Научная статья на тему 'Мультимедийные технологии в политехническом образовании'

Мультимедийные технологии в политехническом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MULTIMEDIA TECHNOLOGY / POLYTECHNIC EDUCATION / MULTIMEDIA EDUCATIONAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяченко Лариса Григорьевна

В статье исследуются проблемы, возникшие в высшем образовании связи с быстрым развитием информационных технологий и обновлением образовательных стандартов. Автором предлагается использовать современные технологии для создания мультимедийных обучающих комплексов (МОК). В качестве примера описывается создание МОК «Науки о Земле».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные технологии в политехническом образовании»

тени. Внешне обнаруживаемое настойчивое стремление маленького ребенка ко злу зачастую проявляется как потребность в экспериментировании, в определении границ своих возможностей и однозначности требований взрослых. Однако все существо ребенка желает добра и не желает зла, стремится к добру, поэтому детскую картину мира пронизывают энергии добра. Вертикальное пространство детской картины мира, подобно лучам, пронизывает окружающий ребенка мир, все другие пространства его отношений к природе, другим людям, себе самому.

Таким образом, процесс духовного становления личности может иметь как позитивную, так и негативную динамику, быть устремленным как к «светлой», так и к «темной» духовности. Поэтому задача педагога — не только оказать воспитаннику помощь в его позитивном духовном становлении, но и помощь ему научиться понимать себя, внимательно относиться к внутреннему миру.

Библиографический список

1. Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. - М.: ЭКО, 1999. -224 с.

2. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмапьной рефлексии. -СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.-288 с.

3. Русакова Т.Г. Культуро-динамическая система содействия становлению духовного опыта ребенка. Автореф. дис.... д-ра... пед наук. - Оренбург, 2006.

4. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Моногра-фия.-М., 1998.-229 с.

5. СлободчиковВ.И., ИсаевЕ.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная пресса, 2000. -С. 143.

6. Токарева С.Б. Проблема духовного опыта и методологические основания анализа духовности. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003 .-256 с.

УДК 373 Д 937 Л. Г. ДЬЯЧЕНКО

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье исследуются проблемы, возникшие в высшем образовании связи с быстрым развитием информационных технологий и обновлением образовательных стандартов. Автором предлагается использовать современные технологии для создания мультимедийных обучающих комплексов (МОК). В качестве примера описывается создание МОК «Науки о Земле».

Интенсивное развитие информационных технологий в 1990-х годах привело к тому, что они стали важной составляющей учебного процесса в системе высшего образования. Новые информационные технологии (НИТ) позволили увеличить объем образовательных ресурсов и услуг и сделали возможным создание единого информационного пространства. Вследствие информатизации и модернизации российское образование претерпело существенную трансформацию: изменились формы организации учебного процес-

са, значительно расширился арсенал средств обучения, появились новые педагогические технологии, в основе которых лежит использование телекоммуникационных компьютерных технологий (ТКТ).

Так как информатизация высшего образования сопровождается глобальным переходом информационных ресурсов в виртуальную среду и побуждает вузы применять инновационные модели деятельности, которые можно создавать и поддерживать средствами ТКТ, то практически

Мультимедийные технологии в политехническом образовании

все виды информационных технологий используются в образовательном процессе в большей или меньшей степени. Особое место среди них занимают средства, методы и технологии мультимедиа. Мультимедиа представляют собой целый спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на учащегося (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем, и участником).

Информационно-коммуникационные мультимедийные технологии все чаще и в бульших объемах используются в обучении, и в настоящий момент их внедрение в учебный процесс фактически переходит на новый этап - создание мультимедийных учебных материалов. Область их приложения стала значительно шире: от создания обучающих программ до разработки целостной концепции построения образовательных программ в области мультимедиа, подготовки кадров университетского уровня по данному направлению, формирования новых средств обучения [7].

Так, дистанционное обучение, основанное на использовании Интернет-технологий, выполняет ряд новых функций и предполагает реализацию определенных принципов, среди которых большое значение имеет принцип распределенного сотрудничества, интеграции, вхождения в мировое сетевое образовательное сообщество [6]. Возникло множество синонимов: сетевое обучение, Интернет-обучение, Интранет, оп-Нпе-обучение, e-education, e-learning.

Однако наряду с инновациями возникают и проблемы. Главной проблемой стало отсутствие педагогических приемов и методик, адекватных новым технологиям образовательной среды. Возникла необходимость в разработке качественно иного учебно-методического обеспечения, ориентированного на решение образовательных задач посредством новых образовательных технологий. Это предопределило целый комплекс управленческих проблем, которые во многом и поныне еще ждут своего решения.

Вследствие информатизации и модернизации российского образования в настоящий момент в вузах страны происходит накопление информационного и образовательного потенциала. Все больше образовательных учреждений принимают участие в межрегиональных и международ-

ных образовательных проектах. Однако недостаточное количество преподавателей имеют необходимые знания в области создания и использования средств информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий в учебном процессе.

Проблему квалификации кадров различные вузы страны решают по-разному. Например, Кубанский государственный технологический университет (КубГТУ) открыл Факультет повышения квалификации (ФПК) для преподавателей вуза и его филиалов, где они очно или дистанционно (ДФПК) осваивают основы педагогики, психологии и мультимедийные технологии. В процессе обучения слушатели, в зависимости от степени компьютерной грамотности, осваивают графические и мультимедийные программы. Таким образом, создание ФПК при КубГТУ решает сразу две проблемы: повышение квалификации преподавателей и накопление информационного и образовательного потенциала, т.к. при разработке новых методических указаний создаются уже не просто электронные тексты с картинками, а мультимедийные разработки, используемые в последствии в учебном процессе.

Весь материал (графика, тексты, видео, звук) соединяется воедино в программе для создания презентаций. Наиболее легкой в обращении заслуженно считается PowerPoint, которая позволяет объединить текст, картинки, диаграммы, видеофайлы и т.п. Эта программа предполагает и запись звука. Есть программное обеспечение и посложнее, но с более широкими возможностями (Flash, DemoShield и др.). Они позволяют создавать мультимедийные и интерактивные учебные программы.

В процессе создания презентации могут участвовать и студенты, это позволит им лучше изучить предмет. Постепенно наращивая объем и опыт по производству компьютерных разработок, можно прийти к созданию Мультимедийного обучающего комплекса (МОК). Такие обучающие комплексы предназначены, прежде всего, для поддержки первого этапа образовательного процесса - передачи, трансляции знаний преподавателем через рассказ и демонстрацию. Они позволят на каждом занятии реализовывать принцип наглядности в обучении, отойти от использования мела при изложении материала, облегчить объяснения, т.е. решить проблемы методического обеспечения и наглядных пособий.

Рассмотрим принципы МОК и его структуру на примере дисциплины «Науки о Земле», создаваемого преподавателями Новороссийского политехнического института КубГТУ в сотрудничестве с УМО для специальностей 280201 - «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» и 280202 - «Инженерная защита окружающей среды». Эта дисциплина должна привить студентам целостное восприятие Земли и биосферы, сформировать специалистов способных мыслить системно, оценивать состояние окружающей среды комплексно, осознавая особенности функционирования ее компонентов во взаимосвязи [2].

По решению УМО в перечень дисциплин, образующих цикл «Науки о Земле», входят: почвоведение, климатология и метеорология, общая геология и гидрогеология, ландшафтоведение, картография [3]. При таком разнообразии и разноплановости дисциплин возникают естественные проблемы с учебно-методическим обеспечением - не каждый вуз способен самостоятельно разработать лабораторные работы и приобрести полноценные коллекции горных пород, минералов или типов почв (особенно, если в вузе отсутствуют другие специальности географического или геологического цикла), тем более, что они все равно будут значительно беднее природного разнообразия. МОК «Науки о Земле» помогает решить эти проблемы, но полностью не заменяет использование в учебном процессе наглядных пособий. Ведь нельзя изучить минералы, породы, почвы не попробовав провести их диагностику самостоятельно, ощущая в своих руках.

В МОК «Науки о Земле» входят: 1) электронный учебник «Науки о Земле», 2) пакет мультимедийных разработок (лекционный и лабораторный материал), 3) тесты.

Электронный учебник «Науки о Земле» аналогичен обычному учебнику - содержание и текст учебника, но представленные в виде пакета файлов. Количество разделов учебника соответствует перечню дисциплин, образующих цикл «Науки о Земле». Ключевым является файл «Содержание», каждый пункт содержания - это гиперссылка на файл, являющийся разделом учебника.

Пакет мультимедийных учебно-методических разработок в МОК «Науки о Земле» это совокупность модулей, каждый из которых соответствует

одной из дисциплин, образующих цикл «Науки о Земле», в объеме установленном стандартом и примерной учебной программой.

Эти разработки могут использоваться как преподавателем на занятиях для демонстрации учебного материала, так и студентом при самостоятельном изучении дисциплины и выполнении домашних заданий.

Каждый модуль представляет собой установочную программу, которую можно использовать независимо от всего комплекса. Воспользоваться модулем можно, открыв главное меню. Если нет необходимости устанавливать программу на компьютер, то можно проиграть отдельные файлы прямо с носителя (СО или накопитель). Для этого нужно открыть папку «Науки о ЗЕМЛЕ» > demo32.exe. В окне проигрывателя «demo32.exe» находятся нужные файлы. Студент может воспользоваться как пакетом в целом, так и отдельной компьютерной разработкой.

В составе каждого модуля имеется лекционный материал, лабораторные (или практические) работы с набором контрольных вопросов для самоконтроля и тесты. Лекционный материал - это более краткое изложение электронного учебника в мультимедийном исполнении, лабораторные работы - мультимедийное методическое руководство по проведению лабораторной работы с наглядными примерами ее выполнения.

Тесты являются важным элементом МОК и используются студентом как механизм для проверки усвоенного материала. Они также выполнены в электронном виде. После ответов на вопросы программа оценивает знания студентов в процентах. Если объем знаний составляет менее 30%, то программа рекомендует студенту поработать с учебным материалом еще раз.

Рассмотрим более детально один из модулей МОК - «Основы гидрогеологии». В состав модуля входят три основных блока: лекционный материал, лабораторные работы и проверочные тесты. Ключевой файл с одноименным названием «Основы гидрогеологии», являющийся оболочкой модуля, имеет всего две страницы:

1. Меню.

2. Инструкция пользователя.

«Меню» выполняет функцию главной страницы, с которой осуществляется переход к остальным блокам (файлам) модуля. «Инструкция пользователя» является вспомогательной страницей и присутствует во всех мультимедийных фай-

г

Мультимедийные технологии в политехническом образовании

лах образовательного комплекса, кроме тестов.

Следует отметить, что каждый блок может состоять из нескольких мультимедийных разработок (несколько лекций, несколько лабораторных или практических работ и т.д.). Аналогичную структуру имеют все модули комплекса.

Основой всех презентаций МОК является гипертекст. Он присутствует во всех файлах и является стержнем, на который нанизывается весь иллюстрационный материал - это шрифт различных размеров, цветов, начертания, с многочисленными подсветками и ссылками. Подсветка текста используется для выделения терминов, требующих запоминания или обращения к электронному учебнику «Науки о Земле» (и если это необходимо, работы с дополнительным материалом, но уже на бумажном носителе - учебнике). Ссылка на приложение - шрифт красного цвета. В качестве приложения могут быть как иллюстрации, мультимедийные приложения, так и поясняющий текст или примечание. Щелчок мышки по ссылке открывает приложение, повторный щелчок возвращает пользователя к исходной странице.

Некоторые файлы содержат гиперссылки -ссылки на другие файлы. Например, в модуле «Основы гидрогеологии» лабораторная работа содержит гиперссылку на файл с вариантами заданий (фрагменты топографических карт), которые студент может распечатать со своего компьютера

В презентациях МОК используются практически все виды наглядных средств обучения -изобразительный, условно-графический, мультимедийный.

Уже с первой строки электронного текста мультимедийного лекционного материала по гидрогеологии дается ссылка на видеоряд фотоизображений природных водных объектов. Студенту не нужно напрягать свое воображение, а преподавателю объяснять на пальцах, или рисуя на доске, что он имел в виду. Все перечисляемые водные объекты в течение двадцати секунд мелькают перед глазами. Фотографии отредактированы в графическом редакторе растровых изображений РЬойБЬор: увеличена резкость и выбрано оптимальное разрешение.

В большом объеме используются рисунки, специально созданные для учебных текстов, являющиеся основой для создания моделей физических процессов. В достаточно большом коли-

честве присутствуют во всех презентациях рисун-ки-схемы с элементами анимации. В качестве анимационных эффектов использовались смена цвета текста, подсказки, движение и мигание объектов. В данном модуле для создания моделей физических процессов использовались такие приемы как «наложение» и «движение в пространстве».

Следующим элементом мультимедийной наглядности, использованным в МОК «Науки о Земле», является звук. Звук присутствует в виде фраз, произносимых преподавателем, диалога персонажей или звукового ряда видеофрагмента. В нашем случае звуковое сопровождение ограничивается воспроизведением гипертекста и лаконичными комментариями в текстовых и иллюстрационных приложениях, негромкими звуками при перелистывании страниц и появлении приложений. Музыкальное сопровождение добавляется лишь при открытии или закрытии файла.

Как условно-графическое средство обучения в мультимедийных разработках присутствуют логико-структурные объекты наглядности - таблицы. Все они выполнены с акцентом на цвето-восприятие (столбцы, строки и ячейки разного цвета) с различным обрамлением. Многие таблицы имеют полосу прокрутки, что позволяет компактно расположить учебный материал. В таблицах оформлен как учебный материал, так варианты заданий.

В данном модуле использованы далеко не все средства наглядности, их арсенал гораздо больше (диаграммы, схемы, карты, видеоролики, анимация и ЗБ моделирование и т.д.) и многие присутствуют в других модулях МОК «Науки о Земле». Разнообразная подача информации, включение в программное обеспечения звука, видео, графики и анимации позволяют сделать программный продукт информационно насыщенным и удобным для понимания. Это делает его мощным дидактическим инструментом, благодаря одновременному воздействию на различные каналы восприятия информации [7], что позволяет эффективно использовать мультимедиа-продукты в учебном процессе.

Сложно провести объективное сравнение новых образовательных технологий со старыми традиционными методами обучения, но совершенно очевидны следующие преимущества мультимедийных технологий как средств обучения:

- возможность сочетания логического и об-

разного способов освоения информации,

- активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности, интерактивное взаимодействие,

- гибкость и интеграция различных типов мультимедийной учебной информации,

- развитие самостоятельности и творчества в учебной деятельности обучаемого.

Включаясь с учебный процесс, где используются мультимедийные технологии (сетевые технологии, электронные пособия и др.), студент становится субъектом коммуникативного общения с преподавателем, что позволяет развить у него эти качества [7].

Но не следует чрезмерно увлекаться мультимедиа и использовать в образовательном процессе исключительно мультимедийные программные продукты - это было бы ошибкой. В современных условиях обучающийся должен оптимально и в совокупности использовать все возможности, предоставляемые как классическим обучением, так и новыми образовательными технологиями. Никакие технологии не могут полностью заменить личного общения студента с преподавателем. Современное классическое обучение, на чем акцентирует внимание профессор В.П. Тихомиров, должно быть буквально «пропитано» новыми образовательными технологиями, базироваться на широком использовании в образовательном процессе прикладного программного обеспечения.

В целом, мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией, благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также возможности учета индивидуальных особенностей учащихся и способствовать повышению их мотивации. Мультимедийные средства обучения являются перспективным и высокоэф-

фективным инструментарием, позволяющим предоставить массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации, и в той последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся.

Библиографический список

1. Говорский А.Э., Тихомиров В. П., Зайцева Ж.Н. Открытое образование - глобальная информатизация образовательной сферы // Материалы международной конференции «Образование в информационную эпоху», 13 июня 2001 г. - М., 2001.

2. Дьяченко В. В. Науки о Земле в структуре высшего образования по безопасности в техносфере // В.В. Дьяченко, Л.Г. Дьяченко // Безопасность жизнедеятельности,2007.-№3.-С. 50-54.

3. Дьяченко В.В. Роль мультимедийных технологий в образовании на примере дисциплины «Науки о Земле» // В.В. Дьяченко, Л.Г. Дьяченко // Безопасность жизнедеятельности, 2003. - №9.

— С. 41—45.

4. Зайцев Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г., Тихомиров В.П., Хорошилов А.В., УсковВ.Л. Открытое образование - объективная парадигма XXI века // под общей ред. В .П. Тихомирова - М., 2000.

5. Лукашенко М. Distant, Open, Blended education ... Что дальше? // Высшее образование в России.-2004.-№ 1.-С. 81-92.

6. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/ под ред. М.В. -Моисеевой. - М.: Издательский дом «Камерон», 2004.-216 с.

7. Сумина Г. А., Ушаков Н.Ю. Использование мультимедийных технологий в учебном процессе вуза. http//www.masters.donntu.edu.ua/2007/ fgtu/ ded ich/library/sumina/ index, htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.