены предметный и процессуальный аспекты содержания обучения с подробным анализом ключевых компонентов. Автор детально описывает содержание разработанного профессионально-ориентированного курса обучения английскому языку, состоящего из трех блоков: 1) Social and Ethical Aspects of Artificial Intelligence; 2) Sustainable Development, Urban Management and Transport in the Age of Artificial Intelligence; 3) The Development of Entrepreneurial and Communication Skills in the AI Era, каждый из которых включает в себя три модуля. Модуль, являясь минимальной структурной единицей разработанного курса, содержит в себе профессионально-ориентированный видео-, текстовый и лексико-грамматический материал, направленный на погружение магистрантов в профессиональную деятельность посредством выполнения широкого спектра упражнений и творческих заданий. Данная статья представляет научный интерес исследователям-методистам, занимающимся теоретическими и практическими вопросами содержания обучения, разработкой рабочих программ, курсов профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам. Проведенное автором исследование и внедрение разработанного содержания обучения в образовательный процесс подтверждает эффективность созданного курса и повышает уровень владения магистрантами профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенцией.
Ключевые слова: стратегическое развитие, искусственный интеллект, содержание обучения, магистратура, профессионально-ориентированные иноязычные компетенции.
Annotation. With the beginning of the fourth industrial revolution, a widespread introduction and use of artificial intelligence has become one of the critical areas for the development of Russia. The training of highly qualified specialists in the field of artificial intelligence contributes to the realization of key government strategies and the achievement of goals set for the period up to 2030. The article deals with the issue of selecting the content of a profession-oriented English course for the Master's programme in "Artificial Intelligence". The author analyzed various approaches to determining the content of the English course proposed by domestic and foreign researchers. During the study, the subject and process aspects of the content of the training were identified, with a detailed description given to their key components. The author describes the content of the developed profession-oriented English language course, which consists of three blocks: 1) Social and Ethical Aspects of Artificial Intelligence; 2) Sustainable Development, Urban Management and Transport in the Age of Artificial Intelligence; 3) The Development of Entrepreneurial and Communication Skills in the AI Era, each of which includes three modules. The module, being the minimum structural unit of the developed course, contains profession-oriented video, text, lexical and grammatical material aimed at immersing postgraduates in professional activities through a wide range of exercises and creative tasks. This article is of scientific interest to research methodologists who deal with theoretical and practical issues of the content of education, the development of syllabi and profession-oriented foreign language courses. The research conducted by the author and the implementation of the developed learning content into the educational process prove the efficiency of the designed course and increase the level of profession-oriented foreign language competence of postgraduates.
Key words: strategic development, artificial intelligence, the content of the course, master's programme, profession-oriented foreign language competencies.