Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОЙ СФЕРЫ'

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шкрумяк Андрей Романович, Аксенова Елена Ивановна

Цель - представить результаты социологического исследования применения технологий дистанционного обучения врачей в процессе непрерывного медицинского образования (НМО). Данные получены методом вторичного анализа опроса владельцев, руководителей и менеджеров частных медицинских клиник. Проведенный в 2019 г. опрос представлен компанией Kontakt (Intersearch Russia). Результаты анализа свидетельствует, что частные медицинские организации, задумываясь о методах повышения квалификации и профессиональной переподготовке кадров, выбирают дистанционные технологии обучения. Авторами обобщены и проанализированы полученные результаты, позволившие сделать выводы о востребованности дистанционных технологий повышения квалификации, которые в будущем будут только набирать популярность и позволят специалистам медицинской сферы получать актуальные знания, повышающие их профессиональную компетентность, в удобном методическом, временном и технологическом формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шкрумяк Андрей Романович, Аксенова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN ADVANCED TRAINING OF MEDICAL SPECIALISTS

The purpose of the article is to present the results of a sociological study of the application of distance learning technologies for physicians in the process of continuing medical education (CME). The data were obtained by secondary analysis from a survey of owners, heads and managers of private medical clinics. The 2019 survey presented by Kontakt company (Intersearch Russia). Results show that private medical organizations choose distance learning technologies when thinking about methods of advanced training and professional retraining of the personnel. The authors summarized and analyzed the results obtained, which made it possible to draw conclusions about the demand for distance technologies for advanced training, which in the future will only gain popularity and will allow medical specialists to receive relevant knowledge that improves their professional competence in a convenient methodic, time and technological format.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОЙ СФЕРЫ»

г

ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ

© Шкрумяк А.Р., Аксенова Е.И., 2021 УДК 61:37.018.43(470-25](049.5]

== ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОЙ СФЕРЫ

Андрей Романович Шкрумяк, аспирант ГБУ г. Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения г. Москвы» [115088 г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, 9; e-mail: syrgytianka@mail.ru]

Елена Ивановна Аксенова, д-р экон. наук, профессор, директор ГБУ г. Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения г. Москвы» [e-mail: eiak@yandex.ru]

Реферат. Цель - представить результаты социологического исследования применения технологий дистанционного обучения врачей в процессе непрерывного медицинского образования (НМО). Данные получены методом вторичного анализа опроса владельцев, руководителей и менеджеров частных медицинских клиник. Проведенный в 2019 г. опрос представлен компанией Kontakt (Intersearch Russia). Результаты анализа свидетельствует, что частные медицинские организации, задумываясь о методах повышения квалификации и профессиональной переподготовке кадров, выбирают дистанционные технологии обучения. Авторами обобщены и проанализированы полученные результаты, позволившие сделать выводы о востребованности дистанционных технологий повышения квалификации, которые в будущем будут только набирать популярность и позволят специалистам медицинской сферы получать актуальные знания, повышающие их профессиональную компетентность, в удобном методическом, временном и технологическом формате.

Ключевые слова: дистанционное обучение, непрерывное медицинское образование, профессиональные компетенции, повышение квалификации, образовательные программы.

PRACTICE OF USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN ADVANCED TRAINING OF MEDICAL SPECIALISTS

Andrey R. Shkrumyak, postgraduate student of the State Budgetary Institution of Moscow Research Institute of Health Organization and Medical Management of the Department of Health of the City of Moscow [115088 Moscow, Sharikopodshipnikovskaya str., 9; e-mail: syrgytianka@mail.ru]

Elena I. Aksenova, Doctor of Economic Sciences, Professor, Director of the State Budgetary Institution of Moscow Research Institute of Health Organization and Medical Management of the Department of Health of the City of Moscow [e-mail: eiak@yandex.ru]

Abstract. The purpose of the article is to present the results of a sociological study of the application of distance learning technologies for physicians in the process of continuing medical education (CME). The data were obtained by secondary analysis from a survey of owners, heads and managers of private medical clinics. The 2019 survey presented by Kontakt company (Intersearch Russia). Results show that private medical organizations choose distance learning technologies when thinking about methods of advanced training and professional retraining of the personnel. The authors summarized and analyzed the results obtained, which made it possible to draw conclusions about the demand for distance technologies for advanced training, which in the future will only gain popularity and will allow medical specialists to receive relevant knowledge that improves their professional competence in a convenient methodic, time and technological format.

Key words: distance learning, continuing medical education, professional competences, professional development, educational programs.

Введение. Основу образовательного процесса с применением дистанционных технологий составляет тесное взаимодействие преподавателя и обучающегося, изучение теоретического материала, видеолекций и вебинаров, научно-исследовательская работа. На современном этапе развития медицины практикующий врач - это специалист, который должен быть осведомлен об инновацион-

ных разработках в сфере диагностики и лечения заболеваний. Возможность углубить профессиональные знания, повысить свои компетенции или пройти профессиональную переподготовку, не прерывая врачебную практику, в настоящее время для специалистов медицинской сферы особенно важно [1].

Феномен дистанционного образования (ДО) рассматривается представителями разных наук: педаго-

гики, социологии, философии и др. Трансформации образования как социального института под влиянием инновационных технологий (в том числе, технологий дистанционного обучения) рассматриваются в работах Т.Е. Лифанова, П.И. Ананченковой, С.А. Шапиро, О.А. Волковой, Л.С. Онокой. Педагогические и методические аспекты ДО изучены в публикациях А.Б. Оришева, О.А. Викуловой и др. Особенности социального взаимодействия преподавателя и обучаемого в процессе дистанционного обучения исследуются в работах Е.А. Рак, Ю.А. Прокопенко и др. [6, 7].

Цель настоящей работы - провести исследование практической реализации технологий дистанционного обучения в повышении квалификации специалистов медицинской сферы и представить результаты социологического опроса о востребованности программ профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников медицинских организаций, а также оценить отношение руководителей медицинских организаций к методам профессиональной подготовки и к переподготовке медицинских работников.

Материал и методы. Исследование востребованности технологий дистанционного обучения в повышении квалификации специалистов медицинской сферы проводилось на основе результатов опроса владельцев, руководителей и менеджеров частных медицинских клиник г. Москвы.

На первом этапе авторами был проведен анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей профессиональное образование на территории Российской Федерации и устанавливающей требования об обеспечении непрерывной качественной подготовки и переподготовки медперсонала [2, 3, 4].

На втором этапе исследования был проведен вторичный анализ данных, представленных компанией Kontakt (Intersearch Russia). Опрос владельцев, руководителей и менеджеров частных медицинских клиник проводился в 2019 г. на базе российских частных медицинских организаций [5].

На третьем этапе методом компаративного анализа были обобщены полученные результаты, позволившие авторам сделать выводы о востребованности дистанционных технологий повышения квалификации, которые в будущем будут только набирать

популярность и позволят специалистам медицинской сферы получать только лучшие знания, повышая их профессиональную компетентность и свидетельствуя о том, что подготовка высококвалифицированных специалистов медицинской сферы на современном этапе развития образовательных технологий должна переходить в дистанционный формат.

Результаты и их обсуждение. Технологии дистанционного обучения позволяют организовать повышение квалификации специалистов медицинской сферы в режиме реального времени и доступ к записям. Разнообразие форм дистанционного обучения (ДО) представлено следующими вариантами:

• ДО в полном или частичном объеме;

• ДО как часть очно-заочного или заочного обучения;

• ДО в индивидуальной или групповой форме;

• ДО в виде синхронного или асинхронного обучения.

Образовательные организации, реализующие программы повышения квалификации или переподготовки медицинских работников, предоставляют обучающимся дистанционных курсов неограниченный доступ к следующим материалам:

• перечню реализуемых образовательных программ и планам их изучения;

• научным исследованиям ведущих экспертов медицинской сферы;

• электронной библиотеке нормативных документов и учебников;

• видеолекциям и вебинарам;

• практическим рекомендациям по решению врачебных проблем;

• контрольным вопросам и заданиям;

• методическим пособиям по выполнению практических работ.

Как правило, образовательная организация, реализующая программы повышения квалификации или переподготовки работников медицинской сферы, самостоятельно определяет соотношение дисциплинарных часов и практических/лабораторных занятий. Дистанционные образовательные технологии, используемые при обучении работников медицинской сферы, приведены в таблице.

Дистанционные образовательные технологии

Технология (средство коммуникации) Вид общения Вид информации

Кейс-технология Асинхронное Текст

Электронная почта (e-mail) Асинхронное, индивидуальное Текст

Чат (Chat) Синхронное, групповое Текст

Форум (Forum) Асинхронное, групповое Текст

Вики (Wiki) Асинхронное, групповое Текст

Аудиоконференцсвязь Синхронное, групповое Аудио

Видеоконференцсвязь Синхронное, групповое Видео

Видеочат (Skype) Синхронное, индивидуальное Видео

Программы медицинского образования с применением дистанционных технологий можно освоить не только в своей стране, но и в зарубежных образовательных организациях. Так, в некоторых странах дистанционное образование реализуется по ряду медицинских специальностей, но для поступления на курс подготовки или переподготовки необходимо также доказать высокий уровень владения иностранным языком.

Проведенный в 2019 г. опрос владельцев, руководителей и менеджеров частных медицинских клиник, представленный компанией Kontakt (Intersearch Russia), свидетельствует, что частные медицинские организации, задумываясь о методах повышения квалификации и профессиональной переподготовке кадров, выбирают преимущественно дистанционные технологии обучения.

Так, среди целей обучения сотрудников медицинских организаций 63% респондентов назвали необходимость повышения квалификации по направлению врачебной специализации, 50% отметили важность профессиональной переподготовки для освоения дополнительной специальности. За необходимость получения управленческих навыков и изучение высокотехнологичного оборудования высказались 23% опрошенных. Вместе с тем 23% респондентов полагают, что в России в настоящее время слабо развиты методы дистанционного образования по профессиональным направлениям, очень мало качественных дистанционных курсов. Еще 44% отметили ограниченность программ и курсов, которые в своем большинстве сводятся к изучению общих тем, 41% участников опроса недовольны отсутствием в программах обучения комплексного подхода в образовательном процессе и долгосрочных учебных курсов, 17% высказали свое мнение относительно формирования стоимости онлайн-курсов.

По вопросам развития практических навыков и профессиональных компетенций, которые хотели бы видеть собственники частного сектора медицины у своих специалистов, то большинство из них (63%) отдают предпочтение формированию клинического мышления, далее, по мнению опрошенных (58%), необходимо развивать у медицинских специалистов интерес к освоению новых технологий в медицинской сфере, знания для работы с информационными системами и базами (41%). В числе актуальных способностей были названы стрессоустойчивость, адаптивность, жизнестойкость (37%), сервисные навыки и лидерские качества (35%), гибкость мышления (33%), далее респонденты выделили навыки продуктивного взаимодействия с коллегами и клиентами (17%), эмоциональный интеллект и эмпатию (12%), переговорные навыки (8%).

Эффективность освоения образовательных программ медицинским персоналом чаще всего измеряют через повышение профессионализма (75%), уро-

вень прибыльности предприятия (71%), инвестирование в репутацию специалиста и компании (69%).

Большая часть опрошенных (71%) полагают, что регулярное обучение врачей и инвестирование средств в их развитие в интересах компании. 25% респондентов с таким мнением не согласны, они считают, что работники медицинской сферы сами должны принимать участие в своем профессиональном развитии. При этом обучение сотрудников с целью получения сертификатов, подтверждающих квалификацию врача и допускающих к работе, финансируется полностью из средств организации в 87% случаев. Софинансирование принято в 10% медицинских организаций, участвовавших в опросе, в 3% случаев респонденты указали, что финансирование непрерывного медицинского образования специалистов компании полностью лежит на работниках.

Уровень знаний современной медицины постоянно повышается, стремительно разрабатываются новые методики и виды диагностики и лечения заболеваний, поэтому врачам и работникам среднего звена в медицине необходимо постоянно отслеживать изменения в профессиональной сфере.

Повышение квалификации специалистов медицинской сферы требует системного обучения, которое может обеспечиваться только при непрерывном прохождении курсов повышения квалификации.

Данное исследование показало, что применение технологий дистанционного обучения врачей в процессе непрерывного медицинского образования способно решить проблему подготовки и переподготовки работников медицинской сферы без отрыва от практической деятельности, поэтому имеет высокую востребованность как среди самих медиков, так и среди руководящего состава медицинских организаций. Следовательно, медицинские работники на современном этапе развития образовательных технологий могут самостоятельно изучать образовательные программы, тем самым постоянно повышая уровень своих профессиональных знаний и компетенций, а оценивание результатов освоения программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки в автоматическом режиме исключает коррупционный элемент.

Выводы. Таким образом, работники медицинской сферы и топ-менеджеры организаций медицинского сектора активно поддерживают технологии дистанционного обучения с целью повышения квалификации, поскольку такой метод непрерывного медицинского образования существенно облегчает процесс повышения квалификации или профессиональной переподготовки, позволяя получать актуальные и соответствующие современному уровню медицины знания. На наш взгляд, дистанционные технологии повышения квалификации врачей в процессе непрерывного медицинского образования в будущем будут активно использоваться, уже сейчас набирают популярность

и позволяют специалистам медицинской сферы получать только лучшие знания, повышая свою профессиональную компетентность, а это значит, что подготовка высококвалифицированных специалистов медицинской сферы на современном этапе развития образовательных технологий должна переходить в дистанционный формат.

Литература

1. Менеджмент качества и инновации в образовании: региональный аспект: коллективная монография: в 2 т. / П.И. Ананченкова, О.П. Аникеева, Г.Н. Ахметзянова [и др.]. - Москва: Российский государственный торгово-экономический университет, 2010. - Т. 1. - 480 с.

2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018). - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 31.10.2020).

3. Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»: приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (ред. от 15.06.2017). - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_188029/ (дата обращения: 31.10.2020).

4. Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием: приказ Минздрава России от 10.02.2016 № 83н. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_195259/ (дата обращения: 31.10.2020).

5. Официальный сайт компании Kontakt (IntersearchRus-sia). - URL: https://kontakt.ru/ (дата обращения: 31.10.2020).

6. Шапиро, С.А. Основы экономики и социологии труда / С.А. Шапиро, П.И. Ананченкова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 271 с.

7. Tarick, M. New skills for new social reality / M. Tarick, P. Ananchenkova // Труд и социальные отношения. -2019. - № 1. - С.130-137.

References

1. Menedzhment kachestva i innovacii v obrazovanii: regional'nyi aspekt: kollektivnaya monografiya: v 2 t. / P.I. Ananchenkova, O.P. Anikeeva, G.N. Ahmetzyanova [i dr.]. - Moskva: Rossiiskii gosudarstvennyi torgovo-eko-nomicheskii universitet, 2010. - T. 1. - 480 s.

2. Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossiiskoi Fede-racii: Federal'nyi zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (red. ot 03.08.2018). - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121895/ (data obrascheniya: 31.10.2020).

3. Ob utverzhdenii Kvalifikacionnyh trebovanii k medicinskim i farmacevticheskim rabotnikam s vysshim obrazovaniem po napravleniyu podgotovki «Zdravoohranenie i medicinskie nauki»: prikaz Minzdrava Rossii ot 08.10.2015 № 707n (red. ot 15.06.2017). - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_188029/ (data obrascheniya 31.10.2020).

4. Ob utverzhdenii Kvalifikacionnyh trebovanii k medicinskim i farmacevticheskim rabotnikam so srednim medicinskim i farmacevticheskim obrazovaniem: prikaz Minzdrava Rossii ot 10.02.2016 № 83n. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_195259/ (data obrascheniya: 31.10.2020).

5. Oficial'nyi sait kompanii Kontakt (IntersearchRussia). - URL: https://kontakt.ru/ (data obrascheniya: 31.10.2020).

6. Shapiro, S.A. Osnovy ekonomiki i sociologii truda / S.A. Shapiro, P.I. Ananchenkova. - Moskva; Berlin: DirektMedia, 2017. - 271 s.

7. Tarick, M. New skills for new social reality / M. Tarick, P. Ananchenkova // Trud i social'nye otnosheniya. - 2019. -№ 1. - S.130-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.