ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32
ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УДК 34
Глухова Александра Андреевна Уральский государственный юридический университет имени В. Ф. Яковлева
Институт юстиции Россия, Екатеринбург [email protected] Glukhova Aleksandra Ural State Law University named after V. F. Yakovlev
Institute of Justice Russia, Yekaterinburg
ПРАКТИКА ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Аннотация: статья посвящена рассмотрению практики прокурорского реагирования на нарушение законов в сфере противодействия коррупции. В первую очередь, в статье исследуется роль прокуратуры в борьбе с коррупцией, а также рассматривается методика выявления органами прокуратуры нарушений антикоррупционного законодательства. Проводится анализ практики прокурорского реагирования на нарушение законов в сфере противодействия коррупции посредством рассмотрения дел коррупционной направленности в отношении государственных служащих Омской области, что позволяет сделать выводы об эффективности деятельности органов прокуратуры.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, акт прокурорского реагирования, правонарушение, закон.
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32
THE PRACTICE OF PROSECUTORIAL RESPONSE TO VIOLATIONS OF
ANTI-CORRUPTION LAWS Annotation: the article is devoted to the consideration of the practice of prosecutorial response to violations of laws in the field of anti-corruption. First of all, the article examines the role of the prosecutor's office in the fight against corruption, and also examines the methodology for detecting violations of anti-corruption legislation by the prosecutor's office. The analysis of the practice of prosecutorial response to violations of legislation in the field of anti-corruption by considering corruption-related cases against civil servants of the Omsk region.
Key words: corruption, anti-corruption, act of prosecutorial response, offense, law.
На сегодняшний день одной из наиболее приоритетных задач деятельности государственного аппарата Российской Федерации является противодействие коррупции. Данное явление обусловлено множеством причин, включая несовершенство правового регулирования, которое характеризуется невозможностью устранения возникшего разнообразия сложных, имеющих индивидуальный характер ситуаций, связанных с коррупционной направленностью. Коррупционные отношения осуществляются скрыто, латентно. Поэтому противодействовать коррупции очень непросто. Для этого необходима целая система антикоррупционных мер и средств, которую необходимо создать и постоянно совершенствовать [9, с. 85].
Исходя из законодательной базы, а именно Федерального закона №-273 «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, термин «противодействие коррупции» подразумевает под собой исполнение полномочий властных структур:
1) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32
2) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
3) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Парадигма противодействия коррупции в современных условиях рассматривается в контексте такого общепризнанного принципа международного права, как принцип защиты прав и свобод человека [2, с. 47]. Его реализация в сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупционным проявлениям возложена преимущественно на систему органов прокуратуры Российской Федерации, компетенции которой распространяются на проведение антикоррупционной экспертизы, направленной на выявление и описание коррупциогенных факторов, относящихся к действующим нормативным правовым актам и их проектам, а также на разработку рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов [7, с. 13]. Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов, а также специализированные прокуратуры Российской Федерации накопили определенную практику, которая представляет собой использование средств и методов противодействия коррупции при осуществлении надзора за исполнением законов. Деятельность данных структур направлена на достижение целей, определяемых нормативной базой нашей страны, а именно Конституцией РФ, ФЗ №-2202-1, приказом Генеральной прокуратуры №-581 и др.
Анализируя данные портала правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ, можно сделать вывод, что количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности за 2023 год, по сравнению с 2022 годом, увеличилось на 3% и составило в общей сложности 36407. Несмотря на процентный прирост, нужно сказать о том, что правоохранительные органы нашей страны ведут активную деятельность по предотвращению наступления
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32
юридических последствий в сфере осуществления должностных полномочий в корыстных целях.
Рассмотрим материалы, обобщающие опыт реагирования прокуратуры Омской области на нарушения законодательства о противодействии коррупции. По сведениям за 2022 год основные усилия прокуроров сосредоточены на выявлении правонарушений в наиболее подверженных коррупции сферах: при расходовании бюджетных средств, размещении заказов, распоряжении государственным и муниципальным имуществом. На момент публикации отчета (29.12.2022) в судах было рассмотрено около 75 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, что говорит о достаточно высоком уровне эффективности проведения прокурорских проверок.
В конце года регулярно проводится сбор отчетов, в которых отражены персональные данные государственных и муниципальных служащих, информация о членах их cемей, происходит сбор сведений в налоговом органе. Получив данные, специально управомоченные лица направляют запросы в регистрирующие органы (Росреестр) с целью получения информации о наличии государственной регистрации права собственности, проверки отражения сведений об имуществе и заработной плате в справках о доходах. В случае выявления нарушений надзорным органом составляется акт прокурорского реагирования. Такие действия со стороны работников прокуратуры приносят положительные результаты.
Так, исполняющий обязанности прокурора Тевризского района Омской области В. В. Кошевой провел проверку, в ходе которой выяснилось, что Александр Горбачев, депутат совета Тевризского района, совместно с супругой приобрели имущество общей стоимостью 8,5 миллионов рублей на неподтвержденные доходы. Проигнорировав требования №273-ФЗ и других нормативных актов, составляющих основу противодействия коррупции, гражданский служащий не предоставил сведения о расходах, при этом, как
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32
было установлено прокуратурой Омской области, стоимость приобретенного имущества превысила совокупный доход всех членов семьи за 3 года, предшествующих совершению сделки. В связи с этим надзорным органом был составлен акт прокурорского реагирования об обращении этого имущества в доход государства. Результатом рассмотрения дела стало судебное решение вынесенное судебной коллегией Омского областного суда, которым частично удовлетворено требование прокуратуры об обращении купленной квартиры, принадлежащей на праве собственности Елене Горбачевой, в доход Российской Федерации. Прокурорское реагирование позволило достичь практических результатов в выявлении факторов коррупционного характера в деятельности государственного служащего Омской области, что отразилось в положительной динамике статистических данных по раскрытию нарушений законов в сфере противодействия коррупции.
В современных реалиях гражданское общество все чаще сталкивается с явлениями недобросовестного исполнения сотрудниками правоохранительных органов своих трудовых обязанностей. Такие ситуации освещаются средствами массовой информации в целях воздействия на сознание аудитории в формировании этики непринятия коррупции. К примеру, только за первую неделю апреля 2024 года была составлена сводка 20 преступлений коррупционной направленности по материалам нескольких источников, таких как: rg.ru, genproc.gov.ru, rbc.ru, kommersant.ru, tass.ru, news.mail.ru, iz.ru.
Широкий общественный резонанс вызвало возбуждение уголовного дела в отношении Быкова Е.И.- бывшего начальника полиции УМВД города Омска по пункту «в» части 5 статьи 290 УК РФ и части 6 статьи 290 УК РФ. Следственным комитетом России по Омской области был проведен ряд следственных действий, в ходе которых выявлен факт приобретения имущества на неподтвержденные доходы, что являлось причиной внесения прокурором Омской области представления об устранении нарушения закона.
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32
Анализ доходов Быкова Е.И. за последние несколько лет показал отсутствие возможности накопления им и его супругой Быковой К.И. денежных средств, необходимых для внесения в счет оплаты по договору участия в долевом строительстве, предметом которого является объект долевого строительства - квартира. Государственный обвинитель предоставил суду все необходимые материалы, выписки счетов ответчиков, впоследствии чего было вынесено решение об удовлетворении заявленного искового требования прокуратуры об обращении в доход Российской Федерации имущественного права требования по договору участия в долевом строительстве на основании невозможности предоставления законных источников дохода супругами Быковым Е.И. и Быковой К.И.
Благодаря совместно принятым с правоохранительными органами организационным мерам, включая координационные полномочия работников прокуратуры, удалось повысить результативность борьбы с коррупцией в Омской области.
Подводя итог, следует сказать о том, что противоправные коррупционные деяния представляют серьезную угрозу для развития человеческого потенциала, подрывают основы демократического строя Российской Федерации и оказывают негативное влияние на всю систему государственного управления страны. Противодействие коррупции ведется по всей стране управомоченными правоохранительными органами. Анализ ФЗ от 25.12.2008 №-273 позволяет сделать вывод: центральным элементом механизма противодействия коррупции является прокуратура. Благодаря ей происходит консолидация сил и средств борьбы с коррупцией, координация работы органов исполнительной власти, а также обеспечивается своевременная антикоррупционная экспертиза законодательной базы Российской Федерации, что способствует снижению уровня коррупционной активности
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОМ юстиции
государственных служащих в стране и формированию гражданской позиции, касающейся нетерпимого отношения общества к коррупционному поведению.
Список литературы:
1. Бахтеев Д.В. Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность: правоохранительная деятельность : учебник для среднего профессионального образования - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 418 с.
2. Бозров В.М. Правоохранительные органы: учебник для среднего профессионального образования - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 383 с.
3. Воронцова Г.В., Семешина А.С. (2016). КОРРУПЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития, (29), 58-64.
4. Доклады, обзоры, статистическая информация Генеральная прокуратура, прокуратура Омской области — URL: https: //epp.genproc. gov.ru/web/proc_5 5/activity/combatmg-corruption/review?item=3611808(дата обращения: 07.05.2019)
5. Институт развития социально-экономических проектов и перспектив «Сводка по коррупции за неделю 1-7 апреля 2024 гг.» - URL: https://irsepi.ru/corruption-summary-for-the-week-of-april-01 -07-04/ (дата обращения: 08.04.2024)
6. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2023 года. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации.
7. Нечкин А. В. Правовая экспертиза нормативных актов : учебное пособие для вузов / А. В. Нечкин, А. В. Блещик. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 166 с.
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОМ юстиции
8. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10 октября 2022 г. № 581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочии в сфере противодействия коррупции».
9. Перевалов В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 341 с.
10. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1.
11. Шафиков Э. И. Практика прокурорского реагирования на нарушения законов в сфере противодействия коррупции / Э. И. Шафиков, А. М. Семкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5.1 (139.1). — С. 65-69. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39309/ (дата обращения: 26.04.2024).