ТРЕНЕР
5.
6.
тренировки: автореф. дис. ... док. пед. наук; РГАФК / Т. Га- 2. брысь. - М., 2000. - 58 с.
Каражанов Б.К. Влияние анаэробных нагрузок на динамику показателей работоспособности квалифицированных дзю- 3. доистов / Б.К. Каражанов, К.С. Сариев, В.В. Шиян // Теория и практика физ. культуры. - 1991. - № 4. - С. 19-20. Пашинцев В.Г. Биологическая модель функциональной подготовки дзюдоистов / В.Г. Пашинцев // М.: Советский спорт, 2007. - 208 с. 4. Пашинцев В.Г. Гликолитическая нагрузка в подготовке дзюдоистов / В.Г. Пашинцев, В.И. Максимов // Учёные записки Ка- 5. занской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - Казань, 2013. - С. 317-221. Шиян В.В. Специальная выносливость дзюдоистов и средства 6. ее развития: автореф. дис. ... канд. биол. наук; ГЦОЛИФК / В.В. Шиян. - М., 1983. - 25 с.
Gabrys', T. Athletes' aerobic performance: limiting factors, tests and criteria, means and methods of training: abstract of doctoral thesis (Hab.); RSAPhC / T. Gabrys'. - Moscow, 2000. - 58 P. (In Russian) Karazhanov, B.K. The influence of anaerobic exercises on the dynamics of indices of physical working capacity of qualified judokas / B.K. Karzhanov, K.S. Sariev, V.V. Shiyan // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1991. - № 4. - P. 19-20. (In Russian) Pashintsev, V.G. The biological model of functional training of judokas / V.G. Pashintsev // Moscow: Sovetsky sport, 2007. - 208 P. (In Russian) Pashintsev, V.G. Glycolytic load in training of judokas / V.G. Pashintsev, V.I. Maksimov // Memoir of N.E. Bauman Kazan state academy of veterinary medicine. - Kazan, 2013. - P. 317-221. (In Russian) Shiyan, V.V. Special endurance of judokas and the ways of its development: abstract of Ph.D. thesis; SCOLIPhC / V.V. Shiyan. -Moscow, 1983. - 25 P. (In Russian)
References
1. Alik, T.A. On the role of aerobic and anaerobic process in the energy supply of muscle work: abstract of Ph.D. thesis; MSU / T.A. Alik. - Moscow, 1963. - 22 P. (In Russian)
Информация для связи с автором:
pashincev@mail.ru
Поступила в редакцию 08.10.2013 г.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
УДК: 070.1
ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ)
Кандидат педагогических наук, доцент Н.И. Николаева Московский городской педагогический университет (МГПУ), Москва
Ключевые слова: проектирование образования, содержание профессионального образования, заказчик, потребитель, цели образования.
Введение. Особым объектом педагогического проектирования является содержание образования. Одним из сложных вопросов проектирования содержания образования является вопрос его отбора и структуризации. В диссертации рассмотрены структура, принципы и подходы к формированию современных образовательных стандартов как основы построения содержания вузовского образования и проектирования учебных планов на основе личностно ориентированного и модульно-компетентностного подходов. В качестве структурных единиц учебного плана принята структура и образовательные области, модули ФГОС.
Цель исследования - провести ретроспективный анализ стандартов и учебных планов подготовки бакалавров направления «Физическая культура».
Результаты исследования и их обсуждение. Нами проведено сравнение стандартов трех поколений. Подготовка бакалавров в соответствии со стандартом второго поколения стала носить более специализированную направленность по сравнению со стандартом первого поколения. Количество часов на специальные дисциплины увеличилось более чем в два раза (+1100 ч), хотя общеизвестно, что подготовка бакалавров должна иметь базовую, общепрофессиональную направленность, количество часов общепрофессиональных дисциплин (ОПД) в стандарте второго поколения уменьшилось на 790 ч. Стандарт бакалавра второго поколения больше соответствует подготовке специалиста, так как в нем превалируют часы цикла специальных дисциплин и уменьшено количество часов на общепрофессиональную подготовку.
В современных условиях подходы к формированию содержания профессионального образования изменились, в стандартах третьего поколения проектируется базовый уровень содержания образования и около 40 % часов - вариативная составляющая (вузовский компонент), в том числе дисциплины и курсы по выбору - не менее 30 %% от вузовского компонента. Вузовский компонент - это и позиция, и внутренние процессы и особенности учебного заведения в формировании содержания образования.
Нами проведен ретроспективный анализ учебных планов с 1982 по 2012 уч. год. При сравнении содержания учебных планов с содержанием стандартов мы выявили несоответствие часов, представленных в стандартах первого и второго поколения, содержанию учебных планов с 1994 по 2002 уч. год. В учебных планах не было списка дисци-
плин по выбору, списка специальных дисциплин или дисциплин специализации (специалисты). Количество часов, отведенных в учебных планах на дисциплины по выбору начиная с 2000 г., не соответствует стандарту второго поколения, так как должны составлять не менее 10 %% от всей нагрузки. Факультативные дисциплины и дополнительные виды подготовки присутствовали только в стандарте. В некоторых учебных планах часы физкультурно-педагогического совершенствования представлены в виде самостоятельной работы.
Процентное соотношение часов цикла ОПД к общему количеству часов учебного плана 2012 г. (подготовки спортивного тренера) составляет 71,6 %, что говорит о базовой подготовке бакалавра и соответствует современной парадигме высшего образования.
При переходе на подготовку бакалавра (стандарт третьего поколения) спортивные кафедры теряют часы специализации. Уменьшение часов цикла «Специальные дисциплины» привело к увеличению часов на изучение базовых видов спорта (базовая часть учебного плана, вузовский компонент, в том числе курсы по выбору): с 13 %% - учебный план 1982 г. до 29,6 %% в 2012 учебном году.
Проведенное нами исследование практики структурирования содержания профессионального образования указывает на то, что в плане 2012/2013 учебного года содержание вариативной части, на наш взгляд, не соответствует компетентностному и личностно ориентированному подходам. Так, в частности, количество часов, отводимых на спортивные дисциплины, составило 1362 ч (более 20 дисциплин, 38 кредитов), что не обосновано функциями спортивного тренера и компетенциями, которые должны быть сформированы у бакалавров в процессе обучения.
Для сравнения: студенты Немецкого университета спорта г. Кёльна, профиль - спортивная тренировка, изучают 9 видов спорта (630 ч, 21 кредит).
Вывод. Проектирование содержания профессионального образования (на уровне учебных планов) должно осуществляться в соответствии с научно обоснованными ФГОС ВПО требованиями рынка труда к подготовке кадров и потребностями субъектов образовательного процесса к обеспечению индивидуальной траектории в обучении; с адаптацией зарубежного опыта проектирования содержания профессионального физкультурного образования.
Информация для связи с автором: Nnikol2005@rambler.ru
Поступила в редакцию 22.10.2013 г.
КООРДИНАТОРЫ ПРОЕКТА:
Первый заместитель директора ФГБУ «ЦСП» С.В. Косилов
Замдиректора ФГБУ «ЦСП» Д.И. Селиванов
ВЫПУСК ГОТОВИЛИ: Шеф-редактор - Вадим Бальсевич Верстка - Ольга Терёшина Фотооформление - Александр Лубышев