Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митясова Ольга Александровна, Лужкова Ольга Анатольевна

В статье представлен опыт работы по обеспечению психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации в условиях инклюзии. Описана организационная модель психологического сопровождения школьников с ОВЗ в условиях имеющихся в образовательной организации ресурсов. Продемонстрирована эффективность комплексного психолого-педагогического сопровождения с учетом нейропсихологического и кинезиологического подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митясова Ольга Александровна, Лужкова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN INCLUSIVE EDUCATION

The article presents the experience of providing psychological support for students with disabilities in a general education organization in conditions of inclusion. The organizational model of psychological support of schoolchildren with disabilities in the conditions of resources available in the educational organization is described. The effectiveness of complex psychological and pedagogical support, taking into account neuropsychological and kinesiological approaches, is demonstrated.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

га

Столыпинский вестник

Научная статья Original article УДК 376.167.1

DOI 10.55186/27131424 2023 5 2 7

ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE PRACTICE OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN INCLUSIVE EDUCATION

Митясова Ольга Александровна, аспирант, директор, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по направлению Психология, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 54» город Нижний Новгород (603000 Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65), тел. +7(495)511 -49-19,

super.mityasova@yandex.ru

Лужкова Ольга Анатольевна, аспирант, заместитель директора, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по направлению Психология, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 54» город Нижний Новгород (603000 Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65), тел. +7(495)418-57-46, Ollgll@yandex.ru

Olga A. Mityasova, postgraduate student, Director, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Psychology, Municipal Autonomous

Educational Institution "School No. 54" Nizhny Novgorod city (65 Ilinskaya st., Nizhny Novgorod, 603000 Russia), tel. +7(495)511-49-19, super.mityasova@yandex.ru

Olga A. Mityasova, postgraduate student, associate Director, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Psychology, Municipal Autonomous Educational Institution "School No. 54" Nizhny Novgorod city (65 Ilinskaya st., Nizhny Novgorod, 603000 Russia), tel. +7(495)418-57-46, Ollgll@yandex.ru

Аннотация. В статье представлен опыт работы по обеспечению психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации в условиях инклюзии. Описана организационная модель психологического сопровождения школьников с ОВЗ в условиях имеющихся в образовательной организации ресурсов. Продемонстрирована эффективность комплексного психолого -педагогического сопровождения с учетом нейропсихологического и кинезиологического подходов.

Abstract. The article presents the experience of providing psychological support for students with disabilities in a general education organization in conditions of inclusion. The organizational model of psychological support of schoolchildren with disabilities in the conditions of resources available in the educational organization is described. The effectiveness of complex psychological and pedagogical support, taking into account neuropsychological and kinesiological approaches, is demonstrated. Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, особые образовательные потребности, здоровьесберегающие технологии, нейропсихологический подход, кинезиологические приемы обучения, коррекционно-развивающая среда

Keywords: children with disabilities, special educational needs, health-saving technologies, neuropsychological approach, kinesiological teaching methods, correctional and developmental environment

В современном мире большое значение приобретает интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в повседневную жизнь общества. Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также реализация права на образование и государственных гарантий при создании необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [2].

К сожалению, ежегодно увеличивается количество детей с особыми образовательными потребностями, количество детей с инвалидностью. Статистические данные становятся причиной острой актуальности и необходимости внедрения инклюзивного образования в каждую образовательную организацию, в целях создания условий для реализации права на получение качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Эффективность применения инклюзивных практик в общеобразовательных организациях может быть достигнута при соблюдении следующих условий: - готовность педагогического персонала к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- индивидуальный подход к каждому «особому» ребенку с учетом его возможностей, потребностей и особенностей (определение индивидуального образовательного маршрута, тьюторская поддержка, психолого-педагогическое сопровождение);

- работа с ближним окружением ребенка (семьей, классным коллективом);

- материально-техническое, ресурсное и научно-методическое обеспечение необходимых образовательных условий для всех категорий «особых» детей;

- обеспечение перехода «особых» детей на следующий уровень образования, их профессиональное самоопределение и востребованность на рынке труда. Процесс внедрения инклюзивных практик в образование основывается на широком применения нормативных, методических и информационных материалов, в которых определены общие принципы инклюзивного обучения, способствующие успешной социализации и адаптации «особого» ребенка в современном обществе (принцип социальной адаптации, принцип гуманности, принцип синергетичности и др.).

ФГОС содержит описание особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [4]. Для обеспечения специальных условий в школе оборудована ресурсная комната, которая обеспечивает проведение занятий для обучающихся с особыми образовательными потребностями, разной степени интеллектуального и психофизического развития. Возможность создания индивидуальных рабочих мест, наличие ширмы, развивающих учебных пособий, зоны отдыха, обеспечение наглядности, визуализации способствуют комфортному пребыванию и обучению детей. На базе ресурсной комнаты реализуется программа дополнительного образования по подготовке к школе детей с расстройством аутистического спектра. Имеются индивидуальные рабочие тетради для реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися [6].

Обеспечение коррекции психоэмоциональной сферы обучающихся, их адаптации и социализации реализуется посредством работы студии «Арт-

терапии», студии «Сказкотерапии», студии «Фитотерапии», студии «Социально-бытовой ориентировки».

Эффективность инклюзивного образования во многом зависит от готовности педагогического и вспомогательного персонала к работе с детьми с особыми образовательными потребностями [8].

Эффективная реализация включения ребенка с особыми образовательными потребностями в среду инклюзивного образовательного учреждения невозможна без специализированного социально-психолого-педагогического сопровождения как процесса включения в целом, так и его отдельных структурных элементов.

В школе разработана и реализуется авторская программа «Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

Опыт работы показывает, что обучающиеся, получив своевременную помощь квалифицированных специалистов, могут перейти на обучение и успешно осваивать основные общеобразовательные программы (на основании соответствующих рекомендаций ПМПК).

Ежегодно примерно 3,5 % обучающихся с ОВЗ специалистами ПМПК рекомендуется смена программы обучения с адаптированной на основную общеобразовательную программу [10].

В школе разработана и реализуется «Модель базовой профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования». Для реализации данной модели объединяется деятельность школьного ПП консилиума, школьной службы психолого -педагогического сопровождения, семьи ребенка с ОВЗ, учреждений СПО и ВПО, а также центра занятости населения.

Наибольшую эффективность психологического сопровождения в инклюзивной практике позволяет достигать нейропсихологический подход и кинезиологические методы [1].

Образовательная Кинезиология - это учение о развитии человека через естественные, обычные для него физические движения. Она предлагает нам определенным образом организованные движения, направленные на оптимизацию деятельности мозга и тела [3].

Очень важна организация образовательного пространства не только учебных кабинетов. В 2021 году в школе стартовал проект по применению кинезиологических пособий во внеурочных занятиях и при организации отдыха обучающихся во время перерывов между уроками. Это кинезиологические упражнения направленные на улучшение концентрации внимания, сосредоточения, повышение мыслительной активности и восприятия учебного материала, умение вовремя переключаться с одного вида деятельности на другой.

Нейропсихология интегрирует знания медицины, психологии и педагогики. Использует механизмы межполушарного взаимодействия головного мозга для координации работы и передачи информации из одного полушария в другое [5]. Нейропсихологический подход при организации учебной деятельности, при адаптации учебного материала позволяет определить ведущее полушарие головного мозга, дает возможность построить учебную деятельность ребенка с учетом его ведущих (сенсорных, зрительных или аудиальных) каналов восприятия и обработки информации и адаптировать методы и средства обучения индивидуально для каждого учащегося: от различий в применении маркерной и меловой доски до адаптации форм и способов проверки знаний, обращая внимание на особенности памяти и интеллектуальной деятельности [7]. Применяемые комплексы нейродинамической гимнастики повышают работоспособность коры головного мозга, и мозг переключается в интегрированный режим работы. Под влиянием импульсов от руки или пальцев, включается механизм единства мысли и движения. Улучшается пространственная координация, повышается произвольность внимания, усидчивости, развивается зрительная-моторика.

Межполушарные связи, подготавливающие мозг ребенка к лучшему восприятию и переработке информации, восстанавливаются при выполнении упражнений одновременно правой и левой рукой. В начале урока или в динамическую паузу используем пособия в качестве раздаточного материала [9]. Очень серьезная работа организуется по адаптации учебного материала и подбору способов формирования универсальных учебных действий всеми педагогическими работниками. Но прежде проводится диагностика специалистами службы психолого-педагогического сопровождения на определение причин когнитивных нарушений и определение направлений индивидуальной программы развития ребенка [11].

Работа, проделанная специалистами службы психолого-педагогического сопровождения в отношении преодоления трудностей одного ученика в школе, приносит пользу и многим другим детям, хотя их собственным нуждам изначально, может быть, и не уделялось особого внимания. Психологическое сопровождение школьников с ОВЗ превращается в эффективный процесс, укрепляющий физическое и психологическое здоровье школьников.

Литература

1. Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Инклюзивная образовательная среда вуза как ресурс для развития жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 29-41. doi:10.17759/pse.2018230204

2. Александрова Л.А., Лебедева А.А. Роль личности родителей в преодолении травмы студентами с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2014. № 2. С. 97-102.

3. Гурова Е.В. К вопросу о повышении информационно-коммуникативной компетенции преподавателей дистанционного обучения // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное

обучение): Материалы III Международной научно -практической конференции. М.: МГППУ7 2013. С. 180-183.

4. Гурова Е.В. Проблема психологической готовности преподавателя вуза к взаимодействию со студентами с ограниченными возможностями здоровья // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование идистанционное обучение): Материалы IV Международной научно -практической конференции. М.: МГППУ. 2014. С. 327-333.

5. Гурова Е.В., Гребенникова Н.В. Дистанционные технологии в обучении студентов с ОВЗ в высшей школе // Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. III Всероссийская заочная научно -практическая конференция. Кемерово. 2016. С. 148-152.

6. Гурова Е.В., Гребенникова Н.В. Инклюзия в вузе: проблема готовности преподавателей // Высшее образование для XXI века: XIII Международная научная конференция. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета. 2016. С. 45-49.

7. Знаков В.В. Постижение в понимании мира человека // Человек. 2017. № 3. С. 33-47.

8. Кузьмина Е.И. Формирование позитивного мышления у студентов с ОВЗ с помощью дистанционных технологий // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы III Международной научно-практической конференции. М.: МГППУ. 2013. С. 195.

9. Одинцова М.А., Куляцкая М.Г. Психологическое благополучие студентов с инвалидностью в инклюзивной среде смешанного обучения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 2. С. 30-42. doi:10.17759/psyedu.2019110204

10. Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г., Сергеева В.С. Организация сетевого взаимодействия ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов с вузами-партнерами // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 7-18. doi:10.17759/pse.2018230202

11. Levitt J.M. Developing a model of disability that focuses on the actions of disabled people // Disability & Society. 2017.Vol. 32. P. 735-ыы747. doi:10.1080/09687599.2017.1324764

References

1. Aismontas B.B., Odintsovo M.A. Inclusive educational environment of the university as a resource for the development of resilience and self-activation of students with disabilities // Psychological science and education. 2018. Volume 23. No. 2. pp. 29-41. doi:10.17759/pse.2018230204

2. Alexandrova L.A., Lebedeva A.A. The role of the personality of parents in overcoming trauma by students with disabilities // Bulletin of Novosibirsk State University. Series: Psychology. 2014. No. 2. pp. 97-102.

3. Gurova E.V. On the issue of improving the information and communication competence of distance learning teachers // Psychological assistance to socially vulnerable persons using distance technologies (Internet consulting and distance learning): Materials of the III International Scientific and Practical Conference. Moscow: MGPPU7 2013. pp. 180-183.

4. Gurova E.V. The problem of psychological readiness of a university teacher to interact with students with disabilities // Psychological assistance to socially unprotected persons using remote technologies (Internet counseling and distance learning): Materials of the IV International Scientific and Practical Conference. Moscow: MGPPU. 2014. pp. 327-333.

5. Gurova E.V., Grebennikova N.V. Distance technologies in teaching students with disabilities in higher school // Theory and practice of distance learning for students and youth with disabilities. III All-Russian Correspondence Scientific and Practical Conference. Kemerovo. 2016. pp. 148-152.

6. Gurova E.V., Grebennikova N.V. Inclusion in higher education: the problem of teacher readiness // Higher education for the XXI century: XIII International Scientific Conference. Moscow: Publishing House of the Moscow Humanitarian University. 2016. pp. 45-49.

7. Signs V.V. Comprehension in understanding the human world // Human. 2017. No. 3. pp. 33-47.

8. Kuzmina E.I. Formation of positive thinking among students with disabilities using remote technologies // Psychological assistance to socially vulnerable persons using remote technologies (Internet counseling and distance learning): Materials of the III International Scientific and Practical Conference. Moscow: MGPPU. 2013. p. 195.

9. Odintsovo M.A., Kulyatskaya M.G. Psychological well-being of students with disabilities in an inclusive environment of mixed learning [Electronic resource] // Psychological and pedagogical research. 2019. Volume 11. No. 2. pp. 30-42. doi:10.17759/psyedu.2019110204

10. Panyukova S.V., Saitgalieva G.G., Sergeeva V.S. Organization of network interaction of resource educational and methodological centers for teaching disabled people with partner universities // Psychological science and education. 2018. Volume 23. No. 2. pp. 7-18. doi:10.17759/pse.2018230202

11. Levitt J.M. Developing a model of disability that focuses on the actions of disabled people // Disability & Society. 2017.Vol. 32. P. 735-yy747. doi:10.1080/09687599.2017.1324764

© Митясова О.А., Лужкова О.А., 2023 Научный сетевой журнал

«Столыпинский вестник» №2/2023.

Для цитирования: Митясова О.А., Лужкова О.А. ПРАКТИКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научный сетевой журнал

«Столыпинский вестник» №2/2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.