Научная статья на тему 'Практика применения мультимедийных технологий в политехническом образовании'

Практика применения мультимедийных технологий в политехническом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА / МОДУЛЬ / ТЕСТЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ РАЗРАБОТКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяченко Лариса Григорьевна

В статье исследуются проблемы и возможности высшего образования в связи с развитием информационных технологий. Автором предлагается использовать современные технологии для создания мультимедийных обучающих комплексов на примере дисциплины «Науки о Земле».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика применения мультимедийных технологий в политехническом образовании»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНУКИ

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Л. Г. Дьяченко

EXPERIENCE OF APPLYING MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN POLYTECHNIC EDUCATION

Dyachenko L. G.

The article investigates the problems and possibilities of higher education in connection with the development of information technologies. The author suggests the use of up-to-date technologies for the creation of multimedia educational complexes on the example of the "Land Sciences" subject.

В статье исследуются проблемы и возможности высшего образования в связи с развитием информационных технологий. Автором предлагается использовать современные технологии для создания мультимедийных обучающих комплексов на примере дисциплины «Науки о Земле».

Ключевые слова: мультимедиа, модуль, тесты, интерактивный, электронный учебник, мультимедийная разработка.

УДК 378.147

Динамичное развитие современного общества, основанное на резком увеличении темпов научно-технического прогресса, привело к значительным переменам в системе высшего образования, и сегодня перед российским образовательным учреждением любого уровня остро стоит проблема информатизации учебного процесса. С развитием новых информационных технологий (НИТ) значительно расширился спектр информационных ресурсов и услуг, и в настоящий момент арсенал НИТ представляет собой достаточно длинный список: математическое и компьютерное моделирование; базы данных и знаний; экспертные и интеллектуальные системы; средства и технологии планирования и управления с помощью электронных таблиц; электронная почта и телекоммуникационные средства; интегрированные пакеты прикладных программ и среды; средства, методы и технологии машинной графики и анимации; средства, методы и технологии мультимедиа; гипертекстовые технологии и WWW-технологии; CASE -технологии и т. д. Так как информатизация высшего образования сопровождается глобальным переходом информационных ресурсов в виртуальную среду и побуждает вузы утверждать инновационные модели деятельности, которые можно создавать и поддерживать средствами ИКТ, то практически все виды информационных технологий из вышеприведенного списка используются в образовательном процессе в большей или меньшей степени. Особое место в этом

списке занимают средства, методы и технологии мультимедиа.

Мультимедиа (ММ) еще достаточно молодое явление, многозначное и недостаточно исследованное с точки зрения культурологии, педагогики, психологии, экологии, информациологии и других наук и требующее учета всего комплекса дидактических, психофизиологических, собственно технических и других компонентов системы образования. Это и технология, и продукт, мультимедийная программа, компьютерное аппаратное обеспечение, и особый интегральный вид информации, который объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию).

Таким образом, мультимедиа представляет собой целый спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем, и участником) (1).

Как информационно-коммуникационные мультимедийные технологии все чаще и в больших объемах используются в обучении, и в настоящий момент модернизация учебного процесса вуза фактически переходит на новый этап - внедрение мультимедийных учебных материалов. Область их приложения стала значительно шире: от создания обучающих комплексов до разработки целостной концепции построения образовательных программ в области мультимедиа, подготовки кадров университетского уровня по данному направлению, формирования новых средств обучения (2).

Так, дистанционное обучение, основанное на использовании технологий интернета, выполняет ряд новых функций и предполагает реализацию определенных принципов, среди которых большое значение имеет принцип распределенного сотрудничества, интеграции, вхождения в мировое сетевое образовательное сообщество (3). Возникло множество синонимов: сетевое

обучение, Интернет-обучение, Интранет, on-line-обучение, e-education, e-learning.

Однако наряду с новациями возникают и проблемы. Главной проблемой стало отсутствие педагогических приемов и методик, адекватных новой технологической образовательной среде. Возникла необходимость в разработке качественно иного учебно-методического обеспечения, ориентированного на решение образовательных задач посредством новых образовательных технологий. Это предопределило целый комплекс управленческих проблем, которые во многом и поныне еще ждут своего решения.

Вследствие информатизации и модернизации российского образования в настоящий момент в вузах страны происходит накопление информационного и образовательного потенциала. Все больше вузов и других образовательных учреждений принимают участие в межрегиональных и международных образовательных проектах. К сожалению, отрицательно сказывается недостаточное количество преподавателей, имеющих знания в области создания и использования средств информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий в учебном процессе.

Проблему квалификации кадров различные вузы страны решают по-разному. Например, Кубанский государственный технологический университет (КубГТУ) открыл Факультет повышения квалификации (ФПК) для преподавателей вуза и его филиалов, где они очно или дистанционно (ДФПК) осваивают основы педагогики, психологии и мультимедийные технологии. В процессе обучения слушатели, в зависимости от степени компьютерной грамотности, осваивают графические и мультимедийные программы, такие как PowerPoint и DemoShield. Таким образом, создание ФПК при КубГТУ решает сразу две проблемы: повышение квалификации преподавателей и накопление информационного и образовательного потенциала, т.к. при разработке новых методических указаний создаются уже не просто электронные тексты с картинками, а компьютерные (мультимедийные) разработки, используемые в последствии в учебном процессе.

К созданию презентаций можно привлекать и студентов, это позволит им лучше изучить предмет. Постепенно наращивая объем и опыт по производству компьютерных разработок, можно прийти к созданию Мультимедийного обучающего комплекса (МОК). Такие обучающие комплексы предназначены, прежде всего, для поддержки первого этапа образовательного процесса -передачи, трансляции знаний преподавателем через рассказ и демонстрацию. Они позволят на каждом занятии реализовывать принцип наглядности в обучении, отойти от использования мела при изложении материала, облегчить объяснения, т. е. решить проблемы методического обеспечения и наглядных пособий.

В качестве примера можно привести мультимедийный обучающий коплекс «Науки о Земле», созданный преподавателями Новороссийского политехнического института КубГТУ в сотрудничестве с УМО для специальностей 280201 - «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» и 280202 - «Инженерная защита окружающей среды». В 2000 г. в Государственный образовательный стандарт (ГОС) подготовки по этим специальностям в цикл естественнонаучных дисциплин (ЕН) впервые была включена новая дисциплина «Науки о Земле». Требования ГОС к содержанию данного предмета уже предполагают его междисциплинарность, следовательно, в его преподавании невозможно обойтись простой компиляцией сведений из тех наук, которые включены в дисциплину. В преподавании курса «Науки о Земле» реализуется интегративный подход и учитывается ключевая роль этой дисциплины в естественнонаучной и профессиональной подготовке инженера-эколога, формировании его экологической культуры. По решению УМО в перечень дисциплин, образующих цикл «Науки о Земле», входят: почвоведение, климатология и метеорология, общая геология и гидрогеология, ландшаф-товедение, картография (5).

Целью дисциплины «Науки о Земле» является теоретическая и практическая подготовка специалистов в области естествен-

ных наук. В частности, формирование целостного системного представления о Земле и геосферах, их строении, функционировании и взаимосвязях, методах исследования геосистем различных иерархических уровней (4). Учебный курс опирается на совокупность общих педагогических и специфических принципов педагогической интеграции: генетической обусловленности, целевой детерминации, гармонизации, множественности оснований; фундаментализации, экологизации, регионализации, информатизации.

Так как цикл «Науки о Земле» образуют семь дисциплин, то при таком разнообразии и разноплановости возникают естественные проблемы с учебно-методическим обеспечением - не каждый вуз способен самостоятельно разработать лабораторные работы и приобрести полноценные коллекции горных пород, минералов или типов почв (особенно, если в вузе отсутствуют другие специальности географического или геологического цикла), тем более, что они все равно будут значительно беднее природного разнообразия. МОК «Науки о Земле» помогает решить эти проблемы, но полностью не заменяет использование в учебном процессе наглядных пособий. Ведь нельзя изучить основные минералы, горные породы, почвы не попробовав провести их диагностику самостоятельно, ощущая руками.

В МОК «Науки о Земле» входят:

1) электронный учебник «Науки о Земле»,

2) пакет мультимедийных разработок (лекционный и лабораторный материал), 3) тесты.

1. Электронный учебник «Науки о Земле» аналогичен обычному учебнику -содержание и текст учебника, но представленные в виде пакета файлов. Количество глав (разделов) учебника соответствует перечню дисциплин, образующих цикл «Науки о Земле». Ключевым является файл «Содержание», каждый пункт содержания - это гиперссылка на файл, являющийся главой учебника.

2. Пакет мультимедийных учебно-методических разработок в МОК «Науки о Земле» это совокупность модулей, каждый из которых соответствует одной из дисциплин, образующих цикл «Науки о Земле», в

объеме установленном стандартом и примерной учебной программой.

Эти разработки могут использоваться как преподавателем на занятиях для демонстрации учебного материала, так и студентом при самостоятельном изучении дисциплины и выполнении домашних заданий.

Каждый модуль представляет собой установочную программу, которую можно использовать независимо от всего комплекса. Воспользоваться модулем можно, открыв главное меню. Если нет необходимости устанавливать программу на компьютер, то можно проиграть отдельные файлы прямо с носителя (СБ или накопитель). Для этого нужно открыть папку «Науки о ЗЕМЛЕ» ^ demo32.exe. В окне проигрывателя «demo32.exe» находятся нужные файлы. Студент может воспользоваться как пакетом в целом, так и отдельной компьютерной разработкой.

В составе каждого модуля имеется лекционный материал, лабораторные (или практические) работы с набором контрольных вопросов для самоконтроля и тесты. Лекционный материал - это более краткое изложение электронного учебника в мультимедийном исполнении, лабораторные работы - мультимедийное методическое руководство по проведению лабораторной работы с наглядными примерами ее выполнения.

3. Тесты являются важным элементом МОК и используются студентом как механизм для проверки усвоенного материала. Они также выполнены в электронном виде. После ответов на вопросы программа оценивает знания студентов в процентах. Если объем знаний составляет менее 30%, то программа рекомендует студенту поработать с учебным материалом еще раз.

В МОК используются практически все виды наглядных средств обучения - изобразительный, условно-графический, мультимедийный. Основой всех презентаций МОК является гипертекст. Он присутствует во всех файлах и является стержнем, на который нанизывается весь иллюстрационный материал - это шрифт различных размеров, цветов, начертания, с многочисленными подсветками и ссылками. В большом коли-

честве присутствуют фотографии и рисунки, специально созданные для учебных текстов. На основе таких рисунков созданы модели физических процессов и рисунки-схемы с элементами анимации. Также есть диаграммы, схемы, карты, видеоролики и т. д. Как условно-графическое средство обучения в мультимедийных разработках присутствуют логико-структурные объекты наглядности -таблицы, выполненные с акцентом на цвето-восприятие (столбцы, строки и ячейки разного цвета) с различным обрамлением. Во всех файлах используется звуковое сопровождение, которое значительно облегчает восприятие изучаемого материала, способствует его пониманию и запоминанию, дает более яркое и емкое представление о предметах, явлениях, ситуациях, стимулирует познавательную активность студентов и позволяет лучше запоминать и произносить термины. Чаще всего это воспроизведение гипертекста или звуковой ряд видеофрагмента. Для облегчения навигации файлы МОК снабжены гиперссылками.

Разнообразная подача информации, включение в программное обеспечения звука, видео, графики и анимации позволяют создать информационно насыщенный и удобный для понимания программный продукт, что делает его мощным дидактическим инструментом, благодаря одновременному воздействию на различные каналы восприятия информации (2). Это позволяет эффективно использовать мультимедиа-продукты в учебном процессе и делают их просто незаменимыми в самостоятельной работе студента.

Так при использовании МОК «Науки о Земле» в самостоятельной работе, для изучения соответствующего раздела дисциплины обучаемый может использовать как электронный учебник, так и мультимедийные лекции. Для выполнения лабораторных (практических) работ нужно использовать мультимедийное методическое руководство, варианты работ даны непосредственно в самой презентации с наглядными примерами ее выполнения. В конце каждой презентации приведены контрольные вопросы для самопроверки усвоенных знаний.

Сложно провести объективное сравнение новых образовательных технологий со старыми традиционными методами обучения, но совершенно очевидны преимущества мультимедийных технологий как средств обучения:

- возможность сочетания логического и образного способов освоения информации, что делает учебный процесс насыщенным и интересным;

- активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности;

- интерактивное взаимодействие. Интерактивность позволяет, в определенных пределах, управлять представлением информации: индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать скорость подачи материала и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальным академическим потребностям;

- гибкость и интеграция различных типов мультимедийной учебной информации. Умелое сочетание различных типов информации позволяет более эффективно использовать ее в учебном процессе;

- развитие самостоятельности и творчества в учебной деятельности обучаемого. Включаясь в учебный процесс, где используются мультимедийные технологии (сетевые технологии, электронные пособия и др.), студент становится субъектом коммуникативного общения с преподавателем, что позволяет развить у него эти качества (2).

Но не следует чрезмерно увлекаться мультимедиа и использовать в образовательном процессе исключительно мультимедийные программные продукты - это было бы ошибкой. В современных условиях обучающийся должен оптимально и в совокупности использовать все возможности, предоставляемые как классическим обучением, так и новыми образовательными технологиями. Никакие технологии не могут полностью заменить личного общения студента с преподавателем. Современное классическое обучение, на чем акцентирует внимание профессор В. П. Тихомиров, должно быть буквально «пропитано» новыми обра-

зовательными технологиями, базироваться на широком использовании в образовательном процессе прикладного программного обеспечения (6, 7).

В целом, мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией, благодаря присущим ей качествам оперативности, интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации. Мультимедийные средства обучения являются перспективным и высокоэффективным инструментарием, позволяющим предоставить массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации, и в той последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Мультимедиа в образовании // http://www. ido. edu. ru/open/multimedia/index. html

2. Сумина Г. А., Ушаков Н. Ю. Использование мультимедийных технологий в учебном процессе вуза //

http//www. masters. donntu. edu. ua/2007/fgtu/ dedich/library/sumina/index.htm

3. Моисеева М. В., Полат Е. С., Бухарки-на М. Ю., Нежурина М. И. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. канд. пед. наук М. В. Моисеевой. -М.: Издательский дом «Камерон», 2004. -216 с.

4. Дьяченко В. В., Дьяченко Л. Г. Науки о Земле в структуре высшего образования по безопасности в техносфере // Безопасность жизнедеятельности. - 2007. — № 3. - С. 5054.

5. Дьяченко В. В., Дьяченко Л. Г. Роль мультимедийных технологий в образовании на примере дисциплины «Науки о Земле» // Безопасность жизнедеятельности. - 2003. — № 9. - С. 41-45.

6. Лукашенко М. Distant, Open, Blended education ... Что дальше? //Высшее образование в России. - 2004. - № 1. - С. 81-92.

7. Зайцев Ж. Н., Рубин Ю. Б., Титарев Л. Г., Тихомиров В. П., Хорошилов А. В., Ус-ков В. Л. Открытое образование - объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. Тихомирова В. П. - М., 2000.

Об авторе

Дьяченко Лариса Григорьевна, Новороссийский политехнический институт филиал ГОУ

ВПО Кубанский технологический университет, старший преподаватель кафедры общенаучных дисциплин, аспирант заочной формы обучения. Сфера научных интересов - педагогика, мультимедийные технологии как средство совершенствования профессиональной подготовки в вузе. v-v-d@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.