Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ'

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
дизайн / образование / метод проектов / история / design / education / project method / history

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова А.С.

В статье рассмотрена история развития метода проектов в дизайн-образовании в таких странах, как Америка, Германия и Англия, а также важность изучения истории методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF APPLYING PROJECT METHOD IN DESIGN EDUCATION

The article examines the history of the development of the project method in design education in countries such as America, Germany and England, as well as the importance of studying the history of methods.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 37

Соколова А.С.

студент

Государственный университет просвещения (г. Мытищи, Россия)

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация: в статье рассмотрена история развития метода проектов в дизайн-образовании в таких странах, как Америка, Германия и Англия, а также важность изучения истории методов.

Ключевые слова: дизайн, образование, метод проектов, история.

В настоящее время Российскому государству необходимы высококвалифицированные специалисты-дизайнеры, способные составить конкуренцию на мировом уровне. Для этого нужны новые, прогрессивные методики, при создании которых важно опираться на прошлые достижения и способы обучения для получения наилучшего результата. Как говорил Ростовцев Н.Н., профессор, учёный, доктор педагогических наук, «...используя все прогрессивное, что было в прошлом, мы можем правильно разработать теорию художественно-педагогического образования и воспитания, положив в основу данные современной науки» [6]. То есть, при изучении истории методов обучения можно получить более четкое понимание своего предмета, а также составить действенную систему преподавания. История - это не просто повествование о прошлом, которое никак не касается настоящего. Это собрание всего накопленного опыта, всех идей и методик, которые можно применять при рассмотрении современных проблем и задач.

Проблемой метода проектов в дизайн-образовании и изучением истории его развития занимались такие авторы, как Мурзина С.М, Богомолова Т.А., Веклич С.Н, Килпатрик В., Коллингс Е. и др.

1950-й год был отмечен возникновением первых методических пособий в области дизайна, которые вобрали в себя идеалы и идеи того периода. Это особенно заметно в их прагматической направленности. Теоретик дизайна Ф. Эшфорд обозначил основную задачу дизайнера, которая, по его мнению, заключалась в создании востребованной в данный момент продукции. Несмотря на ремесленническую ограниченность, первые методики оказали значительное влияние на становление дизайна.

Методики, существовавшие в то время, воспринимали деятельность, осуществляемую дизайнером, по-разному.

Особо пристальное внимание стоит обратить на то, какие подходы в области дизайн-образования использовались в различных странах, и в первую очередь проследить введение метода проектов. Родиной данного метода считается США. В начале двадцатого века Дж. Дьюи и В.Х. Килпатрик осветили его в своих работах, а именно: «Введение в философию воспитания», «Метод проектов» и др. После этого проектный подход в дизайн-образовании распространил свое влияние и на Запад. Особо значимую роль он оказал на Германию, которая восприняла самые лучшие традиции БАУХАУЗА.

Проектный подход - важный элемент обучения, нацеленного в первую очередь на практику. Он дает возможность обучающимся еще в университете узнать тонкости профессионального мастерства. Особенно удачно осуществила сочетание освоения теории и практики, проходящей на предприятиях, дуальная система, нашедшее наибольшее применение в Германии. Здесь профессиональные академии и университеты прикладных наук, в которых шел упор на практические навыки, становились все более востребованными. Данные высшие учебные организации создавали программы обучения с акцентом на практическое применение, ориентировали учебные курсы на исследование примеров из реального производства, выделяли в учебном плане

особое место для производственной практики, направляли дипломную работу на деятельность по исследованию и поиску решения производственных задач, которая осуществляется непосредственно на производстве. Оформившаяся структура взаимосвязей высших учебных заведений с социальными партнёрами дала возможность усовершенствовать всю систему образования на уровне страны. Социальные партнеры, являющиеся представителями предприятий, профсоюзов, принимали активное участие в создании и усовершенствовании стандартов обучения, особый акцент делался на профессиональные компетенции, а именно: владение навыком работы с разными материалами, способность предлагать новые решения, умением осуществлять деятельность в группе и др.

Дизайн-образование в Англии принято считать одним из самых лучших. Их методика направлена на адаптацию студентов к реальным условиям практической деятельности. Как отмечал П. Грин, являющийся ректором педагогического факультета Колледжа искусств, совершенствование и повышение своих профессиональных навыков неосуществимо, если заниматься только надуманными проектами, никак не применимыми в действительности, искусственно созданные проблемы и задачи моментально утрачивают всю ценность.

В Америке дизайн занимал значимое место с самого своего появления, это отразилось и на принципах дизайн-образования, которые значительно расходятся с принципами дизайн-образования в Европе. Середина 1950-х - эти года отмечены формированием Ассоциации по подготовке дизайнеров, с которой и началось создание цельной системы образования в области дизайна. Были составлены рекомендации по унификации программ обучения. Особое внимание уделялось маркетингу, техническим дисциплинам, искусству. В настоящее время принцип получения знаний через опыт выражен в производственной практике, которую обучающиеся проходят в течение года, взаимодействии высших учебных заведений с промышленностью, работе над реальными проектами, большая часть которых получает спонсорскую

поддержку промышленных компаний, сертификацию выпускников. Главная цель преподавателей здесь - перенаправить обучающихся от потребления знаний к производству.

Таким образом, для образования в сфере дизайна за рубежом характерны следующие черты: проработанная материально-техническая основа, дающая возможность приблизить образовательный процесс к реальному производству, применение новых технологий, отведение особой роли налаживанию диалога с заказчиком. В тоже время обучение характеризуется узкой направленностью

В настоящее время проектный метод вызывает особый интерес, как за рубежом, так и у нас в стране, что вызвано острой необходимостью в специалистах, способных составить конкуренцию на мировом уровне.

Метод проектов дает возможность обучающимся в процессе работы получить следующие практические навыки: создание концепции, приобретение знаний в процессе сбора и анализа материала, усовершенствование умения работы в команде, развитие креативного мышления во время продумывания нестандартного варианта решения поставленной задачи или возникшей в ходе работы проблемы, овладение способностью работать с разными материалами, развитие стрессоустойчивости и работоспособности. Проектный метод способствует самореализации студентов, их самовыражению, а также совершенствованию творческих качеств.

Метод проектов, существующий на сегодняшний день, вобрал в себя лучшие черты методик преподавания прошлых лет, добавив к ним новые технологии, став более совершенным и действенным. Его отличительными чертами являются: упор на прагматическую направленность, акцент на работу над социальными проблемами, создание условий приближения образования к реальным условиям производственного процесса, сюда также включена и организация производственных мастерских, включение в процесс обучения технологизации и информатизации, создание оптимальных условий для непрерывного образования.

Подводя итог, можно сказать, что изучение истории методов обучения дизайну, дает возможность создать новую, более совершенную методику, которая использует лучшие решения прошлых лет и добавит к ним современные инновации. Именно это и произошло с проектным методом, благодаря чему он является одним из наиболее удачных и применяемых в дизайн-образовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баталов, М.Н. Дизайн образование за рубежом. - URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-44.pdf (дата обращения: 04.02.2024);

2. Богомолова Т.А., Веклич С.Н. История зарождения метода проектов. -URL:

https://amgpgu.ru/upload/iblock/f17/bogomolova_t_a_veklich_s_n_istoriya_zarozhde niya_metoda_proektov.pdf (дата обращения: 04.02.2024);

3. Мурзина, С.М Современные задачи и проблемы преподавания художественного проектирования в высшей школе. - URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 04.02.2024);

4. Килпатрик, В. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе / В. Килпатрик. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. - 43 с.;

5. Коллингс, Е. Опыт работы американской школы по методу проектов / Е. Коллингс. - М.: Новая Москва, 1926. - 288 с.;

6. Ростовцев, Н.Н. История методов обучения рисованию, зарубежная школа рисунка. - М.: Просвещение, 1981. - 241 с.;

7. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. - М.: Архитектура-С, 2004. - 296 с.;

8. Эшфорд, Фредерик К. Дизайн и промышленность. - М.: [б. и.], 1968. - 177

с.;

Sokolova A.S.

State University of Education (Mytishchi, Russia)

PRACTICE OF APPLYING PROJECT METHOD IN DESIGN EDUCATION

Abstract: the article examines the history of the development of the project method in design education in countries such as America, Germany and England, as well as the importance of studying the history of methods.

Keywords. design, education, project method, history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.